*
Ян Луйкен, Притчата за безплодната смоковница, гравюра от края на 17 век |
*
Великий Понедельник
воспоминания:
- Иосифа Прекрасного, проданного в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима
Μεγάλη Δευτέρα
* воспоминания:
- Иосифа Прекрасного, проданного в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима
Μεγάλη Δευτέρα
В Великий понедельник православные вспоминают бесплодную смоковницу, высохшую до корня, как образ человека, погибающего в грехе и нераскаянии.
*
конспект
составлен по материалам из
открытых интернет источников свободного доступа
* *
Страстная седмица, Великий Понедельник.
Великий Понедельник - воспоминания:
- Иосифа Прекрасного, проданного в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима
http://www.abc-people.com/shop/lent.htm#005
церковный календарь на апрель 2011
--
--------------------
Страстная седмица, Великий Понедельник.
Великий Понедельник - воспоминания:
- Иосифа Прекрасного, проданного в Египет за двадцать сребреников;
- проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима
http://www.abc-people.com/shop/lent.htm#005
церковный календарь на апрель 2011
--
--------------------
Великий Понедельник
http://alchevskpravoslavniy.ru/zakon-bozhij/velikij-post-zakon-bozhij/velikij-ponedelnik.html
*
http://alchevskpravoslavniy.ru/zakon-bozhij/velikij-post-zakon-bozhij/velikij-ponedelnik.html
*
----------------------
В понедельник Страстной седмицы Церковь, в назидание верующим, творить память о ветхозаветном праотце Иосифе,
--
В понедельник Страстной седмицы Церковь, в назидание верующим, творить память о ветхозаветном праотце Иосифе,
--
*
------------
Иссушение безплодной смоковницы. |
*
Беседа преподобного Иоанна Дамаскина на изсохшую смоковницу и притчу о винограде
Беседа преподобного Иоанна Дамаскина на изсохшую смоковницу и притчу о винограде
-------------
Великий Понедельник. Протоиерей Григорий (Дебольский)
Великий Понедельник. Протоиерей Григорий (Дебольский)
----------------
Видео:
Великий Понедельник Бесплодная смоковница
http://alchevskpravoslavniy.ru/video/velikij-ponedelnik-besplodnaya-smokovnica.html
--
================
--
================
=
В Великий Понедельник церковь вспоминает чудо со смоковницей.
Именно в день настоящего Великого понедельника по слову Господа усохла бесплодная смоковница – символ духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. На примере смоковницы Спаситель показал, что в его власти являть и правосудие свое.
По дороге в Иерусалим Иисус и Его ученики увидели смоковницу ( мы называем это дерево инжиром). Они чувствовали сильный голод, на смоковнице же не было ни одного плода. Хотя, как известно, плоды на этом дереве появляются раньше листьев. Когда же Иисус увидел это дерево, он сказал: "Да не будет же впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас же засохла" (Мтф., 21,19).
Ученики были поражены этим и спросили, как это получилось.
Иисус сказал им: "Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: "Поднимись и ввергнись в море", - будет.
И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите". (Мтф.,21,20-22).
*
--------------
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).
*
-------------------------
О чине мироварения
Великий Понедельник - начало чина мироварения. Миро используется во время Таинства Миропомазания, которое совершается после Крещения, а также при освящении новых престолов в храме. Его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.
Через Миропомазание – «печать Дара Духа Святаго» - человек:
- посвящается Церковью быть храмом Божьим, в котором живет Дух Божий;
- вводится в литургическую жизнь Церкви (получает возможность участвовать в Таинстве Евхаристии и других таинствах).
*
------------------------------------
Μεγάλη Δευτέρα
Από τη σημερινή μέρα ξεκινούν τα άγια Πάθη του Κυρίου μας Ιησού Χριστού. Τύπος του Κυρίου μας Ιησού είναι ο πάγκαλος Ιωσήφ που σήμερα επιτελούμε (α) την ανάμνησή του.
Ήταν ο μικρότερος γιός του Πατριάρχη Ιακώβ και ο πιο αγαπητός. Όμως φθονήθηκε από τα αδέλφια του και αρχικά τον έριξαν σ' ένα βαθύ λάκκο και εξαπάτησαν το πατέρα τους χρησιμοποιώντας ένα ματωμένο ρούχο ότι δήθεν τον κατασπάραξε κάποιο θηρίο. Στη συνέχεια τον πούλησαν για τριάντα αργύρια σε εμπόρους, οι οποίοι τον ξανά πούλησαν στον αρχιμάγειρα του βασιλιά της Αιγύπτου, τον Πετεφρή. Ο Ιωσήφ ήταν πανέμορφος και τον ερωτεύθηκε η γυναίκα του Πετεφρή, που θέλησε να τον παρασύρει σε ανήθικη πράξη βιαίως. Μόλις εκείνη έπιασε τον Ιωσήφ, εκείνος άφησε στα χέρια της το χιτώνα του και έφυγε. Εκείνη από το θυμό της τον συκοφάντησε στο σύζυγό της, ότι δήθεν αυτός επιτέθηκε εναντίον της με ανήθικους σκοπούς. Ο Πετεφρής την πίστεψε και φυλάκισε τον Ιωσήφ. Κάποτε όμως ο Φαραώ, ο βασιλιάς της Αιγύπτου, είδε ένα παράξενο όνειρο και ζήτησε έναν εξηγητή.
Με το φωτισμό του Θεού, μόνο ο Ιωσήφ μπόρεσε να το εξηγήσει. Ότι θα έλθουν στη χώρα του επτά χρόνια ευφορίας και επτά ακαρπίας και πείνας. Ενθουσιάσθηκε ο Φαραώ από τη σοφία του και τον έκανε γενικό άρχοντα, σαν πρωθυπουργό. Ο Ιωσήφ διαχειρίσθηκε άριστα την εξουσία και φρόντισε στα δύσκολα χρόνια της πείνας όλο το λαό. Με αφορμή η διανομή του σιταριού, φανερώθηκαν τ' αδέλφια του που τον είχαν φθονήσει. Εκείνος δεν τους κράτησε κακία, αντίθετα τα προσκάλεσε μόνιμα στην Αίγυπτο μαζί με τους γονείς.
Αυτός λοιπόν αποτελεί προ-εικόνιση του Χριστού, διότι και Αυτός, αγαπητός γιός του Πατέρα, φθονήθηκε από τους ομοφύλους Του Ιουδαίους, πουλήθηκε από το μαθητή Του για τριάντα αργύρια και κλείσθηκε στο σκοτεινό λάκκο, τον τάφο.
Την ίδια μέρα (β) μνημονεύουμε και τη άκαρπο συκή, την οποία καταράστηκε ο Κύριος και ξεράθηκε αμέσως. Συμβολίζει τόσο τη Συναγωγή των Εβραίων, η οποία δεν είχε πνευματικούς καρπούς, όσο και κάθε άνθρωπο που στερείται πνευματικών καρπών, αρετών.
Έδειξε ο Κύριος τη δύναμή Του στο άψυχο δένδρο και ποτέ πάνω σε άνθρωπο, για να δείξει ότι δεν έχει μόνο δύναμη να ευεργετεί, αλλά και να τιμωρεί.
Η υμνογραφία αναφέρεται σήμερα στα δύο παραπάνω θέματα, αλλά και επί πλέον στο θέμα της πορείας του Κυρίου προς το Πάθος. Από το τροπάριο: «Ιδού ο Νυμφίος έρχεται...» οι ακολουθίες της Μ. Δευτέρας έως Τετάρτης λέγονται και «Ακολουθίες του Νυμφίου».
*
---------------------------------
Молитвы:
Великий Понедельник. Тропарь, глас 8.
Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 8.
Иаков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.
*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος πλ. δ’.
Ἰδοῦ ὁ Νυμφίος ἔρχεται, ἐν τῷ μέσῳ τῆς νυκτός· καὶ μακάριος ὁ δοῦλος, ὃν εὑρήσει γρηγοροῦντα· ἀνάξιος δὲ πάλιν, ὃν εὑρήσει ῥαθυμοῦντα. Βλέπε οὖν ψυχή μου, μὴ τῷ ὕπνῳ κατενεχθῇς, ἵνα μὴ τῷ θανάτῳ παραδοθῇς, καὶ τῆς βασιλείας ἔξω κλεισθῇς· ἀλλὰ ἀνάνηψον κράζουσα· Ἅγιος, Ἅγιος εἶ ὁ Θεὸς ἡμῶν, διὰ τῆς Θεοτόκου ἐλέησον ἡμᾶς.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ.δ’. Ὡς ἀπαρχὰς τπης φύσεως.
Ὁ Ἰακὼβ ὠδύρετο, τοῦ Ἰωσὴφ τὴν στέρησιν· καὶ ὁ γενναῖος ἐκάθητο ἅρματι, ὡς βασιλεὺς τιμώμενος· τῆς Αἰγυπτίας γὰρ τότε, ταῖς ἡδοναῖς μὴ δουλεύσας ἀντεδοξάζετο, παρὰ τοῦ βλέποντος τὰς τῶν ἀνθρώπων καρδίας, καὶ νέμοντος στέφος ἄφθαρτον.
*
---------------------------------
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Богослужения
• Вечерня • Малое повечерие • Утреня • 6-й час • Вечерня
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7pn_vv.shtml
*
----------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------
В Великий Понедельник церковь вспоминает чудо со смоковницей.
Именно в день настоящего Великого понедельника по слову Господа усохла бесплодная смоковница – символ духовной смерти человека, который живет без веры, молитвы и добрых дел. На примере смоковницы Спаситель показал, что в его власти являть и правосудие свое.
По дороге в Иерусалим Иисус и Его ученики увидели смоковницу ( мы называем это дерево инжиром). Они чувствовали сильный голод, на смоковнице же не было ни одного плода. Хотя, как известно, плоды на этом дереве появляются раньше листьев. Когда же Иисус увидел это дерево, он сказал: "Да не будет же впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас же засохла" (Мтф., 21,19).
Ученики были поражены этим и спросили, как это получилось.
Иисус сказал им: "Истинно говорю вам: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но, если и горе сей скажете: "Поднимись и ввергнись в море", - будет.
И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите". (Мтф.,21,20-22).
*
--------------
Утреннее Евангелие назидает нас притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
В этой притче, изображающей ожесточение иудеев, избивавших пророков, а с пришествием на землю сына Божия, распявших и Его самого, нельзя не видеть и страшного осуждения христиан, нарушающих заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями.
В Евангельском чтении на литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного иудейского народа и кончину мира так, как они были предызображены Иисусом Христом. Верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради» (Мф. 24,14-22).
*
-------------------------
О чине мироварения
Великий Понедельник - начало чина мироварения. Миро используется во время Таинства Миропомазания, которое совершается после Крещения, а также при освящении новых престолов в храме. Его делают из смеси благовонных смол, растительных масел и душистых трав и варят три дня под непрестанное чтение молитв.
Через Миропомазание – «печать Дара Духа Святаго» - человек:
- посвящается Церковью быть храмом Божьим, в котором живет Дух Божий;
- вводится в литургическую жизнь Церкви (получает возможность участвовать в Таинстве Евхаристии и других таинствах).
*
------------------------------------
Μεγάλη Δευτέρα
Από τη σημερινή μέρα ξεκινούν τα άγια Πάθη του Κυρίου μας Ιησού Χριστού. Τύπος του Κυρίου μας Ιησού είναι ο πάγκαλος Ιωσήφ που σήμερα επιτελούμε (α) την ανάμνησή του.
Ήταν ο μικρότερος γιός του Πατριάρχη Ιακώβ και ο πιο αγαπητός. Όμως φθονήθηκε από τα αδέλφια του και αρχικά τον έριξαν σ' ένα βαθύ λάκκο και εξαπάτησαν το πατέρα τους χρησιμοποιώντας ένα ματωμένο ρούχο ότι δήθεν τον κατασπάραξε κάποιο θηρίο. Στη συνέχεια τον πούλησαν για τριάντα αργύρια σε εμπόρους, οι οποίοι τον ξανά πούλησαν στον αρχιμάγειρα του βασιλιά της Αιγύπτου, τον Πετεφρή. Ο Ιωσήφ ήταν πανέμορφος και τον ερωτεύθηκε η γυναίκα του Πετεφρή, που θέλησε να τον παρασύρει σε ανήθικη πράξη βιαίως. Μόλις εκείνη έπιασε τον Ιωσήφ, εκείνος άφησε στα χέρια της το χιτώνα του και έφυγε. Εκείνη από το θυμό της τον συκοφάντησε στο σύζυγό της, ότι δήθεν αυτός επιτέθηκε εναντίον της με ανήθικους σκοπούς. Ο Πετεφρής την πίστεψε και φυλάκισε τον Ιωσήφ. Κάποτε όμως ο Φαραώ, ο βασιλιάς της Αιγύπτου, είδε ένα παράξενο όνειρο και ζήτησε έναν εξηγητή.
Με το φωτισμό του Θεού, μόνο ο Ιωσήφ μπόρεσε να το εξηγήσει. Ότι θα έλθουν στη χώρα του επτά χρόνια ευφορίας και επτά ακαρπίας και πείνας. Ενθουσιάσθηκε ο Φαραώ από τη σοφία του και τον έκανε γενικό άρχοντα, σαν πρωθυπουργό. Ο Ιωσήφ διαχειρίσθηκε άριστα την εξουσία και φρόντισε στα δύσκολα χρόνια της πείνας όλο το λαό. Με αφορμή η διανομή του σιταριού, φανερώθηκαν τ' αδέλφια του που τον είχαν φθονήσει. Εκείνος δεν τους κράτησε κακία, αντίθετα τα προσκάλεσε μόνιμα στην Αίγυπτο μαζί με τους γονείς.
Αυτός λοιπόν αποτελεί προ-εικόνιση του Χριστού, διότι και Αυτός, αγαπητός γιός του Πατέρα, φθονήθηκε από τους ομοφύλους Του Ιουδαίους, πουλήθηκε από το μαθητή Του για τριάντα αργύρια και κλείσθηκε στο σκοτεινό λάκκο, τον τάφο.
Την ίδια μέρα (β) μνημονεύουμε και τη άκαρπο συκή, την οποία καταράστηκε ο Κύριος και ξεράθηκε αμέσως. Συμβολίζει τόσο τη Συναγωγή των Εβραίων, η οποία δεν είχε πνευματικούς καρπούς, όσο και κάθε άνθρωπο που στερείται πνευματικών καρπών, αρετών.
Έδειξε ο Κύριος τη δύναμή Του στο άψυχο δένδρο και ποτέ πάνω σε άνθρωπο, για να δείξει ότι δεν έχει μόνο δύναμη να ευεργετεί, αλλά και να τιμωρεί.
Η υμνογραφία αναφέρεται σήμερα στα δύο παραπάνω θέματα, αλλά και επί πλέον στο θέμα της πορείας του Κυρίου προς το Πάθος. Από το τροπάριο: «Ιδού ο Νυμφίος έρχεται...» οι ακολουθίες της Μ. Δευτέρας έως Τετάρτης λέγονται και «Ακολουθίες του Νυμφίου».
*
---------------------------------
Молитвы:
Великий Понедельник. Тропарь, глас 8.
Се, Жених грядет в полунощи, / и блажен раб, егоже обрящет бдяща, / недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. / Блюди убо, душе моя, / не сном отяготися, / да не смерти предана будеши, / и Царствия вне затворишися, / но воспряни зовущи: / Свят, Свят, Свят еси, Боже, / Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 8.
Иаков рыдаше Иосифова лишения, / и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаемь: / египтяныни бо тогда сластем не поработав, / воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца, / и Посылающаго венец нетленный.
*
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος πλ. δ’.
Ἰδοῦ ὁ Νυμφίος ἔρχεται, ἐν τῷ μέσῳ τῆς νυκτός· καὶ μακάριος ὁ δοῦλος, ὃν εὑρήσει γρηγοροῦντα· ἀνάξιος δὲ πάλιν, ὃν εὑρήσει ῥαθυμοῦντα. Βλέπε οὖν ψυχή μου, μὴ τῷ ὕπνῳ κατενεχθῇς, ἵνα μὴ τῷ θανάτῳ παραδοθῇς, καὶ τῆς βασιλείας ἔξω κλεισθῇς· ἀλλὰ ἀνάνηψον κράζουσα· Ἅγιος, Ἅγιος εἶ ὁ Θεὸς ἡμῶν, διὰ τῆς Θεοτόκου ἐλέησον ἡμᾶς.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ.δ’. Ὡς ἀπαρχὰς τπης φύσεως.
Ὁ Ἰακὼβ ὠδύρετο, τοῦ Ἰωσὴφ τὴν στέρησιν· καὶ ὁ γενναῖος ἐκάθητο ἅρματι, ὡς βασιλεὺς τιμώμενος· τῆς Αἰγυπτίας γὰρ τότε, ταῖς ἡδοναῖς μὴ δουλεύσας ἀντεδοξάζετο, παρὰ τοῦ βλέποντος τὰς τῶν ἀνθρώπων καρδίας, καὶ νέμοντος στέφος ἄφθαρτον.
*
---------------------------------
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА
ВО СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
Богослужения
• Вечерня • Малое повечерие • Утреня • 6-й час • Вечерня
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7pn_vv.shtml
*
----------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------
----------------------------
---
ПРИМЕТЫ:
-
В старину в этот день крестьяне выходили рано утром на улицу и примечали, каким будет день.
Если небосвод был чистым, а солнце на нем словно играло, то лето должно было быть хорошим, урожай – богатым, а все свадьбы, сыгранные в этом году, – счастливыми.
*
---------------
ПРИМЕТЫ:
-
В старину в этот день крестьяне выходили рано утром на улицу и примечали, каким будет день.
Если небосвод был чистым, а солнце на нем словно играло, то лето должно было быть хорошим, урожай – богатым, а все свадьбы, сыгранные в этом году, – счастливыми.
*
---------------
В понедельник надо к Пасхе подготовить свое жилье - покрасить, помыть, почистить.
В русской деревне с понедельника начиналась подготовка к Светлому Христову Воскресенью (Пасхе):
Необходимо привести в порядок свой дом: что-то покрасить, починить и т. д.
Дом очищается от старых, громоздких вещей.
В этот день начинается большая приборка,
крестьянки мыли и белили хаты, стирали, старались не держать в доме грязных вещей.
*
В народе говорили:
"Страшной Понедельник на двор идет - всю дорогу вербой метет!",
"С Великого понедельника до Великого дня (Пасхи) целая неделя, по горло бабам дела!".
Мужики-хозяева чистили домашних животных, заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники, прибирали двор.
*
*
========================================
========================================
====================
==
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Церковный православный календарь
http://pravoslav.info/386303.html
ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА
http://www.kolyadka.com/index.htm
«Волга» — общественно политическое издание Юрьевецкого района Ивановской области
http://gazeta-volga.ru/about-newspaper/
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
© 2009 - 2011 Sancta.ru Православный календарь
http://orthcalendar.ru/orthodoxy
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Церковный православный календарь
http://pravoslav.info/386303.html
ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОГО НАРОДА
http://www.kolyadka.com/index.htm
«Волга» — общественно политическое издание Юрьевецкого района Ивановской области
http://gazeta-volga.ru/about-newspaper/
Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
© 2009 - 2011 Sancta.ru Православный календарь
http://orthcalendar.ru/orthodoxy
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.