no copi

пятница, 7 января 2011 г.

*** Посевание ***

*
25 декабря / 7 января.
Посевание
*
Магический обходной обряд для обеспечения урожая хлебов в новом году.
Производился в первый день Рождества или в Новый год.
*
Посевание - обходный магический обряд, направленный на обеспечение урожая в новом году. Посевание производилось в дни, осмысляемые в сознании крестьян как начало нового этапа в хозяйственной деятельности, то есть в первый день Рождества или в Новый год. 
В этом плане обряд посевания примыкает к другим ритуалам святочного периода (колядование, гадания и др.), освященным идеей магии первого дня: приуроченность действий к конкретному времени (первому дню, началу цикла) являлась одним из важнейших условий, обеспечивающих действенность данной акции по отношению к будущим результатам, в случае посевания - урожай хлебов.
Обряд посевания совершался в каждом крестьянском доме: посевальщики поутру обходили все избы и разбрасывали зерна разных культур.
Исполнителями обряда были в основном дети, по большей части мальчики., что, возможно, связано с закреплением в традиции функции сеятеля за представителями мужского пола. В южнорусских губерниях в роли посевальщика выступал деревенский пастух. Показательно, что в обоих случаях при посевании семена возвращались к крестьянину через посредников (детей, пастуха), которые сами не участвовали в процессе их выращивания: так, дети, вероятно, брали зерно у взрослых, а пастух получал его за свою работу в конце сезона пастьбы.
Семена приносили в дом в рукавицах (дети) или в мешке (пастух) и "сеяли" (бросали) в красный угол, либо пастух-посевальщик, не переступая порога, обращался к хозяйке: "Держи подол!", - и хозяйка подставляла фартук или подол, куда из-за порога бросались три горсти зерен из мешка. То, что посевальщик не переступал порог, еще раз подчеркивает его посредническую миссию: в символическом плане податель семян и, следовательно, будущего урожая являлся представителем "чужого", "иного" мира, тогда как в обыденной жизни пастух, известный всем деревенским жителям, ежегодно обращавшимся к его услугам, мог спокойно заходить в избу.
Бросание семян в обряде посевания сопровождалось словами или песнями, содержанием которых являлось описание действия сеяния, поздравление хозяев с Новым годом и требование вознаграждения за совершение обряда:
                    Сею, рассеваю
                    Овсом, рожью,
                    Милостей божью!
                    На крутой творожок
                    Пастуху пирожок!"
                                        (Солодовников Д.Д., 1916, с.102).
В некоторых песнях посевальщиков в заговорно-императивной форме высказывалось пожелание урожая различных зерновых культур:
                    "Сею, вею, посеваю,
                    С Новым годом поздравляю.
                    На новый год, на ново счастье
                    Уродись, пшеничка,
                    Горох, чечевичка!
                    На поле - копнами,
                    На столе - пирогами!
                    С Новым годом,
                    С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!"
                                        (Обрядовая поэзия, 1989, № 66, с.88). (Обрядовая поэзия, 1989, № 66, с.88).
Иногда в песнях обряда посевания упоминаются св. Василий, день памяти которого приходился на 1 января (то есть на Новый год), и Господь, выступающие в роли посевальщиков:
                    "Василия дома нету.
                    Бог его знает,
                    Где он гуляет.
                    Он ходит с плужком,
                    Сам господь с мешком.
                    Ручка золотая,
                    Сама подсевает.
                    Куда ручка брыкнёт,
                    Туда зернышко падёт.
                    С Новым годом, с новым счастьем!
                    Пшеничка большая расти!"
                                        (Русское народное творчество в Башкирии, 1957, с.141).
Обязательным элементом обряда было одаривание посевальщика пирогом или чем-либо другим. Если посевальщик замечал нежелание хозяйки отблагодарить его, то предупреждал ее :
                    "А не дашь пирога - я корову за рога!" (Солодовников Д.Д., 1916, с.102).
Зерна, полученные во время обряда посевания, берегли и сохраняли до посева как обладающие продуцирующей силой и обеспечивающие хороший урожай.
Обряд посевания являлся, без сомнения, земледельческим, и в то же время он был направлен на обретение благополучия в доме крестьянина в самом широком смысле, на что указывают тексты типа:
                    "Сею-вею, посеваю,
                    С Новым годом поздравляю!
                    Со скотом, с животом,
                    С малым детушкам!"
                                        (Макаренко А.А., 1913, с.47).
В этом плане обряд посевания типологически близок обряду обсыпания зерном молодых во время свадьбы.
материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна
*

----------------------------------
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
==============

3 комментария:

гость комментирует...

Прикольно! спс.

Анонимный комментирует...

Нашел то что искал спасибо ;)

Анонимный комментирует...

С Новым годом!

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.