no copi

воскресенье, 12 декабря 2010 г.

12 декабря(29 ноября по ст.ст.) - ПАРАМОН. Парамонов день. Акакий-целитель.

Мч. Парамон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Народное название:
ПАРАМОН, Парамонов день
ЗИМОУКАЗАТЕЛЬ
Парамон-зимоуказатель
ЗОРНИК
Парамон-зорник
Акакий-целитель
Андреева ночь
 12 - 18 декабря (22 - 28 овсеня) -  Колядная Седьмица

*
конспект

Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

В этот день Православная Церковь почитает память
 святого Мученика Парамона и с ним 370 мучеников , пострадавших за веру(250).
Мученика Филумена (около 274).
Преподобного Акакия Синайского (VI).
Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Сщмч. Авива, еп, Некресского (VI) (Груз.)(также 20.05, у католиков 12.11, 29.11)
*
Рождественский (Филиппов) пост (28 ноября - 6 января).
*
католический календарь. католические святые
Иоанна Франциска Фремьо де Канталь, основателтница ордена. Бартоломей Бомпедони. Ида из Нивейи. Конрад из Оффида.
Минея - Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

Загадывали на Парамона о погоде на всю зиму.
Отсюда и название этого дня – Парамон-зимоуказатель.
По старому календарю Парамонов день приходился на конец ноября, и по нему гадали о декабрьской погоде:
морозное и ясное утро предвещало такую же погоду на весь предстоящий месяц,
а если на Парамона с утра снег, то быть метели целую неделю – до Николина дня (19 декабря).
• В Парамонов день утро красное – быть декабрю ясным, снежное – быть метелям.
Если на Парамона утро красное — быть и всему декабрю ясным.
Если к этому дню еще не выпал снег, то зима будет теплой.
А коли утро снежное — быть метелям свирепым.
• На Парамона снег – быть метелям до Николина дня (19 декабря).
· Коли Парамон со снегом — жди метелей вплоть до Николина дня (19 декабря), целую неделю.
"Коли заснежит долы, то провьет еще семь дней",
"Снежные хлопья стали крупными, значит, жди оттепели",
"Коли поле зимой гладко, и в сусеке будет гладко", так как
"Снег земледельцам серебра краше".
Снегопад в этот день считался доброй приметой, обещающей летом хороший урожай: «снегу надует – хлеба прибудет».
 "Снег на всех садится - никого не боится".
"Парамон - задуй полы, заснежи долы".
В самом деле, ветер пронизывает насквозь, хлопает полами армяка.
Сносит снег с дороги, до земли обнажаются мерзлые комья, лед.
Полоз саней дерет об острые шипы - тяжко обозным лошадям.
*
Смотрят на Парамона на утреннюю зарю.
«Утреннюю зарю смотри!» - наказ Парамона хоть домоседам, хоть тем, кто в пути.
Если в этот день багрянная заря - к ветрам, утро красное - быть всему декабрю ясным.
     • Багряная заря – к ветрам.
     • Багряная заря с Парамонова дня на Андрея (с 12 на 13 декабря) – к сильным морозам.
"Багряная заря с Парамонова дня на Андреев (с 29 на 30 ноября) - будут сильные ветры".
     • Дым из трубы идет столбом – к морозу, вниз стелется – к оттепели.
     • Если в ночном небе звезды яркие – к морозу, тусклые – к теплу.
· Если звезды яркие, блескучие — к морозу, тусклые — к теплу.
     • На Парамона земля каменеет, речка стынет.
Земля закаменела, речка замерзает, большая рыба осела в ямах, а мелкая еще вверху плавает, ее видно в проруби.
Мч. Парамон. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Пришел Парамон — снег с крыши вон.
В этот день сбрасывали с крыш снег, причем, по повериям, делать это было нужно веником и метлами, но никак не лопатами, чтобы крыша не прохудилась.
*
К венику на Руси относились с большим почтением, считая его наде­ленным особыми магическими свойствами, и помнили:
Если под печью лежит голик (веник) или сидит лягушка, то хлебы ис­портятся.
В одной избе разными вениками не мети: разойдется по углам богатство.
*
С этого дня ходит зима в медвежьей шубе, по крышам стучит, бабам вставать велит, печи топить, каши варить.
*
Приметы и обычаи: 
крестьяне считали, что в этот день Парамон, одетый в медвежью шубу, стучит с утра по крышам – велит бабам вставать, печь топить и обед готовить.
Вот и поди ты! - поленница дров-то поубыла.
Надо и о русской печи подумать.
Нужда "придет - до леса не рукой подать.
Ведь и метели у зимы дела просят.
А уж мужика зима делом к печи приволочет:
"Дров напасись - лесу поклонись!"
*
А за печью, согласно поверьям, живет добрый, хозяйственный дух воструха – дальний родственник домового.
Свое имя он получил за то, что остро (внимательно) следит за всем, что происходит в доме. Верили, что там, где живет этот домашний дух, никогда и ничего не пропадет, ведь от вострухи ни один вор не скроется. 
Но не только за хозяйским имуществом следил воструха. 
Он присматривал и за молодыми девушками, охраняя их красоту и непорочность (а такие качества девушки считались главным достоянием семьи). 
Некоторых членов семьи воструха сильно любит, к остальным равнодушен, но помогает, когда это необходимо. 
Разозлить воструху трудно, но если уж это произошло, то взбешенный дух может не только сильно навредить, но и задавить (убить) человека.
А где не жил воструха, там жили запечник или запечница – озорные духи, любящие посмеяться над человеком. 
Все мелкие неприятности (разбитая посуда, потерявшаяся вещь) считались проделками запечника. 
Запечница намного злее мужского духа, и шутки у нее не такие безобидные. 
Впрочем, и они не могли нанести большого вреда.
Помогали крестьянам в доме и божки вяшки.
Согласно поверьям, они были очень маленькие: самый большой вяшка величиной с воробья, а остальные чуть ли не меньше мухи. 
Они работали ночью: поправляли солому на крыше, плотнее конопатили стены, летом присматривали за каждой травинкой в огороде. 
Поэтому, если ночью слышался шорох или треск, крестьяне знали – это трудятся маленькие неутомимые духи. 
Но пока хозяйки домашними делами занимались, незамужние девушки выходили с самого утра на улицу, чтобы разрумянить щеки и нос. 
Верили, что ту, у которой будет самый яркий румянец, вскоре просватает хороший парень. Румяные щеки на Руси издревле считались признаком здоровья, поэтому раскрасневшиеся от мороза девушки старались в этот день попасться на глаза не только потенциальному жениху, но и его родителям. 
Они должны были оценить не только красоту, но и здоровье будущей снохи.
На Парамона забивают гвоздь в нижнее бревно бани в стене
которая находится с западной стороны.
Делают это для того, чтобы никто не испортил бани.
Во время мытья люди не приобретут в порченой бане нездоровье /наносные болезни/.
В этот день ходят занимать у друзей или соседей
хлеб, яйца, деньги и все что угодно.
Если кому-нибудь  удастся взять в долг хоть что-нибудь -  тот будет везуч, тому человеку весь год будет сопутствовать удача -  человек приобретает везение на весь грядущий год.
*
Сегодня следует проявить осторожность в денежных делах, особенно в том, что касается обмена.
А еще на Парамона наказывают своих обидчиков и врагов.
Для этого кипятят ножи и читают заклинания, от которых заболевает тот, кто вам досадил.
Особенно хорошо это получается у тех, кто в семье родился средним.
День с предельно напряженной энергетикой.
Оградить себя от влияния темных сил можно с помощю следующего ритуала.
Утром зажгите любую палочку благовоний.
Станьте лицом к южному углу головной комнаты и начертите палочкой в воздухе большой круг и крест.
Напрвив острие палочки в центр воображаемого круга, растягивая гласные, произнесите слово "Иешуа". 
Те же действия повторите в северном, западном и восточном углах комнаты.
Рецепты
*
     Тюря постная из кислой капусты
     квашеная капуста – 30 г,
     хлеб – 10 г,
     лук репчатый – 20 г,
     квас – 150 г,
     растительное масло, перец и соль – по вкусу.
     Нарезанную квашеную капусту смешайте с натертой на терке луковицей. 
Добавьте черствый хлеб, также натертый на терке. 
Хорошо размешайте, полейте маслом, разведите квасом до нужной вам густоты. 
В готовое блюдо добавьте перец, посолите.
В старину, в день святого Парамона, поздно вечером девушки собирались у одной из подружек и гадали на суженных.
Замешивали тесто, а воду для него несли с реки, зачерпнув ладошкой. 
Смотрели, что попало в руки: если камушек - муж будет строителем, если земля - хлеборобом, стружка - столяром.
Потом каждая готовила выпечку и готовое тесто ставили на скамейку. 
Выносили курицу и чье изделие она клюнет раньше, та и выйдет первой замуж.
Колядная Седьмица.
В Колядную седьмицу в ведических храмах рассказывают о странствиях Коляды по семи планетам. 
22 овсеня рассказывают о Коляде Лунном. 
Богами Луны были предки Коляды Велес и Дажьбог. 
Власть над Луной по наследству перешла к Коляде. 
Коляда после своего рождения плывёт в люльке - лодочке по лунной дорожке к богу Солнца. Его путешествие от Луны к Солнцу - это Путь Коляды пред его Рождеством, пред днём Коляды.
23 овсеня - день Марса - Ярилы. 
Коляда с Луны попадает на Марс, прежде чем попасть на Солнце. Значит Коляда, как бог - воин, сражающийся с Чернобогом, имеет марсианские аспекты (стр. 193, «Календарь русских волхвов»)
24 овсеня - день Меркурия - Велеса. 
Коляда - правнук Велеса, поэтому Коляда имеет меркурианские, пограничные между Богом и людьми, аспекты.
25 овсеня - день Юпитера - Дыя (либо Перуна). 
Коляда часто выступает в союзе с Перуном против Чернобога и войска Дыя. Значит, он имеет юпитерианский аспект.
26 овсеня - день Венеры - Майи. 
Коляда - сын Майи Златогорки, поэтому он имеет и венерианский аспект.
27 овсеня - день Сатурна - Крышня. Коляда является Вторым Крышнем, поэтому он имеет аспект Сатурна.
28 овсеня - день Солнца - Хорса. 
Коляда является Нисхождением Солнца - Всевышнего. Он - Солнечный бог, пришедший к Всевышнему, к своему Отцу Небесному.
Знахари сегодня лечат людей и снимают порчи.
*
Хворые и болящие с молитвой обращались к преподобному Акакию.
Но о здравии телесном пеклись и деревенские численники.
К Гурьяну, которого они обеспечили пегой лошадкой, примыкал совет:
«На стол хрен и морковь».
«Щи да каша пища наша», а овощей не сторонись, не привязалась бы «куриная слепота» и злая цинга, раньше свирепствовавшая среди зимовщиков на промысловых становищах.
Дети, рожеднные в этот день, редко бывают счастливы.
Родившимся в этот день следует носить амазонит, аметист.
Именины празднуют:
Православные именинники: 
Деонисий, Неонила, Ольга,
Парамон с латыни - "твердый".
Авив, Акакий, Даниил (Данила), Денис, Иван, Констанция, Нектарий, Николай, Урван, Федр, Филумен.
Католические именинники: 
Аделаида, Иоанна, Александр. 
Мученик Парамон Вифинский и с ним 370 мучеников 
(250 г.).
Мучение свв. Парамона и Филумена. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.


http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1227
 Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Тропарь мученику Парамону
Тропарь, глас 4:
     Мученик Твой, Господи, Парамоне во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
Кондак, глас 2:
     Звезда светлая явился еси, непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи, зарями твоими, страстотерпче Парамоне, и прелесть погасил еси всю, нам же подаеши свет, моляся непрестанно о всех нас.
Величание
     Величаем тя, страстотерпче святый Парамоне, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.



Мученик Филумен Анкирский (ок. 274 г.).
 
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1228
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 29 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.




Преподобный Акакий Синайский (6 век).
Преподобный Акакий Синайский.
Примечание: Фреска церкви св. Симеона Богоприимца в Новгороде.XVв.
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1226
Минея - Июль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Тропарь преподобному Акакию Синайскому
Тропарь, глас 8:
     В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Акакие, дух твой.
Кондак, глас 2:
     Мир оставль, Христу последовал еси от младенства, премудре Акакие преподобне, Того подражая вольное смирение, низвергл еси гордостнаго мучителя, моли непрестанно о всех нас.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Акакие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г.
Минея годовая (свв. Парамон и Акакий Синайский). Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия.



Преподобный Нектарий Печерский, в Ближних пещерах (12 век).
Прп. Нектарий. Икона. Киев. XIX в. Киево-Печерская Лавра. Икона находится у раки мощей святого.
--Подвизался в Киево-Печерском монастыре в XII веке. За беспрекословное послушание старшей братии и усердие в трудах св. Нектарий именовался Послушливым. После многих трудов и подвигов скончался в мире и был погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.
Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.
Тропарь преподобному Нектарию Печерскому, в Ближних пещерах почивающему
Тропарь, глас 8:
     В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Нектарие, дух твой.
Кондак, глас 2:
     Чистотою душевною Божественно вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив, крепко пробол еси бесовская ополчения, Нектарие отче наш, моли непрестанно о всех нас.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Нектарие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.



Священномученик Авив, епископ Некресский 
(6 век)(Груз.).
[груз. აბიბოს] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства.
http://www.pravenc.ru/text/62750.html


Священномученик Сернгий пресвитер (1941 г.).
Кочуров Сергий, священник, священномученик;


http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1229




ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
 Народные приметы о погоде на декабрь
http://opochka.ru/pogoda/december
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
myJulia.ru
http://www.myjulia.ru/
 Именинники декабря
http://darimeni.ru/?page_id=636
Dachnikam.ru
http://dachnikam.ru/kalendar/index.php 
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.