no copi

четверг, 26 мая 2011 г.

26 Мая(13 Мая по ст.ст.) – Гликерия, Лукерья Комарница.

*

*
Народное название:
Гликерия, Лукерия
ЛУКЕРЬЯ КОМАРНИЦА, Лукерья - комарница
ЛУКЕРЬЯ ГРЕЧИШНИЦА

Гречкосейка
Лушка Лукошница
*
конспект
*


*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мученицы Гликерии девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Сщмчч. Василия, Александра и Христофора пресвитеров, прмч. Макария и мч. Сергия (1922).
103 новомчч. Черкасских.(XX)
Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522).
Перенесение мощей прмч. Макария, архим. Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305).
Святителя Павсикакия, еп. Синадского (606).
Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX).
Прп. Евфимия Нового, осн. Иверского м-ря и его сподвижников Грузинских и Афонских: Иоанна, Георгия и Гавриила (Греч.).
Прпп. Амфилохия (1452), Макария (ок. 1462), Тарасия (1440), и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев.
Св. Серватия первого епископа Маастрихтского (384)
Воспоминание прпп. отцев, монахов, замученных латинами в 13 веке (Греч.).
Прп. Иоанна Иверского, Афонского (Греч.).
Св. Сергия (Георгия), испов. Константинопольского (Греч.).
Прп. Никифора, пресв. м-ря Ефасиосского (Греч.).
Сщмч. Александра Тивериадского (Греч.).
Св. Леандра Севильского (660).
--
Поста нет
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
На Лукерью часто летают стрижи и ласточки - к теплу.
• С Лукерьи-комарницы жди потепления.
Наступает тепло, особенно по ночам.
Комары-толкуны возвещают скорое появление весны.
• На Гликерию прилетают комары.
В это время появляются комары, предвестники тепла.
· В этот день с теплым ветром прилетают комары и мошки.
Появляются комары вместе с теплым ветром.
Примета на потепление, особенно в ночную пору.
--
• Когда комар не живой, тогда май сухой.
• Появились комары – жди тепла и дождя.
Если с вечера много комаров - то на следующий день ожидайте дождя.
· Комаров много — к дождю.
"Комара много — дождь завтра будет".
• Комары вьются – к ведру (солнечному дню).
Комары толкуют – к вёдpy.
Считали, что
• Крупный комар – к доброму году.
Если летом много комаров плодится - то будет хороший урожай ягод.
"Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи",
Много комаров – готовь коробов.
"Много комаров— готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек",
• Много комаров – готовь под ягоды много коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.
Если много мошки - то лето будет грибное.
Много мошек – готовь лукошек.
"Много комаров - быть хорошему овсу, комара нет - овса и трав не будет".
"Комаров мало — овсов и трав не будет",
Комара нет – овса и травы не будет
--
В некоторых местах первый сев ржи старались приурочить к появлению комаров.
• Появились комары – пора сеять рожь.
· После появления комаров следует сеять рожь.
В южных областях России на Гликерию сеяли первую гречку, которую называли «маевка».
Такая гречка редко приносила хороший урожай и сеялась для цвета – для птиц и пчел.
--
Пастуху заботы прибывает.
"И комары лошадей заедают".
Комариные тучи загоняют скотину в чащу, в воду.
Так что на Лукерью приходились дни, когда скотину выгоняли пастись ни свет ни заря.
Сколько забот комары ни приносят – сетовать на них крестьяне считали делом негожим.
Когда комар неживой, тогда май сухой. Пыль тянется за сохой. Земля ждёт дождя.
Если зерно в такую сухую землю ляжет, то скоро изнеможет, иссохнет.
Тогда какой там урожай!
--
Собирают лекарственные травы.
Начинается сбор лекарственных трав.
*
------------------------------------------
В этот день Православная Церковь почитает Мученицу Гликерию, деву, и с нею мученика Лаодикия, стража темничного (около 177).


На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в этот день, называют Гречкосейкой
так как в этот день там производится первый сев гречи, так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, «разве в седьмой год, а сеется для цвета, на поживу пчёлам, для пташки Божией».

Родина гречихи — Гималаи.
Там ее начали разводить 4 000 лет тому на­зад.
Оттуда она попала в Китай и Среднюю Азию, а затем — в Средиземно­морье.
На Русь ее впервые привезли греки, почему наши предки и стали называть ее «греческим злаком» — гречкой.
По легенде же, она попала на Русь совсем другим путем.
Мудрая старушка-ведунья превратила в гречне­вое зерно царевну, попавшую в плен к татарам, принесли ее домой на Русь и бросила в родную землю.
Из этого зерна и выросла гречиха и рассеялась по всему миру.


День Лукерьи-комарницы 
в ряде центральных губерний России считался началом появления комаров.
Временным пределом активности жалящих насекомых у русов обычно выступал Спасовский пост (1–14 августа).
“Як прыйдзе Спас – камарам урвецца час” (белорус.), то есть закончится их время.
Комар хоть и кровоохотник, а всё же вестник доброго мая.
Появились комары – жди тепла и дождя.
Имя комарницы, той, которой нипочем пора комариная, укусы комаров, – Лукерья.
Пора комариная для прочих бывает досадной.
Комар покоя не даёт – вечером со двора гонит.
Давно примечено, что сварливых и недовольных людей комары кусают чаще, чем добрых и покладистых.
"Мошка — крошка, а человеческую кровь пьет",
"Ино от комара да в обе руки не отмашешься",
Ино от комара да в обе руки не отмашешься
Из-за тебя бью себя, Из-за себя убью тебя — Прольется кровь моя. (Комар.)
С комплексом распространенных у славян представлений о душе в облике летающего насекомого тесно связан сказочный мотив о том, как комар и муха относят душу умершего на тот свет: комар-пискун и муха-говоруха прилетели к работнику, погибшему во время валки деревьев, и забрали его на небо.
Комар, по народному мнению, – весельчак, музыкант и плясун, большой любитель свадеб, на которых он и является в качестве музыканта наёмного, с каким-нибудь инструментом.
Народ часто рассуждает так:
«Ах, как комары кусаются больно в нынешнем году.
Они злятся за то, что свадеб мало.
Мало их в нынешнем году, мало и будет».
Если с этого дня и по 22 июня убьёшь комара – 
их прибавится дюжина, а если убьёшь после летнего солнцестояния – комариное племя на дюжину убавиться.
В старину в Москве в этот день было гулянье на Девичьем поле.


Появляются комары, начинается сбор лекарственных трав.
Во многих регионах начинается сбор лекарственных трав.
Ведь именно в период цветения травы обретают наибольшую силу.
Предания
В народных представлениях комар считался одним из нечистых животных, включаемых в число “гадов”.
Родство комара с “гадами” нашло отражение в хорватской легенде, повествующей, что насекомыми стали искры, разлетевшиеся от змеиного удара хвостом по углям.
Искра от первого удара змеи, брошенной человеком на угли, попала тому на уста и стала мухой.
Змея вновь ударила хвостом, и одна из искр угодила человеку в левую руку.
Он придавил её правой рукой и увидел комара, которого он, как и муху, на свою беду отпустил на волю.
Из последней, третьей искры, попавшей человеку в лоб, произошла блоха, после чего змея сгорела.
Соответствие змеиному происхождению комара и мухи можно видеть в украинском поверье о том, что “мошки, комарi, мухи завелись з попелу” от змея.
Кирило-кожемяка, победил змея, а затем, по словам расказчика:
«От же, Кирило зробив трохи й нерозумно: взяв змея – спалив, да й пустив по витру попел; то з того попелу завелась вся тая погань – мошки, комари, мухи.
А як би вин узяв да закопав той попел у землю, то ничого б сёго не було на свити».
По преданию, согласно народным поверьям, теплые ветра, улетающие осенью на юг/на теплые моря/, уносят с собой и комаров, а весной снова приносят их на Русь.


ЖЕНИХ-КОМАР (сказка)
Был-жил купец. У этого купца никого детей не было, ни одной живой души. Он пошел гулять, в проходку. Гулял, гулял и заблудился. Проходил, проходил, проблудил, под лесиной ночку проспал, встал.
— Вот беда, куды я попал?
Пошел, и озеро пришло. Рыбу ловят, да и всё. Он стал на бережку, этот купец, смотрит — и выстал мужик нагой.
— Чего, — говорит, — ты, купец, стоишь?
— Да вот забылся и выйти никуда не могу.
— Отдай,— говорит, — кого дома не знаешь. А не отдашь — и не выйти тебе.
Ну вот он и говорит:
— А чего, я в доме всё знаю.
— А нет, не знаешь,— говорит.
— Ну, возьми,—говорит.
Ну и пошел. Пошел, а дорожка аккурат к дому, а от дому настелены ковры золоты и серебряны, и всяки, меж тем и царица — купчиха эта — выходит и дитя выносит на шелковых пеленках. Он тут сменился, заплакал.
— А чего, — говорит,— ты, Иван (как ли назвала), плачешь?
— А чего,—говорит,—не плакать, я дитя отдал морскому царю!
— Ну что,— отдал — отдаем дак... так что сделаешь! И будем ростить.
Не скоро деитсе, скоро сказывается, стало двадцать годов ей. Ну и свадьбу стали дожидать, настелили всяких ковров да подстилальников, всего-всего — свадьбу дожидают, дак. Не знают, откуда придет.
Вдруг из моря туча вздымается, туча тучится черная, а все двери, ворота растворены, свадьбу дожидают. Вдруг комаров летит, и столько летит комаров — всё заглушило, и ни разговору не слышно, комары поют дак. И невеста выходит вся на золоти. И один комар, самый большой,—жених. Закрыли его под салфетку, под скатерётку,—жених чудной такой, так его закрыли. А сидит дедко на печи беззубой, шавкает:
— Купець, купець, расклади дымку, дыму расклади! (Стары-те люди знают, что делать с комарами!)
И все один по одному полетели, полетели и улетели, а этот жених платье сорвал с невесты — унести не мог, так платье сорвал — и тоже улетел. Обстыдились, дымом всех
ошеломутило их.
Ну, купец обрадел, что дочь осталась, пир устроил на весь мир. Всех купцей и царей, бочки вина накатили — пейте, гуляйте! Струны пели, колокола звенели. И вся (Терский берег Белого моря).
***
Комара муха любила.
Комара муха любила и кумысом напоила,—
Пьян!
Полетел комар в лесочек,
Полетел комар в лесочек и уселся на дубочек,—
Сел!
Поднялась большая вьюга,
Поднялась большая вьюга и комарика-то сдула,—
Пал!
Он упал и еле дышит.
Он упал и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет,—
Сдох!
Прилетели тут две мухи.
Прилетели тут две мухи и комарика под руки, —
Понесли!
Схоронили близ дороги.
Схоронили близ дороги, видны руки, видны ноги» —
Весь на виду! (Новгородская обл.)
***
Осенние комарочки
Не дают мне ночки спать.
Чуть заснула младешёнька на заре —
Мне хороший сон привиделся во сне:
Будто мой милой по улице прошел,
Ко мне в горенку тихохонько вошел,
Ко тесовой кроваточке подошел,
На мое лицо приметно посмотрел,
Сказал: «Катенька, пойдем со мной гулять,
В веселые хороводы поиграть,
На мудреные кадрили посмотреть!
(Вологодская губ.)
***
На море, на окияне, на горе Вассиане сидит птица, воспевает, сама себя выкрашает: «Никто от меня не уйдет: ни царь, ни царица, ни красная девица, ни старец в келье, ни младенец в зыбке, только уйдет от меня рыба в море да ветер в поле».(Комар.)
***
Ох вы мушки, вы комарики мои,
Вы за что, пошто кусаете меня?
От кусанья все головушка болит,
От головушки ретиво сердце щемит,
От сердечка бело личико горит.
А кто ж мого дружка назад воротит?
Воротися, мой милый друг, назад,
Как совьем мы на головушку венок,
Соберем мы красных девушек кружок.
(Екатеринославская губ.)


Лукерья «Лукошница» 
называли этот день в деревнях за то, что с этого времени мужики весь день проводили в поле, куда крестьянские женщины носили своим мужьям обед в лукошках.

Лукошко с грибами

В народе её ласково прозвали Лушкой, Лукошницей.
Кoгдa ни погляди, – она всё с лукошком.
И на пахотной полосе, и у речной излуки, и в лесной чаще.
Сама мастерица ладить лукошки.
Они у неё, как отмечают старики, самые что ни на есть набиристые, счастливые.
Дело это, конечно, не бабье – ладить короба да лукошки, туеса да набирушки, да, однако, – не окромя Лушки.

ЛУКОШКО – ёмкость цилиндрич. формы из коры или прутьев.

Короб – изготовленная из дранки, луба или бересты ёмкость, предназначенная для поклажи, сбора ягод, сока, зерна.
Изготовляли короба разных размеров.
Маленькие короба из бересты вручались малым детям.
С ними по ягоды пойти одно удовольствие.
Лукошко – это гнутый коробок, кузовок, обечайка с донышком из дранки, лубка, бересты. Лукошко предназначалось только для сбора лесных даров.
Оно могло называться ещё и набиркою, ягодницей, грибовницей, ималкою.
Сколько различных чудесных слов оставили нам предки.
Ласковое народное название вещей, которые служили в быту, были замечательными подарками детям, дeвушкам, женам, также сохранилось и в народном календаре.
Немало пословиц и поговорок, связанных с лукошком и коробом, сохранено в народной памяти и по сей дeнь.
Двором жить – не лукошко шить.
Брюхо не лукошко, под лавку не сунешь.
Посеял с лукошко, так и выросло немножко.
В моей коробьи завелись воробьи.
Свое добро хоть в печь, хоть в коробейку.
--
В этот день знахари советуют заговаривать больные зубы, чтобы те не болели в течение всего года.
Чтобы никогда не маяться зубами, заговорите зубы 26 мая — так гласит знахарское учение.
Заговорных слов на эту тему много.
Вот несколько вариантов.
Как заговорить зубы, чтобы никогда не болели
Для этого найдите в дереве дупло, отломите сучок, который расположен поближе к этому дуплу.
Над сучком три раза подряд прочитайте заговор.
Сучок заговаривают трижды и трижды его прикладывают к больному зубу.
После этого сучок кладут в дупло дерева.
Читают заговор так:
Месяц на небе, червяк в дубе,
Щука в воде, хворь с зуба в дупле.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Или так:
Месяц молодой, рог золотой,
Ты на том свете бывал,
Всех мертвых людей видал.
Во ртах у них зубы не болят?
Десны их мертвые не горят, не ноют?
Так и у меня, рабы Божьей (имя),
Зубы чтобы не болели, десны не кровели
И не горели.
Спаси, Господи, и сохрани.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
     Сучок кладут в дупло и уходят не оглядываясь.
--
День хорош для поездок и путешествий, командировок и переездов.
Хорош он также для торговых и судебных дел.
Радость доставит встреча с друзьями.
Знакомства будут удачны.
--
Знахари в этот день занимаются торговыми делами.
*
-----------------------------------------------------
Родившиеся сегодня, сродни комарам
и словом задевают и назойливостью хватают, но счастье им будет сопутствовать до самой смерти при условии, что в роду не было проклятий.
Отмечено, что у рождённой в этот день характер – под стать комариному — могут словом задеть, и пребольно.
Бывает, так словом укусит, долго потом ещё помнится.
И назойлива бывает. Иногда слишком назойлива.
Но, однако, если ей в руки дело далось, да те же лукошки ладить, то она вся уходит в своё занятие.
Кропотлива и усердна, глаз у неё – верен, а душа подсказывает – как прочную красоту сотворить.
Им следует носить жемчуг.
--
Именины празднуют:
Ефим,  Лаодикий, Макар, Марианна, Никифор, Павсикакий.
Именины у
Лукерьи /Гликерия (Лукерья)/(с греческого - "сладкая"),
Ирины (с греческого - "мир"),
Георгия, Юрия (с греческого - "земледелец"),
Александра (древнегреческое - "защитник"),
Макара (греческое - "счастливый").
Имена:
Александр – в переводе с греческого означает «защитник людей», «оберегающий муж». Отличительная черта характера мужчины, носящего имя Александр, – властность. Он напорист, упрям и уверен в себе. Александр стремится занять лидирующее положение и считает себя человеком неординарным. К сожалению, окружающие в первую очередь обращают внимание на заносчивое поведение Александра, а не на его выдающиеся способности. Поэтому неудивительно, что его отношения с людьми складываются не безупречно – никто не хочет беспрекословно выполнять чужие команды, которые зачастую не подкреплены разумными объяснениями. Получая на протяжении всей своей жизни яростный отпор от окружающих, Александр может потерять уверенность в себе и превратиться в замкнутого, злого человека, без конца сетующего на несправедливость мира и глупость людей. Но если Александр будет достаточно умен и научится действовать хитрее и тоньше, сдерживая эмоции, он может многого добиться в жизни и заставить людей обратить на себя внимание.
*
----------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------
----------
--
Мученица Гликерия дева и с нею мученик Лаодикий, страж темничный (ок. 177 г.).
* Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного (ок. 177).
Ἡ Ἁγία Γλυκερία ἡ Μάρτυς

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=319
--
Тропарь мученице Гликерии деве
Тропарь, глас 4:
     Агница Твоя, Иисусе, Гликерие зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 3:
     Деву любящи и Богородицу Марию, соблюла еси нетленно твое девство, любовию же ко Господу усердствовавши, пострадала еси мужемудренно даже до смерти. Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.
Величание
     Величаем тя, страстотерпице Христова Гликерие, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Τὴν ὡραιότητα.
Τὴν καλλιπάρθενον, Χριστοῦ τιμήσωμεν, τὴν ἀριστεύσασαν, πόνοις ἀθλήσεως, καὶ ἀσθένειᾳ τῆς σαρκός, τὸν ὄφιν καταβαλοῦσαν· πόθῳ γὰρ τοῦ Κτίσαντος, τῶν βασάνων τὴν ἔφοδον, παρ’ οὐδὲν ἡγήσατο, καὶ θεόθεν δεδόξασται· πρὸς ἣν ἀναβοήσωμεν πάντες· χαίροις θεόφρον Γλυκερία.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Τὴν παρθένον στέργουσα, καὶ Θεοτόκον Μαρίαν, διετήρεις ἄφθορον, τὴν σεαυτῆς παρθενίαν· πόθῳ δέ, καρδιωθεῖσα τῷ τοῦ Κυρίου, ἤθλησας, ἀνδρειοφρόνως μέχρι θανάτου· διὰ τοῦτο Γλυκερία, διπλῷ στεφάνῳ, σὲ στέφει Χριστὸς ὁ Θεός.
Μεγαλυνάριον.
Μύρον πολυσύνθετον τῷ Χριστῷ, ἐξ ἁγνοίας πόνων, καὶ αἱμάτων τοῖς σταλαγμοῖς, προσενεγκαμένη, θεόφρον Γλυκερία, ἐν μύροις θεοβρύτοις, λαμπρῶς δεδόξασαι.
--
Ὁ Ἅγιος Λαοδίκιος ὁ Μάρτυρας ὁ δεσμοφύλακας
Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Λαοδίκιος ἦταν δεσμοφύλακας στὴν Τραϊανούπολη τῆς Θράκης, κατὰ τὸν χρόνο τὸν ὁποῖο ἡ Μάρτυς Γλυκερία ἦταν κλεισμένη στὴ φυλακή. Ἀφοῦ κατηχήθηκε ἀπὸ αὐτὴν στὸν Χριστιανισμὸ καὶ ὁμολόγησε  τὸν Χριστὸ ὡς Θεὸ Ἀληθινό, συνελήφθη καὶ ἀποκεφαλίσθηκε.
*
-----------------------------------------------
Праведная Гликерия дева, Новгородская (1522 г.).
Святая праведная Гликерия, дева Новгородская
Ἡ Ἁγία Γλυκερία ἐκ Ρωσίας    14 / 7 / 1572 μ.Χ.

     В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания. Известно, что она дочь Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Великом Новгороде.
     14 июля 1522 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, "сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...", и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра "обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.е. цело) а не все". После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подьячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы — изображение Софии — Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду — изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду — святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии.
     Святая Гликерия — дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа. Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом.
--
Молитва святой праведной Гликерии, девы Новгородской
Тропарь, глас 8
Вышния красоты желающе, нижний сласти телесныя далече от себе отринула еси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала еси, Гликерие, дева блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святой Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.
Величание
Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
Молитва
О святая праведная Гликерие, дево Новгородская, яко свеща теплая на свещнице горящая пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, яко молитвенница наша пред Пречистой Матерью Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениях. Благодать приемше исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земле нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.
Аминь.
--
Молитва чтомая в Новгородской Флоровской церкви
Блаженная дево Гликерия, угоднице Христова! 
Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временный жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дево Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. 
Аминь.
--
Тропарь святой праведной Гликерие, деве Новгородской
Тропарь, глас 8:
     Вышния красоты желающе, нижния сласти телесныя далече от себе отринула еси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала еси, Гликерие, дево блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 3:
     Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающии всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святой Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.
Величание
     Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.
*
-----------------------------------------------
Преподобномученик Макарий Каневский, Овручский, Переяславский, архимандрит
Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688 г.).
Μετακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Μακαρίου τοῦ Ἱερομάρτυρος 1688 μ.Χ.

--
Память 13 мая (перенесение мощей), 7 сентября.
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1440
--
Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей):
     Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих, преподобномучениче Макарие, мы, грешнии, со умилением притекающе, дар исцеления приемлем: ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение и всех чтущих тя всякое исполняеши требование, молящеся Христу Богу спастися душам нашим.
Кондак, глас 4:
     Нетленною красотою смиреннаго жития твоего Бога на земли прославил еси и Божественныя веры чистоту сохранити люди научил еси, страдальческими же подвиги кончину прием, от Бога прославлен явился еси, преподобномучениче Макарие, отче наш.
Ин кондак, глас 2:
     Постническое и равноангельское житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Макарие, с нимиже Христу Богу моляся не престай о всех нас.
Величание
     Ублажаем тя, преподобномучениче Макарие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
--
Прмч. Макария, архим. Каневского Тропарь,
глас 4.
Христу, нас ради с Небес сошедшему,/ последовал еси в подвизех твоих,/ Макарие, отче наш./ Егоже моли о нас, ублажающих тя,/ прощение прегрешений даровати нам,/ любовию же и смирением сердца наша озарити/ и спасти души наша.
Ин тропарь, глас тойже.
Божественным желанием весь сам себе от юнаго возраста Господеви возложив,/ явился еси светильник светлый граду твоему,/ поучая всех истинней вере и житию богоугодному,/ священно-мучениче Макарие, Овручская похвало./ Сего ради, яко агнец непорочный, гонимый от распрелюбивых врагов,/ возшел еси во обитель Каневскую,/ идеже, яко пастырь добрый, душу твою положил еси за овцы твоя./ И ныне ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих/ мы, грешнии, со умилением притекающе,/ дар исцеления приемлем, многострадальне:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всем, чтущим тя, всякое исполнявши требование,/ моляся Христу Богу спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 8.
Ко всечестней раце многоцелебных мощей твоих,/ преподобномучениче Макарие,/ мы, грешнии, притекающе, дар исцеления приемлем:/ ты бо присно источаеши болящим здравие, печальным утешение/ и всех, чтущих тя, всякое исполнявши требование,/ молящеся Христу Богу спастися душам нашим.
Ин кондак, глас 2.
Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Макарие,/ с нимиже Христу Богу моляся не престай/ о всех нас.
Кондак, глас 4.
Нетленною красотою смиреннаго жития твоего/ Бога на земли прославил еси/ и Божественный веры чистоту/ сохраняти люди научил еси,/ страдальческими же подвиги кончину прием,/ от Бога прославлен явился еси,/ преподобномучениче Макарие, отче наш.
*
-----------------------------------------------
Мученик Александр Римский и матерь его Пимения блаженная (284-305 гг.).
Мученика Александра Римского (284-305).
Ὁ Ἅγιος Ἀλέξανδρος ὁ Μάρτυρας ὁ ἀπὸ Τιβεριανῶν

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=320
*
-----------------------------------------------
Святитель Павсикакий, епископ Синадский (606 г.).
Ὁ Ἅγιος Παυσίκακος Ἐπίσκοπος Συνάδων

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=321
*
-----------------------------------------------
Святой Георгий исповедник с супругой Ириной и чадами (9 век).
Свв. Георгия исп. с супругою Ириною и чадами (IX).
Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (ок. 829-842);

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=322
*
-----------------------------------------------
Преподобный Иоанн Иверский (Груз.), (998 г.).
Прп. Иоанна Иверского, Афонского (Греч.).

--
(память 13/26 мая, 12/25 июля; † в 998)
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1437
*
-----------------------------------------------
Прп. Евфимия Нового, осн. Иверского м-ря и его сподвижников Грузинских и Афонских: Иоанна, Георгия и Гавриила (Греч.).
Преподобных   Георгия (1066) и Гавриила (X) Иверских, Афонских;
Преподобных Евфимия Нового (1028), Иоанна отца его (998),
Преподобный Евфимий Иверский (Груз.), (1028 г.).

--
Ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος ὁ Ἀθωνίτης κτήτορας τῆς Ι.Μ. Ἰβήρων    1028 μ.Χ.
Житие преподобного Евфимия Нового (Иверского)

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1436
--
Ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος ὁ Ἀθωνίτης καταγόταν ἀπὸ τὴν πόλη Τάω τῆς Ἰβηρίας καὶ ἔζησε κατὰ τὸ β’ ἥμισυ τοῦ 10ου καὶ τὶς ἀρχὲς τοῦ 11ου αἰῶνος μ.Χ. Ἀπὸ νεαρὴ ἡλικία κατέφυγε μὲ τὸν πατέρα του Ἰωάννη στὸ Ἅγιον Ὄρος, ὅπου κατετάγησαν στὴν Λαύρα τοῦ Ἁγίου Ἀθανασίου.
..............
Τὸ 1028, ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος μετέβη στὴν Κωνσταντινούπολη γιὰ ἁγιορείτικες ὑποθέσεις, ἀλλὰ πέθανε ἀφοῦ ἔπεσε ἀπὸ ἡμίονο ποὺ τὸν μετέφερε. Κατὰ τὸν ἐνταφιασμὸ τοῦ ἱεροῦ λειψάνου του ἐπιτελέσθηκαν πολλὰ θαύματα σὲ ἔνδειξη τῆς ἁγιότητάς του. Ἀργότερα τὸ τίμιο λείψανο τοῦ Ὁσίου ἀνακομίσθηκε καὶ μεταφέρθηκε στὸ Ἅγιον Ὄρος, ὅπου κατατέθηκε στὸ ναὸ τοῦ Βαπτιστοῦ Ἰωάννου, ποὺ εἶχε ἀνοικοδομήσει ἴδιος.
--
Тропарь преподобномученику Евфимию Новому, Афонскому, Константинопольскому
Тропарь, глас 4:
     Постнически преподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси, всеблаженне, паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечем веры и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Евфимие приснопамятне.
--
Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης ὁ Ἴβηρας
Ὁ Ὅσιος Ἰωάννης (Βαρασβατσέ) καταγόταν ἀπὸ τὴν Ἰβηρία καὶ ἔζησε τὸν 10ο αἰώνα μ.Χ. Ἦταν σύμβουλος τοῦ διοικητῆ τῆς Ἰβηρίας Δαβὶδ τοῦ Κουροπαλάτου, τοπάρχης τῆς Ἰβηρικῆς Μεσχίας καὶ τιτλοῦχος τοῦ Βυζαντίου. Ἀπογοητευμένος ἀπὸ τὰ ἐγκόσμια ἀποσύρθηκε, γιὰ νὰ μονάσει στὸν Ὄλυμπο τῆς Μυσίας, ἀργότερα δέ, ἀφοῦ παρέλαβε ἀπὸ τὴν Κωνσταντινούπολη τὸν νεαρὸ υἱό του, Εὐθύμιο, ποὺ εἶχε παραδοθεῖ ἀπὸ τὸν ἡγεμόνα τῆς Ἰβηρίας Δαβὶδ ὡς ὅμηρος, πῆγε στὸ Ἅγιον Ὄρος, ὅπου ἀσκήτευε στὴν Λαύρα τοῦ Ἁγίου Ἀθανασίου μαζὶ μὲ μερικοὺς μαθητές. Κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη μεταξὺ τῶν ἐτῶν 998 – 1003.
--
Преподобный Георгий Иверский (Груз.), (1066 г.).
Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ὁ Ἴβηρας   

(Память 13/26 мая, 27 июня/10 июля; † в 1066)
Ὁ Ὅσιος Γεώργιος ἐξελέγη ἡγούμενος τῆς μονῆς τῶν Ἰβήρων τοῦ Ἁγίου Ὄρους μετὰ τὴν παραίτηση τοῦ Ὁσίου Εὐθυμίου καὶ κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη.
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1439
--
Ὁ Ὅσιος Γαβριὴλ ὁ Ἴβηρας
Ὁ Ὅσιος Γαβριὴλ καταγόταν ἀπὸ τὴν Ἰβηρία καὶ ἔζησε κατὰ τὸν 9ο αἰώνα μ.Χ. Αὐτός, ἐνῷ ἀσκήτευε μέσα σὲ σπήλαιο, ἐπάνω ἀπὸ τὴ μεθόριο τῶν μονῶν Ξηροποτάμου καὶ Ἁγίου Παντελεήμονος τοῦ Ἁγίου Ὄρους, τὴν Τρίτη τῆς Διακαινησίμου τοῦ 829 μ.Χ., μὲ τὴν ὑπόδειξη θεϊκῆς φωνῆς, κατῆλθε στὴν παραλία, ὅπου βρῆκε καὶ ἀνέσυρε ἀπὸ τὴ θάλασσα τὴν εἰκόνα τῆς Παναγίας, τὴν ἀποκαλούμενη «τῆς Πορταϊτίσσης», ἡ ὁποία σήμερα βρίσκεται στὸ ναὸ τῆς Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου, κοντὰ στὴ μονὴ καὶ ἀνατολικὰ αὐτῆς. Τὴν ἱερὴ εἰκόνα εἶχε ἐμπιστευθεῖ στὴ θάλασσα, εὐσεβὴς Χριστιανὸς ἀπὸ τὴ Νίκαια, γιὰ νὰ τὴ σώσει ἀπὸ τὴν μανία τῶν εἰκονομάχων.
*
-----------------------------------------------
103 новомученика Черкасских.
Мучеников 103 Черкасских (XX).
мчч. 103-х Черкасских (XX).

*
-----------------------------------------------
Священномученики Василий, Александр и Христофор пресвитеры, преподобномученик Макарий и мученик Сергий (1922 г.).
Священномучеников Василия (Соколова) и Александра (Заозерского) протоиереев, и Христофора (Надеждина) пресвитера.
Соколов Василий, протоиерей, священномученик;
Заозерский Александр, протоиерей, священномученик;
Надеждин Христофор, священник, священномученик;
Преподобномученика Макария (Телегина) иеромонаха и мученика Сергия (Тихомирова), Московских (1922).
Телегин Макарий, иеромонах, преподобномученик;
Тихомиров Сергий, мирянин, мученик;

--
МУЧЕНИКИ МОСКОВСКИЕ: сщмчч. ВАСИЛИЙ, ХРИСТОФОР, АЛЕКСАНДР, МАКАРИЙ и мирянин СЕРГИЙ
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1434
*
-----------------------------------------------
Свв. Никифора, пресвитера монастыря Ефапсийского.
Прп. Никифора, пресв. м-ря Ефасиосского (Греч.).
Ὁ Ὅσιος Νικηφόρος ὁ Πρεσβύτερος

Εἶναι ἄγνωστο σὲ ποιὰ ἐποχὴ ἔζησε ὁ Ὅσιος Νικηφόρος. Τὸ εἰς αὐτὸν σύντομο ὑπόμνημα τοῦ Λαυριωτικοῦ Κώδικος Ι 70 (φ. 239) ἀναφέρει ἁπλῶς ὅτι αὐτός, λόγω τῆς ἐνάρετης καὶ θεάρεστης πολιτείας του ἀναδείχθηκε ἡγούμενος τῆς πολυάνθρωπης μονῆς τῆς Ἐφάψεως καὶ κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη.
*
---------------------------------------------
Преподобномучеников монахов иверян, Афонских (ок. 1261-1281).
Οἱ Ἅγιοι Ἰβηρίτες Ὁσιομάρτυρες

Ὁ αὐτοκράτορας τοῦ Βυζαντίου Μιχαὴλ Η’ Παλαιολόγος (1259 – 1282), γιὰ νὰ ἐπιτύχει τὴν παρέμβαση τοῦ Πάπα Γρηγορίου Ι’ (1271 – 1276) καὶ ἀργότερα τοῦ Ἰωάννου Κ’ (1276 – 1277) πρὸς τὸν Κάρολο τὸν Ἀνδεγαβικὸ προκειμένου νὰ σταματήσει τὶς ἐπιθέσεις του κατὰ τοῦ Βυζαντίου, προσχώρησε στὴν ἕνωση τῶν δύο Ἐκκλησιῶν, ποὺ διακηρύχθηκε στὶς 6 Ἰουνίου τοῦ 1274 στὴ Σύνοδο τῆς Λυὼν τῆς Γαλλίας. Ἡ πράξη ὅμως αὐτὴ τοῦ αὐτοκράτορα ἐξήγειρε ἐσωτερικὸ πόλεμο ποὺ κράτησε μέχρι τὸ 1281, διότι τόσο ὁ κλῆρος, ὅσο καὶ ὁ λαός, ἀντετάχθησαν σθεναρὰ κατὰ τῆς ἑνωτικῆς αὐτῆς πολιτικῆς. Ὁ αὐτοκράτορας μεταχειρίσθηκε ἐναντίον τῶν ἀντιφρονούντων αὐστηρὰ μέτρα: βαριὲς φορολογίες καὶ κατασχέσεις, δημόσιες τιμωρίες καὶ περιυβρίσεις.
Βοηθούμενος δὲ καὶ ἀπὸ τὸν λατινόφρονα Πατριάρχη Ἰωάννη ΙΑ’ Βέκκο (1275 – 1282), ἐπιχείρησε νὰ ἐπιβάλει τὴν ἕνωση βίαια. Θύματα τῆς βίας αὐτῆς ὑπῆρξαν οἱ Ἰβηρίτες μοναχοί, οἱ ὁποῖοι, δὲν ὑπάκουσαν στὶς πατριαρχικὲς καὶ αὐτοκρατορικὲς διαταγὲς περὶ ἀποδοχῆς τῆς ἑνώσεως, ἀλλὰ μὲ πνευματικὴ ἀνδρεία ἔλεγξαν αὐτοὺς γιὰ τὴν ἀνορθόδοξη πολιτική τους, συνελήφθησαν καὶ ρίχθηκαν στὴ θάλασσα, ὅπου βρῆκαν μαρτυρικὸ θάνατο.
*
---------------------------------------------
Прпп. Амфилохия (1452), Макария (ок. 1462), Тарасия (1440), и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев.
Преподобных Амфилохия (1452), Макария (после 1462), Тарасия (1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев.

--
Прпп. Амфилохия, Макария, Тарасия, и Феодосия, Глушицких чудотворцев. Тропарь, 
глас 8.
Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносите Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.
Кондак, глас 2.
Яко незаходимая светила мысленнаго Солнца,/ просветисте вселенную/ и, верных души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление./ Темже, сошедшеся, верою вас в песнех восхваляем,/ яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием: радуйтеся, отцы Богомудрии,/ Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие.
--
Ὁ Ὅσιος Μακάριος τῆς Γλουσίτσα   
Ἡ μνήμη τοῦ Ὁσίου Μακαρίου τῆς Γλουσίτσα τιμᾶται ἀπὸ τὴν Ἐκκλησία στὶς 12 Ὀκτωβρίου, ὅπου καὶ ὁ βίος του.
*
--------------------------------------------
Св. Серватия первого епископа Маастрихтского (384)
Ὁ Ἅγιος Σαρβάτος Ἐπίσκοπος Τονγκρὲ Βελγίου 384 μ.Χ.

Ὁ Ἅγιος Σαρβάτος ἔζησε τὸν 4ο αἰώνα μ.Χ. καὶ ἦταν Ἐπίσκοπος τῆς πόλεως Τονγκρὲ τοῦ Βελγίου. Φιλοξένησε τὸν Μέγα Ἀθανάσιο, ὅταν ἐκεῖνος ἦταν ἐξόριστος στὴ Δύση λόγω τῶν διώξεων τῶν ὀπαδῶν τοῦ αἱρετικοῦ Ἀρείου. Ὑπεράσπισε τὸν Ἅγιο Ἀθανάσιο καὶ τὴν Ὀρθόδοξη πίστη ἰδιαίτερα κατὰ τὴν Σύνοδο τῆς Σαρδικῆς στὴ Σόφια τὸ 343 μ.Χ. Κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη τὸ 384 μ.Χ.
*
--------------------------------------------
Воспоминание прпп. отцев, монахов, замученных латинами в 13 веке (Греч.).
------------------------------------------
Св. Сергия (Георгия), испов. Константинопольского (Греч.).
Ὁ Ὅσιος Σέργιος ὁ Ὁμολογητής

Ὁ Ὅσιος Σέργιος καταγόταν ἀπὸ ἔνδοξη καὶ εὐγενὴ οἰκογένεια τοῦ Βυζαντίου καὶ ἦταν πατέρας τοῦ ἱεροῦ Φωτίου († 6 Φεβρουαρίου) καὶ ἀδελφὸς τοῦ Πατριάρχου Ταρασίου (784 – 806 μ.Χ.). Μαζὶ μὲ τὴν σύζυγό του Εἰρήνη καταδιώχθηκαν στὰ χρόνια τοῦ εἰκονομάχου αὐτοκράτορος Θεοφίλου (829 – 842 μ.Χ.). Ὁ Ἅγιος Σέργιος, δέσμιος ἀπὸ τὸν λαιμό, διαπομπεύθηκε ἀνὰ τὶς ὁδοὺς τῆς Κωνσταντινουπόλεως, στερήθηκε τὴν περιουσία του καὶ ἐξορίσθηκε μὲ τὴ σύζυγο καὶ τὰ παιδιά του σὲ τόπο ἄνυδρο, ὅπου ἀπὸ τὶς ταλαιπωρίες πέθανε ὡς Ὁμολογητής.
*
-----------------------------------------
Сщмч. Александра Тивериадского (Греч.).
Св. Леандра Севильского (660).
*
-------------------------------------------------------------------
-------------------------------------
----------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!




----------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/decemberИсточники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Комар-пискун», Константин Шумский // Народная газета, № 165-166, 28.07.2006. Беларусь – http://www.ng.by/ru;
Комары. Народные приметы и суеверия – http://www.neptun8.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.