*
*
Икона Божией Матери
«Неувядаемый цвет».
Иконы Божией Матери, именуемой "Неуведаемый Цвет".
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неувядаемый Цвет»
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου
Иконы Божией Матери, именуемой "Неуведаемый Цвет".
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неувядаемый Цвет»
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου
*
*
На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Празднование Ап. 3
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Четверг, 3 апреля (ст.ст.) 16 апреля 2009 (нов. ст.)
*
========================
*
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Четверг, 3 апреля (ст.ст.) 16 апреля 2009 (нов. ст.)
*
========================
Икона Богоматерь"Неувядаемый Цвет" Вторая половина XVIII века |
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Неувядаемый Цвет»
Список с чудотворной иконы, именуемой «Неувядаемый цвет», находился в Московском Алексеевском монастыре и в Москве же в Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот.
*
=============================
*
Список с чудотворной иконы, именуемой «Неувядаемый цвет», находился в Московском Алексеевском монастыре и в Москве же в Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот.
*
=============================
*
Иона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
Вопросы возникновения, бытования и интерпретации иконографических сюжетов, появившихся в период позднего средневековья, в последние годы привлекают пристальное внимание исследователей, но вместе с тем многое в этой области еще недостаточно освещено в отечественной литературе. К числу малоизвестных можно отнести иконографию "Богоматерь Неувядаемый Цвет". Иконы Богоматери, имеющие название "Неувядаемый Цвет", отличаются друг от друга по иконографии, и те немногие, что прославились в России,— имеют различную историю. Помимо икон, в российских собраниях есть и гравюры с изображением "Богоматери Неувядаемый Цвет".
*
Изучение иконографии этого типа было предпринято греческим исследователем Д. Паллас. Он охарактеризовал иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" как поклонные и праздничные, связанные со службой Акафисту Богородице и появившиеся не ранее конца XVII века. До этого времени, несмотря на развитость акафистного цикла, специальных икон для службы Акафисту, по его мнению, не было, и первоначально служба проводилась перед иконами Богоматери "Одигитрия", "Умиление", "Млекопитательница". Местом возникновения и развития этого типа икон исследователь считает Константинополь, откуда они распространились по греческим землям и пользовались особой популярностью в Фессалониках. Д. Паллас отметил, что в 'Каноне благодарном" Иосифа Песнописца, который послужил основным литературным источником для рассматриваемой иконографии, эпитет "Неувядаемый Цвет" относится к Христу, в то время как в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" эпитет в надписях адресован Богородице, и, таким образом, возникновение иконографии, по его мнению, связано с ошибкой в понимании эпитета. Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение "Богоматери Неувядаемый Цвет" гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы. Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами. Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии "Богоматерь Живоносный Источник" и "Богоматерь Неувядаемый Цвет". Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую Rosencranzmadonna.
*
Иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери "Неувядаемый Цвет" являют собой по крайней мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов.
*
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок. Наиболее ранний образец такого рода — это икона св. Анны с Марией-ребенком, у Которой в руке белый цветок, явно символизирующий Христа (Музей Бенаки, Афины, XV в.). Известна икона Богоматери с Младенцем с цветком (Государственный исторический музей, XVI в.). Белорусская икона первой половины XVII века 'Богоматерь с Младенцем", в которой Христос также держит цветок, отмечена еще одной важной деталью, которая станет характерной для иконографии "Неувядаемого Цвета", — на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы. На появление этих деталей, не характерных для православной иконописи, повлияла западная иконография, издавна обильно использующая различные атрибуты и символы, в частности, цветы и царские венцы. Освятила употребление цветов православная гимнографическая традиция, в которой уподобляются "Неувядаемому Цвету" и Христос, и Богоматерь. Что касается царских венцов, то на голове Марии венец изображался практически только в иконах "Царь Царем" или "Предста Царица", возникших в конце XIV — начале XV века, тогда как для западной иконописи это вполне традиционный и распространенный атрибут уже с XIII века.
Важную роль в формировании "Неувядаемого Цвета" сыграла иконография "Похвалы Богоматери", появившаяся в конце XIV века, в которой пророки, воздавая хвалу восседающей на престоле Марии, протягивают Ей свитки с текстами своих пророчеств, при этом рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Марии: закрытые врата, скрижали Завета, лествица, цветущий жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора. Нередко образ "Похвалы Богоматери" помещался в среднике иконы и окружался клеймами, иллюстрирующими Акафист Богородице. В украинских изданиях Постной Триоди XVII века служба Акафисту сопровождалась гравюрой "Похвала Богоматери", в которой вокруг образа Богоматери типа "Умиление" изображались пророки со свитками и символами (Постная Триодь. Львов, 25.Х.1689, 2). В греческой иконописи XVIII века известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в которых Богоматерь держит в руке процветший жезл, на головах у Марии и Христа венцы, а вокруг — пророки с текстами пророчеств на свитках. Это "Похвала Богоматери" с отдельными чертами, характерными уже для "Неувядаемого Цвета". Таким образом, темы "Акафист Богородице" и "Похвала" переплетаются в иконах и в результате создаются новые варианты традиционных иконографий. В афонской гравюре и поздней болгарской иконе встречается сочетание композиции "Богоматерь Неувядаемый Цвет" в среднике и сцен Акафиста Богородице вокруг него, что отражает особое литургическое назначение этих икон, отмеченное Д. Палласом.
*
В XVI-XVII веках процесс создания новых иконографий часто идет по пути буквального иллюстрирования гимнографических сочинений, отдельных эпитетов или строк из служб и текстов, восходящих к Ветхому Завету. Появляются иконы Богоматери "Гора Нерукосечная", "Непроходимая Дверь", "Всех скорбящих Радость", "Вертоград Заключенный" и другие. "Богоматерь Неувядаемый Цвет", насыщенная символами и уподоблениями, стоит в том же ряду.
Послуживший литературной основой иконографии "Богоматерь Неувядаемый Цвет" "Канон благодарный" Иосифа Песнописца, входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников, был издавна и широко известен. Но, несмотря на это, композиция, восходящая к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры.
Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери "Неувядаемый Цвет" прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре. Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше. Н. Романский, автор книги о монастыре, связывает происхождение этой иконографии с Афоном и датирует икону предположительно XVII веком, когда,— как он пишет,— в русской иконографии стали изображать Богоматерь с непокрытой головой, что прежде не бывало.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию, подробно описанную Н. Романским. На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) — Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке — скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове — венец, в правой руке — ветвь, обвитая лентой с надписью: "Цвете Неувядаемый! Радуйся, едина прозябшая яблоко благовонно! Радуйся, благоухание сладчайшего Царя!" Справа от Богоматери — корзина с цветами. Внизу вирши:Кто речет, яко плодов небо не имеет. Се от небесной ветви яблоко,Христос здесь есть. Ко сей ветви, людие, скоро притецыте, Яблоко небесно пожизненно приимите.
*
Празднование этому образу происходило 3 апреля. Иконе из Алексеевского монастыря пелся богородичный тропарь и имелась специальная молитва. Надо отметить, что в России иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет", если судить по тем сведениям, которые сохранились, не участвовали в службе Акафисту.
Близка описанию Алексеевского образа икона Государственной Третьяковской галереи первой половины XVIII века из церкви святого Иакова в Сыромятниках. Но вместе с тем между ними есть и различия: волосы у Богоматери покрыты мафорием, глава Ее не склонена к Младенцу, вокруг нимба Богоматери — серебряные звезды. На фоне иконы — многочисленные изображения, о которых не упоминает Н. Романский в описании иконы Алексеевского монастыря (возможно, они не были им увидены под потемневшей олифой), с сохранившимися надписями хайретизмами "Канона", сопровождающими ветхозаветные прообразы и эпитеты Богоматери: "Радуйся, Звездо, являющая солнце", "Радуйся, Свешниче, златы", "Радуйся, Доме словесный и небесный", "Радуйся, Кадильнице всезлатая", "Радуйся, Ключ царствия Христова", "Радуйся, Книга одушевленная, в ней иже написа Слово Отчее зову...". На ленте, обвивающей жезл,— текст, близкий к тому, что приведен Н. Романским, но более развернутый, усложненный и также украшенный рифмой:Радуйся, Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное, Раю Словесный, Доме Небесный, красна, яко Доброгласна Струна, Дево Мария Пречистая.
Несколько отличается от двух описанных выше икон "Богоматерь Неувядаемый Цвет" конца XVII века из церкви Святителя Николая Чудотворца в Голутвине, также из Третьяковской галереи. Надписи на ее верхнем поле и фоне повторяют в сокращенном варианте тексты икон из церкви Иакова и из Алексеевского монастыря. Дополняет этот иконографический ряд образ из Троице-Петровского собора в Санкт-Петербурге (ГРМ), датируемый концом XVII — первой четверти XVIII века.
*
Четыре рассмотренные иконы, близкие по времени создания, бытовавшие в храмах одного города, несмотря на иконографическое сходство, являют собой как бы различные композиционные варианты одного типа. К нему же относится икона на этот сюжет 1703 года из филиала Музея староболгарского искусства при Национальной художественной галерее (София, Болгария) и несколько более поздних болгарских и афонских икон.
У древнейших икон Богоматери "Неувядаемый Цвет" одна иконографическая программа, которая наиболее отчетливо, пожалуй, выражена в иконе из голутвинской церкви. Радость, торжество, звучащие в каждой строке "Канона благодарного", как бы рождают преизбыточную красоту иконы, в которой пламенеет киноварь и мерцает золото, тончайшая орнаментика сочетается с пышными цветами, драгоценные расшитые золотом драпировки — с богато украшенными палатами. Многочисленные преобразовательные символы вокруг Марии с Младенцем и детали композиции имеют непосредственным источником "Канон" Иосифа Песнописца. Чуть ли не каждый символ "Канона" находит себе точное соответствие в этой иконе. Марию с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением Рая. Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом. Престол составляет единое композиционное целое с коленями Марии, что дает буквальную иллюстрацию к словам "Канона" Иосифа Песнописца, в которых Богоматерь именуется "Престолом Огненным Вседержителя", "Одушевленной Трапезой". Чертоги, изображенные по сторонам от Марии и Христа,— у Иосифа Песнописца это "Палата всех Царя", "пространное Селение Слова",— напоминают о традиционном понимании Марии как Дома Премудрости Божией.
Обильные цветы, стоящие в вазонах и "прорастающие" из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют несколько хайретизмов "Канона", ставших основной темой этой иконографии: "Радуйся, Сладкоуханный Крине Владычице..." и "Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное...". Процветший жезл — это символ Марии, от Которой "прозябе нам Красный цвет Христос Бог".
Иконописцы, создавая образ Богоматери "Неувядаемый Цвет", обращались помимо "Канона" и к текстам Священного Писания, к творениям отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. В Песни песней, источнике вдохновения гимнографов Средневековья, в соответствии с толкованиями святых Отцов, к Марии относятся пророческие слова о "Звезде, являющей Солнце", "живом Запечатанном Источнике", "Вертограде Заключенном". Вазоны с цветами, процветший жезл — это своего рода знаки Рая, "Вертограда". Полисемантический образ "вертограда", популярный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Богородицы, Которая "на земли была... Вертоградом ради ненарушенного девства" (Антоний Радивиловский).
Вероятно, на сложение иконографии оказали воздействие и "Слова" на Рождество Богоматери Иоанна Дамаскина и Андрея Критского. Так, на иконе из голутвинской церкви Богоматерь и Спаситель изображены в царских облачениях, обильно украшенных золотом. В "Слове на Рождество Богоматери" Иоанн Дамаскин воспевает Богоматерь, "облеченную благолепием добродетелей, как златоткаными одеждами". Златотканые одежды Марии ("в ризах позлащенных одеянна, преиспещренна", Пс. 44) и Младенца, расположение Марии одесную от Спасителя со склоненной к Божественному Сыну головой ("приклони ухо Твое") рождают явные аллюзии с древней иконографией "Предста Царица".
На двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Богоматерь как бы поддерживается облаком. Образ облака, который был связан в новозаветной традиции с Марией: "Тя Облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исайя, на Нем же седе славы Господь",— вспоминает и Андрей Критский в его "Слове на Рождество Богоматери".
Таким образом, в этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложная, но вполне традиционная для Православия тема.
Типологической параллелью "Неувядаемому Цвету", в котором вокруг Богоматери изображены Ее ветхозаветные символы и прообразования, в западном искусстве являются аллегорические композиции, получившие название "Concepcio immaculata" ("Непорочное зачатие"). Они возникли в конце XV века во Франции и получили широкое распространение благодаря гравюрам в печатных молитвенниках, куда их стали включать с начала XVI века. Первые издания с такими гравюрами были напечатаны в Париже. В композициях "Непорочное зачатие" Богоматерь изображается без Младенца, со сложенными молитвенно руками, под ногами Ее месяц, одежды украшены звездами. Вокруг Нее располагаются преобразовательные символы чистоты, в основном восходящие к Песни песней, но также к текстам пророка Исайи, Екклезиаста, Книги Бытия, — солнце, луна, врата, роза, кедр, жезл, источник, вертоград заключенный, престол, фонтан, зеркало, оливковая ветвь, лилия, звезда, башня. Каждый символ обычно сопровождается текстом на латыни, объясняющим его значение. Подобные композиции восходят к Литании, которую нередко называют гимнографической параллелью православному Акафисту. Прообразовательные символы Марии, упоминаемые в Литании, изображались на "лоретанских" листах — гравюрах, повсеместно известных в Европе. Они способствовали распространению этой и подобных ей схоластических композиций.
Иконографическая программа "Неувядаемого Цвета" находит параллели и в современных ей литературных произведениях. В "Слове на Рождество Богородицы" святитель Димитрий Ростовский со свойственной ему ясностью, логикой, образностью раскрывает значение Богоматери в домостроительстве Божием. Он говорит о Ее предызбранности и чистоте, Ее физической красоте и духовном совершенстве, Ее царственном происхождении. В "Слове" митрополита Ростовского хвала Марии строится вокруг образа "Палаты славы Царя Небесного", Пресвятой Девы как "Нерукотворного храма". Почему возникла необходимость "уготовления места селения", "каким строителем был создан храм", из каких "веществ", на каком месте "была устроена сия Одушевленная палата", "какова красота той Мысленной палаты" — эти вопросы задает автор похвального "Слова" и отвечает на них, используя Писание, творения отцов Церкви и, безусловно, "Канон благодарный" Иосифа Песнописца. Мария, Одушевленный храм Премудрости, была рождена в месте, называемом Назарет. Святитель Димитрий трактует названия городов Вифлеем (дом хлеба) и Назарет (отрасль, ветвь, кустарник, огражденное сокровенное место), сравнивает их. Если Вифлеем тайно прообразовал то, что Христос "есть Хлеб, сшедший с неба", то Назарет — "цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место": "и все сие ясно предызображает Пресвятую Деву". Сад живоносный, Вертоград заключенный, Плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный, — это традиционные уподобления Марии, проходящие через многие сочинения. Она сравнивается с колосом, дающим живоносный хлеб человечеству. В соответствии с этим в руках у Марии в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" нередко изображался колос. И далее святитель пишет, вторя прославленному гимнографу древности: "Она есть Цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, Цвет Неувядаемый, присноцветущий девством, Цвет Благоухающий, родящий благоухание Единого Царя,— Цвет, приносящий плод — Христа Бога Господа, единственное Яблоко Благовонное".
*
Отдельная тема у Димитрия Ростовского — Дева — Престол херувимский. "Дева Богородица есть Херувим, ибо в Ней Христос почил телом. Своим, и на пречистых руках Ея Бог воссел, как на престоле: Дева стала Престолом херувимским". Этот аспект, издавна понятный и соотносимый с любой иконой Марии с Младенцем, теперь получает, как уже отмечалось, буквальную интерпретацию.
Сложная композиция иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" со временем практически исчезает. В XIX веке подобные иконы встречаются, как правило, в упрощенном виде. Примером может служить небольшая икона XIX века из собрания Центрального музея им. Андрея Рублева, повторяющая чудотворную из Алексеевского монастыря: в ней сохранены своеобразная поза Младенца, опирающегося на плечо Марии согнутой рукой, Его царское одеяние.
Совершенно иная иконография представлена во второй чудотворной иконе того же названия, которая находилась в церкви Успения Богородицы на Могильцах и, вероятно, не дошла до нашего времени. По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона "Богоматерь Неувядаемый Цвет" была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная. С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни. По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери. У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке — цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря. Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.
Образцом для икон этого типа, возможно, послужили или иконы, восходящие к гравюрам, или непосредственно гравюры. В 1820 году тщанием двух афонских иеромонахов, Стефана и Неофита (учеников известного монаха-энциклопедиста Никодима Святогорца), итальянским мастером Джанантонио Дзульяни была исполнена гравюра, причем это было уже второе подобное изображение, первое относится к XVIII веку. Мастер был связан с греческой общиной в Венеции. Естественно, что исследователи отмечали в гравюре влияние итальянской манеры. Эта гравюра с каталожным описанием опубликована в Каталоге православной духовной гравюры 1665-1899 гг. Д. Папастрату.
Еще одна чудотворная икона этой иконографии прославилась в Кадомском Милостиво-Богородицком монастыре. В ней были свои особенности, среди которых главная — полуфигура Иоанна Предтечи над головой Спасителя. Изображение Богоматери в этой иконе поясное. Икона была привезена из Грузии и подарена затем семьей Богдановых монастырю. Икона пользовалась особым почитанием у Серафима Саровского.
В чудотворной иконе этого же названия из г. Кунгура полуфигурное изображение Богоматери как бы покоилось на гирлянде цветов. Аналогичная икона, поновленная, как следует из надписи на ней, известным мстерским иконописцем и реставратором Я. В. Тюлиным в 1891 году, есть в собрании Третьяковской галереи. Прототип третьего варианта иконографии 'Неувядаемого Цвета" находится также в афонской гравюре и опубликован Д. Папастрату. Он несколько более позднего времени и далеко ушел от древнего образа. В сложении этого варианта "Неувядаемого Цвета" западная Rosenkranzmadonna сыграла наиболее очевидную роль.
Необычная иконография интересовала краеведов и историков XIX — начала XX века, которые сделали попытки найти объяснения названию иконы. В сочинениях некоторых авторов появление иконографии "Богоматерь Неувядаемый Цвет" связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого "неувядаемым". Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери "Неувядаемый Цвет" на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет. В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем "Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон" монаха Мелетия. Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.
*
Итак, вторая половина XVII века отмечена появлением в России целого ряда новых богородичных икон под воздействием поствизантийского, несущего в себе черты католического влияния, и собственно западного искусства. Иногда художники создавали образы, совершенно не характерные для Православной культуры (яркий пример — рама к иконе "Богоматерь Донская" из Благовещенского собора Московского Кремля). Чаще, как в случае с "Богоматерью Неувядаемый Цвет", западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создается новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма, схоластики, свойственный западному мышлению, в ней сохраняется.
Иконография "Богоматерь Неувядаемый Цвет" проникла в Россию с Балкан, вероятно, вскоре после своего возникновения. Точное время появления икон в России и конкретные пути пока выяснить не представляется возможным. Но уже в древнейших русских иконах наблюдается творческое осмысление этого нового сюжета. Иконописцы находят адекватные средства для передачи не только эпитетов и прообразовательных символов, но и самого торжественного звучания "Канона благодарного". В поздних интерпретациях композиционная сложность и смысловая полнота уходят, остается основная иконографическая схема, не позволяющая в полной мере оценить поэтичность, глубину и буквально благоуханное великолепие первоначального замысла, нашедшего свое воплощение в древнейших иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет".
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ c избранными святыми на полях XIХ в. |
Изучение иконографии этого типа было предпринято греческим исследователем Д. Паллас. Он охарактеризовал иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" как поклонные и праздничные, связанные со службой Акафисту Богородице и появившиеся не ранее конца XVII века. До этого времени, несмотря на развитость акафистного цикла, специальных икон для службы Акафисту, по его мнению, не было, и первоначально служба проводилась перед иконами Богоматери "Одигитрия", "Умиление", "Млекопитательница". Местом возникновения и развития этого типа икон исследователь считает Константинополь, откуда они распространились по греческим землям и пользовались особой популярностью в Фессалониках. Д. Паллас отметил, что в 'Каноне благодарном" Иосифа Песнописца, который послужил основным литературным источником для рассматриваемой иконографии, эпитет "Неувядаемый Цвет" относится к Христу, в то время как в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" эпитет в надписях адресован Богородице, и, таким образом, возникновение иконографии, по его мнению, связано с ошибкой в понимании эпитета. Д. Даллас привел как наиболее раннее изображение "Богоматери Неувядаемый Цвет" гравюру, исполненную в западном стиле, в венецианском издании Библия, называемая Новая Сокровищница (1612 г., греч.), в которой Богоматерь с Младенцем стоит на месяце, из головы Христа растут розы. Соединение западных элементов с темой Акафиста, по мнению этого автора, и дало новую иконографию, которая является продуктом иконографического творчества поствизантийской эпохи. Им указаны ранние православные иконописные изображения Богоматери с цветами. Первое из них датируется около 1700 года и представляет собой контаминацию иконографии "Богоматерь Живоносный Источник" и "Богоматерь Неувядаемый Цвет". Среди иконографических источников этого типа икон Богоматери автор называет католическую Rosencranzmadonna.
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ XVI век. Беларусь. |
Иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" разнообразны, порой совершенно несхожи между собой, как, впрочем, и некоторые другие иконографии позднего происхождения. В них есть одна обязательная деталь — цветы, которые помещены в вазонах или сплетены в гирлянды, украшают процветшие жезлы или являются постаментом, на котором изображены Христос и Богоматерь. Иногда на этих иконах есть пространные надписи. Чаще всего Мария и Младенец на иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" облачены в царские одежды. Мария может быть представлена как по пояс, так и восседающей на престоле, окруженной прообразовательными символами или без них. Это указывает на разнородность иконографических источников икон. Немногие греческие, болгарские и русские сохранившиеся иконы Богоматери "Неувядаемый Цвет" являют собой по крайней мере три основных типа, каждый из которых имеет, в свою очередь, несколько изводов.
БОГОМАТЕРЬ НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ С ПРАЗДНИКАМИ И СВЯТЫМИ Кон. XVIII - начало XIX в. Балканы (Болгария или Сербия)? Дерево, темпера. 52,5 x 38 см. частное собрание |
Возникновению данного образа предшествовали отдельные православные иконы Богоматери, в которых или Христос, или Богоматерь держат в руках цветок. Наиболее ранний образец такого рода — это икона св. Анны с Марией-ребенком, у Которой в руке белый цветок, явно символизирующий Христа (Музей Бенаки, Афины, XV в.). Известна икона Богоматери с Младенцем с цветком (Государственный исторический музей, XVI в.). Белорусская икона первой половины XVII века 'Богоматерь с Младенцем", в которой Христос также держит цветок, отмечена еще одной важной деталью, которая станет характерной для иконографии "Неувядаемого Цвета", — на головах Богоматери и Христа изображены царские венцы. На появление этих деталей, не характерных для православной иконописи, повлияла западная иконография, издавна обильно использующая различные атрибуты и символы, в частности, цветы и царские венцы. Освятила употребление цветов православная гимнографическая традиция, в которой уподобляются "Неувядаемому Цвету" и Христос, и Богоматерь. Что касается царских венцов, то на голове Марии венец изображался практически только в иконах "Царь Царем" или "Предста Царица", возникших в конце XIV — начале XV века, тогда как для западной иконописи это вполне традиционный и распространенный атрибут уже с XIII века.
Важную роль в формировании "Неувядаемого Цвета" сыграла иконография "Похвалы Богоматери", появившаяся в конце XIV века, в которой пророки, воздавая хвалу восседающей на престоле Марии, протягивают Ей свитки с текстами своих пророчеств, при этом рядом с каждым из них изображены прообразовательные символы Марии: закрытые врата, скрижали Завета, лествица, цветущий жезл, руно, горящая купина, ковчег, клещи, звезда и гора. Нередко образ "Похвалы Богоматери" помещался в среднике иконы и окружался клеймами, иллюстрирующими Акафист Богородице. В украинских изданиях Постной Триоди XVII века служба Акафисту сопровождалась гравюрой "Похвала Богоматери", в которой вокруг образа Богоматери типа "Умиление" изображались пророки со свитками и символами (Постная Триодь. Львов, 25.Х.1689, 2). В греческой иконописи XVIII века известны образы Богоматери с Младенцем на престоле, в которых Богоматерь держит в руке процветший жезл, на головах у Марии и Христа венцы, а вокруг — пророки с текстами пророчеств на свитках. Это "Похвала Богоматери" с отдельными чертами, характерными уже для "Неувядаемого Цвета". Таким образом, темы "Акафист Богородице" и "Похвала" переплетаются в иконах и в результате создаются новые варианты традиционных иконографий. В афонской гравюре и поздней болгарской иконе встречается сочетание композиции "Богоматерь Неувядаемый Цвет" в среднике и сцен Акафиста Богородице вокруг него, что отражает особое литургическое назначение этих икон, отмеченное Д. Палласом.
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ Складень с избранными святыми на створках Болгария, XIХ в. Дерево, темпера. 31.9 x 38.9 см. Частное собрание, Лондон |
В XVI-XVII веках процесс создания новых иконографий часто идет по пути буквального иллюстрирования гимнографических сочинений, отдельных эпитетов или строк из служб и текстов, восходящих к Ветхому Завету. Появляются иконы Богоматери "Гора Нерукосечная", "Непроходимая Дверь", "Всех скорбящих Радость", "Вертоград Заключенный" и другие. "Богоматерь Неувядаемый Цвет", насыщенная символами и уподоблениями, стоит в том же ряду.
Послуживший литературной основой иконографии "Богоматерь Неувядаемый Цвет" "Канон благодарный" Иосифа Песнописца, входящий в состав Постной Триоди, Канонников, Правильников и Акафистников, был издавна и широко известен. Но, несмотря на это, композиция, восходящая к нему, возникла только в конце XVII века, когда иконографическое творчество в православном регионе было чрезвычайно интенсивным и нередко находилось под определенным воздействием западной культуры.
Древнейшая и наиболее чтимая русская икона Богоматери "Неувядаемый Цвет" прославилась в московском Алексеевском девичьем монастыре. Ее первое упоминание относится к 1757 году, но, скорее всего, она находилась там и раньше. Н. Романский, автор книги о монастыре, связывает происхождение этой иконографии с Афоном и датирует икону предположительно XVII веком, когда,— как он пишет,— в русской иконографии стали изображать Богоматерь с непокрытой головой, что прежде не бывало.
Икона Алексеевского монастыря имела сложную иконографию, подробно описанную Н. Романским. На переднем плане иконы был изображен престол с кувшином и цветочной ветвью; слева (от Богоматери) — Богомладенец во весь рост, босой, правой рукой Он облокачивается на левое плечо Богоматери, в левой Его руке — скипетр; голова Богоматери склонена к Младенцу, на Ее не покрытой мафорием голове — венец, в правой руке — ветвь, обвитая лентой с надписью: "Цвете Неувядаемый! Радуйся, едина прозябшая яблоко благовонно! Радуйся, благоухание сладчайшего Царя!" Справа от Богоматери — корзина с цветами. Внизу вирши:Кто речет, яко плодов небо не имеет. Се от небесной ветви яблоко,Христос здесь есть. Ко сей ветви, людие, скоро притецыте, Яблоко небесно пожизненно приимите.
БОГОРОДИЦА НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ Современная икона |
Празднование этому образу происходило 3 апреля. Иконе из Алексеевского монастыря пелся богородичный тропарь и имелась специальная молитва. Надо отметить, что в России иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет", если судить по тем сведениям, которые сохранились, не участвовали в службе Акафисту.
Близка описанию Алексеевского образа икона Государственной Третьяковской галереи первой половины XVIII века из церкви святого Иакова в Сыромятниках. Но вместе с тем между ними есть и различия: волосы у Богоматери покрыты мафорием, глава Ее не склонена к Младенцу, вокруг нимба Богоматери — серебряные звезды. На фоне иконы — многочисленные изображения, о которых не упоминает Н. Романский в описании иконы Алексеевского монастыря (возможно, они не были им увидены под потемневшей олифой), с сохранившимися надписями хайретизмами "Канона", сопровождающими ветхозаветные прообразы и эпитеты Богоматери: "Радуйся, Звездо, являющая солнце", "Радуйся, Свешниче, златы", "Радуйся, Доме словесный и небесный", "Радуйся, Кадильнице всезлатая", "Радуйся, Ключ царствия Христова", "Радуйся, Книга одушевленная, в ней иже написа Слово Отчее зову...". На ленте, обвивающей жезл,— текст, близкий к тому, что приведен Н. Романским, но более развернутый, усложненный и также украшенный рифмой:Радуйся, Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное, Раю Словесный, Доме Небесный, красна, яко Доброгласна Струна, Дево Мария Пречистая.
Несколько отличается от двух описанных выше икон "Богоматерь Неувядаемый Цвет" конца XVII века из церкви Святителя Николая Чудотворца в Голутвине, также из Третьяковской галереи. Надписи на ее верхнем поле и фоне повторяют в сокращенном варианте тексты икон из церкви Иакова и из Алексеевского монастыря. Дополняет этот иконографический ряд образ из Троице-Петровского собора в Санкт-Петербурге (ГРМ), датируемый концом XVII — первой четверти XVIII века.
Богоматерь Неувядаемый Цвет.Москва. Оружейная палата.Тихон Филатьев. 1691 год |
Четыре рассмотренные иконы, близкие по времени создания, бытовавшие в храмах одного города, несмотря на иконографическое сходство, являют собой как бы различные композиционные варианты одного типа. К нему же относится икона на этот сюжет 1703 года из филиала Музея староболгарского искусства при Национальной художественной галерее (София, Болгария) и несколько более поздних болгарских и афонских икон.
У древнейших икон Богоматери "Неувядаемый Цвет" одна иконографическая программа, которая наиболее отчетливо, пожалуй, выражена в иконе из голутвинской церкви. Радость, торжество, звучащие в каждой строке "Канона благодарного", как бы рождают преизбыточную красоту иконы, в которой пламенеет киноварь и мерцает золото, тончайшая орнаментика сочетается с пышными цветами, драгоценные расшитые золотом драпировки — с богато украшенными палатами. Многочисленные преобразовательные символы вокруг Марии с Младенцем и детали композиции имеют непосредственным источником "Канон" Иосифа Песнописца. Чуть ли не каждый символ "Канона" находит себе точное соответствие в этой иконе. Марию с Младенцем окружают звезда, книга, луна, подсвечник, кадило, небесный сегмент с изображением Рая. Младенец Христос представлен стоящим на престоле, в некоторых иконах накрытом покровом с Голгофским крестом. Престол составляет единое композиционное целое с коленями Марии, что дает буквальную иллюстрацию к словам "Канона" Иосифа Песнописца, в которых Богоматерь именуется "Престолом Огненным Вседержителя", "Одушевленной Трапезой". Чертоги, изображенные по сторонам от Марии и Христа,— у Иосифа Песнописца это "Палата всех Царя", "пространное Селение Слова",— напоминают о традиционном понимании Марии как Дома Премудрости Божией.
Обильные цветы, стоящие в вазонах и "прорастающие" из увенчанного крестом жезла, иллюстрируют несколько хайретизмов "Канона", ставших основной темой этой иконографии: "Радуйся, Сладкоуханный Крине Владычице..." и "Цвете Неувядаемый, радуйся, едина прозябшая Яблоко Благовонное...". Процветший жезл — это символ Марии, от Которой "прозябе нам Красный цвет Христос Бог".
Иконописцы, создавая образ Богоматери "Неувядаемый Цвет", обращались помимо "Канона" и к текстам Священного Писания, к творениям отцов церкви, ко всему корпусу традиционных литературных сочинений. В Песни песней, источнике вдохновения гимнографов Средневековья, в соответствии с толкованиями святых Отцов, к Марии относятся пророческие слова о "Звезде, являющей Солнце", "живом Запечатанном Источнике", "Вертограде Заключенном". Вазоны с цветами, процветший жезл — это своего рода знаки Рая, "Вертограда". Полисемантический образ "вертограда", популярный в христианской литературе и поэзии, в данном случае выступает в своем устойчивом значении атрибута Богородицы, Которая "на земли была... Вертоградом ради ненарушенного девства" (Антоний Радивиловский).
Вероятно, на сложение иконографии оказали воздействие и "Слова" на Рождество Богоматери Иоанна Дамаскина и Андрея Критского. Так, на иконе из голутвинской церкви Богоматерь и Спаситель изображены в царских облачениях, обильно украшенных золотом. В "Слове на Рождество Богоматери" Иоанн Дамаскин воспевает Богоматерь, "облеченную благолепием добродетелей, как златоткаными одеждами". Златотканые одежды Марии ("в ризах позлащенных одеянна, преиспещренна", Пс. 44) и Младенца, расположение Марии одесную от Спасителя со склоненной к Божественному Сыну головой ("приклони ухо Твое") рождают явные аллюзии с древней иконографией "Предста Царица".
На двух болгарских и одной афонской иконах, которые принадлежат тому же иконографическому типу, Богоматерь как бы поддерживается облаком. Образ облака, который был связан в новозаветной традиции с Марией: "Тя Облак легок древле зрит просвещаем Духом Пророк Исайя, на Нем же седе славы Господь",— вспоминает и Андрей Критский в его "Слове на Рождество Богоматери".
Таким образом, в этой иконографии с присущей тому времени пышностью и многословностью, порой буквализмом, выражена сложная, но вполне традиционная для Православия тема.
Типологической параллелью "Неувядаемому Цвету", в котором вокруг Богоматери изображены Ее ветхозаветные символы и прообразования, в западном искусстве являются аллегорические композиции, получившие название "Concepcio immaculata" ("Непорочное зачатие"). Они возникли в конце XV века во Франции и получили широкое распространение благодаря гравюрам в печатных молитвенниках, куда их стали включать с начала XVI века. Первые издания с такими гравюрами были напечатаны в Париже. В композициях "Непорочное зачатие" Богоматерь изображается без Младенца, со сложенными молитвенно руками, под ногами Ее месяц, одежды украшены звездами. Вокруг Нее располагаются преобразовательные символы чистоты, в основном восходящие к Песни песней, но также к текстам пророка Исайи, Екклезиаста, Книги Бытия, — солнце, луна, врата, роза, кедр, жезл, источник, вертоград заключенный, престол, фонтан, зеркало, оливковая ветвь, лилия, звезда, башня. Каждый символ обычно сопровождается текстом на латыни, объясняющим его значение. Подобные композиции восходят к Литании, которую нередко называют гимнографической параллелью православному Акафисту. Прообразовательные символы Марии, упоминаемые в Литании, изображались на "лоретанских" листах — гравюрах, повсеместно известных в Европе. Они способствовали распространению этой и подобных ей схоластических композиций.
Иконографическая программа "Неувядаемого Цвета" находит параллели и в современных ей литературных произведениях. В "Слове на Рождество Богородицы" святитель Димитрий Ростовский со свойственной ему ясностью, логикой, образностью раскрывает значение Богоматери в домостроительстве Божием. Он говорит о Ее предызбранности и чистоте, Ее физической красоте и духовном совершенстве, Ее царственном происхождении. В "Слове" митрополита Ростовского хвала Марии строится вокруг образа "Палаты славы Царя Небесного", Пресвятой Девы как "Нерукотворного храма". Почему возникла необходимость "уготовления места селения", "каким строителем был создан храм", из каких "веществ", на каком месте "была устроена сия Одушевленная палата", "какова красота той Мысленной палаты" — эти вопросы задает автор похвального "Слова" и отвечает на них, используя Писание, творения отцов Церкви и, безусловно, "Канон благодарный" Иосифа Песнописца. Мария, Одушевленный храм Премудрости, была рождена в месте, называемом Назарет. Святитель Димитрий трактует названия городов Вифлеем (дом хлеба) и Назарет (отрасль, ветвь, кустарник, огражденное сокровенное место), сравнивает их. Если Вифлеем тайно прообразовал то, что Христос "есть Хлеб, сшедший с неба", то Назарет — "цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место": "и все сие ясно предызображает Пресвятую Деву". Сад живоносный, Вертоград заключенный, Плодоносная земля, взрастившая Хлеб небесный, — это традиционные уподобления Марии, проходящие через многие сочинения. Она сравнивается с колосом, дающим живоносный хлеб человечеству. В соответствии с этим в руках у Марии в иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет" нередко изображался колос. И далее святитель пишет, вторя прославленному гимнографу древности: "Она есть Цвет, прозябший от неплодной и застарелой утробы сухого дерева, Цвет Неувядаемый, присноцветущий девством, Цвет Благоухающий, родящий благоухание Единого Царя,— Цвет, приносящий плод — Христа Бога Господа, единственное Яблоко Благовонное".
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» |
Отдельная тема у Димитрия Ростовского — Дева — Престол херувимский. "Дева Богородица есть Херувим, ибо в Ней Христос почил телом. Своим, и на пречистых руках Ея Бог воссел, как на престоле: Дева стала Престолом херувимским". Этот аспект, издавна понятный и соотносимый с любой иконой Марии с Младенцем, теперь получает, как уже отмечалось, буквальную интерпретацию.
Сложная композиция иконы "Богоматерь Неувядаемый Цвет" со временем практически исчезает. В XIX веке подобные иконы встречаются, как правило, в упрощенном виде. Примером может служить небольшая икона XIX века из собрания Центрального музея им. Андрея Рублева, повторяющая чудотворную из Алексеевского монастыря: в ней сохранены своеобразная поза Младенца, опирающегося на плечо Марии согнутой рукой, Его царское одеяние.
Совершенно иная иконография представлена во второй чудотворной иконе того же названия, которая находилась в церкви Успения Богородицы на Могильцах и, вероятно, не дошла до нашего времени. По записанному в сочинении Ф. Ловцова преданию, икона "Богоматерь Неувядаемый Цвет" была принесена с Афона прихожанину церкви Малевскому-Малевичу в 1865 году, почиталась как чудотворная. С этой иконы и был сделан список для храма Успения в Могильцах. Иконография чудотворного образа существенно отличалась от широко известной к тому времени Алексеевской святыни. По описанию Ловцова, на ней Мария восседает на престоле, правой рукой поддерживая Младенца, стоящего на цветке, который вырастает из-под ног Богоматери. У Младенца в правой руке держава, левая прижата к груди. У Марии в правой руке — цветы лилии. Оба они представлены в царских венцах. Венец над Богоматерью держат Ангелы. Празднование иконе происходило 31 декабря. Точной иконографической аналогией этому чудотворному образу является икона первой трети XIX века из Центрального музея им. Андрея Рублева.
Образцом для икон этого типа, возможно, послужили или иконы, восходящие к гравюрам, или непосредственно гравюры. В 1820 году тщанием двух афонских иеромонахов, Стефана и Неофита (учеников известного монаха-энциклопедиста Никодима Святогорца), итальянским мастером Джанантонио Дзульяни была исполнена гравюра, причем это было уже второе подобное изображение, первое относится к XVIII веку. Мастер был связан с греческой общиной в Венеции. Естественно, что исследователи отмечали в гравюре влияние итальянской манеры. Эта гравюра с каталожным описанием опубликована в Каталоге православной духовной гравюры 1665-1899 гг. Д. Папастрату.
Еще одна чудотворная икона этой иконографии прославилась в Кадомском Милостиво-Богородицком монастыре. В ней были свои особенности, среди которых главная — полуфигура Иоанна Предтечи над головой Спасителя. Изображение Богоматери в этой иконе поясное. Икона была привезена из Грузии и подарена затем семьей Богдановых монастырю. Икона пользовалась особым почитанием у Серафима Саровского.
В чудотворной иконе этого же названия из г. Кунгура полуфигурное изображение Богоматери как бы покоилось на гирлянде цветов. Аналогичная икона, поновленная, как следует из надписи на ней, известным мстерским иконописцем и реставратором Я. В. Тюлиным в 1891 году, есть в собрании Третьяковской галереи. Прототип третьего варианта иконографии 'Неувядаемого Цвета" находится также в афонской гравюре и опубликован Д. Папастрату. Он несколько более позднего времени и далеко ушел от древнего образа. В сложении этого варианта "Неувядаемого Цвета" западная Rosenkranzmadonna сыграла наиболее очевидную роль.
Необычная иконография интересовала краеведов и историков XIX — начала XX века, которые сделали попытки найти объяснения названию иконы. В сочинениях некоторых авторов появление иконографии "Богоматерь Неувядаемый Цвет" связывалось с чудом от цветка Богоматери, называемого "неувядаемым". Но упоминаний о чудотворных иконах Богоматери "Неувядаемый Цвет" на Афоне ни в сочинениях популярного духовного писателя Святогорца, в которых есть целые пассажи, посвященные богородичным цветам, ни в многочисленных русских изданиях, посвященных афонским святыням, нет. В 1864 году, незадолго до того, как появилась в Москве икона церкви Успения на Могильцах, происходит чудо исцеления от богородичного цветка, о чем подробно сообщается в изданном Русским Пантелеимоновым монастырем "Сказании о чудесах Богоматери, совершившихся в недавнее время на Святой Горе Афон" монаха Мелетия. Это событие, вкупе с популярными описаниями путешествий на Афон паломников, и послужило, скорее всего, импульсом к объяснению названия иконы в связи с богородичными неувядаемыми цветками и к большей популярности этой иконографии в XIX веке.
Икона Божией Матери 'Неувядаемый Цвет'. XIX в-17 |
Итак, вторая половина XVII века отмечена появлением в России целого ряда новых богородичных икон под воздействием поствизантийского, несущего в себе черты католического влияния, и собственно западного искусства. Иногда художники создавали образы, совершенно не характерные для Православной культуры (яркий пример — рама к иконе "Богоматерь Донская" из Благовещенского собора Московского Кремля). Чаще, как в случае с "Богоматерью Неувядаемый Цвет", западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создается новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма, схоластики, свойственный западному мышлению, в ней сохраняется.
Иконография "Богоматерь Неувядаемый Цвет" проникла в Россию с Балкан, вероятно, вскоре после своего возникновения. Точное время появления икон в России и конкретные пути пока выяснить не представляется возможным. Но уже в древнейших русских иконах наблюдается творческое осмысление этого нового сюжета. Иконописцы находят адекватные средства для передачи не только эпитетов и прообразовательных символов, но и самого торжественного звучания "Канона благодарного". В поздних интерпретациях композиционная сложность и смысловая полнота уходят, остается основная иконографическая схема, не позволяющая в полной мере оценить поэтичность, глубину и буквально благоуханное великолепие первоначального замысла, нашедшего свое воплощение в древнейших иконах "Богоматерь Неувядаемый Цвет".
Л. П. Тарасенко
http://iconsv.ru/
*
=====================
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου |
Σύναξις Ὑπεραγίας Θεοτόκου τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου
Ἡ ἱερὰ εἰκόνα τῆς Παναγίας τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου τιμᾶται στὴ Μόσχα, στὸ Βορονὲζ καὶ σὲ ἄλλες πόλεις τῆς Ρωσίας, ὅπου φυλάσσονται ἀντίγραφα αὐτῆς. Στὴν εἰκόνα ἡ Ὑπεραγία Θεοτόκος κρατᾶ τὸ Θεῖο Βρέφος στὸ δεξί της χέρι καὶ στὸ ἀριστερό της χέρι ὑπάρχει ἕνα μπουκέτο ἀπὸ κρίνους. Αὐτὸ τὸ μπουκέτο συμβολικὰ δηλώνει τὸ ἀμάραντο ἄνθος τῆς παρθενίας τῆς Ἀειπαρθένου.
*
=================
*
Ἡ ἱερὰ εἰκόνα τῆς Παναγίας τοῦ Ἀμαράντου Ρόδου τιμᾶται στὴ Μόσχα, στὸ Βορονὲζ καὶ σὲ ἄλλες πόλεις τῆς Ρωσίας, ὅπου φυλάσσονται ἀντίγραφα αὐτῆς. Στὴν εἰκόνα ἡ Ὑπεραγία Θεοτόκος κρατᾶ τὸ Θεῖο Βρέφος στὸ δεξί της χέρι καὶ στὸ ἀριστερό της χέρι ὑπάρχει ἕνα μπουκέτο ἀπὸ κρίνους. Αὐτὸ τὸ μπουκέτο συμβολικὰ δηλώνει τὸ ἀμάραντο ἄνθος τῆς παρθενίας τῆς Ἀειπαρθένου.
*
=================
Икона Божией Матери 'Неувядаемый Цвет' |
Акафист Божией Матери, перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый Цвет»
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1339
--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1339
--
Кондак 1
О, Преблагословенная Богородице Дево, — радость и прибежище всем христианом: поклоняяся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим свои нужды, горе и слезы. Ты же, о, кроткая Заступнице наша, Тебе близки все наши земныя скорби и печали, приими же наши в молитвах воздыхания, помози нам и от бед спаси, неустанно бо и со умилением зовем Ти:Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Икос 1
Яко Божие благословение и яко дар небесный, долгожданный, непрестанною молитвою испрошенная от Бога, ниспослана была еси, Богородице, праведным и многообрадованным родителем Твоим — Иоакиму и Анне. Ты же о, Богоизбранная Отроковице, оставила еси родительское лоно и, яко светильник веры неугасимый, яко кадильница благовонная, во смирении предстала еси у порога Господня, и сила Вышняго вознесе Тя до самого входа, введе во Святая Святых и отверзе вся сокровенная неба. О, Премилосердная Богородице Дево! Отверзи и наши сердца к Твоему славословию и вознеси нашу молитву к Сыну Твоему и Богу нашему, да зовем Ти таковая:Радуйся, чистото недосягаемая и кротосте неизреченная;
Радуйся, во смирении Своем возвеличенная.
Радуйся, любве неисчерпаемый источник;
Радуйся, сосуде Богом избранный.
Радуйся, Заступнице наша усердная.
Радуйся, Мати Божия, Цвете неувядаемый.
Кондак 2
О, Пресвятая Дево Марие, помыслы греховными и делы студными, долу приклонены есмы, сердце наше холодом жизни объято, очи отягщены греховным сном. Но Ты, о, Цвете Неувядаемый, омый нас росою утренней, согрей нас солнцем любви и милосердия. Подыми нас, о Владычице, от праха земнаго ко Господу, да принесем Ему смиренное моление сие наше и вопием Ему: Аллилуиа.Икос 2
Архангел Гавриил послан бысть от Бога во град Галилейский Назарет и принесе Ти, о, Пречистая Дево, святое благовестие, глаголя: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Ты бо обрела еси благодать у Бога”. Мы же, недостойнии, зряще величие таковое, во смирении сердца взываем:Радуйся, Благодатная в женах;
Радуйся, обретшая благодать у Бога и паче ангел возвеличенная.
Радуйся, яко зачала еси Сына, Иже наследит престол Давида — отца Его;
Радуйся, Свет неугасимый во тьме сердцам возжегшая.
Радуйся, счастья вечнаго двери нам отверзающая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 3
В скорбех мятемся, в суете и печали жития своего дни проводим. Но ты, о Благословенная, освети души наша Своим благовестием, наполни сердца наша смирением. Да приклоним главы наша, речем: “Се раби Господни, да будет нам по воли Твоей!” Тебе же, о Цвете Неувядаемый, и от Тебе рожденному всечасно поем: Аллилуиа.Икос 3
Во дни же тыя текла еси Мариам во град Иудов и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И услыша Елисавет целование Мариино, и исполнися Елисавет Духа Свята, и возопи гласом велиим глаголя: “Откуда мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне!” О, Пречистая Дево! Посети и нас, немощных и убогих, и вознеси воздыхания наша яко дым кадильный ко престолу Всевышняго, да от полноты благодарнаго сердца поем тебе сице:Радуйся, яко призре Господь на смирение рабы Своея;
Радуйся, яко ублажат Тя вси роди.
Радуйся, яко сотвори Ти величие Сильный;
Радуйся, Источниче жизни и безсмертия.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 4
О, Цвете Неувядаемый! О, Красото благоуханная! Посети нас в скорбной земной юдоли нашей, умоли Сына Твоего, да сохранит нас от всякой беды и печали, гнева и воздыхания, да ниспошлет нам мир в сердца наша; да дарует нам, елико просим у Него, комуждо по своей потребе и покрыет нас Своею неисчерпаемою милостью. Мы же, чающе Твоего всесильнаго заступления, величаем душою нашего Господа и вопием Ему: Аллилуиа.Икос 4
Пастырем, стрегущим стражу нощную, Ангел Господень благовествова радость велию: яко родися Христос Господь во граде Давидове, Вифлееме, повит и в яслех положен. О, Пречистая Мати, рождшая Сына Твоего Первенца, приими от нас сицевая:Радуйся, Дево Богородице, яко Тобою возсия мирови Свет разума незаходимый;
Радуйся, звездо, путь нам во тьме указующая.
Радуйся, Заре, таинственнаго дне;
Радуйся, душ наших возрождение.
Радуйся, в скорбех верное прибежище и скорая Помощнице;
Радуйся, Лилия райская.
Радуйся, Дево всепетая;
Радуйся, Голубице кроткая, Милостиваго рождшая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 5
Се грядет Царь мира: Се Жертва тайная совершается; Ангели поют на небесех: “Слава в вышних Богу!” Рождается Спаситель мира. Христос приходит — великая Божественная тайна. Бог явился во плоти, и мы недостойнии раби, отложив всякое житейское попечение, со Ангелы богославословим во страсе и радости, яко пастыри и яко волсви, поклоняемся Тебе, о, Богомати, и Твоему Божественному Сыну непрестанно зовем: Аллилуиа.Икос 5
Се праведный Симеон прииде духом в церковь и прием Отроча Иисуса на руки свои, и благослови Бога, и рече: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром!” А Тебе, о Мати Марие, оружие пройдет душу, яко откроются от многих сердец помышления. Мы же, спасеннии Тобою, вопием:Радуйся, Преблагословенная, в радость печаль велию приводящая;
Радуйся, любви и нежности Материнския вечный Кладезю.
Радуйся, Мати Бога нашего, величайшия радости и величайшую скорбь о Сыне Своем претерпевшая;
Радуйся, Царице мира.
Радуйся, плачущим Надеждо и Утешение.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 6
О, Преблагая Мати Марие! С бурей и гневом вздымается житейское море, глубокие бездны разверзлись и готовы нас поглотити: сердце наше трепещет, омрачена наша радость, но Ты, о Кроткая и Милостивая, умоли Сына Твоего; да поможет нам, скорбным и сирым, в печалех наших; да укротит мятежные волны греховных страстей; да отвратит от нас всякую беду и опасность; да научит нас, како соблюсти Его вечную правду. А при кончине жизни нашея укажи нам тихую пристань и сподоби нас с Симеоном Богоприимцем возопити: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!” Помози же нам, о Неувядаемый Цвете! Не остави нас и спаси зовущих Богу: Аллилуиа.Икос 6
Отроча растяше и крепляшеся духом и благодатию; и Ты, о Мати Его, с любовию слагала вся глаголы о Сыне в сердце Своем. Скорбна и печальна ищуще Его и в дружине, и во сродницех и знаемых, егда возвращашеся с празднества Иерусалимскаго и с радостию велию обретши Его, в церкви седяща посреде учителей, иже дивляхуся и ужасахуся о Божественнем Его разуме. О, Пречистая Кротосте наша! О, Сладчайшее сердце, любовию весь мир согревающее! Услыши нас, вопиющих Ти таковая:Радуйся, Божественнаго Сына любовию возрастившая.
Радуйся, Сердце сладчайшее, любовию согревающее наша хладныя души.
Радуйся, Руководительнице мудрая родительских сердец;
Радуйся, Стено нерушимая нашим чадом и отроком.
Радуйся, сирым и безпомощным Покров и Прибежище в скорбех;
Радуйся, целомудрия и девства Хранительнице.
Радуйся, мужем кротким путь честный и правый указующая;
Радуйся, умягчение злых сердец.
Радуйся, умиление благих.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 7
“Чадо! Что сотвори нам?” — Тако вопрошаше Сына Своего — Иисуса и удивляяся; зряще Его седящим в храме посреде прегордых и суемудрых первосвященников иудейских, Божественный Разум, Божественное откровение им открывающего. О, снизойди же, Всеблагая Мати, и к нашим чадом: помолись о них Сыну Твоему и Богу нашему, да откроет им Свет истиннаго Богопознания; покрый их краем Твоего благоуханнаго покрова; наши сыны и дщери просвети светом разума; укрепи их силы телесныя и душевныя; соблюди их в страсе Божием, в послушании родителем и в чистоте душевней сподоби их возрасти на славу Богу и на счастье земли отцев наших. О, Светильниче любве неугасимый, умасти их елеем милости Твоея; согрей их кротостию очей Твоих; осени их ризою Своего Материнства. О, Цвете Неувядаемый! С крепкою верою, непоколебимою надеждою и великим сокрушением сердца, припадши к ногам Твоим, непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.Икос 7
Ходатаице теплая за род прелюбодейный и грешный! По глаголу твоему на браке в Кане Галилейстей Сын Твой и Бог наш сотвори начаток знамением и претвори воду в вино. Упроси же, о Матерь Божия, и ныне Сына Твоего, да сотворит и над нами чудо, да претворит скорбные дни наши, повитыя ложью, обидой и слезами, — в радость возрождения, в счастье любве и правды; да укрепит в нас начало Божественнаго Света — источник чистый Духа — Бога Святаго, Триединаго. Все же лукавое и нечистое да изженет из сердца нашего. О, Чистото недосягаемая и Милосердие неизреченное! Приклони ухо Твое к молитве нашей и сподоби нас звати сице:Радуйся, лучезарный Свете любве и всепрощения;
Радуйся, сосуде Божественный вечнаго блаженства.
Радуйся, за всех нас усердная пред Господом Молитвеннице;
Радуйся, нужды наша скоро ко престолу Божию возносящая.
Радуйся, яко по глаголу Твоему Сын Твой творит знамения, даруя радость человеком.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 8
Любви несть, правда исчезе, ложь и вражда, гнев и ненависть посеяны в сердце людское. Брат возстает на брата, чада на родители и родители на чада. О, Милосердый Боже! Кто оскверни дивную жатву Твою, кто всея среди пшенице плевелы и волчцы? Гнев Твой праведен, уже и секира при корне, но се к Тебе припадает Матерь Твоя, усердная Заступница мира. О, величайшая Любве и благоуханнейшее сердце! Отврати от нас гнев Божий, за грехи наша, праведно на нас движимый; укрепи любящия нас, да не поколеблет их ни гонение, ни время лютое; вразуми ненавидящих нас и творящих нам напасть; прости врагов наших, не ведущих что творят, смягчи гневное сердце их и озари их мрак светом любви Христовой, а злобу и ненависть их претвори в стыд и раскаяние. О, Цвете благоуханный! Сосуды наши пусты, елея добрых дел несть у нас и светильники веры нашей от бури житейской угасают. Умилосердися же над нами: наполни сердца наши веселием чистых радостей, духовно обнови нас, да благодарными устами непрестанно с умилением поем Богу: Аллилуиа.Икос 8
Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице:Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе;
Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана.
Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа;
Радуйся, яко в скорби сердца Твоего — Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами.
Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки;
Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 9
Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа.Икос 9
“Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой”. О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: “Воистину Божий Сын бе Сей!” Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти:Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася;
Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный.
Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго;
Радуйся, Святилище великия тайны.
Радуйся, Источниче нашего безсмертия;
Радуйся, Подательнице Божественныя благости.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 10
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Се бо за грехи мира приносится великая жертва, се Спаситель мира Благообразным Иосифом во гробе новом полагается и повивается чистою плащаницею. Душею же Своею восходит во ад сокрушити вереи вечныя и извести на свободу от века содержащия связанныя: из гроба же Своего провещает матери Своей: “Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже родила еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесуся со славою яко Бог, верою и любовию Тя величающия”. Отложим все земное и суетное и с чистым сердцем припадем ко престолу Царя Славы, непрестанно вопия: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! О, Мати нашего спасения! Сотвори и нас причастниками светлаго Воскресения Сына Твоего к вечнаго блаженства, да зовем Богу: Аллилуиа.Икос 10
Во едину от суббот, зело рано приидоша жены на гроб, носяще ароматы, и се пришедше зрят: камень отвален от гроба и несть Телесе Господа Иисусе. Ангел же к ним светло блистаяся, глаголя: “О, жены! Не бойтеся и не ищите Живаго с мертвыми: Христос бо воскресе, якоже и рече!” Тебе же, о Владычице, научи вся приглашати сице:Радуйся, Благословенная Богородице Дево и паки реку;
Радуйся, Сын бо Твой Воскресе тридневен от гроба.
Радуйся, яко вся земля ликует и вси ангели поют на небеси: “Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и нам всем и сущим во гробех живот даровав!”;
Радуйся, Подательнице жизни вечныя нескончаемыя.
Радуйся, яко Твоею любовию и Твоими молитвами избавихомся мрака вечнаго;
Радуйся, яко Тобою возсия нам светлый праздников праздник.
Радуйся, яко Тобою наста нам светлый день, в онь же друг друга обымем, прости вся воскресением, возрадуемся и возвеселимся радостию вечною.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 11
О, Иерусалиме, Иерусалиме, избивший пророки! Тяжкое твое злодеяние прощено у Господа, и над миром возсияло Солнце правды незаходимое. Очисти же и наши души, Кроткая Дево! Очисти наши чувствия, да узрим Христа из гроба исходяща; одень нас в брачныя одежды, да с радостию внидем в украшенный чертог Христов, поюще Ему Воскресшему: Аллилуиа.Икос 11
Егда приблизися час Твоего к Богу отшествия, о Богомати Дево, паки ангел Господень Гавриил, светло блистаяся, предста пред Тобою, вручив Тебе светлую, неувядаемую рая лилию, и се Ты со смирением и радостию прияла еси волю Господню и тихо отошла к Божественному Твоему Сыну. О, Неустанная молитвеннице наша! О, Неувядаемый Цвете светлаго рая небеснаго! Ниспошли и нам, Милосердная, тихий и безболезненный уход из сей юдоли плача, воздыханий и скорбей, да вопием Тебе таковая:Радуйся, вознесенная на Небо Сыном Твоим, Царице Небесная;
Радуйся, скорая и верная пред Ним наша Помощнице и Заступление.
Радуйся, Всепетая Дево, ибо имя Твое неувядаемо красуется и ублажается из рода в род;
Радуйся, в бурях житейских надежное наше и тихое пристанище.
Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 12
О, страшный последний час наш! Сердце и все уды трепещут, егда только помышляем о нем! Како оставим сирыми наши близкие и любимые? Како пойдем неумытные посреди тьмы и сени смертные к новой жизни? Како предстанем на страшный суд Творца и Бога? О наша Утешительнице! О добрая наша Помощница! Помоги нам, егда настанет сие, руку любящую Свою Материнскую положи на чело наше, да утихнут наши страдания и душа наша возродится, умири тоску разлучения нашего с миром сим, и свет вечной правды да возсияет пред нашими очами. О, Пречистая Мати! На Тебе надеемся, Тебе молимся и вопием: Аллилуиа.Икос 12
О, душе моя, душе моя! Восстани, что спиши? Конец приближается! Почто грехами богатееши? Почто не радиша, не готовишися? Господь при дверех, в чесом надежду полагаеши? Кий ответ проглаголеши Господеви, егда приидет Он — грозный Судия судити землю; ни часа, ни дне сего не веси, от края земнаго и до края звучит труба Архангельская; и мертвии возстают и собираются вси языцы. И се грядет Сын Человеческий на облацех с силою Своей, во всей славе Своей. Где наши добрые дела? Где милосердие? Где любовь? Прегрешений же наших неисчерпаемое многое множество закрыша небо. О, Всемилостивая Богородице! В сей страшный день предстани нам и буди Ходатаицей за нас пред Сыном Твоим. На Тебе Едину надеемся, не остави нас грешных. Буди нам защитою и укреплением, с теплою верою и несомненною надеждою припадаем к Пречистому Твоему образу и со слезами зовем таковая:Радуйся, молние тьму нашу освещающая;
Радуйся, на страшном судище Христовом за нас заступающая.
Радуйся, Своим омофором весь мир от бед и скорбей покрывающая;
Радуйся, яко сей мир тебе Единой матери усыновися.
Радуйся, яко тебе Единой неизреченная благодать молитися о нас дадеся;
Радуйся, всем верным Своим чадом вечную радость уготовляющая.
Радуйся, Цветом своим Неувядаемым нас грешных на веки благоухающая.
Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Кондак 13
О, Неувядаемый Цвете! О, Всепетая Мати Марие, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приими наше приношение, от всякия избави напасти всех. Согрей Материнскою любовию, возвесели нас вечною радостию. Спаси от вечных мук непрестанною к Сыну Твоему молитвою и небеснаго Царствия нас, Царице, сподоби, о Тебе вопиющих: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
*
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неувядаемый цвет»
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!
О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным!
Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
*
-----------------------
*
Аминь.
*
-----------------------
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ.1878 г.Музей истории религии. Санкт-Петербург |
Тропарь Божией Матери ради иконы Ее «Неувядаемый Цвет»
Тропарь, глас 5:
Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступница наша, Тебе так близки земныя печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Ин тропарь, глас 5:
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
*
----------------------------------------
Тропарь, глас 5:
Преблагословенная Богородице Дево, покланяемся Твоему Пречистому образу, Тебе поем хвалебную песнь, Тебе приносим нужды, горе и слезы, Ты же о, кроткая Заступница наша, Тебе так близки земныя печали, приими наша воздыхания, помози нам и от бед спаси. Неустанно бо и со умилением да зовем Ти: радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.
Ин тропарь, глас 5:
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный, Цвет Неувядаемый процветший, радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся и жизнь наследствуем.
Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
*
----------------------------------------
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ.со святой муч. Дарией Римской и св. Ангелом Хранителем.Иконописная мастерская Екатерины Ильинской |
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ Складень с архангелами и избранными святыми на створках Болгария, ок. 1800. Дерево, темпера. 33.4 x 45.7 см. Частное собрание, Лондон |
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ Складень-икона: Богородица Неувядаемый цвет, избранные святые и Жертвоприношением Авраама Греция, ок. 1800. Дерево, темпера. 17.5 x 26.5 см. Частное собрание, Лондон |
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ Складень-икона: Богородица Неувядаемый цвет, избранные святые и Жертвоприношением Авраама Греция, ок. 1800. Дерево, темпера. 17.5 x 26.5 см. Частное собрание, Лондон |
НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ фрагмент иконы Россия, конец XIX в. Дерево, масло. 45,5х36,5см. Частное собрание |
----------------------------
------------
-
1 комментарий:
Большое спасибо Вам! Рада, что есть на земле такие люди, которые умеют радовать своим творчеством! С Рождеством Христовы! Здоровья Вам и веры.Светлана.
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.