no copi

среда, 26 октября 2011 г.

* Филермская икона Божией Матери *

*
Филермская икона Божией Матери
Греция, Родос,  XVI век
*
Филермская 
икона Божией Матери
*
Филермская икона Божией Матери
*
Филермская икона Божией Матери

Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Воскресенье, 12 октября (ст.ст.) 25 октября 2009 (нов. ст.)

*
============
Филермская икона Божией Матери
 ===========
Филермская икона Божией Матери

Ранняя история Филермской иконы Божией Матери (до XI века) имеет удивительное сходство с историей одного из наиболее почитаемых в России иконописных образов Царицы Небесной - чудотворной Смоленской иконы Богородицы. Оба священные изображения были написаны, по преданию, святым евангелистом Лукой.
В 46 г. св. Лука отправил образ в свой родной город - Антиохию Сирийскую - к назореям, посвятившим свою жизнь иноческому подвигу. Там икона находилась в древнем молитвенном доме и чествовалась верующими более трех веков.
В царствование императора Константина Великого, когда были восстановлены христианские святыни Иерусалима, и стали собирать вещественные доказательства земной жизни Иисуса Христа и святых апостолов, в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери.
В святом граде икона оставалась до 430 г. Греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвященном Пресвятой Богородице. Здесь образ пребывал в течение нескольких столетий и прославился своей чудотворной силой. Известен факт исцеления двух слепцов, которым явилась Пресвятая Богородица и повелела идти в церковь к иконе, где они тотчас получили прозрение. После этого случая образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).
В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершен крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения.
На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Ее святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин (при императорах Константине Пагонате, Льве Исавре) и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира (при императоре Михаиле III).
В тяжелые времена иконоборчества образ Филермской Божией Матери христиане сохранили от поругания нечестивых еретиков. По восстановлении иконопочитания чудотворный образ был вновь поставлен во Влахернском храме.
В 1204 году, когда рыцари четвертого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесен в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос, где на территории древнего селения Филермиос, близ города Родос, они построили для иконы храм.
В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрел новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.
10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту по приказанию французского правительства, великий магистр ордена Гомпеш увез с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Отсюда икона совершила еще одно длительное путешествие, на этот раз – в Россию.
Австрийский Император Франциск II, искавший пути союза с Российской Империей против восставшей и пораженной хаосом Франции, желая расположить к себе Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра мальтийского ордена, велел передать Филермскую икону Божией Матери вместе с другими святынями в Гатчину.
В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста.
После убийства императора Павла I в 1801 году реликвии были перенесены в Зимний дворец в Санкт-Петербурге и помещены в соборе Нерукотворного Спаса - домовом храме Царской семьи.
С 1852 по 1919 год, по повелению императора Николая I, все три чудотворные святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в гатчинскую Дворцовую церковь, откуда совершался многолюдный крестный ход в Павловский собор, где святыни на 10 дней выставлялись для поклонения православному народу.
В 1919 году, во избежание поругания от богоборцев, все три реликвии были тайно вывезены в Эстонию, в город Ревель, где они пребывали некоторое время в православном соборе. Далее их путь простирался в Данию, где в то время пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После ее кончины в 1928 году дочери царственной особы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе заграничной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому).
Некоторое время священные реликвии находились в православном соборе г. Берлина, но в 1932 году, предвидя последствия прихода к власти Гитлера, епископ Тихон передал их королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу , который хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи.
В апреле 1941 года в начале оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II и глава Сербской Православной Церкви Патриарх Гавриил вывезли реликвии в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись до 1951 года когда местными чекистами святыни были отвезены в Титоград, а оттуда переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.
В 1993 году православной общественности удалось вызволить из многолетнего заточения десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня. Филермская же чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.
Память Филермской иконы Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь христианского мира, совершается 25 октября (н. с), в день перенесения чудотворного образа в Гатчину.

Иконография
По своему иконографическому типу Филермская икона Пресвятой Богородицы принадлежит к изводу «Одигитрии», что также соответствует и данному когда-то образу наименованию.
Ближе всего чудотворная икона стоит к Казанской Одигитрии, если точнее, - к ее списку, находящемуся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это так же погрудное изображение Божией Матери, но без Младенца.
Главным в священном изображении является сосредоточенный лик Богородицы, своими тонкими чертами напоминающий Владимирскую икону Божией Матери. Есть все основания полагать, что образ Филермской Богородицы, так же, как и всемирно известная русская святыня, принадлежит комниновскому времени.

Списки иконы
Один из наиболее чтимых списков Филермской иконы Пресвятой Богородицы был написан в 1852 году для гатчинского собора во имя Святого Апостола Павла. В 1923 году Итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского Ордена. Поскольку святынь в том году в России уже не было, послу Италии в СССР был передан гатчинский список с Филермского образа.
Известно, что икона пять десятилетий хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (полное название Ордена). С 1975 года и по сей день, чтимый образ пребывает в базилике пресвятой Марии Ангельской в городе Ассизи.
Последнее из оставшихся в России изображение Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля.
Васильева А. В.

http://iconsv.ru/

*
======================
Филермская икона Божией Матери
Филермская икона Божией Матери
Список XI-XII вв.
Филермская икона Божией Матери Одигитрия
Почитание 12 октября
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой. В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни [1]. Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству [2]. У них она пребывала три века.
Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430-х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии [3]. Последняя при большом стечении народа с честью поставила безценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной.

В руках рыцарей-госпитальеров
Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Царьграде, но после захвата и разграбления его в 1203 году крестоносцами, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках римо-католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра пала туркам и при отступлении рыцари перевезли икону на остров Крит. После короткого пребывания там образ был в 1309 году переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей. Здесь образ был помещён в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и пошло название иконы Филермской.
В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:
"чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы: за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова."
Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии, посетив остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти. 24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта, куда 26 октября того же года вместе с великим магистром ордена и советом прибыли и орденские святыни. Местом ее пребывания стал форт Святого Ангела, а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского ордена. С помощью Богородицы связывают победу над турками напавшими на остров в 1565 году. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Богоматери Победной, а 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город Ла-Валетта. Здесь в соборе святого Иоанна была сооружена придельная часовня Госпожи Филермской специально для чтимой иконы.
В 1798 году остров Мальта без видимого сопротивления был захвачен французами и многие ценности ордена были разграблены. Однако, величайшие христианские святыни были спасены: покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Гомпеш увез с собою десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери.

В России
Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину (см. подробнее). По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями.
С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Ужасный пожар в декабре 1837 года не повредил их. По восстановлении Зимнего Дворца, 25 марта 1839 года святитель Московский митрополит Филарет в присутствии царской семьи освятил обновленный собор, в котором святыни заняли подобающее место. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился:
"поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое."
Высочайшее повеление было исполнено и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.
Тем временем, Мальтийский орден, запрещенный в Российской империи указами императора Александра I в 1810-1817 годах, не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино.

Вывоз после революции
Из письма настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского в Наркомат просвещения следует что:
"1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины."
Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился граф Павел Иванович Игнатьев "с каким-то военным," и изъял святыни. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Рига). В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи.
Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Рижском православном соборе, а после были тайно перевезены в Данию, где пребывала в изгнании вдовствующая императрица Мария Феодоровна. После её кончины, 13 октября 1928 года в пригороде Копенгагена ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому). Затем они были помещены в православном соборе Берлина. Но в 1932 году, предвидя великие бедствия в Германии, епископ Берлинский Тихон передал святыни королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу.

В Югославских землях
Король Александр I с особенным благоговением хранил святыни в часовне королевского дворца, а после в церкви загородного дворца на острове Дединьи. В апреле 1941 года, с начала, оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Петр II и патриарх Гавриил вывезли великие святыни в отдаленный Черногорский монастырь святого Василия Острожского, где они тайно сохранялись.
В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты специальной службы "Удба" и увезли святыни в Титоград (ныне Подгорица). Затем реликвии были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетине. В Церкви святыни считались утраченными, но в 1968 году один из полицейских тайно сообщил о них Цетинскому игумену Марку (Каланья) и митрополиту Черногороскому Даниилу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине, и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.

Филермская икона Божией Матери
Россия, 2004 Темпера, 44х32 см.
о.Филипп Давыдов

***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.