no copi

среда, 22 декабря 2010 г.

*** Карачун (Корочун) ***

Праздники славян →   
Карачун
(корочун, керечун, крачун)
День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемый 21-22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.
*
(древнерус. корочунъ, словац. 
Kracuri, «рождество», болг. крачунец, «рождественский день», 
в Закарпатье крачун — рождественский пирог), 
а также злой дух 
(белорус, корочун, 
«внезапная смерть в молодом возрасте, судороги, злой дух, сокращающий жизнь», 
рус. карачун, «смерть», «гибель», «злой дух»).
*
День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемый 21-22 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. 
Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун - божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. 
Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. 
Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».
В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. 
Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». 
С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения - пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело. 
Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи
Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. 
Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. 
Мороз - просто повелитель зимних холодов.
© 2005—2012 Проект «Календарь событий»
http://www.calend.ru/


Наступает Карачун!

Древние славяне считали, что Карачун – это подземный бог, повелевающий морозами. Медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели были его слугами.
23 декабря — один из самых холодных дней зимы, когда перестают укорачиваться ночи. 
Он и считается днем Карачуна, который столь грозен и неумолим, что до сих пор существует выражение «задать карачуна», то есть умереть или замучить кого-либо.
Время Карачуна — самое темное и холодное время в году. 
Можно даже назвать его беспросветным. 
Солнца не видно, лишь несколько часов серой мглы заменяют нам день. 
И только после дня Карачуна (23 декабря) солнце повернет на лето.
У украинцев, поляков, словаков, болгар, сербов этим словом обозначаются зимний солнцеворот — Рождество и Сочельник, 24 и 25 декабря, период святок, а также рождественский хлеб и рождественское деревце. 
В древнерусском языке Корочунъ обозначал пост перед Рождеством, солнцеворот — Спиридоньев день (12 декабря), предрождественский пост, обряд колядования.
В русском и белорусском языках слово «карачун» употреблялось для обозначения внезапной смерти, смерти в молодом возрасте, предсмертных судорог, а также злого духа, сокращающего жизнь.
Несмотря на многообразие значений этого слова, общим можно признать «переворот, резкое изменение состояния».
Рождественский хлеб
На Карпатах рождественский хлеб называли «крачун». 
Он считался символом семейного богатства. 
Хозяйка пекла его в вывернутом кожухе и в рукавицах, в середину хлеба добавляли зерна разных злаков, чеснока, травы, втыкали стебель овса или пихтовую веточку, ставили баночку меда и освященной воды. 
Обвязывали карачун жгутом льна.
В Словакии карачун делили на каждого члена семьи, давали кусок даже скоту. 
Считалось, что кусочек карачуна принесет каждому здоровье. 
Остаток хлеба оставляли перед дверью хлева. 
Считалось, что такой обряд защитит от нечистой силы.
Кусок карачуна сохраняли как лекарство и оберег.

Что предскажет карачун?

1. Катая карачун по полу, смотрели, как он повернется. 
Если на верхнюю корку, то это предвещало проблемы в скотоводстве или смерть близких людей.
2. Карачун также катали от порога к столу, чтобы на столе всегда был хлеб. 
При этом считали, сколько оборотов он сделал. 
Количество оборотов хлеба предсказывало, сколько урожая будет летом следующего года (сколько возов сена или зерна).

Автор: Елена Кириллова
© 2004-2012 Журнал современной женщины myJane
http://www.myJane.ru/


Карачун – зимний Солнцеворот

В славянской мифологии Карачун – это название зимнего Солнцеворота (Спиридонова дня) и связанного с ним праздника. 
День Карачуна приходился на 12 декабря по старому стилю (25 декабря по новому стилю).
У многих славянских народов карачуном называют рождественский хлеб, который считается символом богатства. 
Так, на Украине, чтобы семья была богата, хозяйка пекла такой хлеб в вывернутом кожухе и в рукавицах. 
Ведь известно, что кожух (шуба, тулуп) наделяются в народной культуре свойствами потустороннего мира и, одновременно, символизирует богатство («Шуба лохматая, а ты будь богатая»).
Такой праздничный каравай лежал на столе, на соломе (зерне, деньгах) до Нового года или Крещенья когда его делили между всеми членами семьи, а кусок сохраняли как лекарство, оберег от нечистой силы и как магическое средство.
С карачуном-хлебом гадали. 
Его обмакивали в воду и катали по полу. 
Если он переворачивался на верхнюю корку, это означало несчастье в скотоводстве или с кем-либо из членов семьи. 
Карачун также катали от порога к столу, чтобы на столе всегда был хлеб. 
При этом считали, сколько оборотов он сделал, веря, что столько же возов сена или зерна соберут летом.
Но не так-то прост этот «Карачун».
Карачун (Каручень) на Руси - это персонификация смерти («карачун пришел», «задать карачуна» и сегодня означает - умереть, убить, замучить кого-нибудь до смерти). 
Значения слова у славянских народов следующие: «внезапная смерть в молодом возрасте», «судороги», «злой дух, сокращающий жизнь», «смерть», «гибель».
Для наших предков характерно терпеливое отношение к болезни, а момент смерти воспринимался просто и спокойно. 
В выработке такого отношения большую роль играли тяжелые исторические судьбы народа, его ясный и здравый ум, и его глубокая религиозность. 
Но есть в этом отношении и много фаталистического.
- «Бог по душу не пошлет, сама душа не выйдет», - убежденно говорит народ.
- «Не смертная, так вынесет», - рассуждает он, имея в виду, что если болезнь, которой страдает больной, не та, от которой ему предназначено умереть, то он выздоровеет, хотя бы лежал при последнем издыхании.
- «Как ни биться, а от смерти не отбиться», - говорит народ о неизбежности и естественности конца жизни человека.
- «Домовища (гроба) не ищут - само придет», - говорит он, указывая на случайность и часто кажущуюся внезаконность (несправедливость) этого явления.
В Пензенской губернии был такой обычай: больного, умирающего вместо оказания какой-либо помощи, наряжали в чистую одежду и клали на лавку, как покойника.
- «Не знай, - говорят крестьяне, - вернется его душенька с того света в свое тело или нет: она ведь по раю да по аду ходит, так тело и одежда должны быть чистыми, чтобы душа не побрезговала войти назад, когда из своего странствия вернется».
А еще Карачун - злой дух, славянское божество, связанное с зимой. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.
Слуги грозного Карачуна - медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось 
(«На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»).
Подготовила Арина Митрофанова

Эзотерика
http://ezosite.ru/


Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. 
Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей.
Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа.
День Карачуна совпадал с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, 23 декабря, когда перестают укорачиваться ночи, а солнце смотрит уже не на мороз, а на тепло. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун.
Образ Карачуна впоследствии перешёл в образ Деда-Мороза – славянского бога зимы.
Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. 
Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.
Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! 
Его дыхание производит сильную стужу.
Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. 
Снежные облака — его волосы.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!
На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.
Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.
Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. 
Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».
В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Славянская мифология
Дневник Stephanya
http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/

КАРАЧУН - преддверие КОЛЯДЫ

КАРАЧУН (КОРОЧУН)– самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Кологода. 
Это – день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что 
МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, 
И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, 
что нам ничто не принадлежит здесь – в этом мире, в этом году, в этой жизни – 
и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ…
КАРАЧУН - это чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты…
КАРАЧУН – это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которого разгорится пламя Нового Кола Года.
Учебный центр АССГАРД
http://www.assgard.ru/


2 комментария:

Анонимный комментирует...

добрый день! Благодарю за информацию,представленную здесь. Но не могу не написать, коль есть возможность, что по тексту очень не приятно читать "БЕССМЕРТНЫ" и т.п. Правильно - БЕЗСМЕРТНЫ. БЕЗ смерти, а не БЕС....Это искажение (подмена), которая была введена специально, как и другие искажения русского языка. СМ. http://www.levashov.info/ С ув., Ольга

gianna2410 комментирует...

Ув. Ольга благодарю за полезную ссылку.
И буду признательна за дальнейшие познавательные дополнения по текстам.
Конкретно по данному посту- как вы и сами видите это подборка тематических статей, с указанием источников.Пока останется в таком виде.
При составление же конспекта на основе этих статей и с дополнениями по тексту выдержками из книг моей домашней библиотеки с удовольствием учту ваше пожелание.

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.