no copi

вторник, 15 февраля 2011 г.

15 Февраля(2 Февраля по ст.ст.) - СРЕТЕНИЕ. Сретение Господа Нашего Иисуса Христа.

*

*
Народное название:
Сретение Господне. Сретенье Господнее
СРЕТЕНИЕ, Сретенье
Сретенские морозы

Сретенские оттепели
Сустретьев день
ГРОМНИЦА

Громницы
Громовица или Зимобор
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

*
Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:
Сщмч. Василия пресвитера, мч. Михаила (1938).
Св. Анфимус Хиосский (1960).
Новомч. Иордана Трапезундского (Греч.).
Новомч. Гавриила Константинопольского (Греч.).
Мч. Агафодора Каппадокийского (Греч.).
*
Сплошная седмица. Пост отменяется
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

*
С 15 февраля по 18 марта — перелом зимы.
Сретенские морозы.
Что сретенский мороз – пришел батюшка-февраль, так и мужик зиму перерос.
* Сретение — время последних зимних морозов (сретенских).
Сретенские оттепели.
С давних времён этот день считался первой встречей весны.
В феврале зима с весной встретится впервой.
Зима с летом встретилась (белорус).
* На Сретение зима с летом встретились: солнце на лето, зима на мороз.
О Сретенье солнце на лето, зима на мороз.
"На Сретение кафтан с шубой встретились".
"На Сретение цыган шубу продает".
На Громницы половина зимицы (белорус.).
«На Грамнiцы захады супраць Перуна» (белорус.).
Как придут Громницы – снимай рукавицы (белорус.).
Если на Громницы петух из-под страхи (крыши) напьётся водицы, то на Юрья – вол подъест травицы (белорус.).
"Если на Сретение попьет петух воды, наберется хозяин беды" — зима будет продолжительной.
Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
• Какова погода на сретение, такова и весна.
В этот день зима борется с летом, кому идти вперед, кому — назад.
На Сретенье зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама – лиходейка – со своего хотенья только потеет.
Если перед закатом выглянет сквозь облака – прошли последние морозы, если солнце вовсе не покажется – ожидай суровых Власьевских морозов.
* Если небо беззвёздно — весна заплачет поздно.
Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно.
Если с вечера в канун Сретенья небо будет усеяно звездами, то и зима еще не скоро зачнет плакать, а весна зацветет на Руси позднее обыкновенного.
Оттепель, случающаяся на Сретеньев день, служит предвестницею худой и гнилой весны.
При отсутствии оттепели можно было ожидать погодное, сухое лето.
На сретеньев день льды опятнает (архангельск.; зверь ложится по льдинам).
"Если холода завернут - весна холодная, поздняя".
 Метель на Сретенье – осень будет поздняя.
Метелица предсказывала, что весна задержится больше, чем обычно, исчерпаются корма для скота.
* Коли зима метелью дорогу заметёт — то и корм весь подберёт.
В Сретенье вьюга дорогу перебегает, корм подметает — к неурожаю.
Если выпадет снег – весна будет затяжной и дождливой, если оттепель ранней и теплой.
* На Сретение снежок — весной дожжок.
• На сретеньев день снежок — весною дожжок.
На Сретенье снежок пригонит на весну дожжок! (Весна будет мокрая.)
После сретенских морозов не советуют выезжать в дальнюю дорогу на санях, не доверяя зиме.
*
По погоде этого дня и об урожае трав судили, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если заметет ее снегом, значит корма скоту до первого выгона может не хватить, а травы весной будут дороги.
"Тихий и облачный день на Сретение предвещает хороший урожай хлебов и плодов".
• Считалось, если в сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны.
При резком потеплении крестьянин не рассчитывал на большой прибыток в поле и огороде: "Если на Сретение оттепель — урожая кот наплачет".
* Утром Сретенья снег — к урожаю ранних хлебов, наполдень — средних, вечером — поздних.
Утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, а коли снег к вечеру — то будет урожай поздних хлебов.
Снег через дорогу передувает — сей просо, если же случится оттепель и капель, то сей пшеницу.
Большие сосульки под крышей — будет добрый урожай кукурузы.
* Капель на Сретение предвещала урожай пшеницы.
Капель — к урожаю конопли.
*
На Сретенье уже от воробья стена мокра
На Сретеньев день от воробья стена мокра.
*
Особо заботились в этот день о домашней птице, скотине, семенном зерне и плодовых деревьях.
А еще на Сретение принято было племенных птиц овсом закармливать, чтобы летом и осенью они неслись хорошо.
На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц: курам дают овес, чтобы лучше неслись и яйца были крупнее и вкуснее.
* Кур кормить овсом — весной и летом быть с яйцом.
*
На Сретенье выгоняют коров из хлевов для прогрева.
С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть.
*
Верба сбрасывает кожистые чехлы с пуховок.
• Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, поэтому садовники, придя от заутрени, трясли деревья руками.
* Придя на Сретение из церкви, полагалось трясти садовые деревья, чтобы были они с плодами.
Белят плодовые деревья.
*
Покров — не лето, Сретенье — не зима.
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь празднует Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
На 40-й день после Рождества Иисуса Христа Святая Дева Мария принесла его в храм для воздания жертвы Богу за свое очищение и для выкупа первенца (по закону Моисея первенец считался принадлежащим Богу и должен был служить при храме; в качестве выкупа полагалась “жертва”, определенная в 5 сиклей).
*
Сустретьев день – зима с весною встретилась.
Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника.
В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
В народе этот день считают днем первой встречи весны 
(вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение).
В этот день встречали весну. 
Детей, желающих посмотреть встречу зимы и лета, посылали голых и босых за гумно и огороды, обещая, что зима им даст червоные боты.
Дети утром окликали солнце, чтобы скорее взошло, весну принесло.
Если проглянет солнышко, то первая встреча зимы с весной состоялась, а не проглянет - ожидай дальше морозов.
Если солнышко-ведрышко выглянет перед закатом из-за горы, то веселая гурьба ребят приносит в деревню весть об этом, равнозначную примете, что прошли последние морозы.
Если же красное не обрадует заклинавшей - восхвалявшей его детворы, — это предвещает сильные власьевские (24 февраля) морозы.
Один из самых больших праздников весны.
Магический день.
*
Рассказывая об обычаях и приметах большого христианского праздника Сретения Господня, мы также хотим упомянуть и о том, что по времени он совпадал с древним славянским обрядом почитания огня, так называемым языческим праздником Громницы.
У древних славян был свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением.
А в народе называли его 
Громница.
В этот день почитали живительную силу огня
в котором, по народным поверьям, можно сжечь любую болезнь.
Когда-то в этот день далекие наши предки разжигали у дорог за околицами грандиозные костры.
Если вы или кто-то из ваших близких болен, тогда посоветуем провести ритуал
который выполняется только 15 февраля, в Сретение.
Из дубовых или осиновых веток разожгите небольшой костер, а когда пламя разгорится, скажите вслух 3 раза заговор:
«Ввысь гори, вширь гори, хворь- болезнь сожги!»
Теперь вам нужно бросить в огонь прядь волос или 3 ногтя больного человека, после чего прошепчите 3 раза:
«Боль и ломота в волосах (ногтях) таились, на свет божий не явились, так теперь им в огне гореть, а (имя больного) не болеть.
Да будет так!»
После того как проговорите заговор, затушите костер.
Но чтобы ритуал подействовал, больному человеку, на которого вы ворожили, нельзя в этот день мыться.

*
А всего лишь столетие назад обряд поклонения «живому огню» сменился обычаем изготовления на Сретение «обчественной», 
или громничной свечи.
Ее крутили из воска, собранного с восьми-десяти крестьянских дворов, и хранили по очереди до определенного обетного праздника: Николы зимнего, Варвары, Флора и Лавра и т.п.
На торжественную церемонию обязательно приглашался священник, зажигая общественную свечу и служа молебен для всей деревни.
Ежегодно сретенскую, или громничную свечу принято было восстанавливать, наращивая новым воском, и, когда вес ее достигал пуда (16 кг), свеча передавалась на хранение в церковь, а для личного пользования крестьяне оставляли себе небольшие сретенские свечки, хранившиеся за божницей.
Веря в чудодейственную силу громничных свечей, их непременно брали с собой на поля в дни начала пахоты, сева и уборки.
Считалось, что они способны сохранить в неприкосновенности зреющие хлеба, предотвратить заломы, сберечь от дурного глаза урожай.
А зажженную громницу давали в руки покойнику, искренне надеясь, что пламя маленькой свечки поможет душе умершего отыскать правильную дорогу на «пути загробных мытарств и хождения по мукам».
*
В северо-западной Руси праздник этот был известен под названием Громниц, так как здесь существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые называются громницами.
Во время грозы зажигают эти свечи, дабы испытать плоды молитвы; дают также умирающим в руки громницу, для поражения и отогнания сатаны, князя тьмы и пр.
В западнорусском крае сретенскими свечами на праздник Сретения был обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
*
В Белоруссии в этот день в церкви или костёле освещали свечки.
После освящения свечки назывались «грамнічнами», они играли большую роль во многих обычаях и обрядах на протяжении года.
После того как хозяин возвращался домой с громничной свечкой, хозяйка зажигала её.
Глава семьи опаливал крестообразно волосы на своей голове, а потом делал то же самое с волосами всех членов семьи по старшинству.
Затем вся семья шла в хлев, где хозяин крестообразно опаливал шерсть каждого животного, дотрагивался огнем до стен и дверей. 
Этот обряд повторялся в каждом хозяйственном строении.
Это был обряд «агністага крыжавання» (огненного крещения).
Громничная свечка хранилась за образами.
Какое бы ни случалось в семье событие, – радостное или печальное, – зажигалась громничная свечка.
Сплавы громничных свечек носили как амулеты на теле и даже давали как лекарство.
Нужно отметить, что громничную свечку никогда никому не одалживали.
*
В Киевской Руси Сретенье совпало по времени с языческим праздником Громницей, пришедшим с тех далёких времён, когда всесильный Огонь признавался древними славянами за бога или божественную силу, заключавшуюся в нем, силу жизни или смерти.
Вот почему главным в этом празднике было изготовление и чествование Свечи.   
Громничная или, как её стали затем называть, сретенская свеча должна была оберегать всякий дом, где она хранилась, от грома и молнии, отсюда и название. 
Раз сделанная, она ежегодно увеличивалась прибавкою нового воска, а когда доходила весом до пуда, её сдавали в церковь и взамен начинали «растить» новую.   
В языческие времена громничную свечу крутили из воска, собранного всей деревней, и принадлежала она тоже всему миру.
Отсюда и средневековый церковный обычай сретенскую пудовую свечу давать на дом в связи с каким-либо особым событием в семье.
Причём очередь соблюдалась очень строго, а перед принятием её в дом (обычно это происходило вечером), обязательно весь день семья постилась.   
На Сретенье в церкви освящались также малые свечи.
К ним от громничных времён перешли многие поверья.
Например, считалось, что если по пути из церкви домой огонь не погаснет, и если к тому же на руку упадут три капли воска, то это обязательно к счастью.   
Придя домой, огнём громницы подпаливали себе волосы.
Потушенную свечу разламывали на кусочки и разбрасывали в хлеву, дабы уберечь скотину от падёжа.
Свечу брали на поле, когда начинались сева и жатва.   
И вы неполенитесь 15 февраля зайти в церковь, купить свечу и принести домой.
Если есть в доме образ, лучше поставить её под ним, если нет - выберите уголок поуютнее.
В грустную минуту зажгите свечу и поведайте ей, что томит душу.    
*
Приметы этого дня
•Стоя за обедней со свечкой в руках, примечали: 
у кого она раньше погаснет, значит, тот раньше других умрет.
Если свеча продолжала гореть всю дорогу до дома, это считалось хорошим предзнаменованием.
А тому, кому по дороге на руку капало три капельки расплавленного воска с его свечи, в будущем году должна была сопутствовать удача. 
•Свечкой слегка подпаливали крест-накрест волосы, чтобы голова не болела, а потушенную свечу разламывали на кусочки и раскладывали в избе и в хлеву, чтобы защитить скот и имущество от грозы и молний.  
*
Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка.
Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги.
Возвращая ребенка родителям, она говорила: 
"Живи на мое счастье".
На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи.
Пламя этих свечей зажигает огонь жизни.
Так ребенка "привязывают'' к жизни. 
*
Не желательно в этот день есть яйца и продавать молоко.
В Сретенье не продают молоко из дома.
Если вам жалко его просто раздать, то сделайте впрок сметану, но только не продавайте.
*
На Сретенье яйца не бьют и не варят — это к бесплодию.
*
Также в этот день не воруют.
Тот, кто в этот день украдет, потеряет все, что нажил за всю жизнь.
*
Если вам встретится человек без ног, то вас постигнет большая беда.
Чтобы этого избежать, следует тут же сказать:
Бог имеет три имени,
А я имею помощь Его, Бога моего.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
*
На Сретенье не следует отправляться в дальний путь.
В Каширском уезде было предание о погибшем семействе, предпринявшем в этот день поездку вдаль, за рыбой, к Масленице:
«Жил когда-то старик с семьею сытно и богато. Всего было у него много, и во всем ему была спорина. Наградил его господь детками умными. Че­го сам старик не додумает, то детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец научит. Поженил старик всех детей на один день, а поженивши, задумал напоить, накормить всех сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой масленице. Вот и вздумал старик на промысл: съездить вдаль за рыбой, заработать копейку и гостей удоволить. Старик все сбирался, ждал пути и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а там и Маслени­ца на носу. И собрался старик всей семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбой, так и не-весть что вышло. И повойт и поплачут бабы вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и свои хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то их к худу давил. Известно, бабье дело: не спорь с ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки, поеду за рыбой, накормлю об Масленице сватов и сватей, говорит он им. Ведь что сделаешь с мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на беду, на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли бабы пуще прежнего от лихой приметы: «Погляди-ко, родимый, на двор: какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули; подуло с весны». Не бывать добру, не видать мужей, голосят бабы. Старик-таки все думает: поеду да поеду. Вот и поехал старик за рыбой на семи подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, а об них и слуху нет; ждут и другую, и ни­кто вести не кажет. Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет. Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот там-то мужик утонул, а там-то двух мужиков замертво нашли. Войт бабы пуще прежнего. Кому Масленица, а бабам Великий пост. И прослышали бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду подломились с подводами. Никто-то не спасся».

*
Праздник Сретение восходит к глубокой древности и неотъемлемо связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам.
По древним поверьям, чтобы урожай в предстоящем году выдался хорошим, 
перед весенними работами обязательно нужно «почистить» свою энергетическую оболочку.
А проводится этот обряд именно на Сретение.
Итак, для начала переоденьтесь в свободную светлую одежду (женщинам можно надеть ночную сорочку, а мужчинам футболку).
Налейте в тазик немного святой воды, встаньте перед ним на колени и умойтесь водичкой, приговаривая заговор:
«Дозволь, водица, очиститься мне и душой и телом, дозволь смыть с себя грехи и нечистоты. 
Во имя Отца, и Сына, и Свято¬го Духа. 
Аминь».
Затем водичку перелейте в бутылку и в этот же день вылейте ее на любом перекрестке, сказав вслух 3 раза:
«Грехи свои оставляю, пусть черти их меж собой разделят, ведьмы расхватают. 
Именно».
*
Также в день Сретения вы можете выполнить 
обряд, который обеспечит вам хороший урожай и снимет с земли негатив, если таковой имеется.
Для этого купите в церкви 3 свечи, а выходя из храма, обязательно подайте милостыню нуждающимся, сказав про себя:
«Вот монетка за молитву, вот монетка за матушку-землю».
Вернувшись домой, насыпьте в 3 неграненых стакана земли (ее можно взять из горшка с комнатным растением) и воткните в них по свече.
Потом поставьте их возле святых образов и, крестясь, скажите вслух 1 раз заговор: 
«Стою перед иконой святою, говорю праведное и чистое слово, 
низко кланяюсь (поклонитесь), 
трижды крещусь (перекреститесь 3 раза), 
попрошу здоровья земле-кормилице (зажгите одну свечу), 
попрошу силы семенам и росточкам (зажгите вторую свечу), 
попрошу богатого урожая (зажгите третью свечу).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Аминь».
Через 2-3 минуты свечи затушите и в этот же день поставьте их в церкви возле любой иконы.
Если же у вас нет возможности вновь посетить церковь, то оставьте их прогореть в стаканах, после чего огарки сохраните до весны, а с наступлением тепла закопайте их на своем огороде.
А вот землю из стаканов пересыпьте в тряпичный мешочек, который повесьте на дереве, растущим на вашем садовом участке.
*
Еще в Сретение 
нужно умилостивить духов, от которых, по поверьям, зависят успехи в хозяйственных делах.
А сделать это можно следующим образом.
Утром напеките пирогов с любой начинкой и угостите ими соседей, друзей, родственников и малоимущих людей.
А вот последний пирожок разломите на 2 части и оставьте его в безлюдном месте со словами:
«Угоститесь, духи плодородия, на еду налетайте, мне урожая пожелайте. 
Именно!»
*
Крестьяне обычно в этот день делают расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносят поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса.
В этот день проводят гулянья.
В день Сретения совершают обряды встречи и приветствия Солнца, призывают тепло.
А в полдень сжигают куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку.
Её украшают дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращаются к ней с просьбами о благополучии и процветании.
Считается, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай.
А пока куклу носят на шесте, влюбленные обращаются к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце.
Этим призывают его возвращение.
В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последних от болезней.
В Белоруссии мать пекла из теста дочкам серпы, а сыновьям – косы.
В этот день жгут костры, народ веселится ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя – бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
*
На Сретение вечером заклинают солнце.
При заклинании солнца, вечером в Сретениев день, поют... песни:
Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы,
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
*
Сны 15 февраля
Баня, увиденная в Сретенье,— к гибели.
Ехать по дороге — к тупиковой ситуации.
Угощаться вином — к тоске по прошлому.
Рыть яму — к пропаже скота.
Искать что-либо — к сомнениям в супруге.
Слышать смех — к оскорблению.
Самому смеяться — к отчаянию.
Фрукты или ягоды есть — к радости.
*
В Храмах на Руси принято было освящать воду. 
Сретенская вода целительна.
В Малороссии и некоторых местах Великороссии на праздник Сретения Господня освящали в церквах воду.
Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней.
Сретенская вода обладает целебным средством от сглаза.
Обряд на благополучие  
Считается, что вода в этот день обладает волшебной силой.
Предварительно предупредите кого-либо из членов семьи о проведении обряда (когда молчать и что когда говорить).
Надо проснуться ДО РАССВЕТА (РАЗГОВАРИВАТЬ НЕЛЬЗЯ НИКОМУ) и МОЛЧА набрать воды (кто в частном доме – из колодца, колонки, т.е. природной; кто в квартире – из-под крана В ВЕДРО).
Вы переступаете порог с ведром воды (в квартире – просто становитесь у входной двери, порог можно не переступать; в частном доме – переступаете порог у входной двери) и член семьи должен у вас спросить:     - Что несешь?  
Вы отвечаете:     - Воду.    Он (она) спрашивает:     - Зачем?  
Вы отвечаете:     - На все доброе.    Член семьи:     - А можно воды набрать?  
Вы отвечаете:     - Можно.  
Он набирает воды в большую кружку, ковш.
Эта вода считается целебной и исполняющей желания.
Воду из кружки переливают в банку и хранят в течении года.
Ее пьют при болезнях и сложных жизненных обстоятельствах, умываются не вытираясь, сбрызгивают товар или новые вещи и т.п.
Воду в ведре используют для приготовления пищи, добавляют при купании, пьют – она не хранится.
Не забывайте: проводить обряд ДО РАССВЕТА (посмотрите в календаре, когда в вашей местности рассветает), пока не принесут воды НЕ РАЗГОВАРИВАЮТ.  
*
Заговор на исполнение желаний   
Наберите в стакан святой воды, набранной в церкви на Сретенье, отпейте 3 глотка и прочитайте «Отче наш».   
Стакан со святой водой поставьте на стол, по бокам установите две свечи, также принесенные из церкви на Сретенье, и читайте на воду:
«Как льется водица, так дуют ветра,
разольется неудача, развеется беда,
омоется раба Божья (имя)
росою утренней, овеется ветром свежим.
Станет раба Божья (имя) удачливой, понятливой,
все стечется, все свяжется,
все заслоны и запруды разойдутся,
как их и не было!
Словам замок, а ключ пропал».   
Свечи должны догореть полностью, а воду выпейте за 3 дня, разделив содержимое мысленно на три равные части. 
Кстати, обряд лучше проводить на растущей луне, утром на голодный желудок. 
*
В этот день молятся об исполнении желаний, чтобы все задумки были плодотворными, а дела успешными.
Просят, чтобы Господь шел на встречу во всех делах.
Особые условия:
• Читать заговор в полдень, в день Сретения Господа нашего Иисуса Христа, 8 раз, повернувшись на восток, вслух.
Заговор:
Стоит народ у храмовых ворот, встречает народ Иисуса Христа, малого Младенца. Мати Богородица со Христом идет, Симеон поклон Им кладет. Поклоняюсь у храмовых ворот, я, Божия раба (имя). Поклонюсь Младенцу Христу, поклонюсь Божиему Кресту, Матери-Богородице поклонюсь до земли. И шепну Христу в ушко заветное желание (назвать желание). Как встречал народ у ворот Христа, так сбудется желание мое скорым-скоро.
Аминь моим словам.
Аминь.
*
Знахари в этот день советуют обойти дом со свечой, а затем окурить его можевельником или зверобоем.
Также они в этот день 
заговаривают дом от мышей.
С кануном праздника Сретения Господня связано поверье, ведущее свое начало исстари, и к XX веку еще кое-где сохранившееся.
В этот день в старину совершалось в деревнях   заклинание мышей, которые к этому времени, истощив все свои скудные запасы, подбираются под скирды и начинают кормиться на крестьянский счет.
Заклинание сопровождается особой обрядностью.
Призывается сведущий старик-знахарь.
Сначала угощают его честь-честью, а затем приступают к ограждению скирд и стогов от «мышеяди».
Знахарь вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырех сторон, «с четырех ветров», бережно складывает все это в кучу – с особыми нашёптываниями – и несёт в избу к пригласившему его домохозяину.
Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою.
Остающаяся после сожженных снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы.
Домохозяин с женою сопровождают знахаря на гумно с хлебом-солью и новым холщевым полотенцем, которые и поступают по выполнении обряда в собственность совершающего его.
А знахарь, всыпав золу в надлежащие места, причитает:
«Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный.
Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахнучего сена.
Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков.
Слово мое ничем же не порушится!»
Вслед за произнесением приведенного заговора, имеющего, по словам суеверных стариков, устрашающую и даже губительную для мышей силу, знахаря снова угощают в хате чем Бог послал, и затем прощаются с ним, прося не обессудить «на угощеньи и на отдареньи».
*

-------------------------------------
Людьми, родившимися в этот день, движут две страсти — неуступчивость и любовь.
Им следует носить карнеол, сапфир.
*
Именины празднуют:
Агафодор, Гавриил, Иордан.
*

-----------------------------------------------
------------------------------
-------------
--
Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
Ἡ Ὑπαπαντὴ τοῦ Κυρίου καὶ Θεοῦ καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ

--

*
--------------------------
Мч. Агафодора Каппадокийского (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Ἀγαθόδωρος ὁ Μάρτυρας

Ὁ Ἅγιος Ἀγαθόδωρος συνελήφθη σὲ νεαρὴ ἡλικία καὶ ὁδηγήθηκε στὸν ἄρχοντα τῆς πόλης τῶν Τυάνων τῆς Καππαδοκίας, ἐπειδὴ ἦταν Χριστιανός. Ἐνώπιον τοῦ ἡγεμόνος ὁμολόγησε τὴν ἀγάπη του στὸν Ἅγιο Θεό. Ὁ ἡγεμόνας τότε ἔδωσε ἐντολὴ νὰ τὸν βασανίσουν. Πρῶτα τοῦ καταξέσκισαν τὸ σῶμα μὲ σιδερένια νύχια, ἔπειτα τὸν ἔβαλαν πάνω σὲ πυρακτωμένη σχάρα καὶ τοῦ κατέκαψαν τὸ καταπληγωμένο σῶμα, στὴν συνέχεια τοῦ ἔκοψαν μὲ μαχαῖρι τὴν γλῶσσα, κατόπιν τοῦ ἔσπασαν τὰ δόντια, ἔπειτα τοῦ συνέτριψαν μὲ ρόπαλα τὶς κνῆμες καὶ τὰ σκέλη καὶ τελικὰ τοῦ τρύπησαν τὰ μηνίγγια μὲ πυρακτωμένα σουβλιά.
Ἔτσι, ὁ Ἅγιος Μάρτυς Ἀγαθόδωρος μαρτύρησε καὶ ἔλαβε τὸ ἁμαράντινο στεφάνι τῆς δόξας.
*
------------------------
Новомч. Иордана Трапезундского (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Ἰορδάνης ὁ Νεομάρτυρας 1650 μ.Χ.

Ὁ Ἅγιος Ἰορδάνης, καταγόταν ἀπὸ τὴν Καππαδοκία καὶ μετὰ τὸν γάμο του ἐγκαταστάθηκε στὸ Γαλατᾶ τῆς Κωνσταντινουπόλεως. Σὲ κάποια διασκέδασή του μὲ Ὀθωμανοὺς συμπατριῶτες του καὶ κατὰ τὴν διάρκεια ἑνὸς παιχνιδιοῦ, κάποιος συμπαίκτης βλασφήμησε τὸν Ἅγιο Νικόλαο. Ἀμέσως ὁ Ἰορδάνης ἀπάντησε τὸ ἴδιο κοροϊδευτικὰ εἰς βάρος τοῦ Μωάμεθ. Τὴν ἑπόμενη ἡμέρα, καταγγέλθηκε ὡς ὑβριστὴς τῆς μουσουλμανικῆς θρησκείας καὶ ὁδηγήθηκε στὸν βεζίρη, ὁ ὁποῖος τὸν πίεσε νὰ ἀλλαξοπιστήσει γιὰ νὰ ἀποφύγει τὴν τιμωρία. Παρὰ τὶς ἀπειλὲς καὶ τὶς δελεαστικὲς προτάσεις, ἀκόμη καὶ νὰ ὁμολογήσει μὲν φανερὰ ὅτι ἀσπάζεται τὸν Μουσουλμανισμὸ καὶ στὴ συνέχεια νὰ ζήσει χριστιανικὰ ὅπου ἐκεῖνος ἤθελε, ὁ Ἅγιος ἀρνήθηκε θαρραλέα. Ἔτσι ὁ δήμιος ἀπέκοψε τὴν τίμια κεφαλὴ τοῦ Νεομάρτυρα τὸ ἔτος 1650 μ.Χ.
*
-----------------------
Новомч. Гавриила Константинопольского (Греч.).
Ὁ Ἅγιος Γαβριὴλ ὁ Ὁσιομάρτυρας 1676 μ.Χ.

Ὁ Ἅγιος Ὁσιομάρτυρας Γαβριὴλ καταγόταν ἀπὸ τὴν Ἀλλώνη τῆς Προικονήσου. Σὲ νεαρὴ ἡλικία ἔγινε μοναχὸς καὶ διακονοῦσε ὡς «κράκτης» τῆς Μεγάλης Ἐκκλησίας τῆς Κωνσταντινουπόλεως. Μετὰ ἀπὸ λογομαχία ποὺ εἶχε μὲ κάποιον Τοῦρκο, κατηγορήθηκε ὡς ὑβριστὴς τῆς Μουσουλμανικῆς θρησκείας, φυλακίσθηκε καὶ βασανίσθηκε. Παραμένοντας σταθερὸς καὶ ἀκλόνητος στὴν πίστη τοῦ Χριστοῦ, ἀποκεφαλίσθηκε τὸ ἔτος 1676 μ.Χ. Τὸ τίμιο λείψανό του οἱ Τοῦρκοι τὸ ἔριξαν στὴ θάλασσα.
*
--------------------------
Св. Анфимус Хиосский (1960).
Ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος ἐκ Γεωργίας

Ὁ Ὅσιος Εὐθύμιος (Κερεσελίντζε) καταγόταν ἀπὸ τὴν Γεωργία καὶ ἔζησε μεταξὺ τοῦ 19ου καὶ τοῦ 20ου αἰῶνα μ.Χ. Ἔγινε μοναχὸς καὶ ἡ ἁγιότητα τοῦ βίου του γρήγορα τὸν ἔκανε ξακουστὸ στὴν περιοχὴ τῆς Γεωργίας. Καθημερινὰ ἐξομολογοῦσε ἑκατοντάδες ἀνθρώπους, ποὺ προσέτρεχαν κοντά του γιὰ νὰ καταθέσουν τὸν πόνο τῆς ψυχῆς τους καὶ τὴν ἀστοχία τῆς ἐλευθερίας τους. Κατὰ τὴν περίοδο τοῦ σοβιετικοῦ καθεστῶτος ὁ Ὅσιος διέσωσε πολλὰ χειρόγραφα τῶν ἀρχαίων Γεωργιανῶν ἐκκλησιαστικῶν ὕμνων. Ἔζησε θεοφιλῶς καὶ κοιμήθηκε μὲ εἰρήνη.
*
-----------------------
Сщмч. Василия пресвитера, мч. Михаила (1938).
-------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Ἀπεκοῆς
Ἡ εἰκόνα τῆς Παναγίας τῆς Ἀπεκοῆς (Ὑπακοῆς) φυλάσσεται στὸ ναὸ τῆς Ὑπαπαντῆς τῆς νήσου Καλύμνου.
*
--------------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Κακιᾶς Μέλισσας
Ἡ εἰκόνα τῆς Θεοτόκου Κακιᾶς Μέλισσας φυλάσσεται στὸ χωριὸ Λειβάδι Κυθήρων. Ἔχει τὴν προσωνυμία αὐτή, γιατί σὲ μία ἐπιδρομὴ πειρατῶν στὸ νησί, μὲ σκοπὸ νὰ λεηλατήσουν τὴ μονή, παρουσιάσθηκε ξαφνικὰ ἕνα σμῆνος μελισσῶν ποὺ ἐπιτέθηκε στοὺς πειρατὲς καὶ τοὺς ἀνάγκασε νὰ ὑποχωρήσουν.
*
------------------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Ὑπαπαντῆς
Ἡ εἰκόνα τῆς Παναγίας τῆς Ὑπαπαντῆς φυλάσσεται στὸν ὁμόνυμο ναὸ τῆς Καλαμάτας.
*
----------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Φλεβαριωτίσσης ἢ Λιβύης
Ἡ εἰκόνα τῆς Παναγίας τῆς Φλεβαριωτίσσης ἢ Λιβύης (καλεῖται ἔτσι ἐπειδὴ ἔχει χρῶμα σκοῦρο) φυλάσσεται στὴν Μεσαριὰ τῆς νήσου τῆς Ἀστυπάλαιας.
*
---------------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Φλεβαριωτίσσης
Ἡ εἰκόνα τῆς Παναγίας τῆς Φλεβαριώτισσας φυλάσσεται στὸ ναὸ Ἀμπελακίων Σαλαμῖνος καὶ ὀνομάζεται ἔτσι, ἐπειδὴ ἑορτάζει τὸν μῆνα Φεβρουάριο ἤ, κατὰ μία ἄλλη ἐκδοχή, ἐπειδὴ στὸ σημεῖο ἐκεῖνο εἶχε βρεθεῖ φλέβα νεροῦ.
*
-------------------------
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Χρυσαλινιωτίσσης
Ἡ εἰκόνα τῆς Παναγίας τῆς Χρυσαλινιώτισσας ἢ Ἀλινιώτισσας φυλάσσεται στὸν ὁμόνυμο ἐνοριακὸ ναὸ τῆς Λευκωσίας Κύπρου.
*
------------------
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


\


----------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Поэтические воззрения славян на природу», Том 1, Афанасьев А.Н. - М., 1995;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс - Мн.: 1992;
Крыніца. Беларуская міфалогія: энцыклапедычны слоўнік, Васілевіч У./ С.Санько і інш; склад. І.Клімковіч. - Мн.: Беларусь, 2006. – http://jivebelarus.net
Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Очень интересные и поучительные сведения, Огромное спасибо авторам!

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.