*
Якобштадтская икона Божией Матери |
*
Якобштадтская
Икона Божией Матери
*
Дни памяти Якобштадтской Иконы Божией Матери установлены вместе с днями памяти Казанской Иконы Б.М.,т.е. 21 июля и 4 ноября (нов.стиль.)
*
Дни памяти Якобштадтской Иконы Божией Матери установлены вместе с днями памяти Казанской Иконы Б.М.,т.е. 21 июля и 4 ноября (нов.стиль.)
*
Якобштадтская Икона Божией Матери |
*
Якобштадтская Икона Божией Матери
Одна из главных святынь православных людей Латвии была обретена в период польско-русско-шведской войны 1654-1667 годов. Случилось это на реке Двине (Даугаве) недалеко от основанного позднее города Якобштадта (ныне Екабпилс),откуда и пошло ее название.
Этот район Двины в середине XVII века был рубежом трех государств.
На северном берегу реки был город Крейцбург,принадлежавший польским Инфлянтам,так называлась область Польши,в которую входили современные земли восточной Латвии.
На южном берегу реки располагались восточные пределы Курляндского герцогства. Это герцогство считалось вассалом Польши,но оно вело полунезависимую политику. И как раз в это время им правил наиболее знаменитый его правитель - герцог Якоб Кеттлер,сделавший Курляндию государством европейского уровня.
А немного западнее места,где произошло обретение проходила граница между Польшей и Швецией.
Но вернемся к истории обретения святыни.
Однажды по Двине плыл шведский солдат. Был он католиком по вероисповеданию и белорусом по национальности. Такое в те времена,когда большинство армий было наемными,случалось достаточно часто. И вот,этот солдат заметил в реке плывущую дощечку. Он подцепил ее пикой,чтобы вероятно,использовать для разведения костра..
Изумление солдата было очень велико. Он вытащил из воды Образ Божией Матери. А из того места,которое поразила пика,сочилась кровь!
Солдат был очень богобоязненным человеком и глубоко чтил святые иконы,в том числе и Образы Божией Матери. Он знал также,что на южном берегу Двины находится слобода плотогонов и купцов - Гольмхоф,в которой есть православный храм во имя св.Николая Чудотворца. И он доставил Образ туда,а вскоре перешел в православие и до конца своих дней остался при храме.
Обретенный Образ уже с первых дней показал,что он имеет на себе особое благословение Матери Божией и является чудотворным. Многие,приходившие в храм слободы,получали по молитвам у вновь обретенного Образа,исцеление от недугов и помощь в различных нуждах.
Особенно молитвы перед этим Образом помогали людям,одержимым нечистыми духами.. Такая слава этого Образа начала привлекать в Гольмхоф пожертвования. Одним из первых больших жертвователей стал местный купец И.Раткевич.
Но вскоре,благодаря святыне, в слободе стали совершаться и чудеса,если можно так сказать,более глобального масштаба.
Так в 1670 году герцог Курляндский Якоб Кеттлер,во владениях которого находилась слобода Гольмхоф, даровал ей статус города и назвал ее своим именем - Якобштадт (город Иакова (нем.). Особым указом,герцог повелел селиться в этом городе людям православного вероисповедания,и запретил чинить им какие-либо препятствия в исповедании их веры. Герцог сделал это в благодарность Царю Алексею Михайловичу (отцу Петра Великого),спасшему его из шведского плена.
В этом же году в Якобштадте был основан монастырь во имя сошествия св.Духа на апостолов,или Свято Духов монастырь.
В обители было три храма. Уже упомянутый храм св.Николая Чудотворца, храм св.Георгия Победоносца и храм св.Духа,в который и был перенесен из Никольского храма образ Якобштадтской Божией Матери.
Также в Якобштадте был и городской приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы,т.е. во исполнение указа герцога Якоба, православным жителям города не чинилось никаких препятствий в исповедании веры.
В XVIII веке святыне Якобштадтской Обители поклонялись и оставляли крупные вклады очень знаменитые люди. Так во время Северной войны большой вклад в обитель внес фельдмаршал граф Б.П.Шереметев. Позднее большое пожертвование внесла вдовствующая герцогиня Курляндская (позднее Императрица Всероссийская) Анна Иоанновна.
Свято Духов монастырь стал центром возвращения православия на землю Латвии. Так,наряду с Якобштадтской Иконой Божией Матери,большими святынями обители являются иконы с надписями на старолатышском языке. Наличие этих икон говорит о том,что уже в XVII - XVIII веках православные священники,в отличие от католических ксендзов и лютеранских пасторов,говорили с прихожанами на их языке,что не могло не расположить к ним людей. Многие крестьяне вокруг Якобштадта возвращались в православную веру.
В 1798 году Якобштадт,как и все Курляндское герцогство,вошел в состав России.
В 1812 году он был захвачен наполеоновской армией. Французы жестоко разорили город и монастырь. Но Волею Божией, Якобштадтская Икона Божией Матери тогда уцелела.
С 1855 года (в этом году была образована Рижская Епархия. До этого православные жители севера Латвии подчинялись Псковской Епархии) ежегодно с Якобштадтской Иконой совершались Крестные Ходы в Ригу (а это более 150 километров). Начинались Ходы 21 июля (нов.стиль) (это день памяти Казанской и Якобштадтской Икон Б.М.),а заканчивались к дню Преображения Господня. В Риге же святыня пребывала в храме св.Александра Невского.
С 1894 года Крестные Ходы были продлены до Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой.
В это же время в Петербурге был выполнен список этой иконы,который также был подарен монастырю и помещен в храме св.Духа.
В 1897 году в храме св.Духа в обители начал свое служение будущий рижский старец протоиерей Иоанн Журавский (1867-1964).
В 1915 году к Якобштадту вновь приблизилась беда. К городу подступил фронт Первой Мировой Войны.
Опасаясь поругания святыни противником, военное командование решило вывести Якобштадтскую Икону в глубь России,что и было сделано.
Но два года спустя старая Россия сгинула в хаосе двух революций и гражданской войны.
И,к сожалению,погибла и Якобштадтская Икона Божией Матери.
11 августа 1996 года в Латвии в Екабпилсе (современное название Якобштадта) был возрожден и возвращен церкви Свято Духов монастырь.
С этого времени правящие Архиереи Латвии и Высокопреосвященнейший Митрополит Владыка Александр,и Преосвященнейший Епископ Даугавпилсский Александр,делали все,чтобы разыскать святыню.
Искали как на территории бывшего Союза,так и на Западе. Все было тщетно. Следы святыни затерялись.
Наконец, Архиереи были вынуждены прийти к печальному выводу,что святыня,либо действительно погибла во время богоборческих гонений,либо похищена и осела где-то очень глубоко в частной коллекции..
В такой ситуации,согласно церковным канонам,было решено написать точный список,который должен был заместить утраченную святыню.
И ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил написание этого списка.
В начале июля 2008 года список,который должен будет стать новым Образом,был написан в Москве.
15 июля в Ризопложенском храме Московского Кремля Святейший совершил чин освящения этого списка. Патриарху сослужили правящие Архиереи Латвии Митрополит Александр и Епископ Александр.
И уже во время освящения случилось великое чудо - Образ замироточил. Так стало ясно,что и список носит такое же благословение Матери Божией,как и сам Образ.
21 июля 2008 года новый Образ был доставлен в Ригу в Кафедральный собор Рождества Христова,где в течение трех дней рижане и гости города могли поклониться святыне.
А 24 июля того же города святыня торжественно была принесена в Свято Духов монастырь в Екабпилсе,где пребывает и ныне.
И как в Риге,так и в Екабпилсе было замечено мироточение святыни.
И уже почти сразу по возвращении,святыня начала являть свои чудеса. Так Свято Духов монастырь,нуждающийся буквально во всем,и требующий очень большой реставрации,начал восстанавливаться.
Последние два года там полным ходом идут реставрационные работы. И все это,не смотря на окружающий кризис! Вере,и желанию поработать во Имя Божие и кризис не помеха.
Монастырь всегда готов принять паломников и трудников. Тем более,что в этот монастырь,к примеру из Риги,можно совершить паломничество даже на один день,приехав утром на поезде и вечером уехав. А можно и остановиться на несколько дней.
Дни памяти Якобштадтской Иконы Божией Матери установлены вместе с днями памяти Казанской Иконы Б.М.,т.е. 21 июля и 4 ноября (нов.стиль.)
http://iconsv.ru/
*
============
Одна из главных святынь православных людей Латвии была обретена в период польско-русско-шведской войны 1654-1667 годов. Случилось это на реке Двине (Даугаве) недалеко от основанного позднее города Якобштадта (ныне Екабпилс),откуда и пошло ее название.
Этот район Двины в середине XVII века был рубежом трех государств.
На северном берегу реки был город Крейцбург,принадлежавший польским Инфлянтам,так называлась область Польши,в которую входили современные земли восточной Латвии.
На южном берегу реки располагались восточные пределы Курляндского герцогства. Это герцогство считалось вассалом Польши,но оно вело полунезависимую политику. И как раз в это время им правил наиболее знаменитый его правитель - герцог Якоб Кеттлер,сделавший Курляндию государством европейского уровня.
А немного западнее места,где произошло обретение проходила граница между Польшей и Швецией.
Но вернемся к истории обретения святыни.
Однажды по Двине плыл шведский солдат. Был он католиком по вероисповеданию и белорусом по национальности. Такое в те времена,когда большинство армий было наемными,случалось достаточно часто. И вот,этот солдат заметил в реке плывущую дощечку. Он подцепил ее пикой,чтобы вероятно,использовать для разведения костра..
Изумление солдата было очень велико. Он вытащил из воды Образ Божией Матери. А из того места,которое поразила пика,сочилась кровь!
Солдат был очень богобоязненным человеком и глубоко чтил святые иконы,в том числе и Образы Божией Матери. Он знал также,что на южном берегу Двины находится слобода плотогонов и купцов - Гольмхоф,в которой есть православный храм во имя св.Николая Чудотворца. И он доставил Образ туда,а вскоре перешел в православие и до конца своих дней остался при храме.
Обретенный Образ уже с первых дней показал,что он имеет на себе особое благословение Матери Божией и является чудотворным. Многие,приходившие в храм слободы,получали по молитвам у вновь обретенного Образа,исцеление от недугов и помощь в различных нуждах.
Особенно молитвы перед этим Образом помогали людям,одержимым нечистыми духами.. Такая слава этого Образа начала привлекать в Гольмхоф пожертвования. Одним из первых больших жертвователей стал местный купец И.Раткевич.
Но вскоре,благодаря святыне, в слободе стали совершаться и чудеса,если можно так сказать,более глобального масштаба.
Так в 1670 году герцог Курляндский Якоб Кеттлер,во владениях которого находилась слобода Гольмхоф, даровал ей статус города и назвал ее своим именем - Якобштадт (город Иакова (нем.). Особым указом,герцог повелел селиться в этом городе людям православного вероисповедания,и запретил чинить им какие-либо препятствия в исповедании их веры. Герцог сделал это в благодарность Царю Алексею Михайловичу (отцу Петра Великого),спасшему его из шведского плена.
В этом же году в Якобштадте был основан монастырь во имя сошествия св.Духа на апостолов,или Свято Духов монастырь.
В обители было три храма. Уже упомянутый храм св.Николая Чудотворца, храм св.Георгия Победоносца и храм св.Духа,в который и был перенесен из Никольского храма образ Якобштадтской Божией Матери.
Также в Якобштадте был и городской приходской храм Покрова Пресвятой Богородицы,т.е. во исполнение указа герцога Якоба, православным жителям города не чинилось никаких препятствий в исповедании веры.
В XVIII веке святыне Якобштадтской Обители поклонялись и оставляли крупные вклады очень знаменитые люди. Так во время Северной войны большой вклад в обитель внес фельдмаршал граф Б.П.Шереметев. Позднее большое пожертвование внесла вдовствующая герцогиня Курляндская (позднее Императрица Всероссийская) Анна Иоанновна.
Свято Духов монастырь стал центром возвращения православия на землю Латвии. Так,наряду с Якобштадтской Иконой Божией Матери,большими святынями обители являются иконы с надписями на старолатышском языке. Наличие этих икон говорит о том,что уже в XVII - XVIII веках православные священники,в отличие от католических ксендзов и лютеранских пасторов,говорили с прихожанами на их языке,что не могло не расположить к ним людей. Многие крестьяне вокруг Якобштадта возвращались в православную веру.
В 1798 году Якобштадт,как и все Курляндское герцогство,вошел в состав России.
В 1812 году он был захвачен наполеоновской армией. Французы жестоко разорили город и монастырь. Но Волею Божией, Якобштадтская Икона Божией Матери тогда уцелела.
С 1855 года (в этом году была образована Рижская Епархия. До этого православные жители севера Латвии подчинялись Псковской Епархии) ежегодно с Якобштадтской Иконой совершались Крестные Ходы в Ригу (а это более 150 километров). Начинались Ходы 21 июля (нов.стиль) (это день памяти Казанской и Якобштадтской Икон Б.М.),а заканчивались к дню Преображения Господня. В Риге же святыня пребывала в храме св.Александра Невского.
С 1894 года Крестные Ходы были продлены до Спасо-Преображенской пустыни под Елгавой.
В это же время в Петербурге был выполнен список этой иконы,который также был подарен монастырю и помещен в храме св.Духа.
В 1897 году в храме св.Духа в обители начал свое служение будущий рижский старец протоиерей Иоанн Журавский (1867-1964).
В 1915 году к Якобштадту вновь приблизилась беда. К городу подступил фронт Первой Мировой Войны.
Опасаясь поругания святыни противником, военное командование решило вывести Якобштадтскую Икону в глубь России,что и было сделано.
Но два года спустя старая Россия сгинула в хаосе двух революций и гражданской войны.
И,к сожалению,погибла и Якобштадтская Икона Божией Матери.
11 августа 1996 года в Латвии в Екабпилсе (современное название Якобштадта) был возрожден и возвращен церкви Свято Духов монастырь.
С этого времени правящие Архиереи Латвии и Высокопреосвященнейший Митрополит Владыка Александр,и Преосвященнейший Епископ Даугавпилсский Александр,делали все,чтобы разыскать святыню.
Искали как на территории бывшего Союза,так и на Западе. Все было тщетно. Следы святыни затерялись.
Наконец, Архиереи были вынуждены прийти к печальному выводу,что святыня,либо действительно погибла во время богоборческих гонений,либо похищена и осела где-то очень глубоко в частной коллекции..
В такой ситуации,согласно церковным канонам,было решено написать точный список,который должен был заместить утраченную святыню.
И ныне покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил написание этого списка.
В начале июля 2008 года список,который должен будет стать новым Образом,был написан в Москве.
15 июля в Ризопложенском храме Московского Кремля Святейший совершил чин освящения этого списка. Патриарху сослужили правящие Архиереи Латвии Митрополит Александр и Епископ Александр.
И уже во время освящения случилось великое чудо - Образ замироточил. Так стало ясно,что и список носит такое же благословение Матери Божией,как и сам Образ.
21 июля 2008 года новый Образ был доставлен в Ригу в Кафедральный собор Рождества Христова,где в течение трех дней рижане и гости города могли поклониться святыне.
А 24 июля того же города святыня торжественно была принесена в Свято Духов монастырь в Екабпилсе,где пребывает и ныне.
И как в Риге,так и в Екабпилсе было замечено мироточение святыни.
И уже почти сразу по возвращении,святыня начала являть свои чудеса. Так Свято Духов монастырь,нуждающийся буквально во всем,и требующий очень большой реставрации,начал восстанавливаться.
Последние два года там полным ходом идут реставрационные работы. И все это,не смотря на окружающий кризис! Вере,и желанию поработать во Имя Божие и кризис не помеха.
Монастырь всегда готов принять паломников и трудников. Тем более,что в этот монастырь,к примеру из Риги,можно совершить паломничество даже на один день,приехав утром на поезде и вечером уехав. А можно и остановиться на несколько дней.
Дни памяти Якобштадтской Иконы Божией Матери установлены вместе с днями памяти Казанской Иконы Б.М.,т.е. 21 июля и 4 ноября (нов.стиль.)
http://iconsv.ru/
*
============
Список Якобштадтской Иконы Божией Матери вып. П. Зыковым 1888 г.. образ Божией Матери с Предвечным Младенцем поддерживают архангелы Михаил и Гавриил, на заднем плане Свято-Духов монастырь |
============
Якобштадтская икона Божией Матери
Согласно преданию, чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654- 1667 годы) в водах Даугавы. Было это так.
Воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом, солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу Гольмгоф, где жили русские люди и был небольшой монастырь с православным храмом. Сюда Гудынский отдал икону, а сам принял православие и стал насельником обители в Гольмгофской слободе.
В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находилась слобода, даровал ей статус города и назвал его в свою честь Якобштадт (теперь это Екабпилс). По названию города Якобштадтской стала называться и чудесно обретенная икона.
Вскоре от нее получил исцеление местный бесноватый крестьянин. Свидетелем чуда оказался православный купец Яков Раткевич, находившийся в городе по торговым делам. Потрясенный увиденным, он решил устроить в обители новый храм. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский монастырь.
Непростой оказалась судьба маленькой обители, неоднократно страдавшей от войн, эпидемий и пожаров. Однако монастырь устоял, а к 1774 году в нем была построена еще одна церковь, которую освятили в честь святого Николая Чудотворца.
В 1812 году город и монастырь были разорены французами, хотя храмы и чтимая Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы сохранились. Однако после войны положение монастыря было настолько бедственным, что в 1817 году Святейший синод был вынужден упразднить его, а храмы обители сделать приходскими.
В 1878 году Якобштадт охватил страшный пожар. Чудотворную икону, хранившуюся тогда в Никольском храме, обнесли вокруг ограды бывшей обители, и храмы уцелели от огня. Так святая икона явила свою благодатную помощь. Через три года пожар повторился, но благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы город и храмы вновь были спасены. Тогда жители Якобштадта, ободренные покровительством Царицы Небесной, приняли решение заново отстроить обветшалую Свято-Духову церковь.
Вновь отстроенный деревянный храм простоял недолго: в летописях сказано, что он сделался жертвой пламени от взрыва, устроенного рукой злоумышленника, и сгорел до основания. Несколько лет понадобилось на строительство каменного храма, который существует и по сей день. Сюда перенесли чудотворную икону, изготовив для нее резной дубовый киот. У иконы была серебряная риза с золотыми венцами и множеством драгоценных подвесок, принесенных богомольцами. Чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы очень почиталась верующими: каждый май с 1901 по 1914 год ее приносили для поклонения верующим в Ригу, а затем и в Елгаву (тогда — Митаву).
— Существует несколько версий пропажи иконы, — рассказывает епископ Даугавпилсский преосвященнейший Александр. — Полагают, что в начале ХХ века святыня была спрятана под пол храма, чтобы она не досталась большевикам. Однако есть сведения о том, что в 1915 году из-за приближавшихся военных действий икону эвакуировали вглубь России, в город Ржев. В годы атеистических гонений церковнослужителей истребляли, а храмы разрушали. Поэтому не исключено, что икона оказалась уничтоженной, как и многие другие святыни православия. В лучшем случае она была спасена каким-то благочестивым христианином, в доме которого сейчас и находится. Возможно, потомки этого человека даже не знают, какой великой святыней они обладают.
Наконец, предполагают, что Якобштадтскую икону увез некий немецкий генерал, собиратель православных святынь. Как бы то ни было, обратно в Якобштадт святыня не вернулась, и самые тщательные поиски, предпринятые на территории России, оказались безрезультатными. Сейчас Церковь ничего не знает о судьбе святыни. В таких случаях принято восстанавливать утраченный образ по сохранившимся спискам и письменным свидетельствам.
Митрополит Рижский и всея Латвии Высокопреосвященнейший Александр испросил благословения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на воссоздание почитаемого образа с тем, чтобы восстановить и общецерковное почитание Якобштадтской иконы.
— В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле, — продолжает епископ Даугавпилсский Александр. — Одну копию написал в 1888 году рижский иконописец П. А. Зыков. На ней икона изображена вознесенной ангелами над городом и его храмами. Время создания второй копии относится к началу ХХ века. Следуя древней церковной традиции, по ним восстановлен образ Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона выполнена московскими мастерами, и это настоящее произведение церковного искусства. Само изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках небольшое, оно приближено к размерам оригинальной иконы — 25 на 18 сантиметров. Этот образ вставлен в большую икону, на которой изображены два ангела, держащих образ Пресвятой Богородицы.
В истории такие случаи нередки: по утраченным чудотворным святыням делались списки, и эти списки становились не менее чтимыми, чем сами оригиналы. История утраченной Якобштадтской иконы продолжается возрождением чудотворной святыни.
— 19 июля икону торжественно доставят в Ригу из одного из древнейший храмов Москвы, — говорит епископ Даугавпилсский Александр. — А 25 июля икона будет отвезена в Екабпилс. Латвийская православная церковь надеется, что традиция почитания чудотворного образа в нашей стране восстановится, а сама Якобштадтская икона станет символом возрождения Свято-Духова мужского монастыря. Святыня навсегда останется в екабпилсской обители и будет, как и прежде, покровительствовать монастырю и хранить город.
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
*
=========================
Якобштадтская икона Божией Матери
Согласно преданию, чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы была обретена во время Русско-польско-шведской войны (1654- 1667 годы) в водах Даугавы. Было это так.
Воевавший на стороне шведов солдат Яков Гудынский, переправляясь через реку, увидел плывущую по воде дощечку. Вонзив в нее копье, он вынес дощечку на берег и там заметил, что от нее по копью стекает кровь. Охваченный ужасом, солдат принялся внимательно изучать свою находку. Разглядев православное изображение Богоматери с Младенцем, солдат-католик со слезами раскаяния отнес икону в слободу Гольмгоф, где жили русские люди и был небольшой монастырь с православным храмом. Сюда Гудынский отдал икону, а сам принял православие и стал насельником обители в Гольмгофской слободе.
В 1670 году курляндский герцог Якоб Кетлер, во владении которого находилась слобода, даровал ей статус города и назвал его в свою честь Якобштадт (теперь это Екабпилс). По названию города Якобштадтской стала называться и чудесно обретенная икона.
Вскоре от нее получил исцеление местный бесноватый крестьянин. Свидетелем чуда оказался православный купец Яков Раткевич, находившийся в городе по торговым делам. Потрясенный увиденным, он решил устроить в обители новый храм. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский монастырь.
Непростой оказалась судьба маленькой обители, неоднократно страдавшей от войн, эпидемий и пожаров. Однако монастырь устоял, а к 1774 году в нем была построена еще одна церковь, которую освятили в честь святого Николая Чудотворца.
В 1812 году город и монастырь были разорены французами, хотя храмы и чтимая Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы сохранились. Однако после войны положение монастыря было настолько бедственным, что в 1817 году Святейший синод был вынужден упразднить его, а храмы обители сделать приходскими.
В 1878 году Якобштадт охватил страшный пожар. Чудотворную икону, хранившуюся тогда в Никольском храме, обнесли вокруг ограды бывшей обители, и храмы уцелели от огня. Так святая икона явила свою благодатную помощь. Через три года пожар повторился, но благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы город и храмы вновь были спасены. Тогда жители Якобштадта, ободренные покровительством Царицы Небесной, приняли решение заново отстроить обветшалую Свято-Духову церковь.
Вновь отстроенный деревянный храм простоял недолго: в летописях сказано, что он сделался жертвой пламени от взрыва, устроенного рукой злоумышленника, и сгорел до основания. Несколько лет понадобилось на строительство каменного храма, который существует и по сей день. Сюда перенесли чудотворную икону, изготовив для нее резной дубовый киот. У иконы была серебряная риза с золотыми венцами и множеством драгоценных подвесок, принесенных богомольцами. Чудотворная Якобштадтская икона Пресвятой Богородицы очень почиталась верующими: каждый май с 1901 по 1914 год ее приносили для поклонения верующим в Ригу, а затем и в Елгаву (тогда — Митаву).
— Существует несколько версий пропажи иконы, — рассказывает епископ Даугавпилсский преосвященнейший Александр. — Полагают, что в начале ХХ века святыня была спрятана под пол храма, чтобы она не досталась большевикам. Однако есть сведения о том, что в 1915 году из-за приближавшихся военных действий икону эвакуировали вглубь России, в город Ржев. В годы атеистических гонений церковнослужителей истребляли, а храмы разрушали. Поэтому не исключено, что икона оказалась уничтоженной, как и многие другие святыни православия. В лучшем случае она была спасена каким-то благочестивым христианином, в доме которого сейчас и находится. Возможно, потомки этого человека даже не знают, какой великой святыней они обладают.
Наконец, предполагают, что Якобштадтскую икону увез некий немецкий генерал, собиратель православных святынь. Как бы то ни было, обратно в Якобштадт святыня не вернулась, и самые тщательные поиски, предпринятые на территории России, оказались безрезультатными. Сейчас Церковь ничего не знает о судьбе святыни. В таких случаях принято восстанавливать утраченный образ по сохранившимся спискам и письменным свидетельствам.
Митрополит Рижский и всея Латвии Высокопреосвященнейший Александр испросил благословения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на воссоздание почитаемого образа с тем, чтобы восстановить и общецерковное почитание Якобштадтской иконы.
— В открытом в 1996 году Свято-Духовом монастыре сохранились киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы, выполненные в живописном стиле, — продолжает епископ Даугавпилсский Александр. — Одну копию написал в 1888 году рижский иконописец П. А. Зыков. На ней икона изображена вознесенной ангелами над городом и его храмами. Время создания второй копии относится к началу ХХ века. Следуя древней церковной традиции, по ним восстановлен образ Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы.
Икона выполнена московскими мастерами, и это настоящее произведение церковного искусства. Само изображение Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках небольшое, оно приближено к размерам оригинальной иконы — 25 на 18 сантиметров. Этот образ вставлен в большую икону, на которой изображены два ангела, держащих образ Пресвятой Богородицы.
В истории такие случаи нередки: по утраченным чудотворным святыням делались списки, и эти списки становились не менее чтимыми, чем сами оригиналы. История утраченной Якобштадтской иконы продолжается возрождением чудотворной святыни.
— 19 июля икону торжественно доставят в Ригу из одного из древнейший храмов Москвы, — говорит епископ Даугавпилсский Александр. — А 25 июля икона будет отвезена в Екабпилс. Латвийская православная церковь надеется, что традиция почитания чудотворного образа в нашей стране восстановится, а сама Якобштадтская икона станет символом возрождения Свято-Духова мужского монастыря. Святыня навсегда останется в екабпилсской обители и будет, как и прежде, покровительствовать монастырю и хранить город.
Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
http://alchevskpravoslavniy.ru/about
*
=========================
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.