no copi

суббота, 4 декабря 2010 г.

4 декабря(21 ноября по ст.ст.) Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Тициан, 1534—1538)
Народное название:
Введение, Введенье.

*
конспект*

***
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
Введение во храм Пресвятой Богородицы — великий двунадесятый праздник.
Рождественский (Филиппов) пост.
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Ранние Введенские морозы. Время ледостава. Начинается настоящая зима.
На Введение зима вводится.
"Введение - ворота зимы".
· Введение пришло — зиму на Русь завело.
"Введение пришло — зиму привело",
"Введение пришло - зиму в хату завело".
"Введенские морозы зиму на ум наставляют",
Этот день мог быть разным - и теплым, и холодным.
Если на Введенье мороз, то жди летом знойных дней.
• Если на Введение мороз – все зимние праздники морозные; тепло – все праздники теплые.
"Во Введение мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы".
В одном случае говорили:
"На Введение толстое леденье".
"На Введение — толстое леденье",
"Введение накладывает на воду ледение",
"Наложило на воду Введение толстое леденье".
• Введенские морозы рукавицы на мужика надевают, стужу устанавливают, зиму на ум наставляют.
"Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили".
· Введенские уставщики, братья Морозы Морозовичи, рукавицы на мужика надели, стужу уставили, зиму на ум наставили.
· Зима за морозы, мужик за праздники.
В другом случае, когда стоит оттепель:
"Введение ломает леденье" , т.е. становится грудами лед.
С этого дня, как правило, по мнению русского народа, начинались Вве­денские оттепели, от которых совершенно раскисали дороги, поэтому час­то говорили:
«Введенские морозы не ставят зимы».
"Введенские морозы зимы не ставят".
"Введенские морозы обычно зимы не ставят"
и подмечали:
"Если со Введения ляжет глубокая зима — готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов",
• По холмам высоко снегов навито – летом поспеет земляника духовита.
• Если до Введения снег выпадет – потом растает.
"До Введения если снег выпадет, то растает",
"После Введения если снег пойдет, то ляжет зима",
• Зимы нет, пока санный путь не установится.
На Введенье, если колокольный звон слышен издалека ясно, будет мо­роз, глухо — к сильному снегопаду.
• Перед снегом ночь темна.
• В печи пшенная каша румянится – к снегу.
     • Конь ложится на землю и упрямится, не хочет вставать – к снегу.
     • К снегу дым клубится сизо, бородой сползая книзу.
После Введения празднуется Прокопьев день, поэтому в народе говорят:
"Введение идет - за собой Прокопа ведет".
• Введенье идет, за собой Прокопа (5 декабря) ведет.
• Декабрь холодный, снежный, с частыми инеями и ветрами – к урожаю.
     • Декабрь хитрые узоры на окнах расписывает.
Православная церковь отмечает один из больших праздников – введение во храм пресвятой богородицы.
В возрасте трех лет Богородица, согласно обету ее родителей – Иоакима и Анны, была отдана на услужение в храм.
Там она прожила до пятнадцати лет, проводя время в молитвах и трудах.
По преданию, когда деве Марии исполнилось три года, родители торжественно привели её в Иерусалимский храм, и она сама преодолела лестницу в 15 высоких ступеней.
В память об этом событии 4 декабря все дороги считались благословенными.
Крестьяне приглашали знахарей читать заговоры на безопасность в пути.
Как и в Крещение, когда люди набирают воду в запас на весь год, так и в этот день люди заручаются безопасностью в пути, заговаривая себя и близких от всякой беды.
-- 
Заговоров на безопасность в пути очень много.
Но среди множества заговоров есть такие, которые читают только в день 4 декабря.
Вот один из них:
*
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Выведи меня, Божья Мать,
     Чтобы в пути не смог меня никто обижать.
     Был бы я в пути цел, здоров, невредим,
     Ни бесами, ни людьми непобедим
     В чистом поле, в зеленом лугу,
     В дремучем лесу, в пути, в дороге,
     В тропинках, на тропе, всюду и везде!
     Дай, Господи, мне с лихой бедой не встречаться,
     Лестью хитрой не обольщаться,
     В чужом доме яду не опасаться.
     Был бы я, Божий человек,
     От любых бед отверчен, спасен и сохранен.
     Будьте же вы, все мои слова, крепки и цепки,
     До моего белого тела лепки.
     Ключ, замок, язык.
     Аминь. Аминь. Аминь.
*
Церковь празднует в этот день один из важнейших христианских праздников, народ же сохранил в названии дня только первое слово «Введение», соотнося его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала, ввода, что совпадало со вступлением зимы в свои права.
Крестьяне считали, что Введение – это  праздник зимы, вступающей в свои права, потому что в это время обычно начинались ранние – введенские – морозы.
Как Богородица, введенная маленькой девочкой в храм, приняла новую жизнь, так и природа изменяется с приходом зимы.
На Введенье пели:
Введете пришлои зиму в избу привело, в сани коней шпрягло,
в путь-дорожку вывело, лед на речке вымело,
с берегом связало,
к земле приковало,
малых ребят,
красных девчат
на санки усадило,
по ледяшке с горки покатило.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
Новгород XIV в.
Из Троицкой церкви села Кривое на Северной Двине.
91 × 66 см.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
На Введение делались пробные выезды на санях.
Отмечали день «введения» зимы пробным выездом на санях - право начинать эти гулянья отводилось молодоженам -  проводили обряд под названием «катание молодых».
В первых санях ехали молодожены, приветствуя молодую красавицу зиму, а за ними уже незамужние девушки и парни и молодые супруги.
Обряд назывался "казать молодую".
Введение Богоматери во Храм с житийными сценами
Новгород. XVI век.
Дерево, темпера.
Размер - 116 х 102 см.
Нижняя часть иконы, где также располагались клейма утрачена.
Государственная Третьяковская Галерея
Во многих местах в этот день начинались знаменитые Введенские ярмарки, торги.
В Москве первый зимний торг — торг саней — бывал на Лубянке.
Здесь были лубяные и санные ряды.
Сюда привозились расписные сани из разных мест.
Галиц-кие сани с позолотой красовались на Лубянке как особенная редкость.
Иногда торговцы-санники сопровождали продажу саней словами:
                    "Вот санки - самокаты,
                    Разукрашены - богаты,
                    Разукрашены - раззолочены,
                    Сафьяном оторочены!
                    Введеньев торг у двора,
                    Санкам ехать пора!"
Введенскую ярмарку на Поморском берегу называли "рыбной", в связи с тем, что на ней продавалось большое количество промысловой рыбы: сельди, наваги, камбалы и др.
Рецепты
*
     Картофельные галушки
     картофель (крупный) – 5 шт.,
     пшеничная мука – 2 ст. ложки,
     репчатый лук – 2 шт.,
     красный молотый перец и соль – по вкусу.
2 картофелины отварите на пару, после чего осторожно снимите с них кожицу. 
Разомните вареный картофель с пшеничной мукой и с мелко нашинкованным и обжаренным луком. 
Присыпьте пюре красным перцем. 
Оставшийся картофель натрите на мелкой терке и вмешайте в приготовленное тесто. 
Все тщательно разотрите до получения эластичной массы, затем десертной ложкой отделите удлиненной формы галушки и опускайте их в крутой кипяток или овощной бульон. 
Выньте галушки шумовкой и аккуратно переложите на блюдо. 
Сбрызните подсолнечным маслом и обильно посыпьте зеленью.
Именины празднуют: 
Ада, Прокоп, Ярополк.
Введение во Храм
Из праздничного чина
Уральская икона. Кыштым. Первая треть XIX в.
Дерево, шпонки врезные. Паволока, левкас, темпера.
44.3 × 71.5 × 3.2 см
Введение
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ
Государственный Исторический музей
АКАФИСТ Введению во храм Пресвятой Богородицы
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=108
Миниатюра Часослова герцога Беррийского, XV век  ©Photo. R.M.N. / R.-G. OjŽda
МОЛИТВА
    Пресвятая Дево, Царице небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая во храм законный на обручение Жениху Небесному! 
Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя.
    Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеская, от плоти, мира и диавола находящая на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом,
    Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девы во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. 
Аминь.
Картина Фра Карневале, 1467

Тропарь празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы
Тропарь, глас 4:
     Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4:
     Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.
Величание
     Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое.
Задостойник, глас 4:
     Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
Введение во Храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи)
Введение Богородицы во храм (Мастер Алтаря Реглера, XV век)
Введение во храм Пресвятой Богородицы (икона, XVI век)
Введение во Храм (фреска Джотто, капелла Скровеньи)
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона. XIX в
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона. XVI в.
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВВЕДЕНИЕ БОГОМАТЕРИ ВО ХРАМ С ЖИТИЙНЫМИ СЦЕНАМИ
Новгород. XVI век.
Дерево, темпера.
Размер - 116 х 102 см.
Нижняя часть иконы, где также располагались клейма утрачена.
Государственная Третьяковская Галерея


ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой  http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
Народные приметы о погоде на декабрь
http://opochka.ru/pogoda/december
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/

myJulia.ru
http://www.myjulia.ru/
Именинники декабря
http://darimeni.ru/?page_id=636
Dachnikam.ru
http://dachnikam.ru/kalendar/index.php  
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.