no copi

среда, 4 мая 2011 г.

* Моздокская икона Божией Матери *

*
Моздокская икона Божией Матери
г. Ковров, храм Феодоровской иконы Божией Матери
http://fotki.yandex.ru/users/ptichka-vt
*
Моздокская 
икона Божией Матери
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν Μοζντὸκ τῆς Ρωσίας
*
Моздокская икона Божией матери. Осетия
*
Моздокская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою.

http://iconsv.ru/
*
================
Моздокская икона Божией Матери
 *
Моздокская икона Божией Матери

Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.
В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.
Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана. Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов, построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью. Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка, Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе Богоматери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.
В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богоматери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона Богоматери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру). Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе Богоматери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.
В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.
Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона Богоматери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.
Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.
По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон, в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы. Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.
Разнообразные приношения и вклады свидетельствуют о том, что к чудотворной иконе Иверской Богоматери с самого начала пребывания в Моздоке стекались различные богомольцы, которые проявляли свое усердие. С течением времени чудеса Божией Матери, совершаемые Ею посредством Иверской Моздокской иконы, делались более известными.

Празднуется 21 мая.

http://iconsv.ru/
*
===========================
Моздокская икона Божией Матери
Список XVIII века с чудотворной иконы, подаренной осетинам боголюбивой царицей Тамарой в XIII веке
Точное изображение чудотворной иконы Пресв. Богородицы Моздокской на Кавказе".
Изображение, изданное в 1895 г. Моздокским Успенским собором. История Моздокской иконы Божией Матери начались несколькими веками раньше, чем история города, давшего ей впоследствии наименование. С этой иконой соединены многие воспоминания о судьбах христианства на Кавказе.
Икона Божией Матери, известная теперь под именем Моздокской, явилась к осетинам в начале XIII века, как знаменательный символический дар, полученный от грузинской царицы Тамары (1184-1213). По её распоряжению, как повествует об этом предание, искусный живописец написал копию великой святыни грузинского народа — Иверской иконы Богоматери — специально для христиан — осетин. И эта, вновь написанная икона была направлена св. Тамарой в Осетию, как знак особого внимания к соседнему народу, родственному грузинам по вере.
Характерно то, что впоследствии даже те осетины, которые отошли от христианства, выражали свое почтение к этой национальной святыне.
Икона Матери Божией находилась длительное время в селении Майрами-Кау в Куртатинском ущелье. Церковь, в которой находился икона, трижды горела, но икона каждый раз чудесно сохранялась. Эти чудеса прославили образ Пресвятой Богородицы, как новую Неопалимую Купину.
В 1793 году группа осетин из Куртатинского ущелья получила позволение переселиться на плодородные равнины Терской линии в окрестностях Кизляра. Переселяясь они взяли с собою и заветную святыню — икону Божией Матери. Остановившись на ночлег в предместье Моздока, переселенцы, как повествуется в сказании об этой святей иконе, видели в сумраке ночи необыкновенный свет, сиявший над той арбой, на которой находилась икрна и распространявшийся на всю окрестность. Утром переселенцы запрягли волов и хотели двигаться дальше, однако волы, запряженные в ту арбу, где находилась святыня, несмотря ни на какие понуждения, не двигались с места.
Один из переселенцев слышал ночью голос, повелевавший ему оставить икону на том месте, где стояла арба. Переселенцам, спешившим не избранное ими место жительства, очень не хотелось расставаться со своей святыней, но они не посмели ослушаться столь явственных указаний.
Так древняя икона Богоматери, присланная в благословение осетинскому народу царицею Тамарою, осталась в Моздоке и получила наименование по этому городу.
В настоящее время чтимые точные списки с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери являются священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в храмах Моздока (Северо-Осетинская АССР) и г. Прохладного (Кабардино-Балкарская АССР).
Празднование Моздокской иконе Божией Матери совершается дважды в год — в Праздник Преполовения Пятидесятницы и в день Успения Богоматери.
источник:http://www.cirota.ru/forum
*
Моздокская икона Божией Матери

Моздокская чудотворная икона Божией Матери принадлежала к числу древнейших святынь Православной Церкви. Часто она называлась Иверской, так как была написана в Иверии, хотя в большинстве случаев необоснованно связывают ее название с известной афонской святыней. Она была написана на деревянной доске по золотому фону. Над ликом Богородицы сокращенно по-грузински написано «Пресвятая», а над Богомладенцем «Иисус Христос». Икона имела серебряную позолоченную чеканной работы ризу. На ризе, в отличие от иконы, Богородица увенчана короной, которую украшал бриллиант. Икона была размером 1 ¾ аршина (1м 25см) в длину и 1 аршин 7 вершков (1м 3 см) в ширину.

Списки с Моздокской иконы преимущественно распространены на Северном Кавказе (Ставропольская, Бакинская, Ростовская-на-Дону, Краснодарская, Майкопская епархии), в Закавказье, части Нижнего Повольжья (Калмыцкая епархия) и Воронежской области.

Летописных и исторических свидетельств о древности Моздокской иконы Пресвятой Богородицы нет. Не сохранились находившиеся в Моздокской Успенской церкви печатная записка и рукописное сказание об этой иконе, а так же архивное дело Кавказской духовной консистории, на основании которых в 1895 году было составлено «Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, находящейся в Успенской церкви города Моздока». Сами первоначальные письменные свидетельства, легшие в основу «Сказания», появились достаточно поздно и основывались на устном предании, которое в свою очередь лишь «согласуется со свидетельствами истории, ими объясняется и подтверждается».

Согласно этим свидетельствам история этой иконы такова. В конце XII — начале XIII столетия в Грузии царствовала (1184 — 1213 гг.) святая благоверная царица Тамара. Это был один из лучших периодов в истории Грузии. Дочь осетинской княгини Бурдухан и жена осетинского князя Давида-Сослана царица Тамара с мудростью государственного управления соединяла святую ревность об утверждении христианства среди подвластных ей горских племен1. До сего дня сохранились остатки храмов2, построенных ею вгорах и ущельях Кавказа и Закавказья3.

В один из таких храмов около осетинского аула Марьям-Кау в Куртатинском округе Тамара прислала икону Божией Матери. По преданию, эта икона была написана придворным иконописцем, человеком благочестивым, подготовившимся к своему труду шестинедельным постом. Образ впоследствии прославился чудесными знамениями. Трижды горела церковь, в которой пребывала эта икона, и каждый раз после пожара ее находили целой на горе, неподалеку от церкви. Видя такое чудо, жители аула стали почитать ее чудотворной.

Со смертью царицы Тамары счастливые времена для Осетии закончились. Орды степняков, предводительствуемые Тамерланом, покоряя Кавказ, ознаменовали свое шествие в 1387—1394 и 1403 годах опустошением городов и сел, разграблением христианских святынь и разрушением храмов. Персы и турки, споря за обладание Осетией, приносили новые беды и новые опустошения. Бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, куда пастыри Церкви приходили из Иверии. Вместо них с проповедью ислама появлялись мусульманские муллы. Осетины, не имея у себя учителей христианской веры, под влиянием Корана начали отпадать от Православия. Хотя большинство осетин не приняли и ислам, а впали в язычество, представлявшее собой синтез христианских, исламских и натуралистических верований. Свет Христовой веры начал угасать у осетин, но они, несмотря на тьму язычества, сохранили уважение к святыне христианских храмов, называя их «дзуарами» — святилищами, а церковным предметам, оставшимся в храмах, приписывали магическую силу. В новом религиозном опыте осетин нашлось место для почитания Пресвятой Богородицы и Ее икон , благодаря чему и сохранилась икона царицы Тамары.

Дальнейшая судьба Иконы связана с возрождением православного христианства на Северном Кавказе. В 1567 году царь Иван Васильевич Грозный основал на реке Тереке город Терки и учредил на Кавказе русское воеводство. Соседи-горцы, общаясь с поселившимися здесь русскими, стали принимать христианство.

Двумя столетиями позже, в 1745 году, когда русское присутствие на Кавказе значительно возросло, императрица Елизавета Петровна учредила в крепости Моздоке особую Осетинскую Духовную Комиссию, целью которой была проповедь среди горцев Православия. В результате деятельности Осетинской Комиссии многие горцы, обращенные в христианство, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Таким образом, около города Моздока из горцев-христиан образовалось поселение. В целях лучшей постановки христианской миссии и управления кавказскими приходами в 1793 году императрицей Екатериной II учреждена в Моздоке епископская кафедра. Моздокским епископом был определен главный член Осетинской Духовной Комиссии архимандрит Гаий (Такаов).

В первые годы епископства Гаия (предположительно 1796-97 года) к Моздоку прибыла большая группа осетин, переселявшихся на русскую линию из Куртатинского округа. На место своего нового жительства они везли икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой. У Моздока они остановились на ночлег. Ночью от той арбы, на которой находилась Чудотворная икона, был виден чудный свет. Когда на другой день осетины хотели продолжать свой путь, арба с иконой Божией Матери не двигалась с места. Только когда один из них рассказал, что он ночью слышал голос, повелевающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба, они поняли причину происходившего. Как ни тяжело им было расставаться с дорогой святыней, однако они оставили святую икону на указанном месте.

Слух о чудотворной иконе и о всех обстоятельствах прибытия ее скоро дошел до Преосвященного Гаия. С торжественным крестным ходом он вышел из города, совершил перед иконой молебен и намеревался поставить ее в Моздокском кафедральном соборе. Но ему чудесным образом также было открыто, что икона должна оставаться на том самом месте, где провела ночь. Вскоре здесь была построена часовня, где и была помещена чудотворная икона.

В 1797 году вместо часовни был выстроен и освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, при котором образовался женский монастырь. Лес для постройки храма пожертвовали жители станицы Луковской. Примечательным в истории строительства является то, что в станице Луковской, кроме русского казачьего населения, проживали также осетины и кабардинцы.

В 1799 году Моздокскую епархию упразднили. Успенский женский монастырь был закрыт. Хотя епископской кафедры в Моздоке не стало и Успенский монастырь опустел, все же в Успенскую церковь продолжали стекаться богомольцы.

Празднования в честь Моздокской иконы были установлены с первого года ее появления у Моздока. Благочестивый православный народ особо чествовал Святыню в день Успения Богородицы и в день Преполовения Пятидесятницы. Предполагают, что именно в Преполовение Икона оставлена здесь переселявшимися осетинами.

В эти два праздничных дня в просторной ограде деревянной Успенской церкви не было места. Здесь можно было встретить не только православных, но и армяно-григориан, армяно-католиков, лютеран, старообрядцев и даже мусульман. У православных осетин и кабардинцев был обычай приходить накануне праздника к церкви и проводить в молитве всю ночь. Многие из осетинских и кабардинских женщин шли сюда босиком и ночью с молитвой на устах по нескольку раз обходили церковь на коленях.

Чудеса, явленные Матерью Божьей через Моздокскую икону, были многочисленны. Ранние свидетельства о чудесах от Иконы не сохранились. Записывать их стали лишь в начале XIX века. Так о благодатных явлениях от Моздокского образа Богородицы, бывших с 1824 по 1895 год, можно прочитать в «Сказании», а с 1895 по 1917 года во Владикавказских епархиальных ведомостях.

В 1894 году Преосвященный Владимир, епископ Владикавказский и Моздокский получил разрешение Святейшего Синода приносить чудотворную Икону осенью на два месяца во Владикавказ. Принесение Моздокской иконы во Владикавказ являло собой великое торжество, на которое собиралось множество народа со всех окрестностей.

Переносимый Чудотворный образ шествовал по особому, ежегодно составлявшемуся маршруту таким образом, чтобы охватить как можно большее количество приходов на пути следования от Моздока до Владикавказа.

Епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) в 1915 году составлен акафист Божией Матери в честь Ее Моздокской иконы. Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

До конца 30-хгодов XX столетия4 Моздокская икона Пресвятой Богородицы пребывала в киоте заправым нижним клиросом Моздокского Успенского собора. Сохранилась ли она и где ее местопребывание, до сегодняшнего дня не известно.

Среди списков с Моздокской иконы Божьей Матери в настоящее время прославились чудотворениями и пользуются особым благоговейным почитанием в народе иконы, находящиеся в Успенской церкви г. Моздока (бывшая армянская), Свято-Никольском храме г.Прохладного, Ильинской церкви г.Владикавказа.

Старица Анастасия Владикавказская

Среди подвижников благочестия исследуемого периода православным народом Северной Осетии особо почитается старица Анастасия (Андреева). Все изложенные здесь свидетельства о ее жизни основаны на устном предании.

По самой распространенной версии старица Анастасия родилась в благочестивой православной семье. Ее родители Андрей и Устиния Андреевы были владельцами кирпичного завода, Андреевской бани и больших Шалдонских садов. Благочестивые родители смогли дать Анастасии христианское воспитание и хорошее светское образование.

Дважды Анастасия Андреева была замужем. В первый раз родители отдали ее за одного из состоятельных владикавказских горожан5. Этот брак не был долгим. После кончины мужа родители снова выдают ее замуж, за вдовца с двумя дочерями. Второй брак оказался для Анастасии более продолжительным и счастливым. С большой любовью она относилась к своим падчерицам, уделяя много внимания их религиозному воспитанию. Оставшись второй раз вдовой, она ежедневно ходила в храм, молясь о упокоении своего почившего супруга.

В первый год по смерти мужа во сне ей явился Ангел, повелевавший оставить мир. Проснувшись, Анастасия рассудила, что это видение могло быть искушением от врага спасения, и не поверила виденному. По благословению духовника она возложила на себя пост и сугубое молитвенное правило, которое совершала на протяжении долгого времени каждый день неукоснительно. В числе молитвенных воздыханий Анастасия просила Бога простить ее за то, что ради осторожности она не проявила послушания ангельскому велению, исповедуя себя недостойной такого чудного посещения.

Прошло четыре года со дня кончины мужа. К тому времени девочки-падчерицы выросли и, определившись, стали жить отдельно от Анастасии. В это время вновь является Анастасии Ангел и повелевает раздать все нажитое нуждающимся, а самой иди к Богу. На этот раз без всякого колебания, к большому неудовольствию родных, она раздала свое имущество и поступила в новооткрытый Владикавказский Покровский женский монастырь.

По всей видимости, Анастасия проводила жизнь тихую, была во всем послушна сестрам обители, строго соблюдала монастырские правила. Она не была начальствующей в монастыре, хотя, имея хорошее образование, могла ею стать, так как часто настоятельницами были сестры, едва умеющие писать. Покровская обитель тогда только устраивалась, переписка настоятельницы монастыря с епархиальным начальством касалась лишь строительных работ, а не монастырского благочиния, поэтому об этом периоде жизни Анастасии Андреевой говорить трудно. Сохранились лишь только устные свидетельства о том, что она приняла там постриг6.

Однажды в одну из городских церквей7 пришла нищенка в подряснике просить милостыню. Все присутствовавшие за богослужением, к великому своему удивлению, узнали в ней Анастасию, которая прежде жила очень богато.

Так началась подвижническая жизнь Анастасии вне монастыря. Благословение на оставление монастыря она, как считают, получила у епископа Владикавказского Владимира (Сеньковского), всегда благосклонно относившегося к ней. Сохранилось свидетельство, что в год, когда впервые принесли из Моздока во Владикавказ Моздокскую икону Божией Матери и святыня временно стояла на носилках посередине храма, на глазах у бывшего во множестве здесь народа старица Анастасия стала засовывать за икону картонку. Один из наблюдающих за порядком священников стал запрещать ей это делать, тогда вышедший из алтаря епископ Владимир попросил священника ей не препятствовать8.

Оставив монастырь, Анастасия Андреева поселилась во Владикавказе на улице Суворовской в убогом строении, сплетенном из хвороста с маленькой печкой внутри. Убранство ее нового жилища состояло из стола, лавки, ящика для посуды и самого дорогого — икон, перед которыми неугасимо горела лампадка.

Проводя в молитве практически всю ночь, она изредка ложилась отдохнуть на лавку, кладя под голову большой камень. Днем в пути или за работой она творила умную молитву, при этом ее губы обычно двигались, и издалека видевшим ее казалось, будто она говорит.

Послушанием своим она считала ежедневно на то подаяние, которое ей давали люди, готовить пищу и кормить нуждающихся. Буквально все, принесенное ей, она раздавала, ничего не оставляя на следующий день.

Все, кто о ней вспоминал, описывают старицу Анастасию следующим образом: лицо старицы было необычайно красиво, казалось, что оно сияет, а голубые ее глаза смотрели на всех с любовью и лаской. Она была слегка согнута, всегда облачена в подрясник, мантию и клобук, под которым была черная вязаная шапочка9. В руке старица держала палку-посох10, за спиной же носила мешок с песком. Зимой и летом старица ходила в галошах, надетых на босую ногу. Бывало, что из сострадания люди дарили ей обувь, но она обычно отдавала её другим, считая, что не вправе иметь то, чего нет у других.

Старица постоянно ходила быстро, как будто куда-то спешила. Но благодаря именно этой быстрой походке, в городе ее сразу узнавали. На базарах и в магазинах продавцы стремились зазвать к себе Старицу, чтобы она прикоснулась к их товару, так как заметили: если она прикасалась или брала что-то себе, то торговля шла успешно. Многочисленные владикавказские извозчики наперебой предлагали свои услуги Анастасии, и если Старица садилась, то день был доходным. Хотя старица Анастасия пользовалась вниманием продавцов и извозчиков, однако не каждого жаловала, а лишь только тех, кто честно относился к своей работе и не лихоимствовал.

Господь дал старице Анастасии дар прозорливости. Именно о прозорливости Старицы существует множество свидетельств.

Из свидетельств Марии, проживающей во Владикавказе по ул. Дзержинского в доме №42. Мария почитает старицу и часто бывает на ее могилке. Однажды у могилки встретила пожилую женщину, которая рассказала ей, что в 30-е годы ее мужа призвали в Красную Армию. Долгое время от него не было известий. От беспокойства за мужа она не могла найти себе места. Решила пойти к старице Анастасии узнать, жив ли ее муж. Напекла пирожков и пошла, а ребята на улице стали просить ее угостить пирожками, та им отказала. Пришла, а старица Анастасия у калитки встречает ее со словами: «Эти пирожки, что ты принесла, отдай детям, а муж твой вернется домой».

Из воспоминаний Екатерины Канищевой, которая с детства была хорошо знакома со старицей Анастасией. Старица называла семью Канищевых Богодуховскими за их крепкую веру, радушие и страннолюбие. Екатерина была самой младшей в семье. Близкая приятельница Екатерины Канищевой рассказывала случай, произошедший с ее матерью: «К Пасхе мама купила на последние деньги десяток яиц. По дороге с базара ей встретилась старица Анастасия, которая спросила: „Вы несете яички?“ и, не дожидаясь ответа, со словами: „Дайте их мне, у вас и так есть“ повернулась и пошла. Мама всю дорогу домой шла расстроенная. Войдя в дом, она увидела целую корзину яиц, стоящих на столе. Их привезли родственники из села, пока она ходила на базар».

Приходили к Старице и ради праздного любопытства, действительно ли она прозорливая, таковых она укоряла. Многие из тех, кто пришел поискушать, тут же раскаивались и со стыдом уходили. Однажды к Старице пришли посетители, желая, чтобы Анастасия предсказала им будущее. Постучались, а Старица через закрытую дверь: «Вам надо на Шалдон (район Владикавказа) к персиянке-гадалке, а мы на картах не гадаем».

В конце своей жизни Старица стала ходить по улицам и останавливаться около домов. Бывало, остановится напротив какого-то дома, с грустью посмотрит на дверь, палочкой начертит крестик и идет дальше. Люди стали замечать, что таким образом старица призывала к покаянию и давала знать, что скоро в этом доме будет утрата.

Из воспоминаний Протасовой Зинаиды Васильевны, проживающей во Владикавказе по ул. Суворовской в доме №24. Жила по соседству со старицей Анастасией. С детства помнит, что очень много людей приходило к ней со своими проблемами. Зинаида Васильевна рассказывает, что бывало, когда Старицу обижали, она никогда не гневалась, а только благодарила обидчика.

Особое отношение у нее было к детям, им она давала конфеты и монетки.

Родственница Зинаиды Васильевны, Екатерина Пыжова, рассказывала ей, что в 1902 году всей семьей они переехали жить во Владикавказ. И уже договорились купить дом, но перед сделкой ей посоветовали сходить за советом к старице Анастасии. Когда же Екатерина пришла к ней, то Старица ей сказала: «Этот дом не твой, твой напротив стоит». Не понимая смысла сказанного, Екатерина ушла. Но насколько велико было ее изумление потом, когда прежняя сделка расстроилась, а соседи напротив, решив уехать из Владикавказа, предложили купить их дом.

В 1919 году отца Зинаиды Васильевны арестовали чекисты, и долго семья не знала, что с ним. Мать решила пойти к старице Анастасии. Приходит, а Старица встречает ее со словами: «Иди скорее домой, он дома». Было чему удивляться. Когда она вернулась, муж уже ждал ее дома.

У родственницы Зинаиды Васильевны сын ушел в армию и долго не писал домой. Мать стала о нем беспокоиться. Пришла к Старице, стала рассказывать о своем горе, а та в ответ, показывая рукой, как летит самолет: «Твой сын высоко-высоко». Вскоре сын приехал на побывку и рассказал, что служит в летном полку.

Из воспоминаний Татьяны Федоровны Пацевич. По улице Автобусная дом 7, квартира 13 жила скончавшаяся в 94 года раба Божия Мария, которая рассказывала Татьяне Федоровне, что когда она принесла крестить в церковь своего сына, их встретила в храме старица Анастасия. Погладив младенца, Старица сказала: «Шестьдесят три, шестьдесят три». Мария вспомнила это пророчество, когда похоронила сына, которому исполнилось шестьдесят три года.

Из воспоминаний Елены, 1970 года рождения, проживающей по ул. Интернациональной в доме №48. Бабушка Елены Марфа рассказывала, что в молодости она тяжело заболела, врачи ей поставили диагноз «рак гортани». За ней ухаживала ее сестра Анна. Как-то Анна возвращалась с базара, где купила на последние деньги полтыквы и полвилка капусты, по дороге встретила старицу Анастасию, которая подошла к ней и говорит: «Давай свою тыкву и твою капусту. Где твоя больная сестра? Я зайду». Анна привела Старицу к больной. Матушка Анастасия после молитвы обратилась к Марфе: «Хватить лежать, вставай». После ухода Старицы больная почувствовала облегчение и вскоре вовсе выздоровела. Марфа скончалась в возрасте девяноста двух лет.

Когда клир Михаило-Архангельского кафедрального собора в 1923 году признал обновленцев, старица стала ходить молиться в Александро-Невскую («Линейную») церковь, где служил протоиерей Дмитрий Беляев, не примкнувший к обновленцам.

Скончалась старица Анастасия 24 декабря 1932 года. На похороны старицы собралось множество народа. Люди, узнав о ее кончине, приезжали из пригородных сел. Здесь у гробаАнастасии Андреевой стояли как православные, так и обновленцы11. ЕкатеринаКанищева свидетельствует, что от 25 дома на улице Суворовской до часовни на Ильинском городском кладбище ее провожало почти все владикавказское духовенство12. Отпевали ее в Ильинской церкви, похоронив неподалеку от храма.

У ее могилки, на Владикавказском Ильинском городском кладбище, всегда людно. Почитание Старицы, начавшееся еще при ее жизни, продолжается до сего дня. В трудные годы гонений на Церковь, когда казалось, что уже не осталось веры у людей, на ее могилке совершались первые молитвы тех, кто прежде никогда не молился. В народе существует ставшая уже традиционной молитва, с которой верующие обращаются к Владикавказской святой: «Старице Анастасие, аще имеешь дерзновение ко Господу Богу нашему, молись о нас грешных!» и по вере получают просимое.

Наиболее известными почитателями старицы Анастасии являются Святейший и Блаженейший Илия II, патриарх Грузии, Преосвященный Александр, епископ Бакинский и Прикаспийский, профессор Московской Духовной Академии архимандрит Матфей (Мормыль).

1  Тамара была царицей государства, которое распростерлось от Черного до Каспийского моря, «от Спер (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и Скифии»

2 Протоиерей Иоанн Болгарский, русский миссионер среди осетин, писал в конце XVIII века архиепископу Астраханскому Антонию о религиозном состоянии осетин. В этом письме он сообщает, что видел собственными глазами храмы, которые построила грузинская царица среди осетин именуемая Динарой (Тамарой). Создавая эти храмы, святая Тамара не жалела средств на их украшение, снабжала их церковной утварью и богослужебными книгами. Вновопостроенные храмы она присылала из Иверии священнослужителей.  см. Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Моздокская» / Кавказ. – 1846. — №34. — С.2.

3 Анонимный автор в своей заметке помещенной в газете «Терские Ведомости» за 1911 год пишет: «В горах Дигории сохранились до сих пор в полуразвалившемся виде несколько древних храмов, почитаемых местным населением. Внешность их мало чем отличается от обыкновенных горских саклей – те же крохотного размера двери и окна, та же плоская крыша и прочее. Внутренность их представляет из себя два отделения – храм и алтарь. В алтарях хранятся еще некоторые священные сосуды, изъеденные ржавчиной и покрытые пылью, а в одном из них (недалеко от Махческа) я видел даже хоругвии с изображением херувимов. Народ проникнут к этим древним святыням глубоким благоговением и ежегодно совершает в них жертвоприношения». (Терские Ведомости. – 1911. — №273. – С.4.

4 Год, когда икона исчезла, в точности установить не удалось. Большинство из опрошенных называют 1936-38 года, но все уверены в том, что в немецкую оккупацию Моздока ее уже не было.

5 Некоторые утверждают, что в первом браке Анастасия была замужем за офицером.

6 Заштатный протоиерей Ливан Тимиров, родившийся и проживающий ныне во Владикавказе ссылаясь на мнение многих знавших старицу еще при жизни, что Анастасией ее нарекли при постриге. Однако нельзя отрицать свидетельств, что Анастасией ее звали в миру.

7 Предположительно в новый Михаило-Архангельский кафедральный собор.

8 Из тетради бывшего благочинного Владикавказского округа, Ставропольской епархии архимандрита Александра (Ищеина). Отец Александр (ныне епископ Бакинский и Прикаспийский) общаясь со старыми прихожанами Ильинской церкви, многие из которых уже почили, стремился собрать по возможности больше фактов из реальной жизни старицы Анастасии. Собранные им свидетельства при всей своей не многочисленности на сегодняшний день являются самыми полными.

9 Эта шапочка храниться в благочестивой православной семье Канищевых, проживающих во Владикавказе.

10 Этот посох храниться у грузинского патриарха Илии II, родители которого были почитателями старицы Анастасии.

11 На сегодняшний день практически невозможно установить отношение старицы Анастасии к обновленчеству и обновленцам в частности. Рассказывают, что накануне обновленческого раскола Анастасия надела овчинную шубу на изнанку и пришла в Линейную церковь. Зайдя на амвон, и став напротив Царских врат громко произнесла: «О людях мирских нам ничего не сказано, а в священстве война». Эти же слова влагают в уста Старице, когда кто-то просто приходил к ней узнавать об обновленчестве.

12 Необходимо отметить, что 30-40 годы ХХ века духовенство, сохранившее верность святителю Тихону, патриарху Московскому служило только в часовне на Ильинском кладбище, во всех остальных храмах служили обновленческие священники.

Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
*

=======================
Моздокская икона Богоматери
*
Моздокская икона Божией Матери

Грузинская царица святая Тамара, жившая в конце XII – начале XIII века, способствовала распространению на Кавказе христианства, воздвигала и снабжала утварью и облачениями множество храмов в горах и ущельях. В один из таких храмов, находившихся около осетинского аула Марьям-Kay, она и прислала список с афонской Иверской иконы Божией Матери в дар новопросвещенным христианам. Написана эта икона была благочестивым человеком, который перед тем, как начать работу, постился шесть недель.

До 1768 года эта икона Богоматери хранилась в Куртатинском округе. Здесь она три раза чудесным образом выходила невредимой из пожаров. В том же году по настоянию императрицы Екатерины II осетины аула Марьям-Kay должны были выселиться из Куртатинского округа. Отправившись в дорогу и взяв с собой Иверскую икону, путники-осетины заночевали на берегу р. Терек у города Моздока. Всю ночь от святой иконы исходил яркий свет, освещая всю окрестность, а утром, когда переселенцы хотели продолжить свой путь, волы, запряженные в арбу, на которой помещалась Иверская икона, не смогли сдвинуться с места. Одному из путников было во сне видение: Богородица приказала оставить икону на этом месте. Весть об этом дошла до архиерея Гаия, которым был совершен торжественный молебен у иконы. Архиерей хотел было перенести икону в городской собор, но ему тоже было открыто, что святой образ должен оставаться на том же месте. Епископ внял этому небесному внушению и построил здесь для Иверской иконы часовню, на месте которой в 1796-1797 годах был выстроен храм во имя Успения Богоматери, здесь же вскоре была основана женская обитель. Но в 1799 году и храм, и монастырь были закрыты, как была упразднена и сама Моздокская епархия.

По преданию, когда предводитель кавказских горцев Шамиль подходил со своим войском к Моздоку, чтобы овладеть им, ему явилась в видении Жена в белом одеянии и приказала не трогать город.

В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но не только моздокские жители считали эту икону своей покровительницей – она почиталась по всему Кавказу; и не одни лишь православные, но и католики, населявшие Кавказ, служили ей молебны и ставили пред ней свечи.

От Иверской Моздокской иконы совершилось много чудес и исцелений. Часто по обету богомольцы приходили к ней издалека босиком и несколько раз обходили вокруг собора на коленях. Каждый год ее переносили в г. Владикавказ, где она пребывала около месяца.

К великому сожалению, после революции 1917 года икона была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится ее список.

Празднование Ин. 20

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Пятница, 15 августа (ст.ст.) 28 августа 2009 (нов. ст.)
*

=========================
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν Μοζντὸκ τῆς Ρωσίας
*
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου ἐν Μοζντὸκ τῆς Ρωσίας

Ἡ ἱερὴ εἰκόνα τῆς Θεοτόκου τοῦ Μοζντὸκ εἶναι ἀντίγραφο τῆς εἰκόνος τῆς Παναγίας τῆς Ἰβηριτίσσης († 12 Φεβρουαρίου). Ἀπεστάλη κατὰ τὸν 13ο αἰώνα μ.Χ. ἀπὸ τὴν Ἁγία βασίλισσα Ταμάρα († 1 Μαΐου) ὡς δῶρο πρὸς τοὺς νεοφώτιστους Χριστιανοὺς τοῦ χωριοῦ Ὀσέτιαν Ὂλ τοῦ Μάργιαμ – Κάντου.
Τὸ ἔτος 1768, ἡ εἰκόνα θαυματουργικὰ ἐμφανίσθηκε στὶς ἐκβολὲς τοῦ ποταμοῦ Τέρεκ, κοντὰ στὸ Μοζντόκ. Ὁ Ἐπίσκοπος Γάιος ἔκτισε ἕναν μικρὸ ναὸ πρὸς τιμὴν τῆς εἰκόνος. Κατὰ τὰ ἔτη 1796 – 1797 στὴ θέση τοῦ παρεκκλησίου ἀνεγέρθηκε πρὸς τιμὴν τῆς Κοιμήσεως τῆς Θεοτόκου μεγάλος ναὸς καὶ ἱδρύθηκε γυναικεία μονή.

*
===========================
Моздокская икона Божией Матери
*
Явление Чудотворной иконы Божией Матери именуемой «Моздокская-Иверская»

http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/yavlenie-chudotvornoj-ikony-bozhiej-materi-imenuemoj-mozdokskaya-iverskaya.html
*
========================
МОЗДОКСКАЯ Список иконы Моздокской Богоматери, переданный в дар Беслану.
*
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Моздокская»
http://alchevskpravoslavniy.ru/news/akafist-presvyatoj-bogorodice-pered-eya-ikonoj-imenuemoj-mozdokskaya.html

Кондак 1
Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко честным образом Твоим милости источник стяжавшии, Ты же, Госпоже, яко благосердая Мати, буди неотступна милостию Твоею от нас, да зовем Ти: Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Икос 1
Ангелов лицы сопредсташа, Небесная Царице, окрест святыя иконы Твоея, благодатию Тобою прославленныя. Тем же и мы, взирающе на икону Твою, в божественных храмах нас осеняющую, почитаем ю, преклоняем колена пред величеством Твоим, Владычице, и умильно воспеваем сице:
Радуйся, Небесная Царице, Мати Господа небеси и земли,
Радуйся, архангелов и ангелов Владычице,
Радуйся, горних сил величание,
Радуйся, человеческих ликостояний похваление,
Радуйся, праведных душ сладосте,
Радуйся, живущих в Бозе умиление,
Радуйся, о нас пред Богом предстательнице,
Радуйся, божественныя благости подательнице,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 2
Вместилище святое силы Божия икону Твою, Богомати, Тамара, царица Иверская, принесе людям Осетии. Пришествием убо образа сего Ты, Пречистая Богородице, вселилася еси в них, яко благосердая Мати, ущедряющи благочестно почитающих Тя и воздвизающи их воспевати Богу: аллилуиа.

Икос 2
Разумне исповедуем дивное промышление Божие о стране нашей, ей же подобие Иверския иконы Богоматере, благодатию прославленное, даровася. Тем же, благодаряще Тя, Владычице, за милость твою к роду нашему, воспеваем сице:
Радуйся, щедроты Твоя на нас изливающая,
Радуйся, Твоею благостынею нам благодеющая,
Радуйся, во всякой нужде нам помогающая,
Радуйся, надежду нас недостойных не отвергающая,
Радуйся, уповающих на Тя помощию не оставляющая,
Радуйся, силою врачевания икону Твою знаменующая,
Радуйся, тою источники чудес источающая,
Радуйся, ею же немощи наша исцеляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 3
Сила Вышняго осеняше страну осетинскую, егда икона Пречистыя Богоматере прииде в ню, пребыванием освящающая землю, к созданию храмов святых воздвизающи, да славится имя Триипостаснаго Бога, явлением Твоим, Владычице, и да воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 3
Имущи премногую милость к Кавказу, Пресвятая Владычице, устроила еси в стране нашей иконы Твоея благодатное утверждение. Охраняй убо область сию и всю державу Российскую, да в мире и тишине воспеваем Ти сице:
Радуйся, предстательнице к Богу, мир спасающая,
Радуйся, хранительнице, державу Российскую покрывающая,
Радуйся, христиан во благочестии утверждающая,
Радуйся, земное житие наше добре устрояющая,
Радуйся, праведно движимый на ны гнев Божий утоляющая,
Радуйся, Господа на милость к нам преклоняющая,
Радуйся, Благодатию Сына Твоего нас осеняющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 4
Буря злостраданий и бед опустошаше страну осетинскую, егда нечестивии татары огнем и мечем по ней прохождаху. Ищуще спасения от них, людие Куртатинския области от гор под сень державы Российския преселяхуся, грядуще на новое местожительства, взяша с собою икону Твою, Богомати, да и оное Тобою освятится, ограждай убо, Владычице, Твоим покровом и наше жительство, да, осеняеми Тобою, взываем к Богу: аллилуиа.

Икос 4
Слышав пастырь паствы своея пришествие к Моздоку иконы Божия Матере, устрояет церковь, в ней же поставляет святую икону и священники утверждает, да выну прославляюще Богоматерь, вопиют Ей:
Радуйся, святых храмов благодатию наполнение,
Радуйся, домов наших небесное благословение,
Радуйся, святых обителей покров и защищение,
Радуйся, всех верных прибежище и утешение,
Радуйся, спасительную веру в стране нашей утверждающая,
Радуйся, благочестие в земли нашей насаждающая,
Радуйся, во благонравии возрастати нам помогающая,
Радуйся, в добрых делех преспевающих укрепляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 5
Боготечная звезда явися икона Твоя, Богомати, страну кавказскую обтекающи и сущих во тьме неведения светом Боговедения озаряюще, скорбящих радостию исполняющи, ищущих помощи Твоея утешающи благодатию Сына Твоего и Бога, Ему же благодарственне вопием: аллилуиа.

Икос 5
Видевше людие града Моздока икону Твою, от места их не двигшуюся, со умилением уразумеша, яко сим проявися великое Твое к ним благоволение и тем показуеши святую волю Твою. Благоволи убо, Пречистая, показати и нам милость Твою, да ею ущедряеми, со благодарением воспеваем Ти хвалы сия:
Радуйся, матернею любовию нас возлюбившая,
Радуйся, иконою Твоею нас сладце утешающая,
Радуйся, источник благодати Тою открывающая,
Радуйся, милосердия двери нам отверзающая,
Радуйся, обилие милости нам изливающая,
Радуйся, усердныя наша молитвы приемлющая,
Радуйся, воздыхания сердечная послушающая,
Радуйся, скорое утешение подати поспешающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 6
Проповедует чудеса Твоя и милости область кавказская, яко дивно оградила еси покровом Твоим чудотворную икону Твою от огненнаго запаления, объявшаго церковь, в ней же святая икона пребываше. Трижды бо, церкви возгораемей, людие икону Твою на горе близ церкви неврежденну обретаху. Тем же и мы Тебе вопием: о, Пресвятая Владычице, призри всемилостивым оком Твоим и на нас, предстоящих пред пречистым образом Твоим, и молитвами Твоими избави нас от запаления бед и от пламене огня вечнаго, да с веселием поем Богу: аллилуиа.

Икос 6
Возсияти свету боговедения в древней Осетии изволяющи, рукою царицы Тамары святую икону Твою в ню послала еси и по сих силою и чудесы Тую прославила еси, и тако уверившеся о Твоем промышлении, Пречистая, люди Твоя соблюдающем, благодарственне прославляем Тя сице:
Радуйся, икону Твою из пламене чудесно сохранившая,
Радуйся, сию многими чудесы в стране нашей прославившая,
Радуйся, молящимся пред иконою Твоею здравие подавающая,
Радуйся, уповающим на Тя спасение дарующая,
Радуйся, от христианских родов ублажаемая,
Радуйся, прославляющих Тя прославляющая,
Радуйся, благочестивых чувства услаждающая,
Радуйся, подвизающихся в вере благодатне посещающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 7
Хотяще людие осетинстии в кавказскую область преселитися достигоша града Моздока, носяще чудотворную икону Твою, Богомати. Нощию от колесницы, вней же святая икона пребываше, небесный свет возсия, и то слышав, епископ Гаий со множеством народа исшед, поклоняшеся пред нею до земли, яко Тебе Самей, Пречистая Богородице, молебное пение творя и взывая Богу: аллилуиа.

Икос 7
Новое место пребывания святыя иконы Твоея чудесным знамением и откровением епископу Гаию уверила еси. Како убо изречем Твою к нам любовь, Богородице, и кто возглаголет силы Твоя, дарованныя иконе Твоей? Обаче приими песнь хвалы и благодарения сицевую:
Радуйся, во граде Моздоке чудотворною иконою пребывати благоволившая,
Радуйся, и прочия грады и веси пренесением иконы заступлением Твоим не оставляющая,
Радуйся, ею на Тя надеющихся возвеселяющая,
Радуйся, иконою Твоею от всякаго зла нас сохраняющая,
Радуйся, тою аки облаком светлым нас покрывающая,
Радуйся, любы к нам неиссякающая,
Радуйся, милости Своя к нам умножающая,
Радуйся, грехи наша благостию побеждающая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 8
Странное чудо избрания Тобою, Владычице, новаго места вселения иконы Твоея удивляет умы. Не точию бо свет в нощи облиста место стояния колесницы с иконою Твоею, но и наутрие, егда людие, воздвигшеся далечайше идти, волы своя в колесницу впрягоша, тии не могоша повлещи ю, аще и много биени бяху. И слышавше окрест живущии о таковем знамении на месте пребывания Твоего, стекошася во множестве, поклоняющеся иконе Твоей и воспевающе Богу: аллилуиа.

Икос 8
Вси православнии людие славят имя Твое, Богородице, честным бо предстательством Твоим чудесную помощь нам являеши. Дивна суть дела Твоя, и дивна пресвятая икона Твоя, пред нею же припадающе, с верою и упованием глаголем Ти сице:
Радуйся, заступнице роду христианскому, от Бога дарованная,
Радуйся, пред Господем о нас ходатайствующая,
Радуйся, молитвы о нас Тому простирающая,
Радуйся, прошения верных к Сыну Своему и Богу приносящая,
Радуйся, престолу благости Его матерски о нас предстоящая,
Радуйся, благодать смирения и терпения нам подавающая,
Радуйся, Божие к нам грешным благоволение,
Радуйся, нас недостойных пред Богом дерзновение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 9
Всякое естество ангельское, видя Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за христиан молящуюся, восхваляет Тя, людие же града Моздока, прияше святую икону Твою аки некое небесное сокровище, прославляют Всевышняго Господа, чудотворную силу ей даровавшаго, и воспевают Ему: аллилуиа.

Икос 9
Витийство человеческое не возможет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспевати чудеса Твоя, от иконы являемая, обаче, благая сущи, приими от нас за премногую любовь к нам и милость хвалебное пение сие:
Радуйся, верующих благая Заступнице,
Радуйся, призывающих Тя непостыдное упование,
Радуйся, благочестивых всевеселящее радование,
Радуйся, труждающихся помощь и укрепление,
Радуйся, обидимых скорое заступление,
Радуйся, гонимых покров и защищение,
Радуйся, изнемогающих крепость и утверждение,
Радуйся, болящих благонадежное посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 10
Спасти хотящи многи люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Твоея Иконы роду нашему, тою, аки Тебе Самей сущей, грады и веси области нашея обтекающи и в них чтущим Тя полезное прошение исполняющи, тем же, прославляюще Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: аллилуиа.

Икос 10
Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем к Тебе прибегающим, ибо небесе и земли Творец, на руку Твоею носитися благоволивый, приемлет Тя, о людех молебне руце простирающую. Буди убо стена и покров от всех врагов видимых и невидимых и нам, ко пречестней иконе Твоей с верою припадающим, да вопием Тебе:
Радуйся, от обстояний и бед нас сохраняющая,
Радуйся, от потопления скорбей нас изымающая,
Радуйся, искушения душевредная далече отгоняющая,
Радуйся, вражды на благосердие прелагающая,
Радуйся, на милосердие нас подвизающая,
Радуйся, любити друг друга наставляющая,
Радуйся, во непорочном житии верных укрепляющая,
Радуйся, присноблаженная, блаженство и нам уготовляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 11
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся к явлением благодати, присно бываемым от святыя и чудотворныя иконы Твоея, Богородице, якоже бо скорая помощница, недуги исцеляеши, от бед избавляеши на всяком месте с верою Тя призывающих и вопиющих Богу: аллилуиа.

Икос 11
Светоприемную свещу зрим святую икону Твою, Богомати, во области кавказстей благодатию Твоею возженную, всю страну просвещающую и многих к свету Своему на спасение душ и телес привлекающую, тем же вопием Ти сице:
Радуйся, Бога с человеки соединяющая,
Радуйся, нас земнородных к Богу приближающая,
Радуйся, о кающихся пред Богом предстательствующая,
Радуйся, призывающих Тя сохраняющая и спасающая,
Радуйся, падших Твоею благостию возставляющая,
Радуйся, отчаянным надежду возвращающая,
Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая,
Радуйся, печали наша благодатию утоляющая,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 12
Благодатию Твоею, Пресвятая Богородице, якоже древле, и ныне притекающих к цельбоносней иконе Твоей не оставляеши, призывающим Тя благопоспешне вспомоществуеши, в печалех бедствующим помогаеши, и мы убо Твоим Заступлением спасаеми благодарными усты поем Богу: аллилуиа.

Икос 12
Поюще чудеса Твоя и милости, роду нашему явленныя, умильно припадаем к Пречистому образу Твоему, Владычице, и благоговейно лобызающе той, молим Тя: настави нас на путь спасения, буди Помощница и Заступница нам, вопиющим Тебе:
Радуйся, верным утверждение и защищение,
Радуйся, недужным и немощным исцеление,
Радуйся, вдов и сирот покров и соблюдение,
Радуйся, в нуждах сущих вспоможение,
Радуйся, лишения терпящих довольством исполнение,
Радуйся, скорбных матерей утешение,
Радуйся, сиротствующих чад невидимое охранение,
Радуйся, прибегающих к Тебе скорое посещение,
Радуйся, Милосердая, милости нам иконою являющая.

Кондак 13
О, Всеблагая и Всемилосердая Мати, Пречистая Госпоже Богородице, приими моление сие, ныне Тебе приносимое, от нас грешных и недостойных рабов Твоих, ко образу Твоему, аки к Тебе Самей припадающих, призри милостивно на веру и упование наше, избави нас от бед и скорбей, подаждь нам руку помощи в жизни сей и будущия изми муки, да спасаеми Тобою выну вопием: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
*
==========================
Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Моздокская»

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити. Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.
Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. 
Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

*
=========================




---------------------
------------
--

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.