*
*
Народное название:
Елисей
Иаков (Яков), Иаков день
Яков Праведный
ЯКОВ, День Якова, Яков день
ЯКОВ ГУЖНИК
ГУЖНИКИ
*
День востановления париаршества в России
Елисей
Иаков (Яков), Иаков день
Яков Праведный
ЯКОВ, День Якова, Яков день
ЯКОВ ГУЖНИК
ГУЖНИКИ
*
День востановления париаршества в России
*
конспект
*
конспект
*
*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые
--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей ) (ок. 1540).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).
Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Прп. Никифора Константинопольского.
Прп. Петрония, ученика прп. Пахомия Великого.
Прп. Оды Амейской.
Св. Макария Римлянина Мессопотамского.
Св. Ефельфледы игумении Ромсейской.
Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937).
Новоцщмч. археп. Владимира Амбарцумова Московского(1937).
Прмц. Евфросинии(1942).
*
----------------------------------
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые
--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей ) (ок. 1540).
Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).
Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
Прп. Никифора Константинопольского.
Прп. Петрония, ученика прп. Пахомия Великого.
Прп. Оды Амейской.
Св. Макария Римлянина Мессопотамского.
Св. Ефельфледы игумении Ромсейской.
Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937).
Новоцщмч. археп. Владимира Амбарцумова Московского(1937).
Прмц. Евфросинии(1942).
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :
--
На Якова водили последние осенины – проводы осени.
С Якова уже ждали зиму.
По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал.
Снежная крупа или град в этот день предвещали, что с Матреныного дня (22 ноября) зима начнется.
И Яков день имел свою примету:
"Коли на Якова крупицу (снежную крупу, мелкий град) пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет".
Коли на Якова Бог крупицу пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима станет на ноги.
Коли на Якова крупу (мелкий снег) Бог пошлет, и с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет.
"Коли Яков крупицу (мелкий град, крупу) пошлет, то с Матрены (9/22 ноября) зима станет на ноги".
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :
--
На Якова водили последние осенины – проводы осени.
С Якова уже ждали зиму.
По наблюдениям, «на Якова» второй снег падал.
Снежная крупа или град в этот день предвещали, что с Матреныного дня (22 ноября) зима начнется.
И Яков день имел свою примету:
"Коли на Якова крупицу (снежную крупу, мелкий град) пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет".
Коли на Якова Бог крупицу пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима станет на ноги.
Коли на Якова крупу (мелкий снег) Бог пошлет, и с Матрены (22 ноября) зима на ноги станет.
"Коли Яков крупицу (мелкий град, крупу) пошлет, то с Матрены (9/22 ноября) зима станет на ноги".
--
Иногда в этот день выпадают дожди,
которые очень полезны для будущего урожая.
Если в этот день дождь - к обильному урожаю следующего года.
-
Если в этот день выпадал глубокий снег
Если в этот день дождь - к обильному урожаю следующего года.
-
Если в этот день выпадал глубокий снег
и потом не таял, а оставался, зима обещала быть мягкой, а лето урожайным.
Снега надует – хлеба прибудет,– гласила поговорка.
В народе считали:
С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима.
И весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая.
Снега надует – хлеба прибудет,– гласила поговорка.
В народе считали:
С первого снега сорок дней до зимы, со второго – сама зима.
И весело провожали в этот день осень с терпким пивом из нового урожая.
--
Как бы там ни было, а с Якова начиналась настоящая зима во всей средней России.
--
С этого дня мужики начинали в деревнях гужи делать,
да всю конскую сбрую и упряжь проверяли, что все было «справно».
(Гуж – кожаная глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях; он обносился поверх оглобли, и в него вставляли нагнетом конец дуги.)
Изготовлялись гужи из конопли или сыромятной кожи.
Наступала пора запрягать лошадей в сани, поэтому проверяли и чинили в этот день всю упряжь: гужи, дуги, оглобли, хомуты.
Поэтому в этот день кланялись гужникам, хотя всё равно вожжи да гужи, дуги да оглобли – мужицкая забота.
Наши мужики помнили, что по старинным преданиям, когда сойдет антихрист на колеснице на землю, то колесницца та будет об одной оглобле.
Поэтому в старину считалось, что в телеге иль в санях ездить об одной оглобле грешно.
Оглоблей называли одну из двух жердей, надетых одним концом на переднюю ось повозки.
На оглобли шел вязовый, дубовый или березовый жердяк.
Знающий толк в оглобельном деле назывался оглобельщиком.
Русскому народу оглобля часто служила вместо дубины.
И кивая в сторону врага, русский мужик говорил: «Не долга оглобля, а до Орды достанет»
Вожжи – веревки или ремни длиной до 9-10 метров, который вязались или плелись обычно самими мужиками из волокна конопли, льна, пеньки, или конского волоса.
При помощи возжей управляли лошадью.
Вожжи бывали и тканные.
Девушка желая сделать подарок жениху для свадебного выезда, ткала вожжи, искусно изукрашивая их красивым орнаментом.
Кстати, тележный или санный транспорт на Руси назывался гужевым, поэтому и дороги иногда называли гужевыми.
До появления первых железных дорог (первая железная дорога – Царскосельская – была открыта в 1838 году) в России гужевой транспорт использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния.
Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков.
Грузы обычно перевозились конными обозами.
--
Не под силу воз, так и гужи пополам.
Жена пряди рубашки, а муж тяни гуж.
Не долга оглобля, а до Орды достанет.
(Гуж – кожаная глухая петля в конной упряжи, укрепленная в хомутных клешнях; он обносился поверх оглобли, и в него вставляли нагнетом конец дуги.)
Изготовлялись гужи из конопли или сыромятной кожи.
Наступала пора запрягать лошадей в сани, поэтому проверяли и чинили в этот день всю упряжь: гужи, дуги, оглобли, хомуты.
Поэтому в этот день кланялись гужникам, хотя всё равно вожжи да гужи, дуги да оглобли – мужицкая забота.
Наши мужики помнили, что по старинным преданиям, когда сойдет антихрист на колеснице на землю, то колесницца та будет об одной оглобле.
Поэтому в старину считалось, что в телеге иль в санях ездить об одной оглобле грешно.
Оглоблей называли одну из двух жердей, надетых одним концом на переднюю ось повозки.
На оглобли шел вязовый, дубовый или березовый жердяк.
Знающий толк в оглобельном деле назывался оглобельщиком.
Русскому народу оглобля часто служила вместо дубины.
И кивая в сторону врага, русский мужик говорил: «Не долга оглобля, а до Орды достанет»
Вожжи – веревки или ремни длиной до 9-10 метров, который вязались или плелись обычно самими мужиками из волокна конопли, льна, пеньки, или конского волоса.
При помощи возжей управляли лошадью.
Вожжи бывали и тканные.
Девушка желая сделать подарок жениху для свадебного выезда, ткала вожжи, искусно изукрашивая их красивым орнаментом.
Кстати, тележный или санный транспорт на Руси назывался гужевым, поэтому и дороги иногда называли гужевыми.
До появления первых железных дорог (первая железная дорога – Царскосельская – была открыта в 1838 году) в России гужевой транспорт использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния.
Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков.
Грузы обычно перевозились конными обозами.
--
Не под силу воз, так и гужи пополам.
Жена пряди рубашки, а муж тяни гуж.
Не долга оглобля, а до Орды достанет.
--
Крестьяне помнили, что поле поднимет на другой год хорошие хлеба,
когда ты о нём думаешь, когда не позабываешь и наведываешься к нему в пору, когда оно голо.
И взять с него нечего.
От Казанского пирога «закармливали» землю на Якова:
разламывали на поле пирог на куски и раскидывали их по земле, подкармливали пташек зимних, чтобы те своим чириканьем землю успокоили, упросили, чтобы дала она богатый урожай на следующий год.
Крестьяне верили, что зимние птицы – снегири, свиристели, чечётки, вьюрки – прилетят к полю и своими голосами успокоят землю.
--
В этот день старались заготовить последние дрова в зиму.
Считалось, что это обычай принесет в дом тепло.
Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу.
И взять с него нечего.
От Казанского пирога «закармливали» землю на Якова:
разламывали на поле пирог на куски и раскидывали их по земле, подкармливали пташек зимних, чтобы те своим чириканьем землю успокоили, упросили, чтобы дала она богатый урожай на следующий год.
Крестьяне верили, что зимние птицы – снегири, свиристели, чечётки, вьюрки – прилетят к полю и своими голосами успокоят землю.
--
В этот день старались заготовить последние дрова в зиму.
Считалось, что это обычай принесет в дом тепло.
Яков был покровителем мужской работы, поэтому в этот день и справляли прежде всего тяжелую работу.
--
Отношение к Якову выражается образным народным языком:
Не всякому по Якову.
И всякому, да не как Якову.
Затвердила сорока Якова одно про всякого.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берёт полтину, а иной (богомолке) сам рубль даёт.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, за другую сам два дает.
*
-------------------------------
Не всякому по Якову.
И всякому, да не как Якову.
Затвердила сорока Якова одно про всякого.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берёт полтину, а иной (богомолке) сам рубль даёт.
Отец Яков в молитве не одинаков: за ину берет полтину, за другую сам два дает.
*
-------------------------------
В этот день Православная церковь почитает память Преподобного Иакова Боровичского, новгородского чудотворца (около 1540), Святителя Игнатия, патриарха Константинопольского (877–878), Апостола Иакова, брата Господня по плоти (63), сына Иосифа, сброшенного иудеями с крыши храма и добитого камнями.
Апостол Иаков прославился тем, что с детства не ел мяса, не пил вина, не стриг волос и не мылся в бане. Будучи назореем, он с детских лет был посвящен Богу.
Он стал первым иерусалимским епископом по назначению Самого Христа. Составленная им Великая литургия легла в основу литургий. По наущению фарисеев его забросали камнями.
Апостол Иаков прославился тем, что с детства не ел мяса, не пил вина, не стриг волос и не мылся в бане. Будучи назореем, он с детских лет был посвящен Богу.
Он стал первым иерусалимским епископом по назначению Самого Христа. Составленная им Великая литургия легла в основу литургий. По наущению фарисеев его забросали камнями.
*
Устраивали в этот день «пчелиные хороводы». .
В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел.
Крестьяне выходили 5 ноября во двор и начинали изображать пчел.
Считалось, что если «полетать» подольше, посильнее «пожужжать» и съесть побольше меда, то на следующее лето пчелиные соты будут богаты как никогда.
Чем больше меда съест хозяин в этот день и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году.
Но одного меда много не съешь: «Есть захочешь, да много не проглотишь».
Поэтому угощались в этот день медовыми пряниками и медовухой.
В этот день едят мед и играют в пчелиные игры, подражая жужжанию пчел.
Крестьяне выходили 5 ноября во двор и начинали изображать пчел.
Считалось, что если «полетать» подольше, посильнее «пожужжать» и съесть побольше меда, то на следующее лето пчелиные соты будут богаты как никогда.
Чем больше меда съест хозяин в этот день и чем громче он будет жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной и тем больше меда удастся собрать в будущем году.
Но одного меда много не съешь: «Есть захочешь, да много не проглотишь».
Поэтому угощались в этот день медовыми пряниками и медовухой.
--
Рецепты
-
Медовые ржаные пряники
мед – 500 г,
ржаная мука – 100 г,
сахар – 1 ст. ложка,
яичные желтки – 2 шт.,
простокваша – 150 мл,
сода – 0,5 ч. ложки,
пшеничная мука – 400 г,
молотая корица – 1 ч. ложка,
кардамон – 2 коробочки,
молотая гвоздика – 4 шт.,
лимонная цедра – 1 ч. ложка,
сливки – 125 мл,
масло сливочное – по вкусу.
В невысокой кастрюле на маленьком огне сварите мед, снимая пену.
Часть меда отложите, к оставшемуся добавьте ржаную муку.
Поварите еще немного и добавьте в кастрюлю оставшийся мед.
Дайте медовому взвару остыть, пока масса не станет теплой, после этого хорошенько его взбейте, пока взвар не станет беловатым.
В маленькой толстостенной кастрюльке нагрейте сахар, пока он не превратится в тягучий сироп.
Готовят сироп на большом огне, постоянно помешивая, пока он не пожелтеет.
Огонь уменьшите и помешивайте дальше, пока сахарный сироп не станет желто-коричневым.
Следите за тем, чтобы сахар не подгорел: от него должен исходить приятный карамельный запах.
Карамелизированный сахар смешайте с желтками, добавьте простоквашу, пшеничную муку, специи и цедру лимона, все хорошо перемешайте.
Медово-ржаную массу смешайте со сливками и добавьте к тесту из пшеничной муки.
Сразу же хорошо перемешайте тесто.
Готовое тесто раскатайте в пласт, толщиной 1–2 см, положите на смазанный маслом противень (или в форму), разровняйте и поставьте в разогретую до 200 °С духовку.
Готовый пряник нарежьте на квадраты.
Печенье глазировать не нужно.
*
Медовые ржаные пряники
мед – 500 г,
ржаная мука – 100 г,
сахар – 1 ст. ложка,
яичные желтки – 2 шт.,
простокваша – 150 мл,
сода – 0,5 ч. ложки,
пшеничная мука – 400 г,
молотая корица – 1 ч. ложка,
кардамон – 2 коробочки,
молотая гвоздика – 4 шт.,
лимонная цедра – 1 ч. ложка,
сливки – 125 мл,
масло сливочное – по вкусу.
В невысокой кастрюле на маленьком огне сварите мед, снимая пену.
Часть меда отложите, к оставшемуся добавьте ржаную муку.
Поварите еще немного и добавьте в кастрюлю оставшийся мед.
Дайте медовому взвару остыть, пока масса не станет теплой, после этого хорошенько его взбейте, пока взвар не станет беловатым.
В маленькой толстостенной кастрюльке нагрейте сахар, пока он не превратится в тягучий сироп.
Готовят сироп на большом огне, постоянно помешивая, пока он не пожелтеет.
Огонь уменьшите и помешивайте дальше, пока сахарный сироп не станет желто-коричневым.
Следите за тем, чтобы сахар не подгорел: от него должен исходить приятный карамельный запах.
Карамелизированный сахар смешайте с желтками, добавьте простоквашу, пшеничную муку, специи и цедру лимона, все хорошо перемешайте.
Медово-ржаную массу смешайте со сливками и добавьте к тесту из пшеничной муки.
Сразу же хорошо перемешайте тесто.
Готовое тесто раскатайте в пласт, толщиной 1–2 см, положите на смазанный маслом противень (или в форму), разровняйте и поставьте в разогретую до 200 °С духовку.
Готовый пряник нарежьте на квадраты.
Печенье глазировать не нужно.
*
Несчастливый день.
Пришло время, чтобы попытаться изменить свой образ жизни.
Постарайтесь сосредоточиться на своих проблемах, устройте семейный совет.
Не занимайтесь делами других людей: пусть наконец они сами решают свои проблемы.
Покайтесь сегодня в собственных грехах и простите их другим.
Сегодня вы сможете совершить очень многое, однако не спешите сделать все сразу.
Не пытайтесь решить что-либо сами, не являясь специалистом в каком-либо серьезном деле.
Не планируйте ничего важного в этот день - все может пойти прахом.
Возможны кражи и потери.
Будьте сегодня осмотрительны и осторожны на дорогах - иначе аварий и штрафов вам не избежать.
Ограничте сегодня потребление углеводов, посвятите время укреплению организма.
Сделайте сегодня сознательный выбор, чтобы избавиться от ненужных вещей и прекратить общение с людьми, приносящими хаос в вашу жизнь.
Найденная сегодня изогнутая или сломанная монета является знаком любовной измены.
Пришло время, чтобы попытаться изменить свой образ жизни.
Постарайтесь сосредоточиться на своих проблемах, устройте семейный совет.
Не занимайтесь делами других людей: пусть наконец они сами решают свои проблемы.
Покайтесь сегодня в собственных грехах и простите их другим.
Сегодня вы сможете совершить очень многое, однако не спешите сделать все сразу.
Не пытайтесь решить что-либо сами, не являясь специалистом в каком-либо серьезном деле.
Не планируйте ничего важного в этот день - все может пойти прахом.
Возможны кражи и потери.
Будьте сегодня осмотрительны и осторожны на дорогах - иначе аварий и штрафов вам не избежать.
Ограничте сегодня потребление углеводов, посвятите время укреплению организма.
Сделайте сегодня сознательный выбор, чтобы избавиться от ненужных вещей и прекратить общение с людьми, приносящими хаос в вашу жизнь.
Найденная сегодня изогнутая или сломанная монета является знаком любовной измены.
*
Знахари сегодня отчитывают людей от бед, снимают сглаз и порчу.
*
---------------------------------------
Дети, рожденные сегодня, обладают упрямыми характером.
Родившимся в этот день следует носить хризопраз.
--
Именины празднуют:
По православному календарю :
Александр • Владимир • Емельян • Никифор • Николай • Яков • Игнатий (Игнат), Максим.
По католическому календарю :
Тимофей •
*
--------------------------------------------------------------------------------
*
---------------------------------------
Дети, рожденные сегодня, обладают упрямыми характером.
Родившимся в этот день следует носить хризопраз.
--
Именины празднуют:
По православному календарю :
Александр • Владимир • Емельян • Никифор • Николай • Яков • Игнатий (Игнат), Максим.
По католическому календарю :
Тимофей •
*
--------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
--------------
--
Димитриевская родительская суббота
--
Дмитриевская Родительская суббота - поминовение усопших
Народные приметы на Дмитриев день. Родительская суббота
Дмитриевская суббота в разных местностях называется по-разному: поминальной, родительской, дедовской.
Сохранилась поговорка: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут - живых блюдут». Эта поминальная суббота ведет свое начало со времен великого князя Дмитрия Донского, с 1380 года, когда он во главе русского войска победил полчища хана Мамая на Куликовом поле. В этом сражении, которое благословил печальник земли Русской преподобный Сергий Радонежский, погибли более 100 тысяч русских воинов и вождей и среди них два инока - Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Распустив войско по домам после возвращения в Москву, Дмитрий Донской прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение «сильному во бранях» Господу.
Житие преподобного Сергия так сообщает нам об этом событии: «В бытность свою на этот раз в Троицкой обители Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле.
В прежние времена в русской армии этот обычай поддерживался неукоснительно. В этот день во всех воинских частях служились панихиды о воинах православных, за веру, царя и отечество на поле брани убиенных. Высочайшим повелением предписывалось совершать в Дмитриевскую субботу в учреждениях, заведениях и частях, имеющих своих священников, служение панихид по усопшим воинам при обязательном присутствии всех чинов, свободных от служебных занятий. Там же, где своих священников не имелось, воины посылались на панихиды в приходские храмы. Ближайшие начальствующие офицеры объясняли низшим чинам значение церковного поминовения, обращая внимание на важнейшие битвы из истории нашего отечества (Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую и др.). Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других усопших.
-
Дмитриевская поминальная трапеза
Поминовение на Дмитриевскую родительскую субботу обычно проходит дома, в кругу семьи, за столом с зажженными свечами. Считается, что в Дмитриевскую субботу души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как сохраняется память о них, как сберегают люди оставленное наследство.
«Деды» отмечают дома, и принято, чтобы все члены семьи собирались в этот день в родном доме. На стол подают много блюд (как правило, двенадцать), при этом стараются не забыть приготовить те, которые особенно любили умершие.
Традиционным блюдом праздничного стола является фаршированная свиная голова. Готовят обязательно и ритуальные блюда - кутью (любимую пищу умерших), блины, овсяный, медовый или клюквенный кисели, сыту, канун и др.
По традиции поминальная трапеза должна быть вкусной и обильной, обязательно включать блюда и напитки национальной кухни. К Дмитриевской субботе пекут пироги с начинкой из творога, капусты, каши или без начинки. Главное, чтобы пирогов было побольше. Как правило, они имеют продолговатую форму.
Помимо этого к Дмитриеву дню готовили студень из свиных или говяжьих ног, щи со свининой, говядиной или солониной, ветчину с хреном, кутью, кашу крутую или размазню с маслом и молоком, лапшу жирную или молочную, жаркое из баранины, свинины или говядины, кисели, а также подавали на стол всевозможные соленья.
За трапезой вспоминают добрым словом жизнь, дела, черты характера предков. Во время поминальной трапезы старшие члены семьи как бы подводят итоги прожитого года, задумываются над смыслом жизни.
Для молодежи - это своеобразный урок истории рода. Они воспитывают любовь и уважение к ближним, их наследию, не дают прерваться той нити, которая связывает многие поколения людей.
-
Народный календарь: Дмитриев День
Начинается дедова неделя.
Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинками.
В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
Дмитриев день - зима уже лезет на плетень.
Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.
Коли Дмитровский день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели Дмитрий по голу, и Свята по тому.
Этот день удачен для колдовства.
Родившиеся в этот день - хранители семейных тайн и преданий.
--
Дмитриевская Родительская суббота - поминовение усопших
Народные приметы на Дмитриев день. Родительская суббота
Дмитриевская суббота в разных местностях называется по-разному: поминальной, родительской, дедовской.
Сохранилась поговорка: «Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут - живых блюдут». Эта поминальная суббота ведет свое начало со времен великого князя Дмитрия Донского, с 1380 года, когда он во главе русского войска победил полчища хана Мамая на Куликовом поле. В этом сражении, которое благословил печальник земли Русской преподобный Сергий Радонежский, погибли более 100 тысяч русских воинов и вождей и среди них два инока - Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Распустив войско по домам после возвращения в Москву, Дмитрий Донской прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение «сильному во бранях» Господу.
Житие преподобного Сергия так сообщает нам об этом событии: «В бытность свою на этот раз в Троицкой обители Великий князь велел петь панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле.
В прежние времена в русской армии этот обычай поддерживался неукоснительно. В этот день во всех воинских частях служились панихиды о воинах православных, за веру, царя и отечество на поле брани убиенных. Высочайшим повелением предписывалось совершать в Дмитриевскую субботу в учреждениях, заведениях и частях, имеющих своих священников, служение панихид по усопшим воинам при обязательном присутствии всех чинов, свободных от служебных занятий. Там же, где своих священников не имелось, воины посылались на панихиды в приходские храмы. Ближайшие начальствующие офицеры объясняли низшим чинам значение церковного поминовения, обращая внимание на важнейшие битвы из истории нашего отечества (Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую и др.). Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других усопших.
-
Дмитриевская поминальная трапеза
Поминовение на Дмитриевскую родительскую субботу обычно проходит дома, в кругу семьи, за столом с зажженными свечами. Считается, что в Дмитриевскую субботу души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как сохраняется память о них, как сберегают люди оставленное наследство.
«Деды» отмечают дома, и принято, чтобы все члены семьи собирались в этот день в родном доме. На стол подают много блюд (как правило, двенадцать), при этом стараются не забыть приготовить те, которые особенно любили умершие.
Традиционным блюдом праздничного стола является фаршированная свиная голова. Готовят обязательно и ритуальные блюда - кутью (любимую пищу умерших), блины, овсяный, медовый или клюквенный кисели, сыту, канун и др.
По традиции поминальная трапеза должна быть вкусной и обильной, обязательно включать блюда и напитки национальной кухни. К Дмитриевской субботе пекут пироги с начинкой из творога, капусты, каши или без начинки. Главное, чтобы пирогов было побольше. Как правило, они имеют продолговатую форму.
Помимо этого к Дмитриеву дню готовили студень из свиных или говяжьих ног, щи со свининой, говядиной или солониной, ветчину с хреном, кутью, кашу крутую или размазню с маслом и молоком, лапшу жирную или молочную, жаркое из баранины, свинины или говядины, кисели, а также подавали на стол всевозможные соленья.
За трапезой вспоминают добрым словом жизнь, дела, черты характера предков. Во время поминальной трапезы старшие члены семьи как бы подводят итоги прожитого года, задумываются над смыслом жизни.
Для молодежи - это своеобразный урок истории рода. Они воспитывают любовь и уважение к ближним, их наследию, не дают прерваться той нити, которая связывает многие поколения людей.
-
Народный календарь: Дмитриев День
Начинается дедова неделя.
Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинками.
В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит.
Дмитриев день - зима уже лезет на плетень.
Коли на Дмитрия холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель - зима и весна теплые.
Коли Дмитровский день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а ежели Дмитрий по голу, и Свята по тому.
Этот день удачен для колдовства.
Родившиеся в этот день - хранители семейных тайн и преданий.
Им следует носить берилл.
http://www.abc-people.com/shop/demetrius-solunsk.htm#005
*
--------------------------------------
Апостол Иаков, брат Господень по плоти (ок. 63 г.).
http://www.abc-people.com/shop/demetrius-solunsk.htm#005
*
--------------------------------------
Апостол Иаков, брат Господень по плоти (ок. 63 г.).
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Ὁ Ἅγιος Ἰάκωβος ὁ Ἀπόστολος καὶ Ἀδελφόθεος
*
*
--------------------------------------
Преподобный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец (ок. 1540 г.).
Ὁ Ἅγιος Ἰάκωβος ὁ Ἀπόστολος καὶ Ἀδελφόθεος
*
*
--------------------------------------
Преподобный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец (ок. 1540 г.).
* Преподобного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок.1540).
Блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей ) (ок. 1540).
Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (1544).
Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Ἰακώβου Βοροβίας τοῦ Θαυματουργοῦ (Ρῶσος)
--
Память 23 октября/5 ноября и 22 мая/4 июня
*
*
--------------------------------------
Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (877-878 гг.).
Блж. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (перенесение мощей ) (ок. 1540).
Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (1544).
Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Ἰακώβου Βοροβίας τοῦ Θαυματουργοῦ (Ρῶσος)
--
Память 23 октября/5 ноября и 22 мая/4 июня
*
*
--------------------------------------
Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский (877-878 гг.).
Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский Кипр |
Святителя Игнатия, Патриарха Константинопольского (ок. 877-878).
Ὁ Ἅγιος Ἰγνάτιος
--
Ὁ Ἅγιος Ἰγνάτιος
--
Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский Константинополь. 985 г. Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим. |
--
Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1041
*
--------------------------------------
Преподобный Елисей Лавришевский (ок. 1250 г.).
Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1041
*
--------------------------------------
Преподобный Елисей Лавришевский (ок. 1250 г.).
Икона святого преподобного Елисея Лавришевского источник: Сайт иконописца Петра Нефёдова |
Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).
--
--
Икона святого преподобного Елисея Лавришевского источник: Сайт иконописца Петра Нефёдова |
--
Преподобный Елисей Лавришевский
Архимандрит Николай в "Историко-статистическом описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком "в том месте, где ныне Лавришевская приходская Успенская церковь", был мужской монастырь, основанный около 1225 года Елисеем. Он говорит также о том, что согласно существовавшему жизнеописанию святого на славянском языке, Елисей был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Став христианином, он оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым Елисей основал лавру. В числе ее братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом месте. Елисей был убит своим питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября около 1250 года.
После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся мощей святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно(?) в 1514 году. Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли память святого преподобного Елисея лишь местно или было установлено общее празднование — неизвестно.
--
Преподобный Елисей Лавришевский
Архимандрит Николай в "Историко-статистическом описании Минской епархии сообщает, что под Новогрудком "в том месте, где ныне Лавришевская приходская Успенская церковь", был мужской монастырь, основанный около 1225 года Елисеем. Он говорит также о том, что согласно существовавшему жизнеописанию святого на славянском языке, Елисей был сыном князя Тройната, занимал высокую должность при дворе князя Миндовга. Став христианином, он оставил двор и удалился в пустынь, где его нашел некий православный монах, вкупе с которым Елисей основал лавру. В числе ее братии был и князь Войшелк, живший, впрочем, в особом месте. Елисей был убит своим питомцем, юношей-слугой в ночь на 23 октября около 1250 года.
После кончины мощи преподобного были прославлены чудотворениями. Еще в древнем сказании говорилось о некоем бесноватом, исцеленном после того, как он случайно коснулся мощей святого Елисея.
Около 1505 года, когда татары, опустошившие околицы Новогрудка, приблизились к Лавришевскому монастырю, Господь вновь явил чудо через своего угодника: татарам показалось, что монастырский двор заполнен отборной конницей, и они в страхе бежали. Это чудо, вероятно, послужило поводом для канонизации преподобного Елисея митрополитом Иосифом Солтаном на соборе, состоявшемся в Вильно(?) в 1514 году. Мощи святого, прежде почивавшие открыто, во время какой-то из войн были сокрыты в землю и после того, как монастырь был сожжен, уже не найдены. Чтилась ли память святого преподобного Елисея лишь местно или было установлено общее празднование — неизвестно.
--
--
Прп. Елисея Лавришевского и свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского в Ближних пещерах.
Прп. Елисея Лавришевского и свт. Лаврентия, затворника Печерского, еп. Туровского в Ближних пещерах.
Тропарь, глас 3.
Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.
*
--------------------------------------
Священномученики Николай, Владимир, Александр, Николай, Емилиан и Созонт пресвитеры (1937 г.).
Священномучеников Николая (Агафонникова), Владимира (Амбарцумова), Александра (Соловьева), Николая (Архангельского), Емилиана (Гончарова) и Созонта (Решетникова) пресвитеров, Московских (1937).
-
Агафоников Николай, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ (АГАФОНИКОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2941
--
Амбарцумов Владимир, протоиерей, священномученик;
Новоцщмч. археп. Владимира Амбарцумова Московского(1937).
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (АМБАРЦУМОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2942
--
Соловьев Александр, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР (СОЛОВЬЕВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1668
--
Архангельский Николай, протоиерей, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ (АРХАНГЕЛЬСКИЙ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1666
--
Гончаров Емилиан, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ГОНЧАРОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1667
--
Решетилов Созонт, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СОЗОНТ (РЕШЕТИЛОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1669
*
--------------------------------------
Преподобномученица Евфросиния (1942 г.).
Прмц. Евфросинии(1942).
Тимофеева Евфросиния, послушница, преподобномученица;
--
http://www.hram-ks.ru/Efrosinija.shtml?print
*
--------------------------------------
Прп. Никифора Константинопольского.
Прп. Никифора Харсианского (V);
Ὁ Ὅσιος Νικηφόρος
Γιὰ τὸν Ὅσιο αὐτόν, οἱ Συναξαριστὲς ἀναφέρουν ὅτι, «τὴν ἐν τῷ Χαρσιανῷ συστησάμενος Μονήν, ἐν εἰρήνῃ τελειοῦται».
Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες.
*
--------------------------------------------
Прп. Петрония, ученика прп. Пахомия Великого.
Ὁ Ὅσιος Πετρώνιος
--
Μᾶλλον ἀσκητὴς τῆς ἐρήμου, ποὺ ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
------------------------------------------
Прп. Оды Амейской.
------------------------------------------
Св. Макария Римлянина Мессопотамского.
Ὁ Ὅσιος Μακάριος ὁ Ρωμαῖος
--
Ἡ βιογραφία του ἀπὸ τοὺς Συναξαριστὲς εἶναι πολὺ μυθώδης καὶ παράδοξη. Ὅπως φανερώνει καὶ ἡ προσωνυμία του, ἦταν ἀπὸ τὴ Ρώμη, γιὸς κάποιου συγκλητικοῦ ἄρχοντα, ὀνόματι Ἰωάννου.
Μὲ τὴν βία τῶν γονέων του ὁ Μακάριος παντρεύτηκε γυναίκα, τὴν ὁποία ἄφησε τὴ νύχτα τοῦ γάμου. Περιπλανώμενος γιὰ μερικὲς ἡμέρες, βρῆκε μία σπηλιά, μέσα στὴν ὁποία ζοῦσε μαζὶ μὲ δυὸ λιοντάρια σὲ ἄγρια κατάσταση. Κάποτε τὸν ἀνακάλυψαν τρεῖς μοναχοί, ποὺ ὀνομάζονταν Σέργιος, Ὑγίνος καὶ Θεόφιλος. Ἀπὸ τότε ὁ Μακάριος ἔγινε γνωστὸς γιὰ τὴν αὐστηρὴ ἀσκητικότητά του καὶ τὶς μεγάλες ἀρετές του, ποὺ ἀπέκτησε ἀπ' αὐτὴ.
Ὁ Ὅσιος Μακάριος, σύμφωνα μὲ τὴν διήγηση τοῦ Συναξαριστή, ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
-----------------------------------------
Св. Ефельфледы игумении Ромсейской.
Мучеников Максима; 2-х отроков, огнем сожженных.
Преподобне отче наш Елиссее, / с Лаврентием чудным подвизался еси, учителю своему подражая, / земную славу и честь стопам Христа повергли есте, / темже Господь увенча вас / нетленным венцем славы Своея.
*
--------------------------------------
Священномученики Николай, Владимир, Александр, Николай, Емилиан и Созонт пресвитеры (1937 г.).
Священномучеников Николая (Агафонникова), Владимира (Амбарцумова), Александра (Соловьева), Николая (Архангельского), Емилиана (Гончарова) и Созонта (Решетникова) пресвитеров, Московских (1937).
-
Агафоников Николай, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ (АГАФОНИКОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2941
--
Амбарцумов Владимир, протоиерей, священномученик;
Новоцщмч. археп. Владимира Амбарцумова Московского(1937).
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (АМБАРЦУМОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2942
--
Соловьев Александр, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР (СОЛОВЬЕВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1668
--
Архангельский Николай, протоиерей, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ (АРХАНГЕЛЬСКИЙ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1666
--
Гончаров Емилиан, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ЕМИЛИАН (ГОНЧАРОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1667
--
Решетилов Созонт, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СОЗОНТ (РЕШЕТИЛОВ)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1669
*
--------------------------------------
Преподобномученица Евфросиния (1942 г.).
Прмц. Евфросинии(1942).
Тимофеева Евфросиния, послушница, преподобномученица;
--
http://www.hram-ks.ru/Efrosinija.shtml?print
*
--------------------------------------
Прп. Никифора Константинопольского.
Прп. Никифора Харсианского (V);
Ὁ Ὅσιος Νικηφόρος
Γιὰ τὸν Ὅσιο αὐτόν, οἱ Συναξαριστὲς ἀναφέρουν ὅτι, «τὴν ἐν τῷ Χαρσιανῷ συστησάμενος Μονήν, ἐν εἰρήνῃ τελειοῦται».
Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες.
*
--------------------------------------------
Прп. Петрония, ученика прп. Пахомия Великого.
Ὁ Ὅσιος Πετρώνιος
--
Μᾶλλον ἀσκητὴς τῆς ἐρήμου, ποὺ ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
------------------------------------------
Прп. Оды Амейской.
------------------------------------------
Св. Макария Римлянина Мессопотамского.
Ὁ Ὅσιος Μακάριος ὁ Ρωμαῖος
--
Ἡ βιογραφία του ἀπὸ τοὺς Συναξαριστὲς εἶναι πολὺ μυθώδης καὶ παράδοξη. Ὅπως φανερώνει καὶ ἡ προσωνυμία του, ἦταν ἀπὸ τὴ Ρώμη, γιὸς κάποιου συγκλητικοῦ ἄρχοντα, ὀνόματι Ἰωάννου.
Μὲ τὴν βία τῶν γονέων του ὁ Μακάριος παντρεύτηκε γυναίκα, τὴν ὁποία ἄφησε τὴ νύχτα τοῦ γάμου. Περιπλανώμενος γιὰ μερικὲς ἡμέρες, βρῆκε μία σπηλιά, μέσα στὴν ὁποία ζοῦσε μαζὶ μὲ δυὸ λιοντάρια σὲ ἄγρια κατάσταση. Κάποτε τὸν ἀνακάλυψαν τρεῖς μοναχοί, ποὺ ὀνομάζονταν Σέργιος, Ὑγίνος καὶ Θεόφιλος. Ἀπὸ τότε ὁ Μακάριος ἔγινε γνωστὸς γιὰ τὴν αὐστηρὴ ἀσκητικότητά του καὶ τὶς μεγάλες ἀρετές του, ποὺ ἀπέκτησε ἀπ' αὐτὴ.
Ὁ Ὅσιος Μακάριος, σύμφωνα μὲ τὴν διήγηση τοῦ Συναξαριστή, ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
-----------------------------------------
Св. Ефельфледы игумении Ромсейской.
Мучеников Максима; 2-х отроков, огнем сожженных.
*
---------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------
------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!
-----------------------------------------
ИСТОЧНИК :Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
Sibnet • Форум
http://forum.sibnet.ru/index.php?s=5fba39fe09828e897bae7021be7434ff&act=idx
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Куйбышевский форум
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?act=idx
Славянские и православные праздники и обряды.
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.html
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://www.abc-people.com/event/crush.php#today
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
БОГУСЛАВА
http://boguslava.in.ua/?ch=intro
РОДНОВЕРЫ НОГИНСКА
http://rodnoverie.narod2.ru/
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
http://www.pravenc.ru/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год. Славянский календарь»
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.