no copi

понедельник, 3 октября 2011 г.

* Мученики и исповедники Михаил, князь Черниговский, и болярин его Феодор, чудотворцы *

*
Святые Михаил и Феодор Черниговские
Россия. Конец XVII века
Государственный музей-заповедник "Коломенское"
*
Мученики и исповедники 
Михаил, князь Черниговский, 
и болярин его Феодор
чудотворцы
(1245 г.)
Страдание св. мчч. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, нечестивым Батыем убиенных
Мученик Михаил, князь Черниговский
Святой благоверный князь Михаил Черниговский

*
Память мученика Михаила, князя Черниговского, 20 сентября, 14 февраля.
*
Св. Михаил  Черниговский
*
Страдание св. мчч. Михаила, кн. Черниговского, и боярина его Феодора, нечестивым Батыем убиенных

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=872

*
===============
Мч. Михаил. Фреска Благовещенского собора Москавского Кремля. 1547 - 1551 годы.
 ===============
Мученик Михаил, князь Черниговский

Память мученика Михаила, князя Черниговского, 20 сентября, 14 февраля.

Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чермного (+ 1212 г.), с детства отличался благочестием и кротостью. У него бы­ло очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 г. испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил извест­ность своим молитвенным предстательством пред Господом (память 24 мая). Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился. В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съез­да русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи полов­цам про­тив надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели  в бит­ве на Калке его дяди, Мстислава черниговского, святой Михаил стал кня­зем черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение нов­городцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого бла­говерного великого князя владимирского Геор­гия Всеволодовича (память  4/17 марта), жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он воз­вратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новго­родцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители - братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междо­усобица - их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224-1238). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем галицким.
С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский вели­кокняжеский стол.
Смуты и войны или иные бедствия - все сие бывает не простым, обыч­ным явлением сего временного мира или произошло от какого-нибудь случая; бедст­вия попускаются волею Всемогущего Бога за наши грехи, дабы согрешающие приходили в чувство и исправлялись. Наказания ма­лые, которые Господь попус­кает вначале, суть следующие: мятеж, голод, внезапная смерть, междоусобные войны и тому подобное. Если же такими наказаниями грешники не вразум­ляются, тогда Господь посылает на них жестокое и тяжкое нашествие инопле­менников, чтобы хотя в сем великом бедствии люди могли прийти в чувство  и обратиться от путей своих лукавых, по слову пророка: Егда убиваше я, тогда взыскаху его (Пс. 77, 34). Так было и с нами, со всей нашей землей Российской. Когда мы своим злым нравом прогневали благость всемилостивого Бога и силь­но оскорбили Его милосердие, прийти же в раскаяние, уклониться от зла и тво­рить благое не хотели, тогда разгневался на нас Господь праведным гневом Своим и восхотел наказать нас за наши беззакония лютейшей казнью. И вот Он попустил тогда прийти на нас безбожным и жестоким татарам, с нечести­вейшим и беззаконнейшим их царем Батыем.
Наступило тяжелое время. В 1238 г. в бесчисленном множестве напав  на Рус­скую землю, татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 г. они двинулись на Южную Русь, опустошили левобережье Днепра, земли Черниговские и Переяславские. Осенью 1240 г. монголы подступили к Киеву.
Когда благоверный и христолюбивый Михаил владел княжеством Киевским, нечестивый Батый прислал своих татар осмотреть город Киев. Посланные изумились, увидев величие и красоту города Киева, и, возвратившись к Батыю, рассказали ему о сем знаменитом городе. Тогда Батый снова отправил послов к Михаилу с тем, чтобы они лестью уговорили князя добровольно покориться ему. Благоверный князь Ми­хаил понял, что татары коварством хотят взять город и опустошить его: князь слыхал уже раньше, что те жестокие варвары без милосер­дия убивают даже добровольно покоряющихся им, и потому повелел умертвить послов Батыя. Вслед за тем Михаил узнал о приближении громадного войска татарского, которое, как саранча, в великом множе­стве (ибо воинов было 600 тысяч человек) нашло на Русскую землю и овладело укрепленными городами ее. Сознавая, что Киеву невозмож­но уцелеть от приближающихся врагов, князь Михаил вместе с бояри­ном Феодором бежал в Венгрию искать помощи своей родине, чтобы побудить венгерского короля Бела, выдавшего дочь за его сына Ростислава, совместными силами организовать отпор общему врагу. Пы­тался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу,  и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвра­тился в разрушенный Киев  и некоторое время жил неподалеку от го­рода, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Князь не терял надежды на возможность объединения христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвиж­ник митрополит Петр (Акерович), призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей - римского папы и германского императора предала интересы христианства. Папа был за­нят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашест­вием, чтобы самим броситься на Русь.
В этих обстоятельствах общехристианское, вселенское значение имеет испо­веднический подвиг в языческой Орде православного князя-муче­ника святого Ми­хаила Черниговского. Вскоре на Русь явились хан­ские послы, чтобы произ­вести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татар­скому хану, а на княжение его особое разрешение - ярлык. Послы сообщали князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, слыша, что многие из русских князей, прельстив­шись славой мира сего, поклонялись идолам, благочестивый князь Михаил сильно скорбел о том и, возревновав о Господе Боге, решился идти к царю неправедному  и неустрашимо исповедать перед ним Христа и пролить кровь свою за Господа. Замыслив сие и воспламенясь душой, Михаил призвал своего верного советника боярина Феодора и поведал ему о своем намерении. Тот, будучи благочестив  и тверд в вере, одобрял решение своего господина и обещал не покидать его до самой кончины и вместе с ним положить свою душу за Христа. После такого совещания они твердо решили, отнюдь не изменяя своего на­мерения, идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. От духовного отца, епископа Иоан­на, он получил благословение ехать и Орду и быть там истинным испо­ведником имени Христова.
В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими держава­ми. Враги давно искали случая убить его. И когда в 1246 году благо­верный князь Михаил  и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, прой­ти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклонить­ся обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жре­цам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непо­корные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов покло­ниться царю, так как ему Бог вручил судьбу зем­ных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба му­жест­­венных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа: Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня  и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8, 35), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Свя­тых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго жестоко из­бивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступни­ков от христианской веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, тата­ры льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного стра­дальца. Но это не поколебало святого Феодора - он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отру­били голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу 20 сентября/3 октября 1246 года (по другим источникам, в 1244 году).
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедив­шись в непоколебимом хранении русскими людьми православ­ной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ха­ны не решились испы­тывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Одре прямого ис­пол­нения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продол­жалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был вели­кий князь Феодор (+ 1246 г.), замучены были святой Роман Рязанский (+†1270 г.), святой Михаил Тверской (+ 1318 г.) и его сыновья Димитрий  (+ 1325 г.) и Алек­сандр (+ 1339 г.). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде - святого Михаила Черниговского.
14 февраля 1572 года, по желанию царя Иоанна Васильевича Грозно­го,  с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были пере­несены в Москву, в храм, посвященный их имени, оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года - в Архангельский собор Московского Кремля.
Сказание об исповедническом подвиге князя Михаила и боярина его Феодора было написано их духовником - епископом Иоанном. Житие и служба святым Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем иноком Зи­новием Отенским.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://days.pravoslavie.ru/

*
=============
Святые Михаил и Феодор Черниговские
Россия. Конец XVI - начало XVII веков.
Издательство Москва, 1869 год
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 сентября (фрагмент).
принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
 ============
Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и болярину его Феодору

Тропарь, глас 4:
     Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре, с доблим Феодором, молите Христа Бога, сохранити Отечество наше, град же и люди, по велицей Его милости.
Ин тропарь, глас 3:
     Блаженнии, апостолов равночестнии, прияли есте венец от Христа, занеже того достоини, Михаиле Богомудре и Феодоре дивне, мир мирови испросите и душам нашим велию милость.
Тропарь на перенесение мощей, глас 8:
     Троичнаго Божества осиянием просветився, страстотерпче великий княже Михаиле, с премудрым болярином ти Феодором, самозванна к подвигом устремистася, сквозе огнь не идоста, кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста и нечестиваго царя обличиста, Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста, и Того ради кровей своих струями обагристася, славная. Темже и венцы от Него победная прияста, и нас свыше назираста, молим вас, святыя, молите Того, яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол и подаст нам вся благая, Иже Един Сый прославляемый во святых Своих.
Кондак на перенесение мощей, глас 5:
     Солнца мысленнаго праведнаго, — Христа, озарився сиянием, пребогате Михаиле, видимому солнцу не поклонился еси и твари паче Творца не послужил еси и нечестие обуздал еси, ярости царя не убоявся и крове своея обагрением Христови предстал еси, радуяся. И ныне в пренесении мощей твоих нас свыше назирай и Христа Бога моли, молимся, яко спастися нам и Православию непоколебиму пребыти, Отечеству нашему соблюстися во всем молитвами твоими, святе, по велицей Его милости.
Кондак, глас 8:
     Царство земное в ничтоже вменив, славу, яко преходящую, оставил еси, самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором, Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити Отечество наше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Ин кондак, глас 2:
     Верою укрепльшеся, святии, мучения претерпесте и кровьми своими погасисте пламень сопротивных безбожия, Христа же исповедасте, с Отцем и Духом, Михаиле и Феодоре, Его молите за всех нас.
Ин кондак, глас 2:
     Вышних ища, нижняя оставил еси, колесницу на небеса кровь свою сотворил еси, тем собеседниче первомучеником бысть, Михаиле и Феодоре, с нимиже Христа Бога моля непрестанно за вся ны.
Ин кондак, глас 3:
     Яко светило в Руси возсиявше, мучения лучами славными отразисте, страстотерпцы славнии, Михаиле и Феодоре, тем вопиясте: ничтоже нас отлучит от любве Христовы.
Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии Михаиле и Феодоре, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
Ино величание
     Величаем тя, благоверный княже Михаиле, и с болярином твоим Феодором, и чтим святую память вашу, иже за Христа кровь свою излиясте, и ныне молите за нас Христа Бога нашего.
*
==============================
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 20 сентября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.
Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.
Минея - Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Мученик Михаил, князь Черниговский
XVI век, шелковая ткань, шелковые и металлические нити, вышивка. 41 х 30 см
Князь Михаил Черниговский представлен в рост в княжеской одежде. В правой руке он держит крест, в левой - меч в ножнах. По сторонам фигуры надпись: "АГИОС БЛАГОВЕРНЫ ВЕЛИКИЙ КНЗЯ МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ" - "Святой благоверный великий князь Михаил Черниговский". Над головой князя изображена ветхозаветная Троица. На широкой кайме, обрамляющей центр композиции, вышит текст церковного песнопения - тропарь и кондак Святому. Лик шит очень тонким крученым шелком телесного цвета атласным швом "по форме" с притенением шелком светло-серого цвета. Детали подчеркнуты темно-коричневым шелком. Лик шит в несколько слоев, чем достигается эффект объемности. Нимб сплошь зашит пряденой золотной нитью с растительным орнаментом, выполненным высоким швом. Одежды князя, фигуры ангелов выполнены пряденой серебряной нитью "в прикреп" с прикрепами цветным шелком разными швами. Позем шит сканой золотной нитью с незаметной прикрепой. Тексты - пряденой серебряной нитью " по веревочке".

Государственный Эрмитаж
из собрания Ивана А. Гальнбека.



***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.