no copi

вторник, 9 ноября 2010 г.

9 Ноября(27 Октября по ст.ст.) – Нестор. Несторы. Обеты, Зарок на Параскеву.

*

*
Народное название:
Андрей. Марк
Нестор. НЕСТОРЫ
Нестор Летописец
День Нестора Летописца
День преподобного Нестора Летописца Печерского, собирателя древних сказаний
ОБЕТЫ, Обеды
Зарок на Параскеву
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

*
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мученика Нестора Солунского (ок. 306).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114).
Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539).
Мцц. Капитолины и Еротииды (304).
Мц. Марка и иже с ним.
Свт. Кириака, патр. Константинопольского.
Прав. Проклы, жены Пилата.
Новосщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского.
Св. Димитрия Басарбовского в Болгарии (XII-XIII).
Св. Одрана монаха Ионского.
Св. Ии девицы Корнвальской.
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Крестьяне на девятый день ноября провожали осень и встречали зиму:
«С Нестора мужик в сани забирается».
Начинает по ночам замерзать вода, а морозко скачет по сухим берегам.
Говорили:
"Сядет осень на бугор, обоймет колени — упадет в ее подол последний лист осенний",
"Из серебряной осени до зимы рукой подать".
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь отмечает   Мучениц Капитолину и Еротииду (304),    память святого Мученика Нестора, пострадавшего в Солуни около 306 года, а также Преподобного  Нестора Летописца, Печерского (около 1114), составившего первую русскую летопись “Повесть временных лет”.
Первый известный русский летописец, собиратель древних сказаний преподобный Нестор пришел в обитель преподобного Феодосия Печерского в семнадцатилетнем возрасте, принял иноческий постриг и до самой кончины трудился в обители, «труждаясь в делах летописания». Преподобный написал Сказание о житии и погубле-нии блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, Житие преподобного Феодосия Печерского. Главный труд его жизни — «Повесть временных лет», составленная в 1112—1113 годах на основании древнейшего летописного свода, преданий и устных рассказов.
*
Зарок на Параскеву.
Этот день называли еще Зарок на Параскеву, ибо, если в доме было несчастье, случилось горе или пришла беда, надо было выполнить зарок — и сделать его в полном молчании.
Говорили крестьяне:
«Когда непременно достойное в думах своих несёшь желание, когда в доме твоём кто-то болен и это горько тебе, то вспомяни древнее поверье, прими зарок, возьми на себя дело и в молчании и средоточии исполни».
Сделать его в полном молчании, а уже следующим утром пойти к Параскеве в церковь и помолиться, испросить себе милости Божией и помощи святой мученицы.
--
Обеты.
В этот день давали обеты — обещания — выполнить какую-нибудь работу или заповедь.
Отсюда и второе название дня – Обеты.
Когда непременно достойное в думах своих несёшь желание, когда в доме твоём кто-то болен и это горько тебе, то вспомяни древнее поверье, прими зарок, возьми на себя дело и в молчании, средоточии исполни.
Обет или зарок – это наложенное на себя обещание, принятое самовольно во имя исполнения чего-либо.
В этот день, накануне Параскевы Пятницы, было принято давать обеты, как коллективные, так и личные.
Давали такие клятвы сроком на несколько недель, месяцев или же на целый год.
Для наших предков выполнение обета становилось святым долгом.
Обет оставался на совести человека.
Неисполнение обета грозило потерей доброго мнения о себе.
Помимо особых, обетных, дней, к подобным клятвам прибегали во времена стихийных бедствий, войн, эпидемий.
А личный обет человек мог дать и во время тяжелой болезни.
К принятию какого-либо обета мог также подстегнуть увиденный сон.
Давая обет, люди обещали 
построить храм, поставить крест, приобрести иконы для церкви, отправиться в паломничество или уйти в монастырь.
Также могли наложить на себя обет безбрачия, отказаться от питья спиртного или клялись соблюдать пост помимо церковного.
Согласно данному обету, в церкви могли поставить свечу особого размера или пожертвовать деньги на храм.
Во исполнение обета ставили кресты с иконами святых, перед которыми обет был дан, состоятельные люди воздвигали часовни.
По всей русской земле сияли срубленные чудесным образом обетные часовенки.
Они всегда содержались в чистоте, и не было на Руси человека способного осквернить это место.
В одной из церковных летописей рассказывается, что однажды страшная моровая язва нагрянула на град Вологду, которая опустошила град от людей.
Страх и отчаяние охватили народ.
Народ вологодский устремился в храмы и молился в надежде перед ликами Спасителя и Божьей Матери.
И у кого-то возникла светлая мысль, что избавятся люди от моровой язвы, если воздвигнуть храм Спасителя.
Не просто воздвигнуть, а за один день.
В назначенный день, 18 октября по старому исчислению, сотни людей приступили к работе.
Обет был исполнен, дело завершено в срок.
Из других церквей в храм принесли иконы и бобгослужебную утварь и освятили храм как Спасо-Обыденный.
Тогда с этого дня моровая язва пропала, никто больше не заболел и от неё не умер.
И ныне на перпутьях, на перекрестках дорог, на русской земле можно найти развалины часовен и остатки обетных крестов.
Если на скотину нападал мор
то хозяин, обращаясь с молитвенными прошениями к святым, мог дать обет пожертвовать часть излечившейся скотины церкви или местному монастырю.
Чаще всего жертвовали ленты, пояса, платки, полотенца, рубахи, хлеб, пироги, яйца.
--
Женщины в старину начинали прясть обыденную пелену (за один день).
(Так, с 9 на 10 ноября женщины всю ночь ткали покрывала-пелены, которые на Параскеву жертвовали образам Пресвятой Богородицы.)
Бабы по обету должны были за один день истрепать определённое количество льна, очесать, скатать кудели, спрясть их, сделать основу и выткать пелену, покрывало, для иконы Пресвятой Девы Марии.
Для этого тайно, без огласки, собирались вместе несколько самых лучших мастериц.
Вставали задолго до рассвета и начинали свою ритуальную работу - прясть обыденную пелену.
--
Могли пожертвовать шерсть и лен нового урожая.
Жертвенные вещи несли не только в храм, но и к почитаемым источникам, деревьям и отдельно стоящим крестам.
В церкви обетные приношения, как правило, возлагались к особо почитаемым в данной местности иконам.
В качестве обетных приношений могли выступать даже нательные кресты или восковые фигурки в форме человека или животного (коровы, лошади и т. д.).
Специально откормленных животных жертвовали церковному причту 
(местному священнику), что означало пожертвовать Богу, или общине, в деревенскую «казну».
Даже после принятия на Руси христианства в народной культуре сохранились некоторые языческие обряды, среди которых было и жертвоприношение.
Например, на Русском Севере в день Ильи Пророка (2 августа) приносили в жертву быка, после чего накрывали в складчину столы.
Оставляя обетные приношения, крестьяне брали с собой воду из источника или камни и песок с его берегов, кору, веточки и щепки деревьев, кусочки воска от сгоревших свечей.
Таким предметам приписывалась особая магическая сила, которая должна была помочь человеку и во время болезней, и во время всевозможных житейских невзгод.
Сама традиция приношения жертвенных, обетных, предметов связана с представлением об обмене между миром людей и Божественным миром.
В противовес таким святым ритуалам существовали обряды, связываемые с черной магией, когда происходил обмен жертвенными предметами между человеком и нечистой силой.
Нарушение данного обета было недопустимым и, по мнению наших предков, жестоко каралось высшими силами.
Недаром появилась пословица:
«Не давши слова – крепись, а давши – держись» или
«Русский мужик обетным словом крепок».
Уговор дороже денег.
--
Давались обеты и не имеющие релегиозной направленности.
Например, женщина, давала обет сшить за сутки рубаху, чтобы болезнь отпустила человека и больной поднялся на ноги.
Забота и тревога о близких, милосердие, сострадание, бескорыстие и доброта – вот характерные черты русского человека, благодаря которым он сыскал доброе имя и уважение.
*
Рецепты
-
Каша пшенная молочная
     пшено – 1 стакан,
     вода – 2 стакана,
     сливочное масло – 2 ст. ложки.
Пшено переберите, промойте 5–6 раз в кипятке, пока вода после промывки не станет чистой, затем залейте горячей водой, поставьте на огонь, посолите, снимите пену.
Быстро выпарите всю воду, пока пшено еще не успело развариться, а затем долейте горячего молока и продолжайте варить кашу на умеренном, а затем слабом огне до полного загустения.
Готовую кашу заправьте маслом, размешайте.
*
Профессиональные приметы
У людей разных профессий имеются разные, но верные приметы.
Так, например, хирурги, готовясь к операции, надевают перчатку с левой руки.
Они не без страха оперируют больного, чье имя и отчество совпадает с их именем и отчеством.
Если перчатка на руке хирурга лопается, то операция протекает сложно.
Если в ночь на 13-е число по «скорой» привезли старуху, то вся ночь будет очень беспокойной.
*   Что касается актеров, то здесь так же веками складываются свои приметы. Например, если актер запнется на сцене, то в этом спектакле им будут перепутаны или забыты многие реплики.
На сцене никто не должен носить живые цветы, должны быть только искусственные цветы.
Нельзя пришивать иголкой костюм прямо на актере — спектакль не удастся.
На премьеру не приглашают свою бабушку, иначе будет провал спектакля.
*   Учителя имеют свои приметы. Например, если в первый день учебного года перепутают ключи от классных комнат, будет много неуспевающих.
Если у учителя сломалась ножка от стула, ему (ей) дадут мало часов, а значит, будет он (она) испытывать безденежье.
Если начинающий учитель (после института) едет на свой первый урок и опоздает, то его карьера не состоится.
*   Водитель, сбивший собаку, должен избавиться от своей машины (продать и купить другую), иначе на этой машине будут сплошные аварии.
Водитель моет свою машину внутри и снаружи — и тут же погода меняется.
(Окончание смотрите 28 ноября)
*
Хорош этот день для окончания любого дела и плох для различных начинаний.
В этот день лучше не рисковать.
Критический день. Возможны ссоры и скандалы.
Важно, чтобы он прошел без ссор и неприятных разговоров.
Не реагируйте столь активно на придирки и язвительные замечания ваших близких и знакомых.
Сегодня возможна трата жизненой энергии, поэтому старайтесь расходовать ее с умом.
В этот день особое внимание уделите глазам
берегите их от яркого света, а также воздержитесь от длительного сидения перед телевизором.
Знахари советуют от усталости глаз 
накладывать компрессы из крепкого чая или слабого настоя ромашки.
Если глаза воспалились, появилась краснота и жжение, 
то полезно прикладывать завернутый в марлю натертый картофель, яблоки или свежие огурцы.
К гноящим глазам полезно делать примочки с отваром ягод шиповника:
1 столовую ложку ягод залить 200 мл., кипятка и варить 5 минут на слабом огне.
Также очень хорошо помогает мелко натертая морковка.
Женщинам улучшить настроение помогут сегодня косметические процедуры.
Сегодня не рекомендуется никакая грубая пища: желудок и кишечник лучше поберечь.
*
Знахари в этот день снимают сильные порчи.
*
---------------------------------------------
Ребенок, рожденный сегодня, обладает литературным даром и очень любит книги.
Родившимся в этот день дано заниматься книжным делом.
Им следует носить обсидиан.
--
Именины празднуют:
По православному календарю :
• Нестор • Еротиида,  Леокадия, Маркиан (Марк), Эмилия.
По католическому календарю :
Александр • Теодор •
Именины у
Капитолины, Андрея.
Капитолина с латыни - "рожденная на Капитолии".
Андрей с греческого - "мужественный, мужчина".
*
--------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------
----------------------
--
Мученик Нестор Солунский (ок. 306 г.).
 
 Мученика Нестора Солунского (ок. 306).
Ὁ Ἅγιος Νέστωρ ὁ Μάρτυρας

*
*
------------------------------------------
Преподобный Нестор Летописец, Печерский, в Ближних пещерах (ок. 1114 г.).
 
 Преподобного Нестора Летописца, в Ближних пещерах почивающего (ок. 1114).
Прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114).
Ὁ Ὅσιος Νέστωρ ὁ Χρονογράφος ὁ ἐν τῷ Σπηλαίῳ (Ρῶσος)

*
*
------------------------------------------
Преподобный Нестор некнижный, Печерский, в Дальних пещерах (XIV век).
 
 Преподобного Нестора Некнижного, в Дальних пещерах почивающего (XIV).
Прп. Нестора, некнижного, Печерского, в Дальних пещерах (XIV).

*
*
------------------------------------------
Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского в Переславле-Залесском 1539 г.).
 
 Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539).
Благоверного князя Андрея Смоленского, Переславль - Залесского (обретение мощей, 1539).

*
*
------------------------------------------
Мученицы Капитолина и Еротиида Каппадокийские (304 г.).
Мцц. Капитолины и Еротииды (304).
Мцц. Капитолины и Еротииды, рабыни ее (304).
Οἱ Ἁγίες Καπετωλίνα καὶ Ἐρωτηΐδα

--
Святые мученицы Капетолина и Еротиида
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1055
--
Οἱ Ἅγιες Καπιτωλίνη καὶ Ἐρωτηΐς ζοῦσαν στὴν ἐποχὴ τοῦ αὐτοκράτορα Διοκληριανοῦ, ὅταν ἄρχοντας στὴν Καππαδοκία ἦταν ὁ Ζιλικίνθιος.
Ἡ Καπιτωλίνη ἦταν εὐγενικῆς καταγωγῆς καὶ πλουσία. Ὅμως ἡ Ἁγία δὲν ἔδωσε καμιὰ σημασία στὰ ἐπίγεια πλούτη. Ἔτσι λοιπὸν μοίρασε ὅλη της τὴν περιουσία στοὺς φτωχοὺς καὶ ἐλευθέρωσε τοὺς δούλους της. Ἐμφανίστηκε στὸν ἄρχοντα Ζιλίκινθο καὶ ὁμολόγησε τὴν πίστη της στὸν Χριστό. Ὁ ἄρχοντας διέταξε νὰ τὴν κλείσουν στὴν φυλακὴ καὶ τὴν ἑπόμενη μέρα ἀποκεφαλίστηκε.
Ἡ Ἐρωτηΐς, ἡ ὁποία ἦταν δούλη τῆς Καπιτωλίνης ἅρπαξε πέτρες καὶ λιθοβόλησε τὸν ἄρχοντα. Ἐκεῖνος ἐξοργισμένος πρόσταξε τοὺς φρουρούς του νὰ τὴν δείρουν ἀνελέητα μὲ ράβδους. Ἡ Ἁγία ὅμως, μὲ τὴν Χάρη τοῦ Χριστοῦ ἔμεινε ἀβλαβής. Τότε ὁ ἄρχοντας πρόσταξε νὰ τὴν ἀποκεφαλίσουν μὲ ξίφος.
Ἔτσι βρῆκαν καὶ οἱ δυὸ Ἁγίες μαρτυρικὸ θάνατο.
*
------------------------------------------
Мученик Марк Фиваидский и иже с ним.
Мучеников Марка, Сотериха и Валентина;
Мц. Марка и иже с ним.

--
Мученик Марк Фиваидский
     За проповедь о Христе пострадал в Азии. После многих истязаний св. мученик Марк был умерщвлен.
*
------------------------------------------
Преподобномученик Сергий (1942 г.).
Прмч. Сергия (1942).
Чернухин Сергий, игумен, преподобномученик;

*
------------------------------------------
Свт. Кириака, патр. Константинопольского.
Святителя Кириака, Патриарха Константинопольского (ок. 606).
Ὁ Ἅγιος Κυριάκος Πατριάρχης Κωνσταντινουπόλεως    610

--
Ὑπῆρξε ἀπὸ τοὺς ἐπισκόπους, ποὺ ὄχι μόνο λένε, ἀλλὰ καὶ πράττουν. Σὲ ὁρισμένους καταλόγους τὸν ὀνομάζουν Κυρηλιανό.
Ἔζησε τὸν 3ο αἰῶνα μ.Χ. καὶ ποίμανε τὴν ἐπισκοπὴ τοῦ Βυζαντίου σὰν ἀληθινὸς καὶ καλὸς ποιμένας ἐπὶ 16 χρόνια.
Ὁ δὲ Σ. Εὐστρατιάδης στὸ Ἁγιολόγιό του ἀναφέρει, ὅτι ὁ ἐν λόγῳ Ἅγιος ἦταν πρεσβύτερος καὶ οἰκονόμος τῆς μεγάλης Ἐκκλησίας, καὶ διαδέχθηκε στὸν Οἰκουμενικὸ Θρόνο τὸν Ἰωάννη τὸν Νηστευτὴ τὸ 595.
Θεοφιλῶς ἀφοῦ κυβέρνησε τὴν ἐκκλησία, ἀπεβίωσε εἰρηνικὰ τὸ 610.
*
------------------------------------------
Прав. Проклы, жены Пилата.
Святой Проклы (I).
Ἡ Ἁγία Πρόκλα σύζυγος τοῦ Πιλάτου

--
Ἐνῷ ὁ σύζυγός της δὲν ἀνέλαβε τὴν εὐθύνη νὰ ἐλευθερώσει τὸν Χριστό, φοβούμενος τοὺς Ἰουδαίους, ἡ σύζυγός του Πρόκλα, μετὰ τὸν φρικτὸ θάνατο τοῦ Πιλάτου, προσῆλθε στὴν Χριστιανικὴ πίστη καὶ ἀφοῦ ἔζησε μὲ ἀγαθότητα καὶ εὐσέβεια, παρέδωσε τὸ πνεῦμα της εἰρηνικά.
*
------------------------------------------
Новосщмч. Серафима (Самойловича), архиеп. Угличского.
Св. Димитрия Басарбовского в Болгарии (XII-XIII).
Св. Одрана монаха Ионского.
Св. Ии девицы Корнвальской.
*
---------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------
-------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!





-----------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой  http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
Sibnet • Форум
http://forum.sibnet.ru/index.php?s=5fba39fe09828e897bae7021be7434ff&act=idx
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Куйбышевский форум
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?act=idx
Славянские и православные праздники и обряды.
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.html
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://www.abc-people.com/event/crush.php#today
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
БОГУСЛАВА
http://boguslava.in.ua/?ch=intro
РОДНОВЕРЫ НОГИНСКА
http://rodnoverie.narod2.ru/
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
http://www.pravenc.ru/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
«Круглый год. Славянский календарь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.