no copi

среда, 14 сентября 2011 г.

14 Сентября(1 Сентября по ст.ст.) – Симеон (Семён) Летопроводец.

*

*
Народное название:
Марфа
Симеон Столпник, Симеон-Столпник
Симеон Столпник-летопроводец, Симеон Летопроводец
СЕМЁН

Семёнов день, Семен-день
СЕМИН ДЕНЬ
СЕМЕН ЛЕТОПРОВОДЕЦ, Семен-Летопроводец
ЛЕТОПРОВОДЕЦ

проводы лета, конец лета, начало осени
Осенины

Семёновы осенины, первые осенины
Первая встреча осени
Старого бабьего лета почин, Старое Бабье лето
Начало бабьего лета, бабье лето
Новолетие
Засидки, пасеков день, луков день
последний посев
«Жанiцьба комiна» (белорус.)

Свадьба свечи (укр.)
*
конспект
*

*
Православный календарь.
СВЯТЦЫ: (месяцеслов)
православные святые

--
В этот день Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Начало индикта — церковное новолетие
Преподобного Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428).
Память праведного Иисуса Навина (XVI до Р.Х.).
Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители (864).
Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их
Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена
Преподобномученицы Татианы, мученицы. Наталии (1937).
Мученика Аифала диакона, Персидского (380).
Иконы Божией Матери Александрийской,
Иконы Божией Матери Августовской (1914)
Иконы Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани).
Мч. Аифала диакона (380).
Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309).
Иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской (1869),
Прп. Мелетия Нового, Греческого.
Новомч. Ангелиса Константинопольского (Греч. ).
Прп. Николая Критского, монаха (Греч. ).
Прп. Симеона, Лесбосского (Греч.).
Св. Иванфия (Греч.).
Св. Верена Зурзахского (Швейцария) (350).
Св. Аегида Камаргинского (590) (Галл.).
Св. Хаидо Станосского (1820-21).
Воспоминание о большом пожаре в Константинополе случившегося в 470 г.
*
----------------------------------
Народный календарь
ОБЫЧАИ, ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ :

--
Конец лета, начало осени, последний посев, начало уборки и переход крестьян на зимнее житье, начало посиделок и осенних хороводов; наступление холодов, первые признаки зимы.
Листопад, последняя гроза.
С этого дня начинались первые холода.
• Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
На Семена ясно — осень ведряная.
"Коли ясно - осень ведренна, прекрасна".
Если на Семена стоит теплая погода, то и вся осень и зима теплыми будут.
"Если день грязным вышел, то осень дождливой будет".
Если идет дождь, то и осень будет холодной и дождливой, а зима снежной.
• Если шишки на ели выросли низко – быть ранним морозам, а если на верхушке – настоящие холода наступят лишь в конце зимы.
-
После Семёна журавли отлетают в тёплый край.
Журавли в этот день улетали в теплые края.
Гуси садятся, скворцы еще не отлетели – осень протяжная и сухая.
Если гуси улетали на Семенов день, - жди ранней зимы.
Если дикие гуси улетали в Семён-день – жди ранней зимы.
На Семёна Столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы.
На Симеона черт меряет воробьев четвериками (убивая всех, сколько войдут в меру).
В этот день чёрт меряет воробьёв меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть.
--
Первая встреча осени.
Семен-летопроводец: "Семен лето провожает"
На Семеновы осенины много тенетника — осень долгая да ясная.
Если много тенетника, дикие утки садятся, а скворцы не отлетают — осень протяжная и сухая. 
Если луга в этот день опутаны тенетником, если гуси гуляют стадами, если скворцы не летят — то вся осень будет сподручной для деревенских работ.
-
"Семен лето провожает, бабье лето наводит".
"Семен бабье лето наводит"· Начинается бабье лето.
Семён-летопроводец молодое бабье лето провожает, а старое – наводит.
С этого дня начиналось Старое Бабье лето и длилось оно до 22 сентября.
Время с Семёна-дня до праздника Рожаниц называют бабьм летом.
Бабье лето всего одну неделю— с 14 по 21 сентября.
Говорят: «Бабье лето восемь дней».
У русских — бабье лето, в Америке— индейское лето, во Франции — лето святого Мартина, в Германии — бабушкино лето.
Немцы говорили: "Если первый день бабушкиного лета ясен, то осень теплая".
У чехов — паутинное лето, говорили: "Бабье лето летает".
По погоде бабьего дня судят поселяне об осени.
Примечали:
Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот.
На первый день бабьего лета серо и пасмурно - осень будет продолжительной.
"Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме".
"На Осенины много тенетника - осень долгая да ясная".
Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником — паутиной, — гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной.
На Семен-день ясно — бабье лето тепло.
• Бабье лето  ненастно – осень сухая, а бабье лето сухое – осень мокрая.
Бабье лето ненастно — осень сухая, ясная.
Бабье лето ведренно — осень будет ненастна и холодна.
"Хвалилися бабы да бабьим летом на Семенов день, а того бабы не ведали, что сентябрь на дворе..."
Кто о бабьем лете жать-косить пойдет, того не то что мужики, а и бабы засмеют.
-
С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы.
С Семена-дня начинались бабьи работы.
Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе.
С Семена мяли и трепали пеньку, молотили льен и начинали ткать холсты.
С раннего утра мяли и трепали пеньку, мыли в воде лен и стелили по лугам.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской.
Начинались бабьи посиделки да беседы.
По вечерам устраивали посиделки, затевали супрядки — посиделки, на которых пряли, а также игры, хороводы, обряды, засидки и тому подобное.
--
Ужи выходят на берег и ходят по лугам на три версты.
На Семён-день  ужи вылазили на берег и ползали по лугам, прощаясь с землей.
С этого дня начиналась охота на зайцев.
"Хлеб молотят на гумне, а охотник - за зайцем по стерне".
Охотники на Семен-день притравливали зайцев.
Первый праздник псовых охотников, выезд в отъезжее поле на зайца-русака и лисицу, с гончими - в лес по чернотропу гонять беляка.
В старину наши бояре выезжали на Семен день поохотиться за зайцами.
Выезды бывали сборные, от богатого боярина.
У них было поверие, что от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимой большие добычи.
--
По поверью с этого дня кроты и мыши перебираются с полей в дома и огороды  и  начинают заготавливать запасы .
Деревенские жители знали спасительные заговоры от нашествия в дом грызунов, так как они перебирались на зиму в подполье и хлева.
Этот заговор, отгоняющий грызунов, 
будет полезен  для хозяев и огородников.
Читают его 14 сентября, кланяясь на четыре стороны:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Во Святую Великую пятницу,
Когда Господа Христа вражьи руки взяли,
На высоком Кресте Его распяли,
Кругом того Креста жидове стояли,
На Христа терновый венок одевали.
Смеялись над Ним и спрашивали:
— Куда Ты, Иисус, глядишь,
Отчего Ты, Иисус, дрожишь?
И рече в ответ Господь Бог:
— Я от боли дрожу и вниз, на землю, гляжу,
Вижу Я полчища голодных злых крыс.
Зубы их жадные в крови.
Всем сердцем желаю,
Чтобы эти грызуны навсегда ушли.
Как Господь сказал,
Как Иисус Христос приказал,
Так тому и быть:
В моем доме, в подполье, в хлеву,
Крысам, мышам не жить.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
На Семёна хоронят мух и тараканов (чтобы пропали).
---
Это день запашек — опахивания полей для ограждения от нечисти.
Сегодня старались опахать поля от нечисти.
С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при опахивании полей.
Для этого пиршества на мирскую складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран.
На Семен день до обеда паши, а после обеда пахаря и вальком погоняй.
На Семён день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком маши.
· На Семен-день до обеда сей-паши, а после обеда на пахаря вальком маши.
"До обеда сей-паши, а после обеда от холода руками маши".
Об этом дне говорили:
Семена выплывают у колосьев.·
На Семен день семена выплывают долой из колосьев.
Семен день — семена долой.
Семен-день — и семена долой.
На Семена — последний посев ржи.
· Семён-день – севалка с плеч.
Грех хлеб сеять.
На Семена грех хлеб сеять.
«Жанiцьба комiна – свята агню ў печцы» (белорус.).
Коли рожь убрана к Ильину, кончай посев к Фролу; а поспеет позже, кончай к Семену.
--
"С Семенова дня в поле огонь разгнетают (разводят)".
На постатъ с головней ходят.
На Семен день с головней на постать (пахотная полоса земли) ходи.
С Семена дня обзаводятся новым огнем.
--
В этот день четырехлетних мальчиков сажали на коней.
Постриги и сажание на коня отрока, при переходе из младенчества (по четвертому году).
Обычай этот пришел из глубокой древности и был связан с переходом от младенчества к взрослой жизни.
На Семёна дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.
--
· Счастливое новоселье — сухая осень, коли на Семена сухо.
Переход в новый дом, на новоселье – счастливый.
--
На Симеона Столпника солят огурцы.
*
-------------------------------
В этот день Православная Церковь почитает Мученицу Каллисту (IV), Праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.),  отмечает день памяти Преподобного Симеона Столпника (459) и его мать Марфу (около 428).
 Это один из очень почитаемых на Руси святых.
*
Много поверий и обрядов было связано в старину с этим днем.
Да и неудивительно, ведь в допетровской Руси 1 сентября считалось началом нового года.
1 сентября с 1492 (7000 год от сотворения мира) по 1699 год (7207 год от сотворения мира) считался на Руси, по примеру греческой церкви, днём «Новолетия»: с этого дня начинался новый год.
День св. Симеона начинал первый осенний месяц сентябрь, а потому называется также днём Семёна Летопроводца.
До 1492 года был гражданский календарь, который, в отличие от церковного (византийского), начинался с 1 марта – по римскому стилю, и русский(?), который начинался вероятно с новолуния, приходящегося на конец февраля – март (народный стиль?). [Л. В. Черепнин]
В 1700 году Петр I перенес празднование Нового года с 1 сентября на 1 января.
-
На Украине с Семёна кончается «улица» и начинаются засидки, то есть работа в избах при огне.
В связи с наступлением осени и нового года под Семён-день  
вечером гасят старый огонь,
а утром вытирают новый «живой огонь» из дерева и разносят по всей деревне.
Также поступают и в околомосковских селениях.
В некоторых местах этот обряд проводят 21 или 24 сентября (по ст. стилю).
Раньше крестьяне Огонь называли «богом», «святым огнём»; при вздувании огня читали молитвы.
Огонь переносили из старого жилища в новое.
-
На Семёнов день справляли в деревнях новоселье.
За сутки до переезда впускали в дом петуха и кошку.
Они домовничали и выпроваживали из дома всякую нечесть.
Утром в день новоселья выгребала большуха все уголья, весь жар из печи старого дома в 2 чугуна: в один, маленький, и в другой – большой. 
Маленький чугунок предназначался для домового.
Большой же старики с почестями и благословением переносили в новый дом.
Ставила большуха маленький чугунок с угольями в старом доме на стол и приговаривала:
«Батюшка домовой, милости просим с нами на новое житье пойти, на новое место, к новой хлеб-соли».
После чего брала чугунок и шла в новый дом.
Там она ходила по углам и трясла чугунок, брякала крышкой, выпускала домового и давая ему право облюбовать себе угол.
Затем старики вносили в новый дом большой чугун с углями, заносили его в бабий кут, ставили на шесток.
Невестки ставили на стол хлеб-соль, а большуха вытрясала на под уголья, подкладывала берёзовых дров так, чтобы поленья ложились крест накрест.
Затем хозяин вносил домашние иконы, обходил с ними дом изнутри и выходил на крыльцо.
-
Перед первыми осенними засидками  
с тлеющею головней в поле («на постать») ходят, – окуривают ниву в предохранение от всякого попущения
«от лиха, притки и призора».
Множество обрядов связано с печью, с овином и со светцом.
На границе Украины и Белоруссии бытовал интересный обряд, связанный с первым зажиганием света (огня) на первую встречу осени, он назывался  
«женитьбой комина».
«Комин» белили, увивали спелым хмелем, цветами.
Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла.
В Киеве ночью устраивали «свадьбу свечи»: 
ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами, дынями и украшенное восковыми свечками. У киевских ремесленников бытовала поговорка: «Женить Семёна», что означало начинать работать при свечах с вечера Семёна дня.
Обряды огня
В Сибири записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли:
«Батюшко ты, Царь-Огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и корюся тебе-ка, батюшко, Царь-Огонь, – жги и спали с раба божия (имя рек) всяки скорби и болезни... страхи и переполохи...»
Интересные данные о священном огне приводит белорусский этнограф А. Сержпутовский:
«В торжественных случаях, когда требуется добыть древний священный огонь, имеющий свойство, по народным воззрениям, предохранять человека от того или иного несчастья, прибегают к особым приемам, которые передавались из рода в род и достигли нашего времени».
При постройке дома на новом месте «нужно устраивать новый очаг, перевести сюда покровителей-духов, которые привязаны к старому очагу, а для этого необходимо добыть священный огонь и торжественно перенести его из старого очага в новый...
Когда в округе появляются эпидемические болезни или падеж скота... также добывают священный огонь, разводят по концам улицы и со всех сторон селения большие костры и поддерживают их днём и ночью, чтобы таким образом запереть вход нежеланным гостям.
Кроме того, разносят этот огонь по всем избам и поддерживают его в домашних очагах».
-
Издревле справлялся обряд «пострига»
посвящения в воинство и крестьянство детей, достигших возраста 3–4 лет.
Служился молебен, герою торжества выстригали на голове пучок волос – «гуменце» и сажали на коня.
Отныне твоя жизнь да принадлежит родной земле!
Коня под уздцы при объезде двора вел крестный отец, у стремени шла божатушка со святым Образом.
После «пострига» воспитание мальчика от женской передавалось в руки мужской половины дома, к отцу, к дядьям.
Малый приучался владеть луком – сперва игрушечным, саблей – тоже детской, носить латы – жестяные.
Подросши, отрок мог участвовать в походах; ловок, смышлен – и в сраженьях, оруженосцем при взрослых воинах.
Естественно, речь здесь о семьях профессиональных военных, составлявших костяк вооруженных сил Руси.
Дольше всего «постриг» просуществовал в служилой казачьей среде, где «на коня сажали» еще в XIX веке.
-
Постепенно праздник потерял свое былое значение, но многие обычаи так и остались в жизни крестьян.
Например, в деревнях 14 сентября существовал  
старый русский обряд - хоронили мух и тараканов .
Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную «приборку». А всякой нечисти «живой и мертвой» за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые спутники сельского двора – мухи и тараканы.
Тараканов считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили:
«Избу сруби, а тараканы свою артель приведут».
И про мух молвилось немало:
«Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха».
Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье.
В этот день хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами.
Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога – повелителя всех насекомых.
От тараканов, например, старались избавиться «уводом».
Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь.
Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные.
Самым, однако, церемонным и забавным был обряд «похорон мух».
Хоронят мух и тараканов, чтобы пропали.
К тому же поверье гласило:
«Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».
Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома.
Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы.
Хоронили мух, приговаривая:
       "Мухи, вы мухи, комаровы подруги, пора умирать.
       Муха муху ешь, а последняя сама себя сьеш."
От моли.
 Осенью, в Семёнов день читают заговор, избавляющий от моли.
Для этого поймайте моль, проколите ее иголкой и скажите:
Тебе место вечное,
вечным сном спать,
по дому не летать,
шерсти не поедать.
Игла железная,
дело крепкое, слово лепкое.
Ключ. Замок. Язык.
Аминь.
-
Еще одним важным обычаем было 
гашение старого огня и добывание нового.
По народному обычаю, поселяне под Семен-день тушили огонь, кроме тепла лампадного, но едва только начнет заниматься утренняя заря, вздували новый огонь.
Но не сами хозяева, а знахарки и знахари, которых специально приглашают для этого в избу.
В старину новый огонь добывали из сухого дерева.
Старики и старухи выходили во двор, садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево - терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться.    
Тлеющее дерево раздувала молодая невестка или девица, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу /зажигали спицею новый огонь/  .    
Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину.  
На следующее утро угли снова раздували.
Так огонь поддерживали в печи весь год.
-
С Семена начинались так называемые засидки
когда по вечерам работали в избах.
Первые засидки – новый огонь в избе.
В селах с Семена дня начинались бабьи работы — с пеньки и льна.
С раннего утра мяли и трепали пеньку, лен мыли в воде и стелили по лугам.
На этот же день затыкали кросна.
Вечером садились за пряслицы и веретены.
Если девушка затыкала кроены с Семена, то замечала, как ложатся нитки: если прямо, то у нее будет хороший муж, а если не ровно, то негодный.
На Симеона солят огурцы.
-
Семен день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями.
В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы.
В это время выходили женихи смотреть невест.
Матушки, приглашая красных девушек, родных и соседних, позабавиться со своими детками, приказывали чрез своих «зватых» объявить гостям: у нас, де, пироги напечены и мед наварен.
В старину богатые посадские люди ставили у ворот ушаты с брагой и пивом.
С первого августа по старому стилю начинался у рабочих засидки, или Семенинские вечера.
На этих засидках зажигаются свечи, хозяева угощают рабочих, и весь вечер проводится в песнях.
В Киеве об этих засидках говорили: «Женить Семена».
Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето.
С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.
-
С этого дня начинались свадебные недели
С Летопроводца до Гурия (28 ноября) правили свадьбы.
С Семена до Гурия ( 28 ноября) правили свадьбы.
В этот день на Руси принято было играть свадьбы.
Тот, кто наметил в этот день свадьбу, проживут долго и счастливо в согласии до старости.
-
И еще:  
"Семенов день — счастливое новоселье".·
Семенов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье.
Переход в новый дом на Семена — счастливый.
По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом обряд «переноса» домового в новую избу.
Только после того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой) из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.
--
На Семен день угорь утренней зарей выходит из воды  
и прогуливается лугом на три версты по росе.
Эта рыба будто тогда смывает с себя все болезни.
Русские крестьяне считали угорь «непозволенным яством».
Одна только крайность заставляла мужика покуситься на эту рыбу, но и то с условием: обойди наперед семь городов, и если не сыщешь никакой еды, тог­да можно есть угорь, не касаясь головы и хвоста.
Русский народе считал уг­ря водяным змеем, хитрым и злобным, за грехи лишенным способности жалить людей и зверей.
Колдуны прибегают к его помощи, когда нужно знать о пропаже.
Тогда они кладут угорь на горячие уголья и по прыжкам и движениям гадают, где скрыта пропажа.
Уха из угря.
Взять 1,5 килограммового угря, снять с него кожу или вымыть его хорошенько с песком, не снимая кожи, потому что от этого угри теряют свой вкус, выпотрошить, натереть внутренность солью, вытереть чистой салфеткой.
Влить в кастрюльку воды, сколько нужно на уху, положить в нее 4 луковицы и 3 корешка петрушки, несколько зерен простого перца и лаврового листа; когда коренья сварятся, положить большими кусками нарезанного угря, прибавить по вкусу соли.
Когда угорь почти будет готов, приблизительно через 30 минут, вынуть его, переложить в другую кастрюльку, влить немного ухи, положить горсть зелени, петрушки и укропа, зеленого луку и дать угрю довариться на малом огне.
Перелить в суповую миску, долить остальной ухой, подавать.
--
День очень благоприятен для переезда, обмена квартир, а также новоселья.
Удачен он для торговли, судебных дел и путишествий.
--
Знахари сегодня заговаривают на счастье и делают дорожные обереги.
*
-----------------------------
Ребенку этого дня будет сопуствовать счастье до самой смерти.
Родившимся в этот день следует носить амазонит.
--
Именины празднуют:
Аифал, Аммоний, Ангел, Гермоген, Еванфия, Евод, Иисус, Каллиста, Мелетий, Симон (Семен).
Именины у
Марфы. Марфа (Марта) - "наставница" (арам.).
*
-------------------------------------------------------------------------
----------------------------------
-----------
--
Начало индикта — церковное новолетие.
Ἀρχὴ τῆς Ἰνδίκτου

--
Слово в первый день индикта, или нового года
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=767
--
Тропарь Индикту (церковному новолетию)
Тропарь, глас 2:
     Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.
Кондак индикта, глас 2:
     В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.
--
Ἀπολυτίκιο. Ἦχος β’.
Ὁ πάσης Δημιουργός τῆς κτίσεως, ὁ καιροὺς καὶ χρόνους ἐν τῇ ἰδὶᾳ ἐξουσίᾳ θέμενος, εὐλόγησον τὸν στέφανον, τοῦ ἐνιαυτοῦ τῆς χρηστότητός σου, Κύριε, φυλάττων ἐν εἰρήνῃ τοὺς βασιλεῖς καὶ τὴν πόλιν σου, πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου, μόνε Φιλάνθρωπε.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ὁ ὑψωθεὶς ἐν τῷ Σταυρῷ.
Ὁ τῶν αἰώνων Ποιητὴς καὶ Δεσπότης, Θεὲ τῶν ὅλων Ὑπερούσιε ὄντως, τὴν ἐνιαύσιον εὐλόγησον περίοδον, σώζων τῷ ἐλέει σου, τῷ ἀπείρῳ Οἰκτίρμων, πάντας τοὺς λατρεύοντας, σοὶ τῷ μόνῳ Δεσπότῃ, καὶ ἐκβοῶντας φόβῳ Λυτρωτά· Εὔφορον πᾶσι, τὸ ἔτος χορήγησον.
Μεγαλυνάριον.
Ἄναρχε Τρισήλιε Βασιλεῦ, ὁ καιρῶν καὶ χρόνων, τὰς ἑλίξεις περισκοπῶν, εὐλόγησον τὸν κύκλον, τῆς νέας περιόδου, τὰς ἀγαθάς σου δόσεις, πᾶσι δωρούμενος.
*
--------------------------------------------
Преподобный Симеон Столпник (459 г.) и матерь его Марфа (ок. 428 г.).
Ὁ Ὅσιος Συμεὼν ὁ Στυλίτης
Ἡ Ὁσία Μάρθα

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=768
--
Молитва преподобному Симеону Столпнику
     О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Симеоне! Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
--
Тропарь преподобному Симеону Столпнику
Тропарь, глас 1:
     Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне: Иову в страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне, отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 2:
     Вышних ищай, нижним совокупляяйся, и колесницу огненную столп соделавый, тем собеседник ангелом был еси, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно о всех нас.
Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Симеоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος δ’. Ταχὺ προκατάλαβε.
Ὡς στήλην θεόγραφον, τῶν ἱερῶν ἀρετῶν, τοῦ βίου σου ἔλιπες, τὰς ἀναβάσεις ἡμῖν, Συμεὼν παμμακάριστε· σὺ γὰρ ἐπὶ τοῦ στύλου, ὡς πυρσὸς διαλάμπων, ἕλκεις ἡμᾶς χαμόθεν, πρὸς ζωὴν οὐρανίαν, τὸν τρόπον τῆς εὐδρομίας, φαίνων τοῖς ἔργοις σου.
Κοντάκιον. Ἦχος β’. Αὐτόμελον.
Τὰ ἄνω ζητῶν, τοῖς κάτω συναπτόμενος, καὶ ἅρμα πυρός, τὸν στῦλον ἐργασάμενος, δι’ αὐτοῦ συνόμιλος, τῶν Ἀγγέλων γέγονας Ὅσιε· σὺν αὐτοῖς Χριστῷ τῷ Θεῷ, πρεσβεύων ἀπαύστως, ὑπὲρ πάντων ἡμῶν.
Μεγαλυνάριον.
Στύλος ἐναρέτου ὤφθης ζωῆς, ἐν στύλῳ βιώσας, ὑπὲρ ἄνθρωπον Συμεών· ἔνθεν ἀμοιβῶν σου, τὰς ὑπὲρ νοῦν ἐλλάμψεις, ἐκθάμβως ἐξαστράπτεις, εἰς κόσμον ἅπαντα.
*
--------------------------------------------
Мученик Аифал диакон (380 г.).
Мученика Аифала диакона, Персидского (380).

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1085
--
Тропарь мученикам Акепсиме, Иосифу и Аифалу
Тропарь, глас 4:
     Мученицы Твои, Господи, Акепсима, Иосиф и Аифал, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.
Кондак, глас 2:
     Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси, жертва приятна был еси, Богоблаженне, Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо со страдальцы твоими, моляся непрестанно о всех нас.
Величание
     Величаем вас, страстотерпцы святии Акепсимо, Иосифе и Аифале, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
*
--------------------------------------------
Мученицы 40 дев постниц и мученик Аммун диакон, учитель их (4 век).
Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их (IV).
Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (ок. 307-324).
Οἱ Ἁγίες 40 οἱ Παρθενομάρτυρες

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=771
--
Ἀδαμαντίνη, Καλλιρόη, Χαρίκλεια, Πηνελόπη, Κλειὼ , Θάλεια, Μαριάνθη, Εὐτέρπη, Τερψιχόρη, Οὐρανία, Κλεονίκη, Σαπφώ, Ἐρατώ, Πολύμνια, Δωδώνη, Ἀθηνᾶ, Τρωάδα, Κλεοπάτρα, Κοραλία, Καλλίστη, Θεονόη, Θεανώ, Ἀσπασία, Πολυνίκη, Διόνη, Θεοφάνη, Ἐρασμία, Ἑρμηνεία, Ἀφροδίτη, Μαργαρίτα, Ἀντιγόνη, Πανδώρα, Χάϊδω, Λάμπρω, Μόσχω, Ἀρηβοΐα, Θεονύμφη, Ἀκριβῆ, Μελπομένη,
Ἐλπινίκη καὶ Ἀμμοῦν ὁ διδάσκαλος αὐτῶν
Εορταζόμενο όνομα:   
Ἀθηνά, Ἀντιγόνη, Θάλεια, Ἀσπασία, Κλεοπάτρα, Κλειῶ, Σαπφῶ, Πηνελόπη, Μαριάνθη, Ἀκριβή, Ἀφροδίτη, Ἐλπινίκη, Ἐρασμία, Εὐτέρπη, Κοραλία, Πανδώρα, Χάϊδω, Μελπωμένη
*
--------------------------------------------
Мученица Каллиста Никомидийская и братия ее мчч. Евод и Ермоген (309 г.).
Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена
Мучеников Каллисты и братьев ее Евода и Ермогена (309); Аифала диакона, в Персии (380).
Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309).
Οἱ Ἅγιοι Εὔοδος, Καλλίστη, Ἀγαθοκλεία καὶ Ἐρμογένης οἱ Μάρτυρες

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=772
*
--------------------------------------------
Праведный Иисус Навин (16 век до Р. X.).
Память праведного Иисуса Навина (XVI в. до Р. Х.).
Ὁ Ἅγιος Ἰησοῦς ὁ Δίκαιος

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=769
--
Ἦταν Ἑβραῖος, γιὸς τοῦ Ναυῆ, ἀπὸ τὴν φυλὴ Ἐφραὶμ καὶ διάδοχος τοῦ Μωϋσῆ τοῦ προφήτη. Ὁ Ἰησοῦς, ὀνομαζόταν πρῶτα Αὐσής.
Στάλθηκε ἀπὸ τὸν Μωϋσῆ νὰ κατασκοπεύσει τὴ γῆ Χαναᾶν καὶ ὅταν ἐπέστρεψε ἀνέλαβε μετὰ τὸν θάνατο τοῦ Μωϋσῆ τὴν ἀρχηγία τοῦ λαοῦ, ποὺ τὸν ὁδήγησε μαζὶ μὲ τὴν κιβωτὸ στὴν Παλαιστίνη, ἀφοῦ πέρασε τὸν Ἰορδάνη καὶ συνέτριψε τοὺς ἀλλόφυλους στὰ τείχη τῆς Ἱεριχοῦς (Ἰησ. ι’ 12).
Ὅταν κατέλαβε τὴν Παλαιστίνη καὶ τὴ μοίρασε στοὺς Ἰσραηλῖτες, τοὺς ὁποίους κυβέρνησε 27 χρόνια, ἀπεβίωσε εἰρηνικὰ 110 χρονῶν.
*
--------------------------------------------
Преподобномученица Татиана и мученица Наталия (1937 г.).
Грибкова Татиана, послушница, преподобномученица;

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2868
--
Козлова Наталия, мирянка, мученица;
*
--------------------------------------------
Прп. Мелетия Нового, Греческого.
Прп. Мелетия Нового, в горе Миупольской (XI).
Ὁ Ὅσιος Μελέτιος ὁ νέος    1105 μ.Χ.

--
Ἀσκήτευσε στὸ ὄρος τῆς Μυουπόλεως.
Γεννήθηκε κατὰ τὸ ἔτος 1035 στὸ χωριὸ Μουταλάσκη τῆς Καππαδοκίας. Οἱ γονεῖς του ἦταν πολὺ ἐνάρετοι καὶ ὀνομάζονταν Ἰωάννης καὶ Σοφία. Φυσικά, σύμφωνα μὲ τὰ ἱερὰ πιστεύω τους μεγάλωσαν καὶ τὸ παιδὶ τους, τὸν Μελέτιο. Αὐτός, ὅταν μεγάλωσε ᾖλθε στὴν Ἑλλάδα ἐπὶ Ἀλεξίου τοῦ Κομνηνοῦ στὴ Μονὴ τῶν Ταξιαρχῶν τὴν λεγόμενη τοῦ Συμβόλου, τὴν μετέπειτα ἐπονομασθεῖσα τοῦ Ὁσίου Μελετίου. Ἐκεῖ ἀφοῦ ἔλαμψε διὰ τῆς πνευματικῆς του ἀσκήσεως, ἀπεβίωσε εἰρηνικὰ τὸ 1105.
--
Ἀπολυτίκιον. Ἦχος α’. Τῆς ἐρήμου πολίτης.
Ἐξ Ἑῴας ἐκλάμψας ὡς πολύφωτος ἥλιος, καὶ ἐν Μυουπόλει ἀσκήσας θεοφόρε Μελέτιε, λαμπρύνεις τὴν Ἑλλάδα τῷ φωτί, τῶν θείων ἀρετῶν σου ἀληθῶς. Διὰ τοῦτο ὡς προστάτην ἡμῶν θερμόν, τιμῶμέν σε κραυγάζοντες· δόξα τῷ δεδωκότι σοι ἰσχύν, δόξα τῷ σὲ στεφανώσαντι, δόξα τῷ ἐνεργοῦντι διὰ σοῦ, πᾶσιν ἰάματα.
Κοντάκιον. Ἦχος πλ. δ’. Τῇ ὑπερμάχῳ.
Ὡς μελετήσας ἐν τῷ νόμῳ τῷ τῆς χάριτος
Δένδρον ἐδείχθης τῆς ἀσκήσεως κατάκαρπον
Καὶ τοῦ Πνεύματος δοχεῖον ἡγιασμένον.
Ἀλλ’ ἀπαύστως καθικέτευε δεόμεθα
Πάσης θλίψεως λυτροῦσθαι καὶ κακώσεως
Τοὺς βοῶντάς σοι, χαίροις Πάτερ Μελέτιε.
Μεγαλυνάριον.
Ἄγγελος ὡράθης μετὰ σαρκός, Μελέτιε Πάτερ, δι’ ἀγώνων ἀσκητικῶν· ὅθεν ἡ Μονή σου, ἐν σοὶ ἀγαλλιᾶται, ὑμνοῦσα θεοφόρε, τὴν πολιτείαν σου.
*
---------------------------------------------
Прп.  Еванфии;
Ἡ Ὁσία Εὐανθία

Ἀπεβίωσε εἰρηνικά.
*
-------------------------------------------
Новомч. Ангелиса Константинопольского (Греч. ).
Новомученика Ангелиса (1680).
Ὁ Ἅγιος Ἀγγελὴς ὁ Νεομάρτυρας    1 / 9 / 1680

Χρυσοχόος στὸ ἐπάγγελμα ὁ Ἀγγελής, κάποτε διασκέδαζε στὴν Κωνσταντινούπολη μὲ γνώριμους ἐξωμότες χριστιανούς. Καὶ χάριν ἀστείου, φόρεσε στὸ κεφάλι τοῦ τούρκικο σαρίκι. Οἱ Τοῦρκοι, θεώρησαν αὐτὴ τὴν ἐνέργειά του σὰν ἄρνηση τῆς χριστιανικῆς θρησκείας καὶ ἀποδοχὴ τοῦ μουσουλμανισμοῦ. Γι' αὐτὸ καὶ τὸν πίεζαν νὰ ἐξισλαμιστεῖ. Ὁ μάρτυρας ἀπέκρουσε μὲ ἀποστροφὴ τὶς δελεαστικὲς προτάσεις τῶν Τούρκων καὶ δέχτηκε γιὰ τὴν ἀγάπη τοῦ Χριστοῦ τὸ μαρτύριο, χωρὶς νὰ ὑπολογίσει τὴν γυναῖκα του καὶ τὰ ἕξι παιδιά του.
Εἶπε μάλιστα στὸν Βεζίρη, « Ὅτι θέλεις κᾶμε, δέρνε, κόβε, σφᾶζε, κᾶψέ με στὴν φωτιά, ρῖξέ με στὰ θηρία, πνῖξέ με στὴ θάλασσα, καὶ ὅτι μπορεῖς κᾶμε σὲ αὐτὸ τὸ πήλινο σῶμα μου. Ἐγὼ τὸν Χριστό μου δὲν ἀρνοῦμαι, ἐγὼ τὴν πίστη μου δὲν ἀλλάζω, ἐγὼ Τοῦρκος δὲν γίνομαι». Ἔτσι τὴν 1η Σεπτεμβρίου 1680 μπροστὰ στὸ παλάτι, κοντὰ στὴν Ἁγία Σοφία, τὸν ἀποκεφάλισαν καὶ δέχτηκε τὸ στεφάνι τοῦ μαρτυρίου. Τὸ λείψανό του ἀγοράστηκε ἀπὸ τοὺς χριστιανούς, ἀντὶ 300 γροσιῶν, ποὺ τὸ ἐνταφίασαν στὸ Μοναστῆρι τῆς νήσου Πρώτης.
*
--------------------------------------------
Прп. Николая Критского, монаха (Греч. ).
Ὁ Ὅσιος Νικόλαος
  
Γιὰ τὸν Ὅσιο αὐτὸ δὲν βρίσκουμε καμιὰ πληροφορία γιὰ τὴν ζωή του. Ξέρουμε μόνο ὅτι ἀσκήτεψε στὸ Φαράγγι Κουρταλιώτη τῆς ἐπαρχίας Ἁγίου Βασιλείου τῆς Κρήτης τὸ 1670, καὶ ὅτι ὑπάρχει μόνο Ἀκολουθία του, ποὺ ἐκδόθηκε στὴν Ἀθῆνα τὸ 1879.
*
-------------------------------------
Прп. Симеона, Лесбосского (Греч.).
Ὁ Ὅσιος Συμεὼν ὁ Στυλίτης ὁ Λέσβιος   
Βλέπε βιογραφία τοῦ τὴν 1η Φεβρουαρίου, μαζὶ μ’ αὐτὴ τῶν τριῶν ἀδελφῶν του.
*
------------------------------------
Св. Иванфия (Греч.).
Св. Верена Зурзахского (Швейцария) (350).
Св. Аегида Камаргинского (590) (Галл.).
Св. Хаидо Станосского (1820-21).

--------------------------------------------
Воспоминание о большом пожаре в Константинополе случившегося в 470 г.
Память великого пожара, бывшего в Царьграде при святом благоверном царе Льве Великом (468).
Μνήμη τοῦ μεγάλου ἐμπρησμοῦ στὴν Κωνσταντινούπολη

Ὁ ἐμπρησμὸς αὐτὸς ἔγινε στὰ χρόνια τοῦ βασιλιὰ Λέοντα τοῦ μεγάλου τοῦ ἐπονομαζόμενου Μακέλλη. Τότε πυρπολήθηκε τὸ μεγαλύτερο μέρος τῆς Κωνσταντινουπόλεως γιὰ ἑπτὰ ἡμέρες.
*
---------------------------------------
Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители 
(в память обре́тения Ее иконы) (864).
Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители (864).
Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (обретение Ее иконы, 864).
Θαῦμα τῆς Θεοτόκου στὴν Μονὴ τῶν Μιασηνῶν

--
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=770
--
Богородичен, глас 1:
     Радуйся, обрадованная Богородице Дево, пристанище и предстательство рода человеческаго, из Тебе бо воплотися Избавитель мира, едина бо еси Мати и Дева, присноблагословенная и препрославленная, моли Христа Бога мир даровати всей вселенней.
--
Ἀπολυτίκιο. Ἦχος βαρύς.
Χαῖρε κεχαριτωμένη Θεοτόκε Παρθένε, λιμὴν καὶ προστασία τοῦ γένους τῶν ἀνθρώπω· ἐκ σοῦ γὰρ ἐσαρκώθη ὁ Λυτρωτὴς τοῦ κόσμου. Ὅθεν καὶ χαρίτων ἠγλάϊσας τῷ φέγγει, τὴν σὴν λαμπρὰν Εἰκόνα Μιασηνῶν τῇ Μάνδρᾳ· ταύτην γὰρ θαυμασίως, ἐξ ὑδάτων βυθοῦ καὶ αὖθις ἡμῖν δεδώρησαι.
Ἕτερον Ἀπολυτίκιον.Ἦχος γ’. Ἡ Παρθένος σήμερον.
Ὁ ἀρρήτω σύμπαντα, δημιουργήσας σοφία, καὶ καιροὺς ὁ θέμενος, ἐν τῇ αὐτοῦ ἐξουσίᾳ, δώρησαι, τῷ φιλοχρίστῳ λαῷ σου νίκας, ἔτους δέ, τάς τε εἰσόδους καὶ τὰς ἐξόδους, εὐλογήσαις κατευθύνων, ἡμῶν τὰ ἔργα πρὸς θεῖον σου θέλημα.
Κοντάκιον. Ἦχος δ’. Ἐπεφάνης σήμερον.
Ἀνεφάνη Ἄχραντε ἐκ τῶν ὑδάτων, ἡ Εἰκὼν ἡ πάντιμος, τῆς παναγίας σου Μορφῆς, καθάπερ κρήνη καλλίροος, τὰ τῶν θαυμάτων προχέουσα νάματα.
Μεγαλυνάριον.
Χάρις προμηθείας σου δαψιλής, πρόεισιν ὠς δρόσος, ἐξ Εἰκόνος σου τῆς σεπτῆς· ὅθεν τῇ σῇ δόξῃ, Μιασηνῶν ἡ Μάνδρα, λαμπρύνεται Παρθένε, καὶ μεγαλύνει σε.
*
--------------------------------------------
Икон Божией Матери: Миасинской (864), Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской и именуемой "Всеблаженная" (в Казани, 1905).
Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августо́вской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

-
Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери (1869 г.).
Иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской (1869),


*
--------------------------------------------
Александрийская икона Божией Матери.
Иконы Божией Матери Александрийской,


*
--------------------------------------------
Августовская икона Божией Матери (1914 г.).
Иконы Божией Матери Августовской (1914)


*
--------------------------------------------
Икона Божией Матери, именуемая «Всеблаженная» (в Казани).
Иконы Божией Матери «Всеблаженная» (в Казани).
*

*
------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
---------------
--
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!




----------------------------------
ИСТОЧНИК :
Официальный сайт сибирской целительницы Натальи Ивановны Степановой
http://www.stepanova-xxi.ru/
Месяцеслов. Традиции, обычаи, приметы и советы на каждый день
Автор: Степкина О. В.
http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=190099&page=1
Мечты сбываются!.
http://www.magicwish.ru/
ЧТО ПОЧИТАТЬ
http://www.moiraion.ru/razdel-r-room/readingroom.htm
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
http://seminarzkr.narod.ru/kalendar/index.html
Народный календарь
Данный раздел подготовлен с использованием материалов книг: Н. Будур "Русский Народный Календарь", Э. Бондаренко "Праздники Христианской Руси"
http://www.rossichy.ru/ncalendar/
Журнал "Самиздат":
Гвоздьова Ольга:
любовно-мистический
http://zhurnal.lib.ru/g/gwozdxowa_o/
Про каждый день
http://proeveryday.ru/index.php
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
КОТЛОВКА.RU
информационный портал
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_frontpage&Itemid=1
Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ
http://www.synaxarion.gr/gr/index.aspx
Народные приметы о погоде
http://opochka.ru/pogoda/december
Энциклопедия людей и идей
http://www.abc-people.com/
RedDay.RU.
Праздник каждый день
http://redday.ru/about/
http://www.ugadalki.ru/Источники:
«Язычество древних славян», Рыбаков Б. А.;
«Язычество Древней Руси», Рыбаков Б. А.;
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Каляндар беларускiх народных святаў i абрадаў. Могилёв;
Русская хронология, Черепнин Л.В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.