no copi

понедельник, 15 ноября 2010 г.

15 Ноября(2 Ноября по ст.ст.) – Акиндин и Пегасий, Акундин и Пигасий. Акиндинов день. Житницы.

*

*
Народное название:
Акундин, Пигасий, Аффоний
АНКИНДИН И ПЕГАСИЙ
АКИНДИН И ПЕГАСИЙ, Акундин и Пигасий
Акиндин, Акиндинов  (Акундин) день
ЖИТНИЦЫ

 *

Всеросийский день призывника.
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345).
Прп. Маркиана Кирского (388).
икона Божией Матери Шуйская-Смоленская
Блж. Киприана Сторожевского, бывшего разбойника Олонецкого.
Св. Эрка еп. Слайнского Ирландского (Кельт. и Брит.).
Св. исп. Антония архиеп. Солунского (844).
Мцц. Кириакии, Домнины и Домны (Греч.).
Мчч. сенаторов пострадавших при Марке Аврелии (Греч.).
Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).
Новосщмчч. еп. Викторина и иерея Василия (Лузгина) (1918).\м
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Световой день очень короток
Говорили:
"Акундин разжигает овин, Пигасий солнце гасит".
"Акиндин разжигает овин, Пигасий солнце гасит".
• Акиндин разжигает овин, а Пигасий солнце гасит (начинаются пасмурные дни).
Эта пословица — о том, что световой день убывает, значит, надо отгонять темень, но делать это осторожно, чтобы не спалить усадьбу.
Акиндин разжигает овин, да солнце гасит.
• Снег обещает большой разлив весной.
• Если развезет – не жди морозов до начала декабря.   
• Если к этому дню устанавливается зимний путь (дороги замерзают), то это еще не окончательная зима – можно ждать оттепелей через неделю.   
• Снегирь пищит (свистит) – скоро зима будет.
• Сколько бы снегу ни выпало в ноябре – оттепели его сгонят.
• Синица – к избе, зима – на дворе.
• Синички суетятся, кружатся, садятся, залетают и тут же вылетают из гнезд, клюют кору – скоро погода испортится.
• Галки собираются гурьбой и прилетают к человеческому жилью – жди большого снегопада.
• На Севере наступает настоящая зима.
• Без воды зима не станет.
• Без трех подзимков зима не установится.
• Зиме и лету союза нету! Летом – страдные работушки, зимой – стужа студеная!
• Мужику лето – за привычку, зима волку – за обычай.
Опытные и наблюдательные рыбаки примечали:
"Небо в тучах к теплу".
"Облака против ветра – к снегу".
Последний срок отлета уток, грачей. 15-20 ноября - устойчивое промерзание почвы.
*
С этого дня обряды оберега света, оберега зерна в закромах чтятся особенно.
Этот день посвящался огню, все ярче разгорающемуся в печках, от которого так много зависело в благополучии крестьянской жизни.
Существовал обычай посидеть всей семьей у печки, погадать о своей судьбе, наметить дальнейшие шаги в жизни.
Как задумается — так и сбудется, считали крестьяне.
--
Шла сушка хлеба в овинах и его молотьба.
В старину в этот день продолжали обминать коноплю и лен и молотить снопы/обмолачивать хлеб/.
Для обмолота снопов цепами ток гумен иногда заливали водой.
На льду и чище, и молотить легче.
Выходит, стужу, мужик впрягал в работу, прилучись она к поре, ко времени
*
Полным ходом шла молотьба в овинах, по деревням постоянно слышались перестуки мялиц и цепов.  
Житница полна – так и душа вольна.
В связи с этим Акиндин и Пигасий считались покровителями житниц.
Крестьяне обращались к ним с молитвой, прося уберечь амбары и овины от огня.      
В этот день Акиндин и Пигасий осматривают житницы.
Нерадивых хозяев наставляют, а радивым помогают.
Верили, что эти святые с радостью помогают хорошим хозяевам, а нерадивых строго наказывают.
Как лучше управиться с собранным урожаем, как надежнее его сохранить – эти вопросы для наших предков главным образом были связаны с тем, в каком состоянии находятся амбары, клети, приготовлены ли они, годны ли для хранения зерна.
На Руси житницы выносились за переделы двора, они стояли в поле, срубленные так же надежно, как и избы.
Внутри житниц – пол и потолок, а вдоль стен отгороженные закрома, сусеки, засеки.
В некоторым местах нашей родины и поныне можно увидеть заброшенные полуразвалившиеся амбары, которые, как будто старые седые путники, что крепкой дружиной стояли прежде возле крестьянских дворов, собираясь в путь, поднимаются, кряхтя, с земли.
Житницы дотоле живут, доколе хлеба на Руси растут.
*
Прибавило забот у крестьянина, ведь света убыло, и надо отогнать мрак, сохранить в избе добрый огонь.
Как известно, в овинах сушат зерно, разводя в нем огонь.
Работы велись в овине и на гумне не только в светлое время суток, поэтому огонь, который зажигали еще и для обогрева помещения, представлял большую опасность.
Уставшие люди часто не замечали, как из очага вылетала искра и начинался пожар.
Поэтому невольно  вспоминали в этот день овинника и гуменника, рижника – духов дворовых построек.
Разводя огонь в овинах, мальчишки пекли картошку, рассказывали разные истории про его хозяина - овинника.
Овины и риги были, по мнению крестьян, населены домовыми, которые назывались соответственно овинниками, гуменниками, рижниками.
Как они выглядят — русский фольклор умалчивает.
В истинном своем виде овинник никогда не показывается крестьянину, а всегда принимает человеческий облик.

В. Корольков. Овинник
Овинник 
представлялся в обличье огромного черного кота  с горящими,«как каленые уголья», глазами.

Черников Владимир. Овинник. (Работа из цикла Боги и духи славян.)

По другим поверьям – это высокий мужик с лохматыми серыми волосами или старик.

Овинник, овинный батюшка, хозяин овинный

Характер у овинника суровый, но справедливый.
Он помогает хозяину обмолачивать зерно, стережет солому, перекидывает снопы, защищает от злых духов: чертей, упырей.
Но нерадивому хозяину или обидевшему его он может подпалить овин или, того хуже, утянуть человека в печь, в которой живет.
Чтобы задобрить его, овиннику выставляли угощение – рюмку водки, кусок пирога, а также подносили петуха.
На пороге овина суеверный крестьянин отрубал петуху голову и кровью капал по всем углам, а затем петуха зарывал под порогом овина.
Однако овинник никогда не мешает топить овин.
Просто, когда овин топят в первый раз, надо попросить у овинника дозволения сушить хозяйственные постройки, поклониться и сказать:
«Батюшко овинник, пусти меня посушить».
Готовясь к молотьбе, землепашцы читают заговор:
«Поздравляю тебя, батюшка овин, с праздником,
желаю тебе долгого стояния,
а нам бы хлеб сушить
и молотить во здравие».
После окончания сушки снопов овинника обязательно благодарили.
Если же чем-то досадить овиннику, он может в бок пихнуть да так, что дыхание перехватит, а может и огонь швырнуть на снопы и спалить урожай.
С овинником разговаривали почтительно, его ублажали, ему кланялись и называли не иначе как «батюшко овиннушко» или даже «царь овинный».
Считалось, что на Воздвиженье и Покров все овины бывают именинниками.

Овинник. Рисунок Ивана Билибина
*
Гуменник 
– еще один дух хозяйственных построек (гумна).
В некоторых местах его часто отождествляют с овинником или домовым, но чаще всего он выступает как самостоятельный персонаж.
Представления о нем противоречивы.
Где-то он является в виде барана или журавля. Где-то представляется в образе человека с ярко горящими глазами, где-то в образе седого старика.
В некоторых областях крестьяне считали, что тело гуменника покрыто густой шерстью, и связывали это с достатком семейства:
«Гуменник мохнат – крестьянин богат».
Гуменник связывался в народном сознании с хлебными злаками, соломой, всевозможной растительностью и с помещениями, в которых обрабатывают и хранят урожай и от которых зависит достаток и благополучие крестьянской семьи.
Так же как и овинник, гуменник может защитить хозяев дома от злых духов, но может и наказать за лень и неуважение.
В старину верили, что заснувшего на овине может задавить не только овинник, но и гуменник задушить.
*
Дети устраивали свои «овинные» игры:
Один из играющих становится на гумне к овину, другие подходят и кричат:
«Орина из овина, погоняй нас!»
Орина (водящий) кидается и хватает кого-нибудь.
Кого схватит, тот становится Ориной, но не имеет права переступать за гумно («на берег») ».
*
-------------------------------
Православная церковь отмечает память  Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними до 7000 пострадавших в Персии (около 341–345).
*
Также в этот день делались специальные обереги для дома.
*
Рецепты
-
Домашняя лапша
     яйцо – 1 шт.,
     пшеничная мука – 1,25 стакана,
     вода – 2–4 яичные скорлупки,
     соль – 0,5 ч. ложки.
Замесите крутое тесто, дайте ему полежать, заверните в салфетку на 10 минут, раскатайте скалкой или бутылкой в пласт, как можно более тонкий (до 1 мм).
Сверните пласт теста в трубочку, предварительно протерев мукой, чтобы не слипалось при свертывании, и разрежьте трубочку поперек на узенькие полоски (1–2 мм) – лапшу.
Затем рассыпьте лапшу, дайте ей слегка подсушиться на воздухе, пока варится бульон.
*
Хороший, светлый день.
Плохим он может стать только по вине самого человека.
Благоприятен во всех отношениях.
День хорош для очистки организма и голодания.
Самое время загладить вину перед близкими.
До захода солнца попросите прощения у всех, кого вы вольно или невольно обидели - проблем в вашей жизни станет намного меньше.
День подходит также для избавления навязчивых мыслей.
Этот день хорош для покупки вещей и одежды.
Только не покупайте дешевых вещей: дешевое хорошим не бывает и вы это поймете в самое ближайшее время.
Хороший день для того, чтобы расплатиться с долгами, если только он не выпадает на вторник.
Чтобы у вас не забрали удачу, 
отдавайте деньги правой рукой или положите их на стол.
При этом не забудьте мысленно сказать:
       "Свое береш - мое оставляеш."
Большая вероятность встречи с мужчиной своей мечты.
Как его узнать?
Очень просто - находясь рядом с ним вы почувствуете сильное серцебиение.
*
Знахари сегодня отчитывают людей от навязчивых мыслей.  
*
Простуда на губах
Учила меня моя бабушка, что при роже помогает красный цвет тряпки, а если на губе появится лихорадка, помогает белый цвет.
Нужно потолочь мел или помазать зубным порошком или пастой.
Еще можно сделать так: 
уголками воротника крест-накрест дотронуться до больного места на губе и сказать:
Закрещиваю, замаливаю, заговариваю
То, чем ем, чем говорю,
Свою нижнюю (или верхнюю) губу.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
Как заговорить фурункул
В простонародье его называют чирей, притца, вирей, нарыв и т. д.
Заговаривают его в четверг после захода солнца.
Читают заговор так:
Как у этого безымянного пальца имени нет,
Так у этого притца нет ни пути, ни дороги,
Ни места на теле рабы Божьей (имя).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. 
Аминь.
Когда будете говорить, поднесите к чирею ногтем вверх безымянный палец.
От ячменя
К ячменю подносят кукиш.
Если ячмень на левом глазу, подносят кукиш левой руки; 
если на правом — правую руку. 
При этом говорят:
Ячмень, ячмень, выйди, выступи,
На тебе кукиш, за кукиш ничего не купишь,
Так бы ничего не было и на глазу.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.
*
------------------------------------
Дети, родившиеся в этот день, обычно доживают до старости.
Родившийся в этот день - полуночник.
Такие дети отличаются тем, что поздно ложаться спать.
Ему следует носить гранат.
--
Именины празднуют:
По православному календарю :
Демьян • Иван • Константин • Кузьма • Акиндин, Альберт, Анемподист, Афоний, Домна, Домнина, Елпидифор, Маркиан (Марк), Пигасий, Филогоний.Афоний, Леопольд и Маркиан.
По католическому календарю :
Альберт • Артур • Леопольд •
Акиндин, мч. (ок. 341-345) (Акундин, Анкидин) - безопасный (греч).
Анания, сщмч., пресвитер (1918) (Анан, Ананья) - Бог был милосерден, милостив; благодать Божия, кого Бог даровал (евр).
Анемподист, мч. (ок. 341-345) - беспрепятственный (греч).
Аффоний, мч. (ок. 341-345) (Афоний, Афон) - щедрый, богатый, обильный, независтливый (греч).
Елпидифор, мч. (ок. 341-345) - приносящий надежду, надеждоносный, несущий надежду, вселяющий надежду (греч).
Константин, сщмч., пресвитер (1918) - стойкий, постоянный, твердый (лат).
Маркиан Киринейский, прп. (388) (Маркиян) - Марций (римское родовое имя); Марков (лат).
Пигасий, мч. (ок. 341-345) (Пегас) - Пегас (крылатый конь); источник, родник, струя, поток, источающий воду (греч).
*
---------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------
--------------
--
Мученики Акиндин, Пигасий, Аффоний, Елпидифор, Анемподист Персидские и иже с ними (ок. 341-345 гг.).
 
Мученики Акиндин и Пигасий. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент
 Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345).
* Мучеников Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и бывших с ними, до 7000 пострадавших (ок. 341-345).
Οἱ Ἅγιοι Ἀκίνδυνος, Ἀφθόνιος, Πηγάσιος, Ἐλπιδοφόρος (ἢ Ἐλπιδηφόρος) καὶ Ἀνεμπόδιστος

*
*
------------------------------------
Преподобный Маркиан Киринейский (388 г.).
Прп. Маркиана Кирского (388).
Преподобного Маркиана Киринейского (388).
Ὁ Ὅσιος Μαρκιανός

--
Память преподобного Маркиана
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1083
--
Ὁ Ὅσιος Μαρκιανὸς εἶχε πατρίδα τὴν κωμόπολη Κῦρο τῆς Συρίας. Προερχόταν ἀπὸ πλούσια οἰκογένεια, ἦταν λόγιος καὶ γνώστης τῶν Θεολογικῶν πραγμάτων καὶ τῆς ἀρχαίας σοφίας.
Πιστὸς στὸ λόγο τοῦ Χριστοῦ μοίρασε τὰ ὑπάρχοντά του στοὺς φτωχοὺς καὶ ἀποσύρθηκε σὲ ἕναν ἐρημικὸ τόπο. Ἐκεῖ ἔστησε ἕνα μικρὸ κελί, ἴσα – ἴσα γιὰ νὰ χωράει τὸ σῶμά του μέσα. Στὸ ἐρημητήριό του προσῆλθαν, ἀκούγοντας τὴν μεγάλη φήμη του, δυὸ ἄλλοι στρατιῶτες τοῦ Θεοῦ. Ὁ Εὐσέβιος καὶ ὁ Ἀγαπητός. Παρακάλεσαν τὸν Ἅγιο νὰ τοὺς δεχθεῖ σὰν μαθητές του. Ὁ Μαρκιανός, ἀφοῦ βεβαιώθηκε ὅτι μποροῦν καὶ θέλουν εἰλικρινὰ νὰ ὑπηρετήσουν τὸν λόγο τοῦ Θεοῦ τοὺς ἐπέτρεψε νὰ κτίσουν κοντὰ σὲ αὐτὸν δύο κελιὰ γιὰ νὰ στεγάζονται.
Καὶ οἱ τρεῖς κατὰ περιόδους περιπλανιόντουσαν στὶς πόλεις καὶ κήρυτταν τὸν Θεῖο Λόγο. Ἀλλὰ καὶ πολλοὶ ἄνθρωποι, τόσο λαϊκοὶ ὅσο καὶ κληρικοὶ πήγαιναν στὶς σκῆτες τους γιὰ νὰ ἀκούσουν καὶ νὰ τοὺς συμβουλευτοῦν.
Κάποτε πῆγε στὸν Ὅσιο καὶ ὁ ἐπίσκοπος Ἀντιόχειας Φλαβιανὸς μαζὶ μὲ ἄλλους λόγιους καὶ ἐπιφανεῖς ἄνδρες γιὰ νὰ πείσουν τὸν Ὅσιο νὰ ἀπαρνηθεῖ τὴν ἐρημικὴ ζωὴ καὶ νὰ ζήσει στὴν κοινωνία πρὸς ὄφελος τῶν ἀνθρώπων. Ὁ Ὅσιος ἀρνήθηκε τὴν πρότασή τους.
Ὁ Μαρκιανὸς ἐργάσθηκε μὲ πολὺ ζῆλο κατὰ τῶν διαφόρων αἱρέσεων. Πέθανε μέσα στὸ κελί του εἰρηνικά.
*
------------------------------------
Священномученики Константин и Анания пресвитеры (1918 г.).
Священномучеников Константина (Юрганова) и Анании (Аристова) пресвитеров, Пермских (1918).
Юрганов Константин, священник, священномученик;
Аристов Анания, священник, священномученик;
МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ ПЕРМСКИЕ*

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1596
*
------------------------------------
Блж. Киприана Сторожевского, бывшего разбойника Олонецкого.
Преподобного Киприана Стороженского (после 1598).

*
------------------------------------
Св. Эрка еп. Слайнского Ирландского (Кельт. и Брит.).
Священномученика Филогония, Патриарха Антиохийского (ок. 318-322).
Св. исп. Антония архиеп. Солунского (844).

*
-------------------------------------
Мцц. Кириакии, Домнины и Домны (Греч.).
Мучениц Кириаки, Домнины и Домны.
Οἱ Ἁγίες Κυριακή, Δομνίνα καὶ Δόμνα οἱ Μάρτυρες

Μαρτύρησαν διὰ ξίφους.
*
-----------------------------------------
Мчч. сенаторов пострадавших при Марке Аврелии (Греч.).
Новосщмчч. еп. Викторина и иерея Василия (Лузгина) (1918).\м

------------------------------------
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери (1654-1655 г.).
 
 икона Божией Матери Шуйская-Смоленская
Иконы Божией Матери Шуйской-Смоленской (1654-1655).
Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654–1655).

*
http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/11/blog-post_15.html
*
-------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------
------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


--------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой  http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
Sibnet • Форум
http://forum.sibnet.ru/index.php?s=5fba39fe09828e897bae7021be7434ff&act=idx
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Куйбышевский форум
http://www.kainsksib.ru/123/index.php?act=idx
Славянские и православные праздники и обряды.
http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.html
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://www.abc-people.com/event/crush.php#today
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
БОГУСЛАВА
http://boguslava.in.ua/?ch=intro
РОДНОВЕРЫ НОГИНСКА
http://rodnoverie.narod2.ru/
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
http://www.pravenc.ru/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Источники:
Народный календарь, Vlada – Деревенский форум Веселое Подворье;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
«Круглый год. Славянский календарь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.