no copi

пятница, 3 июня 2011 г.

*** Оленины-Ленничи ***

*
*
21 мая/3 июня
Славянские праздники :: 
Оленины-Ленничи
Олена-льняница
(день святых равноапостольных Константина и Елены)
Олена - длинные льны
Олена-ленича (ленница)
Олена-леносейка
овсянник
длинные льны - Еленины косы
*
Народное название христианского праздника в память о святых Константине и его матери Елене. Важный этап в сельскохозяйственном календаре, когда заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху, сажать огурцы. Сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.
*
*
21.05 - Оленины-Ленничи

21 мая (травеня) совершают особый обряд "Оленины-Ленничи", который призван обеспечить рост лёна, чтобы он стал выше.

http://www.slavlib.net/viewpage.php?page_id=166
Славянские праздники :: Оленины-Ленничи

*
===============================

Олена-льняница

Олена-льняница (день святых равноапостольных Константина и Елены, Олена - длинные льны, Олена-ленича (ленница), Олена-леносейка, овсянник, длинные льны - Еленины косы) - народное название христианского праздника, установленного в память равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены и отмечаемого 21 мая / 3 июня.
Константин стал почитаем в христианском мире как первый римский император (годы правления 323-337 гг.), прекративший на государственном уровне преследования христиан. Он являлся автором Миланского эдикта, согласно которому сначала в западной, а затем и восточной частях Римской империи вводилась свобода вероисповедания. Константин предпринял и некоторые усилия для поиска христианских святынь, в частности Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос. С этой целью он отправил в Иерусалим свою мать царицу Елену, приверженку христианской веры. За время ее пребывания в Палестине был обретен Крест, а также освящены места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и Девы Марии. Языческие святилища, поставленные на этих местах императором Адрианом, желавшем таким образом искоренить память о Иисусе Христе, были снесены, а оскверненная земля вывезена и заменена освященной, на которой и возведены храмы, прославлявшие имя Господа. После смерти царица Елена была провозглашена святой; такой же почести удостоен и ее сын император Константин, принявший крещение в последние годы жизни. Христианская церковь, высоко оценив заслуги матери и сына, именует их равноапостольными.
В народной традиции день Олены-льняницы осмыслялся как важный этап в сельскохозяйственном календаре. К этому моменту заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен и коноплю, а также позднюю пшеницу, овес, местами ярицу, просо, гречиху. На Тамбовщине на Олену-льняницу происходил второй посев льна и конопли. Крестьяне говорили: "Посеешь лен на Олену - будут длинные льны" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 213). Если другие работы не позволяли начать сев с Олены, то следовало хотя бы "положить начало" этому делу: прийти на поле и бросить горсть льняных семян в землю.
Особую роль в работах, связанных со льном и коноплей, в том числе в севе, которым занимались преимущественно мужчины, играли женщины. Накануне Олены-льняницы под руководством старух собирались все женщины общины; каждая приносила собой по два яйца. Принесенные яйца испекали в печке и раскладывали в мешки с семенами льна, стараясь, чтобы посторонние этого не видели. На полосе, вспаханной под льны, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх, полагая, что "чем выше будут подброшены яйца, тем выше вырастет и лен" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 213), а затем съедал их. Только после этого начинался сев. В Калужской губ. мужчина, отправлявшийся сеять волокнистые культуры, получал по два варенных яйца от каждой женщины своей семьи. На поле он съедал их с приговором: "Пусть уродится лен такой же белый как это яичко" (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. № 554) и приступал к посеву семян. Скорлупу от таких яиц обычно сохраняли; старухи толкли и использовали ее в качестве добавки, подсыпаемой в корм курам, считая, что в этом случае они будут лучше нести яйца.
В ряде мест во время сева льна женщины раздевались донага. Этот обычай получил название "обманывать лен". Его участницы считали, что лен, глядя на их наготу сжалиться над ними: "Эта баба бедная - у нее даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть ее и получше уродиться" (Максимов С.В. 1993. С. 469).
В день Олены-льняницы девушки исполняли песни, основной темой которых было сеяние льна; как правило, они звучали в период троицко-семицких праздников (см. Семик, Троица, Духов день). Тексты песен имели магический характер и представляли собой заклинания на рост и урожай льна или конопли:
                   "Посею я, младая, ленку
                   При дорожке, при толку:
                   Ты расти, расти ленок,
                   Тонок, долог и высок,
                   В земелюшку корешок,
                   Что вниз коренист,
                   А вверх семянист!"
                                  (псковск.; Некрылова А.Ф. 1989. С. 214).
В Новгородской губ. в этот день запрещалось сеять лен. Нарушившие запрет могли лишиться в текущем году урожая льна, т.к. посеянные семена, по словам крестьян, "закоснеют" - не вырастут.
На Олену-льняницу было принято также сажать огурцы. В народном сознании посадка огурцов связывалась с именем св. Константина: "Льны - Олене, огурцы - Константину" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 214).

материал подготовлен
Зимина Татьяна Александровна

Российский Этнографический музей
http://www.ethnomuseum.ru/

*
============

 --


 -------------------------------
 --------------------
 -------------


Комментариев нет:

Отправить комментарий

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Заходите еще.