no copi

суббота, 27 ноября 2010 г.

* Александр Невский *

St Alexander Nevsky
Молдавия
Александр Невский
икона «святой благоверный великий князь Александр Невский»

*
Александр Невский

Александр Невский (около 1220 — 14.11.1263), русский государственный деятель, полководец, князь новгородский [1236—51], великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Возглавлял русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами. После высадки шведских войск при впадении р. Ижоры в р. Неву Александр Невский с небольшой дружиной, соединившись с ладожанами, 15 июля 1240 внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество.Невская битва 1240 предотвратила угрозу вражеского нашествия с С. За эту битву был прозван "Невским". Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым Александр Невский был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, весной 1241 он вернулся и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова — пример высокого воинского искусства овладения крепостями). Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена, потерпевшее решительное поражение 5 апреля 1242 на льду Чудского озера. В истории военного искусства средних веков победа Александра  Невского на Чудском озере имела большое значение: русское пешее войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов, задолго до того как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского ряд крупнейших военачальников своего времени. Агрессия немецких рыцарей на Русь была остановлена.
Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: посылка посольства в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256). Александр Невский показал себя осторожным и дальновидным политиком. Он отверг попытки папской курии вызвать войну Руси с Золотой Ордой, т. к. понимал безуспешность войны с татарами в то время. Умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами. Александр Невский прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране в ущерб влиянию бояр, в то же время решительно подавлял антифеодальные выступления (восстание в Новгороде 1259). Умер в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Канонизирован русской церковью (причислен к лику святых). В конце 13 в. было составлено "Житие Александра Невского", в котором Александр Невский показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов. По приказу Петра I останки Александра Невского были перевезены в Петербург. В дореволюционной России 21 мая 1725 был учрежден орден Александра Невского 29 июля 1942 в честь Александра Невскиого учрежден советский военный орден Александра Невского.

http://iconsv.ru/
*
Великий Князь Александр Ярославич Невский (1219-1263)
Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Святой благоверный великий князь Александр Невский - иконы и церковно-монументальная живопись

Первое открытие и освидетельствование мощей святого князя состоялось после Куликовской битвы в 1381 году при митрополите Киприане, который повелел с тех пор называть Александра Невского "блаженным". Тогда же было учинено ему монастырское церковное празднование, написаны канон и первые иконы.
Древнейшие иконы святого князя до нас не дошли, но есть упоминания о них. Это, например, древняя икона "Св. Александр Невский с житием". Само поясное изображение святого Александра дано в манере решения икон преподобных: из-под монашеского одеяния видны часть куколя с крестом.
Тот же иконографический тип повторяется много раз: например, на фреске 1508 г., работы изографа инока Феодосия (на северо-западном столпе Благовещенского собора Московского кремля), где новгородский князь предстает в монашеском одеянии как инок Алексей, стоящий рядом со святым Иоанном Дамаскиным.
В "Сводном иконописном подлиннике" приводится такое описание святого Александра: "…брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист". Последняя черта часто присуща его изображениям допетровского времени: святой князь предстает сильным, плечистым монахом-схимником.
Исследователи полагают, что данный иконографический тип не был единственным. Так, в Новгородском иконографическом подлиннике XVI в. написано: "…преподобный Александр Невский аки Георгий: риза – киноварь, испод – лазорь". Полагают, что такой новгородской иконы, на которой Александр Невский в княжеской одежде, не сохранилось. Однако в Европе, в среде русской эмиграции обращались две подобные иконы. Одна из них находилась в Праге и датировалась XVI в. На ней князь Александр Невский изображен в полный рост вместе со святыми Борисом и Глебом. Другую древнюю икону видели в 1930г. на одной из выставок. На иконе было поясное изображение Александра Невского, в руках его – копье и червленый щит, княжеский плащ тоже червленый; голова без княжеской шапки, русая борода, пальцы сложены как для крестного знамения, а по краям иконы шел витой орнамент, который был распространен на Руси в XIV-XV вв.
Некоторые исследователи полагают, что на московской иконе середины XVI в. "Воинствующая церковь" князь Александр Невский изображен среди русских воинов в броне и голубом шлеме, на вороном коне.
В княжеской одежде и с мечом святой князь изображен на фреске одного из столпов Архангельского собора Московского кремля, выполненной в 1652-66 гг. Симоном Ушаковым, а также на фреске Вологодского Софийского собора работы ярославского мастера Плеханова.
Петровская эпоха принесла значительные перемены в объеме и характере почитания Александра Невского – отныне он стал общенациональным святым, покровителем Петербурга. Его мощи перенесли из Владимира в Петербург в 1723 г. В 1724 г. Синод постановил: отныне Александра Невского "в монашеской персоне отнюдь никому не писать", а только "во одеждах великокняжеских".
С тех пор в иконографии распространился и стал господствующим новый тип: святой Александр Невский в княжеской одежде или в горностаевой мантии, в броне, с лентой своего ордена через плечо, в царской короне или в шапке из горностая, с крестом и нимбом над головой, с мечом в левой руке и на коне, нередко на фоне Невы, Петербурга.
21 мая 1725 г. Екатерина I учредила орден Святого Александра Невского; на ленте укреплен крест, а на нем в середине – изображение святого князя в красной мантии и в синем кафтане, на белом коне.
Это была дань новой иконографической традиции, соединявшей старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской. Известны многие иконы XIX-XX вв. этого же типа с клеймами, например, в Казанском соборе и в Государственном Русском музее. Однако старая владимирская монашеская традиция продолжала еще существовать.
Иконография святого Александра Невского, созданная русскими художниками-монументалистами во второй половине XIX – начала XX вв. слишком обширна, чтобы сделать в короткой статье достаточно полный ее обзор. Мы ограничимся творчеством лишь трех наиболее крупных мастеров – Г. И. Семирадского, В. М. Васнецова и М. В. Нестерова.
Александр Невский у Семирадского – молодой, энергичный, волевой воин и государственный деятель, в облике которого святость может только угадываться. По сути, художник написал не иконы, а исторические композиции, более подходящие для академических выставок, чем для храма. Современниками это было замечено.
Живопись Семирадского, блестящая и эффектная по исполнению, конечно, мало соответствовала задачам православной церковной живописи, призванной, в том числе, создавать у молящихся определенное настроение. Этот недостаток строгости формы и колорита, свойственный вообще большинству росписей храма Христа Спасителя, был в свое время сурово раскритикован.
Потребность возрождения пришедшей в упадок церковной живописи послужила появлению самобытной индивидуальности В. М. Васнецова, выполнившего в 1880 г. основную работу по росписи Владимирского собора в Киеве.
Трактовка Васнецовым образа святого Александра Невского значительно отличалась от типично академической. Как истинный представитель и один из основоположников так называемого “русского стиля”, Васнецов внес в образ черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике святого князя художник акцентировал его славянство, изобразив русоволосого, кудрявого и бородатого богатыря. Композиционными и пластическими средствами, через максимальное приближение фигуры к переднему плану, низко взятый горизонт, строгость и лаконичность рисунка, Васнецов усилил значительность и монументальность образа. Здесь чувствуется обращение Васнецова к традициям средневековой церковной живописи.
На стенах Владимирского собора вместе с Васнецовым работал М. В. Нестеров, принадлежавший уже к следующему поколению русских художников. В произведениях Нестерова преобладало неповторимо-личностное начало. В отличие от Васнецова, Нестеров в церковной живописи выступил не как эпик, а как лирик. Святых на иконах Васнецова отличают страстность, мощь не только духовная, но и телесная. Облик васнецовских персонажей внушителен и монументален. Святым Нестерова этой монументальности недостает, зато их образы наполнены молитвенным сосредоточением, внутренним покоем и искренним сердечным чувством.
По протекции Васнецова, видевшего в Нестерове своего ученика, последний получил в 1892 году заказ на исполнение образов для строившегося в Петербурге по проекту архитектора А. А. Парланда храма Воскресения Христова на месте гибели императора Александра II. В частности, Нестерову был заказан образ святого Александра Невского для иконостаса. На эскизе к этому образу, позднее воплощенному в мозаике, святой Александр Невский изображен молящимся накануне Невской битвы. В облике святого князя Нестеров акцентирует не воинскую доблесть, не богатырство, а его смирение перед волей Божией и готовность к достойному исполнению возложенного на него великого служения Церкви, державе и народу.
Александр Бескровный, иконописец
Святый Благоверный Великий князь Александр Невский
храм Александра Невского пос.Розовка , Бердянской Епархиии
Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским. Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниенос-ным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси. Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защит-ников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потре-бовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви. Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследст-вии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана. Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г. 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.


Св. Александр Невский
Россия, техника: золочение, левкас лепной, темпера яичная материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные
100 х 72 см.
ruicon.com

Св. Александр Невский
Великий Князь Александр Ярославич Невский (1219-1263)
Портрет из Царского титулярника. 1672 год

Святой благоверный князь Александр Невский
Икона настольная серебряная

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Obrazok Sv. velikij knyaz Aleksandr Nevskij
Св. Благ. Князь Александр Невский

Икона «Св. благоверный князь Александр Невский»,
30х20 см, дерево, левкас, темпера, серебро, эмаль по скани, золочение, камни.
http://www.peterikon.ru

Святой Александр Невский.
Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа

Святой благоверный князь Александр Невский
сербская художница Слободанка
Икона «Св. благоверный князь Александр Невский»,

Святой Александр Невский

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Святой Князь Александр Невский
146см х 95см
2007год, Филипп Щитов
Святой благоверный великий князь Александр Невский
Иконописцы Дмитрий и Галина Винокуровы.

Святой благоверный князь Александр Невский
ок. 1850
Школа или худ. центр: Санкт-Петербург (?)
Дерево, масло. 44 х 30.6 см.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия.
По своей композиции икона восходит к картине академика Василия Шебуева (1777–1855) «Александр Невский» (1819; Русский музей). Она написана маслом в светотеневой манере и полностью соответствует академическим требованиям.
Хотя это произведение трудно отнести к числу значительных памятников изобразительного искусства, оно, несомненно, представляет интерес как образец официального церковного искусства. В ней ощутимы стереотипные приемы умилительно-сладостного стиля «синодального периода», усердно культивировавшиеся классом иконописания Академии художеств.

Святой благоверный вел. кн. Александр Невский.

Святой благоверный вел. кн. Александр Невский.
Св.Александр Невский,
дерево, масло; оклад серебро 84 пробы, 18х14,5см; киот

Святой благоверный вел. кн. Александр Невский.

Святой благоверный великий князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский
http://www.zolotoy-angel.ru
Святой Благоверный Великий князь Александр Невский
Петербург. 1776 год.
Происходит из Монплезира в Петергофе

Святой благоверный великий князь Александр Невский
XVIII век

Памятник-часовня у храма Александра Невского в с. Усть-Ижоре

Александр Невский и Иван Калита
Москва, Кремль, Благовещенский собор, роспись столба в центральной части собора. XVI в.
Александр Невский и Мария Магдалина, Золотое шитье, жемчуг. 1891г

Погребение Александра Невского. 1876. ГМ

Прорись иконы князь Александр Невский, в схиме Алексий

Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский

Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в.

Св. Александр ранит в лицо Биргера на Невской битве. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в.


«Александр Невский». 1942
Николай Константинович Рерих
Государственный музей Востока (временно)

«Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (картина Н. К. Рериха)

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876.







***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.