no copi

понедельник, 16 мая 2011 г.

* Свенская икона Божией Матери *

*
Икона «Богоматерь Печерская (Свенская)
последняя треть XVIII века,Москва,  77х55
*
Свенская 
икона Божией Матери 
(1288 г.).
Свенская (Печерская) икона Божией Матери
Свенская-Печерская икона БМ
Икона Божией Матери именуемая «Свенская»
Икона Божией Матери Свенская (Печерская).
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Свенской-Печерской»

Иконы Божией Матери Свенской (1288)
--
Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.
*
Икона Богоматерь Печерская, Богородица Свенская.
Вторая половина 19-го века.
Темпера, левкас, доска из дерева лиственной породы. Размер: 12х15,5х2
*
Свенская икона Божией Матери (1288 г.).
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Свенской-Печерской»

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. По совету с братиею архимандрит Печерский отпустил икону на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться иконе Богородицы, но не нашли ее в лодке, а увидели ее на горе против реки Свены, стоящею на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и по пути до того места, где ныне стоит Свенский монастырь, князь вздохнул от глубины сердца и со слезами так молился: "О пречудная Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ! Елика и дале узрю с места сего на все четыре страны, толико придам к дому Твоему, и созижду храм и обитель, идеже Ты возлюбила еси место". В ту же минуту он увидел пред собою тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять громко возопиял: "Пресвятая Владычице! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очам моим!" В ту же минуту князь стал видеть лучше прежнего и велел снять с дерева чудотворную икону. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали ее и отслужили молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром; и тогда же в память явления иконы на реке Свене установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. По прошествии многих лет по основании храма оклад иконы попортился. Игумен Свенского монастыря просил у царя Иоанна Васильевича Грозного повеления переделать оклад на иконе. Царь повелел принести икону к себе в Москву и переделать оклад, для которого от себя прибавил золота, жемчугу и драгоценных камней. Оклад сделали в три года и тогда с молебствием отпустили чудотворную икону в Свенский монастырь.
     Заступлением Божией Матери ради Ее Свенской иконы неоднократно защищаем был Брянск от нашествия врагов. В 1812 году полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, умоляя ее со слезами о заступлении и помиловании. Вскоре утешило их известие, что неприятельские войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от погибели жители его в 1815 году устроили на Свенскую икону Заступницы усердной золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17 августа.
     Чудотворная Свенская икона писана преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских живописцев. Икона изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне в одну ступень, величественно восседает Пресвятая Дева; правая Ее стопа утверждается на малом камени, или подножии, а левая покоится на амвоне. На коленях Пресвятой Девы воссидит Предвечный Младенец и благословляет десницею и шуйцею, а Пречистая Богоматерь держит Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона стоят с правой стороны преподобный Феодосий, а по левую сторону преподобный Антоний, оба со свитками в руках.
     На представленной выше иконе один из вариантов иконографического типа "Богоматерь Свенская". Богоматерь в короне как Царица Небесная восседает на широком, украшенном в стилистике народного искусства троне; перед ней — фигура «парящего» Младенца Христа. Свои руки она заботливо положила на плечи коленопреклоненных монахов. Слева — прп. Антоний, основоположник монашества на Руси; справа — прп. Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря и учредитель иноческого общежития в русских монастырях.

http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2588
*
===============================
Печерская (Свенская) икона Божией Матери с прпп. Антонием и Феодосием Печерскими.
Ок. 1288 г.
 *
Свенская (Печерская) икона Божией Матери

Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая.
Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.

Празднование М. 3; Ав. 17

http://www.mospat.ru/calendar/icons1/may03-ikona-svenskaya.html
Суббота, 3 мая (ст.ст.) 16 мая 2009 (нов. ст.)

*
============================
 *
Икона Божией Матери именуемая «Свенская»

Печерская История прославления этого образа связана с черниговским князем Романом Михайловичем, который, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав о чудесах и исцелениях, бывших от чудотворного Печерского образа Богородицы и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Киево-Печерских, князь послал в Печерский монастырь милостыню вместе с прошением отпустить чудотворную Печерскую икону к нему в Брянск.
По совету с братиею архимандрит Печерский отправил икону «Свенская» Печерская на лодке рекою Десною со священником. Во время плавания провожавшие святую икону должны были провести ночь на берегу реки Свены. Вставши поутру, они пошли в лодку помолиться перед иконой Богородицы, но не нашли её в лодке, а увидели образ на горе, стоящим на дубе между ветвями. Об этом чудесном явлении на берегу реки Свены (от которой икона получила название Свенской) возвестили князю Роману Михайловичу.
Князь поспешил отправиться пешком туда, где стояла «Свенская» Печерская икона, и, помолившись с верой перед образом, получил исцеление и вновь стал видеть. После благодарственного молебна, который отслужили перед ПЕЧЕРСКОЙ иконой священнослужители, князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружен храм во имя Успения Божией Матери. Князь устроил тут монастырь и щедро оделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма.
В память о явлении иконы на реке Свене был установлен праздник 3 мая (16 мая по новому стилю). Второй день празднования 17 (30) августа был установлен в 1815 году в память об избавлении Брянска и самого Свенского монастыря от полчищ Наполеона. Узнав о приближающихся захватчиках, жители Брянска со Свенской иконой Пресвятой Богородицы совершили крестный ход вокруг города, слёзно умоляя Божию Матерь о заступничестве. Вскоре пришло известие, что неприятельские войска неожиданно повернули вспять.
В настоящее время Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственной Третьяковской галерее. На иконе по сторонам возвышенного трона Богоматери представлены святые, основатели Печерского монастыря — преподобные Феодосий и Антоний с развёрнутыми свитками в руках.

http://iconbm.ru/index.php?option=com_joomgallery&func=viewcategory&catid=74&Itemid=3
*
=============================
 *
Свенская-Печерская икона БМ

По преданию, чудотворная Свенская икона написана преподобным Антонием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую Печерскую церковь.

Богоматерь изображена на этой иконе следующим образом. На золотом возвышенном троне, поставленном на особом амвоне, величественно восседает Царица Небесная; правая стопа Ее покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери восседает Предвечный Младенец Господь наш Иисус Христос; в левой руке Он держит шар, а правой рукой благословляет молящихся. Пречистая Дева держит Своего Божественного Сына обеими руками. По сторонам трона на особых возвышениях стоят с правой стороны преподобный Феодосий Печерский, а с левой — прп. Антоний; в руках того и другого длинные свитки с письменами. На свитке у прп. Феодосия написано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистой Своей Матери мною, рабом Твоим Феодосием, егоже утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного (на) хвалу и славословие Тебе».

На свитке же прп. Антония Печерского стоит следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа помощника». Преподобный Феодосий изображен на иконе без клобука, с открытой головой, в мантии и епитрахили, а прп. Антоний представлен в полной монашеской схиме. Размеры иконы: пятнадцать с половиной вершков в длину и девять с половиной вершков в ширину.

В настоящее время Свенская икона Богоматери находится в мужском Брянском Успенском монастыре, расположенном в 3 верстах от города Брянска, на горе, при реке Днепре, против реки Свены, впадающей в Сейм. По имени реки и самый монастырь называется Свенским. Название монастыря перешло и к иконе. В монастыре Свенская икона находится с 1288 года, а до этого времени она пребывала в Киево-Печерской лавре, где прославилась чудесами.

Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услыхав о чудесах и исцелениях, происходивших у чудотворного образа Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских, князь послал в монастырь Печерский гонца с милостыней и просьбой прислать к нему в Брянск чудотворную икону для испрошения исцеления. Посоветовавшись с братией, архимандрит печерский отпустил икону со священником по реке Десне. Во время плавания лодка вдруг остановилась среди Десны. Сопровождавшие икону решили было провести ночь на реке Свене, но лодка вдруг двинулась вперед. Путники причалили и провели ночь на правой стороне реки Свены. Утром они пошли к лодке, чтоб помолиться чудотворному образу Богоматери, но его там не оказалось. Решив отыскать икону, путники взошли на берег и поднялись на гору, находившуюся против реки Свены. Здесь они и нашли икону стоящей на большом дубе между ветвями. Весть об этом чуде дошла до князя Романа. Сопровождаемый священниками, он пришел пешком к месту, где стоит ныне Свенский монастырь, и там излил все свое горе и со слезами так молился:

— О, Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я узрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

Когда он окончил молитву, в ту же минуту зрение возвратилось к нему, и он увидел тропинку, на которой, по его повелению, тогда же был поставлен крест. Однако глаза его видели только предметы, стоящие на очень близком расстоянии. Вот подошли к самой св. иконе. Князь пал на землю и опять воззвал к Богородице с сокрушением сердечным:

— Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим.

Когда он произнес это, то стал видеть еще лучше. По его приказанию епископ снял икону с дерева и поднес ее князю. Последний благоговейно облобызал ее. Примеру князя последовали и все присутствующие. Затем, отслужив молебен пред иконой Богоматери, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями построили храм во имя Успения Богоматери.

Впоследствии князь Роман воздвиг на месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную икону обложил золотом и серебром. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон и вообще на принадлежности храма. Тогда же было установлено и празднование Свенской иконе Божией Матери — 3 мая.

Через некоторое время после основания монастыря оклад на чудотворной иконе попортился. Вследствие просьбы игумена Свенского монастыря подновить его царь Иоанн IV Васильевич велел икону принести в Москву и из своей казны пожертвовал много золота, серебра и драгоценных камней. Через три года оклад был сделан, и Свенская икона возвращена в брянский Успенский монастырь. В последующее время Свенский монастырь также неоднократно поддерживался благотворениями царей и князей Русской земли. Цари — Иоанн IV Васильевич, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Феодор, Иоанн и Петр Алексеевичи, императрица Елизавета Петровна, святейшие патриархи Филарет Никитич и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, многие вельможи и князья, почитавшие Свенскую икону Богоматери, благотворили Свенскому монастырю богатыми вкладами и большими денежными суммами.

Как прежде, так и ныне у чудотворной Свенской иконы Богоматери совершаются чудеса и подаются исцеления тем, кто прибегает к сему чудотворному образу Богородицы с верой в помощь Царицы Небесной. Из многочисленных чудес мы приведем только самые примечательные и поразительные.

Однажды к обители подошли иноплеменники с целью ограбить и разорить ее, но Царица Небесная не допустила совершиться этому беззаконию и святотатству. Невидимая сила поразила нападавших слепотой, они в ужасе разбежались, оставив обитель невредимой. Паника их была так сильна, что они даже покинули награбленные ими в других местах сокровища, которые после этого чуда сделались собственностью обители.

В 1566 году в Свенской обители заложили каменную церковь и через год окончили ее постройку. Однажды, когда в новоустроенной церкви находился игумен Свенской обители Мартиниан с братией, своды церкви обрушились, но находившиеся внутри ее все остались невредимыми. Столь чудесное спасение иноков от гибели все приписали заступлению и покрову Богоматери.

В 1673 году к чудотворному Свенскому образу Богоматери был приведен бесноватый Потапий, земледелец из города Трубчевска. Он так сильно бесновался, что едва могли удержать его. Но вот пред чудотворной иконой Богородицы отслужили молебен об изгнании беса. Бес, страшно сотрясая больного, вышел из него. Все видевшие чудо это были поражены и прославили Бога, дивного в чудесах Своих. Потапий же, воздав хвалу Богу, дал обет постричься в монашество, каковое намерение и привел в исполнение.

В том же 1673 году в Свенский монастырь пришел некто Афанасий, также страдавший от нечистых духов. Когда он усердно помолился пред Свенской иконой Богородицы, то бесы оставили его и уже более не тревожили.

20 ноября 1677 года в Свенском монастыре обрушилась теплая каменная церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Однако царские двери и святые иконы остались неповрежденными. Образ Воскресения Христова, лежавший на аналое, на третий день после обвала церкви был найден под кирпичами совершенно целым. Это знаменательное событие было также приписано покрову Пречистой Богоматери.

В 1685 году из Трубчевска в Свенский монастырь пришел земледелец Иоанн, страдавший беснованием. После горячей молитвы перед иконой Богородицы он совершенно исцелился от беснования и возвратился домой, славя Христа Бога и Его Пречистую Матерь.

Не раз неприятели подходили к Свенскому монастырю и покушались разорить его, но каждый раз Царица Небесная не допускала их до этого. Сам город Брянск Ее заступлением неоднократно был спасаем от нашествия врагов. Эта помощь Богоматери особенно явно проявилась в 1812 году, во время нашествия французов на Россию. Целые полчища врагов подступили к Брянску и грозили разорить его. Ища спасения, благочестивые жители этого города обратились с усердной молитвой к Заступнице рода христианского, единственной Помощнице во всех земных несчастиях. Взяв чудотворную Свенскую икону, они обошли с ней вокруг города. Вскоре они были обрадованы известием, что неприятели удалились от города. В благодарность за избавление брянские граждане со всем духовенством вторично подняли чудотворную икону Богоматери и с крестным ходом обошли весь город. Через несколько времени они узнали, что французы окончательно удалились из пределов Москвы. С той поры в Брянске установлено каждый год 17 августа совершать крестный ход. Обыкновенно накануне этого дня Свенскую икону Богоматери приносят в Брянск, и в городском соборе совершается всенощное бдение. Утром, после литургии, устраивается крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, крестами, иконами, святыми хоругвями из всех церквей и со всем городским духовенством; затем возвращаются в собор. Вечером, перед совершением вечерни, народ собирается в собор и с честью и славой провожает св. Свенскую икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов жители Брянска устроили в 1815 году новую золотую ризу на икону Богоматери.

В 1830 г. Иван Васильев, сын Абрамов, крестьянин села Ревны Трубчевского уезда, обратился с ходатайством к преосвященному Никодиму, епископу Орловскому, о разрешении принести в его дом чудотворную икону Богоматери. «Я четыре года страдал помрачением ума, сильной тоской и унынием, — писал этот крестьянин, — но как только дал я обет поднять чудотворную икону Богоматери в свой дом, то тотчас же получил исцеление и отраду». Епископ разрешил на некоторое время перенести чудотворную икону в село Ревны.

В том же 1830 году получила исцеление у Свенской иконы Богоматери Екатерина, младшая дочь Ивана Яковлевича Климова, купца города Брянска. Семь недель она страдала глазной болезнью и затем совершенно ослепла. В мае месяце больная услышала голос во сне, повелевавший принести в их дом из

Свенского монастыря чудотворную икону. Исполняя желание своей дочери, Иван Яковлевич Климов 19 мая обратился к игумену Свенского монастыря с просьбой разрешить перенести чудотворную икону в его дом. На другой день принесли к нему святую икону, отслужили пред ней молебен и освятили воду. Затем слепую подвели приложиться к св. кресту и окропили св. водой: больная стала различать некоторые предметы. Когда же подвели приложиться к св. иконе, то к ней вернулась прежняя острота зрения.

— Батюшка, батюшка! Я теперь все вижу, — радостно воскликнула прозревшая, — и боли нет. Пусти, голубчик, нести образ!

Но этого ей, однако, не позволили. Свидетелями этого чудесного исцеления девицы Екатерины было десять человек.

В 1832 году у чудотворного Свенского образа Богоматери получила исцеление одна женщина, родом из Смоленской губернии, страдавшая беснованием одиннадцать лет. Во время приступов своей болезни больная сильно кричала. Родственники бесноватой привезли ее в Свенский монастырь, чтобы здесь у св. иконы Богоматери помолиться о ее выздоровлении. Во время вечерни в Свенской обители больная успокоилась. Затем был отслужен молебен. Больная приложилась к чудотворной иконе и получила исцеление.

Карачевская помещица Александра Иванова Гринева так описывает свое чудесное исцеление у св. иконы Богоматери в Свенском монастыре: «Я получила от простуды сильное воспаление в глазах и почти слепоту, рожу на голове и на всем лице. Больно и невыносимо мне было смотреть на свет или на огонь. Я должна была ходить с вожатым, накрыв совершенно голову и лицо. Так продолжалось до октября. Во время свенской ярмарки я, узнав об исцелениях от глазной болезни при св. Свенской иконе Богоматери, просила свести меня туда. Ехали мы день и ночь, так как я не выносила скорой езды. На пароме перевезли нас прямо в монастырь. В это время служили раннюю обедню. Меня ввели в церковь и поставили сзади всех, чтобы не видать мне света от свечей, но все же боль была невыносимая. После литургии понесли св. икону в лавку; я пошла сзади, взяв с собой полотенце и стакан. Мне подали св. воды, которую освящали в лавке. Я помочила глаза и все лицо: в ту же минуту боль утихла. Я сбросила покрывало с лица, уже не чувствуя никакой боли. Опухоль прошла, и я совершенно была исцелена. При этом дали мне на дорогу бутылку св. воды. Я ей умывалась, и воспаление и боль совершенно окончились и более не возвращались по милосердию Матери Божией, совершившемуся надо мной пред чудотворной Свенской иконой, что свидетельствую по чистой совести и подписуюсь: Карачевская помещица Александра Иванова Гринева. — Тотчас же после моего приезда домой я нашла у своего дворового человека Стефана Бедреева трехлетнего сына Андрея, совершенно ослепшего от оспы, и отправила больного с его отцом в Свенский монастырь. Ослепший Андрей совершенно исцелился в монастыре и доселе находится в военной службе». Все это происходило в 1840 году.

Много и других чудес и исцелений совершилось у чудотворной Свенской иконы Богоматери, пользующейся среди благочестивых брянских граждан большим уважением и почитанием. В 1846 году брянский помещик Владимир Ростиславович Демидов сделал на золотую ризу Свенской чудотворной иконы Богоматери драгоценную бриллиантовую корону с сиянием из крупных драгоценных камней и бриллиантовые звезды на плеча Богородицы, а также венец и нарукавники у Предвечного Младенца.

Часто жители города Брянска и окрестных мест принимают в свои дома св. икону Богоматери и совершают молебны пред ней. С древних пор поднятие сей чудотворной иконы совершается следующим образом. Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к этому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» 12 раз и псалом 142: «Господи, услыши молитву мою». По прочтении псалма диакон произносит: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и проч. В это время два иеромонаха берут св. икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за ней. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха со святой иконой останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий перед чудотворной иконой с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав крест иеромонаху, сопровождающему св. икону, возвращается вместе с братией в обитель.

Так же торжественно и провожают св. икону в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря навстречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает св. крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут св. икону и затем идут в обитель. По входе во храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование св. креста и чудотворного образа Богоматери.

Когда торжественное шествие с чудотворной иконой проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такой же радостью и почетом, как бы Саму Царицу Небесную. Перед ней падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли св. икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник.

Благоговейное отношение богомольцев к чудотворной Свенской иконе Божией Матери обнаруживается также в том, что перед ней молятся во всех важных случаях жизни. Вступают ли в брак, отправляют ли свои суда в далекое плавание или обозы с товарами, впадают ли в печаль или в радость — во всех подобных случаях благочестивые брянские граждане и жители окрестных мест приходят в св. обитель и усердно молятся пред св. иконой Богоматери.

В соборной монастырской церкви Успения Богоматери св. икона Ее занимает первое место в иконостасе, по правую сторону царских врат, а в теплой церкви монастыря для нее устроено особое место.

Кроме подлинной чудотворной Свенской иконы Богоматери, в Свенском монастыре есть список с нее, Очень древний, современный ее явлению. Эта св. икона украшена той золотой ризой, которая была прежде ,на чудотворной иконе и устроена при игумене этой 'обители Никодиме; весом риза около двух фунтов. При этой же ризе находятся жемчужные украшения, приложенные в 1583 году к чудотворной иконе царем и великим князем Иоанном IV Васильевичем при отпуске ее из Москвы. На этом древнем списке иконы сохранилась следующая надпись: «Окладывана в лето 6796 (1288 г.) благоверным князем великим Романом Михайловичем и благоверной княгиней Анастасией, месяца сентября в 26 день, на память Иоанна Богослова».
Другая копия с Свенской иконы Богоматери находится в алтаре Киево-Печерского Успенского лаврского собора.
Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон

http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/svenskaya-pecherskaya-ikona.html
*
==============================
 *
Икона Божией Матери Свенская (Печерская).
Празднование 3/16 мая, 17/30 августа.

Свенская-Печерская икона БМ

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.
Молитва Черниговского князя Романа Михайловича

Сын святого мученика князя Михаила Черниговского, зверски замученного в Орде за то, что отказался изменить православной вере, Роман молился перед дивным древним образом Свенской (Печерской) Богоматери. По преданию, эта чудотворная написана самим преподобным Алипием, который учился иконописному художеству у византийских мастеров, украшавших в Киеве Великую церковь — ныне Успенский собор Киево-Печерской лавры. Печерский инок, которому Господь судил стать первым русским иконописцем, почил около 1114 года.

Удивительной красоты Свенский (Печерский) образ. На золотом троне с подножьем в виде арок восседает Пречистая; правая стопа Ея покоится на небольшом камне, а левая стоит на амвоне. На коленях Богоматери — Предвечный Младенец с благословляющими руками. По сторонам трона стоят преподобные отцы — основатели русского иночества: справа от Пречистой — Феодосий Печерский, а слева — Антоний Печерский; в руках у обоих свитки с письменами. Преподобный Феодосий пишется на этой иконе без клобука, с непокрытой головой, в мантии и епитрахили, а преподобный Антоний — в полном схимническом облачении.

Феодосий Печерский — третий из святых, канонизированных русской церковью (первыми стали князья-страстотерпцы Борис и Глеб), и первый преподобный (то есть святой иноческого чина) в этом дивном сонме. Именно Феодосий и его учитель преподобный Антоний (причисленный к лику святых несколько позже) стали основателями русского монашества как новой и плодотворной ветви того восточнохристианского иноческого древа, которая расцвела на Святой Руси дивным благоуханным цветом. Из глубины веков светит неугасимый свет двух этих подвижников и молитвенников земли Русской.

На Свенской (Печерской) иконе на свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко Господи Боже Вседержителю, Творче всея твари видимых и невидимых, Своим смотрением возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом Твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне Суда Твоего Страшнаго на хвалу и славословие Тебе». На свитке же преподобного Антония Печерского следующая надпись: «Молю убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся. Имамы в сем Господа Помощника».

Размер Свенской (Печерской) иконы — 67 на 42 см, древнейший красочный слой сохранился не слишком хорошо, на нем много потертостей с позднейшими записями. Но примечателен этот образ не только своей древностью и благодатной силою. Само изображение Пречистой в образе Царицы Небесной, восседающей на троне, было и остается весьма распространенным во всем христианском мире. Мы встречаем его в Софии Константинопольской и в мозаиках Равенны, на грузинских чеканных иконах XI века и на крестах из Херсонеса.

Многие века чудотворная пребывала в мужском Успенском Свенском монастыре под Брянском (сейчас – село Супонево, уже вошедшее в черту города). Постройки этой закрытой в 1924 году обители были затем сильно разрушены. Богоборцы снесли величественный Успенский собор XVIII столетия со знаменитым резным панно на хорах, изображавшим кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Попечением Пречистой иноческая жизнь в Свенском монастыре возродилась в 1992 году, и спустя восемь лет численность братии уже составляла двадцать пять человек.

В стенах этой обители чудотворная Свенская (Печерская) икона и пребывала с 1288 года, а до того находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась многими чудесами. Князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, внезапно потерял зрение. Зная о чудесах и исцелениях, происходивших в Печерском монастыре, послал туда гонца с милостыней и просьбою прислать к себе в Брянск чудотворную икону для испрошения у нее исцеления. Посоветовавшись с братией, печерский архимандрит «отпустил» икону. Во время плавания по реке Десне лодка вдруг остановилась близ того места, где в Десну впадает речка Свена. Сопровождавшие икону решили переночевать на этом месте и причалили к берегу. Но когда утром они вернулись к своей лодке, но чудотворного образа там не оказалось. После долгих поисков исчезнувшая икона была найдена на горе напротив устья Свены между ветвей большого дуба. Когда об этом чуде известили князя Романа, тот в сопровождении духовенства отправился пешком к иконе.

Горячо молился князь, зрение начало возвращаться к нему, и увидел он тропинку, на которой тогда же повелел установить памятный крест. Однако глаза князя различали пока лишь предметы, находившиеся на самом близком расстоянии. И когда шествие достигло самого дуба, князь пал на землю и вновь воззвал к Богородице с сердечным сокрушением: «Пресвятая Владычице! Услыши молитву мою и дай прозрение очам моим!» И тотчас зрение его стало еще лучше. Епископ снял икону с дерева и поднес ее князю; тот благоговейно облобызал ее, и зрение вернулось к нему окончательно.

Немедля отслужив молебен пред иконою, князь и все собравшиеся стали рубить деревья и общими усилиями начали строить церковь во имя Успения Богородицы – храмового праздника Киево-Печерской обители.

Спустя некоторое время князь Роман воздвиг па месте своего чудесного прозрения монастырь и щедро наделил его деньгами, а чудотворную «обложил золотом и серебром». Дерево, на котором была обретена икона, срубили и распили на доски, послужившие для обустройства обители. Тогда же, в 1288 году, было установлено и празднование Свенской (Печерской) иконе Божией Матери — 3 мая. В иконостасе монастырского Успенского собора, по правую сторону царских врат, и пребывала чудотворная в течение почти семи столетий.

Многие милости оказывали святыне и хранившей ее обители русские государи: Иван Грозный пожертвовал немало золота, серебра и драгоценных камней для изготовления нового оклада для чудотворной. Государи Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор, Иоанн и Петр Алексеевичи, Елизавета Петровна также благотворили обитель. Благочестивые патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы-Романовы, вельможи и купцы, почитавшие Свенскую (Печерскую) икону Богоматери, делали сюда вклады. Никогда не иссякал и поток богомольцев, слышавших о все новых и новых чудесах Свенской (Печерской).

Заступничеством Пречистой Брянск был не раз спасаем от нашествия врагов. Когда в 1812 году к городу подступили французы, его жители на руках обнесли Свенскую (Печерскую) икону вокруг Брянска, и по их усердной молитве к Заступнице рода христианского неприятель прошел мимо, а вскоре и вовсе бежал из России. С тех пор в Брянске в память этого чуда ежегодно 17 августа совершался крестный ход. Накануне икону приносили из монастыря в городской собор, где служили всенощное бдение, а утром после литургии совершали крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, крестами, иконами и хоругвями из всех церквей Брянска при участии всего городского духовенства. Вечером же народ возвращался в собор и «с честию и славою» провожал икону в Успенский монастырь. В память избавления от французов в 1815 году была «устроена» новая золотая риза для Свенской (Печерской) иконы.

В 1846 году брянский помещик В.Р. Демидов пожертвовал на золотую ризу чудотворной драгоценную корону с «сиянием» из крупных бриллиантов и бриллиантовые звезды на плечи Богородицы, а также венец и нарукавники для Предвечного Младенца.

Торжественно и красиво, под звон колоколов и молитвенное пение, совершались выносы Свенской (Печерской) иконы в дома благочестивых жителей Брянска. Сохранились описания таких духовных празднеств:

«Участники предполагаемого торжества приходят в обитель. В монастыре начинается соборный благовест в большой колокол с перезвоном во все колокола. Настоятель обители и братия идут в церковь, и к тому же времени стекаются сюда жители соседних селений. Настоятель с духовенством в облачении выходит из алтаря, становится пред чудотворным образом Богоматери и благословляет начало молебна. Братия поют: «Царю Небесный». Затем читается «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй» двенадцать раз и псалом 142-й «Господи! Услышь молитву мою…» По прочтении псалма диакон произносить: «Бог Господь и явися нам», и поются тропари Богородичны: «К Богородице прилежно» и пр. В это время два иеромонаха берут святую икону и при пении выносят ее из церкви. Настоятель, духовенство и весь народ идут за нею. Когда процессия при звоне колоколов и пении священных песен выйдет за монастырские ворота, тогда оба иеромонаха с святою иконою останавливаются на площади и оборачиваются лицом к обители. Настоятель, стоящий пред чудотворною иконою с крестом в руке, после прочтения иеродиаконом ектении делает отпуст, прикладывается к иконе, прося в молитве Царицу Небесную не покидать обитель, и дает народу целовать Крест Господень. Получив благословение, подъемлющие чудотворную икону в свой дом принимают ее от иеромонахов, и торжественное шествие двигается дальше при пении стихир в честь Богоматери и колокольном звоне. Настоятель, передав Святой Крест иеромонаху, сопровождающему святую икону, возвращается вместе с братией в обитель. Так же торжественно святую икону провожают в обитель. Настоятель с братией в облачении, диаконы с кадилами и пономари со свечами выходят из монастыря на встречу святыне. При звоне во все колокола настоятель кадит чудотворную икону и принимает Святой Крест от иеромонаха, а иеромонахи от богомольцев берут святую икону и затем идут в обитель. По входе в храм икону ставят на прежнее место, иеродиакон произносит ектению, затем следует отпуст и происходит целование Святого Креста и чудотворного образа Богоматери. Когда торжественное шествие с чудотворною иконою проходит мимо городских или сельских храмов, то в них бывает звон во все колокола. Благочестивые богомольцы встречают и провожают икону с такою же радостью и почетом, как бы Самое Царицу Небесную. Пред нею падают на колена, ложатся на землю, подводят отроков, чтобы над ними пронесли святую икону, кладут под нее грудных младенцев. Дворы, улицы и площади, по которым двигается это шествие, чисто подметаются, а избы по возможности и по состоянию убираются. Во всем селе, принимающем образ Богоматери, бывает праздник».

Праздник веры, самые важные минуты для десятков, сотен, тысяч простых православных… Минули века. Икона уцелела и находится сейчас в Третьяковской галерее. Другие люди пришли к Свенской (Печерской) и увидели ее уже иными глазами — глазами исследователей. Спасена икона была знаменитым искусствоведом Н.Н. Померанцевым, который привез ее в Москву. В 1927 году сотрудниками Центральных государственных реставрационных мастерских Г.О. Чириковым и В.О. Кириковым была проведена сложная реставрация. Еще до окончательного раскрытия древней живописи И.Э. Грабарь уверенно отнес икону к эпохе преподобного Алипия — к заре русской иконописи. Затем Свенскую (Печерскую) изучали В.Н. Лазарев, А.И. Некрасов, М.В. Алпатов. Наш современник, реставратор и исследователь древней живописи А.Н. Овчинников, который отметил еще несколько особенностей, позволяющих отнести икону Богоматери Свенская (Печерская) к эпохе Алипия (конец XI века): «Палитра более чем скромна: листовое золото, белила свинцовые — грубые и тонкие в зависимости от назначения, аурипигмент и реальгар, киноварь, земляная краска железноокисная, глауконит (земля зеленая), лазурит, чернь, умбра. Но понимание живописной Фактуры, грамотность в построении колорита характеризуют мастера, широко осведомленного и умеющего выбирать художественное направление, близкое его мировоззрению. В живописи его можно найти много точек соприкосновения с живописью Синая. Это становится вполне объяснимым, если обратиться к труду Г.П. Федотова «Святые Древней Руси», где достаточно обоснованно указывается на сходство палестинского идеала святости с русским: «Для организации жизни в Киево-Печерском монастыре понадобился Константинопольский Студийский Устав (общежительный), который теоретически после того всегда признавался нормой на Руси. Личные связи, путешествия связывали Киев, как и северную Русь, с Грецией и Афоном. И тем не менее не у афонцев и не у студийцев больше всего училась монашеская Русь, а у палестинцев. Правда и то, что собственно греческое монашество тесно примыкает к палестинскому»».

Так через Свенскую (Печерскую) икону Святая Русь, минуя опосредующие звенья, прильнула непосредственно к Святой Земле — родине воплотившегося Христа и христианства.

«Пресвятая Владычице! Услышь молитву мою и дай прозрение очам моим!» — как нужна сегодня эта молитва князя Романа Михайловича всем нам, имеющим глаза, но не видящим.

http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/ikona-bozhiej-materi-svenskaya-pecherskaya.html

*
======================
 *
Молитва Черниговского князя Романа Михайловича

О Пречудная, Пресвятая Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего! 
Услышь глас молитвы моей и дай мне, Госпоже, прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ. Все, что я зрю с места сего во все четыре стороны, это я отдам дому Твоему. Я созижду храм и обитель на этом месте, которое Ты возлюбила.

*
======================
Тропарь Божией Матери ради икон Ее, именуемых Печерская-Нерукотворенная и Свенская-Печерская

Тропарь, глас 4:
     Днесь светло торжествует Печерская обитель и радуется явлением образа Богоматере, безмерный лик Печерских отцев, с нимиже и мы непрестанно вопием: радуйся, Благодатная, Печерская похвало.
Кондак, глас 3:
     Дева днесь невидимо предстоит в церкви и с лики Печерских отцев молится о нас, благоговейно величающих Ея безмерную милость, к роду нашему явльшуюся в чудном образе Ея, обитель Печерскую украшающем.
Величание
     Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

*
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Свенской
глас 4
Днесь светло торжествует Свенская обитель;/ и радуется явлением образа Богоматери;/ Безмерный лик Печерских отцев/ с ними же и мы непрестанно вопием:/ Радуйся Благодатная Свенская Похвало.

*
===================================
монах никон комментирует...
    из всех образов Пресвятой Богородицы- Свенская только одна, на ней прп. Антоний справа от нас, а прп. Феодосий- слева.

Остальные- это варианты изображения Печерской иконы Божией матери.

Свенская-Печерская икона Богородицы;
Малороссия, XVIII в, полудрагоценные камни
Икона Пресвятой Богородицы Свенская
Свенская-Печерская икона Богоматери
XIX в
Свенская (Печерская) икона Божией Матери
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Свенской-Печерской»








------------------------
-----------
--


2 комментария:

монах никон комментирует...

из всех образов Пресвятой Богородицы- Свенская только одна, на ней прп. Антоний справа от нас, а прп. Феодосий- слева. Остальные- это варианты изображения Печерской иконы Божией матери.

gianna2410 комментирует...

БЛАГОДАРЮ!

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.