no copi

вторник, 17 мая 2011 г.

* Старорусская икона Божией Матери *

*
Старорусская икона Божией  Матери
*
Старорусская 
икона Божией Матери 
(1570 г.).
(возвращение ее в Старую Руссу в 1888 г.).
Старорусской иконы Божией Матери
Икона Божией Матери «Старорусская»
Иконы Божией Матери Старорусской
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς «Παλαιᾶς» ἐν Ρωσίᾳ
*

Старорусская икона Божией Матери
Копия Чудотворной иконы Старорусской божией матери, находящейся в монастыре Старой Руссы. Писана в мастерской Н. Сидорова в 1912 году. (Икона Божией Матери Старорусской; она есть копия с подлинной чудотворной иконы, принесенной в Старую Руссу в X веке, из греческого города Ольвиополя)
*
Старорусская икона Божией Матери (1570 г.).

     Находилась в Старорусском мужском монастыре. Явилась в 1570 г. в Новгородской области. Старорусской икона называется потому, что она находилась долгое время в городе Старая Русса. По преданию, она была принесена греками из Ольвиополя в Старую Руссу еще в первые времена христианства и здесь пребывала до половины XVII столетия. В это время в Старой Руссе и Тихвине начала свирепствовать моровая язва. Одному жителю города Тихвина было откровение, что язва прекратится только тогда, как находящаяся в Старой Руссе икона Божией Матери будет перенесена в Тихвин, а Тихвинский образ Богоматери будет отправлен в Старую Руссу. Когда это исполнили, моровая язва прекратилась.
     Старорусская икона находилась в Тихвине около 200 лет, и жители не желали возвращать образ Богоматери старорусским жителям, считая его своей святыней. В конце XVIII века (около 1787 года) из Тихвина принесли список, который прославился чудотворениями. Спор, продолжавшийся восьмидесяти лет, был окончательно решен в пользу Старой Руссы, и только в 1888 году Старорусскую икону была торжественно перенесена в город и встречена с благоговейным восторгом всем народонаселением.
     Древняя Старорусская икона Божией Матери исчезла в августе 1941 года, во время немецкой окупации, и сейчас в Старой Руссе в Георгиевской церкви почитается список иконы, выполненный в конце XVIII века. По иконографии эта икона отличается от оригинального древнего образа позой Богомладенца — по преданию, когда иконописец писал эту икону, Христос Сам «отвернул Свой Лик», явив новое чудо.

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1422

*
============================
Старорусская икона Божией Матери
 *
Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до ХVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в ХVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

Празднование М. 4; С. 18

http://www.mospat.ru/calendar/icons1/may04-ikona-starorusskaya.html
Воскресенье, 4 мая (ст.ст.) 17 мая 2009 (нов. ст.)

*

========================
Старорусская икона Божией Матери
 *
Старорусская икона Божией Матери

Старорусская икона Божией Матери  называется так потому, что она долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. В Старой Руссе икона находилась до ХVII века. Во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратится, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули иконы и лишь в ХVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая 1768 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=138&Itemid=3

*
=============
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς «Παλαιᾶς» ἐν Ρωσίᾳ
 *
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς «Παλαιᾶς» ἐν Ρωσίᾳ

Ἡ ἱερὰ εἰκόνα τῆς Ὑπεραγίας Θετόκου τῆς «Παλαιᾶς» ἐμφανίσθηκε τὸ 1570 στὴν περιοχὴ τοῦ Νόβγκοροντ. Ἡ εἰκόνα παρέμεινε στὴν πόλη Τιχβὶν μέχρι τὸ 1888 καὶ στὶς 18 Σεπτεμβρίου τοῦ ἰδίου ἔτους ἀποδόθηκε στὴν πόλη Στάργια Ρούσα. Ἡ παλαιορωσικὴ εἰκόνα τῆς Θεοτόκου ὀνομάσθηκε ἔτσι ἐπειδὴ γιὰ ἀρκετὸ χρονικὸ διάστημα ἦταν στὴν Παλαιὰ Ρωσία, ὅπου τὴν εἶχαν φέρει Ἕλληνες ἀπὸ τὴν Ὀλβία κατὰ τὴν πρώτη περίοδο τοῦ Χριστιανισμοῦ στὴ Ρωσία.

*
============================
Старорусская икона Божией Матери (древний образ)
Древний образ представляет собой увеличенный образ Одигитрии, сочетающий в себе черты двух типов иконографии — Тихвинской и Грузинской Богородицы. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.
источник:http://dic.academic.ru
Икона Божией Матери
СТАРОРУССКАЯ
с избранными святыми
Игорь Марков
Икона Старорусской Божией Матери
«Богородица Старорусская» одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связаных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь «Знамение» и «Тихвинская» не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году  - 18 сентября (1 октября).
Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце X века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни  - Тихвинской Богородицы послали в Старую Руссу.
По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы,  достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно-расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона «Русской» Богородицы « в одиннадцать пядей» (около 220см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась  как вторая святыня монастыря,  в особенности старообрядцами.
Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.
Сохранилось   немало   свидетельств того,  как  старорушане  обращались то к Новгородскому митрополиту,   то   в   святейший Синод.  Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных   письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на   длительность   пребывания иконы  в Тихвине,  а в доказательство   своего   глубокого почитания   иконы   приводили описания   невероятно  богатого оклада   Старорусской   иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце XVIII века. В 1854-1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют   новую   роскошную сребропозлащенную   ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы   настойчиво  требовали возвращения   иконы,   которую считали своей. Наконец, в 1888 году  благодаря   вмешательству вел.кн. Владимира, благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую   икону   торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую  Руссу,   поместив  её  в соборе  Спасо-Преображенского монастыря.  (В Тихвине осталась выполненная   и   украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14500 рублей серебром.)
В 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.
С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам «отвернул своё «лицо», явив новое чудо «для укрепления веры» у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины XIX века с большими вставками XVIII столетия. Эта своего рода единственная «репродукция» какого-то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи XVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.
Т. Царевская (Из книги «Где святая София, там и Новгород». Санкт Петербург, 1998)

Икона Старорусской Божией Матери (ныне почитаемый образ)
Дата появления: 1470 или 1570 год
Место нахождения: Георгиевская церковь, Старая Русса
источник:http://dic.academic.ru

Существует две версии появления этой иконы в городе Старая Русса (Новгородская область). По одной версии, по велению самой Богородицы она была перенесена в Старую Руссу из Тихвина, где находилась изначально. Там она находилась в Воскресенском соборе Спасо-Преображенского монастыря так долго, что жители этого города стали считать икону своей. По другой – в Старую Руссу её принесли греки в январе 1471 года, за полгода до знаменитой Шелонской битвы, когда Великий князь Иван III предпринял поход на Новгород с целью укрепить северные границы русского государства.
Накануне битвы новгородцы молились перед иконой Божией Матери о даровании им победы, чтобы «жить по-старому». Московское войско под предводительством князя Даниила Холмского составляло всего 5 тысяч копий. А со стороны Великого Новгорода навстречу выступила 40-тысячная армия. И, несмотря на восьмикратное превосходство, новгородцы были разбиты в пух и прах.
Дальнейшее развитие истории показало промыслительность случившегося. После Шелонской победы Иван III вывел Русь на ту геополитическую орбиту, по которой наша страна движется до сих пор. Что же касается Новгорода, то Богородица вовсе не отвернулась от богомольцев, а ответила на их мольбы защитить русскую старину и православную веру. В ту пору только в составе единой Руси во главе с Москвой можно было спастись. Не покорись Новгород тогда Москве, то в будущем мог бы погибнуть от польских захватчиков.
Во время свирепствовавшей холеры 1656 года некоему жителю Тихвина было откровение, что если чудотворная Старорусская икона Божией Матери будет принесена из Старой Руссы в Тихвин, то поветрие прекратится. Как только это было сделано, эпидемия закончилась. После этого икону тихвинцы не вернули, и лишь в 1768 году разрешили снять с неё копию, которая 4 мая была перевезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество.
Многие годы между двумя городами шёл спор, где быть иконе, и, наконец, в 1888 году спор был решён в пользу Старой Руссы. Святыня была торжественно, крестным ходом, внесена в город и поставлена в Старорусском монастыре. В честь этого события было установлено второе празднование иконы 18 сентября.
После революции святую икону, сняв с неё драгоценные украшения, передали в музей. В 1941 году во время оккупации икона исчезла и не найдена до сих пор. Сейчас в Старой Руссе чтится список чудотворной иконы, который находится в Георгиевской церкви.
Дни празднования: 17 мая (4 мая по старому стилю) и 1 октября (18 сентября).


***




----------------------------
-------------------
--

4 комментария:

Анонимный комментирует...

А обратите внимание , что на некоторых иконах Матерь Божия изображена с тремя руками.
Называется такая икона Троеручница.
О ней можно почитать например тут -http://www.isihazm.ru/?id=427
и тут http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%EE%E5%F0%F3%F7%E8%F6%E0
и тут http://anomaliy.ru/history/309

gianna2410 комментирует...

и по ТРОЕРУЧИЦЕ в своое время будет пост.

Елена комментирует...

Глубокоуважаемые сотрудники сайта! Древняя икона Богоматери искусствоведы относят к XIII в.Старорусской она называется условно,поскольку Большаков вывез ее из Старой Руссы.По преданию она происходит из Влахерн,поэтому вернее ее называть Влахернской.Эту икону поэтому правильнее называть Влахернской-Старорусской.К иконе,которая пребывала в Тихвине она не имеет отношения.От Тихвинской она отличается тем,что относится к иконографическому типу "Умиление",в то время ,как Тихвинская-Одигитрия.К типу Одигитрии относится так же Богоматерь Грузинская.И сейчас в некоторых храмах (Ап.Филиппа в Новогороде,Прп.Антония Леохновского)и окрестноестей Старой Руссы можно видеть Старорусские иконы Богоматери типа Тихвинской,но в красном мафории,как у Богоматери Влахернской.Но история Влахернской иконы до сих пор загадка.

gianna2410 комментирует...

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА КОММЕНТАРИИ.
ВЕК ЖИВИ,ВЕК УЧИСЬ.
ВЕСЬМА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫ ВАШИ УТОЧНЕНИЯ,
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЛУЧИТЬ ССЫЛКИ НА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРУДЫ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ.
СПАСИБО ОТ ДУШИ.

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.