no copi

воскресенье, 8 апреля 2012 г.

* 7-я НЕДЕЛЯ СТРАСТНАЯ, Великая Седмица. *

*
Из иллюстраций Гюстава Доре к Священному писанию
*
7-я НЕДЕЛЯ СТРАСТНАЯ
Страстна́я Неделя
(Страстяная, страшная)
Великая, или Страстная седьмица
(Седмица; страсть в ц.-сл.— страдание, 
греч. Μεγάλη Εβδομάδα — Megali Evdomada, 
Великая Неделя )
Последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе.
Традиции, обряды и предания Страстной недели Великого Поста
Что можно есть в последнюю страстную седьмицу
*
конспект 
составлен по материалам из  
открытых интернет источников свободного доступа
*
«Страсти Христовы»
фреска Феофана Стрелидзаса со сценами бичевания и несения креста.
2samurais.com
*
После Вербного воскресенья начинается Страстная неделя (седмица) - неделя, когда Христос был предан, осужден, возведен на Голгофу и распят.
Церковь вспоминает страдание Иисуса Христа и предписывает верующим особенно строгое воздержание, покаяние и причастие.
Все дни Страстной недели – последней недели Великого поста, предшествующей Пасхе, – называются Великими, и с каждым из них связаны свои традиции и обычаи.
С понедельника начиналась подготовка к Пасхе.
Особенно много обрядов приходилось на Чистый четверг.
В это время по весеннему украшали вербой помещения, приготовляли и освящали в церкви куличи, творожную пасху и крашеные яйца.
На протяжении всей недели в знак скорби церковь предписывает особенно строгое воздержание, которое становится еще более суровым ближе к Пасхе: с Великого четверга по Великую субботу.
В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников.

*
Eighteen scenes from the life of Christ, known as the Roermond Passion   Страсти Христовы
(анонимный художник XV века, Нидерланды)
 *
Седьмая, последняя неделя Великого Поста называется Страстной,

После Вербного воскресенья начинается последняя неделя Великого поста (Страстная седмица), которая включает шесть Великих дней (с понедельника по субботу) и посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, пленения и распятия, искупительной смерти и погребения.
Страстная седьмица начинается со следующего дня - воспоминание о страстях Господних  и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа; следующее за ней воскресенье - Пасха.
Каждый день этой седьмицы называют Великим,  по причине Великих воспоминаний, совершаемых Церковью.
Богослужения в период Страстной недели отличаются глубокими переживаниями и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа.
Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения.
Следует помнить, что главное в пост — не удержание от пищи и сладостей, а покаяние, молитвы и осознание своей греховность.
Но идея Великого поста - очищение через воздержание, покаяние и причастие, на Страстной неделе находит отражение не только в церковных службах и ритуалах, но и в многочисленных народных очистительных и предохранительных обрядах, основная масса которых сосредоточена вокруг Чистого четверга.
Последнюю - Страстную - неделю перед Светлым Христовым Воскресением наши предки называли "Бiлим тижнем", ведь именно в эти дни нужно было побелить хату и деревья в саду, вымыть окна и двери, навести порядок в кладовых и амбарах.
Рассмотрим каждый из дней этой недели
----
В первые три дня Страстной недели 
в церквях вспоминается пребывание Христа в Иерусалиме и его пророчества о своей грядущей кончине.
На утрене после шестопсалмия поется: "Се жених грядет в полунощи", а после канона: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в он: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя".
На часах читаются четыре Евангелия.
*

В Великий Понедельник 
церковь вспоминает чудо со смоковницей.
По дороге в Иерусалим Иисус и Его ученики увидели смоковницу ( мы называем это дерево инжиром).
Они чувствовали сильный голод, на смоковнице же не было ни одного плода. Хотя, как известно, плоды на этом дереве появляются раньше листьев.
Когда же Иисус увидел это дерево, он сказал:
"Да не будет же впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас же засохла" (Мтф., 21,19).
Ученики были поражены этим и спросили, как это получилось.
Иисус сказал им:
"Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете:
"Поднимись и ввергнись в море", - будет.
И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите". (Мтф.,21,20-22).
-
C Великого понедельника на Страстной неделе вся Русь крещеная начинает мыться-чиститься.
"С Великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!"
В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью (Пасхе): крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор.
В народе говорили:
"Страшной Понедельник на двор идет - всю дорогу вербой метет!",
Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники.
*
ПОДРОБНЕЙ:
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_09.html
В Великий Вторник 
на богослужении вспоминаются разговоры Христа с апостолами, Его последние притчи.
Вторник на Страстной неделе также поддерживал основной принцип этой недели - очищение души, тела, а главное жилища.
Вторник является днем, в который положено делать "соченое молоко".
В некоторых местах во вторник было принято делать так называемое "соченое молоко", которому приписывались магические свойства.
Женщины рано утром до восхода солнца сметали по закромам льняное и конопляное семя, которое толкли в ступах и разбавляли водой.
Полученным "молоком" поили захворавшую скотину, при этом замечали, если животное отказывается пить, отворачивается, значит на него и на весь его приплод напущена порча, и никакое лечение уже не поможет.
Как изготовление, так и применение "соченого молока" считалось исключительно "бабьим делом"; крестьянки верили, что, если оно случайно попадалось на глаза мужику, то потеряло все свои лечебные свойства.
*
ПОДРОБНЕЙ:
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_9263.html

В Великую Среду 
церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа в доме Симона Прокаженного.
Одна женщина принесла в этот дом сосуд с драгоценным душистым маслом миром и полила Ему этим благовонием голову.
Некоторые ученики стали возмущаться.
Им казалось, что эта растрата бессмысленна, что нужно было продать масло, а полученные деньги раздать нищим. Но Христос возразил, что нищих они будут видеть всегда,
Его же эта женщина помазала перед смертью.
Особенно поступок возмутил Иуду Искариота, который первым предложил продать миро.
И не потому, что так сильно переживал о нищих, а потому, что был вором и утаивал общие деньги.
В этот же день Иуда пошел к фарисеям и согласился предать своего Учителя.
-
В среду в доме мыли все деревянное.
Кое-где на Страстную среду приходились некоторые очистительные и охранительные обычаи следующего дня Страстной недели Чистого четверга.
К таковым относится обливание скотины талой водой, из снега, собранного по оврагам, посоленной заготовленной в прошлом году четверговой солью.
Считалось, что эта вода предохраняет двор от порчи целый год.
В западной Сибири некоторые четверговые обряды начинались с вечера Великой Среды.

Его переворачивали и ставили отверстием на восток, в таком положении он должен был пролежать две зари - вечернюю и утреннюю, после чего его возвращали на обычное место.
По убеждению крестьянок, на молоке, надоенном в будущем в такой подойник, будет больше "снимку", т.е. сметаны и сливок.
*
ПОДРОБНЕЙ:
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_10.html

В последние дни Страстной недели 
делались последние приготовления к Пасхе:
заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, красили яйца, пекли куличи, варили пиво и т.п.
В вымытых и прибранных домах, пол в которых на Русском Севере и в Сибири посыпали белым речным песком, расстилались новые половики, на стены, окна, божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками или искусственными цветами.
Все это великолепие не снимали вплоть до конца Пасхальной недели.
В церквях тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, заполняли лампады маслом, вставляли новые свечи.
В Сибири привозили из леса и украшали церковь ветками ели и пихты.
В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.
*

В Страстной Четверг 
Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу.
Для христианского вероучения эта последняя трапеза Иисуса накануне Его страданий имеет огромнейшее значение, т.к. она является центральным моментом, вокруг которого впоследствии сформировалось все христианское богослужение.
Сегодня каждая литургия напоминает христианам о Тайной вечере, но литургия Страстного Четверга особенно.
В этот день все православные по возможности стремятся причаститься.
Даже строгость поста несколько ослабляется: разрешается вкушение вина и растительного масла.
Радость общения с Господом дает возможность быть соучастником Его страданий в Страстную Пятницу и Его торжества в Светлое Христово Воскресенье.
Вечером в Великий Четверг читаются Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Понтия Пилата, распятия, смерти и погребения.
Во время этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой.
По старому обычаю делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем.
В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.
-
Четверг Страстной недели по сей день пользуется особым почитанием в славянском мире.
Он получил название Чистый, так как множество обрядов этого дня связано с желанием очистить дом, огород, двор "от грязи", накопившейся за зиму.
В Чистый четверг следовало соблюсти множество важных ритуалов.
 – в этот день хозяйки наводят дома чистоту, пекут куличи и красят яйца, которые потом святят в церкви, словом, готовятся к празднованию Светлого Христова Воскресенья.
*
ПОДРОБНЕЙ:
*

В Великую Пятницу 
в церкви выносится плащаница.
В Великую пятницу в память о мучениях и распятии Христа, из алтаря выносят лежащую на престоле плащаницу, поклониться которой собирался народ.
Плащаница
Это слово означает "плат", т.е. кусок материи.
Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово.
На плащанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб.
По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.
Вечером совершается чин погребения Христа.
В конце его под печальное пение "Святый Боже, Святый крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас" плащаницу носят вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.
-
Пятница на Страстной неделе - это день суда и смерти Спасителя.
Великая, Страстная пятница - одна из особо чтимых в народе пятниц, день строго поста.
Считается, что заниматься дома хозяйственными делами нельзя.
Тот, кто следует самым строгим ограничениям, не станет в этот день даже мыться.
*
ПОДРОБНЕЙ:
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2012/04/blog-post_4261.html
*

Затем наступает Страстная суббота
преддверие великого праздника Воскресения Христова.
Христос еще покоится во гробе, но недалек час Его победы над смертью.
В Страстную субботу служба в храме идет в течение всего дня.
В этот день церковью вспоминается пребывание Спасителя телом во гробе, а душой сошедшего в ад и сокрушившего силой своей адские врата, связавшего Сатану и освободившего из ада прародителей Адама и Еву, библейских пророков, душу благочестивого разбойника, распятого вместе с ним. Приведя спасенных в рай, сам он воссел на престоле с Отцом и Святым Духом.
Во время утренней службы, начинающейся в полночь, священник и дьякон выходят из алтаря, становятся посреди храма, рядом с плащаницей, и поют стихи из псалма "Блажени непорочнии", символизирующие погребальное пение, затем совершается обряд символического погребения Христа, перенесения его тела с Голгофы в сад Иосифа Аримофейского.
Оно заключается в торжественном обнесении плащаницы вокруг храма под погребальный звон колоколов.
Подойдя вновь к церковным дверям, крестный ход останавливается и верующие с горящими свечами в руках проходят в открытую дверь под плащаницей, которую над головой держат священнослужители.
По возвращению в церковь плащаницу сначала подносят к раскрытым царским вратам, а затем вновь устанавливают в центре храма до вечера.
В Великую субботу служится, соединяющаяся с вечерей, литургия Василия Великого, во время которой темные, траурные/черные великопостные/ облачения/одежды/ престола и священнослужителей заменяются светлыми, праздничными /белые, пасхальные/, читаются псалмы пророчествующие Христово Воскресение, завершается литургия благословением хлебов и вина.

В старые времена христиане не расходились из церкви после субботней литургии.
В память об этом сохранился обычай освящать хлеб и вино, которыми верующие питались в этот день.
 В домах заканчивается последняя подготовка: пекутся куличи, красятся яйца, наводится порядок в доме. Настроение приподнятое, и все наполняется трепетным ожиданием великого Праздника Пасхи.
-
На протяжении этого дня принято освящать в церкви заготовленное к Пасхе угощение: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи и т.п.
 Но и это пока еще постный день, перед подготовкой пасхального торжества употреблять скоромную пищу нельзя. 
Некоторые торопятся разговеться пораньше и приходят на пасхальную службу, участвуют в Крестном ходу уже навеселе. 
Между тем, разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов ночи. 
С этого времени на пасхальном столе допустима любая пища в любых количествах, вино, и другие напитки. 
Но это отнюдь не подов для обжорства и пьянства.
-
После литургии начинается чтение Деяний апостолов, продолжающееся до самой полунощницы, совершаемой священником в одной епитрахили.
По ее окончании плащаницу с середины храма переносят в алтарь и кладут на престол.
Ровно в полночь раздается колокольный звон - благовест, начинается праздничная служба, посвященная Светлому Христову Воскресенью

*
ПОДРОБНЕЙ:
*

 =======
Что можно есть в последнюю страстную седьмицу

Всю эту неделю полагается особенно строгий пост -ради Страстей Христовых  и для достойной подготовки к встрече Светлой Пасхи.

= Великий понедельник.
Холодная пища без масла 
(например, квашеная капуста с клюквой, соленые грибы, хлеб).
 – разрешена любая, в том числе и варёная растительная пища без масла.

= Великий вторник.
Холодная пища без масла 
(грибная икра без масла, салат из свежей капусты и моркови с лимонным соком, чернослив).

= Великая среда.
Холодная пища без масла 
(салат из огурцов, помидоров и лука, бананы с апельсинами, маслины).

= Великий четверг (четверток).
Церковь вспоминает о Тайной вечере, на которую Иисус Христос собрал своих учеников.
В память об этом верующие пекут куличи и красят яйца, убирают и украшают жилище, парятся в бане. 
Холодная пища без масла 
(дайкон с морковью и лимонным соком, орехи, яблоки).
Разрешена любая растительная пища с постным маслом.
С четверга по субботу пост был особенно строг.
В последние три дня перед Пасхой хозяйки не готовили обед, а кормили своих домочадцев хлебом и соленьями.
Наиболее верующие в память о страданиях Христа вовсе отказывали себе в пище и питье, проводили эти дни в молчании, остальные старались есть один - два раза в день, ограничиваясь не вареной пищей.
В четверг утром ходили на исповедь и причастие, а вечером старались принести из церкви зажженную свечу. 
И только потом хозяйки начинали печь пасхи.
В куличи клали от 30 до 120 желтков, чтобы тесто было желтым

= Страстная пятница (Великий пяток).
Великая, или страстная пятница – воспоминание о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа.
В этот день соблюдается особо строгий пост в память о дне, когда Христос был приговорен к казни и совершил свой крестный путь на Голгофу.
До выноса плащаницы в храмах (примерно до 16 часов) – пища не принимается.
После – только сырая растительная пища без масла или полное воздержание от еды.
По народной традиции в Страстную пятницу не положено готовить пищу .
Желательно вообще отказаться от пищи.

= Великая суббота.
После утреннего богослужения верующие освящают куличи, пасху и яйца.
Холодная растительная пища без масла.
 – сухоядение.

= Светлое Христово воскресенье.
Всенощная служба с Крёстным ходом и разговение.
В ночь с субботы на воскресенье состоится Пасхальное богослужение.
После полуночи можно разговляться.
Начинать надо с пасхальных яиц, кулича и пасхи, а только потом приступать к основной трапезе, включающей мясо, рыбу, молочные продукты, сладкие десерты.
Светлое Христово Воскресение – Пасха.
Завершение Великого поста.
Праздничный стол, можно есть любую пищу.
--
В период Великого поста разрешено есть рыбу только дважды: 
на Благовещенье, 7 апреля, и на Вербное воскресенье, ровно за неделю до Пасхи.

*

 =====
Великие дни страданий Спасителя, Страстная неделя, отмечены особыми поверьями и обычаями.

В эту неделю хорошее время для обрядов будет. Не упустите.
Кому тяжелое проклятие снять.
Кому — денег для семьи.
Кому — здоровья прибавить.

•  На Страстной неделе можно 
заговорить ребенка от припадков.
Для этого возьмите в церкви святой воды, прочитайте над ней заговорные слова и сбрызните ей ребенка.
"Детское тело, ангельская душа,
Пред Спасителем невинная
И в страданиях безвинная,
Очистись и окрепни.
Аминь."
*
•  На Страстной неделе приобретают белый ладан,
который бывает необходим для некоторых обрядов.
Например, чтобы увидеть погубившего невинную душу человека (убийцу).
*
•  Если на страстной нед. что-то сделали неправильно
нужно прочитать покаянную молитву :
Существует особая покаянная молитва:
Господи, просвети очи мои светом истины.
Да не смежит их вечный сон без моего покаяния.
Благословение святых ангелов, архангелов: начал, сил, властей, престолов, херувимов и серафимов, да пребудут со мной и с моей душой грешной.
Да не покинет меня и мою семью честное благословение: патриархов, пророков, апостолов, мучеников, великомучеников, всех исповедников, дев и Отцов святых.
Да простит меня и мою семью Отец небесный, да вступится за нас Богородица Мать Мария.
Спаситель мира, спаси нас и помоги.
Не вмени нам грехи наши вольные и невольные.
Да удостоит нас Иисус Христос милостью своей.
Ибо знает он и видит искренность раскаянья в моей молитве.
Боже Вечный и Непостижимый, на Тебя во всем уповаем, прибегаем к Твоей милости и защите.
Господи, сложи с нас все грехи.
Яко омывает вера наша как святые воды.
Укрепи нас мудростью своей и прогони дьяволов смущающих сердца наши и души.
Да пребудет с нами благословение Святого Духа,
усердная молитва Девы Марии и Ее Сына Иисуса Христа.
Аминь.
эту же молитву читают если в пост занимались заговорами.
*
Заговоры для успешной рыбалки
Если вы — заядлый рыбак, на Страстную неделю отправьтесь в церковь к Христовой заутрене и принесите оттуда домой свечу.
Её надо сохранить до того дня, когда соберётесь на рыбную ловлю.
Подожгите её и окурите удочку, спиннинг, ловушку, приговаривая:
Сколько было в церкви народу,
столько бы в моей ловушке рыбы.
Все мои слова лепки и крепки!
Тем моим словам рот, зубы — замок,
Язык — ключ, в море брошены.
Аминь.
*
На Страстной неделе угощали водяного. 

Происходило это так. 
Рыбаки сбрасывались и покупали старую клячу — без торгу, за первую спрошенную цену, чтобы показать: для угощения такой важной особы ничего не жаль!. 
Трое суток лошадь откармливали коноплей, жмыхом и хлебом. 
В последний вечер мазали ей голову соленым медом, а гриву убирали мелкими красивыми ленточками. 
Перед самым "угощением" спутывали лошади ноги веревками и надевали жернов на шею. 
Наступает полночь. 
Лошадь ведут к реке. 
Большое несчастье, если речной воевода не жалует угощение: лошадь не тонет. 
Водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. 
К весне, изрядно проголодавшись, он просыпается и начинает ломать лед и до смерти мучить рыбу назло рыбакам. 
Но если примет угощение, делается покладистым, сговорчивым, стережет рыбу, гонит ее в невода, переманивает из других рек, спасает рыбаков. 
Говорят, три дня и три ночи ждет речной владыка угощение на Страстной неделе. 
Не дождавшись, передушит всю рыбу в реке, а затем покинет ее навеки.
*

БУДУТ ДОПОЛНЕНИЯ...
--
----------Источник:------------
Степанова Н. И.  Заговоры сибирской целительницы — 4. — М: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. — 192 с. С. 100—102.
Категория: Православие | Добавил: Seer (31.03.2007) | Автор: Н. И. Степанова
http://gazeta-volga.ru/news/120/N120_399.html
Подготовила Н.КОМАРОВА

Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
Церковный православный календарь
http://pravoslav.info/386303.html
Форумы SAY7
http://forum.say7.info/
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
http://otvet.mail.ru/question/14818193/
http://www.ugadalki.ru/
myJulia.ru
http://www.myjulia.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.