no copi

вторник, 27 сентября 2011 г.

* ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ ЧЕСТНО́ГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ *

*
Воздвиженье Креста Господня
надвратная икона(была расположена над "царскими вратами" иконостаса),
начало XX века,техника-масло,стиль-реализм, 71х62,3см
 *
Православные праздники
Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня
ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ ЧЕСТНО́ГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Ὕψωσις τοῦ Τιμίου καὶ Ζωοποιοῦ Σταυροῦ
*
Воздвижение Креста Господня
*
27 сентября (14 сентября)
Воздвижение Животворящего Креста Господня


http://www.abc-people.com/shop/exaltation_cross.htm
*
=======
Воздвиженье Креста Господня.
 ========
Сказание о Воздвижении честного и животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста (двусторонняя икона)
XV в., Россия, Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Холст, левкас, темпера, 24,5 х 20 см
На иконе изображены святитель Макарий Иерусалимский, священномученик Кириак Иерусалимский, равноапостольный царь Константин, равноапостольная царица Елена
 ========
27 сентября (14 сентября)
Воздвижение Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста Господня
===========
Православные праздники →
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября

Праздник Воздвижение Животворящего Креста Господня установлен в память обретения и Воздвижения Креста Христова. Это знаменательное событие произошло при императоре Константине Великом, который первым из римских императоров прекратил гонения на христиан.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши». Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения.

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения.

Разыскивая Животворящий Крест, царица Елена расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно стал подносить кресты один за другим к тяжелобольной женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда; когда же возложили третий крест, то она тот час исцелилась. Случилось, что в это время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты на умершего; и когда возложили третий крест, покойный ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест.

Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», поклонялся Честному Древу.

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Католическая церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14 сентября.

http://www.calend.ru/
*
======
Воздвижение Креста 
XVIII в., Россия, Вологодский областной краеведческий музей
Дерево, левкас, темпера, 90 х 71,5 см
Живопись праздников из церкви Иоанна Предтечи знаменует собой следующий шаг в развитии новой художественной культуры на Вологодском Севере. Иконописцы уже более последовательно пользуются приемами прямой перспективы и передают объемность фигур и предметов, глубину пространства. Прежние "нутровые палаты" постепенно превращаются в изображение интерьера, в оконных и дверных проемах которого просматривается дальний план с элементами окрестного пейзажа и архитектуры. Фигуры персонажей изображаются в сложных поворотах и ракурсах.
=====
Воздвижение Креста Господня    

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились. Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенении ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм. В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

http://fotospas.ru/
*
========
икона "Крестовоздвижение"
начало XIX в, Москва
 ========
Ὕψωσις τοῦ Τιμίου καὶ Ζωοποιοῦ Σταυροῦ

Εορταζόμενο όνομα:     Σταῦρος, Σταυρούλα

Τὸ 326 ἡ Ἁγία Ἑλένη πῆγε στοὺς Ἁγίους Τόπους νὰ προσκυνήσει, καὶ νὰ εὐχαριστήσει τὸν Κύριο γιὰ τοὺς θριάμβους τοῦ γιοῦ της. Πηγαίνοντας ἐκεῖ ἡ Ἁγία Ἑλένη ἀρχίζει νὰ ἀναζητᾶ τὸν Τίμιο Σταυρό. Φτάνοντας στὸ Γολγοθὰ διατάζει νὰ γκρεμιστεῖ ὁ ναὸς τῆς Θεᾶς Ἀφροδίτης. Ἐκεῖ βρίσκουν τρεῖς σταυρούς. Καὶ μὴν ξέροντας ποιὸς ἀπὸ τοὺς τρεῖς εἶναι ὁ Τίμιος Σταυρὸς, ὁ Ἐπίσκοπος Ἱεροσολύμων, ἀκούμπησε κάποιας εὐσεβέστατης νεκρῆς γυναίκας τὸ σῶμα της διαδοχικὰ καὶ στοὺς τρεῖς σταυρούς. Μόλις ἀκούμπησε ἡ γυναίκα στὸν Τίμιο Σταυρὸ ἀναστήθηκε.

Μαθεύτηκε γρήγορα τὸ νέο καὶ πλῆθος κόσμου ἄρχισε νὰ ἔρχεται γιὰ νὰ προσκυνήσουν. Ὕψωσαν τὸν Τίμιο Σταυρὸ μέσα στὸ ναὸ καὶ σὲ μέρος ψηλὸ γιὰ νὰ μπορέσουν νὰ τὸν δοῦν καὶ νὰ τὸν προσκυνήσουν ὅλοι.
Ὁ Σταυρὸς εἶναι τὸ ὅπλο ὅλων τῶν χριστιανῶν κατὰ τοῦ διαβόλου.
*
===========
Воздвижение Креста 
XVII в.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дерево, темпера, 46,0х39,0 см
Комплекс праздничных икон всего их сохранилось шесть,в который входит и икона "Воздвижение Креста" происходит из придела Варлаама Хутынского - домашней молельни храмоздателей Скрипиных, позднее служившей ризницей. В иконографии иконы "Воздвижение Креста"прослеживается ориентация на западноевропейские гравированные образцы. Комплекс отличается редкой для праздничных икон подробностью изложения сюжетов. В икону включены изображения "Обретение Креста царицей Еленой" и "Чудо оживления Крестом умершей девицы".
Живопись икон отличается высочайшим художественным уровнем, что свидетельствует об их создании одним из лучших костромских мастеров-миниатюристов, состоявшим на службе в иконописной мастерской Оружейной палаты. Большинство исследователей относит иконы к произведениям круга Гурия Никитина.
 ===========
АКАФИСТ ЧЕСТНОМУ И ЖИВОТВОРЯЩЕМУ КРЕСТУ ГОСПОДНЮ
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=208

Кондак 1
     Приидите, христоименитии людие, составим похвалу честному Кресту, на нем же Христос, Царь славы, руце распростер, возведе нас на первое блаженство, из негоже низпадохом прелестию змиевою. Ты же, о пресвятый Кресте, яко имеяй присущую тебе силу Распятаго Христа, спасай и сохраняй от всяких бед любовно зовущия ти:
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Икос 1
     Ангелов лицы, яко Божии служителие, Крест обстояще, вольную страсть Христа Жизнодавца прославляют. Мы же страданьми Того вечныя смерти избавльшеся, подражая горним силам, радостно взываем:
     Радуйся, Кресте, яко на тебе Христос Бог наш, волею руце распростер, спасение наше содела;
     Радуйся, яко распростершимся на тебе Христом преступление Адама и Евы, простерших руце ко древу запрещенному, упразднися.
     Радуйся, яко воздвижену бывшу на тебе, аки преступну, Законодавцу, древняя клятва, яже на нас бывшая, потребися;
     Радуйся, яко содеявшимся на тебе странным таинством род человеческий от тли смертныя свободися.
     Радуйся, яко Пострадавшим и Умершим на тебе жало смерти сокрушися;
     Радуйся, того ради страдания Бог с человеки примирися.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 2
     Видя падших человеков, Господи, Ты вочеловечився крест и смерть вольно плотию претерпел еси за род наш, да от смерти вечныя избавиши исповедающия Тя, Сына Божия, и вопиющия Ти: Аллилуия.

Икос 2
     Разум человеч изнемогает в постижении велия тайны Твоего, Христе, воплощения и вольнаго за ны страдания: како Ты, Бог сый безстрастный, страсть крестную, яко человек, претерпел еси и сие орудие смерти Твоея соделал еси источником жизни и спасения всем благочестно в Тя верующим и хвалебно воспевающим:
     Радуйся, Кресте, на нем же содеяся таинство от века предопределенное;
     Радуйся, яко на тебе совершися наше искупление, многообразне во образех и сенех предъявленное.
     Радуйся, яко умерый на тебе Жизнодавец кровь и воду источи, ими же грехи наша омываются;
     Радуйся, яко каплями святейшия крове Его греховныя струпы душ наших очищаются.
     Радуйся, Кресте, якоже древо животное, еже есть посреде рая Божия, христианом вожделенный;
     Радуйся, плодами безсмертия умно нас питающий и надеждою жизни вечныя малодушие наше ободряющий.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 3
     Крест Твой, аще и древо видимо есть существом, но Божественною одеяно есть силою, и чувственное мира выявляемо умно наше чудотворит спасение, подвизая пети Тебе: Аллилуия.

Икос 3
     Имуще пред очима нашима Крест пресвятый, святолепным поклонением той почитаем распеншагося ради на нем Спаса Христа, и лобызающе взываем:
     Радуйся, Кресте, прославленный послушанием и страданием Христовым;
     Радуйся, возвеличенный возвышением на тебе Сына Божия, Иже весь мир от падения Адамля воздвиже.
     Радуйся, яко сбывшагося на тебе ужаснаго таинства земля ужасеся и вострепета, аки бы хотя поглотити законопреступныя;
     Радуйся, яко заклавшуся на тебе Агнцу Божию завеса храма раздрася и жертва ветхозаветная упразднися.
     Радуйся, Кресте, яко распадшуся под тобою камню, каменносердечнии роди еврейстии неверием от Бога отпадоша, благодати же священства и царства лишишася;
     Радуйся, яко омрачившуся солнцу в страсти Христовой, нощь многобожия прейде и свет веры возсия.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 4
     Бурею злобы дышуще и завистию движими, первосвященницы иудейстии, скрыша в землю Крест Твой, Христе Боже, да не будет обличением безумие их; но той, яко сокровище драгое, из недр земли возсия, тщанием благочестивыя царицы Елены обретенный и на радость всех миру явленный, с богокрасною песнию: Аллилуия.

Икос 4
     Видевше тогда христианстии людие честнаго Креста обретение, прославляху распеншагося на нем Христа Бога, «Господи, помилуй» взывающе. Мы же ныне, подражающе им, прославляем Крест Его святый хваленьми сицевыми:
     Радуйся, Кресте, в землю сокровенный и оскверненное грехами нашими естество земное освятивый;
     Радуйся, явлением своим из недр земных хулителей воплощения и Божества Христова посрамивый.
     Радуйся, яко Пострадавый на тебе плотию прия всяку власть на Небеси и на земли, да всех и вся к Богу Отцу приведет;
     Радуйся, яко Умерый на тебе яко человек силою Божества Своего сокруши заклепы ада и изведе оттуда души праведных.
     Радуйся, Кресте, яко разбойник благоразумный, Христу сраспявыйся, Того исповедавый, тобою, аки лествицею, на Небеса взыде;
     Радуйся, яко и всех отсечением страстей Христу сраспинающихся возводиши в Царствие Небесное.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 5
     Господи, при Моисее иногда пророце точию образ Креста Твоего являем побеждаше враги Твоя, ныне же самый Крест Твой имуще, помощи просим: укрепи Церковь Твою и даруй ей победы на враги, да расточатся вси врази Твои, не вопиющии Ти: Аллилуия.

Икос 5
     Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыне Синайстей: егда бо простираше руце, креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же все вещей сбытие в нас исполнися: днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися, яко вся Креста ради возсияша нам дарования. Темже, радующеся, вопием:
     Радуйся, Кресте, оружие Христово страшное, егоже демони трепещут;
     Радуйся, яко силою на тебе Распятаго Христа бесовстии полчища далече прогоняются.
     Радуйся, яко силою действующия в тебе Божественныя благодати победы на супротивныя христолюбивым людем даруются;
     Радуйся, яко от тебе, яко от высокорослейнаго и многоплодовитаго древа Христова страдания, плоды жизни и спасения нам произрастают.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 6
     Проповедником силы и Божества Христова явися иногда животворящее древо Крестное, егда прикосновением своим воскреси мертваго и к жизни возведе его, еже видевше, мнози от иудей и язык познаша велию благочестия тайну: яко спасения ради человеческаго Бог во плоти явися и страсть крестную претерпе, да спасет вопиющия Ему: Аллилуия.

Икос 6
     Якоже древо райское превелие, возвысися на Голгофе честный Крест Христов, от онудуже во всю вселенную распростре мысленныя ветви благодати и Распеншагося на нем; под егоже сению обретают прохладу палимии зноем страстей и хотящии благочестно жити о Христе Иисусе. Темже и мы, благодати Того причастницы, весело взываем:
     Радуйся, святый Кресте, древом жизни, Адама ради в Едеме насажденным, проображенный;
     Радуйся, новым Адамом, руце на тебе распростершим, миру явленный.
     Радуйся, яко под сень благодатнаго защищения твоего вси вернии прибегают;
     Радуйся, яко милосердием Даровавшаго нам тебе кающиися грешницы огня геенскаго избегают.
     Радуйся, Кресте, утешение наше в скорбех и печалех;
     Радуйся, живительная отрадо и помощь изнемогающим в борьбе с прилогами страстей, мира и диавола.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 7
     Хотя явити роду человеческому благости и милосердия Своего неизследимую пучину, Крест Твой, Господи, дал еси нам тверда блюстителя и прогонителя демонов. Темже вси мы, иже в Тя верующии, прославляем величие страсти Твоея, благодарно поюще Тебе: Аллилуия.

Икос 7
     Дивны дела явил еси, Господи, Крестом Твоим честным: распеншуся бо Ти на том плотию, вся тварь изменися, солнце лучи своя сокры, основания земли восколебахуся, ад сокрушися державою власти Твоея и изведе юзники, яже от века содержал есть. Сего ради увязаем той сими песненными цветы:
     Радуйся, Кресте, яко пострадавшему на Тебе вся тварь сострадаше, яко Творцу своему и Владыце;
     Радуйся, яко силу Того и Божество свидетельствоваху солнце помрачением и земля колебанием.
     Радуйся, яко Умерый на тебе не удержан бысть в мертвых, но, разрушив державу смерти, в третий день воскресе;
     Радуйся, яко воскресшу Тому проповедь евангельская, от лика апостольскаго наченшаяся, во вся концы земли изыде.
     Радуйся, Кресте, яко тобою кумирослужение и многобожие языческое упразднися;
     Радуйся, яко тебе ради правая вера во Единаго Бога, в Троице славимаго, по всей земли утвердися.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 8
     Странно Бога вочеловечшася и на Кресте распята бывша мысленно видяще, устранимся суетнаго мира, ум на Небеса преложше. Сего ради Бог на землю сниде и на Крест взыде, да тем, аки лествицею, на Небеса возведет вопиющия Ему: Аллилуия.

Икос 8
     Днесь Адам со Евою веселится, предлежащий видяще Крест, имже поражен бысть супостат, иже древле в рай вкушением запрещеннаго плода тех прельстивый и пленники себе сотворивый. Темже и мы, срадующеся праотцем нашим о избавлении от пленения нашего душевнаго, благоговейно воспеваем:
     Радуйся, Кресте, яко на тебе Пастырь добрый душу Свою положи за овцы Своя и даже до ада сниде, ища заблуждших;
     Радуйся, яко Той не презре дело руку Своею, Адама со Евою, но со инеми праведники исхити я из ада, яко из челюстей зверя крепкаго, и в рай всели их.
     Радуйся, яко на тебе пригвожденному Христу, пламенное оружие плещи даде и Херувим, Едем хранящий, отступи от древа жизни;
     Радуйся, яко мы, ныне Крещением возрожденнии, во Христе новые людие, невозбранно причащаемся райския пищи.
     Радуйся, Кресте, жезле силы Христовы, от Сиона посланный, имже мы пасемся на пажитех евангельских учений;
     Радуйся, яко тобою невредими сохраняемся от волков душегубных, яко Львове рыкающих и ищущих, кого поглотити.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 9
     Всяких бед и козней вражиих избави ны, Кресте треблаженный, яко приемтый благодать и силу от пригвожденнаго на тебе Христа, Емуже яко Богу и Избавителю нашему благодарственно и хвалебно поем: Аллилуия.

Икос 9
     Ветийство всякое земнородных не довлеет к прославлению Креста Твоего, Господи, на немже спасение наше соделал еси; темже, недоумевающе восхвалити той по достоянию, взываем сице:
     Радуйся, Кресте, яко вознесенный на тебе Спас мира мнози люди в познание Свое призва и до ныне призывает;
     Радуйся, яко возсиявый на тебе, аки на свещнице, Свет истинный вся концы земли светом боговедения озаряет.
     Радуйся, яко ныне Восток и Запад Пострадавшаго на тебе прославляют;
     Радуйся, яко и тя, яко подножие Христово, вси вернии, возносяще, прославляют.
     Радуйся, яко от тебе, яко от неизсякаемаго источника, христоименитии людие обилие благ вечных почерпают.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 10
     Спастися хотящим нам и под сень защищения твоего прибегающим, буди помощник, пресвятый Кресте, сохраняя ны от всех зол силою на тебе Распятаго Христа, Емуже яко Богу и Избавителю нашему благодарственно и хвалебно поем: Аллилуия.

Икос 10
     Стена еси, ограждающая нас от бед и напастей, Кресте всечестный, и столп крепкий противу лица вражия, к немуже невидимии борителие приступити не смеют, боящеся взирати на силу Твою. Сего ради с верою ограждаемся святым твоим знамением и весело воспеваем:
     Радуйся, пречестный Кресте Христов, от нападения духов злобы нас защищаяй;
     Радуйся, от различных стрел их невредимы ны сохраняяй.
     Радуйся, яко от знамения твоего, с верою благочестно творимаго, вся силы ада, яко дым от ветра, исчезают;
     Радуйся, яко тобою вся крепость их, яко воск от лица огня, истаивает.
     Радуйся, яко святии мученицы, знамением твоим ограждашеся и имя Христово призвавше, всякий вид мучений мужественно претерпеша;
     Радуйся, яко преподобнии отцы помощию силы Божества, знамению твоему присущия, бесовская страхования и страстей возстания победиша.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 11
     Пение всеумиленное приносим Ти, всечестный Кресте, и смиренно молимся распятому на тебе Христу Богу нашему, Иже дарова нам тебе во отраду и утешение в скорбех, да страстию Своею избавит нас от страстей душевредных и научит благоверно воспевати Ему: Аллилуия.

Икос 11
     Светом благодати Божией, таинственне ти присущия, просвети наша душевная чувствия, Кресте пресвятый, да тою озаряеми и наставляеми, не поткнемся о камень соблазна, но да возможем путем заповедей Божиих правошествовати во всей жизни нашей, воспевающе ти сице:
     Радуйся, непрестающих чудес Христовых вестниче и милосердия Его к роду человеческому проповедниче;
     Радуйся, Кресте, рода человеча обновление и Новаго Завета Христова печать и утверждение.
     Радуйся, торжество веры христианския и благонадежный якорю упования нашего;
     Радуйся, святых храмов Божиих украшение и домов благочестивых ограждение.
     Радуйся, полей и вертоградов благословение;
     Радуйся, всех стихий освящение.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 12
     Благодать Твою всемощную подаждь нам, Господи, да последуем Тебе, Владыце нашему, вземше крест наш, не гвоздьми пригвождающеся тому, но трудами, воздержанием и смирением, да тако причастницы будем страданий Твоих, от нихже истекают потоцы жизни вечныя, напаяющия вся правоверныя, благочестно поющия Ти: Аллилуия.

Икос 12
     Поюще величие твое, всечестный Кресте, восхваляем тя вси, яко победоносный скипетр Царя Небеснаго, нашего же спасения всерадостное знамение, темже и вопием:
     Радуйся, Кресте, православных христиан державо и несокрушимое их ограждение;
     Радуйся, святителей украшение и всех подвижников веры и благочестия сила и подкрепление.
     Радуйся, Кресте, от колыбели и до гроба на всех путех жизни нас ограждаяй и по смерти на воздушных мытарствах от духов злобы нас защищаяй;
     Радуйся, яко под знамением твоим почивающии умершии в вере и благочестии в последний день воскреснут в жизнь вечную.
     Радуйся, Кресте, явлением своим на Небеси предварити имый славное Второе пришествие Христово;
     Радуйся, яко распеншии Христа и вси невернии узрят тя тогда и горце возрыдают, любящий же Господа, зряще тя, вельми возрадуются.
     Радуйся, честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления.

Кондак 13
     О пречестный и животворящий Кресте Господень, всех христиан утешение! Тя ныне предлежаща видяще, возводимся мыслию к распятому на тебе Христу, Емуже и молимся смиренно, да тебе ради помилует нас грешных и сподобит в селениих райских вечно воспевати Ему: Аллилуия.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов лицы...» и 1-й кондак «Приидите, христоименитии...».
*
====
икона "Крестовоздвижение"
XVIII в
 =====
Молитвы Честному и Животворящему
Кресту Господню


Молитва первая

Кресте честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упраждняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. 
Аминь.
*
Воздвижение Честного Креста Господня
 *
Молитва вторая

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его; яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе, Крест свой честный, на прогнание всякого супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень, помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею, и со всеми святыми во веки. Аминь.
*
Воздвижение Креста 
XVII в. Россия, написана мастерами Оружейной палаты, Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"
Дерево, темпера, 140х74 см
Икону отличает монументальность и темпераментность письма, выразительность и красочность композиций.
*
Молитва третья

Пречестный и Животворящий Кресте Господень! 
Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.
Аминь.
*
Икона "Крестовоздвижение"
Россия. Середина XIX века.
Левкас, темпера.
41 х52
*
Молитва четвертая

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков.
*
Воздвижение Креста (оборот иконы Всех святых)
XVII в., Греция, Афон, монастырь Пантократор
Дерево, темпера, 31 х 24,5 см
На икон изображены:: Святитель Макарий Иерусалимский, священномученик Кириак Иерусалимский, равноапостольный царь Константин, равноапостольная царица Елена
*
Молитва иная Честному и Животворящему Кресту Господню
   
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень!
Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чуцотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие, мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.
Аминь.
*
Икона "Крестовоздвижение"
======
Тропари Кресту Господню

Тропарь, глас 4 (Предпразднеству):
     Животворящий Крест Твоея благости, Егоже даровал еси нам недостойным Господи, Тебе приносим в молитву, спаси люди и град Твой молящийся, Богородицею, Едине Человеколюбче.
Тропарь, глас 1 (Воздвижению):
     Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство.
Кондак, глас 4:
     Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верные люди Твоя, победы дая им на супостаты, пособие имущым Твое оружие мира, непобедимую победу.
Величание
     Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
*
Воздвижение Креста Господня. Св.Константин и Св.Елен,
дерево, левкас, темпера, нач.18в., 38х23см; киот
*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’.
Σῶσον Κύριε τὸν λαόν σου, καὶ εὐλόγησον τὴν κληρονομίαν σου, νίκας τοῖς Βασιλεῦσι, κατὰ βαρβάρων δωρούμενος, καὶ τὸ σὸν φυλάττων, διὰ τοῦ Σταυροῦ σου πολίτευμα.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Αὐτόμελον.
Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ ἑκουσίως, τῇ ἐπωνύμῳ σου καινῇ πολιτείᾳ, τοὺς οἰκτιρμούς σου δώρησαι Χριστὲ ὁ Θεός· εὔφρανον ἐν τῇ δυνάμει σου, τοὺς πιστοὺς Βασιλεῖς ἡμῶν, νίκας χορηγῶν αὐτοῖς, κατὰ τῶν πολεμίων· τὴν συμμαχίαν ἔχοιεν τὴν σήν, ὅπλον εἰρήνης, ἀήττητον τρόπαιον.
Μεγαλυνάριον.
Σήμερον ἡ κτίσις πᾶσα Σωτήρ, πόθῳ ἀνυψοῦσα, τὸν πανάγιόν σου Σταυρόν, τὴν φωνήν σου αἴρει, καὶ πίστει ἐκβοᾷ σου· Δώρησαι τῷ λαῷ σου, Λόγε τὴν χάριν σου.
*
===============================



Икона - Воздвижение Креста Господня
Ὕψωσις τοῦ Τιμίου καὶ Ζωοποιοῦ Σταυροῦ
"Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня" В. К. Сазонов, XIX в
"Обретение Животворящего креста св. Еленой"
"Обретение Животворящего Креста Еленой в Иерусалиме" Аньоло Гадди. 1380
"Слуги Соломона закапывают Животворящее Древо"
Пьеро делла Франческа 1452-1466
"Пытка Иуды Кириака" Пьеро делла Франческа.
Джованни да Пьемонте 1452-1466.Фреска
"Царица Савская преклоняет колени перед Животворящим Древом" Пьеро делла Франческа. 1452-1466




Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/
***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.