no copi

суббота, 16 апреля 2011 г.

*** НИКИТА ВОДОПОЛ . Водопол (День Водяного).***

*
*
3/16 апреля
Славянские праздники
НИКИТА ВОДОПОЛ
Водопол
ДЕНЬ ВОДЯНОГО
Именины Водяного
Пробуждение Водяного
УГОЩЕНИЕ ВОДЯНОГО
Переплут
ПРАЗДНИК РЫБОЛОВОВ
*
подборка статей и картинок из интернет-источников
*

*
Никита Водопол.

Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты (3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона.
 Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
      
По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться.

Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ., чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!".

В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.

В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.

материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна


Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
*
=======================


3 апреля.
Праздники славян  /  Водопол (День Водяного)

Просыпается Водяной от зимней спячки.
Водяной дух ослаб за зиму.
Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.

В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.

Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Праздники славян
http://www.calend.ru/holidays/slav/

*
=================

3 апреля
Водопол — Именины Водяного

Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.

Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.

В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного.

Говорят, что рыбаки угощали Водяного, утапливая лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».

Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/

*
=====================
3.04 - Славянские праздники :: 
Водопол (Именины Водяного).(Переплут)

3 апреля (цветеня) отмечается праздник Водопол (Именины Водяного) - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.

В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло.

Сему празднику предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: "Загуляла река-матушка", "Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала", "Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно". На Акулину (7 апреля), по поверьям, русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство. Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): "Антип воды распустил", "Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет".

http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=182
Славянские праздники :: Водопол (Именины Водяного)

*
===================



================================
В деревнях на Никиту справляли праздник водяного. 

Согласно поверьям, злой, враждебный человеку дух просыпался 14 апреля (1 апреля по ст. ст.) голодным и злым, поэтому ломал лед и мучил мелкую рыбу до смерти, в то время как большие рыбины сами убегали в другие реки и озера. Поэтому его старались задобрить, чтобы он летом не топил лодки, не рвал неводы (большие рыболовные сети) и бредни (небольшие рыболовные сети для лова мелкой рыбы на мелководье), спасал рыбаков от бури, пригонял из других рек самую большую рыбу, а своей не давал уплывать. Для этого рыбаки покупали у цыган, не торгуясь, старую, больную лошадь и старались за три дня откормить ее хлебом и конопляным жмыхом (отбросами, получаемыми при маслобойном производстве). Вечером третьего дня голову лошади мазали медом с солью, в гриву вплетали ленты, на шею привязывали два старых жернова и ноги спутывали веревками. Ровно в полночь шли к реке, где топили связанную лошадь. Старший среди рыбаков в это время лил в воду масло со словами: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Считалось, что водный дух благосклонно принял подношение, если вода в этот момент сильно волновалась и шумела.

*
===========================
ДЕНЬ ВОДЯНОГО

Водяные, по мнению русских крестьян, жили везде, но больше в глубоких местах и омутах. Считалось, что зимой водяные спят, но весной, как раз вдень Никиты, просыпаются голодными и сердитыми. Тут царя вод непременно надо задобрить специально откормленной лошадью, которую приносили в жертву. Но так было в старые времена. В XIX веке лошадь заменяли хлебными крошками.
Какой вид имеют водяные — неизвестно. Водяной — тот же черт, слетевший с неба, может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Однако в 1874 году было опубликовано одно-единстве иное описание такого «водяного человека», а если не самого водяного, так уж точно его родича: «Раз, говорят, поймали такого человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвост порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадушке жил. Сидит, согнулся, глаза вытаращил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море — так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и гогочет, только не говорит».
Водяной топит тех людей, которые забыли Бога, во время купания или при переезде через реку. На Руси в реке боялись купаться без шейного креста и вечером после заката солнца.
Многие суеверные рыболовы приходили в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходило у них так. Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыха­ми. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. 1 апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкой, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

http://www.rossichy.ru/ncalendar/4_apr/16_apr.html
Апрель - Цветень. Народный календарь
*
=======================
Просыпается Водяной от зимней спячки. 
Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
При дневном свете водяной большею частию скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает наверх и даже выходит на берег расчесывать гребнем свои волосы. В лунные ночи он хлопает по воде ладонью – и звучные удары его далеко слышны по плесу, или ныряет с неуловимою для глаз быстротою: среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из неё выскочит водяное чудо и в тот же миг скроется, а в полверсте от этого места снова клубится и пенится вода и снова выставляется голова водяного. В ночную же пору дерутся водяные с лешими, отчего идёт по лесу грохот и треск падающих деревьев и громко раздается во все стороны шум плещущих волн.

http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_04_03.html
А П Р Е Л Ь

*
====================
В этот день просыпается водяной. 
Чтобы его задобрить, ему бросают гуся без головы. Голову же относят в птичник, чтобы домовой, следящий за поголовьем птицы, не заметил урону.
*
===============





--------------------------------
---------------
-

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.