no copi

воскресенье, 22 мая 2011 г.

* Зарайская Икона Николая Чудотворца *

*
Николай Чудотворец (Зарайский)
*
Икона Николая Чудотворца  
Зарайская
*
Икона «Никола Зарайский с 18-ю клеймами жития».
XV в. 85х63 Ямская слобода г. Рязани. Никольская церковь. Рязанский район.
РИАМЗ. Поступила в музей в 1936 г.
*
Икона Николая Чудотворца  Зарайская

Хранима почти девять веков Зарайская земля чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, и прославлена она многими славными подвигами и победами. И знаменита своею главною святыней – Зарайской иконой Святителя Николая Чудотворца, или, как говорили в народе – Николой Зарайским. А 11 августа теперь совершается празднование в честь Зарайской иконы Святителя Николая Чудотворца.

Зарайск является одним из древнейших городов русских. В настоящее время это районный центр Московской области, с 1778 по 1929 года Зарайск был уездным городом Рязанской губернии, а еще раньше, в XII веке, – здесь было Зарайское удельное княжество.
Временем рождения города Зарайска считается год упоминания в летописи города, тогда носившего имя – Осетр: в 1146 году великий князь Новгородский и Черниговский Святослав Олегович, возвращаясь из Рязани, свернул с Оки на Осетр-реку и посетил град Осетр, который располагался, по-видимому, на северо-западной окраине современного Зарайска, то есть на месте Осетровского городища, что у Белого колодца.
Расположенный на реке Осетр, этот город был пограничным городом Рязанского княжества и имел различные названия, известные по летописным сводам: Осетр, Красный (красивый), Святого Николы Корсунского (Корсунь – Херсонес), Заразск, Новгородок-на-Осетре, Заразеск, Зараеск, Никола Заразской-на-Осетре, Никола-на-Осетре, Город Николы Заразского Посад, Никола Заразский, Зорайск, Зараск, а с XVII в. – Зарайск.
Существует несколько версий, объясняющих происхождение современного названия города. Слово «заразы» было употребительно по отношению к отвесной круче, обрыву (крутой склон вдоль правого берега Осетра называют Заразами), так же называют непроходимый лес и даже место захоронения умерших от болезней. Есть мнение, что слово имеет смысл «зараз совершенный», то есть в один прием, раз.
Но местные жители объясняют происхождение названия города, ссылаясь на событие, описанное в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем»: княгиня Евпраксия, узнав о гибели в ставке Батыя своего мужа князя Феодора Юрьевича, выбросилась с малолетним сыном Иоанном из окна высокого терема и разбилась насмерть – они умерли сразу, зараз (вместе, одновременно и сразу, без промедления). Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны с этими именами. При князе Феодоре икона Свт. Николая прибыла из Корсуня, князь Феодор встречал ее у Белого колодца, князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского.
Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 году княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество.
В 1224 году началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 году уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно.
Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую Аз бо тамо хощу образом моим бытии и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз.
Пресвитер Корсунский отправился с семьей в дорогу. Миссионерам пришлось передвигаться окружным путем, через Европу, а не традиционной дорогой по половецкой земле, так как после неудачной битвы на Калке это было крайне рискованно. Но и выбранный путешественниками европейский путь тоже был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ Свт. Николая спасал миссионеров от неминуемой гибели.
29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня святыню.
«В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».
Встреча была подготовлена чудесным образом, и, как рассказывает летопись, подвиг и слава княжеской семье мучеников была обещана князю Феодору. «Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею».
И тотчас направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел. И пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял чудотворный образ, и принес во область свою. И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, веля поведать ему о прибытии чудотворного образа Николы из Корсуня-града. Великий князь Георгий Ингваревич услышал о прибытии чудотворного образа Николы и возблагодарил Бога и угодника его чудотворца Николу за то, что посетил Бог людей своих и не забыл создание рук своих».
Вскоре на поклонение иконе прибыли епископ Евфросин Святогорец и Великий князь Рязанский Юрий Ингваревич. «Князь великий взял с собою епископа Ефросиния Святогорца и тотчас пошел в область к сыну своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса, и исполнился радости о его преславных чудесах. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город».
Миссионеры из Корсуня поселились в Черной слободе города Красного, на горе, которая получила название Корсацкой.
Вместе с иконой Святителя Николая, Евстафием была доставлена небольшая библиотека славянских и греческих книг. В августе 1225г. в Остроге города Красного была заложена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца для помещения в ней доставленной из Корсуня святыни. Со временем здесь был создан скрипторий, где переписывались старые книги, изготовлялись новые.
От пресвитера Евстафия начался род служителей Никольской церкви в Зарайске. Традиция сохранения святыни и благоговейного служения ей в прославлении имени Господня передавалась от отца сыну и не прерывалась 335 лет:

«1. Поп, служил у Николы чудотворца Остафей, пришел из Корсуня с чудотворным Николиным образом.
2. Сын его Остафей по отце своем служил.
3. Поп по Остафе служил сын его Прокофей.
4. Служил Прокофьев сын Никита.
5. Служил сын Никитин Василиск.
6. Служил сын Василисков Захарей Покид.
7. Служил сын Захарьев Феод осей.
8. Служил сын Феод осев Матвей.
9. Служил сын Матвеев Иван Вислоух.
10. Служил сын Иванов Петр.»

Предположительно, в 1231 году состоялось бракосочетание князя Феодора Юрьевича с греческой (?) царевной Евпраксией, а в 1231 году в княжеской семье родился сын Иоанн. «Спустя немного лет князь Федор Юрьевич сочетался браком, взяв супругу из царского рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родила именем Ивана Постника.
В двенадцатый год после перенесения Чудотворной иконы из Корсуня, в 1237 году, полчища Батыя вторглись в южные земли Рязанского княжества и расположились на реке Воронеж. Рязанский князь Юрий Ингваревич направил в ставку Батыя посольство рязанских князей во главе со своим сыном Феодором Юрьевичем «с дарами и мольбами великими, чтобы хан не ходил войной на Рязанскую землю». Батый принял дары и начал требовать к себе на ложе княжеских дочерей и сестер. Суждено было князю Феодору стать жертвой зависти и предательства одного из рязанских вельмож, который донес хану, что у князя Феодора необыкновенной красоты жена Евпраксия. Хан потребовал от князя: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Оскорбленный князь решительно ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».
Безбожный царь Батый разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича, а тело – бросить на растерзание зверям и птицам. Были убиты и другие князья и лучшие воины.
И один из приближенных князя Федора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал над телом честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял тело преславного князя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестный царь Батый убил князя Федора Юрьевича.

«В год 6745 (1237). Убит был благоверный князь Федор Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем на реке Воронеже. И услышала благоверная княгиня Евпраксия-царевна про убиение господина своего блаженного князя Федора Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого дворца своего и с сыном своим с князем Иваном Федоровичем, и убилась до смерти. И принесли тело блаженного князя Федора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Федоровича в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя «заразила» -<расшиблась до смерти>».

Узнав «об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей, лучших людей», великий князь Юрий Ингваревич, стал собирать воинство свое и расставлять полки. «И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и скрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

И пошел в церковь Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, и плакал много перед образом Пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестного царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевских пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два – с десятью тысячами».

Когда же увидел князь Батый Олега Ингваревича, красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, то хотел уврачевать его от ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич стал укорять царя Батыя, назвал его безбожным и врагом христианства. Батый повелел тотчас князя Олега ножами рассечь на части. И принял князь венец страдания от всемилостивого Бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.

И стал воевать царь Батый Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. Он осадил град, и пять дней была битва. «И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали.

И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы Божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и едину чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца ни матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль, и на Владимир, собираясь Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить.

Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен Богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья все его убиты нечестивым, законоотоступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей, лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято. Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно вскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.

Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных. <…>

И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих – великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных – своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел их нести во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу.

А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Федор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого Чудотворца Николы Корсунского. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила).

Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во святом крещении Козьмой, сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловредного царя Батыя. А господина Михаила Всеволодовича Пронского посадил на отца его отчине».

Полчища Батыя по пути из Рязани в Коломну и Москву, разграбили и сожгли город Красный.

28 декабря 1237 года легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова и побывав в разграбленной Рязани, по преданию, прибыл в Красный (Зарайск) и на Великом Поле сформировал дружину из 1700 ратников. Русская дружина настигла на Суздальской земле полки Батыя и напала на их станы.

Решающее сражение русских воинов во главе с Евпатием Коловратом и монголо-татарского войска произошло 4 марта на реке Сити.

«И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. <…> И послал шури-ча своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями, – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на конях бьются -один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

Так, чудотворный образ Святителя Николая пришел на землю Рязанскую, Зарайскую во время страшных испытаний, монголо-татарского нашествия. Главными темами русских летописей становятся тема плача и покаяния, необходимого при глубоком осознании зависимости общего и личного блага от поступков каждого, от любви, стремления к единству, живой совести христианского народа. Христианское самоуглубление, признание грехов своих укореняется в самосознании народа, в Зарайске развитие христианского мышления, религиозный опыт происходит под строгим взором и непосредственном мо­литвенном участии святителя Николая, образом своим здесь пребывающем. Важно не только выжить, находить силы восстанавливать хозяйство, храмы, продолжать богослужение, но главное – не струсить, не предать, остаться человеком, христианином, сохранить верность православии. Для многих в те времена примером оставались только святые, а образы святости, любви, сострадания – только у Самого Христа, да Его святого воинства, непреклонных правдолюбцев и исповедников, у пастырей надежных, каким и был святитель Николай.

Крупная победа, называемая нередко репетицией Куликовской битвы, состоялась 11 августа 1378 года на реке Воже. Темник Мамай снарядил тогда 50-тысячное войско под командованием Бегича. Московский князь Димитрий Иванович, узнав о приближении монголо-татарского войска, выступил навстречу неприятелю. Великое Поле Зарайского княжества было сборным пунктом русской рати перед выходом на реку Вожу. Здесь близ Зарайска к князю Димитрию присоединились конные дружины Даниила Пронского и Олега Рязанского.

В 1386 году великий подвижник земли русской преподобный Сергий Радонежский по пути в Рязань и возвращаясь оттуда, дважды посетил Зарайск, останавливаясь для молитв у Николы Зарайского.

В 1401 году в скриптории (вероятно, при Никольском храме) создано Евангелие, известное под названием «Зарайское». Эта рукописная книга с великолепными буквицами, орнаментом и миниатюрами хранится в Российской Государственной библиотеке (РГБ).

На Зарайской земле происходил целый ряд победоносных сражений русских воинов с крымскими захватчиками. В июне 1511 года крымский хан Ахмат-Гирей предпринял несколько попыток прорвать в рязанские земли, но каждый раз в окрестностях Зарайска встречает решительный отпор русских дружин под предводительством князя Александра Владимировича Ростовского.

В июне 1512 года в Рязанское княжество вторгся крымский царевич Махмут, но, узнав, что воеводы великого князя стоят на Осетре, вернулся. В 1513 году чудотворная икона Свт. Николая была перенесена в Коломну, а в 1516 году возвратилась в Никольский храм Зарайска.

В сентябре 1527 года близ Зарайска произошло сражение русского войска с полчищами крымского хана Ислама-Гирея, закончившееся полным разгромом крымского войска. Крымские татары снова были биты «у Николы Заразского» в 1528г. В этом же году был заложен в Зарайске каменный кремль и в нем – новая каменная церковь Свт. Николая Чудотворца.

10 марта 1530г. Великий князь Московский Василий III выехал из Москвы в Зарайск, чтобы помолиться у чудотворной иконы Свт. Николая.

В первой половине XVI века войска крымских татар периодически вторгались в Рязанское княжество, выжигали посады, грабили местное население и уводили в плен. Память народная и летописи сохранили славное имя Мити Калинина, вождя сторожевой службы Вожской засеки (у Зарайска).

В 1550, 1551, 1560 и 1571 гг. в Зарайске побывал царь Иоанн Грозный и молился чудотворной иконе. По велению Иоанна Грозного в Зарайске был возведен Иоанно-Предтеченский храм, а в 1556 г. царь приказал разобрать одно судно и возвести на крутом берегу Осетра возвести церковь Спаса, которую тут же освятили.

8 февраля 1610 года князь Дмитрий Пожарский был назначен воеводой Зарайска. В июле этого же года воеводе пришлось подавить мятеж, организованный приверженцами Лжедмит-рия II. Многие южные города, в том числе Коломна и Кашира, тогда поддержали власть самозванца и послали в Зарайск грамоту с требованием присягнуть Лжедмитрию II. Обыватели вызвали воеводу на площадь перед Кремлем и потребовали от него признать «законного царя Дмитрия».

Князь Пожарский не дрогнул, объявил о своей верности Москве и стыдил сомневающихся. «Стойте за правду, и только за правду! Остерегайтесь измены и чужеземной кабалы. Если же попробуете принудить меня к измене силой, вас ждет позор и поражение», – предупредил князь. Мятежники хотели расправиться с воеводой, но князь Пожарский готов был не только на словах постоять за правду. Благодаря священнику Димитрию Леонтьевичу Протопопову князь получил поддержку у патриотически настроенных горожан и укрылся в Кремле с верными ратниками. Мятежники, столкнувшись с волей и твердостью верного и бесстрашного воеводы, раскаялись и поклялись ему верно служить Москве.

После этого князю Дмитрию Пожарскому удалось выдержать осаду Кремля, предпринятую черкесами, казаками и «воровскими людьми», прибывшими во главе с Исааком Сумбуловым из Михайлова, и изгнал их из Зарайска. За время своего воеводства князь Дмитрий Михайлович Пожарский 16 раз отражал врагов от Зарайска.

По призыву воеводы П. П. Ляпунова в январе 1611 года князь Пожарский, воевода Зарайский, примкнул к Первому (Рязанскому) ополчению, в которое вошли ратники более 50 городов и уездов России, это были дворяне, посадские люди, стрельцы, черносошные крестьяне, казаки.

1 октября 1611 года по предложению новгородского старосты Кузьмы Минина Дмитрий Пожарский был избран воеводой Второго народного ополчения и приступил к его формированию в Нижнем Новгороде.

20 августа Д. Пожарский и Кузьма Минин вступили в Москву во главе Второго народного ополчения. 26 октября польские интервенты, засевшие в Московском Кремле, капитулировали, и Москва была освобождена от иноземных захватчиков.

Много славных побед одержано в окрестностях Зарайска, важнейшие из них – победы над сомнениями, малодушием, трусостью, одним словом, над грехами, в периоды испытаний, искушений. Что дает пребывание великого Мирликийского чудотворца во образе своем Зарайском? Конечно, помощь его ощутима в достижениях, важных, ответственных делах, но важнее всего – в духовном укреплении, в указании правильного пути, в даровании сил поступать нравственно, не как выгодно, но как благородно, по-христиански.

Много прекрасных имен оказалось связано с Зарайской историей. Это были не только священники и воины. Зарайская земля вскормила замечательных писателей, художников, скульпторов. Одно из имен нельзя не упомянуть особо. Это великий философ и писатель Федор Михайлович Достоевский, певец вечной борьбы добра и зла в сердце человека. Воспитанию гения Достоевского, раскрытию его пророческого дара и художественного мастерства, возможно, способствовала атмосфера, в которой пребывал будущий писатель в детские годы. Может быть, здесь произнесенные детские молитвы, конечно, и к Святителю Николаю, предопределили верность правде и православию писателя, провели его через все испытания, превратности судьбы и не допустили штудты, защитили от обывательщины, фальши, от всего наносного сохранили чистым око писателя, непременное условие истинного творчества, укрепили дух, приумножили любовь и способность сострадать своему народу и отдать себя, свою жизнь, дарования до капли, без остатка погибающему, но так нуждающемуся в спасении миру.
Летом 1831 года врач Мариинской больницы для бедных Михаил Андреевич Достоевский купил у помещика Хотяинцева сельцо Даровое, а через два года приобрел у него и соседнюю деревню Черемошню. Родовое имение Достоевских Даровое и сейчас привлекает внимание почитателей таланта Ф. М. Достоевского. Здесь с 1832 по 1838 гг. будущий великий писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский проводил летние каникулы. Здесь он побывал и незадолго до своей кончины, в 1877 году.

Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about

*
============================
Никола Зарайский с житием
Новгород,  XVI век
Святитель Никола Зарайский с Деисусом и избранными святыми.
Около 1500 г.
Россмя. Великий Устюг. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Порядок клейм:
1     2     3     4     5
6                         7
8                         9
10                       11
12                       13
14 15 16 17 18 19 20

1-5. Деисус.
6. Илья;
7. Афанасей;
8. Димитрей;
9. Митрополит Иона;
10. Стефан;
11. Власей;
12. (?);
13. Георгий;
14. Козма;
15. Дамиан;
16. Параскева;
17. Екатерина;
18. Варвара;
19. Флор;
20. Лавр;
Икона раскрыта в Вологодской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской А. А. Рыбаковым в 1975 году, после чего она стала известной в литературе. Но при этом произведение, подобно иным, относящимся к той же эпохе, не привлекло более пристального внимания исследователей, хотя здесь на полях оказалось одно из самых ранних изображений Прокопия Устюжского. Судя по надписи на поземе в среднике, икона подверглась поновлению в марте 1822 года «на Устюге Великом». Включение в ряд изображенных святых Прокопия Устюжского весьма примечательно, но в то же время оно способно не только служить указанием на выполнение иконы в Великом Устюге, но и свидетельствовать о распространении почитания в пределах региона. Однако историческая связь произведения с Великим Устюгом не подлежит сомнению.
Материальные признаки данной иконы вполне соответствуют ее вероятному выполнению около 1500 года: сосновая доска с ковчегом первоначально имела одну шпонку с тыльной стороны посредине, и лишь позже врезаны еще две встречные, вверху и внизу. Красочный слой оказался потерт, с обширной утратой части киноварного фона средника и участков левкаса вдоль нижнего края, имеющих вставки, одна из которых приходится на часть полуфигуры святой Екатерины.  Средник выделен черной каймой с крупными белыми «жемчугами». По сторонам средника на светлом фоне написаны Деисус из пяти фигур со Спасом Нерукотворным и пятнадцать полуфигур избранных святых, в их числе Прокопий Устюжский.
Несколько расширяя приведенную выразительную суммарную характеристику иконы, следует остановить внимание на некоторых ее деталях, и прежде всего на изображении средника. В русской иконографической традиции оно известно как образ Николы Заразского (или Зарайского), почитание которого на Руси, по данным литературного источника, прослеживается с 1225 года. В произведениях иконописи это изображение в рост святого Николы с разведенными в стороны руками (благословляющей — правой и держащей закрытое Евангелие — левой) представлено с первой половины XIV века, в частности в новгородских. Рязанские иконы с этим сюжетом относятся к более позднему времени и отличаются более развитой иконографией. Вопрос места начала почитания Николы Заразского теперь решается в пользу связи с интересом к корсунским святыням в последнюю четверть XV века, проявившимся в Новгороде. Однако иконография использована при этом более древняя, к тому времени получившая распространение в русских землях и соответственно имевшая различные варианты, указывавшие на локальные традиции. С учетом сказанного важно подчеркнуть сходство общего характера представленной на описываемой иконе фигуры святого Николы с изображениями ферапонтовских фресок Дионисия, выполненных в 1502 году.
Вверху полуфигуры предстоящих в молении Спасу Нерукотворному: Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил; по сторонам попарно: пророк Илья и Афанасий Александрийский, Дмитрий Солунский и Иоанн Милостивый, архидиакон Стефан и Власий, Прокопий Устюжский и Георгий; внизу: Козма и Дамиан, Параскева, Екатерина, Варвара, Флор и Лавр. Не исключено, что изображения по сторонам средника группируются скорее по вертикали, хотя в таком случае более логичным было бы размещение образа Георгия слева, рядом с Димитрием. Но надо отдать должное иконописцу за то, что он указанное распределение поясных изображений святых умело подчинил композиционному и цветовому ритму, свидетельствующему о тонком эстетическом вкусе. Объяснение внутренней логики в порядке расположения фигур в идеале должно быть соотнесено с иконографической схемой деисус-ной композиции, предполагающей последовательность архангелов, апостолов, святителей, пророков, мучеников, преподобных, святых жен.
В центре верхнего поля новгородских икон XIII века представлена Этимасия (Уготованный престол). Локализуемые Новгородом иконы XIV—XV веков обычно подобного обрамления не имеют. Появляется оно снова, уже в ином варианте, только на рубеже XV—XVI веков, в провинциальной новгородской иконописи, возможно, под воздействием палеологовских образцов.


http://iconsv.ru/




------------------------------------
-----------------------
---------

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.