no copi

понедельник, 17 октября 2011 г.

*** Проводы Лешего ***

*
*
4.10
Проводы Лешего
*

*
4.10 - Проводы Лешего

4 октября (листопада) отмечаются Проводы Лешего - прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето.
Леший - олицетворённая душа леса. 
Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. 
Впрочем, верование в то, что Лешие спят всю зиму до весны - было распространено на Руси не повсеместно.


В пору двоеверия на Руси на эту дату приходился Иерофеев (Ерофеев) день. 
По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). 
Чуя, что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. 
Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. 
Леший зазывал к себе людей, аукал и свистел, потому знающие люди не советовали ходить в лес в этот день. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-195-10
*
================
 ================

-
На Ерофея Леший сквозь землю проваливается.

С языческих времён до нас дошло поверье, что на Ерофеев день /17 октября/ – последний день, когда лешие по земле ходят.

Прощается лесной хозяин со своим зелёным, успевшим уронить наземь почти всю листву, владением.
Полагают, что в этот день лешие дурят по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю.
Уже к вечеру провалятся они под землю, подгоняемые святым Ерофеем, где и проспят до следующей весны.
К весне же они вновь из земли выскакивают.
Поэтому на Ерофея в лес не ходят и не ездят, даже в случае крайне нужды: леший бесится.
Расставаясь с лесом, лешие свой последний день на земле «отмечают»  диким разгулом: будто с досады злой подымают ветры, устраивая буреломы, ломают деревья встречные, как тросточки, и разносят их пожелтевшие листья, сухую траву в узлы завязывают, болотные зыбуны вспучивают,  в полянах вырывают землю на семь пядей, гоняют по лесу зверей, загоняя всех  по норам,  бродят по всему лесу, дерутся, свистят ,  кричат, и жутко хохоча, хлопают в ладоши, так, что слышно в соседних деревнях.
Своим шумом увеличивают лесные страхи у людей, оказавшихся в такую пору в лесу.
Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям.
О мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес.
Ни один памятующий старинные предания мужик не поедет на Ерофеев день в лес, хотя бы в этом была крайняя нужда.
Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя.
Сведущие люди советовали в этот день даже близко к лесу не подходить, обратившись в старика, женщину или ребёнка леший запросто зазовет, зааукает по-людски, запутает и если доверчивый человек попадается на лешачьи уловки, то будет утянут хозяином леса под землю.
Зверьё лесное прячется от него по норам-логовам; ни одна птица не вылетает навстречу.
Когда же приходит время и лешие проваливаются под землю, то они тянут за собой зверей и птиц, травы и ягоды, грибы и орехи – пусто становится в лесу.
Если же попадется лешему человек, то и его он вмиг утащит под землю.
Поэтому в лес старались 17 октября не заходить.
В народе считалось, что лешие бесятся оттого, что святой Ерофей их с земли гонит, а лешие ничего поделать с этим не могут, поэтому напоследок набезобразничавшись, они проваливаются сквозь землю на зимовку и появляются в своей лесной вотчине, когда к весне земля начинает оттаивать.
-

Впрочем, Лешие не все исчезают на зиму; в некоторых местностях считают, что они становятся демонами зимних вьюг.
Стремительные вихри-бури, по мнению крестьян, есть дело Лешего.
Так поломанные бурею в лесах деревья обыкновенно причисляются к его проказам.
Спереди и сзади лешего ходят ветра.
По народному поверью, Леший никогда не ходит просто, а спереди и сзади его всегда сопровождает сильный ветер, и по направлению ветра можно заключать, куда именно держит он путь.
Никто не видал, чтобы он оставил где-нибудь след своих ног, хотя бы прошел по песку или снегу: это потому, что он вихрем заметает свой след, как поступают и ведьмы.

Последний раз Лешему несут гостинец.
На пень кладут хлеба ломоть, соли щепоть, сказывая при этом:
Хожу по лесам, по кустам, по мхам,
по лынодёрам, по гнилицам,
по черницам, по малинам.
Када ль ни хожу –
нигде не блужу.
Солнце – по солнцу,
луна – по луне,
при частых звёздах,
при вечерних зорях,
хожу – не блужу,
а тебе, Лесной хозяин,
покорность отдаю.
От меня, раба (имя рек) отшатнись,
в берёзу обернись!
Аминь
-
Согласно народным поверьям, леший – главный в лесу, лесной хозяин.
Будучи полновластным хозяином лесов, леший никого и ничего не боится, окромя Ерофея да ещё огня страшится.
Лешими становятся «нечистые» покойники (проклятые родителями, самоубийцы, дети, умершие до крещения).
Существует легенда, что лешими стали ангелы, сброшенные с небес и упавшие в леса.
Леший представляется в образе старика, одетого в обычную крестьянскую одежду.
Но если внимательно приглядеться, то сразу можно догадаться, что перед тобой дух, а не человек.
Правая пола одежды лешего запахнута за левую; левый лапоть надет на правую ногу, а правый – на левую.
(Такая подмена левого на правый всегда считалась в народе признаком нечистой силы.)
В некоторых местах полагали, что леший никогда не подпоясывается.
Скорее всего, это связано с восприятием пояса как символа круга (солнца) и сильного оберега от нечистой силы.
Одежда у лешего белого, зеленого или черного цвета.
Белый цвет не только представлялся символом чистоты и плодородия, но и связывался с потусторонним миром (многие славянские народы во время траура носили белые одежды, а сама смерть представлялась в образе женщины в белом платье).
Черный цвет ассоциировался с мраком, землей, смертью и являлся символом потусторонних, враждебных человеку сил.
Зеленый цвет связывался с растительностью и местами, где обитает нечистая сила.
Отсюда и цвета одежды лесного духа.
У лешего нет бровей и ресниц, правый глаз неподвижен и больше левого, у него оторвано правое ухо, и он не отбрасывает тени.
Леший может менять свой рост: по своему желанию он становится выше деревьев или ниже травы.
Он может превратиться в любого зверя, птицу, растение или гриб.
Чаще всего лешие поселяются в еловых лесах, устраивая свои дома под кронами вековых деревьев.
Открытым местам лешие предпочитают дремучие чащи.
Лешие считались враждебными человеку духами.
Специально они не убивали, но могли завести в болото или глухую чащу.
-
Поэтому  
если уж случилось в неурочную пору в лесу очутиться 
и почувствовав, что леший тебя водит /если кто-то начинал плутать в лесу/, следовало зажечь ветку и осматриваться вокруг, чтобы путь открылся и лешего отпугнуть.
 Чтобы леший не обошёл человека спереди, следовало в обуви поменять стельки с пятки на носок или вывернуть рубаху наизнанку /переодеть кафтан наизнанку/ и поменять местами левый лапоть с правым, чтобы заморочить лесного хозяина - тогда лесной хозяин сам заплутает и отстанет от человека.
-
С принятием христианства на Руси, ко всем этим обережным действиям добавилось ещё и крёстное знамение.
Вот такое смешение язычества и христианства.
В целом же считалось, если относится к хозяину лесов уважительно и не беспокоить его чрезмерно, то может он и не тронет человека.
---
Отсюда и повелось:
В лес не ходят – леший бесится.
Леший глаза запорашивает.
Пословицы и поговорки про лешего:
Был бы лес – будет и леший.
Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
Кричит, как леший.
Леший обошёл.
--
Поверье о Лешем
У Сахарова, в его «Народном дневнике», записан любопытный сказ о том, как один «удалой мужик» подсматривал за проказами лешего в этот роковой день.
Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрый, но зато такой проворный, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он – первый впереди; хоронят ли кого – он и гроб примеряет, и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы – и поёт, и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во двope. Хлебал молоко от чужих коров, едал хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал, – у кого нет избы, он даст денег на избу, у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней. Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся... Разное толковали об этом: одни заверяли, что нашёл удалой мужик клад, другие – что продал душу нечистому, третьи ещё невесть что плели. Была у этого мужика – «ума палата». Всё-то он знал-ведал, не знал одного: как леший сквозь землю проваливается. Задумал он подглядеть за лесным хозяином, задумал да и был таков. Пошёл удалой мужик в лес, повстречал лешего, – поклонился ему, начал спрашивать его о том, о другом. «А есть ли у тебя, – говорит, – изба-хата да жена-баба?» – Повел леший удалого к своей хате. Шли, шли и пришли прямо к озеру. Усмехнулся мужик: «Не красна же, – говорит, – твоя изба.» А леший – об землю, земля-то и расступилась... С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать.


*
=====================


***

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.