no copi

суббота, 22 октября 2011 г.

* Корсунская икона Божией Матери *

*
Корсунская икона Божией Матери
XVII век, Россия
Государственная Третьяковская галерея, Москва
43,5 х 33,5 см. Дерево, темпера
*
Корсунская икона Божией Матери.
икона Божией Матери
КОРСУНСКАЯ или ЭФЕССКАЯ
(988; XII)

*
Празднование 9/22 октября
*
Икона Божией Матери, именуемая «Корсунской Прозренной» (Шпилевской)
*
Память на третий день Св. Пасхи и 9/22 октября
*
Богоматерь Корсунская (Ефесская)
Век: XVI
Икона 16 века, врезок в доску конца 18 - начала 19 века. На данной иконе изображение Богоматери и Младенца представляют собой «зеркальный» извод иконы Богоматери Корсунской. Младенец, любовно прижимающийся к щеке Богородицы, держит в правой руке белый свиток. Богоматерь нагнулась к Младенцу, ее голова низко наклонена вправо. Большие скорбные миндалевидные глаза Богоматери, охристое личное письмо с подрумянкой, тонкие черты ликов и изящное изображение кистей рук позволяют говорить о том, что икона была выполнена с греческого образа.
*
Корсунская икона Пресвятой Богородицы
    
В Ефесе хранилась икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. В 988 г., 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев св. равноапостольным князем Владимиром (ум. 1015 г.; память 15/28 июля) и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в кремлевский Успенский собор.
     Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 г. преподобной Евфросинией Полоцкой (ум. 1173 г.; память 23 мая/5 июня). Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу (1156-1169 гг.) с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 г. дочь полоцкого князя Брячислава Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (ум. 1263 г.; память 30 августа/12 сентября и 23 ноября/6 декабря), увезла эту икону в город Торопец.
     Икона прославилась чудотворениями. Чтимые иконы Богоматери Корсунской находились в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга, в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля, в Нижнем Новгороде и в ряде других городов России.
*
=============
КОРСУНСКАЯ
ок 1700. Русский Север.
 ===============
Корсунская икона Божией Матери
Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром (память 15 июля) после его крещения и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне. Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление». Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой (память 23 мая).

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 г. поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая чудесные знамения и исцеления.

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября), увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей г. Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме г. Торопца находится список с чудотворной иконы.

Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, г. Усмани Тамбовской епархии, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и др.

Празднование Окт. 9
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
*
================
Богоматерь Корсунская
до 1885 г.; оклад - 1885 г., мастер В.А. Акимов, Москва; риза - конец XIX в. /1885 г.
Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение (икона); серебро, позолота, штамп, чеканка, гравировка (оклад); позолоченная фольга, золотные нити, позолоченная серебряная проволока, жемчуг, стразы в оправе, шитье, низание (риза). Размер: 30,8 х 26,7 х 2,7 см.
Оборотная сторона: доска липовая, цельная, две широкие врезные встречные шпонки утрачены. По центру у верхнего торца несколько гвоздевых отверстий. В гнезде нижней шпонки - крупный сучок. Древесина имеет небольшие выщербины, сколы, загрязнения. Торцы залевкашены и окрашены в желто-коричневый цвет.
Лицевая сторона: доска с неглубоким ковчегом, лузга пологая. Богоматерь изображена оплечно, Ее глава склонена влево, правая рука лежит на плече и шее Младенца, персты левой касаются Его щечки. Младенец Христос, запрокинув голову, прижимается к щеке Богоматери, правой ручкой держится за отворот Ее мафория, в левой сжимает белый свиток с тонкой красно-коричневой перевязью. Мафорий вишневый, с зеленым, орнаментированным золотом исподом, украшен красной каймой и прошвой с чередующимися золотыми овалами и «жуковинами». Чепец и риза синие, золотые ворот-ожерелье и зарукавье усажены перлами и самоцветами. Хитон Младенца Христа красный, на нем и на мафорий нанесено листовое золочение (инокопь).
Лики округлые, с некрупными чертами. Личное исполнено по оливковому санкирю, почти по всей площади перекрытому золотисто-коричневым вохрением. Подрумянка абрикосового оттенка, на щеках малозаметная, сплавленная, на устах и верхних веках более корпусная. Носы тонкие, прямые, с характерно изогнутыми крыльями. Глаза написаны по санкирю, радужки приплеснуты коричневой краской, с одной стороны от них проложены белильные блики. Объем уплощен, моделировка ведется, помимо санкирных «теней», за счет красных и коричневых описей. Власы Младенца намечены светло-коричневой краской по коричневому фону.
Нимбы и фон позолочены плотным сусальным золотом по красно-коричневому полименту, с двойной обводкой - красной и белильной. Нимб Христа имеет белильное девятичастное перекрестье с буквой «о» (часть надписи «ωон» - Сущий). Слева на поле коричневой краской нанесена Его теонимограмма «IС ХС». На верхнем поле - теонимограмма Богоматери «.МР. ΘY.». Вокруг средника двойная отводка - красно-коричневая с белильной - и двойная белильная рамочка с внутренней стороны. Поля желто-коричневые. Опушь двойная, красно-коричневая с оливковой.
Оклад: из цельного серебряного листа, с просечкой по контуру ликов и фигур, с накладным сдвоенным венцом, который крепится отгибами-лапками. Поля орнаментированы чеканным геометрическим узором из восьмиконечных звезд-квадрифолиев с фактурным фоном и «бутоном» в центре каждой звезды. На углах прочеканены фигурные наугольники с гравированной лозой. На нижнем поле чеканная фигурная дробница с надписью «КАРСУНСКIЯ ПР. Б». С внешней стороны поля окаймлены рельефным валиком-гуртом со спиральной порезкой и масличными листьями, на углах и по центру каждого гурта - кубышки с перехватами. Вокруг средника прочеканен жемчужник. Фон («свет») и поле венцов гравированы завитками лозы, в нимбе Христа видна одна ветвь перекрестья с мелкими чеканными квадрифолиями и буквой «О». Подзор венцов просечной, с мотивами волют и пальметт.
В левом нижнем углу средника имеются четыре клейма в прямоугольных щитках: (1) с инициалами «ВА»; (2) с инициалами и датой «В•С/1885»; (3) с пробой «84»; (4) с конным Георгием Победоносцем. Клейма 2-4 объединенные (тройник). На венце в левой части проставлено клеймо с Георгием Победоносцем, датой и пробой, в щитке с полукруглым завершением, и именное клеймо мастера (1).
Риза: шита жемчугом «по карте», с подложкой из фольги, по настилу из золотных нитей (шелковые нити оранжевого цвета, обвитые плющеной проволочкой-битью). Мафорий Богоматери низан растительными жемчужными орнаментами, его испод - сеточкой, хитон Младенца сплошь зашит мелким жемчугом. Звезда девства восьмилучевая, с бесцветными стразами в лучах и сиреневым стразом в центре. В шитье использованы жемчужные обнизи и подзор, а также плетение из тонкой проволоки.
Датировка и атрибуция: икона была написана во второй половине XIX в. в хорошей иконописной мастерской и изначально, очевидно, не предназначалась под оклад, о чем говорит качественное золочение фона и нимбов. Живопись, как и оклад (см. ниже), исполнена, скорее всего, в Москве. Стилистика изображения близка к работам мстерских мастеров. Учитывая, что персты Христа сложены в двоеперстное благословение (хотя это отнюдь не обязательно для иконографии «Богоматери Корсунской»), можно утверждать, что икона предназначалась для заказчика-старообрядца. Несколько более ранняя икона (вариант «Корсунская-Днепрская»), очень близкая и по иконографии, и по колориту, находится в старообрядческом Покровском соборе на Рогожском кладбище в Москве (илл. 1). Атрибутируемое произведение сохраняет иконописные черты - уплощенность ликов, их неправильно-овальные очертания, намеренно монохромный колорит «личного». Тем не менее образ выглядит значительно более миловидным и благостным, чем обычно в «подстаринных» письмах, отражая художественные вкусы второй половины XIX столетия..
Городское клеймо (конный Георгий Победоносец) на окладе свидетельствует, что он создавался в Москве. Пробирное клеймо с датой («В•С/1888») принадлежало В. Савинкову, служившему московским пробирером с 1855 по 1888 г. Мастер-серебряник с инициалами «ВА» - возможно, В. Акимов, мастерская которого существовала на протяжении второй половины XIX в. и до 1908 г. Мастерская считалась относительно крупной, уже в 1860 г. в ней работало 15 человек. Работы мастерской В. Акимова имеются в собрании Гос. Исторического музея. Очень близок к атрибутируемому оклад иконы «Богоматерь Иверская» из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника (илл. 2; 1887 г., мастер К.Г.).
Оклад исполнен в формах «русского» стиля. Хотя он сделан, как обычно для Нового времени, из цельного серебряного листа, его облик воспроизводит конструкцию наборного оклада XVII в. с отдельными чеканными пластинами на каждом поле, стыки которых прикрыты фигурными наугольниками (в действительности составляющими одно целое с окладом). Подобные оклады исполняли преимущественно по заказам состоятельных старообрядцев, к которым относились почти все старые купеческие и промышленные династии Москвы - Рябушинские, Мамонтовы, Гучковы, Алексеевы, Солдатенковы, Хлудовы и др. Многие из них собирали старинные иконы и хорошо разбирались в художественном качестве произведений. О том, что атрибутируемый образ предназначался не рядовому прихожанину «древлеправославной церкви», а знатоку и ценителю древнего искусства, говорит использование листового золочения в разделке одежд Богоматери и Младенца. Эта трудоемкая техника еще в XVII в. была заменена значительно более простой и удобной росписью твореным золотом, т.е. фактически золотой краской. Возвращение к золочению «инокопью», когда тонкие листки золота сажали на клеящую основу, в XIX в. встречается лишь в редких случаях.                                                                                 
Шитье риз жемчугом - национальная русская традиция. Во второй половине XIX в., в связи с общим интересом к отечественным древностям, вышивальщицы стали ориентироваться преимущественно на «золотой век» русского шитья - XVII столетие. Шитье по высокой подложке («по карте»), создающей рельеф, использование золотных нитей в качестве фона, сочный цельный растительный орнамент, положенный по диагонали, умелое использование жемчужин разного размера и разных видов низания придают атрибутируемому памятнику особое художественное совершенство. Похожую ризу можно видеть на иконе «Богоматерь Утоли моя печали» 1883 г. из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника, но там шитье выполнено технически проще, а орнаментальные мотивы скомпонованы менее удачно (илл. 3).
Икона «Богоматерь Корсунская» в окладе мастера В.А. (В. Акимова) является высококачественным произведением русского церковного искусства последней четверти XIX в. Как икона, так и оклад с шитой жемчугом ризой обладают коллекционной ценностью и музейным значением.
 ================
Корсунская икона Божией Матери

22 октября

В Ефесе хранилась икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября (по старому стилю), список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы.

Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда - в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Другой подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой.

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса.

Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла эту икону в город Торопец.
*
===============
Корсунская икона Божией Матери
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
25 х 20 см - икона, 120 х 60 см - большой киот. Дерево, темпера
Эпитет "Корсунская" происходит от названия византийского города Херсонес в Крыму, который на Руси был известен под именем Корсуни.
"Корсунскими" в XVI-XVII веках именовались древние святыни византийского и русского происхождения, появление которых связывали с эпохой князя Владимира, захватившего Корсунь и принявшего крещение в этом городе.
Предания сообщают о нескольких иконах Богоматери с таким названием (празднование в их честь совершалось 9/22 октября).
Одна из них была принесена из Корсуни в Киев князем Владимиром. Затем ее поставили в новгородском Софийском соборе, а позже перенесли в Успенский собор Московского Кремля.
Другая Корсунская икона, копия чудотворного образа, находившегося в Эфесе, хранилась в Торопце. Согласно легенде, она была написана в XII веке для княжны Ефросинии Полоцкой.
Третья Корсунская икона Богоматери находилась в Благовещенском монастыре в Нижнем Новгороде.
Иконография Корсунской икона Богоматери - оплечное изображение Богородицы и Младенца Христа, принадлежащее к типу Умиление. Богоматерь обнимает Спасителя, одновременно как бы указывая на Младенца правой рукой, а левой прикрывая Его мафорием. Христос прижимается щекой к лику Богородицы, левой рукой держа край Её мафория, таким образом тоже как бы приобнимая Приснодеву, что является отличительной чертой иконы. В правой руке Спаситель держит свиток.
 =================
Корсунская икона Божией Матери

Иконография: корсунскими (по городу Корсуни - византийскому Херсонесу) нередко называли иконы, привезенные из Византии или же написанные на Руси, но повторяющие греческие оригиналы. Иконографически они принадлежали к разным типам. Данная икона относится к типу Умиления. Главная отличительная черта этого варианта, который часто называется «Умиление Корсунская», - оплечное или оглавное изображение Богоматери и Младенца. Такой «сокращенный» извод появился в русской иконописи XVI в. и пользовался большой популярностью у старообрядцев в XVIII-XIX вв. Иконография оклада принадлежит к «русскому» стилю, распространенному в церковном серебре второй половины XIX - начала XX в.

*
===============
Корсунская икона Божией Матери с апостолом Петром и пророчицей Анной на полях   
Россия, XVII век. Дерево, темпера; серебро, чеканка,золочение.  38,3 x 32,5 см
Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей -заповедник "Ипатьевский монастырь"
На обороте надпись конца XIX века: "Корсунская икона Божъей Матери дар царя Алексея Михайловича". Оклад современен иконе, соответствует первой половине XVII века. Утрачены венцы Богоматери с Младенцем и апостола Петра, а также жемчужная обнизь по лузге. На основании поздней надписи на обороте считается вкладом царя Алексея Михайловича. В 1626 году царь Михаил Федорович был благословлен на брак с Евдокией Лукьяновной Стрешневой образом "Богоматери Корсунской". В память об этом Алексей Михайлович мог прислать в Ипатьевский монастырь список с благословенной иконы родителей, однако подбор святых на полях не находит соответствия с небесными покровителями членов царской семьи. Публикуемая икона представляет собой зеркальный перевод Богоматери Корсунской, который в XIX веке получил название Касперовской, но известен с конца XVI века.
 =================
АКАФИСТ Корсунской иконе Божией Матери
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2423

Кондак 1
     Возбранная от рождества Своего Дево и по тихом успении Своем в небесная вознесенная преславно, служительнице избавления мира смиреннейшая, в сердце своем о людех печаль имеющая, близкая другиня и утешительнице всех обидимых, труждающихся и обремененным опоро нерушимая, — Тебе ныне хвалебная пения по силе приносим, понеже явила еси от образа Своего милости предивныя людям изборским, да взываем Тебе немолчно:
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Икос 1
     Ангельстии собори, воплощения тайне чудящеся и Вседержителю о Ней немолчные хвалы всегда приносяще, величания приносят и Деве избранней, Богоматере Пречистей, из Нея же на спасение всем Бог воплотися; сего ради, небожителем подражая, да подвижется всяк земнородний и, исполнь духа радования, да почитает он светло священное торжество Девы и Матере, взывая Ей тако:
     Радуйся, жизни нестареющей весно благоуханная;
     Радуйся, луча вознесеннаго цвет краснейший.
     Радуйся, яко от Тебе всего мира обновление изыде;
     Радуйся, грехи и скверны всего мира омывающая.
     Радуйся, таинственнаго дне жизни блаженной заря пресветлая;
     Радуйся, всем, совершающим путь спасения, невидимая сопутнице.
     Радуйся, душ чистых ниво небесная;
     Радуйся, пажитей духовных росо плодоносная.
     Радуйся, Тебе бо земля дарствует цвети предивнии;
     Радуйся, Тебе бо днесь тщимся приносите песни избранние.
     Радуйся, благодать молитвы, яко дыхание тонкое, в душах возгревающая;
     Радуйся, Светоче моления нашего тихий.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 2
     Безгласен бысть некогда иерей Захария, егда усумнеся глаголанному от ангела, яко стар сый, пророка великого отец будет, и нем бе, дондеже сбыстся реченное ангелом. Такожде и мы, безмолвнии бывши зрением чудеснаго знамения от образа Пречистыя Богоматере, ныне дерзновенне отверзаем уста своя творящему нам милости великия, вопия ему: Аллилуия.

Икос 2
     Весть приемше людие Изборстии, яко убийством и пожаром идяху, иноплеменнии и уже пожгоша посад Печерстий, страхом одержими быша. Ищущим же им спасения у дома святителя Николая, с вышних призре на обуреваемых напастьми Пречистая и от образа Своего, еже бысть у вдовы Евдокии, яви знамение сострадания горю людскому, излия слезы. Тогда, радости исполнени, люди изборстии умиленно взываху Богородице:
     Радуйся, внезапу милость людем Твоим от образа Твоего явльшая;
     Радуйся, горестей нашим слезы своими для всех зримо сострадавша.
     Радуйся, Твоя бо любовь на нас, аки дождь, ниспадает;
     Радуйся, яко Ты подъемлеши на Себе ярем спасения нашего.
     Радуйся, всему миру врачевство духовное;
     Радуйся, всякому делу благому пособнице усердная.
     Радуйся, изымающая от сетей корысти и буесловия;
     Радуйся, довольство житием тихим в душах укрепляющая.
     Радуйся, державная заступнице всего мира христианскаго;
     Радуйся, град наш соблюдающая от обдержания вражия.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 3
     Гавриил Благовестник странные глаголы рече Деве Марии, яко смутитися Ей зело, понеже благовести Ей рождение Сына без мужа. Покорна же бе воле Божией избранная раба Господня, смирение великое показа, вдах Себе всю в руце Божии, да научит и нас, приосененных Богоматерним заступлением, возглашати неустанно Вышнему, пути наши дивно устроящему: Аллилуия.

Икос 3
     Достоит мужем наипаче охрану домов и весей имети, зане силою и крепостию обладают. Сего ради и возсташа, якоже един, вси мужие изборстии, внегда услышаху бряцание бранем и шествие лютаго врага, разоряющего домы, — и егда помышляху, како врагу противостати и ограждение веси своея сотворити, внезапу Жена великая прииде и знамение от образа своего яви, да покрову Богоматере радующеся, вознесут ей вси мужие величания таковая:
     Радуйся, опоро людей Твоих нерушимая.
     Радуйся, всем ослабевающим укрепление твердое;
     Радуйся, моря житейскаго кормчий верный.
     Радуйся, всем обуреваемым отишия пристань;
     Радуйся, бурю страстей греховных умиряющая.
     Радуйся, от деяний бесчестных и злых удерживающая;
     Радуйся, на земле в поте трудящимся бодрение и сило.
     Радуйся, делателю нелицемерному отдохновение и отрадо;
     Радуйся, грубость сердец людстих умягчающая.
     Радуйся, подъемлющая их от земли на небо;
     Радуйся, забвение несущая дел суетных и ложных.
     Радуйся, силы подающая к отвращению от путей лукавствия;
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 4
     Еще в земнем житии Своем, смирением великим богатея, преисполнена бысть труда и забот обрученная старцу Дева-Мати, о доме и о Сыне Своем возлюбленнем попечение всегда имея. И по днесь, егда крестною смертию увенча мир деяния Искупителя не забывает Богомати, уже в славе небесней пребывая, грешнаго мира людей сирых и обремененних, не преставая о них пред Сыном моления творити да вопиют спасаемые Богу: Аллилуия.

Икос 4
     Жизнь дарствуя людем и радостную ю творяще, в земнем служении Своем некогда призван бысть Иисус со ученики Своими на брак в Кану Галилейскую, да благословит людей простых и бедных. Недоставшу же вина пирующим, болезнова Мати Пречистая, зане любляше людей и радости их любляше, и приступи к Сыну и проси знамение сотворити любве Матерней помоществуя, претвори Иисус воду в вино, начаток знамением Своим полагая. Мы же, сие на память приводя, Богоматернее сорадование нам всегда величающе, да вопием Ей тако:
     Радуйся, из сонма жен избранная чудно;
     Радуйся, любве великия свете, горе вознесенный.
     Радуйся, Бога рождшая на спасение наше;
     Радуйся, всемирное избавление Собою наченшая.
     Радуйся, Сеятеля чистоты в мире Единого Мати;
     Радуйся, даровании духовными светло озаренная.
     Радуйся, Жено единая, болезней чадорождения не познавшая;
     Радуйся, вместилищем Невместимаго соделавшаяся.
     Радуйся, Собою вся наполняющего Мати;
     Радуйся, мир и согласие семьи наблюдающая.
     Радуйся, напрасны творяща ухищрения людей противумирных и жестоких;
     Радуйся, в Себе сочетавшая жизни терпение и Богу служение.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 5
     Зело расширила еси покров всеобдержныя милости Твоея Богородице, и, быв цветом избранним всех жен, сияющим добродетельми многоразличными, показа миру чудо, и небожителем странное: земная бывши к Царю небес приблизилася еси тесно, людския страдания и слезы к престолу Вышняго принесла еси охотно и тако дала еси людем силу к Отцу всех взывати хвалебно: Аллилуия.

Икос 5
     Земная злоба неистовствова, и оружие пройде Твое сердце, Богомати, егда узрела еси Сына на Кpecтe распята. Мучении горькими одержима бысть душа Твоя, и велий плач принесла ecи, глаголюще: «странным и дивным Рождеством Твоим, Сыне Мой, возвеличена бысть пред всеми матерями; но горе Мне, утроба Моя раздирается, егда вижу Тя на Древе». Сии страдания безмерными да урепятся вси матери и да принесут ныне Божией Матери славословия сицевая:
     Радуйся, сердца матернего, страдании Сына, яко мечем пронзеннаго достойный образ подражания;
     Радуйся, матерем горестным и душею израненным надежное укрепление.
     Радуйся, Мати всю жизнь Содержащего;
     Радуйся, скорбный путь материнства горце уведевшая.
     Радуйся, муки чадорождения утишающая;
     Радуйся, матерей печаль безъисходную веянием любви рассеевающая.
     Радуйся, роди бо вси Тебе присно чудятся;
     Радуйся яко паче горних сил превоснеслася, рождши неприступного Бога.
     Радуйся, рождением из Себе Сына предвечнаго чадородие благословившая;
     Радуйся, многочадные матери силы неслышно подающая.
     Радуйся, слезы матерей благодатно осушающая;
     Радуйся, подвиг жизни их добрый светом утешения озаряющая.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 6
     Из бездны адовой вси силы тьмы возликоваша, егда на Голгофе вечеру заходящу единственнаго дне, на Кресте распинаемое Слово жизни в человечестнем естестве своем приблизися к смерти. Тогда скорби неисцельные исполнися сердце Богоматере, зряще страдания Божественнаго Сына; любовию же матернею ко Кресту припадала есть купно со учеником возлюбленным Сына Своего, чающе утешения болезнующей душе Своей, дондеже не услышала есть со Креста словесе Сыновнего утешения и не воззвала со учеником слова Всемогущему: Аллилуия.

Икос 6
     Иерусалим своими вольными страдании освятил есть Царь царствующих, и при вхождении в онь, егда гряде на страсть, ликования детей приял есть Сын Твой, Богомати, якоже и прежде сего любовно благослови их, рекши: «аще не будете яко дети, не внидите в Царство Небеснее»: тем же, любови Сына к детем соревнуя, поныне являешися, Богородице, опорою детем чистым и кротким, немощным и убогим, сирым и оставленным, да вопиют они детскими усты великия Тебе хваления:
     Радуйся, детем непорочнем радость Собою низводящая;
     Радуйся, повсюду хранящая их от бед и скорбей.
     Радуйся, разум детей к познанию Бога и жизни руководящая;
     Радуйся, пути стропотны к шествию младенцев исправляющая.
     Радуйся, раю детские сладости;
     Радуйся, сокровище жизни неоскудеваемое.
     Радуйся, из уст младенцев моления нехитростная приемлющая;
     Радуйся, всяко благое от Бога даяние им посылающая.
     Радуйся, обращающая сердца к родителем;
     Радуйся, умиряющая надмение юных.
     Радуйся, от силы в силу возводящая;
     Радуйся, красоту и премудрость Божия мира детем указующая.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 7
     Концев всея земле людие, из века в век приносят превеликая и немолчная хваления Тебе, Богоизбранная Дево, зане не токмо славу приемлеши, но и едина имееши от Вышняго исполняти всякое благое людей прошение, чего ради и числа не имут явленные и цельбоносные Твоя иконы, явно зримыя знамения любве Твоея, всепомоществующей всем верующим взывающим Богу: Аллилуиа.

Икос 7
     Любве престарелых родителей плод краснейший, вручена бысть старцу Иосифу Мариа, да сбудется вся, реченная пророки. Послушива бысть старейшим во всем, Дева благоуветлива явися им, яко жезл старости добрый. Такожде и до сего дне вси старцы и старицы, течение жизни в трудех и подвизех совершающе, недузи телесные и душевные мощно превозмогают, подкрепляеми Твоим Приснодево, явлением и помощию, чесо ради и ныне, притекающе к Тебе, сияющему свету заходящия жизни, благодарственно глаголят тако:
     Радуйся, престарелых родителей радость неизреченная;
     Радуйся, старость их благочестием украсившая.
     Радуйся, старости угасающая Свете тихий;
     Радуйся, сокровище жизни неистощимое.
     Радуйся, жизнь наполняющая деяньми святыми;
     Радуйся, мудрость дающая, не в числе лет исчисляему.
     Радуйся, отверзающая врата Иерусалима вечнаго, идеже скончавается людей странствие;
     Радуйся, Приятелище всего мира премудрости несозданной.
     Радуйся, в малом удержавающая, да не сотворим грехов больших;
     Радуйся, руководящая к упованию единому жизни всея.
     Радуйся, добре пожившим мирную кончину уготовляющая;
     Радуйся, расширяющая дом души нашея для вхождения Господня.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 8
     Мариа — другая, седши некогда при ногу Иисусову, слушала слово Божественнаго учения и питающая душу благодати, яко забыти ей вся земная и временная и, Божественному Учителю последующе, воспарити духом в небесная и вечная, идеже жизнь совершенная и дуси в Господнем покои пребывают. Тако и Царица Небесная, всегда предстоя престолу Бога и Сына, любовию подъемлет нас ко Вседержителю и царствию Его да возносим Ему присно: Аллилуиа.

Икос 8
     Недоумеет ум и бессилен бывает егда тщится уразумети вселенское чудо явления в мир Богоматере, зане превыше плотянаго ума сочетание в единей девства Матере и деторождения Девы. И ныне сердцем чистии и кротцыи, осиянные смирения благодатию, да предстанут образу Царице душ девственных и, от Нея приявшии силу и бодрость на подвиг жизни своея, да славословят Ю сице:
     Радуйся, светом целомудрия осиянная;
     Радуйся, девство вместилищем Бога воплотившася соделавшая.
     Радуйся, чудесе велия и единого: Девы рождающей без мужа явление;
     Радуйся, мира чуждаго и хладнаго Заступнице теплая.
     Радуйся, моления за людей свеща неугасимая;
     Радуйся, стено, крепкая всем, подвигом девства подвизающимся.
     Радуйся, Невесто, красительнице душ девственных и святых;
     Радуйся, тайну промышления Божия о людех явльшая.
     Радуйся, достигшая конца человеческих вожделений;
     Радуйся, обожению естества человеческаго девством Своим послужившая.
     Радуйся, Бога нисшедшего к людие обитель святая;
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 9
     Образ матернего служения великаго, благословила еси жен чадородие, Сына Божия сущи Мати единая, да на Тебе взирающе, силу восприимут вси немощствующии жены и сиротствующие девы, их же и в Небеснех обителех не забываеши присно, яко и сподобитися им первым свидетельницы быти во Изборске явления от образа Твоего и о сем возносити Господу немолчно: Аллилуиа.

Икос 9
     Пречистыя Богородицы образу явленному зело возрадовахуся людие изборстии, река бо явися неоскудеваемая заступлений Владычних. Радости же людей изборских поревновав, повеле Псковский архиерей Макарий изнести Корсунскую икону Божия Матере во град Псков, и ту две седмицы прием Пречистая поклонение Своему образу, егда вси псковичи, припадающе благочестно взываху сице:
     Радуйся, древний град Изборск знамением от иконы Твоея возвеличившая;
     Радуйся, Божие благоволение к людей низведшая.
     Радуйся, людей изборских дерзостная похвало;
     Радуйся, Тебе благочестиво сретшим помилование уготовляющая.
     Радуйся, изшедшая от Изборска во Псков на милость и заступление;
     Радуйся, во Пскове двою седмицею поклонение образу Твоему приемшая.
     Радуйся, всея земли псковския щит и оружие;
     Радуйся, о всех и за вся благая поборнице скорая.
     Радуйся, благодати бо Твоей осеняемей, страхом исчезают темные силы;
     Радуйся, яко врагов шатания, яже на нас движимая, разоряеши.
     Радуйся, неправедно злословящих нас к молчанию приводящая;
     Радуйся, Тебе бо уста отверзаем, возносяще благодарения песни.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 10
     Роду человеческому искупление творя, не име Сын человеческий, в Своем служении на земли, идеже главу Свою подклонити: Ты же ревностно следовала Ему, любвеобильная Мати, опорою и утешением в Его шествии из града в град, из веси в весь всегда бывая и Своим прошением низводя на людей милосердие Своего Сына. И ныне род человеческий во время всякое и день каждый в Тебе, любве Мати, имать скорую помощь и непреоборимую защиту, чесо ради и вопиет о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10
     Силы неоскудеваемые любовь всеобдержная вхождением в мир Богородицы явися чудно: несть взывающаго, Его же не услышала бы любве Мати, несть в молитве вопрошающаго, Ему же утешение не даровала бы Заступница, несть падающаго под ярмом жизни скорбныя, Ему же Пречистая помощи не упроси. Изнемогает всяк глагол вознести Утешительнице мира достойная хваления, но и молчати уста наша не могут, со смирением взывая Богородице:
     Радуйся, любве кладезь глубокий и неисчерпаемый;
     Радуйся, всех любовне содержащая в сердце Своем.
     Радуйся, милосердие Вышняго на людей низводящая;
     Радуйся, всемерно взыскующая спасение падших.
     Радуйся, духов мрака и злобы далече от нас отгоняющая;
     Радуйся, побеждающая их всемощною силою кротости Своея.
     Радуйся, всякому творению Божию к блаженней жизни спутешествующая;
     Радуйся, мира горняго и дольняго мосте предивный.
     Радуйся, царству любве в людех путь правый уготовляющая;
     Радуйся, сокрушающая тем державу власти темныя.
     Радуйся, всех подвигом жизни добре подвизающихся неомраченное веселие;
     Радуйся, Тобою бо в домех и во градех благоденствие почивает.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 11
     Труда тяжкаго и болезней есть житие человека на земли, беды и лишения обдержат его всюду, приходящим им, отонудуже не чает и борющим его силою, противу еяже не может крепко стати. И тако преисполнен бы был скорбей и стенания всяк путь жизни, аще бы не Ты Своим предстательством, радосте незаходимыя Мати, о Тебе же вопием Богу. Аллилуиа.

Икос 11
     У Господа величие обретшая и быв по вся дни земныя жизни Своея другиня сирых и обездоленных, преславно вознесена Сыном в Небесные кровы в честнем Успении Своем. И ныне преукрашенная божественными лепотами, присно призираеши на людей, озлобленных грехми многими, да противустоят они твердо помощию Твоею всем скорбем и напастем сея многотрудныя жизни и, Царицу Небесную славяще, тщание имут всегда восхваляти Ю тако:
     Радуйся, в Царствии Сына Твоего славою венчанная;
     Радуйся, с высот славы Небесныя в души убогих нисходящая.
     Радуйся, величием вознесенная по Успении Своем;
     Радуйся, людей страждущих присно покрывающая омофором Своим.
     Радуйся, другиня верная душ сирых и оставленных;
     Радуйся, радосте всякие твари живущия.
     Радуйся, царство благодати Сыном Своим людем даровавшая;
     Радуйся, обиталище в домех нищих Себе сотворшая.
     Радуйся, приемлющая немолчное хваление Ангельских сил;
     Радуйся, Богоматере величие и Приснодевы смирение в Себе сочетавшая.
     Радуйся, яко Тебе от края и до края земли многоустные хвалы верных приносятся;
     Радуйся, ни единыя же души недугующей и в томлении сущей, Своею помощию не оставляющая.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 12
     Круг жизни моея проходя, страдание и горе уведев, недуги тела и духа в себе поборая и о всей радости жизни Творца прославляя, дерзаю к Тебе, Матери Света, принести моя песнопения; Ты же милостиво приими их, зане являешися река великая, точащая обилие щедрот, их же преисполнени вси люди, да соберутся ныне со мною купно, вопиюще Богу едиными усты и сердцем единым: Аллилуиа.

Икос 12
     Царь славы Христос благоволи родитися от Неискусомужныя, паче мира Ю удобрив, и великия милости на людей изливая, Сию дарова помощницу людем Своим строити и покрывати от всякия беды рабы Своя, еже и всем видимо бысть в чудеснем знамении во граде нашем от Пречестныя иконы Богоматере, да не престанем Пречистей на всяко лето о сем службу творити, со благодарением глаголя:
     Радуйся, покровение града нашего;
     Радуйся, неотступная Предстательнице о впадших в напасть.
     Радуйся, с вышних призирающая на смиренных;
     Радуйся, гордым и завистным указующая путь исправления.
     Радуйся, Тобою бо труд землепашца освящается;
     Радуйся, в Тебе бо силу емлют в труде ослабльшии.
     Радуйся, нам к Тебе руки молитвою воздевающим, жизнь творящая богатно;
     Радуйся, грозы гибельные, град и бездождие от земли нашея отгонящая.
     Радуйся, нив и сел Изборских незримая Охрано;
     Радуйся, от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше.
     Радуйся, Богомати, в напастех помощнице скорая.

Кондак 13
     О, Мати Единая, любовию весь мир содержащая в сердце Своем и пред Сыном Своим за Него ходатайствующая немолчно. Светло внемли хвалениям нашим. Тебе из глубины душ смиренных и благодарных приносимым: приими и моления наша, не отними Покрова заступления Твоего от мира греховнаго, зане преступления и грехи наши всегда пред нами, Твоим предстательством умножи силы наши стезю греха миновати, поборов прелести и искушения пути блазненного и пространного, не остави нac сирыми в жизни нашей, ея же дни труда и лишений исполнены, — да к Тебе в молениях присно прилепляяся, вся дни жизни нашея твердо, радостно и благочестно прейдем, понеже Ты имаши силу низводити на нас, недостойных, благословение Владыки жизни и любве, Ему же ныне со умилением вопием: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*
===========
Икона Корсунской Богоматери Первая половина XVII в. 105 × 62 см Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия Происходит из церкви Димитрия Солунского в Ярославле. Реставрировалась в 1950 году Д. М. Тюлиным. Возможно, что графичность ликов, миндалевидный разрез глаз, форма носа с изгибом на конце и рисунок полной нижней губы передают черты греческого прототипа иконы. Выразительны жесты красивых рук с тонкими гибкими пальцами. Пальцы правой руки Младенца, сжимающей свиток, сложены в жесте, напоминающем именословное благословение, левой рукой он держит край мафория Богоматери. Руки Богоматери заключают Младенца в нежные объятья: левая рука с согнутым мизинцем видна из-под укрывающего Младенца края мафория, а правая простерта в молитвенном жесте. Икона «Богоматерь Корсунская» принадлежит к одному из направлений ярославской живописи первой половины XVII века, для которого характерна монументализация образцов, созданных в предшествующие десятилетия.
 ===========
Молитва ко Пресвятой Богородице
    
О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Еюже дивные и преславные чудеса содеваеши. О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне. И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла. Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земнаго сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши. Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любве и терпения, в добрых делах преуспеяние. В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки.
Аминь.
*
==============
«Богоматерь Корсунская»
дерево, левкас, смешанная техника. Оклад- медь, штамп, чеканка, золочение
40,5х35х4,0
оклад-середина XIX в, письмо XX в
 ===============
Молитва первая

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и Слова рождшая. вместилище Божественное, всякия святыни и благодати Приемнице. в ейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Свтаго Духа избранная от всей твари, славо и неизглаголанное веселие ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний Ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, Милостивую Матерь Человеколюбца Владыкм, помиловатися нам смиренным и недостойным рабом Твоим. Призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, Воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших, покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Якое Един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице, подаждь недугующим цельбу, в мор плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скрбящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя пржде всех потреби Твоим невидимым ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Православный же народ, на Твое предстательство уповающий и Тебе яко Ходатаицу и Помошницу на обстоящия враги призывающую, невидимо укрепи, отыми болезни душ и сердец наших, державу нашу мирну и непоколеиму сохрани, и от бед избави, владычице, молитвами твоими. Изряднее же Тебе вручаем град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*
БОГОРОДИЦА КОРСУНСКАЯ
Икона современная, живописная.
 *
Молитва вторая, чтомая в Петрогредском Исаакиевском кафдральном соборе.

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любови. покланяющимся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей тебе сущей с нами, приносим смиранная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающх, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем суде Сына твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. 
Аминь.
*
КОРСУНСКАЯ
икона Богоматери
XVIII в.
*
Молитва третья,
Чтомая в Угличском Богоявленском монастыре


О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моления наша умилосердияся, и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни и всякаго зла. И сподоби ны, грешныя рабы твоя, одесную стати во Втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечныя веки веков.
Аминь.

*
==============
КОРСУНСКАЯ
XIX в.
 ===============
О Чудотворном списке иконы Божией Матери, именуемой "Корсунской Прозренной" (Шпилевской)

Чудотворная икона Божией Матери, называемая в народе "Корсунская Прозренная", есть список с одноименной иконы Богоматери, принесенной из города Корсуни Св. Князем Владимиром, по его крещении, в град Киев, как благословение Руси Царицей Небесной. По преданию, образ сей был написан Св. Апостолом и Евангелистом Лукой. В XVIII столетии в селе Романовка Сумского уезда список сей иконы, написанный на белом железе, был прославлен Божией Матерью чудесным исцелением слепорожденной отроковицы и впоследствии перенесен в новый храм, что был выстроен в селе Шпилевка, откуда и дано было народом списку Корсунской иконы еще название "Шпилевской иконы". Святую икону не раз находили сияющей небесным светом на древе вблизи Шпилевского храма. В первой четверти XX столетия икона была насильственно изъята из храма и помещена в музей. Драгоценная риза иконы при этом безследно исчезла. Во время пожара, случившегося в музее, список Корсунской иконы Божией Матери чудесным образом не пострадал. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить святой образ в церковь. Но поскольку Шпилевская церковь была к этому времени разрушена безбожниками, икону перенесли в Соборный Спасо-Преображенский храм города Сумы, где она находится и поныне. Церковная память иконе Божией Матери "Корсунской Прозренной" (Шпилевской) совершается ежегодно с Крестным Ходом, при стечении множества народа и духовенства на третий день Св.Пасхи и 22 октября
*

==============
КОРСУНСКАЯ или ЭФЕССКАЯ
 ===============
Икона Божией Матери, именуемая «Корсунской Прозренной» (Шпилевской)

Издавна существует традиция, что на третий день после Пасхи из Шпилевки в Сумы крестным ходом переносят главную святыню сумского Спасо-Преображенского собора — чудотворную Корсунскую (Шпилевскую) икону Божией Матери, именуемой «Прозренная». Эта икона, написанная на листовом белом железе, — список с иконы Богоматери, привезенной князем Владимиром после его крещения из Корсуни в Киев. В ХVІІІ столетии икона была собственностью одного крестьянского семейства в с. Романовка Сумского уезда, близ с. Шпилевка. По преданию, в семействе владельца иконы была слепая от рождения маленькая дочка. Однажды, когда все члены семьи были заняты уборкой в доме, девочке поручили протереть иконы. Заметив разницу между иконой, писанной на тонком железном листе и писанными на досках, девочка усомнилась в том, что это — икона. На вопрос, обращенный к матери, икона ли это, она получила утвердительный ответ.
     Тогда слепая с горечью сказала:
     — Может быть, вы смеетесь надо мной, — и, вздохнув, высказала давно таившееся в глубине сердца желание свое:
     — Ах, если бы я сама, своими глазами увидела, тогда бы не сомневалась.
     Лишь только она молвила это, ее глаза открылись и она в радости воскликнула:
     — Ой, верно вы говорите, сама теперь вижу!
     Вскорости исцеленная девочка видит во сне Божию Матерь такой же, какой Она изображена на иконе, и слышит ее голос: «Отнесите икону Мою в церковь, что в селе Шпилевка». О сне девочка рассказала родителям, и те отнесли икону в церковь. Однако родители не рассказали священнику о чудесном исцелении своей дочери. Икона дважды необъяснимым образом покидала церковь, и ее находили неподалеку в саду, под ясенем. Хозяин сада — помещик Кондратьев, — священник и староста церкви решили пойти к бывшему владельцу иконы. Услышав рассказ о происшедших событиях, крестьянин подробно рассказал пришедшим о чуде прозрения своей дочери. Слух об этом быстро распространился по окрестностям. На том месте, где под ясенем дважды находили икону, была поставлена церковь, в которую и поместили святой образ.
     До 1859 года Корсунская икона находилась в шпилевском храме. А 10 января 1859 года, по прошению строителя сумского Спасо-Преображенского собора Дмитрия Ивановича Суханова и с разрешения Государя Императора Александра II, повелено было ежегодно 9/22 октября переносить икону торжественным крестным ходом из Шпилевки в Сумы в Спасо-Преображенский собор, где она оставалась до третьего дня Пасхи, когда крестным ходом ее возвращали обратно в Шпилевку.
     После революции икона была изъята из храма и помещена в музей. Драгоценная риза иконы при этом бесследно исчезла.
     В 30-е годы во время пожара, случившегося в музее, Корсунская (Шпилевская) икона Божией Матери чудесным образом не пострадала. Этот случай произвел на сотрудников музея неизгладимое впечатление. Охваченные душевным трепетом, они решили возвратить святой образ в церковь. Но поскольку шпилевская церковь была в то время разрушена, икону перенесли в сумской Спасо-Преображенский собор, где она находится и поныне.
     — Очень много чудес совершается после молитв перед этой святыней, — говорит Петр Прищенко, лектор-экскурсовод Спасо-Преображенского собора. Вот несколько случаев, свидетелем которых он был сам:
     — В храм пришла одна женщина, которая слезно молилась за свою дочь, страдающую эпилептическими припадками. По ее словам, эти припадки были ежедневными и продолжались до часа дня. И произошло чудо. По усердной молитве матери ее дочь была исцелена. Уже выйдя замуж, девушка даже забыла об этой болезни... А вот случай, когда по молитвам сестре удалось спасти брата, который поехал в Москву и пропал. Милиция его долго искала, но найти не могла. Потом, когда ее брат вернулся в Сумы, он рассказал, что, приехав в столицу России, познакомился с молодыми людьми, которые пригласили его в бар. Когда он очнулся, руки и ноги его были связаны, а сам он находился в каком-то подвале. Из разговора, который он услышал за дверью, он узнал, что его выкрали с целью продажи для трансплантации органов. И именно в то время, когда его сестра возносила свои молитвы к небу, ему чудом удалось сбежать... Приходят люди, от которых, можно сказать, отказались врачи. И так же исцеляются, что весьма удивляет людей в белом. Детки, которые прикладывают ручки к иконе, потом рассказывают, что чувствуют покалывание или даже онемение в ладошке. Многие говорят о том, что чувствуют, как некая сила входит в них, когда они уже подходят к ней. Нередки случаи, когда после прикосновения к иконе у кого-то улучшается зрение, кого-то начинает трясти — ведь Божья сила изгоняет бесов из одержимых людей. Получившие помощь свыше с благодарностью оставляют на иконе свои драгоценности. Эта икона по праву считается не только покровительницей Сум, но и всей Слобожанщины. Поэтому помолиться перед ее образом приезжают к нам со всей Украины...
Михаил Курочкин

КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1

*
===========
КОРСУНСКАЯ
XIX в.
 ============
АКАФИСТ чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской)
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2422

Кондак 1
     Избранной от Господа Пречистей Госпоже и Богородице принесем, вернии, малое сие похвальное пение пред пречистым и чудотворным образом Ея Корсунским. Имже слепоты душевныя избавляемии, верою покланяющеся, умильно глаголем:
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Икос 1
     Ангели Божии, якоже предстояще им крещению князя Владимира, иже во граде Корсуни бысть, со страхом взираху на Пречистый лик Богоматери, егоже святый апостол и евангелист Лука изобрази в воспоминание земныя жизни Ея. Егоже и прият Равноапостольний от рук Архиереев греческих, яко благословение Царицы Небесныя всея земли Русстей, со трепетом вопия Пренепорочней таковая:
     Радуйся, Дево, небесная земным соединившая;
     Радуйся, Мати, горняя дольним преклоньшая,.
     Радуйся, помазание Христово роду человеческому;
     Радуйся, Иордане истинный, в раю Божием текущий.
     Радуйся, венче Богосветлый Троицы Единосущныя;
     Радуйся, уста Апостольская, имиже вселенная просветися.
     Радуйся, начало Предвечнаго Совета Божия;
     Радуйся, пределе таинственных обетований.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 2
     Звезда Вифлеемская явися икона Корсунская в земле нашей, еяже свету отцы наша, аки волхвы последующе, обретоша Христа Бога нашего и поклонишася Ему, и вместо злата, ладана и смирны — веру, надежду и любовь в дар Спасу принесоша, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 2
     Видеша людие киевстии велия чудеса, яже от иконы Корсунския, тогда же Евангельским благовестием утверждении, отвратиша сердца своя от лести идольския, слышаще же глагол Христов: «Да крестятся вси во имя Отца и Сына и Святаго Духа», возрадовашеся зело о спасении своем, вопия Матери Господа Своего таковая:
     Радуйся, звездо, к Богу пресветло водящая;
     Радуйся, лучу веры, во тьме мира светящий.
     Радуйся, храме, в немже вернии освящаются;
     Радуйся, колеснице, Еюже Единородный Сын сниде.
     Радуйся, поточе, в горняя нас устремляющий;
     Радуйся, слова Божия носительнице чудная.
     Радуйся, рождение чистое чистыя двоицы;
     Радуйся, Дщере, врачевством матери Своея ставшая.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 3
     Радуется днесь вся земля Словенская, имуще икону Твою, Богородице, щит и утверждение веры Православныя. Сего ради Церкве Божии изображении лика Ея покрываются, небеси подобящеся. Се, и страна Сумская, приемше, яко Богосветлый Венец, икону Корсунскую, вопиет Богу: Аллилуиа.

Икос 3
     Веселится духовно земля Сумская о явлении милости Богоматери: явися бо Чудотворный список иконы Корсунския, светлостию благодати Божией сияюще и исцеление дарующе. Сего ради, не умолчим никогда силы Твоя, Богородице, глаголати, яже нам бысть от образа сего в земли нашея, да любовию и иныя привлечем вся пети Тебе таковая:
     Радуйся, ризо предивная, в нюже Христос оболкийся;
     Радуйся, лампадо духовная, в небесех тепле светящая.
     Радуйся, купино, огнем Божества неприступно объятая;
     Радуйся, горнило, в немже Спаситель от Духа искован бысть.
     Радуйся, порфиро, от Анны сотканная;
     Радуйся, розо, в чертозе небеснем цветущая.
     Радуйся, маслина, милость миру явившая;
     Радуйся, яко Тобою Хлеб Жизни для всех испечеся.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 4
     Видяще Владычица иногда отроковицу чистую, иже слепа бе от рождения своего в веси Романовстей, обаче с любовию, аще и невидяще лика Богоматери, лобызающу икону Корсунскую, умилосердися над нею и исцеление очей телесных скоро подаде ей, вопиющей Богу: Аллилуиа.

Икос 4
     «Блаженни невидевшие, но верующие», — рече Господь своим учеником и апостолом, Фомино неверие уверяя. Темже блаженна есть и отроковица боголюбивая, внегда воззвати ей, невидяще, с любовию Богоматери: «Слепоту очес моих отстави от мене, Пречистая, да вижу лик Твой Пресветлый, можеши бо сие сотворити, яко Мати Света Присносущнаго и Всемилостивая». Исцеление же прият совершенное, возопи, обрадованная, из глубины сердечныя таковая:
     Радуйся, мира непрестанная ходатаице;
     Радуйся, покрове, имже девство воистину укрывается.
     Радуйся, купеле Христова, в ней же духовно прозреваемся;
     Радуйся, источниче, изливший Пресладкаго Иисуса.
     Радуйся, одушевленная новая Скиние;
     Радуйся, врачевательнице от демонов горце уязвленным.
     Радуйся, Херувиме огненный, ко Древу Жизни приставленный;
     Радуйся, мироварнице Божественныя благости.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 5
     Бурю внутрь помышлений сумнительных испыта отроковица боголюбивая, егда в видении соннем явися ей Пречистая, глаголющая: «Да пребудет икона моя, от неяже прозрели очи твои, в церкве веси Шпилевстей: благодать бо Моя не токмо тебе, обаче и всем людем бысть, во спасение поющих Богу: Аллилуиа».

Икос 5
     «Да не станет светильник таи, но да светит всем человекам», — глаголет Господь. Сего ради и икона Корсунская, аще и принесена бысть в церковь Шпилевскую, обаче Божиим промыслом возсия на древе, светом благодати сияюще. Видяще же ю людие, Отца, Иже есть на небесех, славяще, возопиша Богородице таковая:
     Радуйся, зерцало святости, образ Божий являющееж;
     Радуйся, псалтире, достойно Христа ублажающая.
     Радуйся, заре утренняя, вечер греху предвещающая;
     Радуйся, крыло ветренное, имже Спас — облак прииде.
     Радуйся, дуго, от земли к небесам восходящая;
     Радуйся, яко Агница, во чреве Анны упасшаяся.
     Радуйся, ветве красная, яже процвела Христа плотию;
     Радуйся, чаше святая Пресвятых Даров Божиих.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 6
     Ковчег устрои древле Ной велением Божиим потопа ради, на немже и спасен бысть сей и весь дом его. Обаче и ныне яви Господь милосердие Свое стране Сумстей иконою Корсунскою: еюже бо от потопа грехов избавляемся, в покаянии вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 6
     На древе возсия икона Богоматере людем Шпилевстим, исцеление верным обильно подающе, обаче и нас, душевно ослепленных, просвети, Пречистая, светом Сына Твоего и Бога нашего, да зовем Ти таковая:
     Радуйся, духовных очей просвещение;
     Радуйся, воплощения Божия преславное сокровение.
     Радуйся, земле неоранная, Христа миру прозябшая;
     Радуйся, небо умное, из негоже всем верным спасение бысть.
     Радуйся, скиптре пресветлый в руце Царя царствующих;
     Радуйся, рабо смиренная Господа господствующих.
     Радуйся, гнездо голубицы, от Духа Орла приявшее;
     Радуйся, обновление рождеством Своим всем возвестившая.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 7
     Мудрецы неверующия недоумевают о Тебе, Богородице: «Како может икона Твоя исцеление подавати верным?» Мы же, ведуще по Писанием, яко и тень апостола Петра исцеляше приходящих к нему, почитаем лик Твой, Пречистая, вопиюще Богу: Аллилуиа.

Икос 7
     Образ Твой почитаем, Богородительнице Чистая, чести ради, якоже и святый Иоанн, иже из Дамаска града, глаголет: «Честь бо, иконе воздаваемая, на ея Первообраз восходит». Сего ради лик Твой, Святая, видяще, зрим Тя, якоже яве на небесех предстоящую, вопия о Тебе таковая:
     Радуйся, святый лик Свой изобразити изволившая;
     Радуйся, яко зряще Тя, вернии радуются.
     Радуйся, ключу веры, имже двери райския отверзаются;
     Радуйся, дне покоя блаженнаго, в немже Единородный почи.
     Радуйся, яко Илиа от ангел на небеса вознесенная;
     Радуйся яко Мати Божия тамо от Бога венчанная.
     Радуйся, точило, имже Вино безсмертия источися;
     Радуйся, Воеводо ангельскаго воинства.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 8
     Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа.

Икос 8
     Ризою светлою от камений драгих одеяся икона Корсунския от людей благочестивых. Обаче, паче сих, благодатию Божиею украшается икона явленная, сего ради вопием Богородице таковая:
     Радуйся, благодатию Божиею преукрашенная;
     Радуйся, яко икона Корсунския нам милости Твоея бысть явление.
     Радуйся, ходатаица у Престола Всевышняго;
     Радуйся, помощнице в жизни сей временней.
     Радуйся, многосветлая свеча, от Света Мира возжженная;
     Радуйся, правило веры и благочестие истинное.
     Радуйся, соцарствующая Сыну Своему и Богу нашему;
     Радуйся, плененная от Духа Свята Своею волею.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 9
     Паде денница с высоты небесныя, егда завистию объят бе к славе Божией. Обаче внуши людем неверным замыслити на Господа и на Христа Его и славу Богоматере умалити. Иже взяша икону Ея Корсунскую в пленение тесное и совлекше ризы с нея, на позор мирской выставляше, не ведающе пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9
     Се, паки оружие пройде сердце Твое, Богородице, егда от Престола Божественнаго, идеже ангельский собор и сонм новомученик Тя прославляют велелепно, узрела еси лик Свой во иконе Корсунской от соборища богоборнаго уничижаем, обаче, таковому о нас долготерпению дивящеся, покланяемся иконе Твоей, Непорочная, и вопием Ти таковая:
     Радуйся, о чадех заблуждших горце скорбящая;
     Радуйся, поругание нечестивых кротко приемшая.
     Радуйся, смирению Сына Своего сим поревновавшая;
     Радуйся, страдания душевныя и слезы испытавшая.
     Радуйся, рабо молчаливая, пред мучители ликом Своим предстоявшая;
     Радуйся, яко оружие сердце Твое тем паки пройде.
     Радуйся, за грешники Сыну Своему мольбу приносящая;
     Радуйся, любове всемирная, любовию нас не оставльшая.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 10
     Уязвление лика Пречистыя Матери Своея не терпяще от безбожных видети, пролия Господь гнев Свой на дом позорищный, в нем же икона Корсунския в пленении бысть: огнем попали истуканы мирския и советы лукавых разори. Икона же Корсунския, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающе, вопиющим о сем Богу: Аллилуиа.

Икос 10
     Яко светоносный облак благодати явися паки икона Твоя, Владычице, во граде Сумстем, пленению скончавшуся: сия бо неверия мрак отгоняюще, сердца наша к Богу возводит, вопиющим же таковая:
     Радуйся, христиан православных верная защитнице;
     Радуйся, разорение скорое злоумышлений неверных.
     Радуйся, мрежо, еюже царствие нам уловляется;
     Радуйся, пажите тучная, на нейже Христос возлеже.
     Радуйся, пристане тихая в море житейских попечений;
     Радуйся, безплотное Слово во плоти явившая.
     Радуйся, безлетнаго Сына в вертепе родившая;
     Радуйся, служения идольскаго нас свободившая.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 11
     Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 11
     О Торжество Светлое! О празднество новое в стране Сумстей: перенесение в Соборную церковь Спаса Преображения иконы Богоматери Корсунския. Егоже, яко на Фавор Новый, архиереи и священницы, монаси и бельцы прияша, и с пении духовными и хоругви множества обстояху Святый Лик Твой, Пречистая, Божественную службу Безкровныя Жертвы Христовой совершающе, и вопиюще Ти таковая:
     Радуйся, заповедей Божиих исполнение;
     Радуйся, православия истиннаго истинное исповедание.
     Радуйся, надеждо ближайшая воскресения вечнаго;
     Радуйся, благословение Божие священству новому.
     Радуйся, Фаворе мысленный, на немже Христос возсия;
     Радуйся, яко плод чрева Твоего благословен еси.
     Радуйся, Подателя Закона в Себе приявшая;
     Радуйся, яко превыше небес возлетевшая.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 12
     Всяк возраст и чин ублажает Тя, Пресвятая Дево: Мати бо Жизни истинныя явилась еси. Ты же, о Царице Небесная, приими моления раб твоих, поклоняющихся честне иконе Твоей Корсунской и любовию вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 12
     О, како достойно воспети Тя, Богородице? Кий дар принести от скудности духовныя: Еже бо прияла еси дар многоценнейший от Бога — Единородное Слово Отчее! Обаче, о Мати Безневестная, Сама подаждь нам с высоты силу воспети Ти паки песнь, вопия таковая:
     Радуйся, солнца праведнаго первое сияние;
     Радуйся, начаток истинный Христова делания.
     Радуйся, вместилище пространное Бога Невместимаго;
     Радуйся, ложе непорочное Божественнаго воплощения.
     Радуйся, престоле Божий, емуже предстоит собор Святых;
     Радуйся, Эдеме небесный, от Духа устроенный.
     Радуйся, ликование вечное ангельскаго воинства;
     Радуйся, ублажение присное рода христианского.
     Радуйся, Благодатная, души наша спасающая и любовию к Богу исполняющая.

Кондак 13
     Пресвятая Госпоже и Дево Богородице, Вышняго Господа и Бога нашего Мати! Ты аще и у Престола на небесех предстоиши, обаче глас отроковицы боголюбивыя, пред иконою Твоею Корсунскою моление теплое приносящую, услышала еси. Тако и наше малое моление услыши и скоро просвети светом благодати Твоея, да в радости духовней воспоем Творца всех Бога, вопия ему: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*
=================
КОРСУНСКАЯ
с избранными святыми на полях
ок 1800 г.
 ===================
Молитва ко Пресвятой Богородице
    
Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, прибежище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков.
Аминь.
*
==========
КОРСУНСКАЯ
(Эфесская).
Современный список иконы.
 ===========
Тропарь Пресвятой Богоридице

Тропарь, глас 4:
     Яко Венцем Богосветлым украшается Сумский град пречестною и чудотворною иконою Твоею, Владычице, иже сияюще лучи благодати Божественныя, слепоты душевныя и телесныя верныя свобождает, темже, Дево Чистая Пренепорочная, осияй и нас Светом Сына Твоего и Бога нашего, во еже спасти души наша.
Кондак, глас 4:
     Пречистый Твой образ Корсунский, Владычице, видяще, духовно зрим Тя, якоже яве, сердцем и усты исповедуем Тя Богородицу воистину, и любовию поклонение Ти приносим, спасай нас присно молитвами Твоими, яко Предстательница и Покров еси рода христианскаго.
Величания
     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой Святый, егоже граду Сумскому, яко покров даровала еси.
     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем образ Твой Святый, имже слепоты духовныя избавляеши и души наша к Богу приводиши.
*
==================================
КОРСУНСКАЯ С ПРОРОКАМИ
Складень XVII в.
КОРСУНСКАЯ икона БОГОРОДИЦЫ
(на иконе с архангелом Михаилом и святыми)
Палех. центр. Россия, 1830-1850 гг., 31,4х26,2 см.
Германия, частное собрание.

***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.