*
Παραμονὴ τῆς τοῦ Χριστοῦ Γεννήσεως |
***
Народное название:
кутья
«коляды»
кутья
«коляды»
Сочельник
Рождественский сочельник
Рождественский сочельник
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые
*
Православная Церковь почитает
Преподобномученицу Евгению (около 262).
Мучеников Филиппа, Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262);
Также в этот день совершают литургию Василия Великого (одну из десяти в году).
Ахаика.
Преподобных Витимиона (V);
Афродисия (VI);
Преподобного Антиоха, монаха Палестинского (около 635).
Преподобного Николая монаха Болгарского (IX).
Святых Евсузия и Агафы.
Мученика Ахмеда (1682).
Преподобномученика Иннокентия (Беды) архимандрита, Воронежского (1928);
священномученика Сергия (Мечева) протоиерея, Московского (1942).*
Рождественский (Филиппов) пост.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
----------------------------------
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые
*
Православная Церковь почитает
Преподобномученицу Евгению (около 262).
Мучеников Филиппа, Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262);
Также в этот день совершают литургию Василия Великого (одну из десяти в году).
Ахаика.
Преподобных Витимиона (V);
Афродисия (VI);
Преподобного Антиоха, монаха Палестинского (около 635).
Преподобного Николая монаха Болгарского (IX).
Святых Евсузия и Агафы.
Мученика Ахмеда (1682).
Преподобномученика Иннокентия (Беды) архимандрита, Воронежского (1928);
священномученика Сергия (Мечева) протоиерея, Московского (1942).*
Рождественский (Филиппов) пост.
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :
Примечали:
*
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :
Примечали:
*
"Коли под Рождество небо звездисто - богатый приплод скота и много ягод".
"Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе".
"Ясный день - сильные холода (морозы), к хорошему урожаю".
"Коли тропинки черны - урожай на гречу".
--
"Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе".
"Ясный день - сильные холода (морозы), к хорошему урожаю".
"Коли тропинки черны - урожай на гречу".
--
· Если Млечный Путь на небе ясен и полон звезд — к ведру.
--
--
· Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным “перевяслом”, чтобы они хорошо родили.
--
--
· Хозяину в этот вечер выходить из дома не годится, чтобы по весне скотина по лугам и болотам не плутала.
· Ночью с 6 на 7 января скот кормят блинами, а крошки разбрасывают для овинного домового. Кур не кормят, чтобы огородов не копали.
-------------------------------
· Ночью с 6 на 7 января скот кормят блинами, а крошки разбрасывают для овинного домового. Кур не кормят, чтобы огородов не копали.
-------------------------------
Приметы и обычаи:
*
*
В ночь с 6 на 7 января Православная Церковь отмечает светлый праздник Рождества Христова. Больше месяца перед праздником длится Рождественский пост.
· В ночь перед Рождеством заканчивается сорокодневный пост.
Сочельник заканчивает собою Рождественский, иначе Филипповский, пост, начинающийся с 15/28 ноября, на другой день после празднования Филиппова дня.
"От Филиппова заговенья до Рождества шесть переходов (недель).
"Филиппов пост ко Святым вечерам (ко Святкам) святой мост".
-- слово «сочельник» произошло от «сочиво» – растительное масло.
Сочивом звали особую кашу с растительным маслом и овощами.
Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества.
Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова.
На Руси же этот праздник был особенно любим.
Сочельник — заключительный день Рождественского поста.
В канун Рождества соблюдался строгий пост, ничего нельзя было есть до появления первой, Вифлеемской звезды, когда и подавали на стол сочиво — размоченные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.
Именно эта звезда появилась на небе в тот миг, когда родился наш Спаситель, и по этой звезде Его нашли волхвы.
· Как только загорается первая звезда — значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник.
*
В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды.
В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол.
После Рождественской службы наступает время разговения.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в Сочельник.
Рождественский стол украшается по-особому: под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса).
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными.
Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный.А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
*
Меню на Святвечер.
Что ставить на праздничный стол?
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/01/blog-post_6679.html
*
Наконец, всходит в морозном небе рождественская первая звезда.
Вся семья собирается за столом.
В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем.
И уж, конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками.
Жареная птица - украшение рождественского стола.
Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими.
Холодную птицу гарнируют солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем и отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику.
На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по своей форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.
*
· В ночь перед Рождеством заканчивается сорокодневный пост.
Сочельник заканчивает собою Рождественский, иначе Филипповский, пост, начинающийся с 15/28 ноября, на другой день после празднования Филиппова дня.
"От Филиппова заговенья до Рождества шесть переходов (недель).
"Филиппов пост ко Святым вечерам (ко Святкам) святой мост".
-- слово «сочельник» произошло от «сочиво» – растительное масло.
Сочивом звали особую кашу с растительным маслом и овощами.
Вечер 6 января — Рождественский сочельник, канун Рождества.
Значение святой ночи появления на свет Богомладенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведем именно от Рождества Христова.
На Руси же этот праздник был особенно любим.
Сочельник — заключительный день Рождественского поста.
В канун Рождества соблюдался строгий пост, ничего нельзя было есть до появления первой, Вифлеемской звезды, когда и подавали на стол сочиво — размоченные зерна пшеницы или риса, чаще с медом, а также бобов, гороха и овощей.
Именно эта звезда появилась на небе в тот миг, когда родился наш Спаситель, и по этой звезде Его нашли волхвы.
· Как только загорается первая звезда — значит Иисус Христос пришел в мир, и можно начинать праздник.
*
В этот день по приходу из храма после утреннего богослужения верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды.
В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за Богослужением «Волсви же со звездою путешествуют», ничего не ели и не садились за стол.
После Рождественской службы наступает время разговения.
Главное кулинарное событие Рождества — это ужин в Сочельник.
Рождественский стол украшается по-особому: под скатерть обычно кладут немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса).
Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем двенадцать блюд — по числу апостолов — и все блюда были постными.
Согласно традиции, ужин в сочельник щедрый, но постный.А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда.
*
Меню на Святвечер.
Что ставить на праздничный стол?
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/01/blog-post_6679.html
*
Наконец, всходит в морозном небе рождественская первая звезда.
Вся семья собирается за столом.
В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем.
И уж, конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками.
Жареная птица - украшение рождественского стола.
Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими.
Холодную птицу гарнируют солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую - жареным картофелем и отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику.
На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по своей форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать.
*
Святочные праздники - две недели.
Традиционно с дохристианских времени в 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров.
Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю). Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления.
Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю.
Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю.
Традиционно с дохристианских времени в 6-7 января - Первая Коляда - конец шестидневного Пилиповского поста, начало праздничных дней и вечеров.
Этот праздник всем известен под названием «Большая кутья», который отмечался в честь зимнего солнцестояния (24 декабря по старому стилю). Позже значительный отпечаток на старинный языческий праздник Коляды наложили традиционные христианские представления.
Вторая кутья (Щедрая или Богатая Кутья) отмечалась через неделю в предвестие Нового года 31 декабря по старому стилю.
Третья Кутья завершала праздники Коляды 6-го января по старому стилю.
--
Сочельник
24 декабря/ 6 января и 5 / 18 января
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. В эти дни обязательно соблюдение строгого поста до обрядовой трапезы в полночь. Время девичьих святочных гаданий.
Сочельник (сочевник) - народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения / Богоявления. Слово "сочельник" восходит к словам "сочиво" и "сочень", которые в свою очередь произошли от "сок". Сочивом у русских называли сок, или молоко, из семян, а также кушанье, состоящее из зерен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский сочельники. Сочнями же назывался вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без нее (пряженики). Постные и пресные сочни изготавливали к Рождеству, поэтому название "сочельник" относится прежде всего к кануну Рождества Христова.
Сочни или тесто для них нередко использовались девушками для святочных гаданий, в ночь на Рождество или в день самого праздника: с сочнем спрашивали имя суженого на улице; в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.
В сочельники, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной тщательностью мыли в доме полы, стены и потолок; аккуратно все прибирали, обтирали от пыли иконы и украшали красный угол. В эти дни обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью сочельников являлись домашние моления, а также посещение служб в церкви (см. также Рождество Христово, Крещение).
24 декабря/ 6 января и 5 / 18 января
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения. В эти дни обязательно соблюдение строгого поста до обрядовой трапезы в полночь. Время девичьих святочных гаданий.
Сочельник (сочевник) - народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения / Богоявления. Слово "сочельник" восходит к словам "сочиво" и "сочень", которые в свою очередь произошли от "сок". Сочивом у русских называли сок, или молоко, из семян, а также кушанье, состоящее из зерен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский сочельники. Сочнями же назывался вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без нее (пряженики). Постные и пресные сочни изготавливали к Рождеству, поэтому название "сочельник" относится прежде всего к кануну Рождества Христова.
Сочни или тесто для них нередко использовались девушками для святочных гаданий, в ночь на Рождество или в день самого праздника: с сочнем спрашивали имя суженого на улице; в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.
В сочельники, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной тщательностью мыли в доме полы, стены и потолок; аккуратно все прибирали, обтирали от пыли иконы и украшали красный угол. В эти дни обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью сочельников являлись домашние моления, а также посещение служб в церкви (см. также Рождество Христово, Крещение).
материал подготовлен
Мадлевская Елена Львовна
Мадлевская Елена Львовна
*
-----------------
В канун Рождества Христова - 6 января — делают оберег на весь род на родовое полотенце.
Родовое полотенце
Есть дни, в которые творят (делают) обереги на свой род.
Родовое полотенце
Есть дни, в которые творят (делают) обереги на свой род.
К такому оберегу относится и родовое полотенце. 6 января, в канун дня рождения Иисуса Христа, покупают новое льняное полотенце и заговаривают его для исцеления от различных, в том числе и тяжелых, болезней.
Если позже в семье кто-нибудь заболеет, то этим полотенцем следует обтереть больного, и он обязательно выздоровеет.
Заговор
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Заговариваю я от 77 хворей,
От любой боли, от ночной маяты/маеты/ ,
Напускной сухоты, от рака едучего,
Припадка падучего,
От порчи, от ночной корчи.
Мать-Богородица Сына Своего обмывала,
Полотенцем льняным обтирала.
Благослови, Боже, и мой лен тоже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кого я, раба Божья (имя), этим льном оботру,
С того я все 77 хворей сотру.
Ключ, замок, язык.
Аминь.Аминь. Аминь.
--
Заговор
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Заговариваю я от 77 хворей,
От любой боли, от ночной маяты/маеты/ ,
Напускной сухоты, от рака едучего,
Припадка падучего,
От порчи, от ночной корчи.
Мать-Богородица Сына Своего обмывала,
Полотенцем льняным обтирала.
Благослови, Боже, и мой лен тоже.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Кого я, раба Божья (имя), этим льном оботру,
С того я все 77 хворей сотру.
Ключ, замок, язык.
Аминь.Аминь. Аминь.
--
----------------------
ЛЮБОВНЫЙ ПРИВОРОТ
В Рождественскую ночь наберите из источника воду.
Но если таковой нет, а дело не терпит отлагательства, подойдёт и самая обычная.
Налейте воду в красивый бокал и дайте испить любимому, предварительно её, конечно, заговорив любовным приворотом:
Держится, сохнет, прочь не отходит,
как высыхают реки в пустыне,
как пропадает молоко в материнской груди от горя,
как сгорают и сохнут деревья от лесного пожара,
так чтоб высох и зачах раб Божий (имя)
без рабы Божьей (имя).
Как высохнет источник,
если пересохнут ручьи, его питающие.
Как сжигает горячее солнце в пустыне чахлую колючку,
так чтоб сох и страдал раб Божий (имя)
по рабе Божьей (имя).
Как держится дверь за косяк,
как держится младенец за материнскую грудь,
как рыба, выброшенная на берег, стремится к воде,
так чтобы и раб Божий (имя)
держался и стремился к рабе Божьей (имя)
и прочь не отходил по всякий час, по всякую минуту.
Выйду я, раба Божья, не перекрестясь,
пойду по широкой улице, не благословясь,
дойду до быстрой реки, не молясь.
Как утолю я жажду в чистой реке,
так раб Божий (имя)
утолит свою тоску и печаль рядом со мной.
Гляди на меня, слушай меня,
лаская меня, выпивая воду,
которую я подам.
Аминь. Аминь. Аминь.
--
Приворот под Рождество
Ставят на стол именную икону (их продают в церкви),
В Рождественскую ночь наберите из источника воду.
Но если таковой нет, а дело не терпит отлагательства, подойдёт и самая обычная.
Налейте воду в красивый бокал и дайте испить любимому, предварительно её, конечно, заговорив любовным приворотом:
Держится, сохнет, прочь не отходит,
как высыхают реки в пустыне,
как пропадает молоко в материнской груди от горя,
как сгорают и сохнут деревья от лесного пожара,
так чтоб высох и зачах раб Божий (имя)
без рабы Божьей (имя).
Как высохнет источник,
если пересохнут ручьи, его питающие.
Как сжигает горячее солнце в пустыне чахлую колючку,
так чтоб сох и страдал раб Божий (имя)
по рабе Божьей (имя).
Как держится дверь за косяк,
как держится младенец за материнскую грудь,
как рыба, выброшенная на берег, стремится к воде,
так чтобы и раб Божий (имя)
держался и стремился к рабе Божьей (имя)
и прочь не отходил по всякий час, по всякую минуту.
Выйду я, раба Божья, не перекрестясь,
пойду по широкой улице, не благословясь,
дойду до быстрой реки, не молясь.
Как утолю я жажду в чистой реке,
так раб Божий (имя)
утолит свою тоску и печаль рядом со мной.
Гляди на меня, слушай меня,
лаская меня, выпивая воду,
которую я подам.
Аминь. Аминь. Аминь.
--
Приворот под Рождество
Ставят на стол именную икону (их продают в церкви),
надевают что-нибудь белое из одежды,
зажигают свечу белого воска (есть в церкви),
садятся за стол, кладут руки вниз ладонями и читают:
Ангел имени мой,
Сижу покорно пред тобой,
Смотрю через стены, через стол,
Через бел потолок, через пол.
Вижу я море-океан лежит,
На море-океане остров стоит.
На острове том дом земляной стоит,
В доме три черных гроба стоят,
В тех гробах три сестры кровные лежат.
Одна тоска убивается, сердце разрывается.
Вторая тоска страдает,
Ни дня ни ночи не знает.
Третья тоска убивается,
В сердце рабу (имя) вонзается.
Ох, вы. три сестры, вы злые три тоски,
Идите вы за (имя). Крутите его, колите его,
Сушите его, зовите его, Ко мне. Божьей рабе (имя).
Тоску бы он не заел, Страданье бы не запил.
Любовь ко мне не заспал. Скучал бы да страдал,
Куска бы без меня не съедал, Воды бы не наливал,
Подушку бы не взбивал, Вез меня света белого не знал,
Ночи черной не обходил. Так бы меня раб (имя) любил,
Как мать любит свое дитяти, Овца любит своего ягняти,
Кобыла своего жеребяти.
Ключ, замок, язык.
Аминь.
Ангел имени мой,
Сижу покорно пред тобой,
Смотрю через стены, через стол,
Через бел потолок, через пол.
Вижу я море-океан лежит,
На море-океане остров стоит.
На острове том дом земляной стоит,
В доме три черных гроба стоят,
В тех гробах три сестры кровные лежат.
Одна тоска убивается, сердце разрывается.
Вторая тоска страдает,
Ни дня ни ночи не знает.
Третья тоска убивается,
В сердце рабу (имя) вонзается.
Ох, вы. три сестры, вы злые три тоски,
Идите вы за (имя). Крутите его, колите его,
Сушите его, зовите его, Ко мне. Божьей рабе (имя).
Тоску бы он не заел, Страданье бы не запил.
Любовь ко мне не заспал. Скучал бы да страдал,
Куска бы без меня не съедал, Воды бы не наливал,
Подушку бы не взбивал, Вез меня света белого не знал,
Ночи черной не обходил. Так бы меня раб (имя) любил,
Как мать любит свое дитяти, Овца любит своего ягняти,
Кобыла своего жеребяти.
Ключ, замок, язык.
Аминь.
*
обряд на богатство.
Под Рождество пусть она пойдет в храм, положив за пазуху пшено.
По окончании службы это зерно нужно будет спрятать до Пасхи, так, чтобы никто кроме вашей мамы не видел это зерно и не знал, где оно лежит.
Утром на Пасху ей нужно будет выйти во двор, повернуться к дому спиной и наотмашь бросить зерно через плечо по направлению к дому.
При этом нужно громко сказать:
Господи! Сколь много этого дивного пшена.
Столь бы много мне была удача дана.
Христос Воскрес,
А мне удачи и богатства до небес.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Под Рождество пусть она пойдет в храм, положив за пазуху пшено.
По окончании службы это зерно нужно будет спрятать до Пасхи, так, чтобы никто кроме вашей мамы не видел это зерно и не знал, где оно лежит.
Утром на Пасху ей нужно будет выйти во двор, повернуться к дому спиной и наотмашь бросить зерно через плечо по направлению к дому.
При этом нужно громко сказать:
Господи! Сколь много этого дивного пшена.
Столь бы много мне была удача дана.
Христос Воскрес,
А мне удачи и богатства до небес.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
--
Молитва дня:
о счастье в супружестве Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
Молитва дня:
о счастье в супружестве Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.
*
---------------------------
Именины празднуют:
Агафья (Агафа), Антиох, Афродисий, Ахаик, Ахмет, Василий, Василла, Витимион, Евгения, Евсузий, Иакинф, Клавдия, Николай, Прот, Филипп.
Агафья (Агафа), Антиох, Афродисий, Ахаик, Ахмет, Василий, Василла, Витимион, Евгения, Евсузий, Иакинф, Клавдия, Николай, Прот, Филипп.
--
---------------------
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).
Παραμονὴ τῆς τοῦ Χριστοῦ Γεννήσεως
--
С древних времен, в последний день перед праздником совершается Навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества.
В этот день совершаются часы, называемые Царскими. Совершаются они при открытых Царских Вратах, среди храма перед Евангелием, положенным на аналое, в знак того, что ныне Спаситель не таится, как некогда в пещере, но сияет всем народам. В полдень совершается Литургия Василия Великого, предваряемая вечерней. Звучат тропари с пением припева: «Жизнодавче, слава Тебе».
Христиане в этот день держат строгий пост до вечерней звезды, употребляя вечером в пищу сочиво — размоченные водой хлебные зерна, поэтому и день этот носит название сочельника.
--
Тропарь предпразднству в навечерие Рождества Христова
Тропарь, глас 4:
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся: Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Ин тропарь, глас 4:
Готовися, Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.
Кондак предпразднству, глас 3:
Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно; ликуй, вселенная, услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Κατεπλάγη Ἰωσήφ.
Ἀπεγράφετο ποτέ, σὺν τῷ πρεσβευτῇ Ἰωσήφ, ὡς ἐκ σπέρματος Δαβίδ, ἐν Βηθλεὲμ ἡ Μαριάμ, κυοφοροῦσα τὴν ἄσπορον κυοφορίαν· ἐπέστη δὲ καιρός, ὁ τῆς Γεννήσεως, καὶ τόπος ἦν οὐδείς, τῷ καταλύματι, ἀλλ’ ὡς τερπνὸν παλάτιον τὸ Σπήλαιον, τῇ Βασιλίδι ἐδείκνυτο. Χριστὸς γεννᾶται, τὴν πρὶν πεσοῦσαν ἀναστήσων εἰκόνα.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν προαιώνιον Λόγον, ἐν Σπηλαίῳ ἔρχεται, ἀποτεκεῖν ἀπορρήτως, Χόρευε, ἡ οἰκουμένη ἀκουτισθεῖσα, δόξασον, μετὰ Ἀγγέλων καὶ τῶν Ποιμένων, βουληθέντα ἐποφθῆναι, παιδίον νέον, τὸν πρὸ αἰώνων Θεόν.
Μεγαλυνάριον.
Φάτνη ἑτοιμάζου τὰ τῆς δοχῆς, σπεύσατε Ποιμένες, καὶ οἱ Μάγοι ἐκ τῶν Περσῶν, σὺν τοῖς Ἀσωμάτοις, ἐν Βηθλεὲμ βοῆσαι· Δόξα τῷ τικτομένῳ, σῶσαι τὰ σύμπαντα.
--
-------------------------
Παραμονὴ τῆς τοῦ Χριστοῦ Γεννήσεως
--
С древних времен, в последний день перед праздником совершается Навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества.
В этот день совершаются часы, называемые Царскими. Совершаются они при открытых Царских Вратах, среди храма перед Евангелием, положенным на аналое, в знак того, что ныне Спаситель не таится, как некогда в пещере, но сияет всем народам. В полдень совершается Литургия Василия Великого, предваряемая вечерней. Звучат тропари с пением припева: «Жизнодавче, слава Тебе».
Христиане в этот день держат строгий пост до вечерней звезды, употребляя вечером в пищу сочиво — размоченные водой хлебные зерна, поэтому и день этот носит название сочельника.
--
Тропарь предпразднству в навечерие Рождества Христова
Тропарь, глас 4:
Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся: Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Ин тропарь, глас 4:
Готовися, Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ.
Кондак предпразднству, глас 3:
Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно; ликуй, вселенная, услышавши, прослави со ангелы и пастырьми хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Κατεπλάγη Ἰωσήφ.
Ἀπεγράφετο ποτέ, σὺν τῷ πρεσβευτῇ Ἰωσήφ, ὡς ἐκ σπέρματος Δαβίδ, ἐν Βηθλεὲμ ἡ Μαριάμ, κυοφοροῦσα τὴν ἄσπορον κυοφορίαν· ἐπέστη δὲ καιρός, ὁ τῆς Γεννήσεως, καὶ τόπος ἦν οὐδείς, τῷ καταλύματι, ἀλλ’ ὡς τερπνὸν παλάτιον τὸ Σπήλαιον, τῇ Βασιλίδι ἐδείκνυτο. Χριστὸς γεννᾶται, τὴν πρὶν πεσοῦσαν ἀναστήσων εἰκόνα.
Κοντάκιον. Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν προαιώνιον Λόγον, ἐν Σπηλαίῳ ἔρχεται, ἀποτεκεῖν ἀπορρήτως, Χόρευε, ἡ οἰκουμένη ἀκουτισθεῖσα, δόξασον, μετὰ Ἀγγέλων καὶ τῶν Ποιμένων, βουληθέντα ἐποφθῆναι, παιδίον νέον, τὸν πρὸ αἰώνων Θεόν.
Μεγαλυνάριον.
Φάτνη ἑτοιμάζου τὰ τῆς δοχῆς, σπεύσατε Ποιμένες, καὶ οἱ Μάγοι ἐκ τῶν Περσῶν, σὺν τοῖς Ἀσωμάτοις, ἐν Βηθλεὲμ βοῆσαι· Δόξα τῷ τικτομένῳ, σῶσαι τὰ σύμπαντα.
--
-------------------------
Преподобномученица Евгения (около 262).
Ἡ Ἁγία Εὐγενία ἡ Ὁσιομάρτυς
Ἡ Ἁγία Εὐγενία ἡ Ὁσιομάρτυς
Ἡ Ἁγία Εὐγενία ἡ Ὁσιομάρτυς |
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1778
--
Дочь египетского епарха Евгения случайно прочитала послание апостола Павла и пожелала стать христианкой. Приняв крещение, она поселилась в мужском монастыре, выдавая себя за юношу. Вскоре ей удалось обратить в христианство своих родителей. Во время гонений на христиан при императорах Валериане и Галлене Евгения была заколота мечом.
--
Акафист святой преподобномученице Евгении Римской, преславной покровительнице нашей
http://alchevskpravoslavniy.ru/molitvy/akafist-svyatoj-prepodobnomuchenice-evgenii-rimskoj-preslavnoj-pokrovitelnice-nashej.html
--
*
Молитва святой преподобномученице Евгении Римской, преславной покровительнице нашей
Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная!
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1778
--
Дочь египетского епарха Евгения случайно прочитала послание апостола Павла и пожелала стать христианкой. Приняв крещение, она поселилась в мужском монастыре, выдавая себя за юношу. Вскоре ей удалось обратить в христианство своих родителей. Во время гонений на христиан при императорах Валериане и Галлене Евгения была заколота мечом.
--
Акафист святой преподобномученице Евгении Римской, преславной покровительнице нашей
http://alchevskpravoslavniy.ru/molitvy/akafist-svyatoj-prepodobnomuchenice-evgenii-rimskoj-preslavnoj-pokrovitelnice-nashej.html
--
*
Молитва святой преподобномученице Евгении Римской, преславной покровительнице нашей
Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная!
К тебе во умилении сердец припадаем и заступления твоего у Господа просим! Ты бо, преподобномученице преславная, велие дерзновение ко Владыце всех стяжала еси, яко прославившая Его в чистой душе твоей и телеси твоем страдальчестем, зане, вся прельщения врага и прещения мучителя презревши, вся терпящи, вопияла еси: «Христос есть богатство мое и похвала!» Темже от того богатства и нашей нищете духовная подаждь дарования и от безмерных прегрешений нас предстательством твоим огради, друг ко другу нас в послушании и братолюбии настави и ко Господу очи сердец наших всегда возводи, во еже присно славити нам Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое теплое предстательство во веки веков.
Аминь.
--
*
Тропарь мученице Евгении
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Евгения, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюси, и спогребляюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2:
Храм твой все честный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велигласно вопием ти: дево мученице Евгения, великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак, глас 2:
Благородия нравом тя, честноподобне, украсив обоживый Господь, в рабии образе от Девы нам соединися, Иже тя в лик дев свещеносиц вчини и с мученики сочета, Евгение, яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи.
Величание мученице
Величаем тя, страстотерпице Христова Евгение, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως.
Θείου πνεύματος, τῇ ὑμνωδίᾳ, φῶς προσέλαβες θεογνωσίας, Εὐγενία Χριστοῦ καλλιπάρθενε· καὶ ἐν Ὁσίων χορείᾳ ἐκλάμψασα, ἀθλητικῶς τὸν ἐχθρὸν ἐθριάμβευσας. Μάρτυς ἔνδοξε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Τὴν τοῦ κόσμου πρόσκαιρον φυγοῦσα δόξαν, τὸν Χριστὸν ἐπόθησας, τὸ εὐγενές σου τῆς ψυχῆς, ἀδιαλώβητον σώζουσα, Μάρτυς θεόφρον, Εὐγενία πανεύφημε.
Μεγαλυνάριον.
Ὄρπηξ εὐγενείας θεοειδοῦς, ἤθεσιν ὁσίοις, καὶ ἀγῶσιν ἀθλητικοῖς, ὤφθης Εὐγενία· ἐντεῦθεν ἐνυμφεύθης, τῷ Ὑπερθέῳ Λόγῳ, ὡς καλλιπάρθενος.
--
-----------------
Аминь.
--
Святая преподобномученица Евгения Римская Лукин В.А. 2009 г Палехская иконописная мастерская Лукиных |
Тропарь мученице Евгении
Тропарь, глас 4:
Агница Твоя, Иисусе, Евгения, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой люблю, и Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюси, и спогребляюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою: но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 2:
Храм твой все честный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велигласно вопием ти: дево мученице Евгения, великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Ин кондак, глас 2:
Благородия нравом тя, честноподобне, украсив обоживый Господь, в рабии образе от Девы нам соединися, Иже тя в лик дев свещеносиц вчини и с мученики сочета, Евгение, яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи.
Величание мученице
Величаем тя, страстотерпице Христова Евгение, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως.
Θείου πνεύματος, τῇ ὑμνωδίᾳ, φῶς προσέλαβες θεογνωσίας, Εὐγενία Χριστοῦ καλλιπάρθενε· καὶ ἐν Ὁσίων χορείᾳ ἐκλάμψασα, ἀθλητικῶς τὸν ἐχθρὸν ἐθριάμβευσας. Μάρτυς ἔνδοξε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Τὴν τοῦ κόσμου πρόσκαιρον φυγοῦσα δόξαν, τὸν Χριστὸν ἐπόθησας, τὸ εὐγενές σου τῆς ψυχῆς, ἀδιαλώβητον σώζουσα, Μάρτυς θεόφρον, Εὐγενία πανεύφημε.
Μεγαλυνάριον.
Ὄρπηξ εὐγενείας θεοειδοῦς, ἤθεσιν ὁσίοις, καὶ ἀγῶσιν ἀθλητικοῖς, ὤφθης Εὐγενία· ἐντεῦθεν ἐνυμφεύθης, τῷ Ὑπερθέῳ Λόγῳ, ὡς καλλιπάρθενος.
--
-----------------
Мучеников Филиппа, Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262);
Ὁ Ἅγιος Φίλιππος ὁ Μάρτυρας
Οἱ Ἅγιοι Πρώτα καὶ Ὑάκινθος οἱ Μάρτυρες
--------------
Преподобного Николая монаха Болгарского (IX).
Преподобный Николай монах (9 век).
Ὁ Ὅσιος Νικόλαος «ὁ ἀπὸ στρατιωτῶν»
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1779
--
----------------
Беда Иннокентий, архимандрит Воронежский , преподобномученик; (1928);
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1780
--
---------
Мечев Сергий, протоиерей, священномученик;(1942 г.).
священномученика Сергия (Мечева) протоиерея, Московского (1942).
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2884
--
---------------------
Преподобного Антиоха, монаха Палестинского (около 635).
Ὁ Ὅσιος Ἀντίοχος
-----------
Ахаика.
Ὁ Ἅγιος Ἀχαϊκὸς ὁ Μάρτυρας
--
Преподобных Витимиона (V);
Ὁ Ὅσιος Βιτιμίων
--
Афродисия (VI);
Ὁ Ὅσιος Ἀφροδίσιος
--
Святых Евсузия и Агафы.
--
Мученика Ахмеда (1682).
Ὁ Ἅγιος Ἀχμὲδ ὁ Νεομάρτυρας
--
Ὁ Ἅγιος Φίλιππος ὁ Μάρτυρας
Οἱ Ἅγιοι Πρώτα καὶ Ὑάκινθος οἱ Μάρτυρες
--------------
Преподобного Николая монаха Болгарского (IX).
Преподобный Николай монах (9 век).
Ὁ Ὅσιος Νικόλαος «ὁ ἀπὸ στρατιωτῶν»
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1779
--
----------------
Беда Иннокентий, архимандрит Воронежский , преподобномученик; (1928);
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1780
--
---------
Мечев Сергий, протоиерей, священномученик;(1942 г.).
священномученика Сергия (Мечева) протоиерея, Московского (1942).
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2884
--
---------------------
Преподобного Антиоха, монаха Палестинского (около 635).
Ὁ Ὅσιος Ἀντίοχος
-----------
Ахаика.
Ὁ Ἅγιος Ἀχαϊκὸς ὁ Μάρτυρας
--
Преподобных Витимиона (V);
Ὁ Ὅσιος Βιτιμίων
--
Афродисия (VI);
Ὁ Ὅσιος Ἀφροδίσιος
--
Святых Евсузия и Агафы.
--
Мученика Ахмеда (1682).
Ὁ Ἅγιος Ἀχμὲδ ὁ Νεομάρτυρας
--
---------------------------------
-----------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
http://www.calend.ru/
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/http://tonkiimir.ru/viewtopic.php?t=3838&postdays=0&postorder=asc&start=40&sid=2adb4c0de19d6d34a9b3bde17325b722
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.