no copi

воскресенье, 17 апреля 2011 г.

* ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ *

*
*
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Κυριακή των Βαΐων
Неделя 6-я, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
*
Вход Господень во Иерусалим
*
Неделя 6-я - Вербное воскресенье
Переходящий двунадесятый праздник.
Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Вход Господень в Иерусалим
Вербное воскресенье


http://www.abc-people.com/shop/lent.htm#76
церковный календарь на апрель 2011
*
=================================
Вход Господень в Иерусалим
Галичина, начале XVII-го века
Дерево, левкас, темпера
16 1 / 8 "х 12 5 / 8"
 *
Молитвы:

Тропарь праздника, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,// благословен Грядый во имя Господне.
Кондак праздника, глас 6
На престоле на Небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание приял еси, зовущих Ти:// благословен еси, Грядый Адама воззвати.
Величание
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ осанна в вышних,/ и мы Тебе вопием:// благословен Грядый во имя Господне.
Задостойник, глас 4
Бог Господь, и явися нам./ Составите праздник,/ и веселящеся приидите, возвеличим Христа,/ с ваиями и ветвьми, песньми зовуще:// благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего.
*
Ἀπολυτίκιον
Ἦχος δ’.
Συνταφέντες σοι διὰ τοῦ Βαπτίσματος, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, τῆς ἀθανάτου ζωῆς ἠξιώθημεν τῇ Ἀναστάσει σου, καὶ ἀνυμνοῦντες κράζομεν· Ὠσαννὰ ἐν τοῖς ὑψίστοις, εὐλογημένος ὁ ἐρχόμενος, ἐν ὀνόματι Κυρίου.
Ἕτερον Ἀπολυτίκιον
Ἦχος α’.

Τὴν κοινὴν Ἀνάστασιν πρὸ τοῦ σοῦ πάθους πιστούμενος, ἐκ νεκρῶν ἤγειρας τὸν Λάζαρον Χριστὲ ὁ Θεός· ὅθεν καὶ ἡμεῖς ὡς οἱ παῖδες, τὰ τῆς νίκης σύμβολα φέροντες, σοὶ τῷ νικητῇ τοῦ θανάτου βοῶμεν· Ὠσαννὰ ἐν τοῖς ὑψίστοις, εὐλογημένος ὁ ἐρχόμενος, ἐν ὀνόματι Κυρίου.
Κοντάκιον
Ἦχος πλ. β’.

Τῷ θρόνῳ ἐν οὐρανῷ, τῷ πώλῳ ἐπὶ τῆς γῆς, ἐποχούμενος, Χριστὲ ὁ Θεός, τῶν Ἀγγέλων τὴν αἴνεσιν, καὶ τῶν παίδων ἀνύμνησιν, προσεδέξω βοώντων σοι· Εὐλογημένος εἶ ὁ ἐρχόμενος, τὸν Ἀδὰμ ἀνακαλέσασθαι.
Μεγαλυνάριον
Ἐπὶ πώλου ὄνου εἰς τὴν Σιών, εἰσῆλθες Σωτήρ μου, ὑπὸ παίδων καὶ τῶν βρεφῶν, αἰνούμενος Λόγε, τὸ Ὠσαννὰ βοώντων, εὐλογητὸς ὁ ἥκων, σῶσαι τὸν ἄνθρωπον.
*

===============================
Вход Господень во Иерусалим
 *
==========================================
Шествие на осляти

 Вербное воскресенье

Крестный ход в день праздника Вход Господень в Иерусалим. Считалось, что шествие и проезд на осляти патриарха вокруг города сохранял его жителей от несчастий и очищал от грехов.
      
        Шествие на осляти
Шествие на осляти - крестный ход в день праздника Вход Господен в Иерусалим, сопровождавшийся инсценировкой описанного в Евангелии (сюжет - см. Вербное воскресенье) въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Воспроизводя практику греческой церкви, русская заимствовала от нее и обряд шествия архиерея в неделю ваий - Вербное воскресенье - на "осляти" - коне, переодетом ослом. В Константинополе он был известен уже в 9 - 10 вв., памятники русской церкви начинают говорить о нем только с 16 столетья: самое раннее свидетельство содержится в расходных книгах Софийского дома (Софийский собор в Новгороде) за 1548 год. В день Вербного воскресенья новгородские наместники водили под архиепископом осла от собора "Св. Софии Премудрости Божьей до Иерусалима [Входоиерусалимского храма]" и назад. Кроме Новгорода обряд шествия на осляти совершался в 17 в. Москве, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске.

Вход Господень в Иерусалим, средневековая мозаика

 *
Как и на востоке, шествие патриарха на осляти входило в состав крестного хода, направлявшегося из собора во Входо-Иерусалимскую церковь и после непродолжительного богослужения в ней - обратно в собор. При этом тот и другой путь патриарх совершал на осле (Устав Новгородского Софийского собора 17 в.). С течением времени шествие на осляти по дороге во Входо-иерусалимскую церковь было отменено, туда шел один крестный ход, а шествие совершалось на обратном пути, в Москве от Лобного места в собор, в других городах от Входо-Иерусалимского храма до главного собора. В первый раз обновленный чин крестного хода был совершен в 1656 году и просуществовал в Москве до 1697 года, а в других городах был отменен еще ранее, постановлением церковного собора 1678 года.

В Москве при царе Алексее Михайловиче шествие на осляти происходило следующим образом. Царь стоял раннюю литургию у себя в Палатах, а затем в праздничном наряде в сопровождении бояр и окольничих направлялся в Покровский собор: шествие открывалось нижними чинами, за которыми шли дьяки, дворяне, стряпчие, стольники, ближние и думные люди, окольничие, затем сам царь, замыкали ход бояре в богатых шубах и высоких шапках, ближайшие люди, гости, приказные, иных чинов люд и народ, весь путь с обеих сторон шествия оберегали стрелецкие полковники, возле которых шли стрельцы стремянного полка с батожками и прутьями. Навстречу царскому шествию из дверей Успенского собора выносили хоругви, кресты и иконы, шли чернецы, диаконы и священники, успенский и благовещенский протопопы, певчие, поддьяки, ключари, затем патриарх в малом облачении, справа от него дьякон нес евангелие, слева - "на мисе крест золотой, жемчужный, большое да малое Евангелие". Дорога, по которой шли оба шествия оберегалась стрельцами, за стеной которых были расставлены кадки с пучками вербы, предназначенной для раздачи московскому люду. Оба шествия останавливались перед Покровским собором лицом к востоку. Царь и патриарх в сопровождении высших государственных чинов и духовенства входили во Входо-Иерусалимский придел Покровского собора. Остальная свита оставалась по обе стороны от Лобного места. Во время службы в соборе царь и патриарх облачались в праздничные одежды. Тем временем Лобное место устилалось бархатом и сукном, на него устанавливали аналой, укрывали его пеленою и возлагали на него Евангелие, которое окружали иконами.




Рядом с Лобным местом стоял конь с привязанными длинными ослиными ушами, изображавший "осля", его окружали пять дьяков и патриарший боярин. Чуть в стороне помещалась колесница, на которой стояла "верба", окруженная решеткой. "Вербу" представляло большое дерево, украшенное зеленью, бархатными и шелковыми цветами, яблоками, грушами, изюмом, финиками, виноградом, орехами и т.д. Путь от Лобного места до Спасских ворот ограждался обитыми красным сукном надолбами - решетками.

После службы в храме патриарх благословлял крестный ход и святыни вернуться обратно в Успенский собор, затем он раздавал ветви вербы государю, духовенству, светским чинам и народу. Сразу за раздачей начинался крестный ход. Архидиакон, повернувшись на запад, читал описание празднуемого события в Евангелии. Во время чтения протопоп и ключарь Покровского собора подходили к патриарху под благословение и в качестве "двух учеников Христа" отправлялись "по осля". Коня под уздцы держал патриарший боярин, который спрашивал пришедших, кто требует "осля", те отвечали ему: "Господь требует". Патриарх, благословив государя, садился на подведенного к нему "осля", одетого красным сукном спереди и зеленым - сзади. Восседая на лошади боком так, как изображают Спасителя на иконах, патриарх в одной руке держал крест, которым осенял народ во время шествия, а в другой Евангелие. Обратное шествие открывали дьяки, дворяне, стряпчие и стольники с вербами в руках, за ними везли на колеснице "вербу". Под деревом на колеснице стояли два мальчика из патриаршего хора - "певчие поддьяки меньших станиц" в белых одеждах, которые пели "стихиры цветоносию" и "Осана Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!". За "вербой" с иконами шло духовенство, за ним - государевы люди с вербами в руках, затем следовал поддерживаемый двумя стольниками царь, ведший за повод "осля". Кроме царя за повод держались еще четверо: первостепенный боярин, государев и патриарший дьяки, патриарший конюший. Перед государем несли окованный золотом жезл, государеву вербу, свечу и плат. По бокам шли бояре, окольничие и думские дворяне с вербами в руках. За патриархом шло духовенство. Весь путь от Лобного места через Спасские ворота к Успенскому собору стрелецкие дети устилали красным и зеленым сукном, по которому раскладывали разноцветные ткани. Как только шествие входило в Спасские ворота, на колокольне Ивана Великого звонили в колокола, благовест подхватывали остальные московские храмы, когда царь и патриарх входили в Успенский собор колокольный перезвон стихал. В соборе протодьякон дочитывал в Евангелии описание Входа Господа в Иерусалим, а патриарх, приняв из государевых рук вербу, благословлял царя и целовал ему руку, царь в ответ делал тоже. После этого государь возвращался в Палаты, где проводилась литургия, а патриарх служил литургию в Успенском соборе. После службы он направлялся к колеснице с вербой, молился и благословлял дерево. Ключари отрубали большой его сук и несли в алтарь, где с него срезали ветви и на серебряных блюдах отправляли их в государевы палаты. Часть ветвей получали бояре и духовенство, остальное раздавалось стрельцам и народу. После этого по всей Москве начинались праздничные угощения.


Для царя выполнение данной роли во время шествия, которая могла бы считаться унизительной в обыденной жизни, в праздник являлась демонстрацией не только почтения к патриарху, но, и в большей степени, личного благочестия и праведности государя, смирения гордыни и самоуничижения перед Богом.

Патриарх, выступавший в момент шествия в роли Спасителя, становился проводником божественной благодати для всех, кого он благословлял крестом и евангелием, восседая на "осляти". По церковным и народным представлениям того времени, патриаршее благословение вообще, а во время шествия особенно, обладало священной силой. Вера в это восходила к представлениям об особой связи, которая устанавливалась между Богом и только что посвященным в сан архиереем, т.к. первоначально, и в Византии, и в России 16 в. шествия на осляти были приурочены не к Вербному воскресенью, а ко дню вступления архиепископа, митрополита или патриарха в сан. После обрядового очищения и пострига, равносильного новому крещению, архиерей приобщался к божественной благодати, был особенно близок к Богу и мог распространять благодатную силу на окружающих. Считалось, что его проезд на осляти вокруг города, в котором он должен был отбывать свое духовное служение, сохранял город и всех его жителей от несчастий, пожаров и эпидемий, а человек принявший благословение архиерея очищался от грехов и получал божественную защиту. Поэтому шествия на осляти, приуроченные позднее исключительно к Вербному воскресенью, пользовались особенной популярностью и любовью у простого народа, собиравшегося во множестве на площади, чтобы подпасть под благословение патриарха.

 материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
*
========================================
Вход Господень во Иерусалим
Западный тимпан Храма Христа Спасителя
Вход Господень в Иерусалим
Уральская икона. Кыштым. Первая четверть XIX в.
http://www.cirota.ru
Вход Господень в Иерусалим
XVIII век. Углич. 55х52 см.
Дерево, темпера.
Праздничный ряд из церкви Казанской иконы Божией Матери села Герцено Большесельского района.
Вход Господень в Иерусалим
Христос, едущий на темно-сером осле, правой рукой двуперсто благословляет, в левой держит свиток. Он оборачивается к сопровождающим его апостолам. Впереди встречающих - длиннобородый священник в головной повязке, с ветками в правой руке, простертой к Христу. Два мальчика стелют под ноги осла рубаху, еще один встряхивает ткань перед тем, как опустить ее на землю. Стоящий на коленях мальчик вытаскивает занозу из стопы другого. За городской стеной - трехъярусный круглый в плане Иерусалимский храм. В зеленой кроне дерева - трое мальчиков, ломающих ветки. Земля на пути Христа усеяна ветками. Типы ликов восходят к византийскому искусству XIV в. Личное письмо пластичное, с сильными контрастами между темноватым оливковым санкирем и выпуклыми высветлениями, с розовыми подрумянками. Белильные оживки точно передают форму. В аиле иконы традиционализм органично соединился с ярко выраженными признаками искусства XV в. Приемы трактовки формы и в особенности колорит делают ее характерным произведением иконописи Твери. Она обладает высочайшими художественными достоинствами и является одним из самых утонченных произведений тверского искусства. Автор иконы, несомненно, застал период расцвета местной культуры, пришедшийся на вторую четверть - середину XV в. Но признаки определенной «академизации» художественного языка того времени говорят о том, что икона могла быть написана несколько позже, во второй половине столетия. Впрочем, датировка концом XV в. представляется неприемлемой.
В.М. Сорокатый
Тверь. Середина - вторая половина XV в.
Дерево, левкас, темпера. 61х44 см.
http://www.cirota.ru
Вход Господень в Иерусалим
Время создания: Армения, 1038 г. Материал: белый пергамент
миниатюра. Евангелие
Вход Господень в Иерусалим
дерево, левкас, темпера. Ярославская школа иконописи, 70х53см, (атрибуция ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря)
Въезд в Иерусалим. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Нижняя церковь св Франциска, Ассизи.
Сцены из жизни Христа. Въезд в Иерусалим. 26. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Вход Господень в Иерусалим




--------------------------------------------
------------------------
--

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.