no copi

вторник, 27 сентября 2011 г.

27 Сентября(14 Сентября по ст.ст.) – Воздвижение. Третья встреча осени. Вырий, ставров день.

*
*
Народное название:
Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
ВОЗДВИЖЕНЬЕ, Воздвижение
Вздвиженьев день
ЗДВИЖЕНЬЕ, задвиженье
Сдвижение, Сдвиженье
СТАВРОВДЕНЬ, Ставров день
ВЫРИЙ
Третья встреча Осени. Осенины. Третьи осенины
Воздвиженье – третья встреча осени

(первая – на Семён-день, вторая на Малую Пречистую)
Закрытие Сварги,«Закрыццё зямлі» (белорус.)
Первые зазимки
Капустницы
*
конспект
*
*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Преставление свт. Иоанна Златоуста (407).
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918);
сщмч. Николая пресвитера (1937).
Леснинской (1683) иконы Божией Матери.
Мч. Папы, Ликаонского.
Св. Плациллы, царицы, жены имп. Феодосия Великого.
Св. Марии Тарсуской (607).
Новомч. Макария Солунского (1522) (Греч. ).
Обретение мощей (2000) св. Александры, Марфы и Елены Дивеевских.
Свв. отец 7 Вселенского Собора (Греч.).
Мц. Феклы и мч. Валериана (Греч.).
*
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой.
Множество поговорок основано на созвучии слов: воздвижение - движение.
Эти названия по-своему толковались крестьянами:
«Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся»,
"Воздвижение - кафтан с шубой сдвинулся".
«Хлеб с поля сдвинулся», тем самым говоря, что приближается зима, а лето и осень «сдвигаются».
-
В этот день наступали первые заморозки  -   осень к зиме все быстрее идет.
Третья встреча осени
Говорили:
· Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется.
Воздвиженье осень навстречу зиме двигает.
• Воздвиженье осень к зиме двигает.
"Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает",
"Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет",
· Воздвиженье кафтан сымет, а шубу наденет.
• Воздвиженье кафтан снимет, шубу наденет.
"Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись и шапка надвинулась",
"Шуба за кафтаном тянется",
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
Подмечали:
Теплый и сухой сентябрь обещает позднюю зиму.
Холодный сентябрь - в марте сойдет снег.
В Здвиженье сивер, так летом тёпло будет.
Если в этот день дует северный ветер - лето будет теплое.
«Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла» (белорус.).
Ключи от лета – у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи (белорус).
Зима «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, – сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!».

--
На празднике Воздвижения, по народному замечанию,  гады /змеи и насекомые/ уходят в какие-то неведомые, теплые страны
что бывает также с разными птицами, особенно ласточками.
Блаженная страна  эта у наших предков называлась обыкновенно Ирьем или вырьем /вырием,вирием/,  находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли.
Море в народном сознании связано со смертью.
С ней же связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.
Следовательно, волшебная страна Ирий не что иное, как пришедшее со времен язычества представление о рае.
О ней упоминает Владимир Мономах в своем Поучении, говоря, что «птицы небесные из ирья идут».
На Воздвижение птица в отлет двинулась.
Птицы улетают в тёплые края.
"На Воздвижение — последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли".
"Двинулись над Русью птиц вереницы".
Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших – в Ирий. «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая».
Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
Были и приметы.
Если птицы улетают дружно - к суровой зиме.
Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому /мелкому/.
-
Медведь залегает в берлогу, прячутся по норам зверюшки,  змеи — в нору, в спячку впадают, и "На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется".

-
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
"На Воздвижение змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле".
В Здвиженью пору гадюки и ужи прячются в нору (белорус.).
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
"Около Воздвижения змеи цепенеют, перед зимней спячкой".
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья гады и другие пресмыкающиеся животные сползаются в одно место, под землю, к своей матери.
И там им является легендарный Алатырь-камень — отец всем камням, который они лижут до тех пор, пока не излижут весь.
Под землей и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле.
· На Воздвиженье змеи и гады прячутся по домам, поэтому все двери надо держать закрытыми, чтобы они случайно не попали в дом.
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в зимнюю стужу ,в холодные дни.
-
Легенда
Однажды – это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю – лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» – подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы – она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же – не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад – облаков-барашков.) Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустиласьсо стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене – и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями. [Афанасьев А. Н.]
*
-
«Лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днём.
Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.
Сгоняют якобы Лешие в этот день в одно место  всё подвластное им зверьё, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою».
В лес по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя.
Леший (лесовой) 
— персонаж русской демонологии, наводит страх на людей самыми разным способами: путает: хохочет, кричит птицей, поет песни и проч.
От его крика не бывает эха.
Он даже иногда сводит людей с ума.
Особенно начинает выть леший перед несчастьем, а больше перед покойником — утопленником или удавленником.
Лешие могут принимать различные виды.
Произошли они, как рассказывается в быличках, от бесов.
Лешие могут обернуться человеком или птицей.
Русский народ считал, что леший в своей «обычной» жизни выгляди как человек, но только поросший густой шерстью и с длиннющими волосами.
Однако было и другое представление о царе леса: якобы сверху до половины тела стан они имеют человеческий, а вторая половина туловища у них — козлиная. И еще они «украшены» козьими рогами, ушами и бородой.
Лешие живут в каждом лесу и переходят с места на место, сбивая с пути прохожих и проезжих.
Народ считает нечистыми те места, где черти часто путают людей или где были прежде совершены убийства, или последовала скоропостижная смерть человека.
Когда собьются с пути, некоторые, чтобы найти дорогу, снимают с себя всю одежду, перетрясут ее с молитвой и вновь одевают.
Кто перейдет следы лешего и вообще нечистых духов, как человек, так и скот, тут же тяжело заболевает, а также заболевает и тот человек, и скот, которого опахнет нечистым духом от черта или лешего.
У леших нет жен и детей, они крадут девушек себе в жены и детей до их крещения.
--
Кроме леших важен был этот день и для овинника  
- духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома.
В Воздвижение отмечались "овинные именины".
Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики.
Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.).
В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину".
--
Подвинулся белый свет, уступил сумеркам.
Но гонит тьму Божий Крест.
В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros – крест).
А простые люди старались связать с этим днем некоторые особенности своего быта.
И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест.
В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты.
Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед.

Деревенский пейзаж. автор - nat-volga
--
Заканчивается уборка урожая.
В это время — последняя копна с поля:
"Хлеб с поля двинулся",
Воздвиженье - последняя копна с поля двинулась.
· На дворе Воздвиженье: последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!
· Воздвиженье — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!
На Вздвиженье гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется.
"Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается",
«Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвижется», отсюда и название Сдвижение - урожай должен быть «сдвинут» в амбар.
Здвиженье - хлеб с поля на гумно движется.
· Заканчивается бабье лето.
Первые зазимки.
"На Воздвижение зазимки - мужику не беда".
"Воздвиженские зазимки — мужику не беда"
Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
• Воздвиженье с зазимками не беда, что-то скажет Покров-батюшка (14 октября).
Копают поздний картофель
За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов.
И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.
В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
--
· В этот день нельзя начинать никакого важного дела, так как все начатое на Воздвиженье будет или неудачно или бесполезно — все прахом пойдет.
*
-------------------------------
В этот день Православная церковь отмечала Воздвижение Честного, Животворящего Креста Господня (IV).  
В этот день был освещен храм Воскресения Христова, включающий в себя и Гроб Господень, и Голгофу.
Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен в память об обретении (в Иерусалиме) величайших святынь христианского мира — Святого Креста и орудий Страстей Господних.
Обретение Креста, по преданию, произошло в 313 году (по другим источникам — в 326 г.). Императрица Елена, мать императора Константина Великого и жена Константина Хлора, решила отыскать крест, на котором был распят Христос. Она отправилась в Иерусалим и там узнала, что крест зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. Разрыли землю и нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Иисус, возложили кресты по очереди на умершего, и, когда положили на него третий крест, умерший воскрес.
В этот день отмечается обретение Креста и возвращение его от персов.
В старинных летописях этот день известен под названием «Ставрова дня», от греческого слова «саурос» - stauros – крест /произносится как СТАВРОС/.
В старой России существовал обычай воздвигали часовни,  водружать кресты на новосооруженных храмах, а также поднимать колокола на колокольни именно в праздник Воздвижения Креста Господня. Благоговейное отношение к орудию нашего спасения — Кресту Господню — православные христиане знаменуют строгим постом в этот праздничный день.
Воздвижение Креста Господня в русском народе называли Вдвижением или Сдвижением.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, как официально называется этот праздник, – чисто церковное торжество. Главный праздничный обряд совершается в церкви.
«Есть местности, где каждогодно совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел-деревень, – что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год».
С возвращением из храма у верующих продолжается обычный хлопотный день, наполненный напряженным трудом.


На Воздвиженьев день особо молятся о болящих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни, при этом веруют, что по молитве праведника Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.
*
В глубокой древности в этот день было 
принято рисовать кресты  
на дверях, притолоках и матицах (толстое бревно-балка, врубленное поперек здания).
В старину в этот день после службы в церкви, обходили дом со Страстной свечой, читали молитвы, а затем на дверном притолоке рисовали мелом или выжигали свечой кресты.
Также кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались на домашней утвари.
Считалось, что они защищают от бед и несчастий всех живущих в доме.
Деревянные небольшие крестики клали в ясли к коровам и лошадям.
(Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть).
Таким образом крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.
В древности же символ креста являлся знаком солнца, тепла и жизни.
Считалось, что помолившимся в этот день прощается семь грехов.
А вот на того, кто Воздвижение не праздновал, должны были свалиться семь грехов.
Воздвиженье — постный праздник.


Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.
В этот день не ели ничего, что напоминало крестовину - яблоки, орехи, груши.
-
На Воздвижение не начинали никаких важных и новых дел.
Крестьяне повсюду верили, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое в этот день или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

--
Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем».
Вечеринки-капустники, капустницы.
На Воздвиженье начало капустникам, капустницам, капустенским вечерам, кои длятся две недели.
«Капустные вечеринки - на две недели», с пирогами, пивом, плясками, играми.
На ставров день устраивали Капустницы - капустные вечерки (начинали заготавливать капусту на зиму).
Молодёжь затевает вечеринку – капустник, начиная посиделки -  девичьи вечеринки-капустники, капустницы, капустинские вечера.
Капустницы на Руси  могли длиться до двух недель.
В старину в этот день красны девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту.
Рубка капусты - не простая работа, а целый обряд.
И совершалась она с разными весёлыми песнями, сопровождалась угощением по вечерам -  гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные (смотря по достатку хозяев).
Молодежь-женихи высматривали себе в это время невест-«капустниц».
Ввечеру, когда капуста была уже срублена, всюду шло веселье, нередко приводившее к свадьбам, игравшимся о Покров-дне.
Согласно поверью, девушки, собиравшиеся на такие вечерки, должны были семь раз прочитать особый заговор-заклинание.
После этого  понравившемуся ей парню приглянется  ее краса  и парень влюблялся в девушку без памяти.
Число семь было непростым (например, семь христианских таинств).
А заговор тот следующий:
«Крепко мое слово, как железо!
Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день,
в сердце добра молодца (имярек)
любовь ко мне, девице (имярек),
чтобы этой любви не было конца-веку,
чтоб она в огне не горела, в воде не тонула,
чтоб зима ее студеная не знобила!
Крепко мое слово, как железо!»

-
Здвиженье-капустницы.
С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты.
В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
Она была, до того как распространился картофель, вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой крестьянской семье.
Этим работам посвящено немало поговорок:
На Воздвижение первая барыня – капуста.
"Воздвижение - капустница, капусту рубить пора".
"Смекай, баба, про капусту - Воздвижение пришло..."
«Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день».
«У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
"И плохая баба о Воздвижение - капустница".
"То и рубить капусту, что со Воздвижения".
"Во Воздвижение у доброго молодца - капуста у крыльца".
На Здвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

--
Рецепты праздничных блюд.


Постные голубцы.
31 кг. капусты, ½ стакана молотых сухарей, 2 – 3 столовых ложки растительного масла, ½ столовой ложки соли.
Отварить до полуготовности целый кочан капусты в подсоленной воде. 
Вытащить на дуршлаг и дать стечь воде. 
Разобрать кочан на листья и каждый из них  завернуть  конвертом, обвалять в сухарях и обжарить в масле.

Можно подавать и остывшими. 
По желанию, в конвертики можно положить любую постную начинку (отварную картошку, овощное рагу, зелень).


Котлеты капустные.
500 г. капусты, 2 столовые ложки манной крупы, 2 столовые ложки молотых сухарей, соль по вкусу, 3 столовых ложки растительного масла, ½ стакана воды.
Капусту мелко нарезать, положить в кастрюлю, добавить воду, 1 столовую ложку растительного масла тушить до полуготовности. 
В кипящую массу всыпать тонкой струйкой манную крупу, варить, беспрерывно помешивая 10 – 15 минут, слегка охладить. 
Сформировать котлеты овальной формы, запанировать в сухарях, обжарить.


Начинка для пирогов и блинов из грибов и капусты.
400 г. свежих или 200 г. соленых грибов, 1 луковица, 400 г. капусты, 2 – 3 столовых ложки растительного масла, соль, мускатный орех, тмин.
Грибы, лук и капусту нарезать соломкой или нашинковать. 
Лук поджарить в масле до прозрачности, затем добавить грибы и капусту и тушить до мягкости. Дать излишней жидкости испариться. 
Начинку заправить солью и специями.
*
А ЭТО МОЯ  СЕГОДНЯШНЯЯ КАПУСТА  ТУШЕНАЯ С ГРИБАМИ.
ВОТ  ГРИБЫ ПОЗИРОВАТЬ НУ НИКАК НЕ ХОТЕЛИ...




***
С древности девушки читали в этот день особые заговоры,  
чтобы навсегда привязать к себе женихов.

 
Вот один из них.
С вечерней зари до полуночи прочитайте заговорные слова на дым от костра или печи.
     В сухом бору стоит сухой лес.
     В том лесу вся листва сухая,
     Сушь ту листву погоняет,
     На раба Божьего (имя) тоску, сухоту нагоняет
     По мне, по рабе Божьей (имя).
     Сохни ему без меня, вода,
     Не лезь в его рот без меня, еда,
     Сон, его обойди,
     Тоска-сухота, на него найди
     По мне, по рабе Божьей (имя).
     Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
     Ныне и присно и во веки веков.
     Аминь.

Утренний пейзаж с рыбаком и корягой  photographer Aleksandr Bondar
--
Снять с мужа тоску по сопернице
Пойти к реке, достать из нее корень-потопыш и принести домой.
Корень положить в воду, заговорить ее и дать выпить мужу.
Что такое корень-потопыш?
В реке всегда много корней, которые приносит вода.
Их называют потопыши.
Заговор на воду
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Как эта вода бежит день и ночь,
Не плачет она, не тужит,
А все танцует и кружит.
Как этот корень-потопыш на дне лежит,
Не плачет и не тужит
Ни о своих бывших пеньях,
Ни о своих кореньях,
Ни по песку, ни по бережку.
Так бы и муж мой дорогой (имя)
Не тосковал, не горевал, не плакал
И не страдал по моей сопернице,
Рабе Божьей (имя).
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
--
День этот считается несчастливым: не стоит начинать важных дел, так как это добром не кончится, а прахом пойдёт.
Сегодня желательно встретится со своими родственниками и уладить все конфликты, устранить размолвки.
Хороший день для примирения.
*
----------------------------------
Ребенок, рожденный сегодня, пройдет в жизни много испытаний.
Таким детям дан дар живописи.
Им следует носить аметист.
--
Именины празднуют:
Иван, Калистрат, Палий, Папа, Папий.
*
----------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------
----------
--
Воздвижение Креста Господня. Конец ХV века. Новгород.
 *
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня.
ВОЗДВИ́ЖЕНИЕ ЧЕСТНО́ГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Ὕψωσις τοῦ Τιμίου καὶ Ζωοποιοῦ Σταυροῦ

*
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/09/blog-post_27.html*
--------------------------------------
Память святого мученика Папия (III-IV век.)
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=845
*
--------------------------------------
Преставление святителя Иоанна Златоуста (407 г.).
Святителя Иоанна Златоуста (407).

--
Память 13/26 ноября, 30 января/12 февраля (Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого), 14/27 сентября (преставление) и 27 января/9 февраля (перенесение мощей)
--
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/02/blog-post_09.html
*
--------------------------------------
Преподобномученик Макарий (Афон.) (1527 г.).
Новомч. Макария Солунского (1522) (Греч. ).
Ὁ Ἅγιος Μακάριος ὁ Ὁσιομάρτυρας ὁ Νέος    1527

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1578
--
Ὑπῆρξε μαθητὴς καὶ μιμητὴς του Πατριάρχη Κωνσταντινουπόλεως Νήφωνα (1486 – 1489, 1497 – 1498).
Ἦταν ὡραῖος στὸ σῶμα καὶ τὴν ψυχὴ καὶ ζηλωτὴς στὶς ἀρετές. Τὸν κατέλαβε ὁ πόθος τοῦ μαρτυρίου καὶ γι’ αὐτὸ πῆρε ἄδεια καὶ εὐλογία ἀπὸ τὸν Πατριάρχη Νήφωνα, ἀποχώρησε ἀπὸ τὸ Ἅγιον Ὅρος καὶ πῆγε στὴν Θεσσαλονίκη. Ἐκεῖ βρῆκε ἕνα συγκεντρωμένο πλῆθος Ὀθωμανῶν, στοὺς ὁποίους δίδαξε μὲ θέρμη τὸ μυστήριο τῆς ἐνσάρκωσης τοῦ Χριστοῦ. Ἀγριεμένοι οἱ Ὀθωμανοί, ὅρμησαν κατὰ τοῦ Ἁγίου καὶ μὲ μαχαίρια καὶ ξύλα πλήγωσαν πολὺ τὸ σῶμα του, καὶ ἀφοῦ τὸν συνέλαβαν τὸν ἔριξαν στὴ φυλακή. Τὴν ἑπομένη μέρα ὁ Μακάριος στὸ κριτήριο, ἄκουσε ἀμετάπειστος τὶς κολακεῖες καὶ τὶς ὑποσχέσεις τῶν Τούρκων, ποὺ προσπαθοῦσαν νὰ μεταστρέψουν τὸ φρόνημά του.
Στὶς προτροπὲς αὐτὲς ὁ Ἅγιος ἀπαντοῦσε: «Μακάρι καὶ σεῖς νὰ γνωρίζατε τὴν ἀληθινὴ καὶ ἀκατηγόρητη πίστη μας καὶ νὰ εἴχατε βαπτιστεῖ στὸ ὄνομα τῆς Ἁγίας Τριάδος, καὶ νὰ εἴχατε ἐλευθερωθεῖ ἀπὸ τὴν πλανεμένη θρησκεία σας».
Οἱ Ὀθωμανοὶ ὅταν ἄκουσαν αὐτά, τὸν βασάνισαν πιὸ ἄγρια καὶ τελικὰ τὸν ἀποκεφάλισαν τὸ 1527. Κατ’ ἄλλες πληροφορίες τὸ μαρτύριο τοῦ Ἁγίου ἔγινε τὸ 1507.
*
--------------------------------------
Сщмч. Иоанна пресвитера (1918);
сщмч. Николая пресвитера (1937).
*
------------------------------------
Мч. Папы, Ликаонского.
Ὁ Ἅγιος Πάπας ὁ Μάρτυρας     

Ἄντεξε τὰ φοβερότερα βασανιστήρια, χωρὶς νὰ πάψει στιγμὴ νὰ δέεται πρὸς τὸν Θεό.
Καταγόταν ἀπὸ τὴν πόλη Λαράνδου τῆς Λυκαονίας. Ὅταν ὁ Γαλέριος ἐξαπέλυσε ἄγριο διωγμὸ κατὰ τῶν χριστιανῶν, ὁ Ἅγιος Πάπας ὑπέστη ἕνα ἀπὸ τὰ σκληρότερα μαρτύρια. Στὴν ἀρχὴ τὸν κτύπησαν μὲ πέτρες στὰ σαγόνια, μέχρι ποὺ τοῦ τὰ ἔσπασαν. Κατόπιν τὸν κρέμασαν ἀνάποδα καὶ τὸν μαστίγωσαν ἀνελέητα. Ἔπειτα τοῦ ξέσχισαν τὰ πλευρὰ καὶ τὶς πληγὲς του ἔκαψαν μὲ ἀναμμένες λαμπάδες.
Ἀλλὰ ὁ Ἅγιος Πάπας, ὑπέφερε ὅλα αὐτὰ μὲ καταπληκτικὴ ὑπομονὴ καὶ δοξολογοῦσε τὸν Θεὸ μέχρι τῆς τελευταίας του πνοῆς.
*
-------------------------------------
Св. Плациллы, царицы, жены имп. Феодосия Великого.
Ἡ Ὁσία Πλακίλλα ἡ Εὐσεβέστατη Βασίλισσα    

Αὐτὴ ἦταν σύζυγος τοῦ Θεοδοσίου τοῦ Μεγάλου (379 – 395), πολὺ εὐσεβὴς καὶ φιλάνθρωπη. Σὲ ὅλη της τὴν ζωὴ περιποιεῖτο τοὺς πτωχοὺς καὶ μοίραζε ἀφειδῶς στοὺς ἔχοντας ἀνάγκη ἐκεῖνα ποὺ τοὺς ἦταν ἀπαραίτητα. Ἐπισκεπτόταν τοὺς ἀσθενεῖς καὶ τοὺς περιέθαλπε μὲ τὰ ἴδια της τὰ χέρια.
Ἔτσι, σὰν καλὸς Σαμαρείτης ἀφοῦ ἔζησε, ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
------------------------------------
Св. Марии Тарсуской (607).
Обретение мощей (2000) св. Александры, Марфы и Елены Дивеевских.
*
--------------------------------------
Свв. отец 7 Вселенского Собора (Греч.).
Μνήμη Ἁγίας ΣΤ’ Οἰκουμενικῆς Συνόδου

Ἔγινε στὴν Κωνσταντινούπολη κατὰ τῶν Μονοθελητῶν τὸ ἔτος 680.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Του λίθου σφραγισθέντος.
Τὴν Σύνοδον τὴν Ἕκτην ἱερῶς συγκροτήσαντες, θεόσοφοι Πατέρες ἑκατὸν ἑβδομήκοντα, αἱρέσεων ἐλύσατε ἀχλύν, λαμπρότητι δογμάτων εὐσεβῶν· διὰ τοῦτο τὴν ἁγίαν μνήμην ὑμῶν, τιμῶμεν ἀνακράζοντες· δόξα τῷ ἐνισχύσαντι ὑμᾶς, δόξα τῷ στεφανώσαντι, δόξα τῷ βεβαιοῦντι δι’ ὑμῶν, πίστιν τὴν Ὀρθόδοξον.
Κοντάκιον. Ἦχος β’. Τοὺς ἀσφαλεῖς.
Τοὺς τῷ φωτὶ τῶν ἀρετῶν ἐκλάμψαντας, καὶ ἐν Συνόδῳ τῇ Ἕκτῃ κηρύξαντας, τὸν Χριστὸν διπλοῦν ταῖς φύσεσι, καὶ ἐνεργείαις καὶ θελήσεσι, Πατέρας τοὺς θεόφρονας τιμήσωμεν, ὡς μύστας εὐσεβείας καὶ ἐκφάντορας· Χριστῷ γὰρ ὑπὲρ ἡμῶν πρεσβεύουσι.
Μεγαλυνάριον.
Τοὺς τὴν ἕκτην Σύνοδον τὴν σεπτήν, ἐν τῷ Βυζαντίῳ, συγκροτήσαντας, εὐσεβῶς, ἱεροὺς Πατέρας, τιμήσωμεν συμφώνως, ὡς πρεσβευτὰς ἐνθέους, ἡμῶν πρὸς Κύριον.
*
--------------------------------------
Мц. Феклы и мч. Валериана (Греч.). /ФЕОКЛ !/муж./
Ὁ Ἅγιος Θεοκλὴς ὁ Μάρτυρας   
Μαρτύρησε διὰ ξίφους.

--
Ὁ Ἅγιος Βαλεριανὸς τὸ νήπιο
Μαρτύρησε διὰ ξίφους.
*
---------------------------------------
Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.
--
Леснинская икона Божией Матери (1683 г.).
Леснинской иконы Божией Матери (1683).
Леснинской (1683) иконы Божией Матери.

--
http://alchevskpravoslavniy.ru/news/lesninskaya-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi.html
*
------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------
-----------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!




--------------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/december
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/
http://www.ugadalki.ru/Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Афанасьев А.Н. - М.: 1995;
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav; «Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым, С-Пб, 1895 – http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov
Русский дом. Универсальный свод календарей (1994-2000 гг). - Нижний Новгород, 1994, с.144.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.