no copi

воскресенье, 9 января 2011 г.

9 Января(27 Декабря по ст. ст.) - Степан. Степанов день. Апостола Первомученика и архидиакона Стефана.

*
Первомученик и архидиакон Стефан
*
Народное название: Степан

Степанов день
Степановы труды
Стефан
Стефанов день
Федор
*
конспект
*
----------
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

*
Попразднство Рождества Христова.
В этот день православная церковь почитает
Апостола Первомученика и архидиакона Стефана (34).
Прп. Феодора Начертанного, исп., брата Феофана, творца канонов (ок. 840).
Свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (ок. 686).
Новосщмч. Тихона, архиеп. Воронежского и с ним 160 иереев (1919).
Мц. Антонина (1937).
Обретение мощей прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1514).
Прп. Луки, монаха Триглийского.
Св. Максима, еп. Александрийского (282).
Св. Муриса и Фибанского легиона (Кандида, Иннокентия, Ексуперия и 6600 других) (302).
*
Святки, поста нет.
--
Святой Стефан. Болгарская икона XVII в.
----------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

*
• Иней на деревьях в первые три дня рождественских праздников – к обильному урожаю хлеба.
     • Ясный день, сильные морозы – к хорошему урожаю.
     • Звездной ночью мороз снежной коркой скрипит – ветки голых берез серебрит.
*
· В Стефанов день поят лошадей через серебро.
Заботились особо и о лошадях, поили их через серебро — водой, пропущенной через серебряное сито
-------------------------------
--
Приметы и обычаи:
Степан в народном сознании представлялся в образе крепкого мужика-земледельца, умелого и бережливого хозяина.
На Русском Севере  
в этот день всей деревней шли выбирать пастуха, 
который почитался важным человеком на селе.
Проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась».
Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым.
Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом:
«В пастухи наймешься - вся деревня в долгу».
Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. 
При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. 
Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим - хозяином леса или с его детьми.
В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. 
Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; 
его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую».
Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему.
Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» - тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров:
«И емлю я, раб божий (имярек), тридесять булатныя за-мыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насыльнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылнои и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорбия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и ввечере в поздо, отныне и во веки веков. 
Аминь. 
И сколь жарко и ярко горят огни горяшия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о дружка по дружке и по мне, рабу божий (имярек). 
Где меня, раба божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поля или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верь-тепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу божию (имяреку), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздно, отныне и во веки веков. 
Аминь...»
В приведенном фрагменте из северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. 
Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. 
Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» - выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент.
Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата.
Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. 
«Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. 
В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. 
По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов».
Пастух рад лету, а сир привету.
Разживемся - в пастухи наймемся, все село - в долгу.
*
«Дождись Степана - станешь паном»,- 
говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило. 
Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков.
--
Этот день считается днём найма работников и каждый мог высказать своё неудовольствие хозяину и не заключить с ним договор, поэтому говорили:
«На святого Степана каждый себе пан».
*
Знахари в этот день снимали сильный сглаз, порчи и проводили обряды защиты от сглаза.
Делать оберег от колдовства:
Варят кашу с камнями и наговаривают на неё:
"Змея - змеища, поганая головища,
у порога не свивайся, с домовым моим не знайся,
поганая тебе дорога, иди, ешь камни.
Стоит каменная избища, в ней головня -
головнища горн раздувает, камни мои глотает.
Не сурочить ей рабы (имя) ни по простым дням,
ни по ведьминым ночам,
ни перед престольным, ни перед постом,
ни головнёй головы, ни конца хвостом,
ни пантакля кругом, ни дьяволом-другом.
На мне крест, кукишем перст.
Заря-зорица, Матушка, Божья Царица,
тебе помолюсь, Господу поклонюсь, оберегом оборонюсь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь"
Кладут себе палец в рот и идут на улицу, сыплют кашу птицам. 
Ни с кем не разговаривать и пальца изо рта не вынимать, пока не вернёшься домой.
*
На Степана по всем углам двора ставили осиновые колья — чтобы ведьмы не могли подойти.
Считалось, что святого Степана боится вся нечисть, поэтому мужики выстругивали осиновые колья и втыкали их снег в каждом углу двора, полагая, что на следующий после Рождества день начинает «веселиться» нечистая сила.
А осиновый кол с древних времен считался хорошим оберегом от враждебных человеку духов.
Защищая деревню от происков злых духов, крестьяне выходили за околицу и на красной горке (священный пригорок, на котором весной раньше других тает снег) втыкали в землю колья или жерди.
--
· За деревней выставляли колья, на которые повязывали тряпицу, загадав желание.
--
В этот день в деревнях совершали обряд 
«Выплёскивания тоски». 
Говорили: 
«Стефан колья тешет».
Ставили в поле по кругу 12 жердей.
Девушки водили вокруг них хоровод, сливая в чашу тоску и выливая её в середину круга.
--
За деревней на заснеженной Красной горке крестьяне ставили 12 кольев или жердей.
У этих кольев девушки сливали воду в чашу пагубную, точно смывали тоску с сердца и выплескивали её в середину круга.
*
В этот день навещают кумовьев и родителей.
Нельзя в третий день Рождества рубить дрова до заката.
*
Чтобы у вас всегда была красивая и чистая кожа.
На третий день Рождества Христова, 9 января, 
проснувшись, не наступайте босой ногой на пол, пока не скажете:
Тризна у Христа,
А на моем челе красота.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Кто так сделает, у того личико будет чистое и красивое.
*
В третий день Рождества девушки продолжают рождественские вечерние гадания.
Приводим одно из них.
Положите на стол горсть семечек, затем откидывайте их по паре.
Если количество семечек окажется парным, то девушка выйдет замуж; если останется одна семечка, то быть ей весь год одинокой.
*
В этот день читают приворот на входную дверь.
(читать, глядя на входную дверь)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мать-дверь деревянная, гвозди твои оловянные.
Открываешь ты, закрываешь,
Всякий народ пропускаешь.
Пропусти ты для меня доброго молодца.
Пусть он сквозь тебя ко мне в дом войдет
И от меня, рабы Божьей (имя),
Никогда не уйдет.
Ключ, замок, язык.
Аминь.Аминь. Аминь.
*
В этот день также можете сделать зазыв на удачу.
Для этого следует постелить новую скатерть на стол и ипоставить прибор на одного человека.
В чашку налейте воды взятой из старого колодца или родника, а на тарелку кусок белого хлеба.
Поклонитесь на четыре стороны, перекреститесь и скажите:
       "Приди ко мне разом, 
Божьим наказом.
       Дуос Али Адара, Абара. 
Аминь."
Затем снова перекреститесь, тарелку и воду накройте новым полотенцем или платком и оставте на три дня.
Через три дня воду выпейте, а хлеб положите под дерево.

*
Молитва дня: о детях
Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. 
Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душею, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
*

--------------
Согласно поверьям, ребенок, родившийся в этот день, должен был стать хорошим хозяином.
Родившиеся в этот день становятся строгими хозяевами.
Им следует носить яшму.
*
Именины празднуют:
Лука, Степан (Стефан), Федор, Ферапонт.
Имена: 
Федор – с греческого означает «дар Божий». 
Главные черты характера Федора – надежность и основательность. Федор способен взять себя в руки и преодолеть все препятствия, встречающиеся на жизненном пути. Это земной, реалистичный человек, крепко стоящий на ногах. Он уравновешен, незлобив, насмешки никогда не выведут его из себя. Федор отходчив и добродушен, поэтому у него всегда много друзей. Он обладает чувством собственного достоинства, но не честолюбив, и поэтому активно заниматься своей карьерой он не будет. Ошибок в жизни он совершает немного, потому что старается не принимать скоропалительных решений.
*

--------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------
---------
--
Апостол, первомученик и архидиакон Стефан (ок. 34 г.).
 --
Стефан был одним из первых семи диаконов, рукоположенных самими апостолами, и первым христианским мучеником-священником.
--
 (память его 2/15 августа, 15 /28 сентября и 27 декабря/9 января ).
_

*
-----------------------
Преподобный Феодор Начертанный, исповедник 
(ок. 840 г.).
Преподобный Феодор Начертанный, исповедник и брат его преп. Феофан
Тропарь преподобному Феодору Начертанному, исповеднику
Тропарь, глас 8:
     Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодохновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная; моли Христа Бога спастися душам нашим.
--
---------------------------
Святитель Феодор, архиепископ Константинопольский 
Святитель Варлаам (Петров), архиепископ Тобольский и Сибирский (1802 г.). (местночтимый)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2929
--
---------------------
Обретение мощей прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1514).
Ферапонт Белоезерский, Можайский
--
Прп. Ферапонта Белоезерского. Тропарь, глас 4.
Житием чистым просветився,/ в молитвах и постех пустыни явился еси доброе прозябение/ и, духовному твоему учителю последствуя,/ ум свой к Небесным управль,/ стаду твоему наставник был еси,/ тем тя молим, отче Ферапонте,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 4.
Преблагий Спас наш Христос/ умножил есть милость Свою к нам,/ даровав нам в заступника и целителя/ преподобнаго отца нашего Ферапонта,/ иже просвещает нас образом святаго жития своего/ и ныне молитвами своими ограждает обитель свою от врагов и от разрушения,/ страну сию от глада и напрасный смерти,/ чтущих же память его всех/ от болезней и от лютых страстей.
--
---------------------------
Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский 
(1920 г.).
Священномученик Тихон, архиепископ Воронежский
--
--------------
Мученица Антонина (1938 г.).
Никаноров Тихон, архиепископ, священномученик;
Брянских Антонина, мирянка, мучениц

------------------
------------------------------



------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Сайт «Магия Божественного Света»
http://www.belmagi.ru/istor/osaite.htm
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.