no copi

понедельник, 14 марта 2011 г.

14 Марта(1 марта по ст.ст.) - Евдокия (Авдотья) - плющиха, свистунья, весновка.

*

*
Народное название:
Святая Евдокия
Евдокия (Авдотья) Весновка
Евдокия Плющиха
Евдокия-плющиха, Евдокия - Плющиха
ЕВДОКИЯ СВИСТУНЬЯ,  Евдокия-свистунья
ЕВДОКИЯ - ЗАМОЧИ подал. Евдакия Замочи Подол
Евдокия – подмочи порог
Евдокия Капелюшница
(Авдокеи, Авдотья Каплюжница, Авдотья Каплюшница, Авдотья Подмочи порог, Авдотья Замочи подол, 
Авдотья Свистунья, Авдотья Весновка, Авдотья-весновка, Авдотья Плющиха)
Окличка весны

Первая встреча весны
Весновка, Весенница, Свистунья, Пролетье
«Аўсень» (белорус.),
Плюшниха, Плюшки
Дунька-свистунья
Новичок
Даниил-новичок
День Даниила Новичка
Летник (серб.)

«Аўдокiй» (белорус.)
Пост
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Преподобномученицы Евдокии (ок. 160-170).
Прмц. Ольги (1937).
Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, мч. Василия, мц. Надежды (1938).
Cщмч. Александра пресвитера (1942).
Cщмч. Василия пресвитера (1943).
Новомчч.: игуменьи Антонины (1924), сщмч. Мефодия (1920) и юродивой Анастасии Андреевны.
Преподобного Мартирия Зеленецкого (1603).
Мучеников Нестора и Тривимия (III).
Мученицы Антонины (III-IV).
Мчч. Маркелла и Антония.
Прп. Домнины Сирийской (ок. 450-460).
Преподобного Агапия Ватопедского (Афон).
Преподобного Свидберта Голландского (Нидерл.).
Cвт. Давида, еп. Уэльсского (VI) (Кельт. и Брит.).
Св. Альбина, еп. Ангерского (550).
Св. Льва-Луки Корлеонского из Сицилии (900).
Мц. Параскевы Трапезундской (1659).
Мчч. Софрония и Сильвестра (Греч.).
Мчч. Харисия, Никофора и Агапия (Греч.).
--
Великий пост. Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
* В средневековой Руси в этот день встречали Новый год, и традиция не работать 1 марта 
(по старому стилю) сохранялась до XIX века
Евдокия открывает весну, и с этим днём связано много примет и обычаев.
Авдотья Весновка весну снаряжает.
· Евдокия весну снаряжает.
По первым дням судили о погоде: 
1 марта говорило какова будет весна, 2 марта – лето, 3 марта – осень, 4 марта – зима.
В Белоруссии по погоде в этот день делали прогнозы на будущее: тёплый день ворожил тёплую весну и лето и особенно удачный сенокос; дождь обещал урожай на жито; туман – на бобовые растения; мороз грозился приморозить гречку во время её цветения; редкие для этой поры бураны и метели предсказывали большой холод на весь год.
Если день ясный, то и соответствуещее время года будет солнечным, если холодно, то это время года также будет холоднее обычного.
День 1 марта предвещал, какой будет приближающаяся весна.
* Если с первых дней весна разгульна, незастенчива — обманет, верить нечего.
"Евдокия красна - и весна красна".
* Коли Авдотья красна — и весна красна.
* Авдотья подмочи порог, весну сряжает.
Если было холодно, весну ожидали позднюю: снег долго не сойдет, и скот придется кормить в стойлах на две недели дольше.
И наоборот, если "у Евдокии вода", то "у Егория теплого трава".
* У Евдокеи вода — у Егорья (6 мая) трава.
"Если курочка на Евдокию напьется (талой воды), то овечка на Егория наестся".
Коли курица на Евдокию снежицы напьётся, то и овечка на Егория (23 апреля) травушки наестся.
Если на Евдокею курица из лужи воды напьётся, то на Благовещенье – вол (белорус.).
"Ни в марте воды, ни в апреле травы".
С Евдокеи ворона больно шибко кричит – весна скоро (помор.).
* На Евдокею холодно — скот кормить лишние две недели[4].
И март на нос садится, коли на Евдокей мороз прилучится.
На Евдокию мороз прилучится, так и март на нос садится.
· Если на Евдокию из лесу принести сучьев и протопить печь, то и весна будет теплой.
Некоторые хозяйки на Евдокию гадали о весенней погоде.
В бутылку с водой ставили веточку березы и смотрели, сколько дней ветка будет стоять без листьев, столько и недель надо ждать до первого выгона скота на пастбище.
--
О времени наступления и о характере весны судили также по направлению ветра:
"Отколь ветер на Плющиху подует, оттоль прейдет и весна".
Поселяне замечают, что со дня Евдокии начинают ветры дуть и свистать.
А то как ветры засвистят, что народ не рад! Холод липкий, цепкий, даже солнце съёживается.
Тогда они говорят: «Вот те на! приехала свистунья».
«Приехала свистунья» – с досадой машет рукой мужик
Евдокея - свистуха. "С Евдокеи - ветры и вихри".
Это прозвание Евдокии дало повод некоторым исследователям русской старины считать, что эта угодница заменила нашим предкам древнего языческого Позвизда, бога и распорядителя ветров.
По другой версии, Евдокию прозвали Свистуньей потому, что к этому дни пробуждаются уже ото сна многие животные и своим свистом и криком возвещает о наступлении весны.
В России прежде всех возвещает весну сурок, которого на Украине называют байбак.
--
По погоде этого дня предсказывали и погоду на лето:
Любили в этот день погадать о лете, ведь Евдокия слыла Летоуказательницей.
Вот что говорили:
"Каковы Евдокеи, таково и лето".
"Если на Евдокею каплет с крыш, будет теплое лето".
"Если Евдокия с дождем - быть лету мокрому".
"Если Евдокия с дождем, то быть лету мокрому",
Коли на Евдокей новичок с дождем, то быть лету мокрому.
Новичок (молодой месяц) под Евдокею с дождём – быть лету мокрому.
"На Плющиху погоже - все лето погоже".
 "С Евдокеи погоже - все лето пригоже".
* С Авдотьи погоже — всё лето пригоже.
"Откуда ветер на Евдокею, оттуда и все лето".
* На Евдокею тёплый ветер — будет лето тёплое и мокрое.
На Евдокею теплый ветер — лето мокрое, сиверко — холодное лето.
Хороший ветер у нас на Евдокею — с запада и юга.
Мороз и северный ветер – к холодному лету.
· Если грачи прилетели до Евдокии — быть лету мокрому.
Усли грачи прилетели до Евдокии – лето будет мокрое, а снег сойдёт рано.
--
Вообще ясная, хорошая погода в этот день предвещала хороший урожай.
День Евдокии красный — на огурцы и грузди урожай.
Кроме того, ясный, солнечный день 14 марта предвещал урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав
На Евдокию снег — урожай.
На Евдокию снег – в жнивень (август) урожай с полей всех.
--
Среднерусское пролетье
С Евдокии плющихи - первые оттепели.
В этот день может глянуть нежданно-негаданно солнце, да так грянет жарко, что все снеговые завалы приседают.
То Евдокия снег плющит. Плющиха она.
Снег плющит настом.
Плюшниха, плюшки.
Так поселяне называют черты, разделяющие лёд и снег на клочки – плюшки.
Эти плюшки появляются после оттепели.
Солнце, пригревая снег, образует ручьи, которые в мартовские утренники, замерзая, оставляют на снегу и льду особенные черты.
Тогда старики говорят: «Плюшниха провела плюшки».
И иных местах мне случилось слышать, что старушки, припоминая какое-нибудь событие, говорили: «А то было на плюшнихи».
Этот день называют еще и «Авдотьей Плющихой» — потому, что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки.
Вообще же слово «плющить» на старорусском языке означало «капать», а сосульки, или сосульники, на избе называли «плющинами».
Таяние обеспечило ей и другие прозвища: Евдокия – подмочи порог, Авдотья – замочи подол.
-- .
 "Авдотья семь шуб снимает".
«Святы Аўдакея сокі збіраець» (белорус.).
«На Яўдокі – голы бокі» (белорус.).
"Евдокия замочи подол - под порогом мокро".
Весновка, замочи подол.
Считалось, что к этому дню снег расстаивает и везде бывает слишком грязно и мокро.
С крыш потоки, под желобом – ушат.
Евдокея умоется – и нас обмоет.
"На Евдокию вода начинает просасывать лед".
"Евдокея благоволит, да насорит".
"Тепло светит солнышко, да Авдотьей поглядывает - либо снег, либо дождь".
"С Евдокеи в стояч собаку заносит снегом".
На Евдокию бывает, снегом собаку в стоячь заносит.
"И март на нос садится, коли на Евдокею мороз получится".
На Евдокею кличут весну: "Весна - красна, что ты нам принесла - красное летичко".
В этот день возвращаются ласточки.
Увидевшие в эьтот день ласточку, бросают в нее горсть земли, говоря: 'На тебе, ласточка, на гнездо!'
«Одна ластівка ще весни (погоди) не робить» (укр.).
«Ластівки вилітають – погоду обіцяють» (укр.).
«Хто в руки ластівку або її яйце візьме, у того обличчя вкриється ластовинням» (укр.).
На Евдокию сурок просыпается и свищет — это первый признак весны.
"Лужи воды на Евдокию у порога - пасечники в меду купаться будут".
"Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить".
 Посеянная в этот день рассада в горшочках не может пострадать от мороза.
 Обычно в этот день сеют капусту.
На Евдокею сеют капусту, а на Украине — мак.
Приход Евдокии означал, что пора сеять семена капусты на рассаду (тогда она не пострадает от мороза)
--
День Даниила Новичка.
Даниил Новичок умылся и нас дождём умоет.
От Водокрещей – до Евдокей живёт семь недель с половиной.
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь почитает память преподобномученицы Евдокии, получившей дар чудотворения.
Евдокия родилась во 2 в. в городе Илиополе, находившемся на территории римской провинции Финикии Ливанской. Она долгое время вела греховную жизнь, но под влиянием встречи со старцем Германом и бесед с ним о Боге и святых местах Евдокия приняла крещение, раздала свое имущество бедным и ушла в монастырь. Благодаря подвижнической жизни, она получила от Бога дар воскрешения. Ее молитвы воскресили язычника Филострата и сына императора Аврелиана. Во время жестокого гонений на христиан, доставленная на мучения к правителю Диогену, святая Евдокия воскресила внезапно умершую жену военачальника Диодора. Все бывшие свидетелями этого чуда, в том числе и Диоген и Диодор, уверовали во Христа. Святая вернулась в свой монастырь, но позже, через много лет по приказу нового правителя 1 марта была обезглавлена.
--
День памяти святой преподобной мученицы Евдокии.
Русский народ с днем 14 марта связывал приметы, в результате которых в народном календаре Евдокия (Евдокея, Авдотья) получила множество прозвищ.
В старину Евдокию в народе называли  
"Весенницей"/"Весновкой"
поскольку в этот день проходила первая встреча весны – окличка.
По народному поверию, она заведовала у Бога весной и хранила ключи от весенних вод - и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит либо морозы напустит.
Поэтому ее уважали, боялись и в день ее памяти не работали.
К 19 в. день Евдокии утерял свое прежнее значение и стал второстепенным церковным праздником, не отмеченным ни торжественной службой, ни запретом на работу.
Считался "бабьим" праздником.
Во многих местах его считали "бабим праздником", в который женщины-хозяйки, у которых были овцы, заказывали перед иконой Евдокии молебны, желая заручиться поддержкой и покровительством святой.
Денёчек этот бабоньки чтили.
Евдокия Весновка у наших предков была большим и веселым праздником.
Молодухи спешили приветить Плющиху, чтобы не обернулась вдовья надсадушка в их сторону.
А вдовые Евдокию просили, чтобы от их изб сиротство отошло.
В этот день старались не прясть.
С этого дня начинали петь хороводные песни-веснянки и не прекращали их до самой Троицы.
--
И все же в крестьянском хозяйстве сохранялось порубежное значение праздника.
Образ весны, приезжающей на сошке, конечно, был очень близок представлению русского народа о теплом времени как о земледельческой поре.
Первые признаки весны напоминали о необходимости готовиться к весенним полевым работам, поэтому об этом дне говорили:
"Пришли Евдокеи, мужику (старику) затеи: соху точить, борону чинить".
В этот день надо было уже думать о будущем урожае, нанимать работников.
Именно на Евдокию оканчивались сроки зимнего найма и начинались наймы весенние.
Первым числом марта оканчиваются у наших поселян сроки зимним наймам.
С марта начинаются наймы весенние.
При новых сроках говорили: 
«С Евдокей до Егорья» или «С Евдокей по Петров день, по Спасов день».
С Плющихи наступает почин сельскохозяйственного лета: 
в этот день начинают проращивать семена помидоров и высеивать их в ящики на рассаду.
Во многих местах с Евдокии деревенские женщины начинали белить холсты
объясняя это тем, что в этот день "все подземные ключи закипают" и способствуют работе.
Бабы верили, что на Авдотью 'все подземные ключи закипают', поэтому начинали белить холсты.
Повсеместно праздник был известен под названием "Евдокия Плющиха" потому, что к этому времени под воздействием первого весеннего тепла снег начинает подтаивать, оседать, сплющиваться. Таяние снега дало повод и к таким народным названиям праздника как "Евдокия Каплюжница", "Подмочи порог / замочи подол".
Подмечая эти явления, крестьяне говорили: "Евдокия весну снаряжает".
--
Чтобы приблизить наступление весны
кое-где в этот день женщины и дети начинали кликать весну (см. Кликание весны).
Например, в Смоленской губ. они забирались на пригорки или крыши домов и пели заклички.
В некоторых местах крестьяне из леса приносили сучья и топили жарко печи, "чтобы весна была теплой".
А кое-где на Русском Севере, чтобы ускорить ледоход, связываемый с наступлением тепла, воду из колодцев носили ведрами в реку.
С Евдокии запевали веснянки — хороводные песни — и пели их до Троицына дня.
Пекли обрядовое печенье — жавороношки.
И вот когда тесто раскатывали, надо было заговор сказать:
По белому, по чистому,
По ядомому,
От земли заполечененному,
По зазнобчивому,
Зорями крученному,
Катись бел-крутой,
Бел-золотой.
Верили, что этот обряд принесет в дом достаток и хороший урожай
--
У русских гусятников с первого марта начинаются совещания о гусиной охоте и о назначении дней, когда спущать гусей на бой.
--
В народе этот день известен как день милостыни.
Кто соблюдает этот обычай, тот подает не только за себя, но и за тех, кто отошел в мир иной.
В этот день следует подать милостыню, чтобы заслужить прощение не только за себя, но и за умерших родтвенников.
Ангелы радуются доброте души вашей, а умершим прощаются грехи через ваш добрый поступок.
Подавая милостыню, делайте так, чтобы не многие это видели.
Хотя милостыню следует подавть не только в этот день, а желательно чаще.
Хвастаться тем, что вы подаете не следует, иначе доброе дело вам не зачтется.
Чем скромнее делается доброе дело, тем оно величественнее перед Господом Богом.
--
Знахари в этот день лечать различные болезни.  
--
Снег в этот день обладает чудодейственной силой.
С Евдокии снег, по старинному поверью, приобретает особую целительную силу; /его сохраняют в кувшинах, спрятанных от чужого глаза, и целый год дают больным /опаивают талой водой/ от всяческих болезней/.
Его собирают на пригорках, чистых местах - старухи-знахарки собирают его в облюбованных местах по пригоркам, обогретым солнышком до проталин.
И дают после, из тщательно сохраняемых ото всякого лихого глаза кувшинов, болящему сельскому люду, – на пользование против самых разнообразных недугов-болестей.
* Бабки-повитухи (и не только они) вносили полуденный снег в дом и им обтирались (дабы рукам чистота вешняя передалась).
По стародавним обычаям на Евдокию-Плющиху полагалось умывать детей снежницей, т.е. талой водой, чтоб росли крепкими, оттирать худобушку с болящих, кропить ею стены, чтобы те «дышали».
Снежицей больных мыли, и бывало, ставили на ноги.
Снежицей стены дома обмывали, цветы поливали.
Приносили такую водицу курам – и те нестись через неделю начинали. ·
И дышать начинали стены, и не гнело к земле человека в тот день, когда он снежицей умывался.
А женщины, которые не могли забеременеть
должны были показать себя Яриле именно 14 марта, ровно в полдень отправившись на Красную горку и прихватив с собой крапивную настойку, три березовые лучины, угли, завернутые в бересту и венок из трав и цветов, плетенный на исходе прошлого лета.
Венок возлагался на «голову» этой горы, в центр ставились лучины, меж ними проносилась чарка с настойкой, а угольки высыпались между лучиной и сухими стеблями венка.
По завершении заветного сооружения женщина валилась на землю и с криком сдирала с себя одежду, катаясь по снегу.
Считалось, что от этого тело «загорается» и «зажигает» все принесенные компоненты: лучины, угли, венок и настойку.
После этой процедуры надо было сначала выпить настойку, потом одеться и идти к мужу, который не может не захмелеть от ее напоенного вешним духом тела…
* Беременные женщины 
 выходили на угорье и смотрели на восходящее солнце.
Согласно народному поверью, солнце в этот день дает силы выносить здорового и крепкого ребёнка.
--
Сны 14 марта
Увидевший иконы — здоров будет.
Кроить во сне ткань — к разорению.
Вшей чесать — к прибыли.
Кто в этот день увидит огородную зелень, у того пополнится семья.
Лакомиться сдобой — к печали.
Чистить обувь — к дальней дороге.
Разглядывать себя в зеркало — к изменению.
Рвать бумагу — к шуму.
Колесо снится — к судебному процессу.
Славить во сне Христа — к долгой жизни.
Гладить во сне живот — к приезду гостей.
--
Сегодня желательно посетить сауну, косметолога и парихматера.
Купите, если есть возможность новую одежду.
Если вы мечтаете встретить нового друга - приютите бездомного кота или собаку.
*

------------------------------
В народе, о бабоньке рождённой в день Евдокии, говаривали всякое:
«И накудесить может, того гляди пройдет у чужого двора – и всякий парень, что хлесткой плёточкой огретый, обернётся на неё.
Закружит Евдокия – ох не сдобровать мужичьему сердцу!»
Представляли деревенские жители Евдокию вдовой бабонькой.
Горяч у Евдокии не только взгляд, но и характер.
--
Именины празднуют:
*
----------------------------------------------------------
-------------------------------
--------
-
Седмица 2-я Великого поста

---------------------
Преподобномученица Евдокия (ок. 160-170 гг.).
Ἡ Ἁγία Εὐδοκία ἡ Μάρτυς

--
Православные христиане отмечают 14 марта День памяти святой преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. Эта редкостной красоты женщина, жившая по втором веке в Финикии, вела грешный образ жизни, предлагая желающим свое тело за деньги. На путь христианской веры ее наставил монах Герман. Приняв крещение, она раздала имущество бедным людям и ушла в монастырь, и там через некоторое время стала игуменьей, а также получила дар чудотворения.
Так, например, однажды правитель Илиополя по доносу прежних поклонников Евдокии послал своего сына арестовать ее, но тот неожиданно смертельно заболел и лишь молитвами святой был возвращен к жизни, заслужившей тем признательность всей его семьи. Впрочем, преемники этого правителя вновь подвергли Евдокию преследованиям и, в конце концов, она была обезглавлена в 170 году н.э. без суда и следствия.
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2159
--
Молитва преподобномученице Евдокии
     О святая угоднице Божия, преподобномученице Евдокие! 
Подвигом добрым подвизаешися на земли, восприяла еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. 
Аминь.
--
Тропарь преподобномученице Евдокии Илиопольской
Тропарь, глас 8:
     Правостию умною душу твою привязавши в любовь Христову, тленных, и красных, и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица: пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, славная Евдокие, преподобная страстотерпице, моли Христа Бога спастися душам нашым.
Кондак, глас 4:
     Во страдании твоем добре подвизавшися, и по смерти нас освещаеши чудес излиянии всехвальная, верою прибегающыя в Божественную Церковь твою. И торжествующе молим тя, преподобная мученице Евдокие, да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпем.
Величание
     Величаем тя, страстотерпице Христова Евдокие, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος γ’. Θείας πίστεως.
Φόβον ἔνθεον, ἀναλαβοῦσα, κόσμου ἔλιπες, τὴν εὐδοξίαν, καὶ τῷ Λόγῳ Εὐδοκία προσέδραμες· οὗ τὸν ζυγὸν τῇ σαρκί σου βαστάσασα, ὑπερφυῶς ἠγωνίσω δι' αἵματος. Μάρτυς ἔνδοξε, Χριστὸν τὸν Θεὸν ἱκέτευε, δωρήσασθαι ἡμῖν τὸ μέγα ἔλεος.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ.
Ὁ εὐδοκήσας ἐκ βυθοῦ ἀπωλείας, πρὸς εὐσεβείας τὸν ἀκρότατον ὅρον, ἀναγαγεῖν σε ἔνδοξε ὡς λίθον ἐκλεκτόν, οὗτος καὶ τὸν βίον σου, τῇ ἀθλήσει λαμπρύνας, χάριν ἰαμάτων σοι, Εὐδοκία παρέχει· ὃν ἐκδυσώπει σώζεσθαι ἡμᾶς, Ὁσιομάρτυς, Ἀγγέλων ἐφάμιλλε.
Μεγαλυνάριον.
Χάρις εὐδοκίας τῆς θεϊκῆς, νύμφην σε τοῦ Λόγου, ἀπειργάσατο ἐκλεκτήν, ἤθεσιν ὁσίοις, καὶ αἵματι Μαρτύρων, θεόφρον Εὐδοκία, περιαστράπτουσαν.
*
--------------------------------------
Преподобный Мартирий Зеленецкий (1603 г.).
Преподобного Мартирия Зеленецкого, Великолукского (1603).
Ὁ Ὅσιος Μαρτύριος ἐκ Ρωσίας    1603

--
Память 11/24 ноября и 1/14 марта
--  
Родом из Великих Лук, Псковской губернии, святой с юных лет подвизался в Великолуцкой Сергиевой обители. Желая уединенных подвигов, он поселился на острове Зеленом и основал там монастырь. Преподобный Мартирий прославился даром чудотворения. Скончался он в глубокой старости в 1603 г.
--
АКАФИСТ преподобному Мартирию, Зеленецкому чудотворцу
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2548
--
Тропарь преподобному Мартирию Зеленецкому, Великолукскому
Тропарь, глас 2:
     От юности, Богоблаженне, Христа возлюбив, отечество оставил еси, и всех мирских мятежей уклонився, в тихое пристанище пречестныя обители Богоматерни достигл еси, отонудуже уведев непроходную пустыню, крестовидною зарею показанную, желательне ю обрел еси, и в ней вселився, иночествующих собрал еси, и сих ученьми своими, яко лествицею восходною на Небо, трудолюбно тщался еси возводити к Богу Емуже молися, богомудре Мартирие, даровати душам нашим велию милость.
Кондак, глас 8:
     Отечества, преподобне, и всего мирскаго мятежа, уклонитися возжелел еси, и, в пустыню вселився, тамо во блаженнем безмолвии жестокое житие показал еси, и чада послушания и смирения в нем возрастил еси. Сего ради, дерзновение стяжав ко Святей Троице, еже молитися, Богоблаженне, о нас, чадех своих, ихже собрал еси, и о всех правоверных, да зовем ти: радуйся, отче Мартирие, безмолвия пустыннаго любителю.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Мартирие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
*
----------------------
Мученики Нестор и Тривимий (3 век).
Мучеников Нестора и Тривимия (ок. 249-251);
Мчч. Нестора и Тривимия (III).

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2161
*
----------------------
Мученица Антонина (3-4 век).
Мученицы Антонины (III–IV).
Антонины (ок. 305);
Ἡ Ἁγία Ἀντωνίνα ἡ Μάρτυς

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2162
*
----------------------
Мученики Маркелл и Антоний.
Святые мученики Маркелл и Антоний

     Святые мученики Маркелл и Антоний, сожжены огнем за Христа. В каком месте и в какое время пострадали неизвестно.
*
----------------------
Преподобная Домнина Сирийская (ок. 450-460 гг.).
Ἡ Ὁσία Δομνίνα ἡ Νέα

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2163
*
----------------------
Преподобный Агапий (Афон.).
Преподобного Агапия Ватопедского (Афон).
Ὁ Ὅσιος Ἀγάπιος

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2222
--
Ὁ Ὅσιος Ἀγάπιος ἀσκήτεψε στὴ Σκήτη τῆς Ἁγίας Τριάδος κοντὰ στὰ ὅρια τῆς μεγίστης Μονῆς Βατοπαιδίου τοῦ Ἁγίου Ὄρους καὶ συνελήφθη ἀπὸ τοὺς Σαρακηνούς. Ἀφοῦ ὁδηγήθηκε στὴ Μαγνησία τῆς Μικρᾶς Ἀσίας, κήρυξε σὲ αὐτοὺς τὸ λόγο τοῦ Θεοῦ, τοὺς κατήχησε καὶ τοὺς βάπτισε. Στὴ συνέχεια ἀφέθηκε ἐλεύθερος καὶ τελειώθηκε μὲ εἰρήνη στὸ Ἅγιον Ὄρος.
*
----------------------
Священномученик Иоанн пресвитер (1938 г.).
Стрельцов Иоанн, священник, священномученик;
священномученика Иоанна (Стрельцова) пресвитера (1937).

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2334
*
----------------------
Священномученики Василий и Петр пресвитеры, преподобномученик Антоний, преподобномученицы Анна и Матрона, и мученица Надежда (1938 г.).
Cщмчч. Василия, Петра, Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров, прмч. Антония, прмцц. Анны, Дарии, Евдокии, Александры, мч. Василия, мц. Надежды (1938).
Священномучеников Василия (Никитского), Петра (Любимова), Иоанна, Вениамина, Михаила пресвитеров; преподобномученика Антония (Корж), преподобномученицы Анны (Мокандиной), Дарии, Евдокии, Александры, мученика Василия и мученицы Надежды (Аббакумовой) (1938).


Никитский Василий, священник, священномученик;
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2164
--
Любимов Петр, протоиерей, священномученик;
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2336
--
Корж Антоний, иеродиакон, преподобномученик;
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2702
--
Макандина Анна, послушница, преподобномученица;
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2165
--
Макандина Матрона, послушница, преподобномученица;
--
Аббакумова Надежда, мирянка, мученица;
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2702
*
----------------------
Священномученик Александр пресвитер (1942 г.).
Ильенков Александр, священник, священномученик;
Священномученика Александра (Ильенкова) пресвитера, Крымского (1942);

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2701
*
----------------------
Преподобномученица Дария (1938 г.).
Зайцева Дария, послушница, преподобномученица;

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2700
*
----------------------
Священномученик Михаил пресвитер (1938 г.).
Букринский Михаил, священник, священномученик;

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2698
*
----------------------
Преподобномученицы Евдокия и Ольга (1938 г.).
Архипова Евдокия, послушница, преподобномученица;
Жильцова Ольга, послушница, преподобномученица;
Преподобномученицы Ольги (1937).

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2697
*
----------------------
Мученик Василий (1938 г.).
Архипов Василий, мирянин, мученик;

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2697
*
----------------------
Священномученик Вениамин пресвитер (1938 г.).
Фаминцев Вениамин, протоиерей, священномученик;

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2703
*
----------------------
Преподобномученица Александра (1938 г.).
Дьячкова Александра, послушница, преподобномученица;

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2699
*
----------------------
Священномученик Василий пресвитер (1943 г.).
Константинов-Гришин Василий, священник, священномученик;


----------------------
Новомчч.: игуменьи Антонины (1924), сщмч. Мефодия (1920) и юродивой Анастасии Андреевны.
Ἡ Ἁγία Ἀντωνίνα ἡ Ὁσιομάρτυς     1924

Ἡ Ἁγία Ὁσιομάρτυς Ἀντωνίνα μαρτύρησε τὸ ἔτος 1924. Δὲν ἔχουμε λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τῆς Ἁγίας.
--
Ὁ Ἅγιος Μεθόδιος ὁ Ἱερομάρτυρας ἐκ Ρωσίας    1920
Ὁ Ἅγιος Ἱερομάρτυς Μεθόδιος μαρτύρησε τὸ ἔτος 1920. Δὲν ἔχουμε περισσότερες λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ἁγίου.
--
Ἡ Ἁγία Ἀναστασία ἡ Νεομάρτυς
Δὲν ἔχουμε λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο καὶ τὸ Μαρτύριο τῆς Ἁγίας Ἀναστασίας.
*
-------------------------------------
Преподобного Свидберта Голландского (Нидерл.).
----------------------------
Cвт. Давида, еп. Уэльсского (VI) (Кельт. и Брит.).
Ὁ Ἅγιος Δαβὶδ ὁ Ἀρχιεπίσκοπος    544

Ὁ Ἅγιος Δαβὶδ καταγόταν ἀπὸ τὴν Οὐαλία καὶ ἀνατράφηκε μὲ παιδεία καὶ νουθεσία Κυρίου. Ἀπὸ νεαρὰ ἡλικία ἀκολούθησε τὸ μοναχικὸ βίο καὶ ἐκάρη μοναχός. Ἀποσύρθηκε στὴ νῆσο τοῦ Οὐάϊτ, καθοδηγούμενος ἀπὸ τὸν Γέροντα Παυλίνο. Κήρυξε πρὸς τοὺς Βρετανοὺς καὶ ἀνοικοδόμησε ναὸ στὴν πόλη Γκλαστένμπουρυ, ὅπου κατὰ τὴν παράδοση κήρυξε ὁ Ἰωσὴφ ὁ ἀπὸ Ἀριμαθαίας ποὺ εἶχε, κατὰ τὴν παράδοση, μαζί του τὸ Ποτήριον τοῦ Μυστικοῦ Δείπνου καὶ τὸν Ἀκάνθινο Στέφανο τοῦ Κυρίου.
Ὁ Ἅγιος Δαβὶδ ἵδρυσε δώδεκα μοναστήρια στὰ ὁποῖα ἐπέβαλε τοὺς κανόνες τῆς Ἀνατολικῆς Ἐκκλησίας. Οἱ μοναχοὶ μιλοῦσαν σπάνια καὶ ὡς κύριο ἔργο τους εἶχαν τὴν προσευχή.
Ὁ Ἅγιος ἔλαβε μέρος σὲ δύο Συνόδους κατὰ τοῦ Πελαγιανισμοῦ, ποὺ ἔγιναν στὴν πόλη Μπρέβυ τὸ 512 ἢ 519 μ.Χ. καὶ στὴν πόλη Βικτόρια λίγο ἀργότερα. Κατὰ τὴν διάρκεια τῆς Συνόδου ἐξελέγη Ἀρχιεπίσκοπος Οὐαλίας, ἀλλὰ ἀποδέχθηκε τὴν ἐκλογή του μετὰ ἀπὸ πολλὲς πιέσεις.
Ὁ Ἅγιος Δαβὶδ κοιμήθηκε ὁσίως μὲ εἰρήνη τὸ ἔτος 544 μ.Χ.
*
-----------------------------
Св. Альбина, еп. Ангерского (550).
-----------------------------
Св. Льва-Луки Корлеонского из Сицилии (900).
Ὁ Ὅσιος Λουκᾶς ὁ ἐκ Σικελίας

Ὁ Ὅσιος Λουκᾶς, κατὰ κόσμο Λέων, γεννήθηκε στὴν Κορλεόνε τῆς Σικελίας κατὰ τὸν 10ο αἰῶνα μ.Χ. ἀπὸ εὐσεβεῖς καὶ φιλόθεους γονεῖς, τὸν Λέοντα καὶ τὴ Θεοκτίστη, οἱ ὁποῖοι τὸν ἀνέθρεψαν μὲ παιδεία καὶ νουθεσία Κυρίου. Ὅταν οἱ γονεῖς του πέθαναν, ἐκεῖνος κατέφυγε στὴ μονὴ τοῦ Ἁγίου Φιλίππου στὴν Ἄγκυρα. Ὅμως, λόγω τῶν ἐπιδρομῶν τῶν Σαρακηνῶν, ἔφυγε ἀπὸ ἐκεῖ καὶ ἦλθε στὴν Καλαβρία, στὴ μονὴ τοῦ ὄρους Μουλᾶ, κοντὰ στὸ Κασσίνο, ὅπου ἐκάρη μοναχός. Ἐκεῖ ἔμεινε ἕξι χρόνια.
.........................
Σὲ βαθὺ γῆρας καλεῖ πιὰ κοντά του τοὺς μοναχοὺς καὶ τοὺς προλέγει τὸ τέλος του. Ἀναθέτει τὰ καθήκοντα τοῦ προεστῶτος τῆς μονῆς στὸν μοναχὸ Θεόδωρο καὶ ὁρίζει βοηθό του τὸν πρεσβύτερο Εὐθύμιο. Ὁ Ὅσιος Λουκᾶς, ἀφοῦ κοινώνησε τῶν Ἀχράντων Μυστηρίων, κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη καὶ ἐνταφιάσθηκε στὸ ναὸ τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου.
*
-------------------------
Мц. Параскевы Трапезундской (1659)./?/
Ὁ Ἅγιος Παρασκευᾶς ὁ Νεομάρτυρας     1659    

Ὁ Ἅγιος Νεομάρτυς Παρασκευᾶς καταγόταν ἀπὸ τὴν Τραπεζούντα καὶ ἦταν ἕνας ἀπὸ τοὺς προύχοντες τῆς πόλεως. Μαρτύρησε τὸ ἔτος 1659 στὴν Τραπεζούντα δι’ ἀπαγχονισμοῦ. Τὸ ἱερὸ λείψανο αὐτοῦ ἐνταφιάσθηκε στὸ ναὸ τοῦ Ἁγίου Γρηγορίου Νύσσης καὶ ἀπὸ ἐκεῖ ἀνακομίσθηκε στὴ μονὴ Θεοσκεπάστου Τραπεζοῦντος.
*
-------------------------------
Мучеников  Несториана; Харисия, Никифора и Агапия;
Мчч. Харисия, Никофора и Агапия (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Νεστοριανὸς ὁ Μάρτυρας  
  
Ὁ Ἅγιος Μάρτυς Νεστοριανὸς μαρτύρησε διὰ ξίφους.
--
Οἱ Ἅγιοι Ἀγάπιος, Νικηφόρος καὶ Χαρίσιος οἱ Μάρτυρες    
Δὲν ἔχουμε πληροφορίες γιὰ τὸν βίο καὶ τὸ Μαρτύριο τῶν Ἁγίων.
*
----------------------
Мчч. Софрония и Сильвестра (Греч.).
Οἱ Ἅγιοι Ἀντώνιος, Μάρκελλος, Σιλβέστρος καὶ Σωφρόνιος οἱ Μάρτυρες

Οἱ Ἅγιοι Μάρτυρες Ἀντώνιος, Μάρκελλος, Σιλβέστρος καὶ Σωφρόνιος συνελήφθησαν, ἐπειδὴ ἦταν Χριστιανοὶ καὶ παρέστησαν στὸν ἄρχοντα τῆς Παλαιστίνης, ἐνώπιον τοῦ ὁποίου ὁμολόγησαν μὲ θάρρος τὸν Χριστὸ καὶ ἀνακήρυξαν τὴν πίστη τους στὸν ἀληθινὸ Θεό. Γι’ αὐτὸ φυλακίσθηκαν καὶ βασανίσθηκαν σκληρά. Τοὺς ἄφησαν ἄσιτους, τοὺς τέντωσαν ἀπὸ τὰ χέρια καὶ τὰ πόδια, τοὺς κατέφλεξαν τὰ σκέλη, τοὺς ἔσκισαν τὶς σάρκες καὶ τέλος τοὺς ἀποκεφάλισαν.
Ἔτσι οἱ Ἅγιοι Μάρτυρες εἰσῆλθαν στὴ Βασιλεία τοῦ Θεοῦ.
*
------------------------------
1000 мучеников при Савории (310-381).
Святого Доната.

--------------------
Οἱ Ἅγιοι Γερβάσιος καὶ Λέων οἱ Μάρτυρες
Οἱ Ἅγιοι Γερβάσιος καὶ Λέων ἦταν ἀδέλφια καὶ μαρτύρησαν κατὰ τὸν 2ο αἰῶνα μ.Χ. Ὁ Ἅγιος Λέων ἦταν Ἀπόστολος τῶν Βάσκων.
*
---------------------------
Ὁ Ἅγιος Σιλβέστρος
Ἡ μνήμη τοῦ Ἁγίου Σιλβέστρου ἀναγράφεται στὸ Ἱεροσολυμιτικὸν Κανονάριον ὡς ἀκολούθως: «Ἐν τῇ Ἀναστάσει, τοῦ ἁγίου πατριάρχου Σιλβέστρου». Ἡ Σύναξη αὐτοῦ ἐτελεῖτο στὸ ναὸ τῆς Ἀναστάσεως.
*
------------------------------------
Ὁ Ὅσιος Συνέσιος ὁ ἐν Λύσῃ τῆς Κύπρου ἀθλήσας
Δὲν ἔχουμε λεπτομέρειες γιὰ τὸν βίο τοῦ Ὁσίου.
*
---------------------------------------------------
-------------------------------
---------
-
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!





-----------------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
СКАЗАНИЯ РУССКОГО НАРОДА
http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/index.htm
«Школа Жизни.ру»
http://shkolazhizni.ru/Источники: «Народная Русь», Коринфский А.А. - Смоленск: Русич, 1995; «Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
«Рускiе простонародные праздники и суевѣрные обряды». Снегирев И. М., 4 выпуска - М.: 1837; «Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
Быт русского народа: забавы, игры, хороводы; Терещенко А.В. - М.: «Русская книга», 1999;
Праздники Беларуси – http://www.calend.ru/holidays;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. - Мн.: 1992;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф. - М.: «Правда», 1991;
«Українські народні свята та звичаї», Сапіга В. К. - К.: Т-во «Знання України», 1993

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.