no copi

суббота, 28 мая 2011 г.

* Благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский *

*
Благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский
*
Благоверный 
царевич Димитрий, Угличский и Московский 
(1591 г.).
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский
Благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения) (1591).
** Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца (1591).
Ὁ Ἅγιος Δημήτριος ὁ Θαυματουργός ὁ πρίγκιπας    1591 μ.Χ.
*
Святой Благоверный царевич Димитрий, угличский и московский чудотворец
XVII век
*
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский
   
Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
     В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
     Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
http://days.pravoslavie.ru/

*
======================
Димитрий царевич
Россия, XVII век,  дерево, темпера, 153 х 77,8 см
Сольвычегодский историко-художественный музей
 ==========================
Благоверный царевич Димитрий, Угличский и Московский (1582)

Дни памяти: 19 октября

Родился 19 октября 1582 г. и был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален со Двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.

http://iconsv.ru/
*
==============
Ὁ Ἅγιος Δημήτριος ὁ Θαυματουργός ὁ πρίγκιπας
 ==============
Перенесение мощей святого благоверного царевича Димитрия
Ἀνακομιδὴ Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Δημητρίου τοῦ Θαυματουργοῦ τοῦ πρίγκιπος

Ἡ μνήμη τοῦ Ἁγίου Δημητρίου τοῦ Θαυματουργοῦ τοῦ πρίγκιπος Οὔγκλιχ καὶ Ρωσίας, τιμᾶ ἡ Ἐκκλησία στὶς 15 Μαΐου, ὅπου καὶ ὁ βίος του.
Ἡ ἀνακομιδὴ καὶ μεταφορὰ τῶν ἱερῶν λειψάνων τοῦ Ἁγίου Δημητρίου ἀπὸ τὴν πόλη Οὔγκλιχ στὴ Μόσχα, ἐπραγματοποιήθηκε τὸ 1606. Τὰ ἱερὰ λείψανα ἐτοποθετήθηκαν στὸ ναὸ τῶν Ἀρχαγγέλων τοῦ Κρεμλίνου. Μετὰ τὰ πολλὰ θαύματα ποὺ ἔγιναν ἀπὸ τὰ ἅγια λείψανα, καθιερώθηκαν οἱ ἡμέρες μνήμης τοῦ πρίγκιπος Δημητρίου: τῆς γεννήσεως († 19 Ὀκτωβρίου), τοῦ βίαιου θανάτου († 15 Μαΐου) καὶ τῆς μετακομιδῆς τῶν ἱερῶν λειψάνων αὐτοῦ στὴ Μόσχα († 3 Ἰουνίου).
*
=============
Икона «Святой царевич Димитрий в житии в 21 клейме». XVIII век.
В руках Царевича -рогоз
"...Название, происшедшее оттого, что на изображениях страждущего Иисуса Христа с терновым венцом на голове, в руках Его, в виде скиптра, рисовалась Typha latifolia...". А ведь мученический подвиг - подражание Христу
Рого́з (лат. Typha) — род растений из семейства рогозовых
 =====================
Тропарь благоверному царевичу Димитрию Угличскому и Московскому

Тропарь, глас 1:
     Всеоружеством Духа благодати вооружен быв и необорим столп и утверждение отечеству своему показася, яко агнец незлобивый, от врага неправедно заклан быв и в жертву непорочну Господеви принесеся. И ныне дар благодати от всех Подвигоположника прием, источаеши всем исцеление, достохвальне благоверный царевичу княже Димитрие. Слава Восприимшему тя от земных в Небесная, слава Венчавшему тя венцем неувядаемым, слава Действующему тобою всем исцеление.
Тропарь, глас 4:
     Царскую диадиму обагрил еси кровию твоею, богомудре мучениче, за скиптр крест в руки приим, явился еси победоносец, в жертву непорочну Владыце принесл еси себе, яко бо агнец незлоблив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице. Молися о державе сродников твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.
Ин тропарь, глас 2:
     Яко благочестиваго корене боголюбивый произыде плод, яко агня незлобиво, неповинно во младенстве заклан бысть от властолюбца вкупе и злаго раба. Тем, яко златыми крылы, душевною чистотою и младенческим незлобием к Небесней высоте возлетел еси, страстотерпче Димитрие. И ныне кровь твоя от земли тайно вопиет к Богу, яко Авеля праведнаго. Сего ради покланяемся верою ти, славяще прославльшаго тя Бога, Егоже моли стране нашей богоугодней быти и сыновом русским спастися.
Ин тропарь, глас 2:
     Велика обрете тебе целебника в последнем роде, люди твои, русстии народи, новый страстотерпче Христов, благоверный царевичу княже Димитрие, возсия бо на земли чудесы своими, яко звезда небосветлая, но, созрелый убо клас Христу, испив чашу яко агнец непорочен, заклан бысть в жертву чисту, пренесе себе Владыце всех, от Негоже победным венцем увязеся, просия мирови, яко солнце, прелести вся угасил еси и Соборную обогащаеши Церковь чудотворении, стране нашей на враги поборник, одержимым же различными недуги врач, всех нас освящаеши богатыми даровании, всехвальне, и молитвами, святе, твоими всем даеши Божественное исцеление.
*
Тропарь, глас 8 (Перенесение мощей):
     Днесь вельми хвалится царствующий град Москва, имея в себе праведныя твоя мощи, благоверне царевиче Димитрие, яко цвети благоуханныи, пребываеми во святем храме, просвещение подают душам и телом нашим. Тем радостно тя восхваляем, и честное пренесение мощей твоих верно почитаем, и молим тя: моли Христа Бога даровати нам велию милость.
Кондак, глас 4:
     Яко пресветлая звезда, явился еси днесь в царствующем граде Москве, благоверне царевиче Димитрие, сияя праведными своими мощми. К нимже притекающе, исцеления дар приемлем и глаголем: радуйся, всекрасне душею, благородне Димитрие, яко приял еси от Бога велий сей дар и венец нетленный.
Кондак, глас 8:
     Возсия днесь в славней памяти твоей верным веселие, яко бо доброрасленный грезн* прозябл еси и Христу красен плод принесл еси себе; темже и по убиении твоем соблюде тело твое нетленно, страдальчески обагренное кровию, благородне святе Димитрие, соблюдай Отечество твое и град твой невредим, тому бо еси утверждение.
Ин кондак, глас 8:
     Светило пресветлое явися днесь божественная память твоя: богодарованная ти чудеса, яко реки, от всяких многоразличных недуг подаеши исцеление с верою призывающим тя, созывая нас к похвалению прославляющаго тя Бога. Егоже моли, страстотерпче Димитрие, мир мирови даровати, от видимых и невидимых враг православныя люди невредимы сохранити, да зовем ти: радуйся, ты бо еси утверждение граду нашему.
Величание
     Величаем тя, святый благоверный царевиче Димитрие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
======================
Царевич Димитрий Угличский
Россия, Архангельский собор Московского Кремля, XVIIвек,  159 х 90

Материал: Камка, штоф, холст, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур.
Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии - городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета "атласным" швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка - темно-коричневые, белки - белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы - "черенок", "ягодка с крестиком", "ягодка в несколько клеток", "разводная клетка"). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне - пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон - семь обвитых трунналом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды - две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками. На каймах по светло-коричневой итальянской камке прядеными золотными нитями вязью шиты тропарь и кондак святому. Надпись начинается на нижней кайме, переходит на правую, затем на верхнюю и левую. Буквы на всех каймах направлены наружу. Каймы обрамлены шитыми золотом полосами. Подкладка из зеленовато-коричневой китайской камки с узором хризантем. В нижнем углу подкладки - надписи чернилами № 51-14 ЛИСТ 93, НА СЕМЪ, ПОКРОВЕ //СОЧТЕНО ВСЕГО ЖЕМЧУГА// 747 ЗЕРЕН 1857 24/IX.

Мастерская: царицы Марии Ильиничны, вторая половина XVII в.Госуда
рственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Икона со сценами убийства царевича Димитрия и погребением
Нижегородский государственный художественный музей
конец XVII - начало XVIII века,
Царевич Димитрий Угличский
Россия, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, XVII век,  22,3 х 18 см
Материал:Дерево, серебро, темпера

Внизу, по сторонам от царевича, изображены две сцены его жития: мамка Димитрия, боярыня Василиса Волохова, выводит его из дворца на крыльцо и передает своему сыну Осипу (слева), Никита Качалов и Данила Битяговский убивают царевича, кормилица пытается его защитить (справа). Поля и фон иконы заключены в серебряный сканый золоченый оклад с тонким растительным узором в технике перегородчатой эмали. Чеканная корона более поздняя, середины 18 в. Образцом для иконы послужили образы царевича, написанные после его канонизации 1606 г.
Царевич Дмитрий и князь Роман Угличский, первая половина XVII века.
Димитрий, блгв. царевич Угличский и Московский и Роман, блгв. кн. Угличский
Царевич Димитрий Угличский
Россия, Архангельский собор Московского Кремля,   XVIII век,  168,5 х 100
Материал: Бархат, тафта, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруды, серебряная бахрома.

Описание: На фоне вишневого бархата святой представлен в рост прямолично. Обе руки его у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии -длинная колоколообразная одежда с широкими рукавами, оторочками и круглым оплечьем, высокий венец с крестом и трехъярусными, изгибающимися по бокам, "городками" над темно-коричневым околышком. Личное шито некрученым шелком песочного цвета швами "атласным" швом и "в раскол" по форме, без оттенений. Тонкой крученой коричневой нитью шиты черты лика, глаза, короткие волосы. На одежде по вишневому бархатному фону наложены шитые прядеными золотными нитями крупные растительные клейма и пышные цветы. По вороту, зарукавьям, подолу, вертикальной полосе на переднике и нимбе по золотному полю золотными же прядеными нитями рельефно шиты цветочные гирлянды, решетчатые узоры и ветки. На короне по желтому бархату мелким жемчугом вышиты гирлянды с включенными в них мелкими изумрудами. Контуры короны также обнизаны жемчугом. Обувь и свиток шиты сканым серебром с серым шелком. Контуры фигуры обведены серебряной витой нитью. К среднику пришиты каймы из зеленого бархата, отороченные серебряной бахромой. Подкладка из тафты песочного цвета. Сверху на подкладке пришиты три холщевые петли.
Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Царевич Димитрий Угличский 
Россия, Мастерская: царицы Марии Ильиничны,   1660-е гг.,  168,5 х 87
Материал: Камка, тафта, штоф, шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, трунцал, жемчуг.

Прямоличная, в рост, фигура царевича со скрещенными на груди руками была шита по красной камке (видна в местах утрат шитья) и впоследствии переложена на малиновый штоф. На голове царевича - высокий венец с городчатым нижним ярусом и четырехконечным крестом наверху. На плечи накинута подбитая мехом шуба с длинными рукавами, широким меховым воротом и горизонтальными застежками спереди. Ниже плеч, на зарукавьях и подоле шубы и на длинной одежде - узорные каймы, на шее ожерелье. Над головой царевича в сегменте неба - Святая Троица. Личное шито тонким, слабо крученым серовато-песочным шелком, "атласным" швом с густыми оттенениями на лбу, вокруг глаз, к вискам, под носом, на подбородке и по суставам пальцев. Черты и абрис лица и рук Димитрия, так же, как пряди в его коротких песочного цвета волосах, пряди светло-коричневого меха на шубе и рисунок изображения Троицы отмечены темно-коричневой нитью. Венец, нимб, шуба, сапожки царевича и изображение Троицы шиты прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими разноцветными прикрепами (швы - "черенок", "городок", "клопчик", "ягодка", "двойная ягодка", "денежка в четыре клетки", "перышки" и другие). Одежда Димитрия шита пряденым серебром с густой синей прикрепой. По переднику, вороту, зарукавьям, поясу и подолу идут каймы с вышитыми на них разноцветными шелками со сканым золотом кружками, овалами и розетками, имитирующими камни. Позём шит сканым золотом с зеленым шелком. Облака за композицией "Троица" - голубым и белым шелком "в раскол". Ожерелье шито по широкой полосе красной камки жемчугом, узором из трех ромбов, с застежкой в виде трех посаженных вертикально крупных жемчужин. Крупные жемчужины в окружении золотной "веревочки" украшают также корону, каймы на подоле и рукавах шубы, зарукавьях нижней одежды (всего 44 жемчужины). Нимб, корона, контуры фигуры святого, детали одежды, нимбы ангелов обнизаны средним и мелким жемчугом, местами в несколько прядей. Жемчугом шиты застежки на шубе, золотным трунцалом - круглые пуговицы. На каймах покрова, обрамленных шитыми серебром полосами, по зеленой камке прядеными серебряными нитями вязью шиты тропарь и кондак святому. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и правую. Буквы ее направлены наружу. Подкладка из голубой тафты. На верхнем ее углу надпись черными чернилами: № 47-10 ЛИСТ 92 // НА СЕМ ПОКРОВЕ СОЧТЕНО // ВСЕХ СОРТОВЪ ЖЕМЧУГА 116 // БУРМИЦКИХЪ И ПОЛОВИНОКЪ 1620// 1600 ЗЕРЕН. 1857/23/IХ. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Прорись иконы
Царевич Димитрий, Угличский и Московский






------------------
--------
--


Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.