no copi

понедельник, 16 апреля 2012 г.

*** Пасхальная неделя, Светлая Седмица ***

Татьяна Зеленченко Украинский год. Великдень. 2011 г.
Святая неделя
Светлая Седмица
Пасхальная неделя
(Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская)
Первая неделя после праздника Пасхи
Праздничная неделя после Пасхи
О семидневном праздновании Пасхи
Пасхальный период
Замечания старых людей по дням и неделям
ТРАДИЦИИ: ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ
Старинные приметы
Народные  обычаи
Обряды, заговоры и советы
*
Праздничная неделя после Пасхи (Светлая Седмица), с ежедневными богослужениями, возложением плащаницы на престоле, колокольным звоном. Вся неделя сопровождалась гуляниями молодежи, качанием на качелях, спортивными играми, угощениями, христосованием с родными и знакомыми. Особенно торжественно отмечалась вторая половина пасхальной недели.
Веками на Руси отмечались Пасха и другие православные праздники: колокольный звон, зажженные свечи, красота церквей и служба в них, ритуалы праздничных богослужений - все это вошло в корни русского народа, в его историю и культуру.

*
конспект 
составлен по материалам 
из  открытых интернет источников свободного доступа
Белоусов Роман > Пасха в Кубанской семье. 2007.
Пасхальная неделя
Святая неделя

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) - неделя после Пасхи.
По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым.
В Средневековой России широкое хождение имели рассказы о том, что Пасхальная неделя была одним днем - после воскресения Христова солнце не заходило восемь суток: первые два дня оно стояло на востоке, следующие три - на полудне, два - на закате, а на восьмой - зашло.
Поселяне Черниговской губернии эту неделю называют: гремяцкою.

Всю Светлую неделю было принято веселиться от души.
С Святой недели начинаются городские и сельские гулянья, разыгрывание хороводов и окликание весны.
В Туле гулянье называется тюльпою.
Начиная с Пасхи и всю Светлую неделю молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гуляния и игры.
В Белоруссии на Святой неделе поют великоденные песни под окнами, ходят играть с музыкою по домам. 
Таких песенников называют: волочебниками, а запевал: починальниками. 
В Минской губернии и окрестностях местечка Юрьевичи пляшут на игрищах: метелицу и завейницу.

Мертвых на этой седмице не поминали
зато в следующее после Пасхи воскресенье люди спешили на кладбища.

По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствует Христос и апостолы в нищенском одеянии. 
Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и карают жадных и злых.
Всю Светлую седмицу - от Христова Воскресения до следующего воскресенья - Красной Горки - наши цари и царицы в старину посвящали богомолию и одариванию нищих и убогих щедрой милостыней.

==========================
*

У православных наступила Светлая седмица - время празднования Пасхи

Сегодня для всех православных начинается Светлая Пасхальная Седмица - время празднования Пасхи.
Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Пасхальное воскресенье является первым днем Светлой (пасхальной) недели.
На весь период от пасхи до Троицы изменяется порядок исчисления дней в неделе: недели начинаются с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.
Каждый день недели тоже называется светлым: 
Светлый Понедельник, Светлый Вторник и так далее.
Весь период до Вознесения - 40 дней после Пасхи - считается Пасхальным периодом.
Пасхальное приветствие:
«Христос Воскресе!», на которое отвечают: «Воистину Воскресе!».
Такими радостными словами приветствуют друг друга христиане в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения.
Богослужения всех дней недели 
совершаются так же, как и в день Пасхи, лишь с некоторыми отличиями: служится пасхальная литургия с крестным ходом.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).
Царские врата
Принято в течение всей седмицы держать царские врата храмов открытыми — до Светлой субботы, когда по литургии проводится раздробление и раздаяние артоса.Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Царские врата в церкви остаются открытыми всю неделю в знак того, что воскресший Христос отверз для верующих двери царства небесного /открыл людям дорогу в рай/.
Крестьяне верили, что любой умерший в это время попадает прямо в рай, так как двери его открыты.
По широко распространенным в 16-18 вв. апокрифам, на Святой неделе в аду утихают муки грешников; по одному из вариантов, покой грешникам дается с Чистого четверга по Троицу.
Начиная с первого дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, на престоле лежит плащаница, символизирующая пребывание Христа после воскресения на земле в течение 40 дней.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
Кроме того, почти беспрерывно будут звонить церковные колокола.
Всю неделю над деревнями не смолкал колокольный звон, в котором церковь видела знак торжества и победы над смертью и адом, а крестьяне приписывали ему способность оградить их от бед и воздействовать на урожай.
Считалось, что в пасхальные дни колокольный звон обладает особой силой, способной излечивать больных, способствовать жизненному успеху и исполнению желаний.
Звон был развлечением и обязанностью мужской молодежи деревни, но на колокольне подчас собирались и старые и молодые, и мужчины и женщины.
По давней традиции, любой желающий - от ребенка до старца - получит возможность забраться на колокольню и огласить округу колокольным звоном, поделившись таким образом с другими пасхальной радостью.
Видимо, добровольные звонари старались от души, так как даже появилось выражение «пасхальный звон».
В наши дни эта традиция если и сохранилась, то только в небольших деревенских церквях.
На протяжении недели священно- и церковнослужители вместе с прихожанами ходили по домам с крестом и иконами, служили пасхальные молебны.
В западных и юго-западных губерниях в это же время ходили волочебники.
В крупных, а особенно монастырских церквях с понедельника и во все дни Пасхи, после литургии, торжественно обносится вокруг храма с крестным ходом так называемый артос (по-гречески - хлеб).
В Светлую Седмицу поста в среду и пятницу нет, и даже готовящимся к причащению нельзя самовольно налагать на себя пост.

Завершается первая пасхальная неделя Красной горкой - праздником, который, как известно, всегда был у православных самым популярным днем для заключения брачных союзов.
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

==================================

    
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.
      Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных:
"От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище".
      Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и темтделали их участниками радости в Светлый праздник.
      Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

===============================================
==============
Святая неделя, каждый день которой также отмечался особо

Первый день Пасхи  называют: Велик день.
В Первый день Пасхи поселяне Тульской губернии выходят смотреть на играние солнца. Взрослые, мужчины выходят смотреть на колокольни, как будет играть солнце; а женщины и дети наблюдают появление его на пригорках и крышах домов.
При появлении солнца дети поют:
Солнышко, ведрышко, Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, Сыр колупают, Собакам бросают;
Собаки-то не едят, А куры-то не клюют.
Солнышко, покажись, Красное, снарядись!
Едут господа бояре К тебе в гости во двор,
На пиры пировать, Во столы столовать.
По замечаниям поселян, появление солнца на чистом небе и его играние предвещает хорошее лето, благополучный урожай и счастливые свадьбы.
Старушки, при появлении солнца, умываются с золота, серебра и красного яйца, в надежде разбогатеть и помолодеть.
Старики расчесывают тогда же свои волосы с причитанием: сколько в голове волосков, столько бы было и внучат.

Первый день Пасхальной недели – понедельник Светлой седмицы 
продолжали ходить друг к другу в гости и поздравлять с воскрешением Христа.
Веселье продолжалось и в понедельник после Пасхи.
Традиция всех окроплять водой после Пасхи приобрела в некоторых странах гиперболический характер и стала называться «мокрый понедельник»: люди обливают друг друга водой по принципу «чем больше, тем лучше».
В этот день парубки и девчата выходили на улицу с ведрами и обливали друг друга водой, поэтому и называли понедельник "поливальним". 
Позже появился обычай обрызгивать девушек духами. 
Они могли откупиться от обливания определенным количеством крашенок или писанок.
Люди семейные веселились по-другому. 
Мужчины ходили поздравлять попа, пана и друг друга. 
Они христосовались, обменивались крашенками или писанками, выпивали. 
Женщины тоже не сидели дома, а отправлялись поздравлять попадью, панну и друг друга. 
С собой брали пасочки, колбасы и наливки. 
Кумушки угощались и дарили друг другу писанки.
В Сибири в понедельник пасхальной недели все мужики и молодые парни должны были по обычаю явиться к заутрене; того, кто не приходил, отыскивали и обливали водой.
Также поступали в понедельник во многих местах Европейской России с теми, кто проспал "христовскую" заутреню на Пасху.
Кое-где в первый день Светлой недели было принято ходить на кладбище христосоваться с покойными, но чаще этот обычай был приурочен к Радунице.
В понедельник Святой недели в Туле и других местах выходят на кладбища похристосоваться с своими и погоревать о житье-бытье.
Здесь вдовушки, помышляющие о замужестве, часто находят себе женихов.
В старину на могилки выхаживали всей семьей и пировали до вечера.
В Шенкурском и Вельском округах хождение на кладбище называется на горы шпить.

Второй день Пасхальной недели – Купальница – вторник Светлой седмицы, утро вторника: купалищем.
В этот день кое-где существовал обычай обливать водой проспавших заутреню.
Во вторник Святой недели утром народ исправляет купалище.
Молодые и старики обливают холодной водой тех, которые просыпают заутреню. 
В указе Правительствующего Синода 1721 г., апреля 17, находим строгое запрещение сего обычая: 
«В Российском государстве как в городах, так и в весях происходит от невежд   некоторое   непотребство,   а   именно,   во   всю Светлую седмицу Пасхи, ежели кто не бывает у утрени, такового, аки бы штрафуя, обливают водою и в реках и в прудах купают; и хотя простой народ делает себе будто за забаву праздничную, однако от той суетной забавы делается не токмо здравию, но и животу человеческому тщета; ибо оным от невежд купанием в глубинах иногда людей потопляют, или разбивают, а сонных и хмельных внезапно облиянием ума лишают».
В Ярославской губ. в этот день девушки ходили "пряники ловить".
Они становились в круг на церковной площади, а парни бросали в них пряники и конфеты.
В Сибири со второго дня пасхальной недели начинались молодежные игрища /игры/: парни состязались в сбивании битой городков, играли в лапту, в карты, в бабки и т.д.
Продолжаются игры с яйцами.
Чтобы быть удачным в играх, нужно было в Чистый четверг рано утром украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.
В некоторых местах со вторника, а чаще со среды девушки начинали водить хороводы.

Третий день Пасхальной недели – Хороводницы – среда Светлой седмицы.
Девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась "хороводница".
Начинались хороводы со вторника, а чаще со среды, которые продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Нет поста в среду и пятницу.

Четвёртый день – четверг Светлой седмицы.
Вторая половина пасхальной недели отмечалась особенно торжественно молодоженами, поженившимися после прошлогодней Пасхи, и их родней. 
Взаимные поздравления и угощения были посвящены переходу новобрачных в новое качество, приему их в круг женатых хозяев.
Во Владимирской губ. в четверг молодые ходили "христосоваться" к тестю и теще и оставались у них погостить на два-три дня, после чего приглашали родителей молодой к себе в дом "на юнины".


Пятый день Пасхальной недели – Прошеный день – пятница Светлой седмицы. 
Прошение – тесть с тещей звали, просили,  зятя на молодое, моленное пиво.
В Тульской губ. в пятницу, называемую здесь "прошенье" или "прошеный день", тесть с тещей звали зятя и его родных на "молодое" ("моленое") пиво. 
В Костромской губ. его варили моленое пиво, козьмо-демьянское, в складчину, делили между соседями и пили.
При сливании пива в лагуны сходятся молодые и старые распивать остаток.
Каждый из них, отведывая пиво, обязан говорить:
 «Пиво не диво, и мед не хвала, а всему голова, что любовь дорога».
Царь Иоанн Васильевич дозволял народу пировать на Святой неделе в кабаках. 
В уставной Пермской грамоте 1555 года дозволено было народу на великоденной неделе варить питья и пить их.

Шестой день Пасхальной недели – Ублажение гордых, хороводницы  – суббота Светлой седмицы.
В этот день родственники молодой посещали дом новобрачных.
А родственники молодого ублажали молодуху, если она им нравилась,  отсюда и название дня – ублажение гордых.
В пасхальную субботу во Владимирской губ. существовал обычай "ублажать гордых": в середине дня родственники молодой посещали дом новобрачных, при этом родственники молодого, если молодуха была "подходящая к дому", старались во всем им угождать и ублажать их желания.
В Ярославской губ. молодые по обычаю должны были погостить этот день у родителей молодухи.
После посещения их дома "окликальщиками" (см. Вьюнишник) молодые выезжали в гости вместе с родителями и ближней родней молодого. 
В доме тестя для них готовили угощение, а само застолье называлось "вьюнинами". 
"Вьюнины" были важным переходным моментом в жизни молодоженов, они символически завершали обрядность послесвадебного периода. 
До них молодой не покидал жены, а после - мог на долго уезжать из дома, уходить на отхожие промыслы.
После празднования на молодую ложился полный груз хозяйственных обязанностей, от которых ее частично освобождали в предшествующий период.
Субботу на Святой неделе в народе также называли "хороводницей".
В пасхальную субботу наступал разгар молодежного веселья.
В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили "с колоколами прощаться", так как не умолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал.
В некоторых областях в этот день, по обычаю, нужно было изгонять, или «провожать», русалок.

Седьмой день Пасхальной недели – Красная горка.
Красная горка – это праздник, когда девочек впервые вводят в девичий хоровод на место тех, кто вышел замуж.
Девушкам-невестам устраивали смотрины.
В воскресенье Пасху провожали - прощались с Пасхой.
По древнему, обычаю, люди собирали все, что осталось от праздничного угощения (обычно оставались только кости), и несли на поле, где и зарывали.
По народному поверью, это должно было охранять урожай от града.
Во многих местах воскресенье пасхальной недели, называемое Фоминым (см. Красная горка), отмечалось особенно ярко, к нему приурочивалось начало хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, праздничные гуляния и угощения девушек и женщин, обряды встречи весны (см. Кликание весны), а также молодежные или женские обходы дворов с поздравлением - "окликанием" молодоженов (см. Вьюнишник).

После Святой послепасхальной недели, заканчивавшейся Фоминым воскресеньем, начиналась Радоницкая, или Фомина, неделя.

=======================================================
=========================
===
Пасхальные молебны
Обычай обхода домов прихожан крестным ходом во главе со священником, служением молебнов и поздравлениями. В благодарность хозяева одаривали священника деньгами, угощением и горстью зерна, после чего "вся нечисть сходит с дома".

Пасхальные молебны (Кресты носят, Кресты ходят, Иконы/Святы/Боги носят, Иконы/Святы/Боги ходят, Богородица ходит) - обходы домов прихожан с крестным ходом священником в сопровождении причта и крестьян, несших крест и иконы, в первый день празднования Пасхи или в один из дней пасхальной недели с праздничным поздравлением служением молебна. По убеждению крестьян, пасхальные обходы были призваны обеспечить благополучие хозяйства. С точки зрения церкви, участники обходов с пасхальными молебнами изображали ангелов, благовествовавших о воскресении Христовом или жен мироносиц, принесших апостолам весть о воскресении Спасителя.
Людей, вызвавшихся нести иконы, в народе называли "богоносами", "заветниками" или "оброшниками". Во многих местах "богоносами" становились особенно верующие, обычно пожилые люди, давшие обет всю пасхальную неделю "ходить под богами", а также те, кто хотели заслужить этим у Бога прощение грехов, а также вымолить какую-нибудь милость: исцеление от болезни; избавление сына от военной службы; прекращение пьянства мужа, его побоев и т.д. В ряде местных традиций участницами обряда были преимущественно девушки и женщины.
Прежде чем преступить к исполнению своей священной обязанности они должны были испросить благословения у священника, например: "Благослови, батюшка, под богов стать" (Максимов С.В. 1986. С.306). По народным представлениям, ношение икон в пасхальную неделю засчитывалась у Бога как седьмая часть дороги паломника в Иерусалим: "Семь седьмиц под богом походить - в Ерусалим-град не ходить!" (Коринфский А.А. 1995. С.181). А паломничество в Святую землю (Иерусалим), по мнению крестьян, полностью очищало душу от греха.
Под колокольный звон крестный ход во главе со священником с пением "Христос Воскресе" направлялся от церкви к первому хозяйству. В одежде "богоносов" обязательно присутствовал белый цвет в память о белых одеждах жен мироносиц, первыми встретивших воскресшего Христа: мужчины подпоясывались белыми полотенцами, головы женщин покрывали белые платки. В некоторых местах иконы на вышитых полотенцах несли только женщины и девушки, а кресты и хоругви только мужчины. При входе в каждую деревню "богоносов" встречали местные жители, сопровождавшие процессию от дома к дому, женщины и девушки при этом пели "Христос Воскресе".
В каждой избе, готовясь к приходу священника, покрывали стол белой скатертью, клали одну или две ковриги хлеба, пасхальный кулич, миску с крашеными яйцами и другие угощения для священника. Иногда под угол скатерти или на то место, где должно было лежать Евангелие или крест во время молебна, хозяйка высыпала горсть соли. Крестьяне верили, что после богослужения соль эта приобретала целебные свойства, поэтому ее использовали как лекарство и давали скоту. Особенные магические свойства приписывались и самой скатерти с пасхального стола.
По мнению крестьянок Новгородской губ., одна и та же скатерть, которой застилали стол во время пасахального молебна, и на которой оставались следы воска от свечей, горевших во время него, могла исцелить ребенка от болезни, вызванной материнским проклятием. Рассказывали, что мать ненароком обругала сына, и его начало "трясти". Никакие средства не помогали против этой болезни, но однажды в дом зашла богомольная старушка и посоветовала во время очередного приступа накрыть мальчика той скатертью, что была на столе во время молебна, и не снимать ее, пока ребенка не перестанет трясти, что бы он при этом не говорил. Мать так и сделала, мальчик несколько раз кричал, что ему страшно, но она уговаривала его потерпеть и скатерти не снимала, пока он не успокоился. После этого он выздоровел; по словам крестьян, матери удалось прогнать "нечистого", который мучил ребенка.
В качестве последних приготовлений перед приходом священника крестьяне зажигали перед иконами свечи, а иногда на лавки вдоль стен ставились кадки и лукошки с зерном и семенами, чтобы перед севом их благословил священник. Крестьяне верили, что это предохранит зерно от порчи, увеличит его вегетативную силу, обеспечит богатый урожай.
Хозяин  выходил на крыльцо встречать "богоносов" и с поклоном приглашал их в дом, при этом следовавшие за священником жители деревни оставались снаружи, а в доме при молебне присутствовали только священник, "богоносы", хозяева и их родственники. На пороге избы вошедших встречала хозяйка или молодуха с полотенцем в руках, на которое она принимала икону Божьей Матери и держала ее в течение всего молебна. Остальные иконы и кресты или держали в руках "богоносы", или устанавливали в кадки с зерном, или ставили на божницу. Хозяева и "богоносы" выстраивались полукругом около порога со свечами в руках, а в центре избы перед иконами священник служил молебен, кадил и кропил святой водой, а иногда в завершение молебна кидал горсть зерна в сторону божницы, производя символический засев, что должно было обеспечить крестьянской семье большой урожай. По народным представлениям, кропило, которым священник кропил избу, также наделялось способностью повлиять на будущий урожай. В Ельнинском у. Смоленской губ. во время крестного хода с молебном на полях в Егорьев день крестьянки держали в руках такое кропило ("веничек") вместе с вербой, а после обхода полей каждая втыкала "веничек" и вербу в свою ниву, чтобы рожь была густая и высокая.
В благодарность за молебен крестьяне одаривали священника деньгами и угощениями с пасхального стола, а также давали горсть муки или зерна.
Если в хозяйстве не велась скотина, хозяева просили священника отслужить молебен во дворе. Пол в хлеву устилали ржаной соломой, "чтобы батюшка ноги не запачкал", там же накрывали на стол, на который клали специально испеченный кулич - "скотскую пасху", после молебна ее разрезали на куски и скармливали скотине. Скатерть со стола псаломщик, по просьбе хозяек, подбрасывал как можно выше, чтобы лен уродился высоким. Когда по окончанию молебна иконы выносили со двора, крестьянки укладывали в воротах больных детей, а взрослые нагибались, чтобы над ними пронесли образа, что, по народным представлениям, должно было исцелить тех и других от болезней.
Богатые крестьяне кроме обычного молебна могли заказать священнику молебен с водосвятием. Освященной водой матери умывали детей, а полотенце, которым их вытирали, жертвовали в церковь, на иконы, чтобы дети всегда были здоровы. Недавно родившие крестьянки этой водой обмывали грудь, чтобы у них прибавилось молока и чтобы защититься от сглаза. Многие присутствовавшие при водосвятии снимали с шеи нательные кресты, окунали их в чашу с водой и промывали глаза.
"Богоносы" заходили в каждый дом в деревне, так как крестьяне верили, что, благодать Божья удалится от того дома, в котором "иконы" не побывают. В Новгородской губ. говорили: "Всем охота, когда послужит батюшка. Это хорошо, вся нечисть сходит с дома". В некоторых местах обход длился несколько дней, при этом "богоносы" ночевали в той деревне, в которой их застала ночь. Крестьяне верили, что такая ночевка является для их деревни счастливым предзнаменованием и в течение всего года будет оберегать ее от несчастий и пожара.
Иконы на ночь приносились на хранение в дом какого-нибудь зажиточного и уважаемого крестьянина, который обычно сам просил священника: "Батюшка, отпусти ко мне Богородицу ночевать" (Масксимов С.В. 1986. С. 309). Часто в дом, где ночевали иконы, собирались на молитву все богомольные жители деревни, старики, старухи, а также девушки, желавшие вымолить себе хороших женихов. Перед иконами зажигали свечи, и, стоя на коленях, пели молитвы. В 19 в. на стол перед иконами среди зажженных свечей для поминовения умерших нередко ставили так называемые "канунчики" - маленькие кувшинчики с медом, которые приносили с собой. Крестьяне верили, что все образа - "боги" начнут молиться за покойного и сразу вымолят ему прощение у Бога. К концу 19 в. "канунчики" встречались уже очень редко, так как их запретило высшее духовенство, как обычай заимствованный у старообрядцев.
В Сибири во время пасхального молебна иконы переносились из дома в дом членами семьи следующей избы, которую священник должен был посетить; как правило, им помогали "доброхоты". Перенос икон также сопровождался пением "Христос Воскрес". Обойдя все селение, где находилась церковь, священник уходил с "Богами" в отдаленные села прихода, при этом перенос икон из деревни в деревню осуществлялся преимущественно добровольцами из той деревни, куда направлялся крестный ход. В завершение обхода иконы водворялись на свое место в церкви при пении "Христос Воскрес" и колокольном звоне.
Пока не отслужен пасхальный молебен праздничные развлечения в деревне считались грехом, поэтому праздничный разгул начинался только после того, как "кресты" или "иконы прошли".
Обходы священника с молебном были отнюдь не единственной формой обходов на Пасху, тесно связаны с ними были обходы "волочебников" (Волочебный обход), обходы девушек с "пением Христа", охранительные обходы вокруг деревни с иконами, обходы детей, собирающих пасхальные яйца и т.д.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна


Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/


=============================
Артос

Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая — специально испеченный большой хлеб, на котором изображали крест с терновым венцом (символ победы над смертью) или образ Воскресения Христова; его освящали перед окончанием литургии в пасхальное воскресенье.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства.
Артос символизировал Иисуса Христа.
По Вознесении Спасителя ученики Христовы, когда сходились на общую молитву, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.
Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.


Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня.
В крупных, а особенно монастырских церквях с понедельника и во все дни Пасхи, после литургии, артос  торжественно обносится вокруг храма с крестным ходом.

фото :В.ХОДАКОВ

Артос – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи.
Всю Светлую седмицу он хранится в храме.
В последний день Святой пасхальной недели, в пасхальную субботу, артос благословлялся и раздавался народу.


В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш,
Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триддевнаго ради и спасительнаго Воскресения!
Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия.
Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отдем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста   раздается  как святыня в благословение верующим.

http://www.pravoslavie.ru/

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.
Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

http://pravchado.ru/viewtopic.php?p=90798

Молитва на принятие просфоры, артоса и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый
и святая Твоя вода в просвещение ума моего,
в укрепление душевных и телесных сил моих,
во здравие души и тела моего,
в покорение страстей и немощей моих
по безпредельному милосердию Твоему
молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих.
Аминь.


===========================
Гулянье, Гуляние (карагод, хоровод)

1. Форма общения деревенской холостой молодежи в период с пасхальной недели до Петрова дня.
2. Хождение по улицам в праздники с песнями, плясками, разговорами.



==========================
Игры и забавы с яйцами
 
Пасхальная неделя и Фомино воскресенье (Красная горка)

Развлечения сельской молодежи с использованием яиц: катание яиц с бугорков и деревянных лотков, сбивание мячом и т.д. Эти игры восходят к древним земледельческим обрядам.

Игры и забавы с яйцами практиковались в русской деревне чаще всего на Пасхальной неделе, включая Фомино воскресенье или Красную горку, но в некоторых местах они имели место также на Егорьев день, Вознесенье, Троицу и в Всесвятское воскресенье (см. Петровское заговенье). Генетически они восходят к древним земледельческим обрядам (см. Яйцо), но первоначальный смысл игр давно утрачен, в 19 в. они были уже исключительно развлечением.

Игры начинались с первого дня Пасхи после обеда на деревенской улице, месте молодежных гуляний, около церкви. Их участниками первоначально были преимущественно парни и взрослые мужчины, а в начале 20 в. в некоторых местах их сменили дети, подростки, девушки и женщины, посмотреть на игру собиралась чуть ли не вся деревня. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков - узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики. Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним. В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым.

Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой". В некоторых местах были известны особые способы, позволявшие заручиться удачей при катании яиц. Для этого надо было, например, рано утром в Чистый четверг украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.

Повсеместно была известна игра "битки". Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда - только острым. На Русском Севере так же, как и в некоторых других местах, острый конец назывался "носочек", а тупой - "пуга", "пятка" или "жопка". Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться "носочком", а потом уже в ход шла "пуга". Иногда взрослые начинали игру прямо в церкви после литургии во время христосования. Потом бились яйцами за столом, когда разговлялись, тогда в игре принимали активное участие дети. А уже во время праздничных гуляний на улице бились преимущественно парни и мужики. Для удачной игры выбирали яйцо с "мягкой" скорлупой, которое при легком постукивании о зубы издавало глухой звук. Если же яйцо "звучало", т.е. звук был звонким, говорили, что его скорлупа окостенела, стала хрупкой и не выдержит удара. Иногда желание выиграть толкало какого-нибудь озорника на изготовление фальшивого яйца. В скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие подделки встречались редко, осуждались всеми, а пойманного с фальшивым яйцом могли избить игравшие с его владельцем парни или мужики.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна


Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/


==================================
Качели
В период от Пасхи до Троицы
Праздничное развлечение детей и молодежи в период от Пасхи до Троицы. Большие качели сооружали для гуляний на пасхальной неделе. Качание на качелях - это отголосок древнего магического действия, призванного стимулировать рост посевов.



========================
Кумление (посестримство)
В период от Пасхи до Духова дня

Обычай установления духовного родства на определенное время между представительницами женского пола, не имеющими детей, с клятвенным обещанием дружбы и взаимопомощи. Кумление сопровождалось завиванием березок, обменом магическими вещами и подарками, ритуальной трапезой. Обряд обычно совершали на Пасху, день Иоанна Богослова, Николин день, Вознесение и Духов день.



==================
Вьюнишник
 (вьюнец, вьюнины, вьюнство, вьюнитство, юнины, юнец, оклик /окликание молодых)
Суббота пасхальной недели

       Обычай весеннего обхода дворов с поздравлением и чествованием молодоженов, вступивших в брак в течение последнего года.



===========================
Волочебный обход
Воскресенье пасхальной недели

       Обход домов группами мужской или женской молодежи в пасхальное восресенье с пением волочебных песен (от слова "волочиться" - идти, брести) и с просьбой о вознаграждении.
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_9424.html

==================================================
==============================
========
Пасхальные приметы и обычаи

  • Так как исчисление Пасхи связано с астрономическими условиями данного года, то это делает основательными метеорологические и сельскохозяйственные приметы.
Если на святой неделе дожди – хорошо хлеба уродятся.
На Святой неделе дожди — добрая рожь.
На Святой гром — к урожаю.
Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурно — сухое.
--
  • Повсеместно существует убеждение, что всякий, кто умрет в Светлую седмицу
беспрепятственно по-падет в рай, какой бы грешник он ни был. 
Столь легкий доступ в царствие небесное объясняется тем, что в Пасхальную неделю врата рая не закрываются вовсе и их никто не охраняет…
--
  • Наряду с крестьянами-домохозяевами создали свой цикл примет и бабы-хозяйки.
Так… во всю Светлую педелю каждая хозяйка должна непременно прятать все освященное съестное таким образом, чтобы ни одна мышь не могла взобраться на пасхальный стол, потому что если мышь съест такой освященный кусочек, то у ней сейчас вырастут крылья и она сделается летучей мышью.
--
  • главная примета на Пасху у охотников
Наконец, и охотники точно так же имеют свои пасхальные приметы, которые сводятся к одному главному требованию: никогда не проливать крови /не убивать/ в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Христову Воскресению и по-своему славит Бога.
Нарушители этого христианского правила подчас жестоко наказываются Богом, и бывали случаи, когда охотник, снарядившись на охоту, или нечаянно убивал себя, или не находил дороги домой и без вести пропадал в лесу, где его мучила нечистая сила».


========================================================
Народные  обычаи
Обряды, заговоры и советы

В дни Святой Пасхи

  • Во многих местах среди девиц существовал обычай в дни Святой Пасхи не брать соли,чтобы руки не потели, а также умываться водой с красного яйца,чтобы быть румяными, и притом ещё становиться на топор,чтобы быть крепкими.
--
  • В Пасхальную неделю нужно принести воды из колодца (или хотя бы налить ее из крана) и окропить ею комнаты.
Особенно тщательно – детскую.
Таким образом изгоняются грехи, дурные мысли, злые наговоры.
--
  • Считается, что в эти дни, до самого Вознесения Христова, сатана в аду лежит, не шелохнется.
А Христос по земле ходит.
Шуметь в эти дни нельзя.
И пить до потери сознания – тоже.
--
  • Бездетные женщины,     чтобы иметь здоровых детей, делают так.
Подходят к дому многодетной подруги и кричат как можно громче сначала имя подруги, а потом: 
«Дай мне яйца». 
Подруга должна вынести расписные пасхальные яйца, иначе ей не видать детей счастливыми.
--
  • Обращение к домовому при горе
Берут крашенку , т.е. яичко , оставленное от Пасхи на такой вот случай .
В другой руке держат зажженную церковную свечу , с которой ранее кто-либо стоял на заутрени . Время действия раннее , так чтоб ни один петух не пропел .
Примерно в полчетвертого утра , перекрестясь сперва свечой , затем яйцом , меняя руки , сказать:

Дядя домовой , дядя дворовой , приходи ко мне на свет от свечи .
От яйца , что святили куличи , на зелень , как дубравный лист ,
На синь , как речной вал .
Приходи таков , каков я есть сам , я тебе Христово яичко дам .
Пособи мне , помоги мне , отведи мое горе ( такое-то ) от моего
Дома , от моего двора , от моей семьи , от меня .
Хозяюшко Господин , пособи моей беде .
Во имя Отца и Сына и Святого Духа .
Аминь .
Свечу и яйцо оставляют в том месте , где читается наговор . 
И уходите спать.
--
  • ЗАГОВОР, ЧТОБЫ СЛАВУ ПРИОБРЕСТИ.
На святой неделе в любой день взойти на колокольню во время звона, отрезать кончик веревки,от самого большого колокола или от перезвона (связанных вместе).
Дома зажечь ее и этим дымом окурить себя, одежду, помещение, говоря:

"Как эти колокола гудели и звенели на весь мир,
так и обо мне, рабе Божьим (имя)
пусть пойдет слава по всему миру,
чтобы слушали добрые люди и дивились
обо мне, рабе (имя)" –
говорить 3 раза.
--
  • На повышение на работе
В тот момент, когда будете собираться на работу — расчесываться, умываться или одеваться — читайте следующий заговор:
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Славен Божий мир.
Под восточной стороной
Есть царский пир.
В той золотой палате престол,
Кто к нему подойдет,
На того Святой Дух сойдет,
Кто его след возьмет,
За пазуху себе покладет,
Тот высоко над людским миром взойдет.
Будь, мое лицо, как пасхальное яйцо,
Как чистое зеркальце при праздничках, при собраньицах.
Все бы чтобы меня одну из всех любили,
Узрели, благосклонно на меня глядели,
По имени-отчеству величали,
Высокое место над людьми давали.
И как людей царями нарекали,
Так бы мне ангелы всюду двери открывали.
Будьте, мои слова, крепки и лепки.
Век по веку, отныне и до веку.
Ключ, замок, язык.
Аминь."
Затем съесть Пасхальное яйцо, а скорлупу подкинуть начальнику.
--
  • Для доброго урожая
После Пасхи, на растущей луне, наберите со своего огорода земли с четверть вед­ра, полейте ее стаканом святой воды и по­солите парой щепоток четверговой соли.
За­тем 7 раз прочитайте такой заговор:

«Ма­тушка земля, богата ты лесами, полями, са­дами,
вскормила пшеницу, рожицу, ячменицу.
Дай и моей частице землицы урожаю и плоду,
чтоб огнем не спалилась, чтоб водой не залилась,
рожался бы ей, улыбался бы ей
плод и зернышко и ясно солнышко».
После этого выедите в огород и рассыпьте заговоренную землю левой рукой.
--
  • ЗАГОВОР ДЛЯ ДАЧНИКОВ НА УРОЖАЙ
От Пасхи до сева не так уж много времени, и вполне можно сохранить одно или несколько крашеных яиц.
Во время сева покрошите их в огороде со словами:

"Мать-земля, прими мою ласку
Дарю тебе красную Пасху.
А за это мне дай
Самый богатый урожай."



===================
На второй день Пасхи
  • Невесты дарят своим женихам крашанки
на второй день Пасхи.
Считалось, что это принесет удачу и во время свадьбы, и после.
Писанка, полученная от любимого в подарок, считается охраняющей любовь. 
Эту писанку надо съесть, а скорлупу носить с собой, завернув в красную ткань. 
Тогда любимый не разлюбит и будет подчиняться.


===================
На третий день после Пасхи
  • От болезни (и когда не могут поставить диагноз)
В третий день ПАСХИ взять святую воду и начитать на неё 3 раза:
" Бог сотворил небо.
Бог сотворил землю.
Сотвори, Господи, и здравие, Р.Божьей (имя).
Как Иисус Христос в третий день к вечной жизни воскрес,
Так чтобы и р. Божья (имя) к здоровью воскресла.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь"
Воды берите не много - примерно стакан, после прочтения заговора воду выпейте.
--
  • От неизвестной не мочи
Умывают больного заговоренной водой три вечера кряду.
Заговор такой:

«В третий день Пасхи шла святая Марина, 
с ней шла святая Катерина. 
Несли они Святые Дары. 
Кто два этих имени три вечера помянет, 
тот от Святых Даров здоровье вернет.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь».
--
  • Чтобы в вашем роду дети не тянулись к вину,
в третий день Пасхи намочите тряпку в водке и суньте под нос коту.
В тот момент, когда кот от- вернет нос, нужно быстро сказать:

Усы не чуют, и ты, (имя) 
Воротись от вина.
--
  • Заговорить позвоночную грыжу
Растопите в чашке ладан, купленный в третий день после Пасхи.
Когда он запузырится, положите в него 12 свечек и прочитайте заговор:

Идут три дочери звонаря, три сына пономаря.
Дочери звонаря у рабы Божией (имя) позвонки считают,
сыновья пономаря от грыжи отчитают.
А Божия Матерь пусть их на сей труд благословляет.
Аминь.
Вылейте состав на тряпку, завяжите тряпку на пояснице (на больном месте) и ложитесь спать.
Делают это в убыльную Луну.

--
  • От ссор с близкими
Отчитывали знахари в это время и от ссор с родней, помогая наладить отношения в недружной семье.
Для этого на третий день после Пасхи читают двенадцать раз подряд специальный заговор.

     Господи, помоги, Господи, благослови
     светлой Пасхой,Чистыми днями, радостными слезами.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Иоанн Поститель, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель,
     Иоанн многострадальный, Иоанн безглавый,
     Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Георгий Победоносец,
     Николай Чудотворец, Варвара Великомученица,
     Вера, Надежда, Любовь и мать их София,
     Молитесь об общем пути рабов Божьих (имена враждующих).
     Уймите их злобу, укротите их гнев, утолите их ярость.
     Ратью своей святой,
     Силой неспобедимой, неукротимой ведите их к согласию.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
--
  • От напраслины
На третий день после Пасхи встаньте засветло , отрежьте от кулича кусок и съешьте , сказав при этом :
Как этот кусок пасхи не обозвать по-иному ,
Не оговорить по- плохому , так и меня ( имя ) не оговорить никому.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа .
Аминь
--
  • Чтобы вашего мужа никогда в жизни не смогли приворожить к другой
в первую среду после Пасхи выйдите на перекрёсток четырёх дорог,встаньте лицом к закату,скрестите безымянный палец с большим и читайте следующие слова.
"Заря -тело,голова-Солнце.
Кровь в мясе,в остове кости.
Все меня видят,все мои слова слышат.
Мать-Земля,четыре дочери,четыре дороги,
сойдитесь на рабе (имя) мои обереги.
Чтоб к нему не подьехали,не подошли,
приворотами от своей жены не увели.
Не окормили чтоб, не опоили,
черным словом спать не уложили:
ни воском,ни свечей,ни солью ни слезой,
ни булавками, ни ножами,ни кровью и ни церквями.
Ни на кладбище и ни за столом,
ни под дверью,ни под окном.
Как от камня нет плоду,от угля нет цвету,
нет колдуна по нему со всего свету.
так и не будет проку: ни от колдуна,ни от колдуницы,
ни от старицы, ни от девицы.
На моего мужа нет узды.
Как безымянному персту имени нет,
так и нет присух на моего мужа.
ныне,присно,во веки веков.
Аминь".
При последних словах пальцы разъедините. делает это все,естественно,сама молодая жена. о чем никому никогда не рассказывает. 
Домой нужно возвращаться молча и не оглядываясь.


==========================
В светлую пятницу (на Пасхальной неделе)

  • От постоянной меланхолии
Меланхоликам трудно жить не только из-за постоянно подавленного состояния, но и потому, что таких людей обычно сторонятся. 
От них избавляются в коллективах, поскольку с ними трудно сработаться. 
Вечно горестное выражение лица навлекает на них одиночество. 
Никто не желает жить с таким человеком.
В светлую пятницу (на Пасхальной неделе) нужно умыть меланхолика водой, в которую опускают три крашеных пасхальных яйца, до этого освященных в церкви. 
Говорят при этом так:
Укрепи мои верные слова, Господь,
Укрепи, Христос, раба (имя).
Как люди радуются светлой Пасхе,
Так и раб (имя) пусть будет жизни рад.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.



=========================
На седьмой день после Пасхи

  • Заговорить «ошейник»
Возможно, вы видели людей, шея которых напоминает огромный надутый круг, который воротником лежит на груди.
Называется это заболевание «ошейник».
Некоторые называют его «Иудиным ошейником».
Для излечения следует взять: для женщины – пояс от платья, для мужчины – обмерить шею чем-нибудь и надеть это на собаку на три дня, предварительно наговорив то, чем замеряли.
Через три дня снять с собаки этот замерок, сжечь на улице, остаток горящего поводка потушить ногами.
Уйти, не оглядываясь, молча и не очень быстро.
Делать это на седьмой день после Пасхи.
Надевал Иуда поводок, 
Ни вдохнуть, ни вздохнуть Иуда не мог. 
Поводок Иуду давил 
Поводок Иуду сгубил. 
Как правда то, что Иуда давился 
И что Господь на третий день воскресшим, 
Так правда, что раб (имя) жив останется, 
Со своим ошейником расстанется. 
Ключом запираю, 
Делом своим замыкаю. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.



=============================
В десятую неделю после Пасхи, в пятницу

  • на больные "жилы" на ногах
Есть еще заговор.
Его надо проводить в десятую неделю после Пасхи, в пятницу, после заката солнца.
Читают на больные "жилы" на ногах, водя мизинцем левой руки вокруг шишек:

"Шел отец Авраам с самолюбезным своим сыном Иисаком,
нес жилу недужную Христу на исцеление.
Встретились им 12 комух - антихристовых дщерей,
спросил их отец Авраам: "Вы ли попортили жилы рабы (имя)?".
Комухи отцу Аврааму поклонились,
предо святостью повинились,
пред Христом затрепетали,
с рабы (имя) кровяны узлы забрали.
Кто в пятницу это прочтет, от того с жил вся болезнь уйдет.
Аминь!"



==========================================================
=====================================
============
==
Источник:
     Степанова Н. И.  Заговоры сибирской целительницы — 4. — М: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 192 с. С. 100—102.
Категория: Православие | Добавил: Seer (31.03.2007) | Автор: Н. И. Степанова
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Записки путешественника
http://ep98form.at.ua/index/0-2
Санкт-Петербург
http://www.spb-rf.ru/
© 1997—2012 «Факты и комментарии®»
http://fakty.ua/
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
СКАЗАНИЯ РУССКОГО НАРОДА
http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm
ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА
http://www.kolyadka.com/index.htm
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
Форум клуба
http://club4ane.0pk.ru/
Магия от Инны © 2009-2010
http://innamagic.dn.ua/
© Департамент образования Администрации города Омска, 2006г.
http://www.omsk.edu.ru/

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Прочитала легко и с удовольствием. Узнала много нового, спасибо! Творческих успехов и удачных литературных находок!
С уважением,
Виктория.

Екатерина Светлая комментирует...

Автору благодарность. Очень подробный материал и подан читателю в легкой форме.

Марина Берлизева комментирует...

Спасибо большое очень интересная статья

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.