no copi

воскресенье, 22 мая 2011 г.

*** Вешнее Макошье (День Земли) Именины Земли ***

*
*
9 /22 мая.(10/23 мая)
Славянские праздники :: 
ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ
(День Земли) 

Именины Земли
Праздник Земли
ЗЕМИННИК
Велик-День
День Встречи Солнца-Яра и Луны-Ярины.
9 (10) мая (травеня)
*
В пасхальном календаре этот праздник размыт по трём дням:
Семик, Троица и Духов день.

*
*
9.05 (10.05) 
День Земли 
(Именины Земли, Вешнее Макошье)
10 мая (20 цветеня) - ЗЕМИННИК. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ. 
Праздник Земли. Велик-День. 
День Встречи Солнца-Яра и Луны-Ярины.
9 (10) мая (травеня) отмечается День Земли (Вешнее Макошье)
ЗЕМИННИК - это Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна 
чествуется как «именинница».

Считается, что в этот день Земля "отдыхает".

Поэтому в этот день не пашут, не сеют, не вскапывают землю и не собирают коренья на зелья, в землю нельзя втыкать колья и метать ножи, ибо кто не почитает Земли-Кормилицы, тому и она не даст хлеба не то что досыта, а и впроголодь.
Особливо чтутся во сей день Велес и Макошь — Земные заступники.

 
В ночь на Земинник женщины плетут венки и просят у Макоши-Ярины удачи в семейной жизни.


Мужчины же всю ночь жгут костры и слушают вещания волхвов, ибо сегодня наступает равновесие между Явью и Навью, Жизнью и Смертью, Правдой и Кривдой, а посему все предсказания как никогда верны и точны.


Днём Волхвы выходят в поле, ложатся на траву и слушают Землю, дабы услышать шепот корней, которые рассказывают, что ждёт посаженное в землю в этом сезоне.

На зачине, во вспаханную борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая,  
став лицом на восток:
"Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота,
Оборота и лихого дела".
Повернувшись на запад, продолжают:
"Мать-Сыра-Земля!
Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие,
Во смолу горючую".
Обратившись к полудню, произносят:
"Мать-Сыра-Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со ненастью,
Уйми пески сыпучие со метелью."
На полночь обращаются:
"Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты ветры полуночные с тучами,
Сдержи морозы с метелями".

После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено.
Когда-то в старину был и другой обычай с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети, но теперь, в связи с изменением нравов, обряд ограничен заклятиями на стороны света.

После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая:
"Мать-Сыра-Земля, скажи, да всю правду расскажи, на [имярек] покажи",
гадают о будущем по приметам в земле встречающимся.

Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери-Сырой-Земле, обязуясь защищать её от ворогов (врагов).

Зачин оканчивается славлением:
"Гой, Земля еси родная
Земля матёрая
Матерь нам еси родная
Всех нас породила
Вспоила, вскормила
И угодьем наделила
Ради нас, своих детей
Зелий еси народила
И злак всякий напоила
Польгой беса отгоняти
И в болезнях помогати
Повели с себя урвати
Разных надобьев, угодьев
Ради полый на живот".

После зачина освящённую горсть Земли собирают в мешочки и хранят как обереги.

Хмельной пир и игрища завершают праздник.

Древнеславянский праздник Мать-Сыра-Земля-Именинница.А Муха

В пору двоеверия на Руси на сию дату приходился Никола Вешний (Никола Тёплый), во многом "заменивший" Велеса.

В народе говорили:
"Нет за мужика поборника - супротив Николы (Велеса)",
"Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает",
"В Николу как дождь - будет хлеб и рожь",
"Егорий коров запасает, а Николай - коней",
"Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою".

Следует отметить, что в разных областях сей праздник отмечался в разное время.
Так например этот праздник отмечали в Духов день (понедельник после христианской Троицы).
В некоторых других местах Именины Земли праздновали на Симеона Зилота (10 мая).

http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=168
Славянские праздники :: День Земли (Вешнее Макошье)

http://staroverod.narod2.ru/tolkovnik/o_prazdnikah/zeminnik_veshnee_makoshe/

*
=========================



*
В день памяти святого апостола Симона землю считали именинницей -  
наши предки праздновали именины матушки сырой земли.

В этот день отмечается древнерусский  
день Земли-матушки
Семик – земля именинница, мать кормилица.
В пасхальном календаре этот праздник размыт по трём дням: 
Семик, Троица и Духов день.

В этот день не выезжали на пашню – пахота в Симонов день считалась большим грехом. 
Не «бередили» землю ни бороной, ни лопатой.
Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить ее покой.

Мать Сыра Земля
Автор Виктор Корольков

Праздник этот был отголоском языческих верований в землю как в живое существо, когда она связывалась с образом супруги Сварога (бога неба, отца солнца и огня) и почиталась праматерью всех людей.
Во времена язычества верили, что небо словно обнимает землю и от их союза рождается все живое.

Фрида КАЛО.    "Любовные объятия Вселенной"
Небо обнимает Землю, Земля Фриду, Фрида любимого своего, неверного Диего
 
С приходом на Русь христианства священники стали бороться с языческими культами, но окончательно уничтожить их так и не удалось.
Так и 23 мая крестьяне чтили землю и, желая порадовать именинницу, не пахали, не боронили, не рыли ям. 
Особый запрет касался вбивания в землю кольев.  
Грешно в этот день работать на земле.

Отсюда и пошли поговорки:
«Нынче день Симона-гулимона, лентяя преподобного» или
«Нынче Симоны, завтра гулимоны, а там по кабакам крестный ход» 
(сегодня отмечаешь праздник, завтра вообще ленишься выполнять какую-либо работу – и заканчиваешь свою жизнь нищим пьяницей).  
В самый разгар весны, когда ещё зовёт к себе пахота, когда набирают силу грозовые тучи, наступает день, когда следует почесть матушку – сырую землю, украсить её венками из цветов и трав.
Ведь земля трудилась и трудится, когда отдаёт свою силу, свои соки семенам, брошенным в пахоту.
Земля наделяет красотой девушек, указывает им чудесные тропинки на пути к счастью.

 
Земля в этот день должна отдохнуть, принять, как и всякий человек в день своих именин, поздравления, услышать добрые слова.
Отец и мать внушали своим чадам, что наступил день, когда земля-матушка именинница.
И надо её уважить.


Земля слышит каждое произнесённое нами слово, помогает человеку одолеть трудности. 
На именины земли для всех одна заповедь – пахать грех.
От земли всё богатство.
 *

В этот день каждый человек должен был поклониться ей, 
сходя с крыльца, просить у земли прощения 
«Прости меня, земля-матушка», 
ну а бабы особый обряд выполнить.
Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!
Как здорова земля,
так бы и моя голова была здорова.


Девушки, бабоньки да и старицы старались в этот день припасть к земле, 
обнять её и с особыми чувствами благодарности обратиться к ней с такими словами:
Ещё раз, моя питомая,
коснусь тебя головушкой,
спрошу у тебя благословеньица,
благословеньица со прощеньицем,
что не ширинкой тебя укрывала,
не в цветное платье обряжала,
не урязливым гребнем чесала,
а сохой-бороной рвала твою грудушку,
на заре-то я тебя лопатила,
рыла-била железными прутьями.
Прости, матушка,
прости, питомая,
прости грешную, моя кормилица!
 *

Было в обычае устилать землю праздничными платками, полотенцами, ставить принесенное угощение: пироги, квас, пиво.
Надев на голову венки, до позднего вечера водили девоньки хороводы, шли по кругу, по солнцу, будто лебедушки плыли по заводи. 
Хороводы в этот вечер были долгими, песни – протяжными.

*
В этот день Земля поглощает клятвопреступников и клеветников.

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря и 10 мая, мать – сыра земля могла разверзнуться и за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.
Больше всех ждали этот день женщины, на котоорых обрушилась недобрая несправедливая молва – бесчестье хуже смерти.
Оклеветанная с причетом и с просьбой обращалась к матери – сырой земле заручиться за неё и плела большой венок.
Над венком она клялась, что ни в чём не повинна.
Затем при всем честном народе женщина вступала вовнутрь венка и просила всякого, кто осуждает её, вступить также в круг.
Поверье гласило, что тот, кто решался вступить в венок с ложными наветами, неминуемо был наказан: мать – сыра земля так ударит его, что он упадет без чувств и после долго еще не сможет оправиться.

*

В этот день мать – сыра земля, по древним поверьям, даёт исцеление незрячим.

Приложив с намоленного места горсть земли к глазам, человек испытавший все страдания темноты, порой обретает счастье – увидеть белый свет.
Сердечные боли также начинали лечить с горсти земли.
Брали землю с того места, к которому был привязан человек, и прикладывали ее к сердцу.
Матери в этот день присыпают у косолапящих детей след
приговаривая, чтобы поступь ребёнка была пряма, чтобы мать – сыра земля дитя прямо поставила на ноги.
*

В списке «Свитка Ерусалимского» говорится, что от Земли Матушки создано тело человеческое  
(«очи от солнца, разум от Святаго Духа»), и что у всех чад Божиих:
Первая мать – Пресвятая Богородица,
Вторая мать – Сыра-Земля...
*

Мать – Сыра Земля представлялась воображению славянина живым существом.
Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на её могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из её недр вода.
«Земля сотворена, яко человек», – повторяется об этом, в несколько измененном виде, в одном из позднейших летописных памятников: «камение – яко тело имать, вместо костей, корение имать – вместо жил, древеса и травы – вместо власов былие, вместо крови – воды»...
Рождавшая все плоды земные богиня плодородия испытывала, по народному слову, не одно счастливое чувство материнства.
Мучимая жаждою – она пила, струившуюся с разверзавшихся над её лоном небес, дождевую воду, содрогалась от испуга при землетрясениях, чутким сном засыпала при наступлении зимней стужи, прикрываясь от неё лебяжьим покровом снегов; вместе с приходом весны, с первым пригревом зачуявшего весну солнышком, пробуждалась она – могучая – к новой плодотворящей жизни, на радость всему живому миру, воскресшему от своих зимних страхов при первом весеннем вздохе земли.
Ходит и в наши дни цветистая-красная молва о том, что и теперь есть чуткие к вещим голосам природы, достойные её откровения люди, слышащие эти чудодейные вздохи, с каждым из которых врывается в жаждущую тепла и света жизнь вселенной могучая волна творчества.
Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам народа-пахаря, не даст хлеба – не то что досыта, а и впроголодь.
В целом ряде воззваний к «чадам Божиим» указываются наказания за людское нечестие. 
Самою тяжкой карою является бесплодие земли-кормилицы.
Чады вы Мои!
Да не послушается Моей заповеди Господней
И наказания Моего, –
Сотворю вам небу меднаю,
Землю железною.
От неба меднаго росы не воздам,.
От земли железной плода не дарую,
Поморю вас гладом па земле,
Кладецы у вас приусохнут,
Истошницы приускудеют.
Ня будет на земле травы,
Ни на древе скоры,
Будет земля яко вдова...
Кто сыновним поклоном очестливым не поклонится Матери – Сырой Земле, выходя впервые по весне в зачерневшееся проталинами поле, – на гроб того она наляжет не пухом лебяжьим, а тяжёлым камнем.
Кто не захватит в чужеземный путь горсть родной земли, – тому никогда больше не увидеть родины.
*
Больные, мучимые «лихоманками» – 
лихими сестрами, выходят в поле чистое, бьют поклоны на все четыре стороны света белого, причитаючи:
«Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!»
Болящие «порчею» 
падают наземь на перекрестках дорог, прося Мать-Сырую-Землю снять напущенную лихим человеком болесть.
«Чем ушибся, тем и лечись!» – говорит народная Русь.
И вот – советуют знающие старые люди выносить тех, кто ушибся-разбился, на то самое место, где приключалась такая беда, и молить землю о прощении.
Старые, истово придерживающиеся дедовских заветов люди уверяют, что, если собирать на семи утренних зорьках по горсти земли с семи могил заведомо добрых покойников, –  
то эта земля будет спасать собравшего её от всяких бед-напастий.

Другие знающие всю подноготную старики дают совет беречь с этой целью на божнице, за образом Всех Скорбящих Радости, щепоть земли, взятую из-под сохи на первой весенней борозде.

В стародавние годы находились и такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу.
*

«Вынуть след»  
у человека считается повсеместно самым недобрым умыслом.
Нашептать, умеючи, над этим вынутым следом – значит, по старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам, и по ногам.
Суеверная деревня боится этого пуще огня.

«Матушка-кормилица, сырая земля родимая!» – отчитывается она от такой напасти:
«Укрой меня, раба Божия (имярек), от призора лютаго, от всякаго лиха нечаянная.
Защити меня от глаза недобраго, от языка злобнаго, от навета бесовскаго.
Слово моё крепко, как железо.
Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано –
на многие дни, на долгие годы, 
на всею на жизнь вековечную!..»
Как и в седые, затерявшиеся в позабытом былом времена, готова припасть к могучей земной груди народная Русь с голосистым причетом вроде древнего:
«Гой, земля eси сырая,
Земля матерая,
Матерь нам eси родная!
Всех eси нас породила,
Воспоила, воскормила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий eси народила
И злак всякой напоила»...


 *

Сказанье о том, как бог Ярило возлюбил Мать Сыру Землю и как она породила всех земнородных >>
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/pages/01_mir/pr_05_10duh2.html




Сегодня желательно пройтись босыми ногами по земле.

Эти нехитрым способом вы почерпнёте у нее силы, необходимые вашему организму.
Дружись с землёй: от земли вшел, земля кормит, в землю пойдешь.
Огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, солнце – князь, луна – княгиня.
*

===============================================
========================
===




-----------------
Праздники славян
http://www.calend.ru/
Славянские праздники :: День Земли (Вешнее Макошье)
http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=168

http://staroverod.narod2.ru/tolkovnik/o_prazdnikah/zeminnik_veshnee_makoshe/
Дневник dara3
http://www.liveinternet.ru/users/dara3/

-------------

----

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.