no copi

четверг, 7 апреля 2011 г.

*** Благовещение Пресвятой Богородицы ***

*
*
Благовещение Пресвятой Богородицы
*
Икона Благовещение Пресвятой Богородицы.  Из храма Илии Пророка в Оклахома-Сити.
*
Благовещение
  
Великий двунадесятый праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы XVIII в
*
 Благовещение
Благовещение - великий двунадесятый богородичный праздник православной церкви (Благовещение Пресвятой Богородицы). 25 марта/7 апреля церковь вспоминает возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марие о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. Об этом событии повествует только Евангелие от Луки (1, 26-38). В шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя в галилейский город Назарет к Деве Марии, которая была уже обручена с Иосифом, от Бога был послан архангел Гавриил. Подойдя к ней, архангел сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами", видя ее смущение, он продолжил: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству его не будет конца". Мария в ответ сказала ангелу: "Как будет это, когда я мужа не знаю?". Ангел ответил: "Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим...". После этих слов Мария сказал: "Се, раба Господня; да будет мне по слову твоему".
Леонардо да Винчи
Благовещение
The Annunciation
1473-1475
Масло и темпера на панели.
98 x 217 см (38 1/4 x 84 5/8 дюймов)
Галлерея Уфици, Флоренция, Италия
*
Праздник появился в одной из церквей Востока Римской империи и был приурочен к 25 марта около 4 в. Дата его празднования была установлена по исчислению девяти месяцев, отделяющих Благовещение от Рождества Христова (25 декабря). В тоже время в древней патристике существовало мнение о божественном замысле, приурочившим это событие именно к 25 марта. Антиохийский епископ Анастасий (6 в.) связывал эту дату со временем сотворения первочеловека Адама, утверждая, что именно поэтому в этот день Гавриил был послан благовествовать Деве Марии о воплощению от нее Иисуса Христа и о спасении рода человеческого, так как согрешивший (погибший) человек и воссоздан (воскрешен) должен был быть в тоже время, в какое сотворен.


Благовещение считается церковью третьим по важности праздником после Пасхи и Рождества. Церковное празднование его имеет разную продолжительность и зависит от того, приходится ли он до Лазаревой субботы или после. Если он предшествует ей, праздничное служение в церкви проводится в течение трех дней, если совпадает, то в течение двух, а если 25 марта выпадает на Страстную или Пасхальную неделю, его отмечают один день. Когда на это число приходится Пасха, сначала служат благовещенскую литургию и только потом преступают к пасхальной. День, в который происходит это совпадение называется "кириопасха", то есть "господственная", "настоящая" Пасха. В сам праздник в храме совершается литургия святого Иоанна Златоуста, отличающаяся от других служб Великого поста особой торжественностью. Тропари канона этой церковной службы представляют беседу архангела Гавриила и Девы Марии, а по ходу ее возглашается: "Днесь спасения нашего главизна и еже от света таинства явление", так как в благовещении и зачатии Христа церковь полагает начало спасения рода человеческого.


Празднование этого дня на Руси имеет давние традиции и в прошлом во многом отличалось от известного в конце 19 - начале 20 в. В Москве 17 в. накануне Благовещения в Верховном Благовещенском соборе патриарх совершал особый "чин хлеболомления": благословив "благодарные хлебы и вино", он делил на куски все кроме одного, который целым подносил вместе с чашей вина государю, по ломтю благословленного хлеба раздавалось боярам, служилым людям и всем присутствующим в храме, часть хлебов и вина отсылалась в Палаты государыне, не присутствовавшей на службе. В день Благовещения царь, в большом царском наряде, в сопровождении бояр стоял обедню, после которой по его приказу в "комнате" и "передней" Царских палат, а также в помещениях Аптекарского приказа, происходило кормление нищих и раздача денег.

"Благовещение". 1344г. Амброджио Лоренцетти. Национальная пинакотека, Сиена. Дерево, темпера.
*
В народном календаре 19 - 20 вв. Благовещение было одним из самых почитаемых праздников. Его нередко сопоставляли с Пасхой, важнейшим праздником для православных: "Каково Благовещение, таково и Светлое Христово Воскресенье", а иногда даже ставили выше Пасхи: "Благовещение - самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучают". Рассказывали, что однажды, когда Благовещение совпало с Пасхой, священники, забыв отслужить благовещенскую службу, сразу приступили к пасхальной. Христоску заутреню и обедню отслужили, а света никак дождаться не могут, солнце не встает. Несколько раз принимались они за пасхальную службу, ничего не помогало до тех пор, пока не додумались отслужить благовещенскую, только тогда стало светать. Пригляделись, а солнце уже на западе, так и не пожелало оно светить в этот день людям.


Признавая важность праздника, народ тем не менее не отмечал его весельем, тем более, что чаще всего день 7 апреля приходится на период Великого Поста. Поведение человека в течение этого дня должно было наиболее приблизить его к Богу. Этому способствовало посещение церкви, строгое соблюдение запретов, отдых от дел, сосредоточенные раздумья о божественном, отвлеченность от насущных хозяйственных проблем, допускались только размеренные беседы о севе, пахоте, урожае. Нарушение этих предписаний считалось грехом и грозило несчастьями.


Рано утром крестьяне, нарядившись в лучшую, непременно чистую одежду (иначе считалось грехом прикасаться к священному), отправлялись в церковь к заутрене, а возвратившись садились обедать. Церковью в ознаменование праздника разрешалось в этот день некоторое послабление поста: можно было есть рыбу, пироги - рыбники и растительное масло. Крестьяне также не считали грехом пить в этот день вино.

Большое значение в народных представлениях Благовещение имело еще и потому, что это одна из четырех ключевых точек года, связанных с солярным циклом: Рождество - зимний солнцеворот, Благовещение - весеннее равноденствие, Иванов день (Иван Купала) - летнее солнцестояние и Воздвижение - осеннее равноденствие. На Благовещение земля "просыпалась", начинался период наибольшей активности всего живого, который заканчивался на Воздвижение, после которого земля снова "засыпала" на зиму. Как все праздники переходного календарного периода, Благовещение было важной временной границей. В народе, считавшем Благовещение началом весны, говорили: "Щука хвостом лед разбивает", "Весна зиму поборола". В этот день пробудившаяся ото сна земля "открывалась" и выпускала на поверхность гадов - змей, лягушек, мышей, насекомых, а также нечистую силу. К этому празднику приурочивали прилет птиц, пробуждение пчел, мух, медведя. Но, если они обнаруживали себя до наступления Благовещения, это сулило холодную весну, голодный год. По этой же причине до наступления Благовещения нельзя было тревожить землю: копать, рыть, сеять, сажать, устанавливать столбы или чинить заборы; ходить в лес, вывешивать на дворе одежду и т.п.

Благовещение
и Введение во Храм
Русский Север (Новгородские земли) XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
88 x 49.5 см.
Частное собрание
*
Во многих местах весну на Благовещение не только встречали, но и приглашали, "кликали", "гукали", зазывали ее угощением - хлебом и пирогами (cм. Кликание весны). В Калужской губ. женщины и девушки после праздничной службы, собравшись вместе, "закликали весну": "Звонок колокол благовещенский; потиху звонит, далеко слышен; зарецкие, перерецкие, передайте на нашу сторону, на нашей стороне три барина, три хорошие, три барыни, три хорошие и т.п.", - трижды прокричав эти слова они расходились по домам праздновать.

Благовещение и Введение во Храм
Русский Север (Новгородские земли) XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
88 x 49.5 см.
Частное собрание
*
В Смоленской, Калужской и Пензенской губ. девушки в этот день обязательно водили хороводы с пением веснянок (см. Заклички). В южной России молодежь после праздничной обедни - литургии собиралась на улице и до позднего вечера играла в "круглые горелки" или "горелошки", после которых девушки протяжно и жалобно закликали весну: "Весна красна! На чем пришла?..". Игра заключалась в том, что вся молодежь, кроме четырех человек, становились в круг парами, трое из оставшихся образовывали "тройку", четвертый, обычно девушка, становился "водой" (водящим). Она должна была, обежав круг, ударить крайнюю в "тройке" девушку хворостиной. Та, которую "секанули" убегала и присоединялась к следующей паре. Следующая девушка, оказавшись третьей, должна была найти себе пару раньше, чем ведущая успеет ее запетнать хворостиной, иначе она становилась "водой". При этом бежать обратно или пересекать круг не позволялось. В Пензенской губ., так же как и в некоторых других, парни во время гуляния обязательно играли в азартные игры: "в орлянку", в карты, "в банковку", считавшиеся для обычных дней поста грехом.

Благовещение и Введение во Храм
фрагмент
Русский Север (Новгородские земли) XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
88 x 49.5 см.
Частное собрание
*
Кое-где на Русском Севере обрядность встречи весны на Благовещение сочеталась с элементами своеобразного девичьего праздника. В деревнях по реке Вашке девушки в этот день начинали скакать на досках, подпрыгивая высоко в воздух, они махали руками, возможно, изображая прилет птиц (см. Качели). Напрыгавшись и нагулявшись, девушки собирались в какой-нибудь дом с угощением, среди которого обязательно были кулебяки, и "чествовались"- угощали друг друга, праздновали и играли в разные игры.

Благовещение
и Введение во Храм
Русский Север (Новгородские земли) XVI в.
Дерево, левкас, темпера.
88 x 49.5 см.
Частное собрание
*
Одной из примет весны крестьяне считали "игру" солнца, и приговорили: "И солнышко радуется празднику", когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками. На солнце ходили смотреть также на Пасху и на Ивана Купалу, по его игре предсказывали характер предстоящего года. Часто при этом его приветствовали песенками - закличками, которые в прошлом являлись составной частью обрядности встречи весны. В Саратовской губ. дети, которые рано утром на Благовещение ходили смотреть, как солнце "играет", обращались к нему: "Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хотят, пить просют".

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Палех или Ярославль, ок. 1800.
Дерево, левкас, темпера.
36.2 x 30.4 см.
Частное собрание
*
Во многих местах, а в особенности в городах, в этот праздник было принято выпускать на волю птиц. По представлению крестьян, они могли ускорить приход весны, вымолить ее у Бога. В Симбирском Поволжье дети, выпуская птичек из клеток и пели "веснянки":
                    "Синички-сестрички,
                    Тетерки-чечотки,
                    Краснозобые снегиришки,
                    Щеглята-молодцы,
                    Воры-воробьи!
                    Вы по воле полетайте,
                    Вы на вольной поживите,
                    К нам весну скорей ведите!
                    За нас Божью Мать молите!…"
                                  (Коринфский А.А. 1995. С. 156)

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Палех или Ярославль, ок. 1800.
Дерево, левкас, темпера.
36.2 x 30.4 см.
Частное собрание
*
Как день пробуждения природы, первый день нового хозяйственного сезона, Благовещение предвещало или магически предопределяло весь будущий год. Это выражалось как в приметах на погоду: "Если на Благовещение день красный, то весь год будет много пожаров", "На Благовещение дождь - родиться рожь", так и в большом количестве запретов, которые крестьяне должны были соблюдать, чтобы не навлечь на себя беду или голод, в сам праздник, а нередко также в предшествующую ему пятницу и на следующий день, посвященный Архангелу Гавриилу ("Благовеньё").

Благовещение
Палех, ок. 1870.
Дерево, левкас, темпера.
35,5 x 29,5 см.
Частное собрание
*
День Благовещения был связан со множеством запретов. Особенно строго соблюдался запрет на любую работу, даже выезд на заработки считался грехом. Существует немало рассказов о божественном наказании тех, кто нарушил запрет. Девушку, которая пряла в этот день, Бог превратил в кукушку, а кукушку, свившую гнездо, проклял и лишил своего гнезда на веки. Грач, который, забыв о празднике, принялся строить гнездо, "захлестнулся" (удавился) прутиком, который пытался принести для своей постройки. В некоторых местах верили, что, если птица все же совьет гнездо, то в него или ударит молния и погубит птенцов, или у самой птицы отнимутся крылья и она будет ходить по земле до праздника следующего года. Работающего на Благовещение человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: "Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Поэтому, даже за необходимые каждодневные занятия, такие как: приготовление пищи, кормление скота, крестьяне принимались только после окончания богослужения в церкви.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Северная Греция, 1850-1890.
Дерево, левкас, темпера.
28 x 21,5 см.
Частное собрание, Германия
*
Запрет на зажигание огня вечером праздничного дня был известен повсеместно. Тульские крестьяне объясняли его тем, что огонь или горящая керосиновая лампа может закоптить в этот день лик Божий, и тем самым вызвать Божий гнев; пчеловоды при этом опасались, что за нарушение запрета Бог во время медосбора поразит слепотой пчел. В Пензенской губ. огня в благовещенский вечер не зажигали из боязни быть убитым летом молнией. Во многих местах крестьяне верили, что нельзя зажигать в доме огонь, чтобы не обидеть праздник, иначе в дом ударит молния или пшеница заболеет головней, а на пчел нападет ленивое роение, из-за чего будет мало меда. Но кое-где о вечере, предшествующем празднику, бытовало обратное убеждение. В Тамбовской губ. под Благовещение огня в избах наоборот не тушили, считая, что от этого лен уродится лучше, а если пренебречь этим, посевы может сжечь молния.

Широко известная поговорка: "На Благовещение птюшечка гнезда не вьет, а девица косы не плетет", подкреплялась строгим запретом на заплетание кос и расчесывание волос, иначе куры могли испортить посевы, "расчесав" грядки. Если днем в Благовещение спать в доме, то "уснут" под землей и не дадут всходов семена. В некоторых местах существовал строгий запрет давать что-либо в долг на Благовещение. Крестьяне верили, что с отданной вещью уйдет из хозяйства благополучие, обязательно приключится какая-нибудь потеря (падет скот или будет неурожай). Запрет ругаться в этот день, объясняли тем, что придется ругаться весь год. Если же человек ел мед, то говорили, что в течение всего года он будет произносить медовые речи.

Во многих местах Благовещение считали тяжелым и несчастливым днем, в который происходят ссоры, скандалы и всяческие недоразумения. Крестьяне верили, что ребенок зачатый или рожденный на Благовещение ("благовестник", "праздничек") родится калекой, малоумным или злодеем. Это же представление распространялось и на животных. Повсеместно бытовало поверье, что из снесенных накануне праздника яиц, выведутся уродливые цыплята. В Тульской губ. крестьянки говорили, если корова принесла своего первого теленка на Благовещение, то приплод, полученный от нее будет "не живущ" (телята будут умирать), хотя молока у нее может быть много. Даже день недели, на который приходился праздник, в течение всего года считался неблагоприятным для начала любого важного дела: пахоты, сева, выгона скота (см. Первый выгон скота), строительства дома и т.д., но следующий за ним день недели становился наоборот счастливым для любых начинаний. То, что день праздника представлял собой временную границу видно и из поверий о том, что все дела, которые будут закончены до Благовещения будут удачны весь год, а человек, завершивший важную работу будет счастлив в ней до следующего Благовещения.

Во многих местах на Благовещение проводились очистительные обряды, назначение которых состояло в отпугивании появившейся из-под земли нечисти и гадов. В ночь накануне праздника сжигали старые лапти, а в Сибири - соломенные тюфяки, постели на которых спала семья. Через этот костер прыгали, что должно было на весь год истребить болезни, дымом его окуривали одежду, чтобы избавиться от сглаза и получить защиту от чар колдунов. В Пензенской губ. соломенную "подстилку", на которой спали, сжигали обязательно в клети или амбаре, а дымом окуривали углы избы, чтобы изгнать нечистую силу и оградиться от болезней. Чтобы избавиться от мух, блох и других насекомых, на Благовещение русские Забайкалья жгли в подполье тряпку. А для того, чтобы защитится от змей, в Пензенской обл. запрещалось брать в руки и даже смотреть на веретено, кросна и пряжу. В Тульской губ. подобный запрет распространялся прежде всего на суровую, небеленую пряжу, а в Пермской губ. с этой же целью старались не смотреть на какие-либо острые предметы (иглы, шила, веретена). Считалось, если увидишь иглу, обязательно встретишься со змеей, а если уколешься, то она тебя укусит.

Благовещение открывало сезон полевых работ. Русские крестьяне говорили: "Бог благословил землю на сеяние". Поэтому в некоторых местах крестьяне сами старались освятить зерно, предназначенное для посева: для этого икону, посвященную празднику, ставили в кадку с зерном и приговаривали:
                   "Матерь Божья!
                   Гавриил Архангел!
                   Благовестите, благоволите,
                   Нас урожаем благословите.
                   Овсом да рожью, ячменем, пшеницей
                   И всякого жита сторицей!" (Коринфский А.А. 1995. С. 154)
                   После этого зерно непременно должно было принести богатый урожай.

Особое значение для успешного сева, будущего урожая и для благополучия многих других хозяйственных начинаний имела благовещенская просфора. Вместо просфор в некоторых местах пекли благовещенское печенье в форме сельскохозяйственных орудий: плуга, бороны и серпа (Полесье). При этом "серпы" отдавали девушкам, чтоб быстро жали, а "бороны" и "плуги" - парням, чтобы они преуспели в этих занятиях. Также "плуги" и "бороны" брали с собой в поле во время пахоты. В Воронежской губ. на Благовещение пекли "копытца" или "катушки", которыми кормили овец, чтобы уберечь их от несчастья и болезней.

Кое-где на Благовещение было приняло приготовлять лечебную благовещенскую соль, по силе равнозначную четверговой (Четверговая соль).

В день Благовещения крестьяне не только подмечали погоду, которая предопределяла весь ход хозяйственных работ, но и гадали о ней. Накануне праздника хозяйки вывешивали на открытом воздухе в тихом безветренном месте мокрую холстинку или полотенце, если она высыхала полностью, говорили, что будет урожайный год, если наполовину - вырастет средний урожай, а оставалась мокрой или замерзала, предвещали дождливое лето, а потому и плохой урожай. Известны были способы повысить плодовитость кур. Верили, если хозяйка между праздничной заутреней и обедней сгонит помелом с насеста кур, то к Светлому воскресенью они нанесут много яиц (такое же поверье закрепилось и за днем Пасхи).

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/

*
================================
Благовещенская просфора

25 марта/ 7 апреля Специальный храмовый хлеб (просфора), который выпекали специально на Благовещение и наделяли особыми магическими свойствами.
    Благовещенская просфора
Благовещенская просфора - просфора, считавшаяся в народе священной и обладающей магическими свойствами, получаемая крестьянами в церкви или выпекаемая хозяйками дома на Благовещение.

Ни в один из праздников в церквях не раздавалось столько просфор, сколько на Благовещение. В Тульской губ. священник накануне праздника собирал с прихожан муку, овес или гречу, кто сколько даст, в качестве платы за просфору. В Пензенской губ. причт за несколько дней до праздника обходил деревни прихода с так называемой "постной молитвой" - молебном. При этом крестьяне жертвовали на церковь деньги и ржаную муку. На собранную сумму на базаре покупалась пшеничная мука первого сорта - "конфетная". Из муки пекли благовещенские просфоры: пшеничные в церкви после благовещенской обедни подавались за проскомидию - "о здравии", а ржаные, освященные священником, причетник раздавал присутствовавшим в храме, по одной на каждую крестьянскую семью.

В южнорусских губерниях просфоры пекли из "мирской муки", собранной со всех крестьянских дворов и хранившейся на случай неурожая в общественных амбарах - "магазинах" или "магазеях". В крестьянском домашнем быту (вологодск.) выпекались "хлебцы" из кислого ржаного теста, которым старались также придать форму просфоры, часто они носили такое же название и им приписывалась такая же чудодейственная сила в обеспечении будущего урожая, личного и семейного благополучия, как и испеченным и освященным в церкви. В Пензенской губ. хозяйка -"старшая", в отличие от остальных домочадцев, отправлявшихся с первым ударом колокола в церковь, оставалась дома, чтобы, пока идет служба, приготовить праздничное угощение, в том числе - испечь пироги - "кулебяшки" - внешне напоминавшие просфоры и занимавшие почетное место на праздничном столе. В Калужской губ. в старину на Благовещение хозяйки пекли просфору с прикрепленными к ней птичками из теста, ее хранили до засева яровых. В Тульской губ. в одну из домашних просфор запекали копейку, тот, кому она доставалась, считался счастливым и удачливым, мог начинать сев и другие работы. Принесенную из церкви или испеченную самостоятельно просфору хранили на божнице или присыпали ее зерном в закромах. Во Владимирской губ. перед севом огородных культур ее клали в воду вместе с проращиваемыми семенами. Во многих местах во время сева ее, предварительно измельчив, добавляли к семенам, с которыми шли засевать, а затем разбрасывали вместе с ними по полю (при этом в Тульской губ. в семена крошили или просфору, полученную от священника, или ту, в которой была запечена копейка). В Новгородской губ. просфору брали в церкви специально для того человека в семье, которому предстояло засевать. Он съедал ее перед тем, как бросить первую горсть на пашню. В Рязанской губ. крошить в семена было принято заздравную благовещенскую просфору (ту, которую получали в церкви в ответ на заказ моления о здравии), а съедали - просфору заупокойную. В Пензенской губ. глава семьи - "старшой", отправляясь сеять, после общесемейной молитвы, перед иконами делил благовещенскую просфору между домашними, а часть брал с собой в поле. Перед началом сева он молился Богородице и съедал свою часть просфоры, а оставшиеся после этого крошки зарывал в землю. Чтобы обеспечить надежный урожай и оградить поле от вредителей, в некоторых местах благовещенскую просфору привязывали к севалке или к концу полотенца, которое удерживало ее на шее сеятеля. Чтобы обезопасить рабочий скот и обеспечить успех во время полевых работ, раскрошенную просфору добавляли в его корм. В Тамбовской губ. просфору смешивали с медом и прикармливали им пчел. Иногда ее сохраняли до начала жатвы и клали под первый сноп, который располагали в основании скирды, или в амбарный сусек, чтобы мыши не ели зерна. Также в течение года ее могли использовать как лекарство при лечении от лихорадки.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/

*
===================================
Благовещенская соль
      
Соль, приготовленная в день Благовещенья. По поверью наделялась особой целительной силой.
  
        Благовещенская соль
Благовещенская соль - соль, "приготовленная" в день Благовещения, которой в некоторых местах приписывалась особая целительная сила. Соль пережигали в печи и затем использовали для лечения человека от различных недугов, в том числе от горячки и лихорадки. Больному скоту для излечения давали колобашки из ржаного теста, посоленного этой солью, или специально испеченные с ее добавлением булки - "бяшки". (см. Четверговая соль)

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/

*
=================================
Что будем готовить на Благовещение? 
Рыбное изобилие

Шумят ручьи, бегут ручьи... плывут рыбы! 
А точнее, идеи и рецепты в канун праздника Благовещения...
По преданию в день Благовещения в доме праведного старца Иосифа явился Деве Марии архангел Гавриил. Принес благую весть. О рождении сына Иисуса, Сына Всевышнего. Весть о том, что найдет на Деву Марию Дух Святой, осенит ее сила Всевышнего и родит она Сына Божия.
Благовещение – весть о Боговоплощении, о спасении от греха и смерти. Этот праздник в христианской церкви особо почитаем. Благовещение всегда празднуют 7 апреля. Поскольку в этом году он выпадает на Великий пост, то и стол будет праздничным, но постным, без мяса, яиц и молока. В этот день в строгом посту делается послабление – разрешено есть рыбу.
--
В русских домах всегда в этот день готовили кулебяку.
Кулебяка — это русский пирог, который отличается особой формой, она более узкая и высокая, чем обычный пирог. В.И. Даль утверждал, что происходит название этого русского блюда от глагола «кулебячить» — «валять руками».
Делают кулебяку по-разному. Например, раскатывают два овальных пласта — верхний и нижний. Нижний, чтобы он хорошо пропекся, делают немного тоньше верхнего. На нижний пласт кладут начинку, накрывают ее верхним пластом и края плотно защипывают в виде красивого «пояска».
Считалось, что настоящая кулебяка должна быть поджаристой — в верхней своей части — и нежной, сочной, но не пристающей к зубам — в нижней. Самой знаменитой кулебякой в старой Москве была та, что подавалась в трактире Тестова. Она называлась байдаковским пирогом и была громадных размером. Было в ней 12 слоев начинки — от слоя налимьей печенки до слоя костного мозга.
Кулебяку подают как отдельное блюдо, так и как «дополнение» к супам.
Для теста: 400 г муки, 25 — 30 г дрожжей, половину стакана воды, 100 г растительного масла, щепотка соли, сахар по вкусу.
Для фарша из рыбы: 400 г филе щуки, 1 столовая ложка растительного масла, 2 столовые ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.
Для рисовой начинки: стакан риса, полтора стакана воды, 1 столовая ложка масла, 1 чайная ложка соли, 300 г филе любой жирной рыбы.
Приготовьте дрожжевое тесто опарным способом.
Пока тесто подходит, сварите рис. После того, как рис будет готов, выложите его в смазанную маслом форму и запеките в духовке, чтобы рис слегка подрумянился. Филе щуки дважды прокрутите вместе с репчатым луком через мясорубку, добавьте соль, перец, хорошо перемешайте фарш.
После того, как тесто подойдет, его нужно раскатать в виде продолговатой овальной лепешки толщиной в палец. По центру лепешки продолговатой горкой уложите слоями рыбный фарш с рисом, на него — кусочки рыбного филе и снова фарш с рисом. Края лепешки заверните и плотно защипните над фаршем. Поверхность пирога украсьте элементами из теста. Подготовленную кулебяку поставьте в теплое место на 15 — 20 минут.
Перед тем, как выпекать кулебяку, поверхность ее смажьте крепким  чаем и проколите в нескольких местах, чтобы выходил пар во время выпекания. Выпекать кулебяку при температуре в духовке 210 — 220° С.
Начинки для кулебяки могут быть разные — грибные, овощные, из каш. Можно сделать кулебяку сразу с двумя, с тремя начинками. Помните, что иногда пеклись кулебяки с двенадцатью слоями! Если вы хотите сделать такую кулебяку, то каждый вид фарша надо переложить тонкими блинчиками.
Формовать кулебяку можно также по-разному. Кроме описанного способа, можно раскатать два овала: верхний и нижний. Верхний овал сделайте немного тоньше нижнего, чтобы он хорошо пропекся. На нижний овал положите начинку, накройте ее верхним овалом и защепите края в виде красивого бордюра.

--
Рыбка маринованная по-волжски
По этому рецепту можно приготовить любую рыбу с небольшим количеством костей. Лучше взять рыбное филе. Режем его на куски по 3-5 см толщиной, густо пересыпаем солью и оставляем на ночь. Утром промываем под струей проточной воды и заливаем уксусом с фильтрованной водой в пропорции 1:2. Одна часть 9%-ного уксуса, две части воды. В этой заливке рыбка проведёт час.
Снова промываем и засыпаем кольцами свежего лука, кусочками лимона, лавровым листом и черным горошком-перцем. У каждого из нас есть любимые специи – смелее добавляйте их к рыбке. Заливаем растительным маслом, ставим нетяжелый гнёт и убираем в холодильник. Это блюдо готово уже через шесть-семь часов, однако чем дольше стоит, тем вкуснее.
Рыбка по этому рецепту – всегда отличная закуска. И с отварной картошечкой хороша, и с капустным салатиком, и сама по себе отменна!
На 2 кг рыбки нужно треть стакана уксуса, 2 крупные луковицы, один большой лимон, 5 штук лаврового листа, перец черный (горошек), соль, растительное масло и 2/3 стакана воды.
--
Розовая сёмга в фольге
Как же я люблю эту рыбку! Именно в этом рецепте она наиболее выигрышна. Ничего лишнего, всё в меру. Максимум удовольствия и от процесса приготовления, и от трапезы. Самодостаточная рыбка.

                 Стейк норвежской сёмги промываем, солим по вкусу и густо смазываем «гремучей» смесью. Для этого мёд смешиваем с зернистой горчицей, добавляем туда сок лимона и цедру от него же. Вымешиваем эту смесь до тех пор, пока не получится однородная густая масса. Кондитерской кисточкой наносим на каждый стейк эту смесь, закрываем тарелкой и оставляем для маринования на 30-40 минут.
Для каждого едока – один стейк. Приготовим квадраты пищевой фольги для стейков, для каждого в отдельности. Смажем их растительным маслом и, как в конверт, завернем в них промаринованные стейки.
При температуре 200 градусов рыба запекается в духовке в течение 20-25 минут. Прямо в этих конвертах и подаём, слегка развернув края, чтобы подчеркнуть всю красоту блюда и насладиться в полной мере духом норвежской красавицы. Не забываем подать зеленый салат и долечку лимона. Праздничное блюдо!
--
Рыба с ореховым соусом
Для соуса
1 крупную луковицу
мелко режем и обжариваем на растительном масле, добавляем
половину чайной ложки муки, предварительно разведённой в
2/3 стакана рыбного бульона или воды.
Добавляем специи –
лавровый лист,
перец,
сушеную зелень.
Солим. Затем добавляем растолченные грецкие орехи –
1/2 стакана чищеных орехов и
толченый чеснок – 1-2 зубчика.
В самом конце добавляем
1 ст. л. 3%-го уксуса и
2 ст. л. рубленой свежей зелени.
И сразу же выключаем. Соус готов.
Любую свежую рыбу нарезаем на куски, отвариваем с луком и морковью в подсоленной воде 15-20 минут.
Вынимаем и заливаем горячим ореховым соусом.
Охлаждаем и подаем в холодном виде вместе с овощным салатом.
--
Великая кулебяка на Благовещение
Для теста:
400 г муки, 25—30 г дрожжей, половину стакана воды, 100 г растительного масла, щепотка соли, caxaр по вкусу.
Для фарша из рыбы:
400 г филе щуки (можно другую рыбу), 1 столовая ложка растительного масла, 2 столовых ложки толченых сухарей, 1 луковица, соль, перец по вкусу.
Для рисовой начинки:
стакан риса, полтора стакана воды, 1 столовая ложка масла, 1 чайная ложка соли, 300 филе любой жирной рыбы.
Приготовьте дрожжевое тесто опарным способом. Пока тесто подходит, сварите рис. Варить рис лучше всего в скороварке, а если ее нет, то в кастрюле с очень плотно прилегающей крышкой, на которую надо положить груз, чтобы из кастрюли не выходил пар.
Стакан хорошо промытого риса заливают полутора стаканами кипятка, солят, скороварку или кастрюлю закрывают, варят рис: три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три — на слабом, а затем, не поднимая крышку, выдерживают еще двенадцать минут. После того, как рис будет готов, выложите его в смазанную маслом форму и запеките в духовке, чтобы рис слегка подрумянился.
Филе щуки дважды прокрутите вместе с репчатым луком через мясорубку, добавьте соль, перец, хорошо перемешайте фарш.
После того, как тесто подойдет, его нужно раскатать в виде продолговатой овальной лепешки толщиной в палец. По центру лепешки продолговатой горкой уложите слоями рыбный фарш с рисом, на него — кусочки рыбного филе и снова фарш с рисом. Края лепешки заверните и плотно защипните над фаршем. Поверхность пирога украсьте элементами из теста.
Подготовленную кулебяку поставьте в теплое место на 15—20 минут. Перед тем, как выпекать кулебяку, поверхность ее смажьте крепким чаем и проколите в нескольких местах, чтобы выходил пар во время выпекания. Выпекать кулебяку при температуре в духовке 210—220 °С.
Начинки для кулебяки могут быть разные — грибные, овощные, из каш. Можно сделать кулебяку сразу с двумя, с тремя начинками. Иногда пеклись кулебяки с двенадцатью слоями!
Если вы хотите сделать такую кулебяку, то каждый вид фарша надо переложить тонкими блинчиками.
Формовать кулебяку можно также по-разному. Кроме описанного способа, можно раскатать два овала: верхний и нижний. Верхний овал сделайте немного тоньше нижнего, чтобы он хорошо пропекся. На нижний овал положите начинку, накройте ее верхним овалом и защепите края в виде красивого бордюра.
----
Рыба в манной крупе
Речная рыба, манная крупа, соль, перец черный молотый, растительное масло, картофель, репчатый лук, зелень.
Речную рыбу (можно и морскую) разделать на куски, обвалять в манной крупе, смешанной с небольшим количеством соли и перца. Обжарить на большом огне 3—5 минут. На дно посуды выложить нарезанный отварной картофель (можно с пассерованным луком), сверху положить рыбу, добавить несколько ложек растительного масла, воды и на 5 — 6 минут поставить в духовку. Подавая на стол, блюдо посыпать свежей зеленью.
---
Рыба, тушенная с луком
6 луковиц, 500 г рыбного филе, соль, перец черный молотый, мука, растительное масло, 2 дольки чеснока.
Влить в гусятницу стакан растительного масла, нашинковать кольцами шесть крупных луковиц, прожарить лук до золотистого цвета. Полкилограмма рыбного филе порезать на узкие полоски, жарить вместе с луком до готовности. Посолить, поперчить, обильно посыпать мукой, чтобы мука обволокла кусочки рыбы. Перед окончанием — за три минуты — посыпать блюдо двумя дольками растертого с солью чеснока и перемешать. Подавать рыбу с отварным или жареным картофелем.
*
==============================
Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

*
---------------------------

Молитва на Благовещение

Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя: ум мой обогати. Ступати право мя настави, путем Христовых заповедей. Бдети к песни укрепи, уныния сон отягощающи. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими разреши, Богоневесто. В нощи мя и во дни сохраняй, борющих враг избавляюще мя. Жизнедателя Бога рождшая, умервщлена мя страстьми оживи. Небесная ми улучити веселия, со всеми святыми, сподоби. Пресвятая Дево, услыши глас непот-ребнаго раба Твоего. Струю давай мне слезам. Пречистая, души своея скверну очищающи. Стенания от сердца приношу. Душетленных мя пакостей избави, Христа прилежно умоляющи; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков, аминь. (Воспеваю благодать Твою, Владычица, молю Тебя: обогати мой ум. Научи меня идти прямо, следуя путем Христовых заповедей. Связана пленницами грехопадений, мольбами Твоими облегчи участь людскую, Божья невеста. Храни меня и днем, и темною ночью, избавляя меня от злых врагов. Давшая жизнь Богу, оживи душу мою, погубленную страстями. Пресвятая Дева, услышь голос непотребного раба Твоего. Слезы лью перед Тобою, Пречистая, душу свою от скверны очищаю. Стенания от сердца приношу. Избавь меня от пакостей, растлевающих душу, Христа прилежно об этом умоляя; Ему же честь и поклонение подобает ныне и присно, и во веки веков. 
Аминь.
*
===================================
Стихи о Благовещении

Благовещенье

Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.

О царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят!
твой голос, о пророче.
Валерий Брюсов
*

В день Благовещения

Радуйся, Чистая!
Радуйся, Чудная!
Вечного Света Заря!

Лилия райская,
Дева всепетая,
Мать Неземного Царя!

Слово Архангела
С детским смирением
Скрывшая в сердце Своем.

Песням и нашим
Внемли, Благодатная,
Мы Тебе славу поем!
*

Благовещение

Красны девы, просыпайтесь,
Благовещенье встречайте.
Распустите русы косы,
Обратите взор на звёзды.
В этот день Творец Великий
Мир представит многоликий
Перед вашими глазами,
И с открытыми сердцами
Душу вы ему раскройте
И вниманьем удостойте.
Чудо вдруг произойдёт
И на землю снизойдёт
Золотая благодать,
А природы дивной стать
Вас порадует восходом,
Красотой небесных всходов.
Хороша Благая Весть,
Мир спешит её принесть!
Юлия Набатчикова
  * 
Благовещение

С детских лет - видения и грезы,
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.

Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор.
Лишь она одна в предвечном круге
Ткет и ткет свой шелковый узор.

Робкие томят ее надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно - красные одежды
Дрогнули на золоте стены.

Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде - сквозь золото ресниц -
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел, распростертый ниц...

Темноликий ангел с дерзкой ветвью
Молвит: "Здравствуй! Ты полна красы!"
И она дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы...

Он поет и шепчет - ближе, ближе,
Уж над ней - шумящих крыл шатер...
И она без сил склоняет ниже
Потемневший, помутневший взор...
Трепеща, не верит: "Я ли, я ли?"
И рукою закрывает грудь...
Но чернеют пламенные дали -
Не уйти, не встать и не вздохнуть...

И тогда - незнаемою болью
Озарился светлый круг лица...
А над ними - символ своеволья -
Перуджийский гриф когтит тельца.

Лишь художник, занавесью скрытый, -
Он провидит страстной муки крест
И твердит: "Profani, procul ite,
Hic amoris locus sacer est".
Александр Блок

***
   
А с весной к нам пост приходит,
В жизни новый чин заводит.
В храме – свечи, ладан росный
И слова Триоди постной.

Март сменяется апрелем,
Утро тонет в птичьих трелях.
С нами чудо из чудес –
Благовещенье с небес!

***

Благовещение Святое

Благовещение Святое -
День великий на Руси,
С ним ты чувство молодое
В чёрством сердце воскреси;
Отзовись душой, как младость,
Грудью полною своей
На сияющую радость,
На улыбку вешних дней.
Соблюдая праздник строго,
В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зерна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.
Приближенье дней пасхальных
Проясняет хмурый взгляд,
Из сторонок чужедальных
В гости ласточки летят.
И внушая мысль о братстве,
О дарах любви благой,
Будто спорят о богатстве
Небо с грешною землёй.
Все внимают чутким слухом
Гимну зорьки золотой,
Опушились нежным пухом
Ветви вербы молодой.
И глядит на нас, сияя
Недоступностью чудес,
Эта вечность голубая
Торжествующих небес.
Батюшка Николай Гурьянов
  
*
"Поговорим с тобой о Благовещенье..."

Поговорим с тобой о Благовещенье,
когда мерещится вершинам свет,
когда свершается всё, что обещано,
и ангел вечера лучом согрет.

По краю пропасти, границе робости
парит Евангелие, Мария ждёт…
Речь не об опыте – он в этой области,
когда и сбудется, то пропадёт.

Речь об изгнании, небесном пламени,
безумстве Ирода, звезде волхва,
всё дело в имени, кресте и амене,
но это в будущем, где всё – молва.

Мария, кажется, нежнее саженца,
ей лет четырнадцать, и ангел юн.
На всё, что сбудется, она отважится,
строга, как стражница, печали вьюн.

Здесь ей – единственной – обет молчания,
озноб провидчества, слеженье дат.
Мария, радуйся! Укройся чарами
земной скиталицы, - твой вертоград

в тебе же – обжига непостижимого,
ты в нём, но всё-таки, и он в тебе.
Пусть Богу Богово, а миру – мирово,
но днесь встречается несходность бездн.

…уснули ближние. Тревога улицы
на платье ангела, и смуглость уст.
Мария, радуйся, когда тоскуется,
тобой всё сказано. Приветствуй груз!
Сергей Брель

***
   
Сегодня Благовещенье,
и радость к нам пришла -
Воистину блаженна Ты,
Мария, Мать Христа.

С благой и дивной вестию
разверзлись небеса -
Отныне мир помилован
и смерть побеждена.
Олег Вотинцев

*

Благовещение

Кто сей юный? В ризе света
Он небесно возблистал
И, сияющий, предстал
Кроткой Деве Назарета:

Дышит радостью чело,
Веют благовестью речи,
Кудри сыплются на плечи,
За плечом дрожит крыло.

Кто сия? Покров лилейный
Осеняет ясный лик,
Долу взор благоговейный
Под ресницами поник;

Скрещены на персех руки,
В персех сдержан тихий вздох,
Робкий слух приемлет звуки:
«Дева! Сын Твой будет Бог!»

Этот юноша крылатый –
Искупления глашатай,
Ангел, вестник торжества,
Вестник тайны воплощения,

А пред ним – полна смиренья –
Дева, Матерь Божества.
В. Бенедиктов
*

Благовещение

С крыши льется звонкая капель,
Блеском солнца сад обрызган весь,
Не случайно избран был апрель,
Чтобы принести Благую весть!

Вся природа эту весть ждала,
Жаждал мир любви и возрожденья,
И потоки света и тепла
Жизнь земную привели в движенье.

Вешний воздух над землей царил,
Зеленели тонко луговины –
Весть принес Архангел Гавриил
О зачатии Спасителя и Сына.
Татьяна Шорыгина
*

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

===============================




------------------------------------
----------------
---

В ДОРАБОТКЕ........................


1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Благодарствуйте!

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.