Великий Князь Александр Ярославич Невский (1219-1263)
Портрет из Царского титулярника. 1672 год
Святой благоверный великий князь Александр Невский - иконы и церковно-монументальная живопись
Первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 году при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского "блаженным". Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
Древнейшие иконы святого князя до нас не дошли, но есть упоминания о них. Это, например, древняя икона "Св. Александр Невский с житием". Само поясное изображение святого Александра дано в манере решения икон преподобных: из-под монашеского одеяния видны часть куколя с крестом.
Тот же иконографический тип повторяется много раз: например, на фреске 1508 г., работы изографа инока Феодосия (на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского кремля), где новгородский князь предстает в монашеском одеянии как инок Алексей, стоящий рядом со святым Иоанном Дамаскиным.
В "Сводном иконописном подлиннике" приводится такое описание святого Александра: "…брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист". Последняя черта часто присуща его изображениям допетровского времени: святой князь предстает сильным, плечистым монахом-схимником.
Исследователи полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконографическом подлиннике XVI в. написано: "…преподобный Александр Невский аки Георгий: риза – киноварь, испод – лазорь". Полагают, что такой новгородской иконы, на которой Александр Невский в княжеской одежде, не сохранилось. Однако в Европе, в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр Невский изображен в полный рост вместе со святыми Борисом и Глебом. Другую древнюю икону видели в 1930г. на одной из выставок. На иконе было поясное изображение Александра Невского, в руках его – копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова без княжеской шапки, русая борода, пальцы сложены как для крестного знамения, а по краям иконы шел витой орнамент, который был распространен на Руси в XIV-XV вв.
Некоторые исследователи полагают, что на московской иконе середины XVI в. "Воинствующая церковь" князь Александр Невский изображен среди русских воинов в броне и голубом шлеме, на вороном коне.
В княжеской одежде и с мечом святой князь изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского кремля, выполненной в 1652-66 гг. Симоном Ушаковым, а также на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Плеханова.
Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания Александра Невского – отныне он стал общенациональным святым, покровителем Петербурга. Его мощи перенесли из Владимира в Петербург в 1723 г. В 1724 г. Синод постановил: отныне Александра Невского "в монашеской персоне отнюдь никому не писать", а только "во одеждах великокняжеских".
С тех пор в иконографии распространился и стал господствующим новый тип: святой Александр Невский в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностая, с крестом и нимбом над головой, с мечом в левой руке и на коне, нередко на фоне Невы, Петербурга.
21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине – изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне.
Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской. Известны многие иконы XIX-XX вв. этого же типа с клеймами, например, в Казанском соборе и в Государственном Русском музее. Однако старая владимирская монашеская традиция продолжала еще существовать.
Иконография святого Александра Невского, созданная русскими художниками-монументалистами во второй половине XIX – начала XX вв. слишком обширна, чтобы сделать в короткой статье достаточно полный ее обзор. Мы ограничимся творчеством лишь трех наиболее крупных мастеров – Г. И. Семирадского, В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.
Александр Невский у Семирадского – молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. По сути, художник написал не иконы, а исторические композиции, более подходящие для академических выставок, чем для храма. Современниками это было замечено.
Живопись Семирадского, блестящая и эффектная по исполнению, конечно, мало соответствовала задачам православной церковной живописи, призванной, в том числе, создавать у молящихся определенное настроение. Этот недостаток строгости формы и колорита, свойственный вообще большинству росписей храма Христа Спасителя, был в свое время сурово раскритикован.
Потребность возрождения пришедшей в упадок церковной живописи послужила появлению самобытной индивидуальности В. М. Васнецова, выполнившего в 1880 г. основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве.
Трактовка Васнецовым образа святого Александра Невского значительно отличалась от типично академической. Как истинный представитель и один из основоположников так называемого “русского стиля”, Васнецов внес в образ черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике святого князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря. Композиционными и пластическими средствами, через максимальное приближение фигуры к переднему плану, низко взятый горизонт, строгость и лаконичность рисунка, Васнецов усилил значительность и монументальность образа. Здесь чувствуется обращение Васнецова к традициям средневековой церковной живописи.
На стенах Владимирского собора вместе с Васнецовым работал М. В. Нестеров, принадлежавший уже к следующему поколению русских художников. В произведениях Нестерова преобладало неповторимо-личностное начало. В отличие от Васнецова, Нестеров в церковной живописи выступил не как эпик, а как лирик. Святых на иконах Васнецова отличают страстность, мощь не только духовная, но и телесная. Облик васнецовских персонажей внушителен и монументален. Святым Нестерова этой монументальности недостает, зато их образы наполнены молитвенным сосредоточением, внутренним покоем и искренним сердечным чувством.
По протекции Васнецова, видевшего в Нестерове своего ученика, последний получил в 1892 году заказ на исполнение образов для строившегося в Петербурге по проекту архитектора А. А. Парланда храма Воскресения Христова на месте гибели императора Александра II. В частности, Нестерову был заказан образ святого Александра Невского для иконостаса. На эскизе к этому образу, позднее воплощенному в мозаике, святой Александр Невский изображен молящимся накануне Невской битвы. В облике святого князя Нестеров акцентирует не воинскую доблесть, не богатырство, а его смирение перед волей Божией и готовность к достойному исполнению возложенного на него великого служения Церкви, державе и народу.
Александр Бескровный, иконописец |
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.