no copi

вторник, 4 октября 2011 г.

4 Октября(21 Сентября по ст.ст.) – Кондрат. Игнат. Кондрат с Ипатом. Дворы, Замолотки.

*
Любовь Малышева «Хозяин двора» 2011
*
Народное название:
Димитрий
День памяти святого апостола Кондрата и священомученника Игната
Игнат, Игнат и Кондрат
КОНДРАТ ДА ИГНАТ
Кондрат с Ипатом. Кондрат да Ипат
КОНДРАТ, Кондратьев день
ДВОРЫ
День плодородия и земледелия
ЗАМОЛОТКИ
ЗАРЕВНИЦЫ

 *

Международный день животных.
Международный день жилья.
День начала космической эры.
День космический войск.
*
конспект
*
*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Апостола от 70-ти Кодрата,еп. Афинского.
Обре́тение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).
Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612).
Священномученика Иоанна Флерова пресвитера (1918).
Священномученика Иоанна Быстрова, пресвитера (1938)
Преподобного Даниила Шужгорского (XVI).
Священномучеников Ипатия, епископа Ефесского, и Андрея пресвитера (ок. 730—735),
Священномученика Василия Крымкина пресвитера (1942).
Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских.
Мучеников Евсевия и Приска.
Преподобномученика архимандрита Маврикия (Полетаева) и с ним мчч. Василия Кондратьева и Владимира Правдолюбова (1937).
Священномученика Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Никольского, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского , Иоанна Лазарева пресвитеров (1937)
Священномучеников Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, пресвитеров (1918).
*
-----------------
 -----------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
• Погода этого дня продержится без изменения еще четыре недели.
Погода этого дня продержится без изменения почти неделю.
• Какая погода на Кондрата с Игнатием, такая и весь месяц простоит.
• Холод всех людей к печи погнал, а все тепло на небо ушло (в это время становится по-настоящему холодно).·
• На Кондрата ясно при резком северо-восточном ветре – на холодную зиму.
• Коли холода усилились – с хорошей погодой распрощайся.
• Если днем становится прохладнее, а ночью теплеет – будет ненастье.
• Если много орехов, а грибов нет – зима будет снежная и суровая. 
--
Молотьба хлеба цепами
--
День плодородия и земледелия
С 4 октября в старину начинали замолотки – молотьба хлебов.
С вечера топились овины, около них собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями и играми.


С полуночи зажигались костры — заревницы — и начинались замолотки.
Первый овин наши поселяне называют именинным.
Для именинного овина варят молотильщикам овсяную кашу - часто выступавшую в роли обрядового блюда, символизировавшего плодородие, рост и обилие.
Садясь за завтрак, они говорят:
«Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам — каши горшок».
Вечером хозяева угощали на своем дворе молотильщиков пирогами и брагой.
Овины представляли собой довольно сложные по конструкции сооружения.
Предназначались они для молотьбы зерна.


Овины были двухэтажными.
Верхний этаж от нижнего отделялся настилом, но очень неплотным — решетчатым.
На нижнем этаже в земляном полу вырывалась яма, в которую складывались дрова и разводился огонь.
Жар от костра должен проходить через решетчатый пол, по которому наверху были раскиданы снопы. Жар посушивал снопы, но нередко и поджигал их.
*
 --
В дому в этот день тоже свои порядки были.
Поднимется чуть свет большуха, в печь горящих угольев кинет:
«К доброму хлебу, гори!» – а после выходит на крылечко.


В этой рани, по поверью, мог подняться страшный ветер-листобой.
Он деревья обнажал, мог с бабьего или девьего лица красоту сорвать, золу вырвать да разметать по сорной траве, на подворье.
Поэтому в прошлом, еще затемно, женщины выходили на улицу и говорили-заговаривали:
«Ветер-листобой, ты лети за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, не тронь моего лица, подыми лучше перо воронье, суховерть да веревку-удавку да отнеси их за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, а то заступлю твои следы, веточкой осиновой забью!»
«Ветер-листобой, ты лети за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, не тронь моего следа, с лица – зори, подыми перо воронье, суховерть да веревку-удавку, да отнеси ты назальное за семь высоких лесов, за семь глубоких морей, а то заступлю твои следы, поветочкой осиновой забью!»
Считалось, что после этого заговора листобой зла не причинит.
Осиновой веточкой, что была ещё ввечеру воткнута у крыльца, баба хлестала наотмашь и бросала горсть зерна:
«Иди к добрым людям!»
Пока топила баба печь, обряжалась, мужик шёл из-под коровы навоз выбрасывать.
Полагалось землю назмить, чтобы глада на землю не было, чтобы жито другим летом умножалось, чтобы овощи и хлеб уродились.
В старину в этот день читались особые заговоры на плодородие земли, а также делали защиту на огороды и земельные участки от колдовства и воров.
-

В этот день надо было обязательно работать.
Говорили:
«Не присядешь без дела на Кондарата да Игната — будешь богатым».
Не присядешь без дела на Кондрата с Ипатом – будешь богатым.
Однако была и грустная поговорка:
«Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым», — то есть что ни делай все равно богатым не будешь.
Держи двор, тогда и ко двору добро придётся.
Чей двор, того и хоромы, чей берег, того и рыба, чей конь, того и воз, чья земля, того и сено.
-


Существовала традиция 4 октября выгребать из печи золу и разбрасывать ее на огороде.
Приносила бабонька в свой кут пустые бадьи, кланялась печи, хранительнице очага.
Выгребала кочергой из печи золу и ссыпала в бадьи:
Будь зола, для окату.
От призора, от немочи,
От огни разжильной,
От ломеи, от гнетеи!
Будь зола под весеннюю соху!
Большуха верила, что сила солнца хранится не только в зерне или медовых сотах, но и в золе.
И она знала, чтобы поле родило, чтобы на грядках всякий овощ рос ядреным и вкусным, обязательно надо прикормить землю.
И вот выносили они с хозяином бадьи с золой во двор и посыпали золой грядки, сыпали вокруг ягодных кустов и плодовых деревьев.
Зола – прекрасное удобрение.
Но, кроме того, считалось, что зола, побывавшая в печи, обладает силой солнечного света, следовательно, урожай будет добрым.
*
----------------
 ---------------
В этот день Православная Церковь почитает память  Апостола от 70-ти Кодрата (Кондрата) (около 130), проповедовавшего слово Божие в Афинах и Магнезии,  Обретение мощей святого Димитрия, митрополита Ростовского (1752),  а также Священномученика Ипатия, епископа города Ефеса, пострадавшего в VIII веке в правление иконоборца Льва Исаврянина и Андрея, пресвитера (около 730–735),  Преподобного Иосифа Заоникиевского (1612), Преподобного Даниила Шужгорского (XVI).
Среди народа ходила поговорка, что Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.
Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.
*
4 октября – День памяти святителя Дмитрия Ростовского,  
помогающего при лечении грудных болезней.
В этот день знахари лечили у кормящих женщин грудницу заговорами.
Надо было зарезать свинью (поросенка) и, смазывая этим салом грудницу, приговаривать:
«Силою Честного Животворящего Креста исцели, Господи, рабу Божью (имя) от болезни».
*
Дворы
Праздновали 4 октября девушки на выданье свой праздник, называвшийся «дворы».
Свое название он получил за то, что девушки в этот день приводили в порядок свой двор, в то время как свахи ходили по деревне и заглядывали в ворота, проверяя – у кого двор чище и красивей.
Дворы – праздник что ни на есть для девушек на выданье.
Ходили свахи да свахоньки по улицам, заглядывали через заборы во дворы – каково обихожены?
Если во дворе свалка, то уж в таком дворе сватов не ждут.
Когда сваха входила во двор, она сперва обходила все углы, глядела, как все уложено, прибрано.
Справно ли поленницы поставлены, не брошена ли под открытым небом утварь хозяйская.
Прибирать дворы в этот день выходили девушки.
Конечно у справных хозяев давно был наведён порядок, и девушки убирали двор только для пригляду.
Прибравшись, девушки выносили украшенный лентами зажиночный овсяный сноп и обходили с ним двор.
Сноп этот был невелик, всего несколько колосков, но имел большое значение для крестьян, а образ снопа символизировал единство и урожай.
После этого во двор приходили соседи и друзья пожелать хозяевам изобилия и благополучия, а их молодой дочери – хорошего жениха.
Добрые люди приходили дворить двор, желать счастья:
«Чтобы в вашем дому Божьей помощи прибыло!»
Дворить – значит приносить удачу, счастье.
-
 -
Если же девушка уже была сосватана, то совершался обряд ее омовения.
Был и такой обряд – бабонька расстилала в бабьем куту (угол в избе, где стояла печь)  солому, ставила на солому дочь, которая была на выданье, и на счастье в последний раз сама мыла её перед свадьбой.
Солома, которая с древности использовалась в магических земледельческих обрядах, несла в себе хлебный дух, отпечаток собранного урожая, былого плодородия.
После омовения  вытирала  полотенцем свадебным /тем, в которое потом на свадьбе повивальная бабка будет заворачивать курник, провожая молодых в горницу/, читая при этом особый приворот – пожелание счастливой семейной жизни.
Свадебное полотенце (или рушник) издревле символизировало жизненный путь, по которому пойдут вместе муж и жена.
На таких полотенцах обычно вышивались пары птиц, символизирующих жениха и невесту.
Например, жаворонки – чистые Божьи птицы, которые приносили Богоматери вести о Ее странствующем сыне.
Такие птицы являются олицетворением семейного счастья и любви.
Цветочный орнамент – это и оберег от злых сил, и символ грядущего процветания, плодородия.
Хозяин после перенимал у своей бабоньки собранную влажную солому и её относили скотине .
Если скотина принималась есть солому, то это было верным знаком, что став мужней женой, дочь родит добрых детей, будет счастлива в браке.
*
*
Рецепты
-

Овсянка с картофелем.
1/2 стакана овсянки (крупы) сварить в 3 стаканах воды, положить 1 ложку масла, соли, выбить лопаткою, положить ломтиками нарезанного, отдельно сваренного картофеля.
-

Овсянка на молоке.
1 стакан крупы всыпать в 3 стакана кипящего молока, поварить, посолить, положить 1/2 ложки масла.
-
 
Русское жаркое
     говядина – 200–300 г,
     картофель – 4–5 шт.,
     репчатый лук – 1 шт.,
     топленое или сливочное масло – 2 ст. ложки,
     морковь – 1 шт.,
     петрушка – 1 корень,
     сельдерей – 1 корень,
     чеснок – 2 зубчика,
     сметана – 1 ст. ложка,
     рубленая зелень петрушки или укропа – 2 ст. ложки,черный молотый перец и соль – по вкусу.

 
Очистите картофель, вымойте, нарежьте кубиками, обжарьте в масле.
Нарежьте кольцами лук, обжарьте его в масле до золотистого цвета.
Нарежьте мясо кусочками, обжарьте в масле с обеих сторон до образования румяной корочки.
В глиняный горшок положите мясо, картофель, лук, коренья, посолите, поперчите, добавьте лавровый лист, влейте немного бульона.
Тушите в духовке 50 минут.


Минут за 10 до окончания приготовления залейте жаркое сметаной, посыпьте мелко нарубленным чесноком, зеленью укропа, петрушки.
Подавайте жаркое с салатом из свежих овощей, солеными огурцами, квашеной капустой, зеленью.
*
 
Если сегодня вы заметили в доме паутину без паука
к финансовому благополучию.
Осенняя паутина коснулась лица - срочно загадывайте желание.
Оно сбудется до конца месяца.
Соблюдайте сегодня спокойствие, не "ищите" ссор, будьте умеренны во всем.
Злобность, агрессивность, проявление зависти в этот день особо наказуемы - они ведут к финансовым неприятностьям.
Хорошо в этот день медитировать, занятся спортом или просто совершить пробежку.
Неплохие результаты даст новая диета и голодание.
В этот день могут снится тяжелые и страшные сны.
Этот день хорош для познания тайн, гаданий и колдовства.
--
Знахари сегодня занимаются денежной магией.
*
----------------------------------------
Ребенок, рожденный сегодня, всего добъется в жизни.
Родившимся в этот день следует носить цитрин.
--
Именины празднуют:
По православному календарю :
Александр • Алексей • Андрей • Валентин • Василий • Владимир •  Дмитрий • Иван • Константин • Петр •  Агния, Васса, Даниил (Данила), Евсевий (Евсей), Зенон, Иосиф (Йосип), Ипатий, Исаакий, Кондратий (Кондрат), Лаврентий, Мелетий, Нестор.
По католическому календарю :
Конрад • Франциск •
*
--------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------
-----------
--
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.
** Отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 

*
----------------------------------
Обре́тение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752 г.).
 


*** Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (обретение мощей, 1752).
*
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/blog-post_9461.html*
----------------------------------
Апостол от 70-ти Кодрат (ок. 130 г.).
 


Апостола от 70-ти Кодрата,еп. Афинского.
* Апостола от 70-ти Кодрата, в Магнезии (ок. 130).
Ὁ Ἅγιος Κοδρᾶτος ὁ Ἀπόστολος ὁ ἐν Μαγνησίᾳ

*
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/10/70.html*
----------------------------------
Преподобный Даниил Шужгорский (16 век).
 


Преподобного Даниила Шужгорского (XVI).
Ὁ Ἅγιος Δημήτριος Μητροπολίτης Ροστοβίας (Ρῶσος)   

*
*
----------------------------------
Преподобный Иосиф Заоникиевский (1612 г.).
Преподобного Иосифа Заоникиевского, Вологодского (1612).

*
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/06/blog-post_8145.html
*
----------------------------------
Священномученики Ипатий епископ и Андрей пресвитер Ефесские (ок. 730-735 гг.).
Священномучеников Ипатия, епископа Ефесского, и Андрея пресвитера (ок. 730—735),

--
Мучение свв. Андрея и Ипатия. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Память святых священномучеников Ипатия и Андрея
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=876
*
----------------------------------
Святители Исаакий и Мелетий, епископы Кипрские.
Святителей Исаакия и Мелетия, епископов Кипрск
их.
--
Память святых епископов Исакия и Мелетия
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=878
--   
Ὁ Ὅσιος Ἰσαάκιος (ἢ Ἀκάκιος) Ἐπίσκοπος Κύπρου
Ὑπῆρξε Ἐπίσκοπός τῆς Ἐκκλησίας τῆς Κύπρου, ἡ ζωὴ του εἶναι πανομοιότυπη μὲ αὐτὴ τοῦ Ὁσίου Μελετίου, Ἐπισκόπου Κύπρου († 20 Δεκεμβρίου).
Ὁ Ἰσαάκιος κατανάλωσε τὴν ζωή του στὴ διάδοση τοῦ θείου λόγου καὶ στὴν ἐλεημοσύνη ἀπὸ τὰ ὑπάρχοντά του στοὺς φτωχοὺς καὶ τοὺς δυστυχισμένους.
Ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
----------------------------------
Мученики Евсевий Финикийский и Приск Фригийский.
Мучеников Евсевия и Приска.
Ὁ Ἅγιος Εὐσέβιος ὁ Μάρτυρας
Ὁ Ἅγιος Πρίσκος ὁ Μάρτυρας    

--
Память святых мучеников Евсевия и Приска
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=877
*
----------------------------------
Священномучеников Александра (Федосеева), Алексия (Стабникова), Константина (Широкинского) и Иоанна пресвитеров, Пермских (1918); преподобномученика Маврикия (Полетаева) архимандрита и с ним мучеников Василия (Кондратьева) и Владимира (Правдолюбова), Алма-Атинских (1937); священномучеников Валентина (Никольского), Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитера (1937); Иоанна (Быстрова) пресвитера, Нижегородского (1938); Василия пресвитера (1942).
Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918); прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937); сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна пресвитера (1938); сщмч. Василия пресвитера (1942).

-
Священномученики Александр, Алексий и Константин пресвитеры (1918 г.).
Священномучеников Александра Федосеева, Алексия Стабникова, Константина Широкинского, пресвитеров (1918).
Федосеев Александр, священник, священномученик;
Стабников Алексий, протоиерей, священномученик;
Широкинский Константин, священник, священномученик;
МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ ПЕРМСКИЕ*

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1596
*
----------------------------------
Преподобномученик Маврикий и с ним мученики Василий и Владимир (1937 г.).
Преподобномученика архимандрита Маврикия (Полетаева) и с ним мчч. Василия Кондратьева и Владимира Правдолюбова (1937).
Полетаев Маврикий, архимандрит, преподобномученик;
Кондратьев Василий, мирянин, мученик;
МУЧЕНИК ВАСИЛИЙ (КОНДРАТЬЕВ)

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3140
--
Правдолюбов Владимир, мирянин, мученик;
*
----------------------------------
Священномученика Валентина Никольского, Александра Белякова, Иоанна Никольского, Андрея Бенедиктова, Петра Сахаровского , Иоанна Лазарева пресвитеров (1937)
-
Священномученик Валентин пресвитер (1937 г.).
Никольский Валентин, священник, священномученик;
Священномученик Иоанн пресвитер (1938 г.).
Священномученика Иоанна Быстрова, пресвитера (1938)
Быстров Иоанн, священник, священномученик;

http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyashhennomuchenik-ioann-bystrov-presviter.html
-
МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ НИЖЕГОРОДСКИЕ*
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1598
*
----------------------------------
Священномученик Василий пресвитер (1942 г.).
Священномученика Василия Крымкина пресвитера (1942).
Крымкин Василий, священник, священномученик;
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ (КРЫМКИН)

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2888
*
----------------------------------
Священномученик Иоанн пресвитер (1918 г.).
Священномученика Иоанна Флерова пресвитера (1918).
Флеров Иоанн, священник, священномученик;

http://alchevskpravoslavniy.ru/knigi/zhitie-svyatyx/svyashhennomuchenik-ioann-flerov.html
--
Священномученики Александр, Иоанн, Андрей, Петр и Иоанн пресвитеры (1937 г.).
Беляков Александр, священник, священномученик;
Никольский Иоанн, священник, священномученик;
Бенедиктов Андрей, священник, священномученик;
Сахаровский Петр, священник, священномученик;
Лазарев Иоанн, священник, священномученик;
МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ НИЖЕГОРОДСКИЕ

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1598
*
-------------------------------------
Мучеников 6-ти, мечем усеченных (298);
Οἱ Ἅγιοι 6 Μάρτυρες

Αὐτοὶ ἦταν ὑπασπιστὲς τοῦ βασιλιὰ Μαξιμιανοῦ (298) καὶ μαρτύρησαν διὰ ξίφους.
*
--------------------------------------
Мучеников Евсевия, Нестава, Зинона, Вассы Тирской, Нестора, Вузириса (ок. 361-363);
Οἱ Ἅγιοι Εὐσέβιος, Νέσταβος, Ζήνων, Νέστωρ καὶ Βούσιρις οἱ Μάρτυρες

Οἱ τρεῖς πρῶτοι ἦταν ἀδέλφια μεταξύ τους καὶ ὅλοι ὑπῆρξαν στὰ χρόνια του βασιλιὰ Ἰουλιανοῦ του Παραβάτη (360 – 363). Κατάγονταν δὲ ἀπὸ τὴν Γάζα.
Ἐπειδὴ ἦταν χριστιανοί, συνελήφθηκαν ἀπὸ τοὺς εἰδωλολάτρες τῆς πόλης καὶ ὑποβλήθηκαν σὲ πολλὲς κακώσεις, συρόμενοι μέσα στοὺς δρόμους. Βασανίστηκαν σκληρὰ καὶ ποικιλοτρόπως.
Τελικὰ συνέτριψαν τὰ κεφάλια τους μὲ πέτρες καὶ ἀφοῦ τοὺς ἔβγαλαν ἔξω ἀπὸ τὴν πόλη τοὺς ἔκαψαν μέσα σὲ καμίνι.
--
Ἡ Ἁγία Βάσσα    
Ἡ μνήμη της ἀναφέρεται στὸν Συναξαριστὴ Sirmond μὲ τὴ φράση: «Τῇ αὕτῃ ἥμερᾳ τῆς ἁγίας μάρτυρος Βάσσης τῆς Τυρίας» (Delehaye, Συναξ. σελ. 68, 5), χωρὶς ἄλλες βιογραφικὲς λεπτομέρειες.
*
--------------------------------------
Святых Лаврентия и Агны.
*
-----------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------
-------------
--


--------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/december
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Насон – История города Вологды. Народные приметы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.