no copi

четверг, 12 апреля 2012 г.

* ЧЕТЫРЕ СОБЫТИЯ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА *

*
Якопо Бассано, 1542
*
ЧЕТЫРЕ СОБЫТИЯ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА
Μεγάλη Πέμπτη
Богослужение Великого четверга
*
Якопо Бассано. Около 1546
*
Страстная седмица.
Великий Четверг, Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери.


http://www.abc-people.com/shop/lent.htm#006
церковный календарь на апрель 2011

Великий Четверток - Чистый четверг -
Четыре события Великого четверга:
Тайная вечеря.
Омовение ног ученикам. Молитва в Гефсиманском саду.
Предательство Иуды.
Вечером читаются 12 Евангелий

*
===============
 ===
Тайная вечеря

Тайная вечеря - это последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами
Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам
"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга,
как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга"

Он посвятил их в таинство Причащения: благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "примите, ядите: cue есть Тело Мое" а затем, взяв чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо "cue есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов". Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня.
   
"Рука предающего Меня со Мною за столом, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению...". "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему..." Спаситель приуготовил апостолов к служению. "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" - сказал Христос в своей молитве Отцу. Тайная вечеря, которая происходила в горнице одного из домов Иерусалима, обрела вселенское значение и непреходящий смысл.
    
Всё о ТАЙНОЙ ВЕЧЕРЕ - статьи, иконы, фрески, картины
http://www.abc-people.com/event/supper/index.htm
*

*
Тайная вечеря

http://fotospas.ru/index.php/2010-06-04-14-22-27?func=viewcategory&catid=55
Имеются 13 фото в этой категории.
*
Альбрехт Дюрер, 1511
 *
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

ИЛЛЮСТРАЦИИ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ на фреске ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ


http://www.abc-people.com/event/supper/index.htm
*
================
Козимо Россели, фреска Сикстинской капеллы
Альбрехт Дюрер, 1510
Альбрехт Дюрер, 1523
Рафаэль Санти, 1518-1519
Поль Густав Доре, 1865
Никола Пуссен, 1640
Каспар Луикен, 1712
Маттиас Шейтс, 1672
Анжелико-Фра
Юлиус фон Карольсфельд, 1851-1860
тайная вечеря.   Симон Вуэ, 1615-1620
Павел Попов "Тайная вечеря"



=============================
Омовение ног ученикам

На Тайной вечери между учениками произошел спор о старшинстве, тогда Христос показал ученикам наглядный пример смирения: Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Христос омывает ноги ученикам.  Картины Паоло Веронезе на библейские сюжеты

Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.


      Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
*
Giotto di Bondone (1267-1337), Cappella Scrovegni a Padova, Life of Christ, Washing of Feet

 ==================
Молитва в Гефсиманском саду

После вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманию. "...посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сынов Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошел немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими".

Христос в Гефсиманском саду. 1430-35гг Джованни ди Паоло Пинакотека Ватикана, Рим.

И говорит Петру: Симон ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

Моление о чаше.  XVIII в
И, возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И, оставив их, отошел опять и помолился уже в третий раз, сказав то же слово.
Явился же Ему Ангел с Небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
*
Моление о чаше
Моление о чаше
Моление о чаше
 
======================

Борение в Гефсиманском саду
     
Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали. И сказал им:
вы все еще спите и почиваете? вот приблизился час, и Сын Человеческий предаст в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня."
Евангелие от Матфея 26, От Луки 22
*
=========================
Н. Ге. Голова Иуды.
 *
Предательство Иуды

"Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? (Иисус) говорит ему: ты сказал".
Евангелие от Матфея 26:14-25
*
Сцены из жизни Христа. Предательство Иуды. 28. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.

Иисуса предает его друг.Джотто
Сцены из жизни Христа. Арест Христа. (Поцелуй Иуды). 31. 1304-06 гг.Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи. Падуя. Фреска.
Джотто ди Бондоне “Поцелуй Иуды”
Антонис ван Дейк. Поцелуй Иуды. 17 век


      Простил ли Иисус предательство Иуды?

Господь с самого начала знал, кто Его предаст: «Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» (Иоанна 6:64, также см. Иоанна 13:11).
Если предположить, что Иисус не простил Иуду, тогда нужно признать и факт, что Иисус затаил на него обиду с самой их встречи. А это значит, что Иисусу всё время приходилось притворяться, лгать и лицемерить, когда Он учил людей прощать друг друга, а Сам отказывался простить Иуду… Но ведь это не так! Иисус есть Бог во плоти. Господь Бог не имеет ничего общего с грехом. Поэтому было бы кощунством считать, что Иисус таил зло и обиду на Иуду.
Иисус учил нас не только прощать, но и молиться за обижающих нас: Матфея 5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Показывая нам личный пример, Господь Иисус и Сам прощал и молился за Своих врагов и гонителей. Когда Христа распяли, Он молился так: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).
Так может молиться только человек, не держащий зла на своих обидчиков. А ведь речь шла о людях, которые распинали Христа. Иуда Искариот тоже был среди тех, кто распял Иисуса, ведь он предал Христа. И эти слова Иисуса распространяются и на Иуду. А это значит, что Иисус простил Иуду за его предательство.
*

Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/

==============
Предательство Иуды и арест Христа. Деталь алтаря из Санта-Кроче. 1326-30гг. Уголино ди Нерио. Национальная галерея, Лондон.
 ==================
Μεγάλη Πέμπτη

Κατά τη Μ. Πέμπτη επιτελούμε ανάμνηση: (α) Της νίψεως των ποδών των Αποστόλων υπό του Κυρίου. (β) Του Μυστικού Δείπνου, δηλαδή της παραδόσεως σ' εμάς υπό του Κυρίου του Μυστηρίου της θείας Ευχαριστίας. (γ) Της θαυμαστής προσευχής του Κυρίου προς τον Πατέρα Του. Και (δ) Της προδοσίας του Κυρίου υπό του Ιούδα.
Εκείνο το βράδυ της Πέμπτης, πριν ν' αρχίσει το δείπνο ο Ιησούς σηκώνεται από το τραπέζι, αφήνει κάτω τα ιμάτιά του, βάζει νερό στο νιπτήρα και τα κάνει όλα μόνος Του, πλένοντας τα πόδια των Μαθητών Του. Με τον τρόπο αυτό θέλει να δείξει σ' όλους ότι δεν πρέπει να επιζητούμε τα πρωτεία. Μετά τη νίψη των ποδιών λέγει: «όποιος θέλει να είναι πρώτος, να είναι τελευταίος απ' όλους».
Πρώτα πήγε στον Ιούδα και μετά στo Πέτρο, ο οποίος ήταν ο πιο ορμητικός απ' όλους και στην αρχή σταματάει το Διδάσκαλο, αλλά ύστερα όταν τον έλεγξε, υποχωρεί με τη καρδιά του. Αφού έπλυνε τα πόδια όλων, πήρε τα ιμάτιά Του και ξανά κάθισε. 
Άρχισε κατόπιν να τους νουθετεί να αγαπούν ο ένας τον άλλον και να μη επιζητούν το ποιος θα είναι πρώτος. Στη συνέχεια τους μίλησε για την προδοσία και επειδή θορυβήθηκαν, στρέφεται με ήρεμο τρόπο στον Ιωάννη και τον υπέδειξε.
Κατόπιν πήρε ψωμί στα χέρια Του και είπε: «Λάβετε φάγετε». Το ίδιο έκανε και με το ποτήρι του κρασιού λέγοντας: «Πιέστε απ' αυτό όλοι, γιατί αυτό είναι το αίμα Μου, της νέας Συμφωνίας. Αυτό να κάνετε για να Με θυμάστε». Μετά από αυτή τη στιγμή ο Ιούδας, μόλις έφαγε τον άρτο έφυγε και συμφώνησε με τους αρχιερείς να τους Τον παραδώσει.
Μετά το δείπνο βγήκαν όλοι στο όρος των Ελαιών, όπου ο Χριστός τους δίδαξε τα ανήκουστα και τελευταία μαθήματα και αρχίζει να λυπάται και να ανυπομονεί. Αναχωρεί μόνος Του και, γονατίζοντας, προσεύχεται εκτενώς. Από την πολλή αγωνία γίνεται ο ιδρώτας Του σαν σταγόνες πηχτού αίματος, οι οποίες έπεφταν στη γη. Μόλις συμπληρώνει την εναγώνια εκείνη προσευχή, φθάνει ο Ιούδας με ένοπλους στρατιώτες και πολύ όχλο και αφού χαιρετάει και φιλάει πονηρά το δάσκαλό Του, Τον παραδίδει.
Συλλαμβάνεται λοιπόν ο Ιησούς και τον φέρνουν δέσμιο στους Αρχιερείς Άννα και Καϊάφα. Οι μαθητές σκορπίζονται και ο θερμότερος των άλλων ο Πέτρος τον ακολούθησε ως την αρχιερατική αυλή και αρνείται και αυτός ότι είναι μαθητής Του.

Εν τω μεταξύ ο θείος διδάσκαλος παρουσιάζεται μπροστά στο παράνομο συνέδριο, εξετάζεται για τους μαθητές και τη διδασκαλία Του, εξορκίζεται στο Θεό για να πει εάν Αυτός είναι πράγματι ο Χριστός και αφού είπε την αλήθεια, κρίνεται ως ένοχος θανάτου, επειδή τάχα βλασφήμησε.
Από 'κει και πέρα τον φτύνουν στο πρόσωπο, τον χτυπάνε, τον εμπαίζουν με κάθε τρόπο κατά τη διάρκεια όλης της νύχτας, ως το πρωί.
*
=====================
ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ Фрагмент складня ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
 =============
Богослужения Великого четверга

Богослужения Великого четверга - утреня, литургия и всенощная четверга Страстной недели (См. Чистый Четверг), которые пронизывает воспоминание о событиях дня, предшествовавшего страданиям и распятию Иисуса Христа. Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой был установлен обряд евхаристии - причащения, омовение Христом ног ученикам, заветы Спасителя, оставленные ученикам, его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Утреня являлась одним из важных моментов в церковном богослужении этого дня, но крестьяне на данную службу ходили редко. По времени она совпадала с различными ритуалами и магическими действиями Чистого четверга. Отличительной особенностью четверговой утрени является пение после шестопсалмия, шести избранных псалмов, располагающих верующих к молитвенной беседе со Спасителем, тропаря: "Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злоречивый, сребролюбивием недуговах, омрачашеся и беззаконным судиям, Тебе, праведного Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удаление употребивша, бежи убо несытыся души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благих, Господи, слава Тебе" (Бухарев И. 1991. С.142).

В дореволюционной России через каждые два - три года в центральном патриаршем соборе в Москве в Великий четверг (Чистый четверг) после утрени совершался ритуал мироосвящения. Это миро затем использовалось в течение года при совершении таинства миропомазания, о котором церковь говорит: "Дар благодати духа обозначается через образ елея". До 15 в. миро на Русь привозили из Греции, после установления патриаршества, его стали изготавливать в Москве. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых "янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия". В начале 18 в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) "Сочинения и священия мира...", по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца 19 в. для составления мира используется только 30 частей.

В 18 - начале 20 вв. все необходимое для ритуала начинали запасать с Крестопоклонной недели Великого Поста. Начинали варить миро в Мироваренной палате в специальных серебряных сосудах с Великого понедельника (см. Страстная неделя), при этом на почетное место устанавливали священный сосуд - алавастр, покрытый перламутровой чешуей. По преданию, в нем из Константинополя на Русь доставили первое миро. В память об этом преждеосвященное миро хранится в нем в неприкосновенности, т.к. по канону оно никогда не должно иссякнуть на русской земле. Перед варкой все сосуды освящались архиереем, кропились святой водой, небольшая часть которой затем вливалась в каждый сосуд, перед смешением в нем елея и вина. Огонь под котлом зажигал сам архиерей. В Великий вторник в котлы доливали испарившееся вино, а в среду добавляли все остальные вещества кроме ароматов и вечером этого дня мироварение заканчивалось. Когда миро остывало, в него добавляли благовонные масла, разливали по кувшинам, которые запечатывали и ставили на лавки.

В Великий четверг (Чистый четверг) между утреней и литургией под колокольный звон от Успенского собора в Мироваренную палату отправлялся крестный ход во главе с архиереем в полном облачении. Забрав все сосуды с миром, крестным ходом возвращался в Успенский собор, где во время литургии происходил чин освящения мира, в которое вливали несколько капель из алавастра, а сам священный сосуд дополняли новоосвященным миром, чтобы не иссяк священный источник.

В 17 в. освящение мира происходило на утрене Великого четверга (Чистый четверг) около 9 часов утра. Посредине Успенского собора устанавливали мраморный стол, обтянутый золотой парчой. По четырем углам стола ставили подсвечники, а в его центре - сосуд с елеем - миром, справа от которого клали евангелие, а слева ставили серебряные чаши с вином и пшеницей, при этом к чаше с пшеницей были прикреплены семь свечей и семь веток, обернутых в бумагу. После произнесение надлежащих молитв патриарх брал одну из ветвей, осенял ею крестообразно сосуд с елеем, зажигал ее от свечи, свечу тушил в елее, а горящую ветку прикреплял обратно к чаше с пшеницей. С оставшимися ветвями и свечами аналогичные действия проделывали помогавшие при службе архиереи. Когда все ветви были зажжены, патриарх подходил к сосуду с миром и перемешивал его большой серебряной ложкой, опуская ее до самого дна, чтобы и туда могло проникнуть благословение. Затем миро разливалось по сосудам, которые благословлялись и запечатывались, и начиналось миропомазание всех присутствующих по нисходящей социальной лестницы, с царя и до обычного прихожанина. Затем священнослужители и патриарх удалялись в алтарь, где совершалось омовение престола, который натирали губкой, пропитанной новоосвященным миром.

Вслед за утреней в Великий четверг (см. Чистый четверг) служится литургия св. Василия Великого, отличающаяся большей продолжительностью, длинной молитв и протяжностью песнопений. Кроме этого дня она проводится также в день памяти святого - в Новый год, в рождественский и в крещенский сочельники, в пять воскресений Великого Поста (кроме вербного) и в Великую субботу. На четверговой литургии читается Евангелие о всех событиях того дня. В ходе ее принимают причастие исповедовавшиеся вечером в Великую среду и утором четверга.

В 17 в. под конец литургии в память об омовении Христом ног своим ученикам во всех кафедральных соборах совершался обряд омовения ног архиереем. В Успенском соборе московского кремля на по левую сторону амвона устанавливали скамью, покрытую ковром, для 12 "апостолов" - архиереев и архимандритов, а в центре собора на возвышении - кресло для патриарха. Сначала из алтаря через царские врата выходил патриарх, перед которым диакон нес Евангелие, водружаемое на аналой посреди храма, за патриархом два диакона несли серебряную лохань и "рукомой" - сосуд для умывания. Пройдя на середину храма, патриарх садился в кресло. Прежде всех "апостолов" из алтаря выходил архиерей, представлявший Иуду, и занимал место с края лавки. После этого под чтение 50 покаянного псалма протодиакон с ризничим выводили попарно остальных архиереев и архимандритов, которые поклонившись царю и патриарху усаживались на предназначенные им места, последним выходил "Петр". После некоторых молитв протодиакон начинал читать Евангелие об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам. Следуя за повествованием, патриарх вставал с кресла, разоблачался, опоясывался лентием, затыкал за пояс запон. Начиная омовение, патриарх преклонял правое колено, затем трижды с руки лил воду на ногу и, следуя тексту, отирал ее лентием, которым был опоясан, целовал и благословлял архиерея. В ответ архиереи целовали руку и митру патриарха. После омовения одиннадцати патриарх подходил к старшему митрополиту, изображавшему Петра. Цитируя Евангелие, "Петр" не желал, чтобы Христос мыл ему ноги, "Господь" его вразумлял, настаивая на своем. Закончив омовение, патриарх возвращался на свое место, читал из Евангелия христовы наставления ученикам, а в завершении ритуала читал молитву над водой, и "чин умовения" заканчивался кроплением храма и всех присутствовавших в нем.

Вечером в Чистый четверг начинается всенощная, состоящая из четверговой вечери, пятничной утрени и так называемого первого часа. Во время всенощной читаются "12 Евангелий", т.е. двенадцать отрывков из четырех Евангелий, посвященных страстям, смерти и погребению Иисуса Христа. Их число соотнесено с двенадцатью часами, проведенными Христом в страданиях на суде у Каиафы и в темнице. Начало чтения каждого отрывка возвещается колокольным звоном. Во время стояния верующие держат в руках зажженные свечи, которые по окончанию службы считают священными и стараются донести горящими до дома (см. Четверговая свеча). Стояние во время чтения 12 Евангелий в народе считалось особенно ответственным моментом, в который нельзя было дремать или слушать невнимательно, чтобы отметить, какое количество отрывков прочтено, при звуках колокола на четверговую свечу налепливали шарики из воска.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/

*
==============

И. Репин. Иуда.
Николай Ге. Совесть.Иуда.Государственная Третьяковская галерея. Москва1891г.


========================================
======================
==

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.