no copi

суббота, 30 апреля 2011 г.

30 Апреля(17 Апреля по ст.ст.) – Зосим Соловецкий. День Зосима Пчельника.

*

*
Народное название:
Симеон. Зосима, Зосима-Савватий
Зосим Соловецкий, Зосима Соловецкий
День Зосима Пчельника
ЗОСИМА ПЧЕЛЬНИК

Зосима-пчёльник, Зосима - пчельник
Заступник пчеловодов
ОТКРЫТИЕ УЛЬЕВ
Симеон Морковник, Симеон - морковник
Адриан, «Андрыянава ноч» (белорус.)
Вальпургиева ночь ( Бельтэйн)
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Священномученика  Симеона, еп. Персидского, и с ним  иных многих (344).
Преподобного Акакия, еп. Мелитинского (ок. 435).
Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Св. Михаила исп., пресвитера (1935).
Сщмч. Феодора пресвитера (1942).
Обретение мощей прп. Александра Свирского (1641).
Мученика Адриана (251).
Святителя Агапита, папы Римского (536).
Прп. Макария Коринфского.
Преставление блж. Паисия, юродивого, Киево-Печерского.
Св. Ефрема Великого, Ацкурского (IX) (Груз.)
Мч. монаха Донана Игского и всех кто с ним (618) (Кельт. и Брит.).
--
Светлая седмица. Пост отменяется
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Первый апрельский дождь воза золота стоит.
Три дождя в апреле да один в мае — тысячи дождей стоят.
Теплые дожди в апреле, и в особенности в конце месяца,— благословение полям.
Что в апреле зародится, взойдет, то в мае взрастет, в июне — июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится, в долгую зиму дотла подберется.
--
К этому времени цвели плодовые деревья, особенно вишни.
• Позднее цветение рябины сулит долгую и теплую осень.
Средний срок начала цветения ивы-бредины.
На ольхе много сережек — к урожаю овса, а много шишек — к урожаю ячменя.
Зацветают одуванчики.
• Если одуванчик рано весной зацветет, будет короткое лето; если он зацветет поздно – будет лето сухое.
--
30 апреля - 5 мая - первое кукование кукушки.
До грозы лягушки не квакают.
Если сегодня вы услышали ее голос - то гроза уже была.
Муравей в доме — к счастью.
Пчёлы совершают свой первый вылет
--
В этот день старались посеять морковь, свеклу и петрушку.
Желательно, чтобы за тем, кто это делает никто не смотрел.
Перед этим семена смачивают в родниковой воде.
В родник опускают медные деньги для урожая.
Если кто-либо увидит эту процедуру — урожай погиб.
*
-------------------------------
День памяти Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анания, пресвитеров, Хусдазата, евнуха, Фусика, Азата, мученицу Аскитрею и иных многих (344).
День памяти Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478).
Преподобный Зосима почитался как великий светильник Русского Севера и был основателем иноческого общежития на Соловецком острове.
Он вместе с Савватием сделал много чудес.
С юных лет Зосима воспитывался в благочестивой обстановке.
После смерти родителей раздал имущество нищим.
Вместе с преподобным Германом он обосновал на Соловецких островах обитель, был избран игумен.
Сюда были перенесены мощи преподобного Савватия.
Зосима мирно скончался в 1478 году.
Погребен за алтарем Преображенского храма.
--
Легенда об изгнании хищников св. Зосимой
Старинное предание гласит: Святитель 3осима а наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать., а волкам., что не могут без горячей крови живыми быть, путь с острова указал по своему новогородскому обычаю, Волки послушались слова святителя., по седали весной на плавучие льдины и уплыли к дальнему Кемскому берегу. Выли, прощаясь с родным привольем. Но заклятия на них святитель не наложил.
- И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие, идите туда, на греховную матерую землю, там живите, а здесь - место свято! Его покиньте!
С тех пор лишь олени и зайцы живут на святом острове, где за четыре века не было пролито ни капли не только человечьей, но и скотской горячей крови.
30 апреля.
--
К заступничеству Зосимы часто в народе прибегают при болезнях.
Зосима и Савватий считаются в народе хранителями, покровителями пчел, заступниками пчеловодов; покровителями пчеловодства.
--
Зосима — Заступник пчеловодов.
Крестьяне молились этому святому, испрашивая покровительства для пчел.
Согласно древнему преданию, святой Зосима вместе со святым Савватием отправились в путешествие на Афон (полуостров в Греции), откуда в набалдашнике своего посоха святой привез пчелиную матку и положил начало пчеловодству на Руси.
Выставляют улья на первоцвет.
К этому дню, как и ко дню Св. Пуда, приурочивается выставка пчел:
"На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике".
"На Зосиму расставляй улья на пчельнике".
Вынутых пчел из омшаника пчельники расставляют в пасеках;
а набожные наши поселяне иначе не принимались за это дело, как по совершении молебствий святым Зосиме и Савватию.
 «Где стоит хоть один пчелиный улей, где теплится перед божницею хотя одна свеча «воска яраго», – поминаются имена святых угодников, покровителей пчелы.»
В этот день в церквях служились молебны святому Зосиме, а пчеловоды несли в храм медовые соты для освящения.
В некоторых областях России на Зосиму Соловецкого пасечники кормили пчел просфорой, освященной накануне Благовещения, чтобы всегда быть с медом. Этот обычай связывался с преданием, согласно которому сам Зосима именно так и поступал и получал много пчелиного меда.
После молебна крестьяне отправлялись домой,  ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматривают и открывают.
С колод и бортей снимают зимнее утепление.
Первый весенний облёт пчёлами своего жилища.
Один из ульев ставили в центре и вешали на него икону, на которой был изображен святой Зосима с ульем в руках.
На пасеке ставили стол, застеленный чистой белой скатертью, и выставляли на него хлеб-соль, богоявленскую (крещенскую) воду, свечу от пасхальной утрени и горшок с горячими углями.
Затем зажигали свечу и с молитвой обходили с ней пасеку, окропляя ее крещенской водой.
Пересаживая рой в новый улей,
пчеловоды, держащиеся обычаев дедовской старины, опрыскивают его крещенской водою, нарочно сохраняемой ими для этого случая и приговаривают:
«Святые преподобные Зосима-Савватий,
Матушка Пресвятая Богородица,
храните эту домовину, как зеницу ока,
от мора, от хлада, ото всякого гада!»
Это, по старинному поверью, способно предохранить пчелиный дом от наносной беды.
Восковая свеча, поставленная посреди пчельника в этот день, обеспечивает на осень обильный медосбор, оберегая в то же самое время пчельник ото всякого «сглазу» лихого человека завистливого.
Старые пчеловоды советуют всем заводящим новое пчелиное хозяйство, обнося пчельник плетнем-изгородью, натыкать на колья лошадиные черепа.
Это делалось еще во дни старины глубокой, когда была свежа в народе память о жертвоприношениях Даждьбогу, считавшемуся покровителем всякого хозяйства и подателем благополучия.
Теперь, когда утратилось в народной Руси непосредственное воспоминание о временах обожествления природы, этот пережиток стародавнего быта сохранился только в самых захолустных уголках деревенской Руси и соблюдается безо всякого отношения к своему первоисточнику.
Одно только и могут сказать пчеловоды в объяснение упомянутого обычая, что-де «так делали наши деды, так и нашим отцам заповедали, а они были добрые люди и всякого добра у них было вдосталь, не в пример больше нашего!»
Чтоб пчелиный рой не разлетался,
брали пчелу, сажали в улей и приговаривали:
"Беру я пчелу, сажаю в улей.
Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды,
рогоногий месяц, красное солнышко.
Сажают тебя и укрощают".
Пасечники могут прочитать в этот день  
специальный оберег на своих пчел, чтобы они не погибали и давали много меда.
     Дал Господь пчелу не для погибели,
     А для радости, малым детям на сладости.
     Чтобы им хорошо у меня жилось,Чтобы много меда у меня велось.
Аминь.
С этого дня выносились улья не только на пасеку, а и в сады и на поля.
Выставляют улья на первоцвет.
Ярая пчёлонька вылетает из улья.
Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод.
Если пчела садилась на вишневый цвет - то вишня уродится, а если не сядет - урожая не будет.
• Если пчелы садятся на вешний цвет – уродится вишня, если нет – урожая не жди.
• На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош.
• Ранний вылет пчел – признак наступления ранней и теплой весны.
Судили о будущем урожае гречихи:
"Мало убыли в пчелах (по выставке из омшаника) - к урожаю гречи, и наоборот, много убыли - греча не родится".
*
По старинному преданию, пчелы стали особо почитаемы в народе потому, что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому на кресте Христу и, выпив кровавый пот, выступивший на челе Иисуса Христа, пытались облегчить страдания Спасителя.
По другой легенде, пчелы были первыми, возвестившими христиан во всем мире о Светлом Христовом Воскресении.    
Народное песенное слово приписывает Божьей работнице и такие заботы, как «замыкание» «отмыкание» времен года.
Вот, например, песенка, записанная П. В. Шейном:
Ты, пчёлонька,
Пчёлка ярая!
Ты вылети за море.
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое.
Лето хлебородное!

Старые «пчеляки» слывут в деревенском захолустье за ведунов-знахарей.
«Пчела и человека умудряет!» – по народному поверью:
«Человек от пчелы всякой премудрости поучается!»,
«Мала пчела, а человека большому уму-разуму научит!»
Памятуя приведенные слова, народ относится к водящим пчел людям с большим уважением, прислушивается к их речам, спрашивает у них доброго совета в затруднительных делах, обращается к ним за разрешением спорных вопросов.
Приглядываясь к цветущим травам, излюбленным пчелою, ухаживающие за Божьей работницею научаются от самой природы распознавать вредные и полезные растения, – собирают и сушат последние, нередко принимая на себя обязанности врачей-лечеек.
Все это невольно способствует их знахарской славе и привлекает к пчельникам страждущих всякими болестями людей.
В рукописном сборнике белорусских заговоров, записанных в начале XIX-го столетия, подаётся совет – при основании нового пчельника ставить чистую посудину с водою, («отмерить три девить ложик воды») на том месте, где задумано водить пчёл.
Если на другой день утром прибудет воды в посудине, это считается хорошим признаком, а – не дай Бог! – убудет, – нет приметы хуже для будущего пчелиного хозяйства.
В Страстной четверг 
 советуется тайным образом принести камень и закопать его в землю посреди новой пасеки, приговаривая:
«Так, как тот камень тверд, так бы отвердет лстивому человеку или женщине,
которае помисл злой мыслит на мою пасику, во веки веков, аминь».
Когда станет роиться первый рой пчелиный по приходе весны, суеверные люди становятся перед ним на колени и, достав из-под левой ноги, а также из-под улья, по щепоти земли, бросают на рой с таким причетом:
«Как Мать-Сыра-Земля не играет и не шумит
не з горами, не з далами, не с лугами, не с тёмнами лесами,
(так чтобы) не играли и не шумели в моей пасики пчёли – са всей своей силой,
ни в лисах, ни в добровах, не в чыстая поля, не в инныя пасики
от меня пастыря не оубегать и не утекать,
отныня и довека и до скончений жыжни моей, аминь!»
По иному списку, заговор этот читается так:
«Как сия вода не истекаит и не измаляица,
так бы мое пчоли не излитали и знемалялись,
из моих ульев из зо всей моей пасики.
Как гора з горой не изходица,
так бы мое пчоли не изходилися с чужыми пчалами
и не излитали на лягу, на меду, и на пасеку,
именем Господа нашего Исуса Хрыста
и действием светаво Зосима и светаво Савостия, аминь».
К царице народа пчелиного обращается заговорное слово пчеловода-белоруса с таким величанием-молением:
– «Пчалица-царыца, ты моя птаха.
Рад бы я тебе водить, рад тебе плодить во всей засики и пасики,
пчелиная мати Фаленея, Ульяна и Соломония и Анна.
Как в древе коренья много в земле,
так была (бы) пчелиная мать в засеку со всей своей силой пчелиной.
Как хмель около древа обвиваица,
так бы вилися мое пчолы в моей пасики,
действием светаво Зосима и Савостия салавецкаго чудотворцев, аминь».
На многих пчельниках есть ручейки и колодцы-роднички, выкопанные рукою пчеловодов.
В обычае ставить над этими источниками часовенки с образом святой соловецкой двоицы – Зосимы-Савватия.
Вода из осенённого такой часовенкою родника считается целебною от многих болезней, – между прочим, от изнурительной лихорадки.
Возле часовенки ставятся по весне небольшие долбленые корытца с разведённым водою мёдом («сытою») для подкармливания наголодавшихся за зиму пчёл во время малого ещё цветения цветов.
Привившийся к часовенке рой с чужого пчельника считается освященным свыше и оберегается с особым тщанием ото всякой случайности. К улью с таким роем, отмеченному красным крестом, подносят в роевне – при пересадке – каждый новый рой, как бы на поклонение.
При этом неизменно-неукоснительно поминаются святые имена покровителей трудолюбивого крылатого народа, насадивших пчелиное хозяйство на студеной северной окраине Руси великой.
*
"У кого медок и маслице — у того праздничек",
"Без бога — ни до порога, а без Зосимы-Савватия — ни до улья",
"Рой родится — Зосима-Савватий веселится",
"Пчела знает, где мед брать".
Без пчелы (т. е. воска) поп и обедни не служит.
Мала-мала пчелка, а побольше великого знает.
Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет.
Не корм пчелу кормит, а хозяйский глаз.    
Не на себя пчела работает, а на Бога.    
Одной пчеле Бог сроду науку открыл.
Пчела — Божья угодница.
Пчела — Божья угодница, а и та Зосиме-Савватию свой молебен поет.
Чтобы пчел водить, надо сердцем их любить.
Для хорошего пчеловода нет плохого года.
У праведного – рой за роем роится, у грешного последняя пчела переводится.
К доброй душе и чужая пчела роем прививается.
Подходи к пчеле с кроткими словами, береги пчелу добрыми делами.
Пчела на злого хозяина Богу жалуется.
А еще о пчелах говорят:
«Доброго человека и пчела не жалит».
Но по поводу жала пчел и их злости существует одна очень интересная легенда у русского народа.
В ней рассказывается о том, что, когда человек в первый раз потревожил пчел, придя к ним за медом, пчелы очень рассердились и полетели жаловаться на людей Богу.
«Господи! — сказали они. — Человек человек обижает нас — отнимает у нас мед, а мы даже не можем защититься.
Ты, Гоподи, при творении дал нам жало, а мы даже не знаем, как им пользо­ваться! Позволь нам жалить людей!»
Господь пожалел пчел и позволил им жалить людей — но только ради защиты себя и меда.
На следующее лето человек вновь пришел к пчелам и забрал у них мед и соты, но тут уж пчелы могли постаять за себя.
Но все равно остались они недовольны и вновь стали жаловаться Господу.
«Хоть мы и жалили человека, — говорили они Богу, — все равно не смогли помещать ему забрать наш мед.
Но мы видели, как от наших укусов распухло его тело. Сделать же так, Господи, чтобы от нашего жала человек умирал!»
«Нет, — отвечал им Бог, — не дам я вам то, о чем вы просите, ибо очень вы злые.
И в наказание за вашу злость умирайте сами, когда жалите человека или животное».
С тех пор пчела, ужалив,погибает сама.
*
Мед очень полезен 
и на Руси его ели не просто сам по себе, но и готовили с ним всевозможные блюда.
Карпы в пиве с медовым пряником.
Почистить карпа средней величины, разрезать на куски, постараться выбрать как можно больше костей: обмазать маслом неглубокую кастрюлю, положив в нее мелко нарезанного лука, поверх разложить рыбу, посолить и прибавить сельдерей, петрушку, тмин, лавровый лист, перец, гвоздику и около 100 г толченого медового пряника. Залить рыбу легким пивом. Довести до кипения и кипятить 7 — 8 минут, затем убавить огонь и дать соусу загустеть.
Жаркое.
Взять вырезку, обмазать ее медом, смешанным с перцем; начать жарить; и как обжарится немного, то опять, помазав яйцом, обложить репчатым луком, порезанным кружочками, довести до готовности в духов­ке в форме, намазанной маслом..
Взвар луковый.
Нарезать несколько больших луковиц ломтиками, смочить много уксусом, подсластить медом, приправить перцем и уварить на сковородочке, пока уксус не загустеет.
Этот взвар подают к жареным индейке и гусю, а иногда к баранине.
--
Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода.
С заходом солнца открывают зачин.
В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...».
Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель, пшённую кашу, крашенные яйца-писанки.
После зачина начинается тризна: воины на горе «боряхуся по мертвецы», показывая своё боевое искусство.
С высокой горы катают крашенные яйца, соревнуясь.
Побеждает тот, чье яйцо укатится дальше, не разбившись.
К полуночи, на той же горе раскладывают дрова для большого костра.
Заполночь начинается праздник — Живин день.
Женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти.
Прославляют Живу, богиню жизни, которая оживляет природу, посылая на Землю весну.
Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (Навий) после долгой зимы.
На той же высокой горе затевают веселые игрища и хороводы вокруг костра.
Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Навий и возвращении в Явь.
С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну.
--
Цветут к этому времени и фиалки.
Соберите пол баночки этих дивных цветов и залейте их водкой.
Плотно закройте и поставте а темное место на три недели.
Протирайте этой настоечкой лицо - результаты приятно удивят вас.
--
В последний день апреля вечером нельзя печь хлеб.
--
В этот день хорошо заговариваются пастушьи дела.
На Зосиму принято заговаривать пастухов, , чтобы у пастуха в начавшемся сезоне никто не украл у них скотину /не покрали коров, коз и баранов/. 
Заговаривают так:
     Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
     Помилуй меня, грешного раба Божьего (имя),
     Пастыря Иисусова.
     Николина ограда, тын железный от неба и до земли,
     С востока до запада, от юга до севера,
     Со всех четырех сторон,
     Около меня, раба Божьего (имя), пастыря,
     И около моего любимого стада,
     Крестьянского живота,
     Аминем замкнуто.
     Встану я, раб Божий (имя), пастырь,
     Благословясь и помолясь.
     Свет, Истинный Христос, Царь Небесный,
     Огради и поставь около меня, раба Божьего (имя),
     Около моего стада белых и черных, красных и бурых
     И всякой пошерстной скотины,
     Нетелей, быков и подтелков,
     С ними тын железный,
     Тридевять сажен до небес,
     Чтобы никто к моему заговоренному стаду не подлез.
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
     Аминь.
/Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
Помилуй меня, грешного раба Божия (имя),
Пастыря Иисусова.
Николина ограда, тын железный от неба и до земли,
С востока до запада, от юга до севера,
Со всех четырех сторон,
Около меня, раба Божьего (имя), пастыря,
И около моего любимого стада,
Крестьянского живота,
Аминем замкнуто.
Встану я, раб Божий (имя), пастырь,
Благословясь и помолясь.
Свет, Истинный Христос, Царь Небесный,
Огради и поставь около меня (имя),
Около моего стада белых и черных,
Красных и бурых
И всякой пошерстной скотине,
Нетелей, быков и подтелков,
С ними тын железный,
Тридевять сажен до небес,
Чтобы никто к моему заговоренному стаду
Не подлез.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков./

--
Особенно этот день почитали друиды.
По -поверьям ведьмы сегодня в ночь слетаются на шабаш.
Считалось, что в этот день открыты "ворота" в путосторонний мир.
Сильный магический день.
День заклинаний и колдовства.
--
Гадали на конопле:
«Святы Андрэю, канапелькі сею» (белорус.).
Эти действия возможно перекликаются с гаданиями на Андрея-ворожея 30 ноября.
*
--------------------------------------------------------
Рожденные в этот день любимы всеми.
Ему следует носить яшму и агат.
Обычно такие люди бывают счастливы.
Они баловни судьбы, хотя порой и сами не осознают в чем их счастье.
У них следует выпросить что-нибудь на удачу.
Знахари таких людей не лечат и не отчитывают.
--
Именины празднуют:
Авделай, Агапит, Азат, Акакий, Ананий. Адриан (Андриан), Андрей, Аскитрея,  Ефрем, Зосима (Зосим), Макар, Моисей, Патапий (Патап),  Роберт, Симон (Семен), Усфазан (Хусдазад), Фусик.
Именины у
Адрианы - из Адрии,
Александра (древнегреческое – «защитник»),
Семена (древнееврейское – «услышанный богом в молитве»).
*
--------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
---------------
--
Суббота Светлой седмицы.
*
-----------------------------------------
Священномученик Симеон, епископ Персидский, и с ним мученики Авделай и Анания пресвитеры, Хусдазат (Усфазан) евнух, Фусик, Азат, мученица Аскитрея и иные многие (344 г.).
Священномученика  Симеона, еп. Персидского, и с ним  иных многих (344).
* Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных 1250 (344).
Ὁ Ἅγιος Συμεὼν ὁ Ἱερομάρτυρας Ἐπίσκοπος Περσίδος καὶ οἱ σὺν αὐτῷ Μαρτυρήσαντες

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2400
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ.
Ὡς ὑποφήτης τῶν ἐνθέων δογμάτων, μαρτυρικὸν συνασπισμὸν ἐπαλείφεις, λόγοις ὁμοῦ καὶ πράξεσι πρὸς ἄθλους ἱερούς· μεθ’ ὧν καὶ συνήθλησας, Συμεὼν Ἱεράρχα, καὶ Χριστῷ ἀνέδραμες, σὺν αὐτοῖς ἀνακράζων· Ἰδοὺ ἡμεῖς ὡς πρόβατα σφαγῆς, τῇ σῇ ἀγάπῃ, Σωτὴρ ἐλογίσθημεν.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Ἐκ Περσίδος ἔλαμψας ὡς ἑωσφόρος, Συμεὼν μακάριε, δῆμον Ἁγίων Ἀθλητῶν, ἔχων ἡμῖν συνανίσχοντας, ὥσπερ ἀστέρας· μεθ’ ὧν εὐφημοῦμέν σε.
Μεγαλυνάριον.
Αἴγλῃ τοῦ Ἡλίου τοῦ νοητοῦ, κατηγλαϊσμένος, ἱερώτατε Συμεών, μετὰ τῶν συνάθλων, πυρσολατρῶν τὸ σκότος, διέβης ἀπροσκόπτως, φέγγει ἀθλήσεως.
--
Ὁ Ἅγιος Φουσὶκ ὁ Μάρτυρας καὶ ἡ θυγατέρα αὐτοῦ
Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Φουσίκ, ὅταν ἀποκεφαλίζονταν οἱ Ἅγιοι Μάρτυρες ποὺ μαρτύρησαν μαζὶ μὲ τὸν Ἅγιο Συμεών, ἦταν καὶ ὁ ἴδιος.
......................
Εἶχε ὅμως ὁ Μάρτυς καὶ μία θυγατέρα Χριστιανή, ποὺ ἦταν ἀσκήτρια. Ὁδηγώντας την ἐνώπιόν του, ὁ βασιλέας, τὴν ἐξανάγκαζε μὲ βία νὰ ἀρνηθεῖ τὸν Χριστὸ καὶ νὰ θυσιάσει στὸν ἥλιο καὶ τὴ φωτιά. Ἐπειδὴ δὲν κατάφερε νὰ τὴν πείσει, πρῶτα τὴν γύμνωσε καὶ τὴν χτύπησε χωρὶς ἔλεος καὶ στὴν συνέχεια τὴν κατέκαψε μὲ ἀναμμένες δάδες. Καὶ ἀφοῦ τὴν κρέμασε, τὴν ἔγδαρε μὲ σιδερένια νύχια καὶ τὴν ἀποκεφάλισε διὰ ξίφους.
--
Ὁ Ἅγιος Ἀζὰτ ὁ Εὐνοῦχος
Κατὰ τὴν διάρκεια τῆς Ἁγίας καὶ Μεγάλης Παρασκευῆς οἱ Χριστιανοὶ στὴν Περσία δοξολογοῦσαν καὶ εὐχαριστοῦσαν τὸν Χριστὸ ποὺ ὑπέμεινε τὰ σωτήρια Πάθη Του γιὰ ἐμᾶς. Ἀφοῦ συνελήφθη ὁ Ἅγιος Συμεὼν ὁ Ἐπίσκοπος καὶ μαρτύρησαν μαζὶ μὲ ἐκεῖνον χίλιοι ἑκατὸν πενήντα Χριστιανοὶ (διότι ἀπὸ τὴ Μεγάλη Παρασκευὴ μέχρι τὴ δέκατη ἡμέρα κάθε Χριστιανὸς φυλακισμένος φονευόταν), συνελήφθη καὶ μαζὶ μὲ αὐτοὺς ὑπέστη τὸ μαρτύριο ὁ Ἀζὰτ ὁ εὐνοῦχος, ποὺ ἦταν πλούσιος καὶ πρῶτος στὸ παλάτι, τὸν ἀγαποῦσε δὲ πολὺ καὶ τὸν τιμοῦσε ὁ Σαβώριος. Τόσο δὲ πολὺ λυπήθηκε καὶ μεταμελήθηκε ὁ βασιλέας γιὰ τὸν θάνατο τοῦ Ἁγίου Μάρτυρος Ἀζάτ, ὥστε διέταξε νὰ πάψει πλέον ὁ διωγμὸς κατὰ τῶν Χριστιανῶν.
*
-----------------------------------------
Преподобный Акакий, епископ Мелитинский (ок. 435 г.).
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2401
*
-----------------------------------------
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478 г.).
Ὁ Ὅσιος Ζωσιμᾶς     1478 μ.Χ.
   
--
17 (30) апреля, 8 августа (21) августа - перенесение мощей
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2404
--
Зосима Соловецкий — основатель Соловецкого монастыря. В юном возрасте он встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом. В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Зосима умер в 1478 году, и канонизован церковным собором 1547 года.
--
АКАФИСТ преподобным Зосиме, Савватию и Герману, Соловецким Чудотворцам
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2407
--
Молитва преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким
     О преподобнии и богоноснии отцы наши Зосимо, Савватие и Германе, земнии ангели и небеснии человецы, ближнии друзи Христовы и угодницы Божии, обители вашея славо и украшение, всея же северныя страны, паче и всего православнаго отечества нашего необоримая стено и великое заступление. Се мы, недостойнии и многогрешнии, с благоговейною любовию ко святым мощем вашим припадающе, духом сокрушенным и смиренным прилежно молим вас: молите непрестанно благосердаго Владыку и Господа нашего Иисуса Христа, яко дерзновение велие к Тому имущии, да не отступит от нас Его вседействующая благодать, покров же и заступление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы на месте сем да пребудет, и да не оскудеют никогдаже истиннии ревнители ангельскаго жития во святей обители сей, идеже вы, богоноснии отцы и начальницы, безмерными труды и пощеньми, токи же слезными и всенощными бдении, непрестанными молитвами и моленьми начало иноческому житию положисте. Ей, угодницы святии, молитвенницы к Богу благоприятнейшии, теплыми вашими к Нему мольбами оградите и сохраните ны и святое селение сие ваше от труса, потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и смертоносныя язвы, от вражды и всяких нестроений, от всякия беды и скорби и от всякаго зла: да непрестанно на месте сем, в мире и безмолвии, благочестно славится Пресвятое имя Господа и Бога, и обретают вечное спасение ищущие Его. О преблаженнии отцы наши, Зосимо, Савватие и Германе! Услышите ны грешныя, во святей обители вашей и под кровом вашего защищения недостойно жительствующия, и благомощными вашими к Богу ходатайствы испросите душам нашым грехов оставление, жития исправление и вечных благ восприятие в Небеснем Царствии: всем же верующим, иже на всяком месте и во всякой нужде призывают вас в помощь и заступление, и иже с благоговейною любовию во обитель вашу притекают, не престаните изливати всякую благодать и милость, сохраняюще их от всякия сопротивныя силы, от всякия напасти и от всякаго злаго обстояния, и подающе им вся потребная к душевней и телесней пользе. Наипаче же молите премилосердаго Бога, да утвердит и укрепит Церковь Свою святую и все наше православное Отечество в мире и тишине, в любви и единомыслии, в правоверии и благочестии да сохранит и соблюдет во веки веков. 
Аминь.
--
Тропарь преподобному Зосиме, игумену Соловецкому
Тропарь, глас 4:
     Изволением Божественнаго разума вселился еси в пустыню и тамо, вперив ум твой в Небесныя обители, равно Ангелом житие на земли пожив, в молитвах, и трудех, и пощениих образ был еси твоим учеником. Отонудуже Бог, видя твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей. Но, яко имея дерзновение к Богу, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, яко же обещался еси, посещая чад твоих, Зосимо преподобне, отче наш.
Кондак, глас 8:
     Христовою любовию уязвися преподобне, и Того крест на рамо взем понесл еси, Божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие в руце имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения. Тем зовем ти: радуйся преподобне отче Зосимо, монахов удобрение.
*
-----------------------------------------
Обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641 г.).
Преподобного Александра Свирского (обретение мощей, 1641).
Μετακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ὁσίου Ἀλεξάνδρου τοῦ ἐκ Ρωσίας

--
Память 30 августа/12 сентября и 17/30 апреля (Обретение мощей)
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=749
--
Τὰ ἱερὰ λείψανα τοῦ Ὁσίου Ἀλεξάνδρου τοῦ Σβίρσκιυ († 30 Αὐγούστου) βρέθηκαν καὶ μετακομίσθηκαν τὸ ἔτος 1641.
--
АКАФИСТ святому преподобному Александру, игумену Свирскому, чудотворцу
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1519
--
Молитва преподобному Александру, игумену Свирскому
     О священная главо, ангеле земний и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и Единосущныя Троицы, являяй многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе! Испроси нам вся благопотребная к житию сему временному, и нужная к вечному спасению нашему. Пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, пред Господем на враги видимыя и невидимыя. Верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезненный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и в благостроении зиждется отечество наше, во всяком благочестии нерушимо. Буди всем нам, чудотворче святый, помощник скорый во всякой скорби и обстоянии. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствех воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода в Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренная моления наша, и предстательствуй за нас пред престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, мы недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Аминь.
Молитва иная
     О преподобне и богоносне отче наш Александре! Испроси нам вся к житию сему временному благопотребная, паче же к вечному спасению нашему нужная. Буди нам, рабам Божиим (имена), чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник. Наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердый, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренных молений наших, но присно о нас пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость Единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
--
Тропарь преподобному Александру, игумену Свирскому
Тропарь, глас 4:
     От юности, богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам вслед ходити; темже и ангельстии чини зряще тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием, и явился еси равноангелен на земли; Александре Преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.
Кондак, глас 8:
     Яко многосветлая звезда, днесь в странах Российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню. Христовым стопам последовати усердно возжелел еси, и Того святое иго на рамо твое взем честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесная взыграния. Темже вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: Радуйся, преподобне Александре, отче наш.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Александре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
*
-----------------------------------------
Мученик Адриан Коринфский (251 г.).
Мученика Адриана (251).
Ὁ Ἅγιος Ἀδριανὸς ὁ Μάρτυρας ὁ Νέος

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2402
*
-----------------------------------------
Святитель Агапит, папа Римский (536 г.).
Ὁ Ἅγιος Ἀγαπητὸς πάπας Ρώμης    536 μ.Χ.

--   
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2403
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε.
Τῆς Ῥώμης σε πρόεδρον, Ἀγαπητὲ ἱερέ, ἡ χάρις ἀνέδειξεν, ὡς τοῦ Χριστοῦ μιμητήν, καὶ θεῖον θεράποντα· ὅθεν Ὀρθοδοξίας, διαλάμψας τοῖς ἔργοις, ὤφθης τῆς Ἐκκλησίας, εὐκλεὴς Ἱεράρχης, πρεσβεύων ὑπὲρ πάντων, ἡμῶν τῶν εὐφημούντων σε.
Κοντάκιον. Ἦχος β’. Τὰ ἄνω ζητῶν.
Ἀγάπῃ Χριστοῦ Ἀγαπητὲ μακάριε, τρωθεὶς τὴν ψυχήν, ἀμέμπτως ἱεράτευσας, Κυρίῳ ὥσπερ ἄγγελος, Ἱεράρχης γενόμενος Ὅσιος· καὶ νῦν σὺν Ἀγγέλοις ἀεί, δυσώπει ἀπαύστως ὑπὲρ πάντων ἡμῶν.
Μεγαλυνάριον.
Χαίροις Ἱεράρχα Ἀγαπητέ, ἀγάπης ταμεῖον, Παρακλήτου ὁ θησαυρός· χαίροις ὁ πρεσβεύων, διὰ παντὸς Κυρίῳ, δοθῆναι ἡμῖν πᾶσι, πταισμάτων ἄφεσιν.
*
-----------------------------------------
Священноисповедник Михаил пресвитер (1935 г.).
Св. Михаила исп., пресвитера (1935).
Новицкий Михаил, протоиерей, священномученик;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2742
*
-----------------------------------------
Священномученик Феодор пресвитер (1942 г.).
Сщмч. Феодора (Недосекина) пресвитера, Московского (1942).
Недосекин Феодор, священник, священномученик;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2405
*
-----------------------------------------
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
сщмч. Иоанна (Пригоровского) пресвитера, Красноярского (1918);

---------------------------------------
Прп. Макария Коринфского.
Святителя Макария, архиепископа Коринфского (1805).
Ὁ Ἅγιος Μακάριος Ἀρχιεπίσκοπος Κορίνθου    1805 μ.Χ.

--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Τὸν Κορίνθου ποιμένα τὸν τῷ ὄντι Μακάριον, τὸν Θεοῦ προνοίᾳ τῆς Χίου, ἀναφανέντα κοσμήτορα, ἐν πράξεσιν ὁμοῦ καὶ διδαχαῖς, τιμῶμέν σε ἐν ὕμνοις καὶ ᾠδαῖς· θεραπεύεις γὰρ νοσοῦντας, καὶ ἀπελαύνεις ἀκάθαρτα πνεύματα. Δόξα τῷ σὲ δοξάσαντι Χριστῷ, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ τὰ ὀστᾶ σου πηγὴν θαυμάτων ἀναδείξαντι.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Εὐφημεῖ γεραίρουσα, πόλις ἡ Χίος ἐνθέως, τὸν Κορίνθου πρόεδρον, Μακάριον θείοις ὕμνοις· οὗτος γὰρ, ἐν ὁσιότητι βιοτεύσας, γέγονε, Νεομαρτύρων θεῖοις ἀλείπτης· μεθ’ ὧν πάντοτε πρεσβεύει, ἡμῖν δοθῆναι πταισμάτων ἄφεσιν.
Μεγαλυνάριον.
Χαίροις Ἐκκλησίας νέος ἀστήρ, τῆς Ὀρθοδοξίας, τὴν λαμπρότητα βεβειῶν· χαίροις ὁ τῆς Χίου, λαμπτὴρ καὶ ἀντιλήποτωρ, Μακάριε θεόφρον, Κορίνθου πρόεδρε.
*
------------------------------------------
Преставление блж. Паисия, юродивого, Киево-Печерского.
Ὁ Ὅσιος Παΐσιος ὁ διὰ Χριστὸν Σαλός     1893 μ.Χ.

Ὁ Ὅσιος Παΐσιος, κατὰ κόσμον Προκόπιος Γκρηγκόρεβιτς – Ζαρόσκϊυ, γεννήθηκε στὶς 8 Ἰουλίου 1821 στὴν πόλη Λούμπνα τῆς ἐπαρχίας Πολτάβα. Σπούδασε στὸ ἐκκλησιαστικὸ σχολεῖο τοῦ Κίεβο – Ποντόλσκϊυ καὶ ἀσχολήθηκε ἰδιαίτερα μὲ τὴ μελέτη τῆς Ἁγίας Γραφῆς καὶ τῶν Βίων τῶν Ἁγίων. Ἀπὸ νωρὶς στὴν καρδιά του καλλιεργήθηκε ὁ πόθος γιὰ τὴ  μοναχικὴ πολιτεία. Ἔτσι εἰσῆλθε στὴ μονὴ τῆς Λαύρας τοῦ Κιέβου καὶ ἐκάρη μοναχός, παίρνοντας τὸ ὄνομα Παΐσιος. Ἀγωνίσθηκε τὸν καλὸ ἀγῶνα ἀκολουθώντας τὴν ὁδὸ τῆς σαλότητος καὶ φθάνοντας τὰ ὑψηλὰ ἀσκητικὰ κατορθώματα.
Ὁ Ὅσιος Παΐσιος κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη τὸ ἔτος 1893.
*
-----------------------------------------
Св. Ефрема Великого, Ацкурского (IX) (Груз.)
Ефрема Великого, Мацхвэрела, Грузинского (IX).
Ὁ Ἅγιος Ἐφραὶμ ὁ Μεγάλος 
  
Ὁ Ἅγιος Ἐφραὶμ ἦταν υἱὸς τοῦ πρίγκιπα τῆς πόλεως Κάρτλη καὶ μαθητὴς τοῦ Ὁσίου Γρηγορίου τοῦ Χαντζτέλι († 6 Ὀκτωβρίου). Διετέλεσε Ἀρχιεπίσκοπος Ἀζκουρίας (τῆς ἀνατολικῆς Γεωργίας) κατὰ τὰ ἔτη 845 – 885 μ.Χ. καὶ κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη.
*
--------------------------------------
Преподобных Патапия, Фомы и иных; Симеона;
Мч. монаха Донана Игского и всех кто с ним (618) (Кельт. и Брит.).
Святых Моисея; Вахаза.

---------------------------------------
Ὁ Ἅγιος Ἀνίκητος ὁ Ἱερομάρτυρας πάπας Ρώμης    166 μ.Χ.
Ὁ Ἅγιος Ἱερομάρτυρας Ἀνίκητος καταγόταν ἀπὸ τὴν πόλη Ἔμεσα τῆς Συρίας καὶ ἦταν Ἐπίσκοπος Ρώμης κατὰ τὰ μέσα τοῦ 2ου αἰῶνα μ.Χ. (155 – 166 μ.Χ.).


Πρὸς τὸν Ἐπίσκοπο Ἀνίκητο ἦλθε ὁ Ἅγιος Πολύκαρπος, Ἐπίσκοπος Σμύρνης († 23 Φεβρουαρίου), γιὰ τὸν καθορισμὸ τοῦ χρόνου τοῦ ἑορτασμοῦ τοῦ Πάσχα. Ὅπως εἶναι γνωστό, οἱ Ἐκκλησίες τῆς Μικρᾶς Ἀσίας ἑόρταζαν τὸ Πάσχα στὶς 14 τοῦ μηνὸς Νισσάν, σὲ ὁποιαδήποτε ἡμέρα καὶ ἂν ἔπεφτε αὐτό. Ἀντίθετα οἱ ἄλλες Ἐκκλησίες δὲν ἑόρταζαν καθόλου τὸ Πάσχα, ἀλλὰ ἀρκοῦνταν στὸ ἑβδομαδιαῖο κατὰ Κυριακὴν ἑορτασμὸ τῆς Ἀναστάσεως, τονίζοντας ἀσφαλῶς περισσότερο τὸν ἑορτασμὸ τῆς πρώτης Κυριακῆς μετὰ τὴν πανσέληνο τῆς ἐαρινῆς ἰσημερίας. Ἐπειδὴ λόγω τῆς διαφορᾶς αὐτῆς ἡ Ἐκκλησία τῆς Ρώμης τηροῦσε αὐστηρὴ στάση ἔναντι τῶν Μικρασιατῶν, ὁ Ἅγιος Πολύκαρπος ἀναγκάσθηκε νὰ μεταβεῖ στὴ Ρώμη, γιὰ νὰ διευθετήσει μὲ τὸν Ἐπίσκοπο Ρώμης Ἀνίκητο τὸ ζήτημα αὐτὸ καὶ ἄλλα δευτερεύοντα θέματα.
Ὁ Ἅγιος Ἀνίκητος μαρτύρησε τὸ ἔτος 166 μ.Χ., ἐπὶ αὐτοκράτορα Μάρκου Αὐρηλίου (161 – 180 μ.Χ.).
*
------------------------------------------
Οἱ Ὅσιοι Ἀπόστολος καὶ Θεοχάρης οἱ αὐτάδελφοι
Οἱ Ὅσιοι Θεοχάρης καὶ Ἀπόστολος κατάγονταν ἀπὸ τὴν Ἄρτα καὶ ἔζησαν περὶ τὰ τέλη τοῦ 17ου καὶ τὶς ἀρχὲς τοῦ 18ου αἰῶνος μ.Χ. Ἦταν τέκνα τοῦ ἱερέως Ντούια, ὁ ὁποῖος τὰ ἀνέθρεψε μὲ παιδεία καὶ νουθεσία Κυρίου.
,........................
Ὁ Ὅσιος Ἀπόστολος κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη τὸ ἔτος 1846. Τὸ τίμιο λείψανό του τὸ ἐνταφίασαν στὸ κοιμητήριο τοῦ ἱεροῦ ναοῦ τῆς Ἁγίας Σοφίας μὲ πολλὲς τιμές. Τὸν βίο τους συνέγραψε ὁ Μητροπολίτης Ἄρτης, Σεραφεὶμ ὁ Βυζάντιος καὶ ὁ ἡγούμενος τῆς μονῆς Κάτω Παναγιᾶς Ἄρτης Κωνστάντιος ὁ ἐξ Ἄρτης.
Ἡ Ἐκκλησία τιμᾶ τὴ μνήμη τους, ἐπίσης, τὴν Κυριακὴ τῶν Μυροφόρων.
*
--------------------------------------------------------
------------------------------------
--------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!




-------------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/decemberИсточники: «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.