no copi

вторник, 21 июня 2011 г.

21 Июня(8 Июня по ст.ст.) Фёдор Стратилат (Колодезник), Федор Летний.

*

*
Народное название:
Федор
Федор Стратилат, Фёдор-Стратилат
Федоров день
ФЕДОР ЛЕТНИЙ
Федор Колодезник, Федор-колодезник
КОЛОДЕЗНИК, НАВОЗНИЦА

Толока
День Перуна

«Сонцаварот» (белорус.)
Лита
*

День медицинского работника.
*
конспект
*


*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Великомученика Феодора Стратилата (319).
Святителя Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023).
Обретение мощей блгв. князей Василия и Константина Ярославских (1501).
Преподобного Ефрема, патриарха Антиохийского (545).
Прп. Зосимы Финикийского (VI).
Иконы Божией Матери Ярославской (XIII)
Иконы Божией Матери Урюпинской (1827)
Новомч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч. ).
Прп. Атры Нитрийского, Египетского.
Прп. Навкратия, игумена Студийского.
Прп. Феофила Лужского и Омучского, ученика прп. Арсения Коневецкого.
Мчч. Никандра и Маркиана (Рум.).
Свт. Медарда, еп. (Нидерл.).
Перенесение мощей мч. Альпега игумена Кантербургского.
Мц. Каллопии (Греч.).
Прп. Мелании старицы, из «Лавсаика»(Греч.).
Мч. Никандра (Греч.).
Мч. Марка (Греч.).
Новосщмч. еп. Варлаама (1942) и брата его Германа (Ряшенцова) (1937).
Св. Павла, исп. Каиюмского в Константинополе (766).
Сщмч. Тевдоре Квелтского (1609) (Груз.).
Собор церкви Креста во Мцхете (Груз.).
Прп. Навкратия, брата св. Василия Великого (IV).
--
Петров пост. Разрешается рыба
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Этот день богат народными приметами и поверьями.
· Этот день — астрономический рубеж весны и лета.
• На Федора Стратилата настоящий летний день.
Федор Стратилат — грачами богат.
• Грачи каркают хрипло – перед грозой.
Федор Летний - пора летних гроз.
"Федор Стратилат — грозами богат",
В грозе крестьянин-земледелец усматривал животворящий источник
Но грозы в этот день предвещают в дальнейшем плохую уборку сена.
Обложные дожди, с неба гром пророчат худое – в покос сеногной, в жатву сырь и холода.
"Федор Стратилат угрозами богат: гром поутру - не к добру: мужик с сеном не уберется, сеногной погноит"..
Гром и молния в этот день предвещала плохую уборку сена, а если утром появились большие росы, если даже лето было сухое, все равно урожай будет хороший.
"Гроза на Федора Летнего - плохая уборка сена".
• Коли гроза на Стратилата – будет немало хлеба огнем пожато.
• Если на Федора выпадет град, то будет холод и богатый урожай.
• Утром слышен гром – к вечеру он принесет дождь, особенно если гремит беспрерывно.
• Если во время грозы слышатся раскаты грома – жди затяжного ненастья.
• Глухой гром – на тихий дождь, гром звонкий – на ливень.
• Если гром долго гремит – ненастье надолго, а если раскаты грома словно переходят с места на место, то будет град и наступит похолодание.
• Если при заходе солнца облака сгущаются и становятся темно-свинцового цвета – ждите ночью грозу.
• Лучи солнца темнеют – жди сильной грозы.
• Дождь хлеба прибьет, а солнышко поднимет.
• Перед грозой лес словно затихает.
• Птицы перестают петь за три часа до грозы.
--
Росы на Федота - к урожаю льна и конопли.  
"Росы с Федора к урожаю льна и конопли".
"Стратилатовы росы - вещие: большие росы к хорошим льнам, да большой конопли".
"Если на Стратилата большие росы, лето, будь хоть сухое, даст урожай хороший".
«На Тодара раса – канапель паласа» (белорус.).
• Сильная роса – к ясному дню.
• Если роса до полудня не высохла, то дождя в этот день не будет.
--
С Федотова дня начинали вывозить навоз на паровые земли.
"С Федора дня пошла навозница (вывозка навоза на пары/на паровой клин/)"
" Возвращай земле долг - будет толк."
В поле свезёшь, так и с поля привезёшь.
В поле свез навоз — с поля хлеба воз.
Навоз отвезем, так и хлеб привезем.
Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто.
На поле с дерьмом, поле с добром.
Сей да навозь—голодухи не бойсь.
Коню — овес, а земле — навоз.
Земля любит навоз, лошадь – овёс, а бара – принос.
Какова земля, таков и хлеб.
Где лишняя навоза колышка, там лишняя хлеба коврижка.
Добрая земля назем раз путём примет да девять лет помнит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.
Гнои (навоз) сухие – хлеба дорогие.
Навоз бога обманет.
Поле обмана не любит: обманешь его один раз, оно обманет тебя десять раз.
Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять. (О необходимости паров.)
На новь — хлеб сеять, на старь — навоз возить.
-
Навоз на поля вывозили на лошадях коллективно – всей деревней или группой соседей поочерёдно каждому хозяину.
Обязанности толочан были четко распределены.
В навознице принимали участие вся семья, за исключением маленьких детей и глубоких стариков, на «помочи» являлись со своей лошадью и специальной телегой.
Парни, которые копали навоз, назывались «копцы».
Девушки постарше и молодицы, которые разбивали навоз, назывались «разбойницы».
Девчатки и парнишки поменьше /дети с 6-7 летнего возраста/— повозниками: они возили навоз.
Мужчины грузили навоз на телеги,  женщины и молодежь сваливали навоз с телег и равномерно распределяли его по полю.
На последнем возу едут бабы, одетые мужиками, с усами, подрисованными углём, или физиономией, намазанной сажей; лошадь украшают лоскутками, пучочками соломы; едут с песнми, с гармошкой.
 В Тверской губ. «с последней телегой тихонько от мужчин женщины брали плохую одежду, набивали соломой и делали два чучела — мужика и бабу.
Эти чучела сажали на лошадь и с последней порожней телегой везли в деревню. Пели, плясали.
Мужики встречали с вилами, потом чучела бросали, садились за стол».
Затем садились за стол - пожилые готовили на всех обед (из 12 блюд, чтобы каждый месяц был сытый).
Ай, спасибо хозяину
За мягкие пирожки!
Ой лели, ой что лели,
За мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому,
Кто хозяин в дому!
Ой лели, ой что лели.
Ой что лелеюшки мои!
Работа эта воспринималась как праздник.
Нередко лошадей убирали в лучшую сбрую, привешивали бубенчики.
Работа сопровождалась песнями, плясками, шутками, а заканчивалась обильным угощением.
По окончании толоки начиналось всеобщее веселье, звучали песни, пили пиво, закусывали.
На толоках все обливались водой из вёдер, а некоторых затаскивали в лужи и пруды.
Даже в избах старались все облить.
Плывет уточка по морю,
По самому по дну,
Сгулялись мы с забавой
В навозну толоку.
На лодочке катался
По Ваньковской по реки.
Прилюбилася девчонка
С навозной толоки»
Хотя толокою производится работа тяжёлая и не особенно приятная, но между тем толока – чистый праздник для всех участников, в особенности для ребят и молодёжи.
--
Натупает время прополки и первых сенокосов.
Начало сильной жары. Начинали уборку ржи.
Взошли хлеба – не дивись, налились хлеба – не хвались, хлеб на току – про урожай толкуй.
Не обережешь вовремя кривого серпа – не нажнешь в поле и снопа.
Была молода, не только хлеб жевала, а и по сотне снопов в день жинала.
Куют в лугах, на клеверищах, межах полей кузнечики, а ты гляди, чего они наковали: счастье ай недолю?
--
Приходит пора прополки.
Поле полоть - руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть.
Осот да лебеда - для посевов беда.
Посеяли злаки, а косим осот да маки.
Сорная трава пшеницу перерастает.
Также с этого дня в селах начинали рыть колодцы.
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь отмечает перенесение мощей Великомученика Феодора Стратилата (319).
 Благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).
--
Обряжухи в этот день стряпали обед из двенадцати блюд:  
все месяцы сыты, с ними и мы год наперёд.
Пожилые готовили на всех обед, который должен был непременно состоять из 12 блюд, чтобы каждый месяц был сыт, а с ними и год наперёд.
В русских селах Латгалии «хозяин дома, где должна быть толока, заранее договаривался с односельчанами, готовил угощение: варил кашу из ячменя — панцак, пиво (или солодуху), резал мясного барана.
Положено было три раза покормить толочан.
--
Колодезник, праздник мастеров рыть колодцы.
"На Федора Стратилата колодцы рой".
Федора Стратилата называют колодезником.
На Руси были удивительные люди – колодезники!
Колодезник мог лечь на землю, полежать минуты три и совершенно точно сказать, в какую сторону копать мелиоративную канавку – хотя на глаз уклон местности нипочем не заметить.
А некоторые могли таким же способом услышать глубоко ли пролегает водяная жила и насколько она многоводна.
В этот день наши предки чтили мастеров, копавших колодцы, – уважаемых людей на селе, которые именно на Федора Стратилата /накануне этого дня чаще, чем на Лукьяна (3 июня по ст. стилю)/ выбирали место для будущего колодца.
Колодезники, особенный «класс» народа на Руси, истоки искусства которых — в Вологодской и Пермской губерниях, считали этот день важным в своих работах.
Для этого под вечер на Федора-колодезника мастер обходил заранее присмотренные места назначенные для колодезей и клал там на землю вверх дном особо заговоренную сковородку.
А утром /на другое утро/, еще до восхода солнца шел он и с первым проблеском красного солнца /при солнечном восходе/, поднимал их и смотрел, бегут ли по ним водяные струи.
По отпотевшей сковороде выводит свои наблюдения:
Сухая сковорода говорила о том, что колодец на этом месте копать не стоит, «водяной жилы» под землей нет.
Сухая сковорода, – впору уходить с этого места: хоть год в земле копайся, до жилы не доберёшься!
Слегка запотевшая – обещает маловодный колодезь; вырыть-то можно, только толку от такого колодца будет чуть.
Мало поту земного на сковороде, – мало и воды.
Ну а уж если вся сковорода мокрой будет, отпотеет, покроется выступившею каплями водою, водяными струями - указывает на обильные водяные жилы, быть здесь прекрасному колодцу с чистой водой – «многоводная жила» на этом месте; рой, благословясь, хватит пойла не то что внукам, а и деткам их правнуков!
А не дай Бог – замочит наговоренную сковороду сверху дождем: всё время, до нового лета, спорины не будет.
Если же ночью шел дождь и вся сковорода была мокрой, то этим летом колодцы лучше было вообще не копать – воды в них будет мало, а в той, что есть, быстро появится тина.
Сковорода, облитая дождем, предвещает все невыгоды их летних занятий.
Часто место для колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится, там и надо было копать колодец.
Где по зорям первый пар (туман) ложится, там копай колодец.
Если же хозяин сам решал выкопать колодец, то семь раз выходил из дома по утренним зорькам и примечал места, где первый туман ложится, после чего уже принимался за работу.
Существует специальный заговор
который необходимо читать перед тем, как начать копать колодец.
У тех, кто перед работой прочитал заветные слова, всегда будет чистая вода, которая не будет затягиваться илом.
     В пустыне ты, Господи, напоил,
     Жаждущим даровал воду.
     Омыл и дал испить и утолить жажду.
     Благослови место для колодца,
     Студенец сей дай нам на здравие.
     Даруй нам воду на сем месте —
     Сладку и вкусну и не во вред нам.
     Пресвятое, великолепное имя Твое,
     Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
     Аминь.
-
Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами.
В некоторых местах она пользовалась почти таким же почетом, как и святая, и иногда почиталась наравне с крещенской.
«Святые ключи» существуют в очень многих местностях.
 По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода через эти места святых, которые тут отдыхали и пожелали напиться.
Обыкновенно такие ключи находятся где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы.
На ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу за его целительную силу.
Некоторые из этих ключей обладают удивительными свойствами.
Вода, взятая из 7 различных колодезей, обладает особым целебным свойством.
Ее хорошее действие при цинге усиливается тем, что ею предварительно обмывается заслонка из печи, на нее ставится больной и обливается той же водой.
· С Федора Стратилата колодцы рой! 
Будет вода в них и чиста, и пьяна, и от всякого лихого глаза на пользу!
--
Вы также можете с помощью сковороды погадать 
и узнать сужденно - ли вам разбогатеть в ближайшее время.
Вечером поставьте ее на землю недалеко от дома или на балкон, а утром посмотрите: если сковорода покроется влагой - ваши дела пойдут в гору и перспективы у вас неплохие.
Если несколько капель - вам надо потрудиться, чтобы разбогатеть.
Легких денег не будет.
Если она сухая - расчитывать на скорое обогащение не стоит.
--
Не желательно сегодня знакомиться, а также встречаться с любимым - ссор в дальнейшем не избежать.
--
Лита - середина лета.
Сегоднешняя ночь обладает особой магической силой.
Ночь летнего солнцестояния.
Колдовская ночь в которую сны и реальность становяться едины.
Целебная, любовная и защитная магия особенно соответствует этому дню.
В эту ночь открываються потайные двери в инные миры, поэтому будьте особенно осторожны с проводимыми ритуалами и магией.
Непосвященным лучше в этот день не заниматься "этими" делами.
       В старину в этот день, также как и на Ивана Купалу, жгли костры и прыгали через них для очищения и усиления энергетики.
       Вечером напишите на листке бумаги все ваши невзгоды и проблемы, окурите эту бумагу над дымом из зверобоя и сожгите на пламени красной свечи.
--
Знахари сегодня собирают травы, делают амулеты и занимаються защитной магией.
Заговоры при сборе лечебных трав
Если у женщины месячные, травы и коренья не собирают.
Собирать траву лучше в четное число.
Входя в лес, поклонитесь, а уходя, попрощайтесь.
*   Правильная мастерица при сборе трав никогда в лесу нужду не справляет.
*   Если, собирая траву, случайно порежете руку, бросьте все и уходите — не будет толку от этой травы.
Знающая мастерица заранее заговорит себя от случайных порезов.
*   Никому не следует говорить о том, что вы намерены пойти за травами.
В лес и обратно идут молча.
*   Волосы должны быть подобраны под платок.
*   Когда собирают траву для женщин, встают на правое колено.
Если для мужчин — опускаются на левое.
*  Когда копают Марьин корень, просят у растения прощения.
*   Наиболее удобное для сбора трав время — от Иванова до Петрова дня.
*   Богородскую траву собирают под Ивана Купала.
Если она нужна для подушечек на гроб, то собирают ее до цветения.
*   Мяту от простуды собирают вечером, до росы.
*  Чагу примечают с вечера, а ночью обрезают — тогда она рак из человека гонит.
*  Лопухи собирают в течение всего лета; майский лопух от всех женских болезней.
*  Трава ковыка любую порчь изведет, но собирать ее нужно в пахоте, у осинового околка.
Через эту траву мастерица должна перепрыгнуть нагишом.
*   Когда собираете травы, читайте заговор:
Матушка Богородица по земле ножками ходила,
О Христе, Сыне Своем, слезы на траву обронила,
Святыми слезами все травы благословила.
Дайся мне в рученьки, трава,
На мои лечебные дела,
Ради всякого угодья,
Ради всякого здоровья.
Пошли, Господи, через траву эту
Крепкое здоровье.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
*
--------------------------------------------------------
Родившейся сегодня обладает даром искателя.
--
Именины празднуют:
 Ефрем, Зосима (Зосим), Константин, Маркиан (Марк), Мелания, Никандр, Охрим, Павел, Феодосий (Федосей), Феофан.
Именины у
Василия (с греческого - "царский"),
Федора (греческое – «божий дар»).
*
-----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
-------------------------
--
Великомученик Феодор Стратилат (319 г.).
* Великомученика Феодора Стратилата (перенесение мощей, 319).
Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Μεγαλομάρτυρος Θεοδώρου τοῦ Στρατηλάτου

--
Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата*
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=402
--
Вмч. Феодора Стратилата. Тропарь, глас 4.
Воинствословием истинным, страстотерпче,/ Небеснаго Царя воевода предобрый был еси, Феодоре:/ оружиями бо веры ополчился еси мудренно,/ и победил еси демонов полки,/ и победоносный явился еси страдалец./ Темже тя верою/ присно ублажаем.
Кондак, глас 2.
Мужеством души в веру оболкийся/ и глагол Божий, аки копие, в руку взем, врага победил еси,/ мучеников превелий Феодоре,/ с ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος πλ. α’. Τὸν συνάναρχον Λόγον.
Δωρεῶν θεοσδότων ὄλβον ἀκένωτον, τὴν τῶν σεπτῶν σου λειψάνων θήκην πλουτοῦντες σοφέ, τὴν μετάθεσιν αὐτῶν πανηγυρίζομεν, ἁγιασμοῦ τὰς δωρεάς, πορισόμενοι πιστῶς, Θεόδωρε  Στρατηλάτα· διὸ μὴ παύσῃ πρεσβεύων, ἐλεηθῆναι τὰς ψυχὰς ἡμῶν.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Εἰ καὶ ἐν τάφῳ.
Εἰ καὶ νεκρὸς ἐν τῇ θήκῃ κατάκεισαι, ἀλλὰ ζωὴν ἐκτρυγᾷς τὴν αἰώνιον, καὶ βλυστάνεις διαπαντός, πηγὴν δωρεῶν, τοῖς προσψαύουσι πόθῳ τῶν θείων λειψάνων σου, καὶ τὴν σὴν ἐξαιτοῦσι ταχεῖαν ἀντίληψιν, ὁ Στρατηλάτης τοῦ Λόγου Θεόδωρος.
Μεγαλυνάριον.
Πνέουσα τὴν χάριν τὴν μυστικήν, ὡς ἀνθώδης κῆπος, τῶν Λειψάνων σου ἡ σορός, ἐκ τῆς Ἡρακλείας, τῇ σῇ πατρίδι ἧκε, Θεόδωρε τρισμάκαρ, ἀξιοθαύμαστε.
*
-------------------------------------------
Святитель Феодор, епископ Суздальский (1023 г.).
Святителя Феодора, еп. Ростовского и Суздальского (ок. 1023).
Ὁ Ἅγιος Θεόδωρος Ἐπίσκοπος Ροστὼβ καὶ Σουζδαλίας  1023 μ.Χ.

--
Память святителя Феодора 8/21 июня
Память святителя Иоанна 15/28 октября

--
Святитель Феодор Ростовский и Суздальский, епископ
     Родом из Греции, он прибыл на Русь в свите духовных лиц, сопровождавших первого митрополита Киевского Михаила. В 990 г. митрополит Михаил посвятил Феодора в сан епископа и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом. Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно враждебно встретили и самого архипастыря и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 г. епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов.
     По выражению Степенной книги, святитель "изнемог" от упорных язычников и "неверных людей", не принимавших крещения. Святитель поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. Здесь святой многих просветил светом истинной веры и после многих трудов апостольских скончался около 1023 г. Дата обретения его святых мощей неизвестна, но произошло оно еще до Батыева нашествия, то есть до 1237 г. Ныне нетленные мощи святителя Феодора почивают в Богородице-Рождественском соборе Суздальского Кремля.
--
Тропарь святителю Феодору, епископу Суздальскому
Тропарь, глас 8:
     В молитвах бдя, сердцем же о стаде твоем выну болезнуя, учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли, в день памяти твоея даровати нам велию милость.
Ин тропарь, глас 8:
     В молитве бдя, Горняя желая, дольняя возненавидел еси, и, сердцем болезнуя, выну о стаде своем печешися, учением бо своим всех просветил еси, Феодоре премудре, Христа Бога моли в памяти твоей даровати нам велию милость.
Кондак, глас 3:
     Яко велие солнце, возсия преславная память твоя, премудре Феодоре, в нейже подаваеши в бедах сущим спасение, притекающим к тебе усердно, благодатию, еюже облагодати тя Христос в жизни нескончаемой.
Величание
     Величаем тя, святителю отче Феодоре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
--
АКАФИСТ святителем Феодору и Иоанну, епископом Суждальским, чудотворцем
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2586
--
Молитва святителем Феодору и Иоанну, епископом Суждальским, чудотворцем
     О велицыи угодницы Христови и чудотворцы, святителие Феодоре и Иоанне! Се мы недостойнии и грешнии скорбьми многими угнетаемии, к вам усердно прибегаем, и с упованием крепким молимся: отцы богомилостивии и благопослушливии, милостивно услышите ныне глас наш молебный, и потщитеся на помощь нашу, и яко при жизни вашей всем скорбящым и озлобленным помощницы и утешителие бысте, тако и ныне любовь вашу к нам явите, благодатным действом благоприятных молитв ваших, претворяюще скорбь нашу в радость, печаль же на утешение: вся бо можете о укрепляющем вас Христе, Егоже вернии служители бысте; от Негоже приявше вся обетования благая, низпошлите и нам великую и богатую милость Господню, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. 
Аминь.
--
Тропарь святителю Феодору, епископу Суздальскому
Тропарь, глас 8:
     В молитвах бдя, сердцем же о стаде твоем выну болезнуя, учением своим всех просветил еси, Феодоре премудре, темже Христа Бога моли, в день памяти твоея даровати нам велию милость.
*
-------------------------------------------
Обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских (13 век).
Страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (обретение мощей, 1501).
Обре́тение мощей блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII).
Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίων Βασιλείου ἡγεμόνος Ριαζὰν καὶ Κωνσταντίνου ἡγεμόνος Γιαροσλάβλ    1501 μ.Χ.

--
Благоверные князья Василий и Константин Ярославские, братья
     В 1236 г. на Русь вторгся свирепый Батый с бесчисленными полчищами, все предавая огню и мечу. Тяжела была эпоха для Руси под игом монгольским, но, как неопалимая купина, горела Русь и не сгорала; веянием небесным охлаждалось пламя ее страданий, и сколько воссияло новых звезд на тверди небесной в это лютое время!
     Между ними кротко воссияли и два князя, Василий и Константин, искушенные бедствиями, как злато в горниле. В страхе Божием управляли они родовою своею областью, не вступая в междоусобия князей русских, ибо заботились только о благе своей вотчины, врачевали раны, нанесенные ей набегами татаро-монголов, и обновляли разоренные храмы.
     В 1242 г. юный князь Василий мужественно отправился в Золотую Орду, чтобы умиротворить хана Батыя. В следующем году он отправился в Орду вместе с великим князем Киевским Ярославом (1190-1246 гг.). Испытанный многими скорбями, князь Василий со смирением принимал все тяготы и невзгоды, часто молился. Жизнь его была недолгая, но добрая. Зимой 1249 г. князь Василий, прибывши во Владимир для свидания с родственным ему великим князем святым Александром Невским (память 23 ноября/6 декабря), заболел и там скончался 8 февраля. Тело святого князя было положено в Ярославском Успенском соборе на северной стороне.
     Младший брат князя Василия Константин наследовал на краткое время княжение братнее. Степные кочевники с юга совершали разбойничьи набеги. В 1252 г. они опустошили Суздальское княжество. 3 июля 1267 г. татарские отряды подошли к Ярославлю. Князь Константин вместе со своей дружиной вышел им навстречу, и на возвышенности у реки Которосли произошла кровавая сеча, во время которой погибло множество воинов с обоих сторон. Юный князь Константин принял в этом бою мученическую кончину, отдав свою жизнь за Православную веру и независимость Родины. Тело благоверного князя Константина было с честью погребено рядом с братом, благоверным князем Василием.
     Через два с половиной столетия, при копании рвов для нового соборного храма, обрели нетленные мощи благоверных князей, от которых начали происходить чудеса и исцеления.
--
Тропарь святым князьям Василию и Константину
Тропарь, глас 2
     Ваше отечество хвалится обагрением кровей ваших, Церковь же Божия радуется, приемши телеса ваша, людие, песненный лик составльше, духовною цевницею вопиют: ликуй, Василие, радуйся, Константине, Ярославлю славо и всей России радосте.
Ин тропарь, глас 8:
     Возвысившеся на добродетель, к желанию крайнему, и достигосте к Небесней высоте, благовернии велиции князи Василие и Константине, и безстрастным житием украсисте души своя, пощением же изрядно победисте бесовския полки и восприясте чистую совесть, в молитвах, яко безплотнии, пребысте, возсиясте в мире, аки солнце, преславнии, молите спастися душам нашим.
Кондак на преставление, глас 8:
     Яко цвети честнии различнии, в райстей пещи процветше невещественно, Отечеству своему славу велию и сродникам похвалу и честь явльше, всеистиннии победницы, великий Василие и славный Константине, но убо не престайте молящеся о граде нашем и о всех рабех своих, избавите их от напастей, и бед, и всех лютых обхождений, вопиющих вам: радуйтеся, граду нашему Ярославлю великое утверждение.
Кондак на обретение мощей, глас 4:
     Днесь Церковь расширяет недра своя и приемлет многоцелебныя мощи ваша, добропобеднии страдальцы, Василие славне и Константине Богомудре, и, яко шипок благовонный, напояется пречудными ароматы, богатными чудодеянии от неистощимых сокровищ, от преславных мощей ваших, и радостно чад своих созывает вопити, людие: радуйся, двоице пречудная, Отечеству своему стено необоримая.
Величание
     Величаем вас, страстотерпцы Христовы, благовернии князи Василие и Константине, и чтим честная страдания ваша, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
*
-------------------------------------------
Преподобный Ефрем, патриарх Антиохийский (545 г.).
Святителя Ефрема, патриарха Антиохийского (545).

--
Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400
*
-------------------------------------------
Преподобный Зосима Финикийский (6 век).
Преподобного Зосимы Финикийского (VI).
Ὁ Ὅσιος Ζωσιμᾶς ὁ ἐν Φοινίκῃ ἀσκήσας

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=401
--
-------------------------------------------
Новомч. Феофана Константинопольского (1559) (Греч. ).
Мученика Феофана в Царьграде (1559).
Ὁ Ἅγιος Θεοφάνης ὁ Ὁσιομάρτυρας 1588 μ.Χ.

Πληροφορίες γιὰ τὸν Βίο τοῦ Ἁγίου Ὁσιομάρτυρος Θεοφάνους ἀντλοῦμε ἀπὸ τὸν Κώδικα 797 τῆς μονῆς Βατοπαιδίου τοῦ Ἁγίου Ὄρους τοῦ 1618. Ὁ ποιητὴς – συγγραφέας τοῦ Κώδικος ἦταν μοναχὸς ἢ ἱεροδιάκονος Ἁγιορείτης, καὶ ἴσως Βατοπαιδινός, ἀφοῦ τὸν συναντᾶμε σὲ ἀρκετοὺς Κώδικες αὐτοῦ τοῦ μοναστηριοῦ, εἴτε ὡς ποιητή, εἴτε ὡς ἁπλὸ γραφέα Κωδίκων. Φαίνεται νὰ ἀνήκει στὸ ρεῦμα τῆς λόγιας παραδόσεως, πράγμα ποὺ καθρεπτίζεται στὴν καθαρότητα τοῦ λόγου του καὶ στὴν Ἀκολουθία καὶ στὸ Βίο τοῦ Ἁγίου.
...............
Ὅσοι ἀπὸ τοὺς βασανιστὲς ἐπρωτοστάτησαν στὸ νὰ τοῦ βγάλουν τὰ μάτια ἢ νὰ τοῦ γδάρουν τὸ σῶμα, ἐδέχθησαν τὴ δίκαιη τιμωρία τους ἄνωθεν. Ἄλλοι ἐτυφλώθησαν, ἄλλοι ἐτρελάθηκαν, ἄλλοι ἀπεπνίγησαν στὴ θάλασσα, ἄλλοι ἐξεράθηκαν στὰ χέρια. Καὶ ὅσοι ἀπὸ αὐτοὺς μετανόησαν καὶ ἐπικαλέσθηκαν τὴ βοήθεια τοῦ Ἁγίου, ἀμέσως ἐθεραπεύθησαν καὶ ἔγιναν κήρυκες τῶν θαυμάτων τοῦ Μάρτυρος καὶ τῆς πίστεως.
*
------------------------------------------
Прп. Атры Нитрийского, Египетского.
Прп. Навкратия, игумена Студийского.

--------------------------------------------
Прп. Феофила Лужского и Омучского, ученика прп. Арсения Коневецкого.
Ὁ Ὅσιος Θεόφιλος τοῦ Λούγκα καὶ Ὀτμούχ    1412 μ.Χ.

Ὁ Ὅσιος Θεόφιλος ἐγεννήθηκε στὴ Ρωσία καὶ ἦταν μαθητὴς τοῦ Ὁσίου Ἀρσενίου τοῦ Κόνεβιτς († 12 Ἰουνίου). Ἐκοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, τὸ 1412.
*
-------------------------------------------
Мучеников Никандра и Маркиана (ок. 303) (Рум.).
Οἱ Ἅγιοι Νίκανδρος καὶ Μαρκιανὸς οἱ Μάρτυρες 297 μ.Χ.

Οἱ Ἅγιοι Νίκανδρος καὶ Μαρκιανὸς ἦσαν στρατιῶτες καὶ ἐμαρτύρησαν ἐπὶ αὐτοκρατόρων Διοκλητιανοῦ καὶ Μαξιμιανοῦ (284 – 305 μ.Χ.), τὸ 297 μ.Χ. στὸ Δορύστολο, ἐπαρχία τῆς Κάτω Μοισίας. Καταγγελθέντες πρὸς τὸν ἄρχοντα Μάξιμο, ἐπειδὴ ἐπίστευαν στὸν Χριστό, συνελήφθησαν καί, ὁμολογήσαντες μὲ παρρησία τὴν πίστη τους, ἐφυλακίσθησαν. Μετὰ εἴκοσι ἡμέρες, κληθέντες ἐκ νέου ὑπὸ τοῦ ἄρχοντος καὶ ἐμμένοντες στὴν ὁμολογία τους, ὑπεβλήθησαν σὲ σειρὰ σκληρῶν βασανιστηρίων. Ἔτσι τοὺς καταξέσχισαν τὶς σάρκες μὲ σιδερένια νύχια, τοὺς ἔκαψαν σὲ ἀναμμένα κάρβουνα, ἐνῷ ἐπὶ τῶν πληγῶν τους ἔρριπταν ἁλάτι καὶ ξύδι, γιὰ νὰ καταστήσουν τὸ μαρτύριό τους πλέον ὀδυνηρό. Τέλος τοὺς συνέτριψαν τὸ πρόσωπο καὶ τὰ στόματα μὲ πέτρες. Ἐμμένοντες καὶ παρὰ ταῦτα στὴν πατρώα εὐσέβεια, ἀφοῦ τοὺς ἀπέκοψαν τὶς γλῶσσες, ἐτελειώθησαν δι’ ἀποκεφαλισμοῦ, περιβληθέντες ἔτσι τὸ στέφανο τοῦ μαρτυρίου.
*
------------------------------------------
Свт. Медарда, еп. (Нидерл.).
Перенесение мощей мч. Альпега игумена Кантербургского.

-------------------------------------------
Мц. Каллиопии (ок. 249-251) (Греч.).
Ἡ Ἁγία Καλλιόπη ἡ Μάρτυς

--
Εἶναι ἄγνωστο ἀπὸ ποῦ καταγόταν ἡ Ἁγία Μάρτυς Καλλιόπη, ἡ ὁποία ἄθλησε κατὰ τοὺς χρόνους τοῦ αὐτοκράτορος Δεκίου (249 – 251 μ.Χ.). Διακρινόταν τόσο γιὰ τὸ σωματικὸ καὶ ψυχικὸ κάλλος, ὅσο καὶ γιὰ τὴν εἰλικρινὴ καὶ βαθιὰ εὐσέβεια. Κατὰ τὸν κηρυχθέντα τότε ἐναντίον τῶν Χριστιανῶν διωγμό, συνελήφθηκε καὶ ὁδηγήθηκε ἐνώπιον τοῦ ἐπάρχου γιὰ ἀνάκριση. Αὐτός, εὐθὺς ὡς ἀντίκρισε τὸ κάλλος τῆς Καλλιόπης, καταλήφθηκε ἀπὸ πονηροὺς λογισμοὺς καὶ πόθους καὶ προσπάθησε μὲ ὑποσχέσεις καὶ κολακεῖες νὰ μεταπείσει αὐτήν, ὥστε νὰ ὑποκύψει στοὺς ἔνοχους πόθους του. Ἀλλ’ ἡ Καλλιόπη παρέμεινε ἀδιάφορη στὶς κολακεῖες καὶ ἀκλόνητη στὴν πίστη της. Τοῦτο ἐξόργισε τὸν ἔπαρχο, ὁ ὁποῖος ἀντιληφθεὶς ὅτι διαψεύδονταν οἱ ἐλπίδες του, διέταξε τὴν κατόπιν σκληρῶν βασανιστηρίων θανάτωσή της. Ἔτσι, ἀφοῦ ἐμαστιγώθηκε ἀνηλεῶς, τῆς ἀπέκοψαν τοὺς μαστούς, τὴν κατέκαψαν μὲ ἀναμμένες λαμπάδες καὶ περιέχυσαν τὶς πληγές της μὲ ξύδι καὶ ἁλάτι. Στὸ τέλος τὴν ἀποκεφάλισαν καὶ ἔτσι ἡ Ἁγία Καλλιόπη ἔλαβε τὸν ἀμαράντινο στέφανο τῆς δόξας καὶ εἰσῆλθε στὴ χαρὰ τοῦ Νυμφίου της Χριστοῦ.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Τοῦ Σωτῆρος τὸ κάλλος ἐκ ψυχῆς ἀγαπήσασα, καλλιπάρθενε κόρη, Καλλιόπη πανεύφημε, ἠγώνισαι στερρῶς ὑπὲρ αὐτοῦ, καὶ δόξης ἠξιώθης θεϊκῆς· διὰ τοῦτό σου τὴν μνήμην τὴν ἱεράν, τιμῶμεν ἐκβοῶντές σοι· δόξα τῷ δεδωκότι σοι ἰσχύν, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ χορηγοῦντι διὰ σοῦ, ἡμῖν πταισμάτων ἄφεσιν.
Κοντάκιον. Ἦχος β’. Τοῖς τῶν αἱμάτων σου.
Παρθενικῇ διαλάμπουσα χάριτι, μαρτυρικῶς τῷ Χριστῷ προσενήνεξαι· οὗ νῦν τῆς χαρᾶς ἀπολαύουσα, τῆς ὑπὲρ νοῦν Καλλιόπη πανεύφημε, δυσώπει ὑπὲρ τῶν τιμώντων σε.
Μεγαλυνάριον.
Κάλλει διαλάμπουσα ψυχικῷ, καλὴ καὶ ὡραία, δι’ ἀγώνων μαρτυρικῶν, ὤφθης τῷ Σωτῆρι, θεόφρον Καλλιόπη, ᾧ πρέσβευε σωθῆναι τοὺς σὲ γεραίροντας.
*
---------------------------------------------
Прп. Мелании старицы, из «Лавсаика» (410) (Греч.).
Ἡ Ὁσία Μελανία ἡ Πρεσβυτέρα    410 μ.Χ.

Ἡ Ὁσία Μελανία ἡ πρεσβυτέρα ἐγεννήθηκε τὸ 340 μ.Χ., καὶ ἦταν θυγατέρα τοῦ ὑπάτου Μαρκελλίνου τῆς Ἰσπανίας. Μετὰ τὴν χειρία της, σὲ ἡλικία εἴκοσι δύο ἐτῶν, κατέφυγε στα ἀσκητήρια τῆς Νιτρίας στὴν Αἴγυπτο καὶ διεμοίραζε σὲ ἀσκητὲς πλούσιες εὐλογίες.
............
Ἐξαίροντας ὁ ἱστορικὸς Παλλάδιος τὴ δράση τῆς Ὁσίας Μελάνης γράφει: «Καὶ πάντα αἱρετικὸν πνευματομάχον συμπείσαντες εἰσήγαγον εἰς τὴν Ἐκκλησίαν».
Ἡ Ὁσία Μελανία ἐκοιμήθηκε μὲ εἰρήνη, τὸ 410 μ.Χ.
*
-----------------------------------------
Прп.  Ефре Египетского (V).
Ὁ Ὅσιος Ἀθρέ

Ὁ Ὅσιος Ἀθρὲ ἢ Ἀτρὲ ἐκοιμήθηκε μὲ εἰρήνη. Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ὁσίου.
*
-------------------------------------------
Мч. Никандра (Греч.).
-----------------------------------------
Мч. Марка (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Μάρκος ὁ Μάρτυρας

Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Μάρκος ἐτελειώθηκε διὰ ξίφους. Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ἁγίου Μάρτυρος.
*
-------------------------------------------
Новосщмч. еп. Варлаама (1942) и брата его Германа (Ряшенцова) (1937).
-----------------------------------------
Св. Павла, исп. Каиюмского в Константинополе (766).
Мученика Павла Каиюмского (766).
Ὁ Ὅσιος Παῦλος ὁ Ὁμολογητής ὁ ἐν Καϊουμᾶ    771 - 775 μ.Χ.

Ὁ Ὅσιος Παῦλος δὲν ἀναφέρεται στοὺς Συναξαριστὲς τοῦ Ἁγίου Νικοδήμου τοῦ Ἁγιορείτου καὶ τοῦ Ἱππολύτου Delehaye. Ἡ μνήμη του ἀναφέρεται στὰ μετρικὰ ἡμερολόγια κάποιων Εὐαγγελίων, ὅπως στὸ 426 τοῦ Κωνσταντινουπολίτικου μετοχίου τοῦ Παναγίου Τάφου, στὸν κώδικα Marc. gr. I. 47 καὶ στὸ αὐτοκρατορικὸ Μηνολόγιο τοῦ Μιχαὴλ Δ’ τοῦ Παφλαγόνος (1034 – 1041 μ.Χ.).
Τὸ φρικτὸ μαρτύριο τοῦ Ἁγίου Παύλου, ἀποδίδεται στὸν αὐτοκράτορα Κωνσταντίνο Ε’ τὸν Κοπρώνυμο (ἀκρωτηριασμὸς τῆς μύτης, ἐγκαύματα μὲ πίσσα καὶ σύρσιμο στοὺς δρόμους τῆς Κωνσταντινουπόλεως) καὶ ἐγράφη μετὰ τὴν εὕρεση τῶν βασανισμένων του μελῶν, χάρη σὲ μία ἀγγελικὴ ἀποκάλυψη, τὴν ἐποχὴ τοῦ Πατριάρχου Ἀντωνίου Β’τοῦ Καυλέα (893 – 901 μ.Χ.). Ἔτσι τὸ μαρτύριό του τοποθετεῖται μεταξὺ τῶν ἐτῶν 771 καὶ 775 μ.Χ. Συμπεραίνουμε, λοιπόν, ὅτι ὁ Ἅγιος Παῦλος ἔζησε καὶ ἐμαρτύρησε κατὰ τὴν περίοδο τοῦ εἰκονομάχου αὐτοκράτορος Κωνσταντίνου Ε’ τοῦ Κοπρώνυμου (741 – 775 μ.Χ.).
*
-----------------------------------------
Сщмч. Тевдоре Квелтского (1609) (Груз.).
Ὁ Ἅγιος Θεόδωρος ὁ Ἱερομάρτυρας ἐκ Γεωργίας    1609 μ.Χ.

Ὁ Ἅγιος Ἱερομάρτυρας Θεόδωρος (Κβελτέλι) ἔζησε στὴ Γεωργία καὶ ἐμαρτύρησε τὸ 1609.
*
-----------------------------------------
Собор церкви Креста во Мцхете (Груз.).
----------------------------------------------
Прп. Навкратия, брата св. Василия Великого (IV).
Преподобного Навкратия (848).
Ὁ Ὅσιος Ναυκράτιος

Περὶ τοῦ Ὁσίου Ναυκρατίου ἀναφέρουν ὁ Ἅγιος Νικόδημος ὁ Ἁγιορείτης καὶ ὁ Ἱππόλυτος Delehaye χωρὶς συναξαριστικὸ ὑπόμνημα. Ὁ δὲ Ἅγιος Νικόδημος σὲ ὑποσημείωση ἐκφράζει τὴν εἰκασία ὅτι εἶναι ἀδελφὸς τοῦ Μεγάλου Βασιλείου καὶ τοῦ Ἀγίου Γρηγορίου Νύσσης καὶ παραθέτει καὶ τὸ ἑξῆς δίστιχο:
«Γῆν Ναυκράτιος ἐκπερῶν ἐπιτρέπει
τὴν ψυχικὴν ναῦν τῷ Κυβερνήτῃ Λόγῳ».
Ἀλλὰ ἀπὸ τὸν Μαυρίκιο πληροφορούμεθα ὅτι ὁ Ναυκράτιος ἦταν μοναχὸς τῆς μονῆς Στουδίου (βλ. † 18 Ἀπριλίου).
*
-----------------------------------------------
Святого Феодосия.
-------------------------------------------
Икон Божией Матери Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821).
Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

-------------
Ярославская икона Божией Матери (13 век).
Иконы Божией Матери Ярославской (XIII)
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τοῦ Γιαροσλάβλ ἐν Ρωσίᾳ   
*

*
-------------------------------------------
Урюпинская икона Божией Матери (1821 г.).
Иконы Божией Матери Урюпинской (1827)
*

*
--------------------------------------------------------------------------
----------------------------------
---------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!




---------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/decemberИсточники: «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день, Сост. Степкина О.В. - М.: Рипол-классик, 2009;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 3, Афанасьев А.Н. - М., 1995;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў (Могилёв);
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.