no copi

среда, 26 октября 2011 г.

* Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий *

*
Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие
Россия. XIX в.
*
Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий 
(1452 г.)
Преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие
*
Преп. Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Икона. Россия. XIX в.
*
Преподобный Амфилохий Глушицкий, игумен
    
Начал свои иноческие подвиги в одном из монастырей Устюга Великого. Услышав о подвигах преподобного Дионисия Глушицкого, в 1417 г. пришел в Глушицкую обитель и стал учеником, другом и усердным сотрудником преподобного Дионисия (память 1/14 июня). Св. Амфилохий отличался кротостью и терпением, во всем подражал своему наставнику.
     20 лет прожили подвижники вместе, и после кончины преподобного Дионисия преподобный Амфилохий был поставлен игуменом обители и еще 15 лет продолжал в ней свои подвиги. После многих трудов преподобный Амфилохий мирно отошел ко Господу 12/25 октября 1452 г.
*
===========
Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие с житием
Россия. XVII в. 135. х 100.
Из деревни Великий Двор Сокольского района Вологодской обл.
г. Вологда. ВГИАХМЗ.
 ===========
Преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие

Преподобный Амфилохий Глушицкий был сподвижником и преемником в игумен­стве преподобного Дионисия Глушицкого († 1437; память 1/14 июня), основателя Глушицкой обители. Он начал иноческий подвиг в одном из Устюжских монасты­рей Вологодского края, где принял сан иеромонаха и подвизался в течение долгого времени. Услышав о подвигах пустынножительства святого Дионисия и об осно­вании им в 1403 году общежительного Глушицкого монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы, преподобный Амфилохий в 1417 году пришел в эту обитель в надежде усовершенствоваться в духовной жизни под руководством ее богомудрого настоятеля. После совместной горячей молитвы между двумя смиренными иноками состоялся братский разговор. Вняв желанию гостя быть ему сподвижни­ком, преподобный Дионисий предостерег его и рассказал о все трудностях суровой жизни по строгому уставу общежительного монастыря. Однако эти предостережения не смутили искавшего пустынных подвигов пришельца. Тогда святой Дионисий сказал: «Если хочешь пребывать здесь, то сотворим завет — не разлучаться друг с другом, пока останемся на земле». Амфилохий с радостью согласился и пообещал выполнять устав обители.
Двадцать лет провел преподобный Амфилохий в подвигах поста, молитвы и послу­шания под руководством преподобного Дионисия, стараясь во всем подражать ему и помогая в трудах по устройству обители.
Преподобный Амфилохий был для игумена верным и надежным помощником как в благоустройстве обители, так и в исполнении монастырского устава. Он отличался удивительной кротостью и смирением, настолько отвергал все земное, что ходил в тех одеждах, которые за негодностью выбрасывали другие. Святой игумен Дионисий поражался его подвигам и терпению, и непрестанно возносил о нем благодар­ственные молитвы.
В Глушицкой обители преподобный Амфилохий сумел, подражая богобоязненной жизни своего наставника, стяжать достойные духовные плоды, на его долю выпало испытание: по завещанию преставившегося игумена продолжить его многотрудное дело. В течение пятнадцати лет преподобный Амфилохий был игуменом монасты­ря. Он оставался верным заветам своего святого предшественника и учителя и во всем являя братии пример самоотверженного служения Господу.
12 октября 1452 года, уже в преклонном возрасте, преподобный Амфилохий предал Богу свою праведную душу. По его завещанию он был погребен в основанной преподобным Дионисием в 1420 году недалеко от Покровского Глушицкого монастыря Сосновецкой пустыни, или в Сосновце, рядом с могилой своего возлюблен­ного учителя. Позднее святые мощи почивали под спудом в Глушицком Сосновецком монастыре среди храма во имя святого Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на и преподобных Дионисия и Амфилохия. В 1640 году над мощами обоих препо­добных была устроена серебряная гробница.
В «Иконописном подлиннике» о преподобном Амфилохии сказано: «Подобием надсед, брада аки Василия Великого, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток».
Преподобный Макарий Глушицкий (в миру Матфей) родился в Ростове Великом в благочестивой православной семье. Когда ему исполнилось 12 лет, в доме его родственника Агафоника остановился находившийся проездом в Ростове Великом преподобный Дионисий Глушицкий († 1437; память 1/14 июня). Когда преподобный Дионисий беседовал со старшими в доме о спасении души, то любил слушать его беседы и Матфей, так что невольно обратил на себя внимание старца. Блаженный Дионисий, провидя в нем доброго пустынножителя, сказал: «Чадо! Христос говорит в Евангелии: “кто любит отца или матерь более Меня, недостоин Меня и кто не возьмет креста своего и не последует за Мною, не достоин Меня”. Тем, которые желают служить Ему, Он сказал: “не мир принес Я на землю, но разделение”, то есть отсечение всех мирских пристрастий и любви к житейскому. От всего этого велит Господь отрекаться и не прикасаться к нечистоте мира. Однажды, когда сказали Ему: “вот матерь Твоя и братья Твои”, то и от них внушил Он отрешение, сказав: “мать Моя и братья Мои те, которые творят волю Отца Моего Небесного”, и тем показал нам образ нового духовного родства и жительства. Пусть будет отцом твоим тот, кто потрудится вместе с тобою свергнуть бремя духовное, а матерью — кто омоет тебя от скверн страстей в новом рождении; братьями твоими да будут беседующие с тобою о горнем отечестве; приобрети в супруги себе непрестанную память о смерти и будешь иметь чадами от нее воздыхания сердечные; рабом сделай себе плоть свою, а друзьями — Святые силы, которые во время исхода твоего будут тебе помощниками к восходу на небеса». Глубоко запали слова старца в душу впечатли­тельного отрока, и со слезами на глазах он стал просить преподобного Дионисия взять его с собой в монастырь послушником: «Отче, как ты сказал, так я и желаю этого, лишь бы мне иметь тебя учителем». «Я согласен иметь тебя учеником», — отвечал он обрадованному отроку, и Матфей, оставив дом и родителей, решился последовать за Дионисием. Преподобный взял его с собою в монастырь и, сподобив иноческого образа, назвал его Макарием и оставил жить у себя в келлии, чтобы удобнее наблюдать за ним. Юный инок чистотою своего сердца, послушанием и терпением настолько приобрел себе любовь старца, что тот непрестанно молился о нем Богу, чтобы беспрепятственно совершить ему свое течение.
По желанию своего святого наставника преподобный Макарий был рукоположен в священный сан архиепископом Ростовским Дионисием (1418—1425), бывшим прежде игуменом Спасокаменного монастыря.
До самой кончины преподобного Дионисия его верный келейник и послушный ученик находился при нем, был свидетелем его подвигов, которым старался по мере сил подражать. При преемнике по игуменству преподобном Амфилохии († 1452; память 12/25 октября) он продолжал иноческие подвиги.
Возросший под руководством великого старца, святой отличался редкой чистотой души. Простота и святость души преподобного Макария содействовали тому, что братия избрали его после блаженной кончины преподобного Амфилохия в 1452 году игуменом Глушицкой обители. Будучи настоятелем, он строго заботился о соблюдении устава и наставлений основателя обители.
Неизвестно, сколько времени Макарий управлял обителью; неизвестен и год его кончины, но так как на его имя была написана жалованная грамота великого князя Иоанна III, то думают, что скончался не ранее 1462 года. Погребен был в Покров­ской Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. На гроб­нице возложена древняя схима, принадлежавшая по преданию этим преподобным; по ней вышиты разными шелками изображения херувимов, церковь о 4-х главах и смерть с косою.
Память преподобного Макария празднуется 13/26 мая в день его преставления и 12/25 октября в числе других Глушицких святых.
Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, еписко­па Пермского († 1396; память 26 апреля/9 мая), по его апостольским трудам в деле рас­пространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном.
В 1427 году, при втором преемнике святителя Стефана — святителе Герасиме (па­мять 29 января/11 февраля), преподобный Тарасий добровольно оставил управление монастырем, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть в послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель.
Преподобный Тарасий начал трудиться в монастыре наравне с остальными инока­ми, проводил самую суровую и строгую жизнь, умерщвляя тело постом и молитвой и во всем исполняя волю преподобного Дионисия. Постоянные слезы умиления, глубокое смирение, сердечное сокрушение и необыкновенное терпение — все эти качества роднили преподобного Тарасия с древними подвижниками.
После десяти лет многотрудных иноческих подвигов при жизни преподобного Дионисия и трех лет при игуменстве святого Амфилохия в преклонном возрасте преподобный Тарасий преставился в 1440 году. Святые мощи преподобного Тара­сия почивали под спудом в храме в честь Рождества Христова в Покровском Дионисиевом монастыре.
Подробностей о житии преподобного Феодосия Глушицкого не сохранилось. Из­вестно, что он подвизался под духовным руководством преподобного Дионисия и был погребен поблизости от могилы святого Тарасия Глушицкого.

http://iconsv.ru/
*
=============
Преп. Дионисий и Амфилохий Глушицкие с житием. Икона. Русь. XVII в. 135. х 100. Из деревни Великий Двор Сокольского р-на Вологодской обл. ВГИАХМЗ. г. Вологда.
 ==========
Тропарь преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким, чудотворцам

Тропарь, глас 8:

     Светильницы светлии, явльшеся доброту земную мудренно оставльше и идоша во внутреннюю пустыню, купно с Дионисием Амфилохие, смирение и всю добродетель извыкоша и обретоша безсмертие, постом и бдением, и прочим воздержанием себе принося Христу, и ныне на Небесех Престолу Христову предстоя, молитеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие, умирити мир и спастися душам поющих вас, согрешением оставление даровати, чтущим всечестную память вашу.
Кондак, глас 8:
     Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную, верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще, независтно подаваете от недуг исцеление, темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим, яко наши премудрыя наставники и к Богу ходатаи, и непрестанно вопием: радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.
Величание
     Ублажаем вас, преподобнии отцы Дионисие и Амфилохие, и чтим святую память вашу наставницы монахов и собеседницы ангелов.
*
=======================
Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.
Лицевые святцы русских святых. Октябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского /Сахарова/ (Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание.


***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.