no copi

пятница, 7 января 2011 г.

7 Января(25 Декабря по ст. ст.) - Рождество. Рождество Христово

--
Рождество Христово.
Икона XVIII вв.
Киев. Свято Успенская Лаврская иконописная мастерская. Храм Всех преподобных Печерских. Ближние пещеры.
----------
Народное название:
Рождество

Рождество Христово
*
конспект
--------
Рождество Христово
Россия, XIX век. Палех.
Дерево, левкас, темпера. 35,7х29,6 см.
Многосюжетная композиция иконы
----------
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Поклонение свв. волхвов: Мельхиора, Гаспара и Валтасара.
Прпмч. Ионы и с ним 50 монахов и мирян в Трифоно-Печенгском монастыре шведами (1590).
Сщмч. Михаила пресвитера (1930).
*
Окончание Рождественского поста. 
----------------------------------
Рождество Христово
Мстера
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

*
· Светлая ночь — ноские куры, темная — молочные коровы.
· На Рождество звезд ворох — уродится богатый горох.
"В ночь звезд густо - густо и ягод будет, если редко звезды, то мало и ягод уродится".
· Если Рождество приходит на новом месяце, то год будет неурожайным.
· Метель на Рождество — пчелы будут хорошо роиться..
"Если метельная ночь - пчелы хорошо роиться будут".
--
"На Рождество и солнце играет".
Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
"Зима - за морозы, мужик - за праздники".
"Иней на деревьях в первые три дня Рождественских праздников - к обильному урожаю хлеба".
"Снега глубоки, так травы хороши и хлеб".
Снег в Рождество — к урожайному году.
"Сугробы высоки набило - к хорошему году".
"Если в этот день тепло - весна будет холодная". 
Тёплое Рождество — холодная осень.
В Рождество день тёплый — хлеб будет тёмный, густой.
Хороший санный путь — урожай на гречку.
Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя, — к урожаю.
Снег вьется до крыши — рожь будет выше.
Какая погода после Рождества, такая будет и после Петрова дня (12 июля).
Тёмные святки — молочные коровы, светлые — ноские (плодовитые) куры.
Коли на Рождество оттепель — весна будет ранняя и тёплая.
На Рождество надевают новую рубаху, чистую (но не новую) нельзя, а то жди неурожая.
----------------
Рождество Христово
XVII в. Нижний Новгород
--
Рождество - один из главнейших праздников в году.
Один из самых светлых христианских праздников.
На Руси свято верили в то, что в самую полночь раскрываются Небесные ворота и на землю сходит Сын Божий, а рай открывает для праведников свои сокровища и тайны.
Воды райских рек приходят в движение, источники источают вино, а деревья приносят золотые плоды.
Миллионы и миллионы людей жили на земле.
Но не было среди них ни одного, подобного Иисусу Христу.
Вы только вдумайтесь, ведь абсолютно все пом­нят его день рождения и все искренне радуются в этот чудесный день, повторяя с искренней любовью Его имя и имя Его Матери, подарившей нам через своего Сына вечную жизнь и спасение.
--
Рождество Христово.
XVII в. Поволжье
· Рождество не встречают в будничной одежде — к бедности.
Не стоит надевать и темную одежду.
· Не следует за завтраком в день Рождества пить воду — летом будешь страдать от жажды.
· Все, о чем молился в Рождественскую ночь, сбудется, если ровно в полночь выйти на улицу и трижды повторить свою просьбу, глядя на небо.
· Если в этот день спросить у того, по ком душа томится: “Ты меня любишь?” — он должен будет ответить правду. 
*
Начало Святых Вечеров — Святок (с 7 по 14 января — «святые вечера», с 14 по 19 января — «страшные вечера»).
--
Рождество Христово
Россия, XIX в., 17,6х14,4 см..
--
Приметы, связанные с 7 января
    *  Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.
В старину считалось, что нехорошо, если первой на Рождество войдёт в хату (из чужих) женщина — весь год будут хворать бабы в той хате.
Во время обеда на Рождество нельзя пить (алкоголь) — будешь часто пить на сенокосе.
    *  Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-либо разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.
В день Рождества хозяину не годится со двора идти — овцы заблудятся.
    *  Если человек, идущий в церковь, запнется, то через 12 лет, день в день, заболеет.
Чтобы этого избежать, нужно тут же сказать:
Не к дьяволу, а к Богу иду,
Он меня и спасет.
Гнутой работы не делали (обручей, полозьев и пр.), а иначе боялись, что приплода скота не будет.
    *  7 января не следует трудиться, особенно нехорошо в этот день переезжать на новую квартиру.
    *  Нельзя в этот день забивать скотину. Кровь в этот день не льют, иначе своя прольется.
Ради большого приплода ягнят сажают на шубу первого гостя, пришедшего «славить» в день Рождества Христова.
    * Тот, кто ругается в этот святой день, тот забирает надежду на спасение у своих предков.
--
Рождество Христово
Украина, XIХ век, дерево, левкас, темпера. 44x21 с
--
Славильщики
Так называют людей, которые в Рождество славят Иисуса Христа. Они ходят по дворам без всякого приглашения, поют присказки и собирают подаваемые угощения в мешки и сумки. Обычно им подают вино, конфеты, стряпню и деньги.
Собранные в Рождество деньги не тратят, а берегут­ их до самой Пасхи за иконой Иисуса Христа. 
В канун­ Пасхи деньги зарывают под деревом, которое растет рядом с домом,— тогда в доме всегда будет достаток!
Славят Христа обычно так:
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем волхвам путь показала.
Три волхва приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали, Христа величали.
Считается также, что если хозяева, услышав этот распев, не дадут славильщикам угощение, то они сами себя обрекают на годовую нищету.
--
Рождество Христово
Россия, ХIХ в. дерево,темпера 40 x 38
--
Рецепты
*
Свинина с пшеничной кашей
     свинина – 2 кг,
     клюква – 1 горсть или моченые яблоки – 3–4 шт.,
     капустные листья – 5 шт.,
     каша из пшеничной муки – по вкусу,
     свиной жир – по вкусу, соль – по вкусу.
Свинину порубите на порционные куски, слегка отбейте, обжарьте в большом количестве свиного жира на сильном огне. Сваренную до полуготовности кашу из пшеничной муки поместите вместе с жареной свининой в форму для запекания, все перемешайте, посолите, добавьте клюкву или моченые нарезанные яблоки. Накройте блюдо капустными листьями, закройте плотно крышкой и поставьте в разогретую духовку на малый огонь на 1,5 часа.
--
Маковник
     мука – 300 г,
     сахар – 200 г,
     мак молотый – 150 г,
     молоко – 350 г,
     яйцо – 1 шт.,
     ванилин – 1 г,
     цедра лимонная – 2 г,
     сода и сахарная пудра – по вкусу,повидло для смазки.
В глубокой посуде перемешайте сахар, мак, лимонную цедру и ванилин. Затем положите туда яйцо, влейте молоко, всыпьте муку, смешанную с содой, и замесите тесто.
Заполните тестом форму, смазанную жиром, обсыпьте мукой и выпекайте в духовке до готовности.
--
Рождество Христово
XVIII век 31 x 27.5 см.
--
Чтобы обрести душевные и физические силы
Тот, кто рано утром на Рождество (7 января), умоется, сказав перед этим трижды:
     Спаситель родился, свет миру объявился.
     Спасусь и я, раба Божья (имя), через Иисуса Христа.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Аминь.
— обретет не только душевные, но и физические силы.
Больные люди, поступив так, выздоравливают.

--
Рождество Христово
Середина XVII в
--
Чтобы заговорить себя на богатство,
в Рождество постучите пятаком о стекло окна и скажите:
Христос родился,
Пятачок объявился.
Как он у меня объявился,
Так бы он никогда не переводился.
Христос нарождается,
Деньги мои размножаются.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
---
Рождество Христово
XVII в
---
Заговор от девяти несчастий.
Читают на Рождество стоя на пороге лицом к дому
« Отведи, Господи.
Девять стрел от меня,
от воды, петли.
Огня, суда, ножа.
от вора, от наговора.
От посягательства на тело и кров
и порчи на кровь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь»
--
--
Совет дня
Как избавиться от бессонницы

Сбросьте одеяло с груди и живота, сядьте прямо, отведите правую руку в сторону и чуть вверх и начинайте приближать ладонь к глазам. «Не хочу никого, как мне славно наедине с собою…»
Закрываете ладошкой глаза и как бы смываете с лица горести дня и все события, что вас сегодня волновали.
Можете помахать им вслед.
Если вы все правильно сделали, они непременно вас покинут…
---------
--------------------
Именины празднуют:
Валтасар.
--
-----------------------
Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Икона Рождество Христово
Середина XVIII в.
95.8 x 65.8 см . Ярославский художественный музей
--
РАДОСТНАЯ ТАЙНА
Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Слово на Рождество Христово
Сказание о поклонении волхвов
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1785
---
Икона "Рождество Христово"
XIX  век, дерево, темпера
---
АКАФИСТ РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153
--
Сретение. Рождество Христово
Начало XVIII века. Галич.
Дерево, темпера
--
Тропарь Рождеству Христову
Тропарь, глас 4:
     Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3:
     Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангелы с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог.
Кондак, глас 6:
     Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без Отца воплотивыйся днесь из Тебе: темже звезда благовествует волхвам, Ангелы же с пастырьми поют несказанное Рождество твое, Благодатная.
Величание
     Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
--
Рождество Христово с житием
Мастерская Богатыревых. Невьянск, 1832-1837 гг.
Дерево, шпонки врезные сквозные, фигурные и торцовые.
Паволока, левкас, темпера, золочение.
178 × 105 × 4 см
Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург
--
Задостойник, глас 1
Величай, душе моя,// Честнейшую и Славнейшую горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу. Любити убо нам яко безбедное страхом/ удобее молчание,/ любовию же, Дево,/ песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть,// но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
--
Смущение Иосифа. Купание Младенца.
Рождество Христово с полеосными святыми
Россия, Москва. Братья Фроловы , доска, левкас, темпера.
Икона Рождество Христово
XII век. 36,3X21,2 см
Еа иконе кроме собственно «Рождества» изображены многочисленные связанные с ним события, в том числе и известные только по апокрифическим источникам. При этом все эпизоды показаны как одна длинная сцена, последовательно разворачивающаяся в пейзаже гористой пустыни. Вверху изображены два хора ангелов, возглавляемых архангелами в императорских облачениях. Они совершают небесную службу, прославляя чудо воплощения на земле Богомладенца. Мистический характер действа подчеркнут изображением светового луча, падающего с небес на младенца Христа в яслях, Пещера с образами Богоматери и младенца составляет центр композиции, а фигура Богоматери заметно выделена своими большими размерами и красным цветом ее ложа.
По сторонам изображена история волхвов, разделенная на три эпизода: их приезда, поклонения младенцу Христу и отъезда. При этом волхвы, в соответствии с древней традицией, показаны трех разных возрастов, символизируя бесконечное время. Младенец Христос благословляет волхвов двумя расставленными руками, подобно архиерею в храме, которому поклоняются трое священнослужителей с Востока. Справа вверху – «Благовестие пастухам», которое включает восходящие к античным буколическим сценам изображения пасущегося стада и мальчика, играющего на флейте. С другой стороны композиции показано иное благовестие – «Сон Иосифа» – чудесное событие, непосредственно предшествовавшее Рождеству. Под Богоматерью на ложе, в качестве одного из смысловых узлов всей композиции, размещено «Омовение младенца», представленное как некий священный ритуал. Оно дополнено редчайшей для Византии и иногда встречающейся в поздней русской иконописи сценой «Несение купели», изображающей повивальную бабку Саломию, с апокрифическим именем которой связано чудо об отсохшей и ожившей руке. Саломию сопровождает ее помощница и указывающий путь юноша, который в русских вариантах сцены изображается как ангел.
Следующими по времени в нижних регистрах показаны события, связанные с преследованиями Ирода. Слева «Елисавета, прячущаяся с младенцем Иоанном Крестителем в чудесно расступившейся скале», затем читается «Бегство в Египет» с фигурами Богоматери с младенцем на осляти, Иосифа и его сына. В сцену включено изображение города, во вратах которого стоит фигура в царских одеяниях, протягивающая молитвенно руки навстречу Богомладенцу и владыке мира. Весь нижний регистр композиции занимает перенасыщенная натуралистическими деталями сцена «Избиение младенцев» с фигурой Ирода на троне, отдающего приказы. Таким образом на одной маленькой иконе представлен целый цикл «Рождества Христова», который достаточно точно соответствует текстам, читаемых на богослужениях в связи с празднованием Рождества.
Ясли Христа  в соответствии с древней традицией уподоблены алтарному престолу. При этом сам спеленутый младенец напоминает о завернутом в плащаницу теле погребаемого Христа, прообразуя Искупительную жертву. Фоном служит пламеобразный контур черной пещеры, вызывающий зрительную ассоциацию с адской пещерой из «Сошествия во ад» и косвенно напоминающий о будущем Воскресении. Купель в сцене омовения показана в виде византийского литургического потира, в котором приносится Евхаристическая жертва. Иконописец с помощью едва заметных изобразительных мотивов драматизирует сцену, сознательно сопоставляя разновременные полюсные события истории спасения. В этом он прямо следует литургическим текстам, поэтически сравнивающих «Рождество» и «Распятие», представляющих как одно целое Воплощение и Искупительную жертву. Литургическое влияние, характеризующее все византийское искусство Х1-ХП веков, проявляется в синайской иконе не только в трактовке отдельных мотивов, но и в самом их количестве и чрезмерной подробности. Подобная интерпретация вызывала большую остроту эмоционального переживания исторического евангельского события, которое ежедневно обретало новую мистическую реальность в литургии.

--

-------------

-----------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1http://mag.neolove.ru/zagovor/zagovor_zhizn/zagovor_ot_devjati_neschastij.html
http://www.calend.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.