*
*
3/16 апреля
3/16 апреля
Славянские праздники
НИКИТА ВОДОПОЛ
Водопол
ДЕНЬ ВОДЯНОГО
Именины Водяного
Пробуждение Водяного
УГОЩЕНИЕ ВОДЯНОГО
Переплут
ПРАЗДНИК РЫБОЛОВОВ
НИКИТА ВОДОПОЛ
Водопол
ДЕНЬ ВОДЯНОГО
Именины Водяного
Пробуждение Водяного
УГОЩЕНИЕ ВОДЯНОГО
Переплут
ПРАЗДНИК РЫБОЛОВОВ
*
подборка статей и картинок из интернет-источников
*
подборка статей и картинок из интернет-источников
*
*
Никита Водопол.
Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты (3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона.
Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться.
Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ., чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!".
В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.
В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.
материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты (3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона.
Одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками как начало промыслового сезона. По поверью, проснувшийся от зимней спячки водяной ломает лед, мучает рыбу и требует угощения. Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться.
Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ., чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!".
В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.
В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.
материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
*
=======================
================================
=======================
3 апреля.
Праздники славян / Водопол (День Водяного)
Просыпается Водяной от зимней спячки.
Водяной дух ослаб за зиму.
Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Праздники славян
http://www.calend.ru/holidays/slav/
*
=================
Водяной дух ослаб за зиму.
Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Праздники славян
http://www.calend.ru/holidays/slav/
*
=================
3 апреля
Водопол — Именины Водяного
Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.
Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.
В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного.
Говорят, что рыбаки угощали Водяного, утапливая лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
*
=====================
Водопол — Именины Водяного
Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной — в третий день цветеня (3 апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.
Вместе с приходом весны и пробуждением природы просыпается от зимней спячки и Водяной. За долгую холодную зиму дедушка-Водяной ослаб и проголодался. Пробудившись, Водяной сразу желает поживиться чем-нибудь, а потом идет оглядывать да осматривать свое водяное царство.
В этот день в полночь рыболовы приходили к воде полакомить и задобрить дедушку-Водяного.
Говорят, что рыбаки угощали Водяного, утапливая лошадь и приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В некоторых областях рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек. По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
*
=====================
3.04 - Славянские праздники ::
Водопол (Именины Водяного).(Переплут)
3 апреля (цветеня) отмечается праздник Водопол (Именины Водяного) - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло.
Сему празднику предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: "Загуляла река-матушка", "Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала", "Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно". На Акулину (7 апреля), по поверьям, русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство. Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): "Антип воды распустил", "Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет".
http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=182
Славянские праздники :: Водопол (Именины Водяного)
*
===================
3 апреля (цветеня) отмечается праздник Водопол (Именины Водяного) - пробуждение Водяных и русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек.
В пору двоеверия на Руси в этот день отмечали Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: "Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный улов будет худой". В полночь они приходили к воде и угощали Водяного, утапливаю чужую лошадь: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью". Для этого случая покупали самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, то он переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвёт неводов и бредней. Если не найдётся подходящей лошади, рыболовы наделяют Водяного иным гостинцем - выливают в реку масло.
Сему празднику предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: "Загуляла река-матушка", "Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала", "Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно". На Акулину (7 апреля), по поверьям, русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство. Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): "Антип воды распустил", "Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет".
http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=182
Славянские праздники :: Водопол (Именины Водяного)
*
===================
================================
В деревнях на Никиту справляли праздник водяного.
Согласно поверьям, злой, враждебный человеку дух просыпался 14 апреля (1 апреля по ст. ст.) голодным и злым, поэтому ломал лед и мучил мелкую рыбу до смерти, в то время как большие рыбины сами убегали в другие реки и озера. Поэтому его старались задобрить, чтобы он летом не топил лодки, не рвал неводы (большие рыболовные сети) и бредни (небольшие рыболовные сети для лова мелкой рыбы на мелководье), спасал рыбаков от бури, пригонял из других рек самую большую рыбу, а своей не давал уплывать. Для этого рыбаки покупали у цыган, не торгуясь, старую, больную лошадь и старались за три дня откормить ее хлебом и конопляным жмыхом (отбросами, получаемыми при маслобойном производстве). Вечером третьего дня голову лошади мазали медом с солью, в гриву вплетали ленты, на шею привязывали два старых жернова и ноги спутывали веревками. Ровно в полночь шли к реке, где топили связанную лошадь. Старший среди рыбаков в это время лил в воду масло со словами: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». Считалось, что водный дух благосклонно принял подношение, если вода в этот момент сильно волновалась и шумела.
*
===========================
ДЕНЬ ВОДЯНОГО
Водяные, по мнению русских крестьян, жили везде, но больше в глубоких местах и омутах. Считалось, что зимой водяные спят, но весной, как раз вдень Никиты, просыпаются голодными и сердитыми. Тут царя вод непременно надо задобрить специально откормленной лошадью, которую приносили в жертву. Но так было в старые времена. В XIX веке лошадь заменяли хлебными крошками.
Какой вид имеют водяные — неизвестно. Водяной — тот же черт, слетевший с неба, может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Однако в 1874 году было опубликовано одно-единстве иное описание такого «водяного человека», а если не самого водяного, так уж точно его родича: «Раз, говорят, поймали такого человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвост порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадушке жил. Сидит, согнулся, глаза вытаращил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море — так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и гогочет, только не говорит».
Водяной топит тех людей, которые забыли Бога, во время купания или при переезде через реку. На Руси в реке боялись купаться без шейного креста и вечером после заката солнца.
Многие суеверные рыболовы приходили в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходило у них так. Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. 1 апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкой, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
http://www.rossichy.ru/ncalendar/4_apr/16_apr.html
Апрель - Цветень. Народный календарь
Водяные, по мнению русских крестьян, жили везде, но больше в глубоких местах и омутах. Считалось, что зимой водяные спят, но весной, как раз вдень Никиты, просыпаются голодными и сердитыми. Тут царя вод непременно надо задобрить специально откормленной лошадью, которую приносили в жертву. Но так было в старые времена. В XIX веке лошадь заменяли хлебными крошками.
Какой вид имеют водяные — неизвестно. Водяной — тот же черт, слетевший с неба, может принимать на себя различные виды, какие он только захочет, а чаще всего показывается в образе рыбы необыкновенной величины. Однако в 1874 году было опубликовано одно-единстве иное описание такого «водяного человека», а если не самого водяного, так уж точно его родича: «Раз, говорят, поймали такого человека, а его нельзя поймать, потому что он хоть какую сеть хвост порежет, он у него как пила. Так, рассказывают, как поймали, так он три дня в кадушке жил. Сидит, согнулся, глаза вытаращил и внимательно так смотрит, такой же человек, только в чешуе и с хвостом, а на груди плавники, как у рыбы. Как выпустили его в море — так он то нырнет, то вынырнет, и в ладони бьет, и гогочет, только не говорит».
Водяной топит тех людей, которые забыли Бога, во время купания или при переезде через реку. На Руси в реке боялись купаться без шейного креста и вечером после заката солнца.
Многие суеверные рыболовы приходили в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходило у них так. Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу. По их замечанию, водяной всю зиму лежит в воде и спит крепким сном. 1 апреля он просыпается голодным, сердитым. С досады и голода он ломает лед, замучивает мелкую рыбу до смерти, а большие сами убегают в другие реки. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкой, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней. Во время своего гнева и голода водяной три дня дожидается гостинца, и если рыболовы не поспеют с приносом, то он, по истреблении рыбы, удаляется в соседнюю усадьбу. Желание водяного получить гостинец узнается по сильному колыханию воды и глухому подземному стону. Когда наделят водяного гостинцем, то старший рыболов, выливая в реку масло, говорит: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
http://www.rossichy.ru/ncalendar/4_apr/16_apr.html
Апрель - Цветень. Народный календарь
*
=======================
=======================
Просыпается Водяной от зимней спячки.
Народ представляет водяного голым стариком, с большим одутловатым брюхом и опухшим лицом. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
При дневном свете водяной большею частию скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает наверх и даже выходит на берег расчесывать гребнем свои волосы. В лунные ночи он хлопает по воде ладонью – и звучные удары его далеко слышны по плесу, или ныряет с неуловимою для глаз быстротою: среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из неё выскочит водяное чудо и в тот же миг скроется, а в полверсте от этого места снова клубится и пенится вода и снова выставляется голова водяного. В ночную же пору дерутся водяные с лешими, отчего идёт по лесу грохот и треск падающих деревьев и громко раздается во все стороны шум плещущих волн.
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_04_03.html
А П Р Е Л Ь
*
====================
Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
При дневном свете водяной большею частию скрывается в глубине, а в ночном сумраке выплывает наверх и даже выходит на берег расчесывать гребнем свои волосы. В лунные ночи он хлопает по воде ладонью – и звучные удары его далеко слышны по плесу, или ныряет с неуловимою для глаз быстротою: среди совершенной тишины вдруг где-нибудь заклубится, запенится вода, из неё выскочит водяное чудо и в тот же миг скроется, а в полверсте от этого места снова клубится и пенится вода и снова выставляется голова водяного. В ночную же пору дерутся водяные с лешими, отчего идёт по лесу грохот и треск падающих деревьев и громко раздается во все стороны шум плещущих волн.
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_04_03.html
А П Р Е Л Ь
*
====================
В этот день просыпается водяной.
Чтобы его задобрить, ему бросают гуся без головы. Голову же относят в птичник, чтобы домовой, следящий за поголовьем птицы, не заметил урону.
*
===============
*
===============
--------------------------------
---------------
-
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.