*
*
Касперовская
икона Божией Матери
Икона Божией Матери «Касперовская» (XVI в.),
Икона Божией Матери «Касперовская» (XVI в.),
(1853-1855 гг.).
Касперовской иконы Божией Матери
*
Празднование в среду Светлой седмицы, 29 июня/12 июля и 1/14 октября
Касперовской иконы Божией Матери
*
Празднование в среду Светлой седмицы, 29 июня/12 июля и 1/14 октября
*
*
Касперовская икона Божией Матери
Касперовская икона является великой святыней наших южных городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – являются здесь великим церковным торжеством.
Вид этой небольшой иконы, писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы.
Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и икона стала как бы обновившеюся.
От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана чудотворною; к ней стало постоянно стекаться много паломников.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним икону. В Севастопольскую войну в 1853–1855 гг., когда Одесса была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом принесли в город, и он остался невредимым. По общему верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим». Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году.
Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1 октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда переходит по 1 августа в Николаев. Значит, в Касперовке икона стоит немногим больше 3-х месяцев. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.
Празднование Ин. 29; Окт. 1 и в среду Светлой седмицы
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 1 октября (ст.ст.) 14 октября 2009 (нов. ст.)
*
=============================
*
Касперовская икона является великой святыней наших южных городов Херсона и Одессы, где она пребывает около шести месяцев. День принесения ее в Одессу, т. е. 1 октября, и отшествия ее – в четвертый день Пасхи – являются здесь великим церковным торжеством.
Вид этой небольшой иконы, писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы.
Икона эта была в конце XVI века принесена из Трансильвании сербом, который поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии, и, переходя от родителей к детям, в 1809 году стала собственностью помещицы Касперовой, проживавшей в Ольвиопольском уезде, в имении Ново-Ивановке. Икона была ветхая, и живопись до того потемнела, что трудно было разобрать черты.
В феврале 1840 года, переживая великие горести, Касперова как-то ночью долго молилась перед иконой. Во время молитвы она заметила, что лики Богоматери и Младенца просветлели и икона стала как бы обновившеюся.
От нее впоследствии истекло много чудес и исцелений, по исследовании которых икона была признана чудотворною; к ней стало постоянно стекаться много паломников.
В 1852 году жители Херсона исходатайствовали разрешение ежегодно в праздник Вознесения Господня приносить к ним икону. В Севастопольскую войну в 1853–1855 гг., когда Одесса была осаждена неприятельским флотом, икону с крестным ходом принесли в город, и он остался невредимым. По общему верованию Одесса спасена благодатью иконы. Было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным, и день 1 октября – праздником священнейшим». Икона признана Святейшим Синодом чудотворной после расследования целого ряда чудес, прославивших ее в 1840 году.
Главным местопребыванием иконы продолжает считаться село Касперовка, но икона находится там недолго. Ежегодно к 1 октября она приносится из Касперовки в Одессу и остается там до среды Пасхальной недели, помещаясь у южной стены передней части кафедрального собора. Остальную часть Пасхальной недели и ближайшие недели икона находится в Касперовке, а в праздник Вознесения уносится в Херсон до 29 июня, когда переходит по 1 августа в Николаев. Значит, в Касперовке икона стоит немногим больше 3-х месяцев. По всем местам пребывания иконы по пятницам перед нею читается акафист.
Празднование Ин. 29; Окт. 1 и в среду Светлой седмицы
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 1 октября (ст.ст.) 14 октября 2009 (нов. ст.)
*
=============================
икона "Богородица Касперовская". Дерево, масло, латунный оклад. 10,5*15,5см |
Касперовская икона Божией Матери
Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины. Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, – Ново-Сербии.
Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».
Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, — говорила госпожа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.
После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.
К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.
Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные города Херсонской епархии – Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».
С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.
Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.
Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.
Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 – 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную – мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…
Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.
Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.
В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.
Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.
Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.
Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.
Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.
Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.
В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.
В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.
Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.
http://iconsv.ru/
*
================================
*
Касперовская икона Божией Матери ─ наиболее известная чудотворная икона на Юге Украины. Церковный историк протоиерей Сергей Петровский так описывает обстоятельства обретения этого образа: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, – Ново-Сербии.
Вслед за завоеваниями России, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от г. Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».
Первое чудо «обновления» иконы произошло в 1840 г. С тех пор у иконы начинают происходить многочисленные исцеления. Начало им положило выздоровление мелкопоместной дворянки из соседнего села Веры Бурлеевой, рука которой долгое время была как бы омертвевшей. После молитвы у иконы женщину обнаружили здоровой. «От сего случая, — говорила госпожа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление». Летом 1843 г. перед образом Божьей Матери исцелился крестьянский мальчик из Херсона Иван Шумков. До выздоровления он страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой и очаковская мещанка Мария Смешная: в дом госпожи Касперовой её, разбитую параличом, привезли, она не владела половиной своего тела. После молитвы перед образом и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Прасковье Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием.
После этого в январе 1844 г. с согласия И. Касперовой и по решению местного священника была помещена в Никольский храм с. Касперово. В 1846 г. Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от иконы. Для этого создана специальная комиссия. после окончания работы она приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы. Вскоре Синод русской православной церкви официально признал икону чудотворной. До начала ХХ в. Касперовская икона Божией Матери была единственной официально признанной чудотворной иконой на Юге Украины.
К этому времени о чудотворном лике знали уже по всей Новороссии. Поклониться ей приезжали из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.
Жители г. Херсона испросили позволение совершать ежегодно, в праздник Вознесения Господня, крестный ход с чудотворной иконой в г. Херсоне. Вскоре последовало благословение Священного Синода и разрешение императора совершать с иконой крестные ходы в главные города Херсонской епархии – Херсон, Николаев, Одессу. «В 1852 году, 8 мая в день праздника св. Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы владыка Иннокентий. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 Июня».
С этого времени чудотворная икона ежегодно с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения пребывала до 29 июня в г. Херсоне.
Ежегодно 1 июля чудотворную икону торжественно крестным ходом, при большом стечении городских жителей встречали в Николаеве. Этот день считался одним из главных городских праздников, а Касперовская икона Божией Матери почиталась как одна из заступниц и покровительниц города и его жителей. Икона на пароходе прибывала на Спасскую пристань, оттуда ее доставляли в Адмиралтейский собор, где она находилась на протяжении 2-х дней, после чего икону переносили в Рождественский собор, затем ─ в Свято-Алексеевскую церковь, потом ─ в кладбищенскую Всехсвятскую, в церковь 58-го Прагского полка, в храм Марии Магдалины, в госпитальную церковь, далее ─ в Александро-Невскую, Симеоновскую, Богородичную, Единоверческую и снова в Адмиралтейский собор, откуда ее вновь провожали на Спасскую пристань. В каждом храме икона пребывала по 1-2 дня.
Икона находилась в Николаеве на протяжении месяца. 1 августа всем городом икону провожали в с. Касперово.
Одним из чудес совершенных Касперовской иконой Пресвятой Богородицы считается спасение Одессы от блокады и захвата англо-французским флотом во время Крымской войны 1853 – 1855 г. После молитвы горожан перед иконой и крестного хода, совершенного 1 октября 1855 г., неприятельский флот внезапно покинул Одесскую бухту. В связи с этим архиепископом Иннокентием (Борисовым) было постановлено «в поучение потомству событие это сделать незабвенным» и праздновать 1 октября день Касперовской иконы Божией Матери. Жители Николаева также считали, что именно чудотворная икона спасла город от нападения врагов в ту войну. Летом 1855 г., по разрешению Николаевского военного губернатора в городе начат сбор средств на постройку храма Касперовской иконы Божией Матери, но строительство началось лишь в 1904 г., а в конце 1908 г. храм был освящен. Ныне храм является действующим и принадлежит общине Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Существует предание, что когда Святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город, для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меньшикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать «се Царица Небесная грядет спасти Севастополь». На это высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную – мы и без Нее обойдемся!…». Вскоре Севастополь пал…
Последний ежегодный крестный ход Касперовской иконы Божией Матери состоялся в 1918 г., с тех пор она постоянно находится в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы.
Самым известным чудом, связанным с этой иконой в ХХ в. Считается избавление с. Гниляково (ныне Дачное) Одесской области от эпидемии холеры в 1922 г.
В селе Кизомыс (Касперово) не сохранились ни дом помещицы Касперовой, ни храм, в котором находился образ. Храм был взорван немцами при отступлении в период Великой Отечественной войны. Местные жители вспоминали, что вернувшись из эвакуации, застали на месте церкви лишь груду камней. Из них выстроили небольшую сторожку, в которой и происходила вся церковная жизнь села. Сейчас на месте храма расположены спортивная площадка и новые постройки, материалом для которых послужил камень со взорванного храма и разобранного дома помещицы.
Описание иконы: «Касперовская икона древней живописи, масляными красками на холсте, наклеенном на доску; по сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой — мученица Татьяна; икона имеет 7 вершков в вышину и 6 в ширину. Божия Матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами». Судя по данному описанию (использование масляных красок и холста), время написания иконы можно отнести к середине XVIII в.
Касперовская икона относится к известному византийскому каноническому типу икон получивших название «Умиление» (по-гречески Елеуса ─ милующая) или Корсунская. Этот иконографический тип восходит, по церковному преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке.
Из икон такого типа наиболее известны: Владимирская икона Божией Матери, Донская икона Божией Матери; иконы «Взыграние младенца», «Взыскание погибших», «Достойно есть»; Игоревская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Корсунская икона Божией Матери, Почаевская икона Божией Матери, Толгская икона Божией Матери, Феодоровская икона Божией Матери, Ярославская икона Божией Матери.
Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причём не только морского, но и воздушного.
Эту святыню особо почитают православные жители Одессы, Николаева, Кировограда, Кишинева и Тирасполя, Крыма, и многих других регионов.
В Свято-Духовском кафедральном соборе г. Херсона находится чудотворный список Касперовской иконы Божией Матери, перед которым каждую пятницу архиепископом Херсонским и Таврическим служится акафист Покрову Пресвятой Богородицы и молебен.
В 1997 г. в с. Грузко-Ломовка Донецкой области основан женский монастырь Касперовской иконы Божией Матери.
Официальные даты празднования (и служения акафиста) Касперовской иконы Божией Матери установлены православной церковью 12 июля (29 июня ст. ст.), 14 октября (1 октября ст. ст.) и в среду Светлой седмицы.
http://iconsv.ru/
*
================================
Касперовская икона Божией матери |
АКАФИСТ Пресвятой Богородице ради чудотворной Ея иконы, именуемой «Касперовская»
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2000
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2000
Кондак 1
Избранной от всех родов и дивной Заступнице всего рода христианскаго Пресвятой Богородице Деве Марии, похвалы приносим мы недостойнии, чудному и святому Ея образу Касперовскому, принесенному в землю нашу из Сербии православной на укрепление веры Христовой и нашего спасения с любовию прибегающих к Ней и поющих:Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Икос 1
Ангелов превышшая явилася еси Царице Пресвятая, явлением иконы Твоея Святые исполнила еси радостию христиане православные, к Тебе с верою и любовию прибегающии. Ты бо, Дева Пречистая, явила еси граду Одессы и всего Черномория живущии, дивныя заступления, озаряюще струями чудес твоих вся верныя, в радости вопиющая Ти:Радуйся, верная Заступница наша пред образом Твоим молящихся;
Радуйся, бесчисленные щедроты Твоя, от Господа нам испрашивающая.
Радуйся, яко глагол Божий в Тебе николиже изнеможет;
Радуйся, яко от Тебе никто же тощь или неуслышан отходит.
Радуйся, яко пред образом Твоим многие получаще благословения;
Радуйся, яко пред Ним же оными исполняшеся просимая желания.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 2
Видя Тя, Заступницу усердную рода христианскаго на иконе Твоея Касперовской изображенную и многи чудесы от Нея совершаемии, всяк день вернии в молитвах своих к Тебе прибегают, прося помощи и заступления. Ты же, Мати Милосердная буди всем скорбящим радостию и обидимых Заступницею, во хвалу Твою Богови поющим: Аллилуия.Икос 2
Разум человеческий не возможет вместити дивныя чудеса Твоя, Дева Пресвятая. Како не может град укрытися вверху горы стоя, ниже вжигают светильника и подставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть, тако и образ Твой Касперовский святый. Яко светило Божественное сей бо образ изливает благодать прибегающих к Нему и поющим Ти, Богородице сице:Радуйся, предстательнице Ты наша крепкая и непостижымая;
Радуйся, исполненное желание Ты наше всеблагое.
Радуйся, Ты веры благочестивыя недвижимое сохранение;
Радуйся, светильниче превышший на свещнице поставленный.
Радуйся, благочестивыя от бед и скорбей Ты чудно сохраняющая;
Радуйся, озлобленные души Ты от погибели отвращающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 3
Сила Всевышнего призва многи люди православныя в весь Касперовку на обретение иконы Твоея пречудныя. Ты бо, Царице Небесная, благоволила еси прославити образ сей Святой, знамения и чудесы величая. Людии же честь и славу образу Твоему возсылаху, в пении духовных Господу взываху: Аллилуия.Икос 3
Имея от юности крепкую веру православную некто серб благородный принесе из Трансильвании родовой образ сей Пресвятыя Богородицы в землю нашу. И яко святыня велия, сия икона бысть благословением из рода в род в веси Касперовке. Пред Нею же молящиеся изливаше скорби своя и воздыхания молитвенныя, получаше просимая, с верою поя Богородице:Радуйся, премилосердная наша Утешительница;
Радуйся, вернейшее наше спасение.
Радуйся, семейств христианстих в благочестии сохранение;
Радуйся, в вере Христовой живущия укрепляющая.
Радуйся, благословение домов и супружеств благочестивых;
Радуйся, благочестивых христиан защита и похвало.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 4
Буря помыслов смущаше супруги Касперовы, како чудное обновление святыя иконы Твоея, Владычице, явися в нощи глубокия и без свидетелей Ея. Хотяше сокрыти чудо сие, и по взаимному согласию сказати неправду, супруги не смогше. Воля бо Божественная суди иначе, да не сокрыто бысть превелие чудо сие, но явлено всем верным, в радости поющим Богу: Аллилуия.Икос 4
Слышаше о дивном чудесе обновления иконы Твоея, Владычице, многия верныя со всея земли Черноморския стекахуся на поклонение сия Святыни великия, Хвалы и почитания Тебе, Пречистая Богомати, воздавая с верою и любовию поющия:Радуйся, явлением святыя Иконы Твоея, многия люди православныя обрадовавшая;
Радуйся, возносимыя к Тебе молитвы от сердец верных приемлющая.
Радуйся, истинныя веры Православныя утверждение;
Радуйся, многие неверныя образом Сим, к вере приведение.
Радуйся, сокровище Божественное иконою Твоею нам преподавшая;
Радуйся, души наша на путь истинный наставляющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 5
Богосветлая звезда явися Твоя Касперовская икона, Пресвятая Дево, егда принесена была еси в церковь Божию. Отселе Твой благодатный Покров сим образом распространися на вся веси и грады Черноморския, вси бо вернии приходящии к иконе Твоей, и с верою молящиися получаше исцеления и благодатныя помощи, воспевая Богу: Аллилуия.Икос 5
Видеша велия чудеса во храме святем от иконы святые бываемыя, Дева Пречистая, бесчисленные народы стекахуся на торжества и прославления Ея. Крестныя ходы совершашеся в честь новоявленныя иконы Твоея, обнося Ея и о спасении и заступлении взывая Тебе со умилением:Радуйся, Заступнице, Царице Небесная, стране нашей отрадо и утешение;
Радуйся, Преблагословенная Дева, Покров Свой над нами простирающая.
Радуйся, яко от нас, недостойных благоизволила принимати моления;
Радуйся, яко и Сама возжелала приносити моление наша ко Престолу Бога Вышнего.
Радуйся, яко обретением иконы Твоея, явися чудом велия милости Божия стране нашей;
Радуйся, яко образом сим низложися гордыня и шатание языческое.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 6
Воссия пречудною славою икона святая Касперовская, егда Святейший Синод Церкви воистину призна и засвидетельствова, яко икона сия бысть великая святыня всея земли Черноморския. И отныне всесильное заступничество святые иконы Касперовския явися благостным Покровом Матери Божией распростертым над нашею землею. Слыша сия благостныя вещания верныя воспеваху Богу: Аллилуия.Икос 6
Проповедают грады и веси земли Черноморския истину святые иконы Твоея Касперовския, Богомати Пречистая, яко благоизволила еси прославити образ Твой святый многочисленными знаменьми и чудесы. Многие бо грады и веси восхотеша видети образ Твой святый, просяще доставити для молитв и поклонения ему, и в радостех встречая сию велию Святыню, воспеваша Тебе Преблагословенней тако:Радуйся, Радости наша, печали наша в радость претворяющая;
Радуйся, Всеблагая заступница от всяких бед и искушений избавляющая.
Радуйся, Всемилостивая Владычице, милостию Твоею нас не оставляющая;
Радуйся, Взбранная Воеводо, врагов видимых и невидимых побеждающая.
Радуйся, Вратарнице благая, во врата Рая путь верным указующая;
Радуйся, Скоропослушнице Божественная, молитвы наша приемлющая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 7
Хотяще воззрети на святую икону Твою, Пресвятая Дево, и с верою усердно помолитеся, многотысячная стечения молящихся встретаху сию икону Касперовскую, коленопреклонения совершающе по пути шествия крестных ходов Великия Святыни, немолчно воспевая: Аллилуия.Икос 7
Дивныя знамения милосердия совершашеся силою Благодати Божественные чудотворныя иконы Твоея, Дева Пречистыя: болящие исцеляхуся, расслабленые укрепляшеся, бесные от духов нечистых свобождашеся, слепые видяху Пречистый образ. Вси убо едиными усты и сердцем взываху: Пресвятая Богородице, помогай нам, и спасай вся, имя Твое в радости величающии:Радуйся, Предстательнице Ты наша к Богу непостыдная;
Радуйся, Ты с Сыном Твоим и Богом нашим вечно Царствующая.
Радуйся, Спасение Ты человеческое во благо устрояющая;
Радуйся, болящих и страждущих Ты первая Целительнице.
Радуйся, яко Тобою грешнии от погибели спасаются;
Радуйся, яко Тобою от страстей нечестия мы избавляемся.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 8
Всем живущим града Одессы бысть велия радость, егда честная икона Касперовская пренесена была еси православными для молитвенного заступления от вражиих нападений, и яко видимый знак небесного покровительства града сего. Сей бо образ Твой Святый, Дева Пречистая, явися верным непреоборимым оплотом противу иноземных сил вражиих и надежнейшим залогом спасения нашего, прославляющих Бога Вышнего и поющих: Аллилуия.Икос 8
Вся немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая худородная мира и уничиженная, избра и не сущая, да сущая упразднит. Тако образом Твоим Святым, Пресвятая Богородице, благословение и защищение снизошло на людей кротких и смиренных, молчаливых, трепещущих пред словом Божиим. Вся прибегающая к Тебе спасти, даруя чадам послушание, обидимым терпение, скорбящим благодушие, и вси чтущий Тя, пред образом молящихся, приемлют исцеления воспевая Ти:Радуйся, граду Одессы в молитвах пред образом святым ободрение и утешение явившая;
Радуйся, яко град сей и от вражеских пленений избавляющая.
Радуйся, вся живущия в нем к народному покаянию и молитве призвавшая;
Радуйся, свою милость и пощаду граду иконою Касперовскою явившая.
Радуйся, вражеский флот от разорения града Одессы отгнавшая;
Радуйся, вся живущая града Одессы верою во спасение укрепившая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 9
Всякое естество небесных и земных похвальное пение приносит Ти, Царице Небесная, яко Твой образ Святый явися покровом небесного заступления и защиты града Одессы в трудныя годины бедствий и нападений вражиих, сохраняя живущия в нем и вопиющих Богу: Аллилуия.Икос 9
Ветии человечестии не возмогут исчести щедроты Твоя, Дево Пречистая, ниже изъяснити божественную силу исходящую от святыя иконы Касперовския. Вси бо прибегающии к Ней и с верою молящиеся Тебе, Богордице, получаше желаемая и в радости воспевающи Ти:Радуйся, Хранительнице Ты наше и Утверждение;
Радуйся, лучами чудес Твоих всех верных просвещающая.
Радуйся, тихое и доброе ты наше пристанище;
Радуйся, Ты радосте градов и всея земли Черномория.
Радуйся, Ты Церкви Православныя Похвало и Слава;
Радуйся, Ты злые начинания разрушающая и козни вражии расторгающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 10
Спасти хотяще нас грешных, благоволила еси Богородице, явите икону Твою Касперовскую на Покров и спасение не токмо града Одессы, но всея земли Черноморския. Многи милости и щедроты Твоя, образом сим Ты даровала еси верным. Со благоговением и верою притекающии к Тебе вопиют: «Буди Заступницей нашей усердной у Престола Бога Вседержителя, и да сподобит нас Господь деснаго стояния и пети Ему со всеми святыми»: АллилуияИкос 10
Стена еси необоримая, стража неусыпна от всяких напастей и бед всем к Тебе прибегающим. Твой бо образ святый явися неиссякаемым источником благодати, источающий исцеления всем, с верою к Нему молитвенно обращающимся. Темже и мы, к Тебе припадающи в скорбех и болезнех умильно глаголем Ти:Радуйся, едина наша Мати милосердия, умилосердися над нами грешными;
Радуйся, яко Ты Покрове наш благодатный, покрый нас от всякого зла.
Радуйся, яко Тобою вся болезни наша душевныя и телесныя исцеляются;
Радуйся, яко Твоею помощию вся наша страсти и недуги истребляются.
Радуйся, яко веру, надежду и любовь к Богу укрепляти Ты нам помогаеши;
Радуйся, яко и во всяких обсточниих на стезю спасения Ты направляющая.
Радуйся, Невесто Неневестная;
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 11
Пение наше недостойное со умилением Тебе приносяще приими, Дева Пречистая, и теплой молитве нашей внемлюще, услыши всех к Тебе прибегающих. Ты бо еси воистину наша Заступнице, грозные беды от нас отвращающая, страсти и распри вся утешающая, и под Твою милость вси мы прибегаем поющия Богу: Аллилуия.Икос 11
Светоприемную свещу света невечернего зрим икону Твою Святую, образ Ея Касперовский немерцаемо сияет во храме святем града Одессы, озаряя благодатию Божественною всех прибегающих под покроветельство единой Заступнице всего рода христианскаго. Сей бо образ Святый силою Божию вражия действия отгоняет, вся недуги наша исцеляет и благословение дарует вопиющим Богородице:Радуйся, яко Ты еси Заступница обидимых и помоще страждущих;
Радуйся, яко Ты еси по милосердию Своему удерживала десницу Господа, простертую для наказания грешных.
Радуйся, яко Ты милосердием Своим отвращала бедствия от нашего Отечества и утешала распри и войны;
Радуйся, яко Тобою останавливались опустошительные проказы и утолялся голод.
Радуйся, яко помазанием елейным от лампады иконы Твоея возвратися рассудок многим, одержимым силою бесовскою;
Радуйся, яко многи получаша здравие на молебнах у святыя иконы Твоея.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 12
Благодать Божественная обильно явися через икону Святую Твою, Благоблаженная Дева. Твой бо образ Касперовский верным даровался во священие и спасение душ наших, во ограждение от нападков от враг видимых и невидимых, и в знамение величайшего заступления всея нашей отчизны. Темже с верою приносим Ему поклонение и молитвенно Богу поем: Аллилуия.Икос 12
Поюще и прославляя чудеса Твоя, Дева Пресвятая от святыя иконы Твоея совершаемыя, вси со страхом и трепетом Тебе припадаем, и молим Тя, Владычицу Мира, буди всем нам щитом непобедимым и стеною необоримою, покровом нерушимым и ходатаицей к Сыну Твоему и Богу нашему, Тебе непрестанными гласы поющими:Радуйся, Ты врагов наших видимых и невидимых всегда побеждающая;
Радуйся, Ты благие желания всем верным исполняющая.
Радуйся, Ты явлением иконы святые Твоея вся верныя люди просвещающая;
Радуйся, яко взирая на икону святую Твою, Тебе истинней Богородице поклоняемся.
Радуйся, яко Ты еси всех славящих имя Твое прославляющая;
Радуйся, яко и во всякой нужде нашей полезная и благая всем помогающая.
Радуйся, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление.
Кондак 13
О, Пречистая и Милосердная Владычице наша, Дево Богородице! Пред святою Твоею иконою услыши нас, предстоящих Ти и с верою и любовию молящихся. Вонми гласу молебному нашему, и избави нас от всяких бед и напастей, скорбей и болезней и грядущего изми мучения всех имя Твое призывающих и Сыну Твоему вопиющих: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1-й и кондак 1-й
*
Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Касперовская"
О, Пресвятая Дево, Богомати Пречистая, града Одессы и всея земли Черноморския покрове и заступление!
Тебе припадаем и покланяемся пред Святою и Пречестною иконою Твоею Касперовскою, Еюже дивные и преславные чудесы совершашася.
Ты едина еси радости наше Ходатаице и яко Мати Божия можеши всем нам помощи.
Тебе убо единей дадеся Матернее дерзновение умилостивляти Сына Твоего Христа Бога нашего о спасении нас грешных.
Темже смиренно молим Тя, Всемилостивую Владычицу нашу, не презри и не возгнушайся воздыханий наших, но помози нам немощным скверным и неисправленным, скорбящим и озлобленным, больным и заблудшим, в сокрушении сердец наших прибегающих.
Избави нас Преблагословенная Госпоже, Мати Господа Вышнего, от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти, от напастей демонских и наветов злых человек, яко Тобою и демоны попираются и вси враги наши посрамляются.
Умоли, Госпоже Пречистая, Господа и о еже сохранитеся Отечеству нашему и Православней Церкви нашей в мире и тишине.
Вышним Своим Благословением, да укрепит Господь Архиереи наша Православныя, и пастыри, христолюбивое воинство со всеми православными христианами.
Всех же нас огради от всякого зла благостию Твоею, и утеши милостивым Твоим посещением и вся благодеющия нам.
Еще же, о Владычице, молим Тя, еретическое востание низложи, рассеянные собери, заблудшия во едино Христово стадо возврати, старость поддержи, юныя вразуми, вдовицы и сирыя защити, болящия исцели и скорбящие утеши.
Прежде отшедшие отцы и чада и братию нашу во светлостех райских и селениях праведных упокой, с ними же и нас всех в покаянии и исповедании приими, да и мы со всеми Святыми прославим Пречестное и Пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
*
*
Молитва иная
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Касперовская икона Божией матери |
Молитва иная
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице!
Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*
*
Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Касперовская»
Тропарь, глас 4:
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе Пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Тропарь, глас 3:
Днесь светло красуется икона Твоея Касперовская, Богомати Пречистая, созывающи вся верныя на преславное торжество во граде Одессы. Приидите вси ко источнику цельбоносному, источает бо нам неоскудные милости и избавляет от бед верою и любовию к Ней притекающие.
Кондак, глас 4:
Яко заря пресветлая, озаряющая всех нас, Твоя святая икона Касперовская, Пресвятая Дева, явися Крепкая Помощнице всем нам от всяких напастей и бед, сохраняя живущие во граде Одессы и во всех концех земли Черноморския.
Кондак, глас 3:
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
*
-----------------------------------------
КАСПЕРОВСКАЯ |
Касперовская икона Божией Матери считается |
Касперовская икона Божией Матери |
Касперовская икона Божией Матери |
----------------------------------
---------------------
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.